Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 атехизаци€ в послеапостольский век. ћужи апостольские




Ќа прот€жении II века подготовка к оглашению и  рещению начала структурироватьс€ и приобретать определенные формы. — этого момента обучение становитс€ более длительным и постепенным, что св€зано с более качественным и длительным приобщением к христианскому образу жизни. “акому повороту послужило несколько причин: распространение христианства по всей территории –имской империи, зарождение еретических движений, а также полный разрыв с иудаизмом. — количественным увеличением христианских общин становилось все сложнее сохран€ть единство учени€, которое ’ристос, а затем апостолы, проповедовали миру. “ак по€вились первые христиане, которые начали учить тому, что не звучало в апостольской проповеди. ѕоэтому передача из поколени€ в поколение неискаженного, истинного христианского учени€ требовала кроме полемики с еретиками и раскольниками еще и огромных трудов по духовной подготовке новообращенных ÷еркви ’ристовой. ќсобое место в деле обучени€ в этот период отводилось огласительным школам, которые €вл€лись мостом, соедин€вшим проповедующее повсеместно слово истины с внутренней жизнью ÷еркви.

‘ундаментом основани€ данных школ, которые имели огромное значение в ƒревней ÷еркви во II веке послужили следующие факторы: наследие синагоги, традици€ апостольской проповеди, а также общий контекст богослужени€ и жизни христиан. —инагога предоставила систему обучени€[2], основу которого составл€ло чтение и толкование —в€щенного ѕисани€. ’ристиане на богослужени€х также читали ≈вангели€ и ѕослани€ апостолов[3]. “акже большим авторитетом пользовались поучени€ и заповеди ’риста, которые сохранились в устной и письменной традици€х, о которых нам известно из частично дошедшего до нас п€титомного собрани€ св. ѕапи€ »ерапольского Ђ»зложение изречений √осподнихї.

¬се это породило первые письменные пам€тники послеапостольской эпохи, которые можно считать первыми систематическими катехизисами Ц Ђ”чение двенадцати апостоловї (или Ђƒидахеї), которое €сно свидетельствует о наличии определенной подготовки перед крещением: Ђј что касаетс€ крещени€, крестите так: преподав наперед все это вышесказанное, крестите во им€ ќтца и —ына и —в€того ƒуха в живой водеї.[4] ¬ контексте первых шести глав, следу€ ветхозаветной традиции, здесь раскрываетс€ учение о Ђдвух пут€хї: Ђ¬от, € сегодн€ предложил тебе жизнь и добро, смерть и злої (¬тор. 30:15) и призыв: Ђ»збери жизнь, дабы жил ты и потомство твоеЕї (¬тор. 30:19). Ёто своего рода учебник жизни, в котором автор краткими доводами убеждает в необходимости избрать благо. — текстом Ђƒидахеї во многом переплетаетс€ Ђѕослание ¬арнавыї, где автор также проводит параллель двух путей: Ђѕуть светаї и Ђѕуть тьмыї: Ђƒва пути учени€ и власти, один Ч света, другой Ч тьмы. Ќо велико различие между этими двум€ пут€миї[5]. Ђѕастырьї ≈рмы в своем умозрительном представлении ÷еркви в виде башни и составл€ющих ее камней (членов церкви в своей различной иерархии) говорит о нерадивых катехуменах, не прошедших искуса. Ќекоторые камни не вошедшие в состав башни падали Ђблиз воды и не могли скатитьс€ в воду; хот€ и стремились попасть в нееї[6]. ќни означали Ђтех, которые слышали —лово и желают креститьс€ во им€ √оспода, когда приходит им на пам€ть св€тость истины, но потом они уклон€ютс€ и оп€ть предаютс€ своим порочным пожелани€мї[7].

 ак уже отмечалось выше, в этот период катехизаци€ дл€ €зычников €вл€лась испытательным сроком, во врем€ которого испытуемый должен был обратитьс€ к новому учению и искать общени€ с верными: Ђƒаже ищи каждый день иметь личное общение со св€тыми, чтобы ты почивал на словах (учени€) ихї[8]; Ђ¬с€кого, говор€щего тебе —лово √осподне, люби как зеницу ока: вспоминай о нем днем и ночью. —тарайс€ каждый день видетьс€ со св€тыми дл€ беседы; ходи к ним дл€ утешени€ их и забот€сь о том, чтоб словом своим спасти душуї.[9]

Ќо €зычник не только должен обратитьс€ к новому учению и вере, но и отказатьс€ от прошлой жизни, и от идолопоклонства в частности. “ак »риней Ћионский в своем труде Ђѕротив ересейї пишет: Ђј €зычников јпостолы учили, чтобы оставили суетные дерева и камни, почитаемые ими за богов, и чтили истинного Ѕога,  оторый создал и образовал весь род человеческий и посредством —воего творени€ питал его, умножал, укрепл€л и поддерживал в бытии, и чтобы уповали на ≈го —ына, »исуса ’риста,  оторый искупил нас —воею кровию от отступничества, дабы и мы были народ осв€щенный, Ч  оторый сойдет с небес в силе ќтца и сотворит суд над всеми и соблюдшим заповеди ≈го дарует блага Ѕожииї[10]. “акое обращение к вере заключало в себе перемену не только внутреннего состо€ни€ (пока€ние), но и тотальным изменением образа жизни.

“аким образом, катехуменат €вл€лс€ подготовительным этапом перед крещением, перед вступлением в ÷ерковь. ÷ерковь же в свою очередь €вл€ла собой собрание верующих, не похожее ни на один из институтов эллинистической эпохи.

“ак происходит полна€ реорганизаци€ катехумената. »з своего Ђброд€чегої образа он переходит в более оседлый и уступает свое место авторитетным учител€м, занимающим определенные места. ѕримером этому может послужить »устин ‘илософ: Ђѕришел он и в –им, как философ, - в философском оде€нии, вместе с учениками своими. “ак как многие сходились к нему дл€ учени€, то он образовал училища и под видом внешнего любомудри€ учил истинной христианской философииї[11]. ќб этом сам мученик засвидетельствовал перед городским префектом –устиком, вызвавшим его на допрос: Ђј €, продолжал »устин, Ц живу в доме некоего ћартина, близ “имотинской бани; кто хотел приходить ко мне, тому € сообщал учение истиныї[12]. ¬ своих трудах он, дискутиру€ с представител€ми иудейства и эллинизма, бьет и тех, и других их же оружием. “ак, в своем ƒиалоге с “рифоном иудеем он предлагает последнему множество доказательств, ссыла€сь и цитиру€ пророков в пользу того, что »исус и есть обещанный ћесси€, а в своей 1 апологии, говор€ на философском €зыке развивает учение о логосе заимству€ многие черты стоиков о Ђсеменном Ћогосеї.

»устин в одном из своих трудов пишет, что после прохождени€ в его школе обучени€ те, кто не имеет сомнени€ в истинности ’ристова учени€, но во всем выражают свое согласие и желают жить в соответствии с ним, такие могут прин€ть крещение: Ђ то убедитс€ и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещаетс€, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвой и постом просили у Ѕога отпущени€ грехов, и мы молимс€ и постимс€ с ними. ѕотом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаютс€ таким образом, как мы сами возродились, то есть омываютс€ тогда водою во им€ Ѕога ќтца и ¬ладыки всего и —пасител€ нашего »исуса ’риста, и ƒуха —в€тогоЕ ѕосле того, как омоетс€ таким образом уверовавший и давший свое согласие, мы ведем его к так называемым брать€м в общее собрание дл€ того, чтобы со всем усердием совершить общие молитвы как о себе, так и о просвещенном, и о всех других, дабы удостоитьс€ нам, познавши истину, €витьс€ и по делам добрыми гражданами и исполнител€ми заповедей, дл€ получени€ вечного спасени€. ѕо окончании молитв мы приветствуем друг друга лобзаниемї[13]. “ак учител€ имели заботу о том, чтобы люди приходили ко крещению сознательно. ѕоэтому совместно с верными €вл€ли во всем пример и поддержку дл€ новообращенных. —ледом за крещением таковые сразу участвовали с верными в евхаристии: Ђѕотом к предсто€телю братии приноситс€ хлеб и чаша воды и винаї[14]. Ёти утверждени€, при отсутствии свидетельств у прочих авторов, не могут дать полную картину того, складывалась ли катехизаци€ в середине II в. из разных этапов.

1.4. »пполит римский и его Ђјпостольское преданиеї

’отелось бы более подробно остановитьс€ на труде »пполита –имского Ђјпостольское преданиеї, которое датируетс€ приблизительно 215 г., так как в нем можно найти много интересной информации, котора€ может нам рассказать, как происходила катехизаци€ в –имской церкви в начале III века. ƒанна€ практика не была повсеместной, однако она во многом положила основание того, что получило свое развитие в последующие века.

»пполит был строгим консерватором, и в отношении морали его школа установила более серьезные требовани€ дл€ вступающих. Ётот документ (Ђјпостольское преданиеї) содержит первое подробное описание катехизации, в которой он выдел€ет два этапа[15]. ѕервый этап начиналс€ с предварительного собеседовани€. ѕопасть же на собеседование интересующиес€ христианской верой могли лишь по ходатайству членов общины, которые и €вл€лись дл€ последних своего рода поручител€ми и наставниками: Ђ“е, которые впервые привод€тс€ к слушанию —лова, пусть привод€тс€ сначала в присутствии учителей, прежде чем войдет весь народ, и пусть спрос€т их о причине, вследствие которой они обращаютс€ к вере. » те, которые их привели, пусть засвидетельствуют, что приведенные готовы к слушанию —ловаї[16]. ’ристиане считались с пор€дками и социальными нормами того времени за исключением лишь тех, которые €вно противоречили учению ’ристову: Ђ», если он (приведенный в собрание) раб какого-нибудь христианина и господин его разрешает ему, пусть слушает —лово. ≈сли же господин не засвидетельствует, что он достоин, он отвергаетс€. ≈сли же господин Ч €зычник, то наставь раба быть при€тным своему господину, чтобы не возбудить прекослови€ї[17].

ƒалее идет длинный перечень зан€тий и профессий, и степень дифференциации относительно возможности прин€ти€ в катехуменат состо€щих в них. ќсновными критери€ми, преп€тствующими к вступлению €вл€лись: зан€ти€ св€занные с идолопоклонством, убийством и блудоде€нием (самолично или же содержанием публичных домов). ѕрошедшие собеседование зачисл€лись в группу собственно катехуменов (Ђслушающихї). ”чител€ми катехуменов €вл€лись как клирики, так и мир€не. ћолитьс€ после оглашени€, а также сто€ть в церкви катехумены должны были отдельно от верных: Ђ огда учитель закончит поучение, то оглашенные пусть мол€тс€ отдельно от верныхї[18]. ¬се женщины должны были быть с покрытой головой: Ђ∆енщины же все должны покрывать головы свои платом (pallio); но только не льн€ным, ибо это не покрывалоЕї[19] и находитьс€ в стороне от мужчин, дабы не было соблазна и развлечени€: ЂЕ» женщины пусть сто€т в церкви в каком-нибудь месте отдельно, будь они христианками или оглашеннымиї[20]. ¬ конце каждого зан€ти€ катехизатор возлагал руки на учеников, подава€ им помощь —в€того ƒуха дл€ борьбы с силами зла. ѕримечателен тот факт, что право возлагать руки в этой школе имели все катехизаторы: клирики и мир€не. ¬от как об этом свидетельствует сам автор: Ђ огда учитель после молитвы возложит руки на оглашенных, то пусть помолитс€ и отпустит их.  лирик ли тот, кто учил, или мир€нин Ч пусть делают это такї[21]. —ледует отметить, что несмотр€ на систематические гонени€ христиан в этот период, испытательный срок мог зан€ть значительный период. “ак в –имской церкви он занимал три года. ¬прочем, »пполит делает акцент на важность факта перемены жизни уверовавшего: Ђќглашенные пусть слушают —лово в продолжение трех лет. ≈сли же кто усерден и совершает добрые дела, то пусть принимаетс€ во внимание не врем€, а само поведение, которое только и должно обсуждатьс€ї.[22] —в. »пполит предписывает каждое утро посещать богослужение в особенности, когда есть учитель и провод€тс€ огласительные беседы, которые нередко посещали и верные. ќн придает высочайшее значение словам учител€: ЂЅог говорит через того, кто наставл€етї[23], - €вл€€ его духоносным вещателем откровений Ѕожьих полезных и необходимых дл€ каждого. ¬ то врем€ нередко случалось, что катехумен был схвачен за веру и, не жела€ приносить жертвы идолам и отрекатьс€ от ’риста был умучен так и не получив водного крещени€. ќ таких ÷ерковь свидетельствовала что ЂЕон будет оправдан. »бо он прин€л крещение своею кровьюї[24].

ѕо окончании первого этапа катехизации проводилось еще одно последнее собеседование. Ќа нем также об€зательным было наличие поручителей, которые свидетельствовали перед общиной о том, насколько стрем€щийс€ ко крещению восприн€л учение ’ристово и воплотил его на деле. ќни должны были свидетельствовать о том принимает ли кандидат участие в делах общины, т.е исполн€ет определенное служение: Ђпочитали ли вдов, посещали ли они больных, совершали ли добрые дела?ї[25] ѕосле положительного отзыва данные катехумены переходили на новый этап Ц им разрешалось слушать ≈вангелие. ¬ –име их называли Ђизбраннымиї или Ђотделеннымиї.[26]

¬след за этим катехумен должен был выучить наизусть Ђправило верыї (κανών τὴς πίστεως, regula fidei), которое выражало суть церковного вероучени€ при помощи нескольких предложений. ƒанный апостольский символ €вл€л образ крещальной формулы исповедани€, котора€ употребл€лась в –име с глубокой древности и имела вид вопросов и ответов: Ђ¬еруешь ли ты в Ѕога ќтца ¬семогущего?.. ¬еруешь ли ты в »исуса ’риста, —ына Ѕожи€, рожденного от ƒуха —в€того и от ƒевы ћарии, расп€того при ѕонтии ѕилате, и умершего, [и погребенного], и воскресшего в третий день живым из мертвых, и вознесшегос€ на небеса, и сид€щего одесную ќтца, и паки гр€дущего судить живых и мертвых?.. ¬еруешь ли ты в ƒуха —в€того и во —в€тую ÷ерковь и в воскресение плоти?ї[27] ƒанное исповедание веры каждый кандидат должен был произнести при крещении.

Ќа последнем этапе катехизации проводилось более интенсивное практика экзорцизма, в котором ежедневное участие принимали предположительно клирики. ¬ конце каждого зан€ти€ учитель возлагал руки на учащихс€ и молилс€ за них. », наконец, в непосредственной близости ко крещению сам епископ проводил экзорцизмы. ¬ Ђјпостольском преданииї этому обр€ду отводитс€ значительна€ роль в процессе подготовки ко крещению, т.к. €зычники приносили жертву идолам, что рассматривалось, как господство дь€вола над ними, да и вс€кий, кто не был под благим игом ’ристовым не мог быть свободен. Ђ—о времени же, когда они были отделены, на них ежедневно возлагаютс€ руки, пока заклинают их.  огда приближаетс€ день, в который они будут крещены, епископ заклинает каждого из них, чтобы узнать, чист ли он. ≈сли кто-нибудь из них недостоин или нечист, то пусть он располагаетс€ отдельно, так как не слушал —лово с верой, ибо невозможно, чтобы чужой укрывалс€ всегдаї.[28]

Ђјпостольское преданиеї также рекомендовало пост в п€тницу и субботу и бдение накануне воскресень€ перед прин€тием крещени€. ѕодобную практику мы находим и в Ђƒидахеї: Ђј пред крещением пусть пост€тс€ крещающий и крещаемый и, если могут, некоторые другие, крещаемому же повели поститьс€ наперед один или два дн€ї[29]. ¬о врем€ зан€ти€ в субботу Ђизбранныеї молились на колен€х, после чего над ними епископом был совершен последний контрольный экзорцизм: Ђ», возлага€ на них руку свою, пусть он заклинает вс€ких чуждых духов, чтобы они убежали от них и уже не возвращались в нихї[30]. «атем, сто€ на колен€х, Ђизбранныеї получали печать креста: Ђѕо окончании заклинани€ пусть он дует им в лицо и пусть осенит им лоб, уши и ноздри и поднимает их, и пусть они бодрствуют всю ночь, и да читаетс€ им, и да наставл€етс€ї[31]. ћожно предположить, что последнее наставление касалось предсто€щего им таинства крещени€. ѕосле этого в воскресенье катехумены крестились и принимались в сообщество верных после чего сразу следовало первое причастие: ЂЕподобает, чтобы тот, кто стал достойным, в тот же час предложил бы и приношениеї[32]. «атем новокрещенные принимали толкование о таинствах евхаристии и крещени€, что в школе »пполита делал епископ после первого причасти€ новокрещенного: Ђќтносительно всего этого епископ должен дать объ€снение тем, кто принимает [причащение]ї[33].

јлександрийска€ школа

ѕо поводу философии у древних писателей и отцов ÷еркви сложилось два противоположных мнени€. »пполит и в особенности “ертуллиан были €рыми противниками философии, счита€ ее матерью всех существующих ересей. Ќо представители александрийской школы, такие как ѕантен, јфинагор, ќриген,  лимент и др., напротив, использовали ее в качестве противо€ди€ от ересей. јлександрийские богословы в защиту своего мнени€ утверждали, что дл€ умени€ отличать ненасто€щую монету от насто€щей необходимо сначала увидеть фальшивую монету, чтобы затем можно было в сравнении различать насто€щие от фальшивых: Ђѕисание наставл€ет нас: ЂЅудьте опытными мен€ламиї, отверга€ поддельные монеты, и принима€ доброе сереброї[34], Ђјпостол желает, чтобы учение истинное изучалось только через сравнительное испытание его достоинства, подобно тому как серебро сперва тщательно очищаетс€ в горниле и только потом уже отдаетс€ ради прибыли мен€лам (ћф., 25:27)ї.[35] “аким образом, александрийцы через христианскую апологетику решили воцерковить эллинистическую культуру, тем самым удалив из нее все, что противоречит христианскому учению.

“ак зародилась јлександрийска€ традици€ толковани€ —в€щенного ѕисани€, котора€ получила свое начало от ‘илона јлександрийского. Ђќн утверждал, что Ѕибли€ имеет: а) буквальный смысл, не самый интересный и важный, и б) смещенный смысл, согласно которому библейские персонажи и событи€ символизируют пон€ти€ и истины моральные, духовные и метафизическиеї.[36] »менно он высказал утверждение, что кроме буквального смысла текст ѕ€тикнижи€ заключает в себе более глубокий, аллегорический смысл. ѕоэтому ѕ€тикнижие имело кроме буквального смысла, которое было дл€ понимани€ доступное многим, аллегорический смысл, доступный дл€ понимани€ лишь некоторым. Ђ¬полне возможно, что катехизаци€ в ƒревней ÷еркви придерживалась подобной методологии.  лимент јлександрийский и ќриген продолжили эту иудейскую александрийскую экзегетическую традицию, и это нашло свое отражение в их катехетической де€тельностиї[37].

јлександрийска€ школа была столпом истины, способным дать отпор распростран€ющимс€ гностическим учени€м того времени. »з наиболее ценного катехетического материала, дошедшего до нас из этой пле€ды богословов, €вл€етс€ труд-трилоги€  лимента јлександрийского Ђѕедагогї. ¬ нем автор предприн€л попытку наиболее пространно описать и регламентировать уклад жизни христиан, дать практические ответы на вопиющие вопросы того времени. “ак, говор€ об огласительной практике, он подчеркивал, что она помогает укрепл€тьс€ в вере, а вера €вл€етс€ необходимым условием дл€  рещени€: Ђ атехизическое оглашение только ведет к вере; значит, в самом крещении научает нас ƒух —в€тойї[38]. ¬ другом месте тракту€ послание апостола ѕавла к  оринф€ном Ђ€ не мог говорить с вами брать€ как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во ’ристеї (1  ор. 3: 1) он €вно выдел€ет наличие в ÷еркви тех кто уже прин€л  рещение и тех, кто только к нему готовитьс€: Ђпод людьми плотскими и под младенцами во ’ристе нужно разуметь еще недавно оглашенных; к тем, которые уже веруют во —в€того ƒуха, апостол обращаетс€ как к люд€м духовным, а к новооглашенным как к люд€м плотским и еще не очищеным (св.  рещением)ї[39]. ќсновными его требовани€ми к катехуменам обозначены умеренность в пище и питии, скромность в оде€нии и употреблении украшений, а также сдержанность во врем€ праздников и торжеств.

Ќесмотр€ на то, что в јлександрийской школе нар€ду с толкованием —в€щенного ѕисани€ преподавалась также греческа€ философи€, все же она имела скорее второстепенный характер, развива€ навык ума к рассуждению: ЂЕфилософи€ становитс€ дл€ него (гностика), по вышеуказанным причинам, неким дополнением к основномуї[40]. ќсобенностью школы было и то, что здесь обучатьс€ могли как мужчины, так и женщины. ѕрин€то считать, что именно по этой причине ќриген оскопил себ€, чтоб Ђпрекратить гр€зную клевету €зычников (ему, юноше, приходилось беседовать о вопросах Ѕожественных не только с мужчинами, но и с женщинами)ї[41]. »менно он и стал преемником  лимента јлександрийского на посту руководител€ школы дл€ оглашенных. ќ преемстве глав јлександрийской богословской школы нам сообщает ≈всевий. ¬ частности то, что пост  лимента наследовал восемнадцатилетний ќриген: Ђ¬ то врем€ јлександрийским училищем руководил преемник ѕантена  лимент, ќриген был его ученикомї[42]. Ђќригену было восемнадцать лет, когда он стал во главе училища дл€ оглашаемыхї[43].

¬ это врем€, когда гонение на христиан стало затихать, услышать о вере христиан можно было всюду: на рынках, на площад€х[44]. язычники часто обвин€ли христиан в том, что они принимают в свои р€ды всех подр€д (рабов, людей низкого сослови€, преступников закона) и не верили в то, что можно изменить характер человека, сформировавшийс€ привычкой ко греху.

ќднако к отбору тех, кто хотел причислить себ€ к катехуменам в јлександрии относились не менее строго чем на «ападе.  атехизаци€ в этой школе начиналась с предварительного собеседовани€, на котором в первую очередь удел€лось внимание, по примеру римской школы »пполита, образу жизни: Ђ’ристиане же, наоборот, прежде всего стараютс€, насколько возможно, проникнуть в самую душу желающих вступить в р€ды их учеников: они сначала наедине подвергают их предварительному испытаниюї[45]. ƒалее ќриген, опроверга€ их доводы, показывает реальность перемены образа жизни, привод€ в качестве примера некоторых философов, среди которых ѕолемон Ђпеременивший свою прежнюю разнузданную жизнь на самый воздержный образ жизниї[46]. “акже ќриген пишет, что став христианами воры перестают воровать, и прелюбодеи перестают прелюбодействовать. ќтвеча€ на нападки философа ÷ельса, он описывает отточенную систему испытани€ намерени€ желающих слышать слово истины и следовать ему: Ђтолько после того, как слушатели Ч еще до своего вступлени€ в общину (είς τό κοινόν) Ч обнаружат свою искреннюю готовность к жизни честной (καλώς βιούν), их, наконец, принимают сюда (τό τηνικάδε είσάγουσιν), подверга€ при этом еще особому испытаниюї[47].

 ак и в римской школе »пполита, в јлександрии мы можем наблюдать наличие двух этапов у катехуменов. ¬ первую группу катехуменов входили Ђначинающие и только что допущенные (τών άρτι άρχομένων καί είσαγομένων), не успевшие еще прин€ть символа очищени€ (т.е. таинства крещени€) (τό σύμβολον τού άποκεκαθάρθαι)ї[48]. ¬торую группу представл€ли катехумены, которые своими делами на прот€жении достаточного времени €вили твердость в следовании за ’ристом: Ђна второй же (высшей) ступени поставл€ютс€ те, которые по мере своих сил уже доказали свое твердое намерение желать только того, что сообразно с требовани€ми христианской жизниї[49].  атехуменам первого и второго этапов предписывалось поставл€ть особых наставников и смотрителей, которые должны были заботитс€ о передаче неповрежденного учени€ и опыта жизни сообразного ему, что происходило на добровольных началах при полном доверии друг ко другу, что позднее в монашеской среде приобрело образ старчества: Ђѕри них поставлены еще особые лица, на об€занности которых лежит Ч следить за жизнью и нравами вход€щих (προσιόντων) в общину. Ёти лица преп€тствуют вступить в общину (έπί τόν κοινόν σύλλογον) таким люд€м, которые зап€тнали себ€ дурными де€ни€ми и продолжают проводить порочную жизнь, но с радостью (όλη ψυκή) приемлют людей иного направлени€, которых и подготавливают постепенно (όσημέραι), чтобы привести к еще большему совершенствуї[50]. ¬о врем€ подготовки неофита ко крещению происходило оставление старого, ветхого Ђ€ї и перерождение в нового по образу ’риста: Ђ∆елающие прин€ть крещение и получить благодать ƒуха, очиститесь прежде по закону. ѕрежде, выслушав —лово Ѕожие, искорените ваши обычные пороки и оставьте ваши варварские обычаи, чтобы, облекшись в кротость и смирение, вы смогли бы прин€ть —в€той ƒухї[51].

Ќасколько отличались сроки подготовки и оглашени€ в александрийской и римской школах неизвестно. ¬ажным было то, что обучение продолжалось после прин€ти€  рещени€. » это вполне соответствовало заповеди ’риста: ЂЕ идите, научите все народы, крест€ их во им€ ќтца и —ына и —в€таго ƒуха, уча их соблюдать все, что я повелел вамЕї (ћф. 28:19-20). ¬едь Ђнаучитеї Ц это не значит, что до  рещени€ должно быть произведено полное, обсто€тельное научение. ѕосле слов Ђкрест€ ихЕї ќн вновь повелевает обучить, но уже всему, что было »м передано. “ак крещенный переходил на более высокий уровень, на котором он уже был способен принимать более глубокое знание. ћы имеем свидетельство о √ригорие Ќеокесарийском, который со своим братом јфинадором пришел в александрийское училище. Ќаставив их в философии, ќриген ЂЕпостепенно изложил им суть веры в ’риста и сделал их своими последовател€ми, а после п€ти лет обучени€ отправил обратної[52].

Ѕыли и те, кто так и не решалс€ прин€ть крещение. “аковых по аналогии с христианами –има называли Ђслушающимиї (audientes, ἀκροώμενοι). Ђќриген говорит о двух группах оглашенных: 1) те, кто еще не допускались на собрание и 2) те, кто допускались. ¬озможно, что оглашенными в собственном смысле признавались лишь те лица, которые принадлежали ко второй группеї[53].

¬ своей истории ≈всевий нам сообщает о некоторой реорганизации в школе ќригена. ¬ виду большого наплыва желающих принимать наставление и не дающих ќригену поко€ ни днем, ни ночью, он Ђвыбрал из своих учеников некоего »ракла, прилежно занимавшегос€ богословием, человека вообще очень разумного и не чуждого философии, и сделал его помощником в оглашательной работе: ему он поручил начальное преподавание, а себе оставил слушателей более совершенныхї.[54] “ак в александрийской школе впервые произошло разделение учени€ на два уровн€ Ц экзотерический (от др.-греч. εξωτερικός Ч внешний) и эзотерический (от др.-греч. ἐσωτερικός Ч внутренний). ѕредметом изучени€ первого €вл€лась Ђбожественна€ икономи€ї, котора€ €вл€ет собой учение об откровении Ѕога в мире, второго Ц непосредственно богословствование о божественной природе, о предвечном бытии —лова. “аким образом он разделил слушателей на тех, кто еще не способен вместить высшие истины, и тех, кому доступно познание Ѕожественной истины.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 735 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1322 - | 1354 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.025 с.