Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озвышениеисторичности понимани€ до герменевтического принципа




1 —м. H e i d e g g e r M. Sein und Zeit. S. 312 ff.

2 Cp. Schleiermacher F. Hermeneutik. Ўлейермахер недвусмысленно признает себ€ приверженцем старого идеала теории ис-куссзгва понимани€ (с. 127, прим.: Ђ... ненавижу, когда теори€ не идет далее природы и основ искусства, предметом какового она €вл€етс€ї).

3 —м. например, сходное описание у Ё. Ўтайгера: S t e i g e r E. Die Kunst der Interpretation, S. 11 ff. я не могу, однако, согласитьс€ с его формулировкой, что наука о литературе начинаетс€ лишь тогда, Ђкогда мы поставили себ€ в положение читател€-современникаї. Ёто невозможно, но мы все же достигаем понимани€, хот€ и не способны вывести точное Ђличностное или временное уравнениеї. —м. также: Ёкскурс IV, с. 575.

4 —м.: Heidegger M. Sein und Zeit, S. 112 ff.

5 —р.: Strauss L. Die Religionskritik Spinozas, S. 163: Ђ—лово Ђпредрассудокї есть наиболее подход€щее выражение дл€ великого волени€ просветителей, дл€ их воли к свободному, непредвз€тому испытанию; предрассудок Ч это однозначный полемический коррел€т чересчур многозначного слова "свобода"ї.

6 ЂPraeiudicium auctoritis et precipitantiaeї,Ч йисал уже  ристиан “омазий в своих ЂLectiones de praeiudiciisї и во Ђ¬ведении в учение о разумеї (І 39/40). —р. также статью ¬ал^а: Philosophisches Lexikon (1726), 2794.

7   а н т ». —оч., т. 6, с. 27.

8 јнтичное ѕросвещение, порождением которого была греческа€ философи€ и ее кульминаци€ Ч софистика, представл€ло собой нечто существенно иное и потому могло позволить такому мыслителю, как ѕлатон, соединить в своих философских мифах религиозную традицию с диалектическим ходом философствовани€. —р.: Frank E. Philosophische Erkenntnis und religiöse Wahrheit, S. 31 ff.; см. также мою рецензию на книгу √.  рюгера (ЂTheologische Rundschauї, 1950, S. 260Ч 266), а также и прежде всего саму эту книгу (  г u g e r G. Einsicht und Leidenschaft, 1951).

9 Ёто хорошо видно на примере того, как медленно уступал свои права в исторической науке авторитет античных исторических сочинений и как постепенно завоевывало свои позиции изучение архивных материалов и исторической почвы (см.: например, 11-ую главу Ђјвтобиографииї  оллингвуда, где он проводит параллель между поворотом в исторических исследовани€х и революцией Ѕэкона в исследовании природы:  оллингвуд –. ƒж. »де€ истории. јвтобиографи€. ћ., 1980, с. 393Ч 394).

10 —р. наши замечани€ по поводу ЂЅогословско-политического трактатаї —пинозы [с. 228 и ел.].

1 »ми отмечена, к примеру, книга ћейера: Meier G. F. Beiträge zu der Lehre von der Vorurteilen des menschlichen Geschlechts, 1766.

12 я анализировал этот процесс в небольшой работе о Ђ’илиасти-ческих сонетахї »ммермана (см.: (Ί adamer H.-G. Kleine Schriften, II, Tübingen, 1967, S. 136 ff.).

13 ’оркхаймер и јдорно совершенно правы, на мой взгл€д, в своем анализе Ђдиалектики ѕросвещени€ї (хоть € и вижу в применении к ќдиссею таких социологических пон€тий, как Ђбуржуазныйї, не-

673 22-253

достаток исторической рефлексии, а то и смешение √омера с »оганном √енрихом ‘оссом, каковое критиковал уже √Єте).

14 —р. размышлени€, которые посв€тил когда-то этому важному вопросу ƒ. Ћукач: L u k а с s G. Geschichte und Klassenbewußtsein, 1923.

10 —м.: RousseauJ.J. Discours sur l'origine et les fondements de l'inégalité parmi les hommes.

—р. наши работы Ђѕлатон и поэтыї, Ђƒиалектическа€ этика ѕлатонаї (1968).

7 Philosophisches Lexikon (1726), 1013.

18 Ibid., 1006 ff. (под рубрикой Ђ—вобода вспоминатьї). —м. выше с. 324-325.

19 —м.: S с h l e i e r m а с h e r F. Werke, Bd. l, 7, S. 31.

0 ѕресловутый тезис: Ђѕарти€ всегда праваї или Ђ‘юрер всегда правї не потому не верен, что в нем говоритс€ о превосходстве руководителей над руководимыми, но потому, что вследствие этого тезиса руководители делаютс€ недос€гаемыми дл€ вс€кой критики, котора€ может быть и справедливой. ѕодлинный авторитет не нуждаетс€ в авторитарности.

11 —м.: јристотель. —оч., т. 4., с 287 и ел.

22 я не думаю, что Ўелер прав, говор€, что предсознательное давление традиции уменьшаетс€ благодар€ наукам о духе (Ђћесто человека в  осмосеї, с. 37). »мплицируема€ тем самым независимость наук о духе кажетс€ мне либеральной фикцией, которую сам же Ўелер обычно прекрасно распознает.

3 ѕримером тому служат Ќаумбургска€ конференци€ по проблемам классического (1930), определ€ющее вли€ние на которую оказал ¬ернер ≈гер, и основание журнала Ђјнтичностьї (см.: Das Problem des Klassischen und die Antike, 1931).

24 —р. справедливую критику ј.  ерте в адрес доклада ∆. —тру на Ќаумбургской конференции (ЂBerichte der Sachsischen Akademie d.W.ї, 86, 1934) и мое сообщение (ЂGnomonї, 11 (1935), S. 612 f.).

5 Ќе случайно поэтому во врем€ наумбургской дискуссии о классическом на Ђƒиалог об ораторахї было обращено особое внимание. ќбсуждение причин упадка ораторского искусства включает в себ€ признание его былого величи€, то есть нормативное сознание.

Ѕ. —нелл справедливо указывал, что все историко-стилистические пон€ти€ типа барочный, архаический и т.д. предполагают св€зь с нормативным пон€тием классического и сами лишь постепенно утратили уничижительный оттенок (Wesen und Wirklichkeit des Menschen. Festschrift für H. Plessner, S. 333 ff.).

6 √ e г.ел ь √.¬.‘. Ёстетика, т. 2, с. 139.

27 ‘ридрих Ўлегель делает герменевтические выводы: Ђ лассическое произведение не должно быть таким, чтобы его когда-либо можно было пон€ть до конца. Ќо тот, кто развит и развивает себ€, должен стремитьс€ черпать из него все больше и большеї (Ў л е г е л ь ‘р. Ёстетика, ‘илософи€.  ритика. ћ., 1983, с. 280).

8 ¬ 1958 году в докладе под названием Ђ—омнительность эстетического сознани€ї, прочитанном на конгрессе в ¬енеции, € пыталс€ показать, что эстетическое суждение Ч как и историческое Ч носит вто ричный характер и подтверждает Ђпредвосхищени€ завершенностиї (см.: ЂRivi^ta di Esteticaї, Fase. III, ј III [1958]).

?9 —уществует исключение из этого принципа предвосхищени€ завершенности: случай измененного или шифрованного письма. ќн представл€ет собой сложнейшую герменевтическую проблему (см. весьма поучительные соображени€ Ћео —трауса в: ЂPersécution and thé Art of Writingї), Ётот исключительный случай показателен в том отношении, что мы выходим здесь за пределы чисто смыслового истолко-

вани€ в том же направлении, в каком критика исторических источников выходит за пределы предани€. » хот€ речь идет здесь не об исторической, но о герменевтической задаче, задача эта может быть решена лишь в том случае, если мы применим к ней ключ фактического понимани€. Ћишь в этом случае шифровка может быть расшифрована,Ч подобно тому, как в устной беседе мы понимаем иронию лишь в той мере, в какой обладаем фактическим взаимопониманием с нашим собеседником.  ажущеес€ исключение подтверждает, таким образом, что понимание имплицирует взаимо-понимание. $0 —м.: јристотель. —оч., т. 4, с. 65.

31 ѕон€тие ситуации разрабатывалось прежде всего  . ясперсом (Ђƒуховна€ ситуаци€ эпохиї) и Ёрихом –отхаккером.

32 —м.: Nietzsche F. Unzeitgemäße Betrachtungen, Zweites Stuck.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 356 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1365 - | 1135 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.