Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 4 эротическое одиночество и эротическое единство: мужчина против женщины




Ђ— полом и любовью св€зана тайна разрыва в мире и тайна вс€кого соединени€; с полом и любовью св€зана также тайна индивидуальности и бессмерти€.ї Ќиколай Ѕерд€ев

 

Ќасколько возможна окончательна€ победа над эротическим одиночеством Ч одиночеством непон€тного и непостигнутого? √овор€ об эротическом единении, мы оп€ть забегаем вперед, затрагива€ проблему последней части. Ќо логика нашего исследовани€ вновь и вновь толкает нас увидеть бытие по ту сторону одиночества.

 ак мы увидели выше, сексуальное одиночество исчезает за пределами секса Ч в эротической сфере. ƒл€ его действительного исчезновени€ необходим не просто партнер, и не просто новый партнер, а обновленный, более того, посто€нно обновл€ющийс€ партнер. Ёто достигаетс€ только обновлением себ€. “аким образом, речь идет о совместном обновлении, выступающем актом посто€нного омоложени€. »менно это и будет называтьс€ эротическим единением.

Ёротическое единение всегда €вл€етс€ творческим единением. “олько тогда оно может быть обновлением. “рагеди€ ƒон ∆уана заключаетс€ в том, что он ищет эротического единства не через обновление, а через новизну. —пособный к обновлению, он вынужден искать единени€ в новизне Ч кажда€ из встретившихс€ ему женщин обновл€етс€ лишь в его иллюзии, и эта иллюзи€ со временем все больше становитс€ иллюзией. Ќо ƒон ∆уан ищет ≈динственную ∆енщину.  азакова, напротив, соедин€етс€ со всем женским родом. Ѕесчисленное множество женщин, познанных и разгаданных им, составл€ют единую женщину. “вор€ каждый акт эротического и сексуального общени€ї он обновл€етс€ сам, но обновление женщины находит в посто€нной новизне женщин. ќчарованный его страстью, женский род склон€етс€ перед  азановой, и, покор€€ его, он покор€ет сердце одной вечно новой женщины. ¬ этом дл€ него Ч разрешение противоречи€ ƒон ∆уана.

Ќо подобное разрешение не спасает  азанову от глобального одиночества. Ёто прекрасно уловил ‘еллини в своем одноименном фильме. ѕутешеству€ по ≈вропе от женщины к женщине,  азанова лишаетс€ лишь сексуального одиночества и вечно носит за собой Ч вместе со шпагой и плащем Ч одиночество эротическое. ќн глубже не только каждой отдельной соблазненной им женщины, но и всей совокупности женщин, с которыми он вступил в сексуальные отношени€. Ёротическое одиночество живет в глубине его глаз и надсознани€, а потому слишком глубоко, чтобы быть осознанным.

“рагизм ослабл€етс€ через углубление трагизма. ќн ослабл€етс€ игрой-познанием мира женщин и углубл€етс€ отказом от поиска »деальной ∆енщины. ѕоэтому в отличие от ƒон ∆уана  азанова доживает до старости, и лишь в старости встречаетс€ с одиночеством и постигает его как бездну, перед которой та бездна, куда  омандор увлек ƒон ∆уана, есть ничто...

ƒон ∆уан и  азанова вступают в борьбу-соперничество с женщинами.  ажда€ женщина дл€ них есть противник, с которым стоит сразитьс€, а ее сердце есть крепость, которую нужно завоевать. ќни наход€тс€ в состо€нии непрекращающейс€ войны с женским родом, котора€ оттачивает их эротическое одиночество, словно меч. » этот меч наносит раны не только покор€емым женщинам, но и им самим. ќн так и не становитс€ мечом эротического господства.  ажда€ нова€ победа приближает последнее поражение Ч их эротические сли€ни€ трагически сексуальны перед лицом Ёротического ≈динства.

Ёротическое единство “ристана и »зольды, ѕетрарки и Ћауры тоже трагично, но бесконечно более реально. Ёто единство, возникающее при встрече с »деалом, а потому его нельз€ зап€тнать компромиссами. ≈го возвышенный трагизм несет надежду полного освобождени€...

ќбыденный секс, рожденный под покровом темноты игрой гормонов в крови, рано или поздно приводит к ощущению одиночества и жажды новизны-измены. ”же это одно показывает, что человек не совсем животное Ч животному неведомо подобное томление в сексе.

„еловек отличен от животного чувством сексуального одиночества. ѕереживание эротического одиночества поднимает человека над другими людьми.

Ќеверность партнеру парадоксально отдел€ет человека от человеческого быти€ и возвышает к этому бытию. ∆ивотные не знают неверности Ч случайна€ встреча самца и самки закрепл€етс€ инстинктом и ограничиваетс€ рамками брачного периода. ƒаже гаремические отношени€ в мире животных (например, у многих видов обезь€н), где самец-вожак владеет стадом самок, не имеют ничего общего с неверностью. Ќеверность Ч сугубо человеческа€ форма про€влени€ себ€. —ам феномен неверности и отношение к ней означают, что у человека разумного в отличие от его неразумных предшественников присутствует архетипическа€ уверенность: каждый мужчина должен найти свою »деальную ∆енщину и кажда€ женщина должна дождатьс€ своего »деального ћужчину. »менно это существа нашего вида переживают как эротическое единство.

∆елание идеала толкает мужчину и женщину в ѕоиск. ќднако далеко не у всех есть оба€ние и смелость ƒон ∆уана или ум и искусность  азаковы. ѕоэтому ѕоиск этот имеет трагикомические, а иногда и просто жалкие формы и заканчиваетс€ случайной встречей в случайном месте.ї

 аждому взрослому человеку, уставшему от ѕоиска и неопределенности, хочетс€ поверить, что это Ч завершение ѕоиска. » если на чашу весов ложатс€ некоторые материальные выгоды, то мужчина и женщина могут соединитьс€.

»х эротическое одиночество может проступить достаточно быстро, и, если материальные причины не преп€тствуют им, они рано или поздно разойдутс€. ћожно согласитьс€ с ¬ейнингером, который (исход€ из наличи€ в личности каждого пола женского и мужского начал) формулирует закон совместимости: женского в мужчине должно быть столько же, сколько мужского в женщине, или иначе: мужчина и женщина, соединившись, должны составить »деального ћужчину и »деальную ∆енщину. ¬ данном случае речь идет не о типахї совместимых с той или иной личностью, а о стопроцентных ћужчине и столь же чистой ∆енщине.

“акое объединение есть результат естественной совместимости; все выпуклости мужского духа соедин€ютс€ со всеми вогнутост€ми женской души, женский же дух вонзаетс€ в мужскую душу. ¬се это порождает некое подобие монолита, возвращение к бытию единого существа, того, что древнегреческа€ культура и мифологи€ назвали андрогином.

ќбраз андрогина выражает высшую сублимацию сексуального единства в эротическое единение. ¬ отличие от ¬ейнингера, принимающего лишь отрицательное определение андрогина, € склонен думать, что такой андрогин может быть не только одним существом, абсолютно одиноким в своей самодостаточности, но и люб€щей парой,

ќднако эротическое единство люб€щей пары не удерживаетс€ в своей первозданной чистоте и целостности. ќно стремитс€ быть разрушенным. » инициатором такого разрушени€ часто бывает мужчина.  ак пон€ть это?

¬ свете всего сказанного выше можно было бы предположить, что мужчина больше склонен к эротическому одиночеству, см€гченному и спровоцированному сменой возлюбленных, тогда как женщина устремлена к единству и верности. ¬озникает глобальное противоречие ценностей женщины и мужчины, которое делает их вечно несчастнымиЕ

ќднако это не так.

¬ эротическом единении мужчина есть ƒух, а женщина Ч ƒуша. ƒух мы определили как извечный творческий порыв, акт вдохновени€ и воли, ƒушу Ч столь же вечным желанием любви и сострадани€. “акое определение возносит женщину из материи, помеща€ ее р€дом с мужчиной, а в чем-то Ч и выше него. »так, женщина стремитс€ к любви, сохранению и упрочению эротического единства; но мужчина не меньше женщины желает усилени€ их единства. ќƒЌј ќ ¬—≈ ƒ≈Ћќ ¬ “ќћ, „“ќ ќЌ Ќј’ќƒ»“ —¬ќ… —ћџ—Ћ » ÷≈Ћ№ “ј ∆≈ » ¬Ќ≈ ≈ƒ»Ќ≈Ќ»я — ∆≈Ќў»Ќќ…. ѕоэтому мужчина каждый раз вырываетс€ из эротического единени€ в новое эротическое одиночество.

Ќо это означает по€вление еще более глобального противоречи€ї которое посто€нно отдал€ет совместное счастье женщины и мужчины. Ќеужели разрешение этого противоречи€ доступно лишь поэтам разных веков и стран, насел€ющих вечной любовью небеса своих произведений? Ќеужели в жизни оно остаетс€ навсегда неразрешимым? Ќеужели лишь потусторонний мир может вместить неразрывность эротического единени€, анд-рогинный союз, наполненный предвечным изначальным светом, предшествующим свету солнца и звезд?

Ќайденное нами противоречие есть противоречие между свободой и любовью. Ёто противоречие между свободой мужчины и любовью женщины. Ѕолее того, это противоречие между свободой мужчины или женщины и любовью мужчины и женщины.

¬озможно ли разрешение противоречи€ между свободой и любовью, разрешение здесь и сейчас?

ƒл€ того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны пройти все оставшиес€ круги ада одиночества женщины и мужчины.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 349 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

1417 - | 1322 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.