Лекции.Орг


Поиск:




Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. вузов. – М., 2002.




6. Платон. Сочинения: В 3 т. Т.2. Пер. с древнегреч.. Под общей редакцией А.Ф.Лосева и В.Ф. Асмуса. – М.: Мысль, 1970.

7. Рассел Б. История западной философии. – Ростов н/Д, 1998.

8. Трубецкой С.Н. История древней философии. – М., 1997.

9. Ярошевский М.Г. История психологии. – М, 1996. (Библиотека ИХТИК: http://ihtik- lib.ru/psychology_20sept2007/psychology_20sept2007_3199.rar)


Модуль 2.

Тема 4. ПСИХОЛОГИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

Началом эпохи Средневековья считают падение Римской империи (V в.), а окончание средневекового периода связывают, как правило, с XV в., т.е. со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки. Одной из важнейших характеристик средневековой европейской науки, в частности психологии, была ее тесная связь с религией. Точнее говоря, небогословской, внецерковной науки в то время в Европе не существовало. Важной особенностью науки в этот период было появление сакральности, от которой психология избавлялась при переходе от мифологии к научному знанию в VII-VI вв. до н.э. Зависимость от религии снова поставила вопрос о связи и взаимовлиянии знания и веры, который и стал важнейшим для ученых на протяжении всего этого периода. Начало нового этапа в развитии психологии было связано с фактическим изменением ее предмета.

При появлении христианства ему было необходимо доказать свою уникальность и оттеснить другие религии, не совместимые с ним. С этим связана и нетерпимость к греческой мифологии, так же как и к психологическим и философским концепциям, которые были тесно связаны с языческой религией и мифами. Поэтому большинство известных психологических школ (Ликей, Академия, Сад Эпикура и др.) были закрыты к VI в., а ученые, хранившие знания об античной науке, переехали в Малую Азию, открыв там в греческих колониях новые школы. Ислам, распространенный на Востоке, не был столь нетерпим к инаковерию, как христианство в III-VI вв., а потому психологические школы там свободно развивались. Позднее, к IX-Х вв., когда гонение на античную науку закончилось, многие концепции вернулись в Европу, причем некоторые уже в обратном переводе с арабского.

Необходимость выделиться психологии из богословия привела к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу, как две параллельные прямые. Эта теория была сформулирована в IX-Х вв. арабским ученым Ибн Синой (Авиценной) и вскоре получила широкое распространение в Европе. Несколько позже, в XII-XIII вв., в психологии возникло направление, получившее название деизм, которое утверждало, что существуют две души: духовная (ее изучает богословие) и телесная, которую изучает психология. Таким образом, появился предмет для научного изучения.

Расширение прав науки привело к тому, что к XIII в. теория двух истин, несколько перефразированная в томизме (теории, разработанной известным богословом Фомой Аквинским), была призвана уже защитить веру от научных доказательств. Стараясь примирить науку и веру, Ф. Аквинский писал, что они имеют действительно две разные истины, но в том случае, если истина науки противоречит истине веры, наука должна ей уступить.


Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции последователей которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится прежде всего изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий - универсалий. Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры эта проблема становится одной из центральных в период схоластики. При этом реалисты (И.С. Эриугена, Гильом, Ансельм Кентерберийский) доказывали, что общие понятия реально существуют еще до вещей, в уме у Бога. Такой подход перекликался с позицией Платона, утверждавшего, что общие понятия существуют в мировой душе, являясь образцом для реальных предметов. Номиналист Иоанн Росцелин, напротив, считал, что общие понятия не существуют в реальности, есть лишь

«дуновение голоса», т.е. слово, которым для удобства общения фиксируют группу сходных предметов. Основатель концептуализма Пьер Абеляр доказывал, что общие понятия существуют и вне вещей, в уме человека, т.е. слово - это не только звук, но и значение, которое, оставаясь в названиях, передается людям. При этом он одним из первых (наряду с Эриугеной) отстаивал верховенство разума над верой, говоря о том, что надо понимать, чтобы верить. Так к XI-XII вв. в науке начал возрождаться рационализм, который получил свое дальнейшее развитие в психологии и философии Нового времени.

На изучение вопросов познания в поздней схоластике и в период Возрождения существенный отпечаток наложили работы не только античных ученых, но и арабских психологов. Труды последних стали проникать в Европу в XII-XIII вв., получая все большее распространение. В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Абу Али ибн Синой (ок. 980-1037). Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В церковной психологии также проводились важные исследования, направленные на изучение способов манипуляции большой массой людей, приемов снижения психического напряжения. Для того чтобы лучше понять смысл этих исследований, необходимо попытаться уяснить особенности сознания средневекового человека, которое существенно отличается от современного. Жесткая иерархия, которая не давала людям возможности изменить свой социальный статус, получить свободу от ограничений, наложенных на них обществом, давала и некоторые психологические преимущества, повышая уверенность людей в себе и в правоте своей позиции, разделяемой группой.


В трудные для человека моменты, во время социальных катаклизмов (войн, эпидемий и т.д.), случавшихся достаточно часто, особенно на протяжении VI-Х вв., естественных регуляторов психологической стабильности оказывалось недостаточно. Поэтому было необходимо разработать способы эмоциональной разрядки, очищения от страха и чувства вины. Такие способы были найдены в самой церковной культуре. Это были прежде всего обряды исповеди и покаяния. Они давали людям уверенность в возможности очищения, снятия вины за свои поступки, за нарушения правил, неизбежные в реальной жизни; в возможности прощения и искупления тех ошибок, которые были ими сделаны. Таким образом, недовольство собой не накапливалось, снималась напряженность от осознания своих грехов. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для катарсиса.

На вере основывались и способы лечения некоторых психосоматических заболеваний (например, истерии), которые использовались многими священнослужителями в Средние века. Уверенность людей в том, что данный священник действительно может им помочь, приводила к тому, что наложение рук, прикосновение к одежде и т.п. становились мощным стрессовым фактором, излечивавшим больного. Технология внушения, помогающая при подобных заболеваниях, впоследствии была использована и в психоанализе.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в Античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.


Тема 5. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новое время (XV–XVII вв.) привносит с собой новый подход в науке, ориентированный на рациональность и доказательность. Психология вновь укрепляет свои связи с философией и одновременно стремится определить свой предмет исследования – сознание, благодаря которому у человека происходит становление картины мира и самого себя. На первый план в психологии выходят проблемы познания, к изучению которых закладываются два разных подхода: рационализм и сенсуализм. Сенсуалисты используют логику доказательства, согласно которой основой человеческих знаний являются ощущения. Рационалисты утверждают, что основой знания человека является мышление.

Новое время стало периодом расцвета механики, что нашло отражение, в том числе, и во взгляде на Вселенную как на гигантский механизм, и в учениях о человеческом теле как своеобразной машине, функционирующей по законам физики. Этот новый объяснительный принцип получил название механистического детерминизма. В Новое время появляется первая в истории психологии теория рефлекса, ставшая одним из главных постулатов психологии на долгое время.

 

5.1. Первые теории Нового времени. Психологические воззрения Декарта

Основы нового направления, которое получило название эмпиризма, сформулировал английский психолог, философ Френсис Бэкон (1561–1626). В эмпиризме утверждалось, что истинное знание базируется не только на чувственном опыте, но и на эксперименте. Данные наших органов чувств должны дополняться и проверяться результатами эксперимента и показаниями приборов.

Историки психологии порой называют Бэкона основателем экспериментальной психологии. Самое первое произведение, принесшее ему известность, - «Опыты и наставления» - было переиздано девять раз еще при жизни ученого. А одна из самых интересных его работ -

«Новая Атлантида» - описывала чудеса техники будущего: прообразы подводных лодок, автоматы для передачи звуков на расстояние и чудеса психологии и физиологии – комнаты поддержания здоровья, отдаленно напоминающие кабинеты психотерапевтов.

Бэкон предложил для теоретических наук метод новой индукции, которая предполагала постепенное и непрерывное восхождение от «ощущений и частностей» к общему на основе наблюдения и сопоставления максимально возможного количества фактов, как положительных, так и отрицательных, что позволяло избежать ошибочных обобщений. Свой новый метод Бэкон понимал как орудие познания – «новый органон» на основе индуктивной логики (в отличие от старого аристотелевского «Органона», где главным методом познания объявлялась дедукция).


Для становления объективной науки Бэкон считал необходимым использование математики. Он также впервые высказал идею возможности подлинно научного исследования человеческой психики. Согласно его воззрениям, существуют душа боговдохновленная, которую должны изучать богословие и теология, и душа чувственная, которая является предметом изучения философии и психологии. Предметом психологии Бэкон считал также и такие способности души, как разум, воображение, память, воля, влечение, аффекты и произвольные движения, раздражимость, ощущения.

Многие выдающиеся открытия XVII в. в области математики, физики, анатомии, биологии связаны с именем Рене Декарта (1596–1650). Важной заслугой Декарта стало открытие рефлекса. Заметное влияние на создание им теории рефлекса оказало открытие Уильямом Гарвеем процесса кровообращения. Декарт представлял прохождение нервного импульса аналогично прохождению крови по сосудам. Он считал, что все тело пронизано нервами, которые берут начало в мозге и идут ко всем частям тела. Нервы Декарт представлял как тонкие ниточки, окруженные оболочкой

– трубочкой. Помимо нервов внутри трубочек содержатся «животные духи» - наиболее подвижные и легкие частицы. Через «поры» в мозге животные духи могут перемещаться в нервы, затем в мышцы, в результате чего возникают разнообразные движения. При внешнем воздействии на нервные окончания натягивается нить, клапаны открываются, и животные духи переходят из одной трубочки в другую, направляясь к соответствующей мышце, вызывая либо ее сокращение, либо расслабление. Сам термин «рефлекс» в работах Декарта еще отсутствует, но он фактически дал описание рефлекторной дуги.

С появления этой теории Декарта тело начинает мыслиться как машина, функционирующая по законам механики. Поведение человека определяется траекторией движения «животных духов», которые в большей степени постоянны, но могут изменяться вследствие привычки или обучения. Механизмом выработки новых движений Декарт полагал ассоциации как связь между действиями и образом предмета. Такой взгляд на тело лишал душу функции источника активности.

Вместе с тем отдельная часть учения Декарта была посвящена проблеме души. Душа возводится им в степень самостоятельной субстанции и определяется как сущность, ни от чего другого не зависящая. Душа и тело, по Декарту, существуют как две независимые субстанции. Такая философская позиция получила название дуализма. Основным свойством телесной субстанции провозглашается протяженность; основным свойством души является мышление. Душа имеет самое достоверное знание – знание о собственных актах и состояниях, т.е. сознание. Отныне главным предметом изучения психологии становится сознание. Для Декарта сознание – это рефлексия, самопознание внутренних психических актов, а главный механизм сознания –

«внутреннее зрение», или интроспекция.

В содержании сознания Декарт выделяет три вида идей: порожденные самим человеком; приобретенные; врожденные. Первые дают лишь знания об отдельных предметах и явлениях. Вторые являются результатом обучения, обобщения опыта разных людей, поэтому они более


полные, чем первые. Знания сущности окружающего мира и самого себя могут дать только врожденные идеи. Они открывают человеку истину, являются ясными и постигаются мгновенно при помощи рациональной интуиции. В получении этих знаний нет необходимости в опоре на органы чувств. К главным врожденным идеям, по Декарту, относятся идея Бога, идея «Я» и идея числа. Таким образом, Р. Декарт заложил основы другого направления в психологии Нового времени – рационализма.

Признав независимость тела и души, Декарт столкнулся с необходимостью объяснить, как же они сосуществуют в целостном человеке. В качестве решения он предложил их взаимодействие, которое было названо психофизическим взаимодействием. Тело влияет на душу, пробуждая в ней «страдательные состояния» (страсти) в виде чувственных восприятий, представлений и эмоций. Душа воздействует на тело, заставляя «машину» работать и изменять свой ход.

Теория страстей Декарта нашла свое выражение в последней его работе «Страсти души», где он выделил два основных вида страстей – активные и страдательные. К первым Декарт относил желания, которые исходят непосредственно от нашей души и зависят только от нее. Страдательные страсти он рассматривал как результат взаимодействия с предметами окружающего мира и отождествлял их с чувственным познанием. Страсти нельзя отнести ни к одному лишь духу, ни к одному лишь телу, поскольку они происходят от тесного внутреннего союза между ними. Таким образом, Декарт видел в страстях связующее звено между душой и телом. Он выделил только шесть первичных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все остальные страсти он считал производными от первичных.

 

5.2. Рационалистические концепции Нового времени

После Декарта рационалистический подход к проблеме познания получил дальнейшее развитие в концепциях Г.В. Лейбница и Б. Спинозы. В теории Лейбница акцент делается на проблеме объективности человеческого познания, лейтмотивом же творчества Спинозы становится этическая проблематика.

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632–1677) родился в Амстердаме в семье зажиточного еврейского купца. Проблемы этики, ставшие центральными в творчестве Спинозы, неразрывно связаны с его судьбой. Родители, готовя сына в раввины, отдали его в религиозное училище, где он показал блестящие способности. Не окончив обучения, Спиноза был вынужден помогать отцу в ведении торговых дел. После смерти отца он оставил торговлю и обратился к изучению латыни, математики, естествознания, медицины, передовых философских учений. Большое влияние в этот период оказали на него произведения Декарта. Совет раввинов еврейской общины, опасаясь влияния на молодежь взглядов Спинозы, который позволял себе критику иудейского учения, подверг его сначала «малому отлучению», а затем и крайней мере - «великому отлучению и


проклятию». Вскоре Спиноза был вынужден покинуть Амстердам и поселиться в деревушке близ г. Лейдена, где он занимался наукой, добывая средства к существованию шлифованием линз. В 1669 г. Спиноза переселился в Гаагу, где сблизился с деятелями республиканской партии и написал по их просьбе «Богословско-политический трактат» (1670), в котором выступил в защиту свободы мысли. Авторство трактата вскоре было раскрыто и предрекло неудачу в попытках издания «Этики» (1677) - главного труда Спинозы, над которым он работал более 12 лет.

Несмотря на уединенный образ жизни, Спиноза поддерживал контакты с выдающимися учеными своего времени, переписывался с Лейбницем. В 1673 г. Спинозе было предложено место в Гейдельбергском университете, от которого он отказался, не желая сковывать свое творчество определенными границами. Возможно, именно с событиями его жизни, с теми гонениями, которым он подвергался за свои убеждения, связаны и предпочтения ученого, которые он отдавал не вопросам познания, а вопросам этики, проблеме свободы воли и свободы выбора. Эти проблемы, стоявшие и перед самим ученым, он разрешил, исходя из своих принципов разумной регуляции поведения.

Как и Декарт, Спиноза стремился построить объективную, достоверную науку. Для обоснования своих философских и психологических взглядов он избрал геометрию с ее четкой и строгой доказательностью. В построении своей «Этики» он использовал для изложения материала принятые в геометрии определения, аксиомы, теоремы, доказательства.

Решение ключевой проблемы взаимодействия души и тела мыслилось Спинозой через создание идеи монизма и духовно-телесной целостности9. Преодолевая дуализм Декарта, он утверждал существование единой, неделимой и вечной субстанции - Бога, или Природы, которая является и единственной реальностью. В своих воззрениях он был пантеистом, поскольку считал, что Бог растворен в Природе и отождествлен с нею. Субстанция обладает бесконечным числом атрибутов (свойств). Человеческий ум способен познать только два из них – мышление и протяжение. Таким образом, душа и тело рассматриваются Спинозой как два свойства единой и неделимой субстанции. Идея единства и целостности субстанции важна для понимания целостности духовно-телесной сущности человека.

 
 

Идея монизма нашла свое отражение и в теории познания Спинозы: субстанция одна, независимо от того, понимаем ли мы ее под атрибутом мышления или под атрибутом протяжения. Круг, существующий в природе, и идея этого круга есть одна и та же вещь, только выраженная разными способами. Теорема 7 в «Этике» гласит: «Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей». Эта теорема утверждает познаваемость мира. Поскольку законы души и тела одни и те же, познавая себя, человек познает природу, и наоборот: «дух тем лучше понимает себя, чем больше он понимает природу». Сущность человеческой души состоит именно в познавательной деятельности и связана с наличием в душе понятий, или идей, поскольку «идея есть первое, что составляет бытие человеческой души».

 

9 См.: Спиноза Б. Избранные произведения. В 2 т. М., 1957.


Спиноза выделил три вида идей и три ступени процесса познания. Первый вид идей – мнение, или воображение, т.е. знание о конкретных вещах, основанное на чувственном опыте. Они являются недостаточно адекватными, субъективными и не отражают природы вещей. Вторая ступень познания связана с идеями разума, рассудка, т.е. со знаниями, полученными на основе умозаключений и логических рассуждений. К ним относятся общие понятия, адекватные, ясные и отчетливые идеи. На этой ступени человеческая душа постигает внутреннее сходство и различие вещей. Третья ступень познания заключается в интуитивном знании – истинном, объективном знании о сущности вещи. Это идеи, которые содержатся в разуме и открываются человеку рефлексивно с помощью интеллектуальной интуиции. Спиноза утверждал приоритет третьего вида идей и связывал с интуитивным знанием безграничные возможности познания человеком самого себя и окружающего мира.

Одним из значительных психологических вопросов «Этики» Спинозы было изучение воли и природы человеческих чувств. Под аффектами им понимались состояния тела и идеи этих состояний, которые увеличивают или уменьшают активность человека. Таким образом, аффект Спиноза видел как интегрирующие проявления телесных и духовных характеристик человека.

Ученый выделял три вида аффектов: влечения или желания как проявление сущности человеческой природы и стремления к самосохранению; аффекты удовольствия (радость); аффекты неудовольствия (печаль). Он различал влечения и желания, понимая под первыми естественные органические потребности, а под вторыми – осознанные влечения. Принципиальной же разницы между ними нет, поскольку влечение остается одним и тем же, вне зависимости от осознания. Удовольствия, как утверждал, Спиноза, увеличивают способность человека к действию, неудовольствия же – уменьшают. Все остальные аффекты он считал производными от этих трех, их имеется столько видов, сколько существует видов объектов, со стороны которых человек подвергается воздействию. Радостные чувства облегчают человеческое существование, а огорчения и страдания затрудняют его. Человек естественным образом стремится к тому, что вызывает у него удовольствие, и отвращается от всего, что причиняет ему страдание.

«Удовольствие есть переход человека от наименьшего совершенства к большему». Такое убеждение созвучно представлениям современной гуманистической психологии, в частности теории Маслоу о сущности человека и о детерминации здоровой личности потребностями роста и развития.

Спиноза коснулся и проблемы избегания человеком своих желаний: «Тот аффект, который располагает человека таким образом, что он не хочет того, чего хочет, или хочет того, чего не хочет, называется трусостью, которая поэтому есть не что иное, как страх, поскольку он располагает человека избегать предстоящего зла при помощи зла наименьшего». В XX в. проблема избегания своих желаний стала обсуждаться представителями различных психологических школ. Так, избегание своих желаний в теории З. Фрейда предстает как защитный механизм вытеснения (нежелательные чувства, мысли, влечения вытесняются в подсознательное). В теории Маслоу этот вид страха назван «комплексом Ионы» - опасение в полной мере


использовать свой потенциал и отказ от желания развивать и проявлять себя, что не проходит бесследно для личности, останавливая ее рост и вызывая неврозы.

Спиноза выделял пассивные и активные аффекты. Пассивные аффекты возникают у человека в результате воздействия объектов, связанного с неадекватными и смутными идеями. Существуют также аффекты удовольствия и желания, связанные с активным состоянием души, ее стремлением к познанию истинных или адекватных идей. Поскольку ограничение способности души к мышлению или познанию вызывает неудовольствие, то познание как проявление активности души связано только с аффектами удовольствия и желания. В активных аффектах стимулом для их возникновения является сама душа, которая в результате приобретает ясные и отчетливые понятия.

Поведение человека, по мысли Спинозы, жестко детерминировано аффектами. Страсти приобретают непреодолимую силу над людьми, причем человек не может сам выбирать свои страсти, поэтому такая детерминация является внешней, а не внутренней. Поскольку душа не может быть абсолютной причиной своих действий, желаний, свободы воли не существует. Отрицая свободу воли, Спиноза утверждал возможность свободы человека, связывая ее с безграничными возможностями человеческого познания. Познание причин аффектов, понимание ограниченности своей свободы делают человека свободным (столь же высокое значение роли самопознания отводил в XX в. З. Фрейд в своей теории психоанализа: осознание своих состояний, чувств, мыслей, вытесненных влечений ведет к выздоровлению и снятию напряжения). Понимание своих состояний дает власть над ними, открывая границы возможностей. Таким образом, свобода в теории Спинозы – это познанная необходимость. Воля определяется им как способность души утверждать или отрицать истинность или ложность чего-либо: «Воля и разум – одно и то же».

Учение Спинозы о единстве души и тела, о целостности человеческой жизни, устанавливаемой посредством аффектов, сыграло огромную роль в развитии психологии начала XX в., когда появился целый ряд последователей его учения, называющих себя «спинозистами». Так, Л.С. Выготский, опираясь на учение Спинозы, сформировал концепцию целостности психического мира и жизни человека, воплотив сущность слитности душевной и телесной жизни в понятие переживания.

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716) родился в Лейпциге в семье немецкого профессора философии. Полученное в двух университетах образование, энциклопедические знания, широта интересов позволили ему сделать значительные открытия и изобретения в различных областях науки и техники и заниматься вопросами происхождения и эволюции Земли, минералогии и геологии, дифференциального и интегрального исчисления, теории денег, истории, языкознания, физики, политики, экономики. Лейбниц был основателем Берлинской академии наук и разрабатывал по просьбе Петра I план создания Академии наук в Санкт-Петербурге. Опираясь на законы и методы математики, с позиций последовательного рационализма он дал новое


объяснение мирозданию, психическим функциям человека и отношению между духовным и телесным.

Мироздание Лейбниц мыслил как грандиозный механизм, первичными элементами которого являются неделимые и замкнутые в себе центры жизненных сил, субстанции – монады (от греч. monos - единое). Монада как единица строения мира является не материальной, а духовной субстанцией, обладающей психической активностью. Основные свойства монад - восприятие и стремление. Лейбниц подчеркивал отличие восприятия (перцепции) от сознания (апперцепции), поскольку утверждал существование неосознаваемых восприятий. Таким образом, Лейбниц впервые вводит в психологию понятие бессознательного, включая его в сферу психического наряду с сознанием.

Душа понимается Лейбницем как монада высшего уровня развития, отличающаяся более отчетливым восприятием и памятью и обладающая способностью к сознанию и самосознанию. Монады различаются своими свойствами. Не существует двух совершенно тождественных монад, поэтому души людей отличаются друг от друга, делая каждого человека уникальным и неповторимым. Душа является монадой независящей и неизменной, замкнутой единицей. Поскольку она «не имеет окон», внешнее влияние на самоопределение человека невозможно. Это положение стало одним из самых дискутируемых в ходе социально-психологических исследований, поскольку оно не объясняло роль культуры в развитии личности. С другой стороны, в феноменологии и в экзистенциализме, опираясь на эту мысль Лейбница, позднее доказывали, что отсутствие «окон», или подверженности внешнему влиянию, характерно именно для процесса личностного самоопределения, которое является замкнутым и не поддается воздействию.

Вместе с тем сам Лейбниц не отрицал связи монады с окружающей действительностью, говоря о том, что она представляет собой «живое зеркало Вселенной». Основой этой связи является восприятие и отражение. Монады связаны с миром и между собой как зеркала посредством отражения. Каждая часть мира, каждая монада отражает в себе всю совокупность информации, знаний, содержащихся во всей Вселенной. Эта идея Лейбница нашла свое выражение в известном постулате его монадологии: «все во всем». Благодаря такой связи в мире существуют целостность и гармония.

Проблема взаимодействия души и тела также решается Лейбницем с точки зрения принципов монадологии. Лейбниц отрицал взгляды Декарта на возможность воздействия души на тело и тела на душу. Он считал, что душа и тело не зависят друг от друга и функционируют по разным законам, но действуют так, что создается впечатление об их взаимодействии. Объясняется это божественной мудростью, которая проявляется в «предустановленной гармонии» между психическим и физическим. Душа и тело – независимые сущности, но запущены в движение с величайшей точностью. Лейбниц приводит сравнение души и тела с парой часов, которые показывают одинаковое время, так что может создаться впечатление об их взаимодействии. Взаимодействие же между субстанциями вытекает не вследствие влияния, а вследствие согласия.


Впоследствии идея предустановленной гармонии получила название психофизического параллелизма.

Восприятие как основа связи монады с миром характеризуется активностью и субъективностью. Одним из важнейших открытий Лейбница было положение о том, субъективность познания есть результат не пассивного усвоения материала, а активного постижения. Каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему и создает свою картину мира. Но вместе с тем представления отражают главные свойства и качества окружающей действительности. Так, например, разные люди могут смотреть на город с разных точек зрения, перспектив, в результате создаются разные образы, суть которых единообразная («Природа единообразна в том, что касается сути вещей»). Лейбниц делает вывод о принципиальной познаваемости мира.

Используя достижения в области математики, великий ученый представлял сознание не в виде суммы элементов, а виде их интеграла. Элементы психической жизни различаются по степени осознанности. Так, неосознаваемые восприятия (малые перцепции), интегрируясь, переходят на новый уровень психической жизни – становятся осознанными. Апперцепция, или осознание, становится возможной благодаря вниманию и памяти. Психические процессы протекают независимо от их осознанности субъектом. Первоначально внимание определяется силой впечатления или суммой нескольких слабых восприятий. Эти идеи Лейбница оказали влияние на развитие последующих концепций бессознательного.

Особое внимание ученый уделял ясно осознаваемым идеям. Он выделял в душе-монаде три области знания: ясное, отчетливое; смутное; бессознательное. Будучи в своих воззрениях на процесс познания рационалистом, Лейбниц выделял три ступени познания, или три вида идей. Первая ступень – это чувственное познание на основе данных органов чувств, дающее смутное знание. На этой ступени человек получает знание об отдельных качествах предметов. Вторая ступень – это одновременно чувственные и умопостигаемые понятия, которые открывают связи и отношения. Они образуются на основе обобщений данных органов чувств. Третья ступень – умопостигаемые понятия, которые выводятся из разума и дают нам знания о всеобщем и необходимом. Они не нуждаются в опоре на чувственное восприятие, поскольку постигаются путем рациональной интуиции. Эти знания являются самыми достоверными.

Лейбниц разделил интуицию на два вида, говоря о сущностной и опытной интуиции. Он подчеркивал, что бессознательную часть души можно познать только сущностной интуицией, которую связывал с постижением сути идей. Постижение же самого человека отдавалось опытной интуиции. Лейбниц не признавал существования врожденных идей, а говорил о врожденных принципах, склонностях индивида к восприятию истин, благодаря которым истины с помощью внешнего опыта могут быть извлечены из души. По его мнению, мысли являются действиями и поэтому врожденными быть не могут. Истины и идеи даны человеку как потенциальное знание.

Психологические воззрения Лейбница послужили теоретическим началом и методологическим основанием в разработке многих проблем психологии: соотношения


сознательного и бессознательного в психике человека; интеллектуального и сенсорного в человеческом опыте; изучения природы психического; динамики психической жизни; теории психического развития. В частности, в XX в. К. Прибрам соотносил свое открытие в области нейропсихологии о работе мозга по принципу голограммы (в частности о том, что каждая клетка мозга содержит в себе информацию всего мозга в целом) с теорией предустановленной гармонии и принципами монадологии Лейбница.

 

5.3. Сенсуализм в психологии Нового времени

Сенсуализм (от лат. sensus - чувство, ощущение) – это учение о том, что основу психической жизни составляют чувственные образы. В Античности сторонниками этого учения были представители ряда философских школ, в частности эпикурейцы и в более умеренной форме

— стоики. Утверждая, что внечувственное познание невозможно, последние предложили рассматривать ум как «чистую доску», на которой опыт запечатлевает свои письмена.

Сенсуалисты рассматривают процесс познания как единый, выделяя в нем несколько ступеней - от ощущения к мышлению, т.е. это процесс постепенного восхождения от частного к общему, постепенного обобщения отдельных предметов в классы и понятия на основе логики.

В начале Нового времени, развивая идеи, сформулированные Ф. Бэконом, английский ученый Томас Гоббс (1588–1679) противопоставлял свою теорию концепциям рационализма, более распространенным в психологических теориях этого времени. Гоббс отвергал существование разумной души как особой нематериальной субстанции, утверждая существование лишь материальных тел, движущихся по законам механики. Он распространил принцип механистического детерминизма на всю психическую жизнь человека, которая в его теории рассматривается как эпифеномен материального мира.

Ощущение Гоббс понимал как результат воздействия материального тела на организм, как внутреннее движение и одновременно как тень реальных процессов, имеющих материальный субстрат. Из ощущений возникают представления, которые следуют в таком порядке, в каком сменялись ощущения, составляя цепи мыслей. Позднее такая связь была названа ассоциацией. В теории Гоббса она явилась универсальным законом психической жизни. В связи с этим некоторые исследователи считают Гоббса одним из родоначальников ассоциативной психологии.

Обращаясь к вопросу свободы воли, Гоббс отвергал ее существование, подчеркивая, что свобода не противоречит необходимости. Совмещение свободы и необходимости в человеческих поступках Гоббс сравнивал с течением реки, вода которой движется свободно и вместе с тем необходимо по своему руслу. Поведение человека детерминировано внешними причинами, поэтому оно всегда необходимо. Но в рамках этой необходимости человек свободен в выборе своего поведения. Основные положения эмпирической психологии Гоббса представлены в первых главах его главного труда – «Левиафан» (1651).


К середине XVII в. бурное развитие наук, промышленности сделало очевидной необходимость учитывать в психологии и новые требования, а потому все большее распространение стал получать сенсуализм. Продолжателем линии сенсуализма и эмпиризма в психологии стал известный английский философ и психолог Джон Локк (1632–1704).

Медицинский и педагогический опыт Локка оказал существенное влияние на его теоретические воззрения, утвердив его мысли о прижизненном характере понятий и убеждений человека. Основные психологические воззрения изложены им в трудах «Опыт о человеческом разуме» (1690), «О воспитании» (1693).

Один из основных постулатов учения Локка гласит, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходным пунктом его теории стала критика концепции врожденных идей. Свои доказательства ученый построил на данных этнографии, медицины, детской психологии. Он говорил, что, если бы врожденные идеи существовали, они бы были известны и ребенку, и представителям народов, стоящих на низкой ступени развития. Локк доказывал, что не существует ни общих теоретических знаний, ни общих практических истин, поскольку у разных народов разные языки и разные политические и моральные убеждения. Моральные убеждения могут быть различными и у представителей разных слоев населения. Такая критика стала у Локка основой для построения сенсуалистической теории познания.

Локк считал психику, сознание человека при рождении чистой доской или чистым листом бумаги и утверждал, что знание человека проистекает из опыта, из ощущений, которые составляют основу разума. Источником знания он считал чувственный опыт, выделяя два его вида: внешний опыт, или ощущения, и внутренний, или рефлексию. Внутренний опыт (рефлексия) дает человеку знание о самом себе и о процессах сознания. Рефлексия у Локка – это тоже опытное, а не рациональное знание.

Ощущения являются начальным этапом познания конкретных свойств окружающих предметов, информацию о которых человек получает при помощи органов чувств. Доказывая основополагающую роль ощущений, Локк считал их пассивным процессом. Отрицание активности ощущений привело Локка к отрицанию их объективности и возможности познания мира.

Вторым этапом познания Локк считал логические операции, обобщения тех единичных знаний, которые поставляются опытом. В результате этого человек получает знания о классах предметов, общих законах природы и нравственности. При помощи логических операций образуются сложные идеи, общие понятия. Если чувства являются источником знания, то разум – его руководителем.

Локк выделил первичные, вторичные и третичные качества предметов. Первичные качества находятся в самих вещах и являются их реальными свойствами. Первичные качества, к которым он относил протяженность, плотность, движение, покой, форму, число, находятся в самих предметах. Они всегда объективны и не зависят от восприятия человека. Вторичные качества, такие как цвет, запах, вкус и т.д., возникают в связи со спецификой органов чувств. Эти


качества существуют только в сознании человека. Третичные качества Локк рассматривал как результат взаимодействия предметов и называл их «способностями», например способность огня делать свинец жидким. Во внешнем мире человек способен объективно познать только предметы в их первичных качествах, идеи которых представляют собой точную копию реально существующего. Идеи других качеств лишь частично подобны своим оригиналам.

Локк пришел к выводу, что критерием истинности знания служат не отдельные идеи, а отношения согласия или несогласия между нашими идеями, и выделил три вида знания по степени истинности. Высшую ступень представляет интуитивное знание, когда в душе возникает согласие или несогласие двух представлений. Оно предполагает ясное видение отношений между идеями. Это, прежде всего, знание человека о самом себе. Вторая ступень – демонстративное знание, которое состоит в установлении необходимых отношений между идеями посредством других идей. Это выводы и доказательства, которые могут быть ошибочными. Причем чем больше число опосредующих представлений, тем больше вероятность ошибки. Низшую ступень занимает сенситивное знание, при котором сравнение представлений связано с теми данными, которые были получены при помощи органов чувств. Локк отрицал существование бессознательного и считал, что свой собственный внутренний мир человек может полностью познать при помощи рефлексии.

Для последующего развития психологической науки большое значение имело введение Локком в психологию термина «ассоциация» (понятие, которое существовало в науке еще со времен Аристотеля). Локк подразумевал под ним неверное соединение в уме идей, которые не связаны друг с другом и не зависят друг от друга, т.е. он противопоставлял ассоциативные связи связям на основе разума. Впоследствии понимание содержания данного термина претерпело изменения.

Локк заложил основу нового эмпирического направления в психологии. Его идеи о решающем значении среды в формировании психики нашли свое продолжение в теориях французских энциклопедистов. Учение Локка о существовании двух видов опыта получили свое развитие в теориях французских материалистов, таких как Э.Б. Кандильяк, Д. Дидро, К.А. Гельвеций. Под влиянием сенсуализма развивалась ассоциативная психология. Идеи сенсуализма оказали сильное влияние на первые экспериментальные работы в области психологии, поскольку предполагалось, что задача эксперимента состоит в выявлении первичных чувственных элементов (ощущений), с помощью которых возводится вся сложная архитектоника душевной жизни. Дальнейшее развитие экспериментальной психологии показало, что действительная структура человеческого сознания значительно сложнее и что мыслительные акты не могут рассматриваться как ассоциации ощущений, что в интеллекте имеется содержание, несводимое к чувственным образам.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 794 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

936 - | 873 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.