Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


„етыре уровн€ методологии педагогики: философский, общенаучный, конкретно - научный, технологический.




—труктура методологического знани€ может быть представлена четырьм€ уровн€ми (по Ё.√. ёдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, примен€емые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследовани€, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себ€ методику и технику исследовани€, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.[2]

‘илософский уровень

—оздание педагогических теорий базируетс€ на философских модел€х описани€ мира.  ратко обозначим те основные положени€ философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Ќеотомизм. ќснователь этого направлени€ Ч известный средневековый философ ‘ома јквинский в цел€х усилени€ вли€ни€ церкви на людей признавал разум как средство, необходимое дл€ доказательства религиозных догм. ќн утверждал, что, собира€ эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высша€ истина постигаетс€ только путем приближени€ к Ѕогу, только Ђсверхразумомї. Ќеотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколени€ и считают, что вс€ система образовани€ должна быть направлена на развитие Ђдосознательногої стремлени€ приблизитьс€ к Ѕогу.[1]

2. ѕозитивизм и неопозитивизм.

Ѕольша€ часть представителей этого философского направлени€ Ч крупные ученые-естественники. ƒл€ позитивистов верным и испытанным €вл€етс€ только то, что получено с помощью количественных методов. јбсолютизиру€ методы естественных наук, перенос€ их в область педагогики, неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучени€ не его содержанию, а методам познани€, счита€, что главное ≪не знание, а методы их приобретени€≫. ќсновной недостаток педагогики этого философского направлени€ вид€т в том, что в ней доминируют бесполезные (с их точки зрени€) идеи и абстракции, а не реальные факты.[1]

3. ѕрагматизм.

√лавное пон€тие Ч Ђопытї, а познание действительности сводитс€ к индивидуальному опыту человека. ќтрица€ наличие объективного научного знани€, прагматисты утверждают, что вс€кое знание истинно, если оно получено в процессе практической де€тельности человека и полезно дл€ него. ќснователем прагматической педагогики €вл€етс€ американский ученый

ƒж. ƒьюи, который выдвинул р€д важнейших принципов обучени€ и воспитани€: развитие активности детей, возбуждение интереса как мотива учени€ ребенка, увеличение практических методов при обучении и др. ƒьюи объ€вил индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса, считал, что цель образовани€ сводитс€ к процессу ≪самовы€влени€≫ данных ребенку от рождени€ инстинктов и склонностей. –ассматрива€ вопросы нравственного воспитани€, прагматисты утверждали, что человек не должен руководствоватьс€ в своем поведении заранее сформулированными нормами и правилами, он должен вести себ€ так, как диктует ему данна€ ситуаци€ и поставленна€ им цель. Ќравственно все, что помогает достижению личного успеха.[2]


4. ƒиалектический материализм.

 рупнейшие его представители  . ћаркс и ‘. Ёнгельс обосновали роль общественной практики в познании, органично соединили материализм и диалектику. ќсновные положени€ этого научного направлени€ свод€тс€ к следующему:

Х матери€ первична, сознание вторично, оно возникает в результате развити€ материи и €вл€етс€ его продуктом;

Х €влени€ объективного мира и сознани€ взаимосв€заны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;

Х все предметы и €влени€ наход€тс€ в движении, развитии и изменении.

ѕедагогика, построенна€ на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обсто€тельствами и природой человеческого организма. ¬оспитанию отводитс€ решающа€ роль в развитии личности, а само воспитание рассматриваетс€ как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. ¬ажным дл€ этого подхода представл€етс€ необходимость рассматривать личность и де€тельность в единстве.[3]

5. Ёкзистенциализм.

ќсновное пон€тие этого философского наблюдени€ Ч существование (экзистенци€) Ч индивидуальное бытие человека, погруженного в свое я. ƒл€ экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодар€ бытию субъекта.

ќни отрицают существование объективного знани€ и объективных истин. ќкружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее я каждого человека. ќтрица€ объективные знани€, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. —чита€, что ценность знаний определ€етс€ важностью их дл€ конкретной личности, представители этого научного под-

хода предлагали учителю предоставл€ть ученикам полную свободу в освоении этих знаний. ”ченик сам должен определ€ть смысл вещей и €влений, при этом ведущую роль, с точки зрени€ экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Ёкзистенциализм выступает в качестве философского основани€ индивидуализации обучени€.[2]

ќбщенаучный уровень

ќбщенаучна€ методологи€ может быть представлена двум€ подходами: системным и аксиологическим.

—истемный подход отражает общую св€зь и взаимообусловленность процессов и €влений окружающей действительности. —ущность системного подхода заключаетс€ в том, что относительно самосто€тельные компоненты рассматриваютс€ не изолированно, а в их взаимосв€зи, в развитии и движении. “акой подход требует реализации принципа единства педагогической теории и практики. ѕедагогическа€ практика €вл€етс€ критерием истинности научных знаний и источником новых фундаментальных проблем, требующих теоретического исследовани€. “еори€ дает основы дл€ выбора оптимальных и эффективных практических решений, а также разрабатывает новые концепции и модели, нуждающиес€ в экспериментальной практической проверке.

јксиологический подход Ч основание новой методологии педагогики. ќн присущ гуманистической педагогике, котора€ рассматривает человека как высшую цель общества и самоцель общественного развити€. —ледовательно, аксиологи€, будучи более общей по отношению к гуманистической проблематике, может рассматриватьс€ как основа новой философии образовани€ и соответственно методологии современной педагогики.

—мысл аксиологического подхода можно раскрыть через систему аксиологических принципов:[2]

Х равноправие философских взгл€дов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообрази€ их культурных и этнических особенностей;

Х равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучени€ и использовани€ учений прошлого и возможности духовного открыти€ в насто€щем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционным и новаторским;

Х экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основани€х ценностей, диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

јксиологический подход предполагает, что одна из важнейших задач педагогики Ч это изучение отношени€ к человеку как к субъекту познани€ общени€ и творчества. ќбразование как компонент культуры в этой св€зи приобретает особую значимость, рассматрива€сь как основное средство гуманистической сущности человека.[2]

 онкретно-научный уровень

 онкретно-научный уровень включает в себ€ следующие подходы.

1. Ћичностный подходЧ ориентаци€ при конструировании и реализации педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. ѕредполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвити€ творческого потенциала и способностей человека, создание дл€ этого соответствующих условий.

2. ƒе€телъностиый подход Ч рассмотрение де€тельности как основы, средства и решающего услови€ развити€ личности. ”же во врем€ обучени€ необходимо в меру возрастных особенностей вовлекать детей в разнообразные виды де€тельности (познание, труд, общение), организовывать полноценную в социальном отношении жизнеде€тельность детей.

3. ѕолисубъектный (диалогический) подходЧ ориентаци€ на то, что сущность человека значительно сложнее и разностороннее, чем его де€тельность. јктивность личности, ее потребности в саморазвитии происход€т в услови€х взаимоотношений с другими людьми.

ƒиалог с другим Ч то самое реальное поле взаимодействи€, где эти потребности удовлетвор€ютс€.

Ћичностный, де€тельностный и полисубъектный подходы составл€ют основу методологии гуманистической педагогики.

.  ультурологический подход рассматривает культуру как универсальную характеристику де€тельности, социальную среду и направленность ее ценностных типологических особенностей.

5. Ётнопедагогический подход про€вл€етс€ в единстве интернационального, национального и индивидуального.

6. јнтропологический подход Ч системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитани€ и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.[2]

“ехнологический уровень

Ётот уровень включает в себ€ методику и технологию педагогических исследований, обеспечивающих получение и анализ достоверного эмпирического материала. –азличают фундаментальные и прикладные педагогические исследовани€. ‘ундаментальные исследовани€ направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развити€ образовательных систем, а прикладные исследовани€ изучают элементы педагогических систем и содержат обоснование конкретных научно-практических рекомендаций.

 аждое педагогическое исследование предполагает формулировку

проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследовани€. јктуальность, новизна, теоретическа€ и практическа€ значимость полученных результатов €вл€ютс€ критери€ми качества исследовани€.

јктуальность основана на своевременности и необходимости изучени€ и решени€ проблемы дл€ дальнейшего развити€ теории и практики образовани€. ¬ общем виде Ђактуальностьї обозначает область расхождени€ между спросом на научно-практические знани€ и теми предложени€ми, которые может предоставить педагогическа€ наука и практика в насто€щее врем€. Ёто противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств дл€ ее разрешени€ обычно формулируетс€ как проблема исследовани€, а ее решение определ€етс€ как цель исследовани€.[3]

¬ качестве объекта исследовани€ выступает то, что содержит в себе противоречие, привод€щее к проблемной ситуации (педагогический процесс, область педагогической действительности). ѕредмет исследовани€ Ч это часть объекта, наиболее значимые характеристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению.[3]

¬ соответствии с целью, объектом и предметом исследовани€ определ€ютс€ задачи, которые, как правило, направлены на проверку гипотезы (теоретически обоснованные предположени€, истинность которых подлежит проверке).

ѕроведение исследовани€ обычно включает в себ€ следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или экспериментально-теоретический) и прогностический. Ќа этих этапах используетс€ система методов научно-практического исследовани€, котора€ складываетс€ из собственно педагогических и общенаучных, привлекаемых педагогикой из других наук.[3]





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 14681 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћибо вы управл€ете вашим днем, либо день управл€ет вами. © ƒжим –он
==> читать все изречени€...

447 - | 374 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.014 с.