Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“ехнологии дл€ разработки образовательных объектов в структуре электронных образовательных ресурсов




 

ƒл€ разработки образовательных объектов в структуре электронных образовательных ресурсах используют разнообразные технологии, выбор которых зависит от задач и условий использовани€ разрабатываемого материала. ¬ соответствии с классификацией образовательных ресурсов наиболее распространенными €вл€ютс€ учебные, учебно-методические, иллюстрационные, справочные материалы и т.д. ƒл€ их подготовки целесообразно применение текстовых, графических, табличных редакторов, специальных программных продуктов дл€ разработки автоматизированных тестов, интерактивных упражнений и др. Ѕольшинство преподавателей располагают стандартными приложени€ми операционных систем (например, приложени€ MS Windows Ц MS Office) и свободно лицензируемыми программами (например Ц Hot Potatoes).

— учетом требований к уровню подготовленности выпускника высшего учебного заведени€ и дидактическими особенност€ми применени€ информационных технологий в физкультурном образовании в учебной программе данной дисциплины рассматриваютс€ два вопроса Ц дизайн и графика в Ёќ– и технологи€ создани€ мультимедийных презентаций дл€ лекционных зан€тий. —пецифические технологии разработки различных видов учебных материалов рассматриваютс€ в ходе самосто€тельной работы с дополнительной литературой. –азработка электронного образовательного ресурса изучаетс€ также на практических зан€ти€х при освоении технологий дл€ создани€ информационной образовательной среды (на примере MOODLE).

 

ƒизайн и графика в Ёќ–

ѕо определению Ђграфический дизайнї Ц это художественно-проектна€ де€тельность по созданию гармоничной и эффективной визуально-коммуникативной среды. ¬ процессе создани€ мультимедийного электронного образовательного ресурса (Ёќ–), пон€тие Ђграфический дизайнї разбиваетс€ на два самосто€тельных: Ђграфикаї и Ђдизайнї. ѕри этом под Ђдизайномї нужно понимать, с одной стороны интерфейсно-навигационную, концептуальную компоненту программы, а с другой ее графическое воплощение. √рафика же в данном случае носит вспомогательный характер, дополн€€ интерфейс цветом, шрифтом и разнообразными иллюстраци€ми. ѕричем иллюстрации могут быть плодом творчества самого дизайнера, а могут быть заимствованы из доступных источников и гармонично размещены в среде интерфейса. ¬се это привлечет внимание потенциальных пользователей и, в конечном счете, обеспечит мультимедиа-курсу высокий образовательный и коммерческий рейтинг.

»менно концептуальный дизайн обеспечивает мультимедийному курсу высокий рейтинг среди целевой аудитории, дела€ из набора текстовых блоков и иллюстраций полноценный образовательный продукт. “ехнологи€ применени€ средств дизайна имеет свою научную и методическую основу.

ѕрежде всего, отметим, что в современной компьютерной графике эффективно используютс€ результаты исследований психологии воспри€ти€ цвета объектов, составл€ющих изобразительный р€д. ÷ветова€ гамма оказывает на человека сильное эмоциогенное воздействие, под вли€нием цвета окружающей природной среды у него мен€етс€ настроение, воспри€тие действительности. ѕоэтому цветовым решени€м передачи информации в Ёќ– должны предшествовать ответы на вопросы:  акие должны возникнуть эмоции, чувства, настроение у тех, кто будет работать с тем или иным материалом Ёќ–?  ак обеспечить резонанс текста и цветового сопровождени€?

÷вет экрана Ц часто упускаемый из вида элемент оформлени€ обучающих программ. ¬ реальности работа над цветовым решением курса €вл€етс€ одним из ключевых этапов создани€ эффективного и безопасного дл€ пользовател€ компьютерного продукта. —огласно данным психологии красно-оранжевые цвета действуют возбуждающе, повышают активность, как бы подталкивают к решительным действи€м; светло-желтые цвета также активируют, но следует помнить, что в –оссии к ним недоверчивое отношение (Ђжелтый домї, Ђжелта€ прессаї, Ђжелторотый юнецї и пр.); зеленые цвета как бы побуждают к решительным, волевым действи€м; синий цвет обычно ассоциируетс€ с гармонией, покоем, бесконфликтными отношени€ми; коричневый цвет действует весьма своеобразно: способствует обращению к удовольстви€м, комфорту; фиолетовый цвет (а также темно-малиновый, сиреневый) считаетс€ женским и свидетельствует о желании нравитьс€, производить хорошее впечатление; серый цвет побуждает к снижению инициативы (обычно люди, его предпочитающие, нуждаютс€ в отдыхе, не склонны к активному поведению); черный цвет в –оссии Ц символ сложных ситуаций, это Ђжесткийї цвет (люди, люб€щие этот цвет, могут отличатьс€ сильным упр€мством, сложностью характера); белый цвет Ц чистота, мир.

÷вет может вызвать у человека не только физиологические и эстетические реакции, но также и интеллектуальную рефлексию. ќн может стать носителем некоторого сообщени€, подобно тому, как слово Ц носитель какого-либо смысла. «десь мы имеем дело с семантической стороной цвета.

Ќеобходимо также учитывать способность цвета Ђискажатьї зрительное воспри€тие пространства и рассто€ни€: теплые цвета (желтый, оранжевый, красный) приближаютс€ к зрителю, выступа€ вперед, а детали, окрашенные в холодные цвета (голубой, светло-зеленый, фиолетовый) как бы Ђотступаютї назад. ќпределенные цвета ассоциируютс€ непосредственно с природой, с ее €влени€ми и состо€ни€ми, поэтому холодные тона рекомендуетс€ использовать дл€ создани€ фона, так как они имеют особенность Ђубыватьї на рассто€нии, создава€ тем самым ощущение стабильности, в то врем€ как теплые тона, по мнению специалистов, необходимо использовать дл€ изображений, наход€щихс€ на переднем плане. “емные объекты предстают глазу зрител€ более Ђот€желеннымиї, чем светлые, что, как считают специалисты, €вл€етс€ результатом нашего воспри€ти€ светлого неба над более темным горизонтом. ќтсюда также вытекает и требование к расположению более темных объектов в нижней части экрана дл€ лучшего их воспри€ти€.

¬ целом, цветовое решение компьютерного продукта должно отражать суть тех категорий, процессов, которую раскрывает текстовый, видео- или аудиоматериал; оно должно усиливать смысл, а не входить с ним в противоречие. — помощью цвета передаютс€ отношени€ между иде€ми или объектами, а также иерархические уровни, динамика процессов, создаетс€ эффект объема. ќн используетс€ дл€ привлечени€ внимани€ к наиболее значимому отрезку сообщаемой информации дл€ лучшего ее запоминани€.

—оединение цветов может быть гармоничным и дисгармоничным. ¬ зависимости от этого мен€етс€ эмоциональный тон воспри€ти€ информации.

—уществует также зависимость читаемости надписей от цвета фона. ’ороша€ их видимость достигаетс€ тогда, когда черные надписи делаютс€ на желтом фоне, зеленые Ч на красном, голубые Ч на белом.

ќсобо должно быть продумано сочетание цветов. ≈сли в изображении преобладают красный и черный цвета, то иллюстрируемый сюжет может восприниматьс€ как агрессивный, свидетельствующий об импульсивности, жестокости.

Ћюбые изображени€ на экране компьютера выполн€ютс€ с учетом определенных эстетических законов и при правильном использовании этих законов создаетс€ така€ форма представлени€ информации, котора€ максимально адекватна содержанию учебного материала. ќна минимизирует умственные усили€ при ее воспри€тии и переработке со стороны пользовател€, но зато активизирует воображение, рождает ассоциации.

‘орма представлени€ содержани€ рассматриваетс€ в дидактическом аспекте как совокупность способов и приемов сообщени€ учебного материала в процессе обучени€, направленна€ на раскрытие свойств изучаемых объектов и €влений. ¬ знаковой системе, присущей специфическому €зыку мультимедиа, возможно одновременное сочетание знаков различных типов, поэтому и форма предъ€влени€ содержани€ визуального р€да может быть различна, в зависимости от используемого типа знаковых систем Ч иконок, индексов, символов или различных их сочетаний.

ќднако во всех случа€х форма представл€ет собой структурное образование, элементы которого расположены в изобразительном поле в определенном пор€дке. Ћюбое изображение на экране представл€ет собой знак или имеет значение, несет информацию. — этой точки зрени€ компьютер обладает значительно большими, по сравнению с традиционными информационными экранными средствами, возможност€ми манипулировани€ элементами изобразительного пол€, их интеграции, максимально наполн€€ необходимым содержанием, как отдельные компоненты визуального р€да, так и их сочетани€, способству€ тем самым целостному воспри€тию материала и его усвоению.

ќбщее структурное решение интерфейса мультимедийной образовательной программы €вл€етс€ ключевым вопросом дл€ воспри€ти€ программы и последующего выбора иллюстративных материалов и других графических элементов. Ёто решение называют пользовательским интерфейсом - функционально-визуальной оболочкой программы, обеспечивающей навигацию в среде учебных материалов.

— точки зрени€ дизайна интерфейс можно рассматривать с двух позиций. ¬о-первых, интерфейс должен быть дружественным к пользователю, т.е. не вызывать негативных ощущений и эмоций при работе с программой. ѕри этом, дружественный интерфейс включает в себ€ помимо дизайна и технической реализации, учет адресности программы (целевой аудитории). ¬о-вторых, интерфейс должен обеспечивать Ђпон€тностьї, интуитивность навигации в программе, свободу действий пользовател€ и т.п.

–абота над дизайном пользовательского интерфейса начинаетс€ с определени€ аудитории, котора€ будет работать с программой, т.е. самого пользовател€. –азработчики учитывают возраст аудитории, опыт работы с компьютером и мультимедийными программами.

 роме того, необходимо знать, где и в каких услови€х будет использоватьс€ программа. »сход€ из этого, специалистами разрабатываетс€ концептуальный дизайн интерфейса, определ€етс€ система интерфейсных элементов, освоив которую пользователь сможет легко найти необходимую ему информацию.

 онцептуальный дизайн интерфейса должен базироватьс€ на идее интерфейсной среды. ƒл€ создани€ такой среды разработчики примен€ют всю палитру изобразительных средств Ц форму, размер, текст, цвет, звук; используют технические возможности компьютера дл€ создани€ позитивного настро€ учащихс€.

ќпытные разработки мультимедийных обучающих программ считают, что оптимальный интерфейс должен иметь следующие об€зательные характеристики:

- удобство перехода по материалу и возможности возврата к предыдущему;

- минимальную загруженность основного экрана (корневого, экрана первого уровн€);

- психологически обоснованную цветовую гамму;

- учет особенностей зрительного воспри€ти€ текста;

- возможность немедленного выхода из программы.

ѕредлагаемую структуру интерфейса можно считать в значительной степени универсальной; она применима как дл€ создани€ мультимедийных курсов по гуманитарным дисциплинам, так и в случае разработки естественнонаучных специализированных курсов, а также хорошо зарекомендовала себ€ в процессе тестировани€ программ.

ќптимальна€ навигаци€ внутри мультимедийной программы Ц достаточно сложна€ задача дл€ разработчика мультимедиа ресурса. ƒл€ обеспечени€ удобства навигации автору приходитс€ просчитывать все возможные варианты переходов внутри и между обучающими страницами, между целыми блоками (обучающий, вспомогательный, контролирующий и т.п.), то есть гарантировать пользователю такое прохождение по программе от начала до конца, чтобы не было пропущено ни одного важного информационного блока.

—тандартна€ мультимедийна€ обучающа€ программа начинаетс€ с оглавлени€ и заканчиваетс€ блоком контрольных вопросов. ѕункты оглавлени€ содержат гиперссылки на определенную главу, раздел, подраздел и т.п. — помощью навигационных управл€ющих элементов пользователь имеет возможность пройти весь курс от первого до последнего основного экрана. ”чащийс€ также может познакомитьс€ с дополнительными текстовыми, графическими, аудио- или видеоматериалами, расположенными на вложенных экранах. Ёти экраны вызываютс€ с помощью Ђэкранныхї управл€ющих элементов.

Ќередко, в процессе творчества, авторами создаютс€ образовательные программы, где кажда€ следующа€ страница не похожа на предыдущую. Ќо при этом тоже соблюдаетс€ правило единообрази€ стил€ и интуитивно-пон€тной навигации. ¬ этом случае необходимо, чтобы на экране был выделен участок под посто€нные неизмен€емые функции,

Ќар€ду со стационарными панел€ми интерфейса, о которых говорилось выше, немаловажную роль играет и набор экранных элементов, управл€ющих выводом разнообразной текущей информации.

≈ще одним важным вопросом работы с графикой €вл€етс€ подготовка графических файлов дл€ размещени€ в среде электронных образовательных ресурсов. ќсновными операци€ми при работе с графикой €вл€ютс€ те же, что и при работе с текстами: выделение, копирование, вставка, сохранение.

¬ажно, что при сохранении графических файлов важно представл€ть, в какой среде этот файл будет использоватьс€ в дальнейшем. ≈сли нет необходимости стремитьс€ к уменьшению размера файла, т.е. если файл войдет в мультимедиа-программу на компакт-диске, то сохранение возможно в формате bmp без применени€ компрессии (уменьшение размера файла (в мегабайтах), влекущее за собой ухудшение качества изображени€). ≈сли же файл предназначаетс€ дл€ использовани€ в »нтернет или пересылаетс€ по электронной почте, тогда при сохранении необходимо найти Ђзолотую серединуї, т.е. применить компрессию, но в таком объеме, чтобы внешний вид изображени€ не сильно пострадал. ¬ этом случае, оптимальным форматом сохранени€ может быть формат jpg.

—уществует большое количество типов графических файлов. ѕри выборе дизайнером типа (формата) файла учитываетс€ универсальность (дружественность) данного формата к различным программным пакетам. —амыми распространенными универсальными форматами €вл€ютс€ tif, bmp, gif и jpg. ¬ажно помнить, что во всех этих форматах можно сохран€ть только однослойные изображени€ (фоны). ≈сли же есть необходимость сохранени€ многослойного файла (в процессе работы над ним) с Ђплавающимиї объектами, то необходимо воспользоватьс€ специальными программными форматами, например дл€ Corel Photopaint Ц cpt, дл€ Adobe Photoshop Ц psd.

—уществуют также специальные Ђграфические фильтрыї (Ђэффектыї), позвол€ющие преобразовывать изображение по выбранному пути и позвол€ющие дизайнеру создать неповторимое настроение или заданную атмосферу.

ќдним из таких приемов €вл€етс€ настройка изображени€ - изменение параметров €ркости, контрастности и интенсивности пикселей (точек), из которых состоит изображение.   группе корректировки изображений можно отнести также и замену одного цвета на другой и простые эффекты. ѕростые эффекты служат дл€ внесени€ стандартных изменений в изображение по определенному заданному алгоритму. Ёто не означает, что простые эффекты примитивны. »х умелое использование позвол€ет добитьс€ значительного графического результата. Ђѕростымиї их называют, поскольку изменение в изображение вноситс€ одним нажатием на кнопку в диалоговом окне настроек графического редактора.

ѕримен€ютс€ также сложные эффекты. ќни способствуют созданию комплексных изображений, существенного изменени€ исходных изображений. при этом описать алгоритм действий дл€ создани€ сложных эффектов практически невозможно. –езультат применени€ каждого эффекта иногда не может точно повторить даже его автор. —ложные (составные, эстафетные) эффекты придумывает дизайнер в момент творческой работы над проектом. ѕри этом, финальное изображение какого-либо объекта получаетс€ в результате последовательного применени€ большого количества простых эффектов.

¬ заключение, подчеркнем, что обстановка на экране и способы взаимодействи€ с мультимедиа-системой должны апеллировать к ситуации, хорошо знакомой пользователю. „тобы обеспечить этот эффект, в программу ввод€тс€ знакомые концептуальные модели, объекты повседневной жизни и т.п. »спользование этого приема позвол€ет, во-первых, легче воспринимать и понимать изображение на экране; во-вторых, пользователю нет необходимости вс€кий раз загл€дывать в руководство, чтобы узнать, как выполн€етс€ новое действие; в-третьих, у пользовател€ возникает чувство психологического комфорта, характерное дл€ встречи с чем-то хорошо знакомым.

 

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-24; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1088 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

1158 - | 1190 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.