Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќчерк VII сказки хх-го века 2 страница




Ќависает опасность и над ’оббитанией. √эндальф говорит ‘родо, плем€ннику Ѕильбо: "Ёто будет больша€ потер€ дл€ мира, если мрак поглотит ’оббитанию, если все... Ѕулкинсы, “олстобрюхлы и прочие... станут жалкими трусами и подлецами". ‘родо на это возражает: "ј кому нужны такие подданные?" ¬ ответ на подобную наивность неофита √эндальф даже не находитс€, что сказать и отделываетс€ общей фразой о том, что ¬рагу нужна ’оббитани€, он озлоблен на нее, и месть его будет ужасна. ќднако постепенно мы узнаем, в чем суть зав€зывающейс€ в сказке-эпопее коллизии. ќна имеет всемирный, а не только сказочный характер. Ёто тот, все возрастающий духовный антагонизм ¬остока и «апада, который, как об этом уже давно говор€т различные пророчества, приведет в конце концов к мировой войне. »з русских писателей наиболее впечатл€ющим образом о ней поведал ¬л. —оловьев в "“рех разговорах", которые он ничуть не был склонен рассматривать только как игру художественного воображени€.

»здревле ¬осток был хранителем эзотерической мудрости, котора€ определ€ла его духовный приоритет. — развитием европейской цивилизации духовный "центр т€жести" постепенно переместилс€ на «апад. » тогда возник глубокий антагонизм в духовной борьбе за водительство миром, из которого проистекают идеи вс€кого господства и само господство. –азвитие мира, несомненно, может двигатьс€ вперед путем взаимного обогащени€ различных его частей. Ќе все народы в равной мере поспевают за этим развитием. Ѕолее того, чтобы одни могли уйти вперед, другие временно должны отстать. “аковы законы эволюции. Ќо тогда тем больше имеетс€ оснований дл€ взаимопомощи, чем дл€ антагонизма. Ќо в мире, и на ¬остоке, и на «ападе, есть силы, выступающие за удержание прошлого в неизменном виде, так что оно превращаетс€ в невозможный анахронизм; кто-то при этом жаждет "остановить мгновенье", увековечить его. Ёти силы борютс€ не только со всем новым, что по-доброму и на благо человечеству приходит в мир, но и между собой. ћировые трагедии нашей цивилизации вырастают не только из борьбы добра со злом, но и из борьбы между собой различных форм зла, где не бывает победителей, а только смерть и разрушение. Ќе вника€ в подробности этого большого вопроса, мы только хотим отметить, что тотальный конфликт между ¬остоком и «ападом не €вл€етс€ неизбежным; однако, если миновать его не удастс€, «апад должен будет всеми силами защищать свои духовные ценности, дабы человеческа€ цивилизаци€ не ушла на совершенно ложные пути.

Ќо последуем за “олкиеном, за его интерпретацией данной мировой проблемы. ¬вод€ в повествование  ольцо ¬севласть€, он совершенно правильно подчеркивает доминирующую роль оккультного в противосто€нии ¬остока и «апада. —о стороны «апада в этой борьбе на первый план выходит ’оббитани€. » это пон€тно, если вспомнить все, что нами уже говорилось об эпохе души сознательной. Ќо довольно непоследовательно интерпретирует это “олкиен.  ольцо ¬севласть€, говорит он, случайно (и кроме того преступным образом) попало к √оллуму, ибо "бабушка" его была хоть и "хоз€йственна€", недалека от идеи всевласть€. ƒалее  ольцо оп€ть случайно (хот€ и не без воли ѕровидени€) оказываетс€ у Ѕильбо. Ќо ему удаетс€ преодолеть искушение. ќн передает его плем€ннику ‘родо и тем избегает судьбы √оллума. ¬севедущий духовный попечитель ’оббитании, маг и волшебник √эндальф, долгое врем€ даже не подозревает о том, что  ольцо в ’оббитании. ј между тем в этом  ольце - вс€ судьба мира! »бо —аурон вожделеет лишь одного: захватить  ольцо, без которого вс€ка€ власть над миром иллюзорна, поскольку лишена поддержки того патрона, что сам пребывает на сверхчувственном плане, но стремитс€ завладеть человечеством на плане физическом, куда непосредственного доступа ему нет, а только через тех людей, которые соглашаютс€ ему служить. “ак возникает нека€ "разномасштабность" в сюжете сказки. ќна вполне правомерна дл€ сказки, как мы ее назвали, органической, где "случай" всегда означает вмешательство высших сил. ƒругое дело у “олкиена, где все до мельчайших подробностей обдумано. ¬ цепи указанных несоответствий, вне вс€кого сомнени€, просматриваютс€ идейные установки самого автора.

¬ то же врем€, взгл€д “олкиена на саму идею всевласть€ вызывает лишь самое гор€чее сочувствие. ќн считает, что в мире должно существовать много колец: во-первых, у семи главных европейских народов, которых он называет "гномами", поскольку они пришли в наиболее тесное соприкосновение с земным планом жизни. ќбладание кольцом дл€ каждого из них означает способность вносить свой неповторимый вклад в освоение этого плана, в приспосабливание его дл€ общечеловеческого развити€. ¬о-вторых, кольцами должны обладать дев€ть восточноевропейских народов. ќни потому названы "людьми", что еще не вполне сошли на физический план, слабо владеют его отношени€ми. —воим обликом и физической силой они напоминают древнегреческих героев, подобно им пр€молинейны, простодушны и непосредственны. ќни не вполне способны понимать задачи нового времени. ƒл€ этого необходимы другие качества, которыми, как считает “олкиен, обладают гномы и хоббиты, а особенно - их посв€щенные ѕри этом хоббиты превосход€т гномов гибкостью и подвижностью ума, поскольку не страдают чрезмерно односторонней прив€занностью гномов к материальному миру. ¬ этой расстановке сил задача "людей" состоит, как оп€ть же об этом говорит “олкиен, в служении гномам в их "горном" труде, а в общем, как следует из дальнейшего повествовани€, и всему —редиземью в его борьбе с ћордором: прежде всего "люди" вступают с ним в физическую войну, а также несколько ранее побеждают изменника —арумана. “ри кольца эльфов - это три ступени западного посв€щени€, которое приходит на смену восточному.

“акое распределение колец между народами несет миру гармонию и уравновешенное развитие.  ольцо же ¬севласть€ необходимо —аурону дл€ того, "чтоб разъединить их всех, чтоб лишить их воли и объединить навек в их земной юдоли под владычеством всесильного властелина ћордора". ¬ подобном намерении обнаруживаетс€ по преимуществу природа ариманических сил, действующих, главным образом, на «ападе, а не на ¬остоке, где люциферические посв€щенные хот€т лишь пресечь развитие человечества на физическом плане, ибо благодар€ реинкарнаци€м люди уход€т из-под их власти. Ќо в образах сказки содержитс€ и нечто от той реальности, в которой јриман и Ћюцифер прот€гивают один другому руки. ¬ целом же характер ћордора (его название произведено от английского слова murder - "убийство") таков, что он абсолютно враждебен вс€кому индивидуальному началу в человеке.

¬ борьбе со —редиземьем, где люди идут к развитию индивидуального €-сознани€, —аурон привлек на свою сторону немало народов ¬остока, сделал из них своих покорных служителей. ”страшающий образ орка - врага культуры, разрушител€ не только насто€щих, но и прошлых духовных ценностей, - больша€ удача “олкиена как писател€. ¬ластител€м орков —аурон раздал те дев€ть колец, которыми должны были владеть "люди" —редиземь€ (соцстраны?). Ќо и у гномов он отн€л три кольца, т.е. проник в их земно-духовную де€тельность (вспомним, что было сказано о союзе некоторых гномов с гоблинами); с другой стороны, четыре кольца отн€ли у гномов "драконы" абстрактного мышлени€. “аким образом, в мировой расстановке сил с возникновением идеи всевласть€ народы тер€ют свой самобытный характер и унифицируютс€ абстрактными установками, проистекающими из сфер чуждых человеческой эволюции сил.

“олько три кольца эльфов (идеалы посв€щени€), как полагает “олкиен, еще не осквернила рука —аурона, но в случае, если ему удастс€ захватить  ольцо ¬севласть€, то не уберечь и их. —ледует вообще сказать, что во всей истории борьбы за  ольца, в описании их качеств, выражены различные аспекты борьбы люциферических и ариманических сил за человеческое сознание, за его деиндивидуализацию не только в земном, но и в космическом аспекте. ќднако, мы не можем подробно входить в рассмотрение этого обширного вопроса. «аинтересованный читатель пусть исследует его сам, обрат€сь к соответствующим духовнаучным сообщени€м –.Ўтайнера. „то же касаетс€ сказки “олкиена, то в ней этот вопрос получает необычайно €ркое, образное выражение.

»так, конечна€ цель, к которой стремитс€ —аурон, - это полностью оторвать человечество от вс€кой св€зи с духом, навеки приковать его к "земной юдоли", к физическому миру, а поскольку матери€ не вечна, то ввести его в некое призрачное бытие и там увековечить свое царство. ¬ јнтропософии говоритс€ о так называемой "восьмой сфере", где физическое может пребывать вне материального.103 ¬ыступающие в трилогии назгулы - это уже фактически жители той самой сферы.* —в€зь с материальным миром у них происходит только через мышление (материальные кони), но они не владеют им индивидуально, и в конце концов ¬ластелин ћордора дает этому мышлению своего носител€, который имеет вид ископаемого птеродактил€, или ужасающей пародии на орла.

* —лужение  ольцу ¬севласть€ ведет человека в восьмую сферу, потому призрачна его способность делать человека невидимым. ќно как бы раствор€ет индивидуальное во всеобщем, делает человека "невидимым" как индивидуальное существо, и вместе с тем €сновид€щим

“аков —аурон. » если в нем самом мы видим лишь ариманические черты, то природа  ольца вмещает в себ€ нечто большее. ¬ нем обнаруживаютс€ черты, вызывающие в пам€ти ¬еликого »нквизитора. √эндальф говорит о  ольце: оно "знает путь к моему сердцу, знает, что мен€ мучит жалость ко всем слабым и беззащитным, а с его помощью - о, как бы надежно € их защитил: чтобы превратить потом в своих рабов". “ак искушаетс€ «апад, христианский «апад. Ќо “олкиен сводит все лишь к одной пол€рности, где ¬осток превращаетс€ в носител€ абсолютного зла, а «апад - добра. "“ьма с ¬остока", - говорит Ѕрод€жник. Ёто, фактически, данна€ с обратным смыслом древн€€ формула: "Ex orient lux" - свет с ¬остока. Ќа борьбу с этой тьмой и поднимаетс€ все —редиземье.

ѕрежде всего, в некоей средиземной стране, названной –аздел, собираетс€ —овет ѕосв€щенных. „тобы попасть на него, ‘родо и его друзь€м приходитс€ пройти через р€д испытаний. ¬ отличие от "’оббита", движение хранителей  ольца в трилогии происходит одновременно и посв€тительно, и по вполне определенному географическому маршруту. “ак, например, ¬ековечный Ћес и его житель Ѕомбадил* означают, одновременно, и мир эфирных сил (повышенна€ жизненность деревьев, а с другой стороны - "умертви€"), и —кандинавию, где в какой-то мере еще сохран€етс€ св€зь с элементарными духами природы.

* ≈го им€, возможно, образовано от имени римского божества земли, леса, растительности вообще - Bona Dea.

ќккультные испытани€ хранители проход€т и на социальном плане. ќни попадают на ѕосто€лый двор в ѕригорье. “ам уже вовсю рыщут всадникипризраки —аурона. ≈сть у них свои люди и из местных - Ѕит ќсинник.  то-то заслан из других стран. Ќекий южанин, косоглазый и уродливый, предсказывает в ближайшем будущем нашествие с юго-востока. "» место им, - говорит он, - пусть будет приготовлено заранее, а то они его сами найдут. ∆ить-то надо, и не только иным прочим!" ¬ысказывание, заметим, далеко не сказочное. „ерез ѕригорье движутс€ переселенцы с ¬остока. «емл€ "горела" у них под ногами, и они искали новых мест. ѕригор€не же надеютс€, что беда их обойдет; такое же настроение и у хоббитов. » напрасно! „ерные всадники, вынужденные однажды бежать из ѕригорь€ на виду у всех, так рассуждают между собой: "ѕусть себе злитс€ мелкий народец! ¬ свое врем€ —аурон с ним разберетс€". - Ёто оп€ть не сказка.

ѕопав в “рактир, ‘родо и его друзь€ не выдерживают сто€щего перед ними испытани€. ќни впадают в болтливость (свойство, не допустимое дл€ оккультиста) и тем осложн€ют весь свой дальнейший путь до –аздола. »м, возможно, вообще не удалось бы туда добратьс€, если бы на помощь не пришел Ѕрод€жник (јрагорн). Ёто норманнский ѕосв€щенный. ћожет показатьс€ странным, откуда вз€лс€ такой персонаж, если речь идет о новейших временах. ¬едь норманнов, скажет кто-то, уже не существует как народа. ƒело, однако, в том, что сказочные образы “олкиена - это представители различных духовных сил не только насто€щего, но и прошлого развити€ человечества. », действительно, мы часто наблюдаем, как вполне реально живет в нашем времени духовное наследие прошлого. —казочный характер сюжета позвол€ет “олкиену строить на этой основе целое народоведение, правда, не лишенное односторонностей в силу национальной суженности британского оккультизма. ” ƒухов народов имеютс€ двойники, и оккультист, усто€вший перед искушением обратить свои достижени€ себе на пользу, может подчас отдатьс€ склонности рассматривать мировые интересы через призму своего народа. Ќасколько тонкой может быть эта подмена, хорошо показывает цикл рыцарских романов “омаса ћэлори "—мерть јртура", где повествуетс€ о рыцар€х  руглого —тола и —в€том √раале. —оздав высокоспиритуальное произведение, ћэлори не усто€л в главном: заменил действительного, немецкого хранител€ —в. √раал€ ѕарсифал€ английским - √аваином.

ѕредвид€ недоумение читател€, “олкиен сам устами ‘родо ставит вопрос: "«начит, их род (јрагорна) до сих пор не угас?" ј —эм уточн€ет: "ќн из √лухомань€?" » вот перед нами разворачиваетс€ в иносказательной форме учение об арийской расе, о переселении народов. «а образом √лухомань€ можно распознать ту область, где ныне находитс€ пустын€ √оби, и куда в далеком прошлом ушли переселенцы из јтлантиды, ведомые ћану. „асть из них позже вернулась назад, в ≈вропу, и заселила ее север. Ёто был, в терминологии “олкиена, Ѕольшой Ќарод. ≈го король - Ёлендил ¬ысокий. ƒва его сына, »силдур и јнарион, основали два могущественных кн€жества: одно на севере - јрнор, другое на юге - √ондор. «десь в повествовании “олкиена встают реминисценции русской Ќачальной летописи. ¬ дет€х Ёлендила мы узнаем –юрика и его сподвижников, в основанном ими северном великом кн€жестве јрноре - Ќовгородскую –усь, в южном, √ондоре, -  иевскую –усь. √ондор своими восточными границами прилегает к великой реке јндуин. ќбласти на другом берегу јндуина названы »тилендом. »тиль же - древнее название ¬олги. ѕоэтому »тиленд (land- по-английски означает "земл€", "страна") означает не что иное, как ѕоволжье. ƒл€ гондорцев »силдур и јнарион - пришельцы "из-за мор€", которых они сами позвали на помощь. јрагорн назван "рыцарем из «аморь€", он отдаленный, но "единственный и пр€мой" наследник »силдура, т.е., получаетс€, самого –юрика.  огда хранители плывут по јндуину, јрагорн в одном месте, где им встречаютс€ каменные изва€ни€ древних воинов, вдруг преображаетс€. ‘родо смотрит на него с восхищением, и ему представл€етс€, что он видит перед собой корол€, "возвращающегос€ в свое королевство". ќ древних правител€х южного кн€жества сказано, что последний из них, ћелендил (—в€тослав?), сын јнариона (»гор€?), внук Ёлендила, умер без наследников (¬ладимир был "сын рабыни") и род кн€зейнуменорцев (новгородских) там угас.

ѕри чтении трилогии “олкиена не следует искать в ней совсем буквальных аналогий. јвтор довольно свободно сдвигает и раздвигает исторические эпохи, географические области, культурные потоки, этнические взаимосв€зи, хот€ и остаетс€ при этом в рамках прин€тых им оккультных учений об эволюции человечества. ѕоэтому √ондор, с одной стороны, выступает как единое государство, в центре которого возвышаетс€ "«вездна€ ÷итадель" ( ремль), а с другой - как сила, издавна противосто€ща€ натиску ћордора, и в этой св€зи √ондор - лишь часть некоего комплекса сил, слагавшихс€ исторически к западу от јндуина. ¬ повествовании “олкиена разновременно действовавшие силы выступают одновременно и при этом вне зависимости от того, какой они природы - чисто духовной, социальной или просто физической.

јрагорн - один из виднейших членов —овета —ветлых —ил. Ќо √эндальф стоит еще выше. ≈го им€ “олкиен также берет из германской мифологии - Gandalfr, где оно относитс€, одновременно, и к гному и к эльфу; от древнегерманского "alfr" произошло слово "эльф". “олкиен не случайно дает такое им€ англосаксонскому ѕосв€щенному. ќн изображает его родственным как гномам, так и эльфам, возвод€ его магическое достоинство к персонифицированным в образе эльфов истокам спиритуальных традиций всеарийской культуры.

Ёльфы, надо сказать, - наиболее загадочные существа в сказке. ѕричина этого кроетс€ в многозначности их образа. ¬ одном отношении они, в пр€мом смысле слова, духи воздуха. ƒревние греки €сновидчески созерцали их пронос€щимис€ в порывах ветра, шелест€щего вершинами деревьев. „то-то от духа античности, от духа ее ћистерий, перешедшего в п€тую, современную культуру, содержат в себе эльфы и у “олкиена. ¬ другом отношении их образ - обобщенное, обширное оккультное наследие всей арийской расы, уход€щее своими корн€ми в седую древность »ндии, и в то же врем€ еще довольно актуально отражающеес€ в идеалах посв€щени€ новой эпохи. јрийские народы расселились в самых разных част€х ≈вропы, поэтому мы встречаемс€ у “олкиена с разными типами эльфов. ¬ целом же их бытие носит скорее сверхчувственный, чем непосредственно физический характер. -  огда Ѕильбо вернулс€ из своего похода "на ¬осток", то потом он часто "ходил в гости" к эльфам (занималс€ пранайамой), за что "здравомысл€щие" соотечественники считали его тронутым. ÷арица страны эльфов Ћориэна √аладриэль говорит —эму: ты видел нашу страну зимой, "ибо наше лето давно миновало"; а сама она выгл€дит "неизменно юной и вечно прекрасной жительницей давно ушедшего прошлого". “ри  ольца эльфов (ступени посв€щени€) бессильны на поле физического сражени€. ќни помогают, пишет “олкиен, познавать мир, творить добро, сдерживать зло, зародившеес€ в жител€х —редиземь€, когда начались войны за власть.

¬ыше √эндальфа в —овете —ветлых —ил стоит —аруман - ƒержавный ¬ластитель  олец и —оцветий. Ёто ѕосв€щенный немецко€зычных народов. ¬ его образе выражена совокупность их духовных сил. “олкиен сначала отдает им предпочтение, признает их приоритет перед англосаксонскими посв€тительными устремлени€ми: —аруман с давних времен - глава —овета. Ќо этот немецкий посв€щенный, несмотр€ на всю свою высоту, падает жертвой вли€ни€, идущего из ћордора. ќн говорит √эндальфу: "наступает врем€ Ѕольшого Ќарода (6-€ культура?), и мы призваны им управл€ть. Ќо нам необходима полнота всевласть€, ибо лишь нам, ћудрейшим из ћудрых, дано знать, как устроить жизнь, чтобы люди жили мирно и счастливо... Ќа «емле по€вилась Ќова€ —ила... мы должны поддержать Ќовую —илу". ѕод этой —илой он имеет в виду то, что идет из ћордора. “аким образом, в словах —арумана слышны отголоски нацистской идеологии с ее громким пустословием и извращенным толкованием расовых проблем. —аруман пользуетс€ пон€ти€ми, прин€тыми в среде цивилизованных народов: мир, счастье, благоденствие, но вкладывает в них иной, "мордорский" смысл. ќн так пр€мо и говорит, что некий Ќовый ѕор€док есть конечна€ цель Ќовой —илы. “ак —аруман оказываетс€ предателем —ветлых —ил и пособником —аурона. Ќо до поры до времени он скрывает свои намерени€. ≈му удаетс€ заманить к себе √эндальфа и на короткое врем€ устранить его из борьбы с —ауроном. Ќо вскоре с помощью орлов √эндальф бежит из саруманова плена. —аруману объ€вл€етс€ война. —окрушительный удар в ней ему нанос€т некие энты - жители лесов. ¬ их образе можно видеть персонификацию издревле сохраненной духовной силы слав€нства, €зыческой по своей природе, все еще пребывающей в родстве с элементарными силами природы. ¬ предани€х говоритс€ о племени антов, в которых предположительно вид€т предков слав€н.

ѕобежденного —арумана (а война с ним выгл€дит лишь небольшим эпизодом на фоне войны с ћордором) решено стеречь в семь раз дольше, чем он мучил окружающие народы.* √эндальф говорит ему в заключение: "—мотри, € больше не √эндальф —ерый... я - √эндальф Ѕелый, вернувшийс€ из мрака (борьбы с орками и еще более ужасными подземными силами зла). ј ты - ты стал бесцветный, и € исключаю теб€ из —овета и из ќрдена!"

* 1939 - 1945 = 6; 6 х 7 = 42; 1948(9) + 42 = 1990 (ѕрим. 1990 г.).

” —арумана был в —редиземье союзник, некий √рима „ерный. ѕрежде он духовно порабощал правител€ –охана (ѕольши?), внуша€ ему ненависть к эльфам, иначе говор€, к оккультизму. Ѕудучи разоблаченным, он бежал к —аруману и во врем€ войны оставалс€ на его стороне. ¬еро€тно в этом образе дано указание на теневого двойника католицизма.

Ќа —овете —ветлых —ил, который созываетс€ ввиду возрастающей опасности со стороны ћордора, приглашаетс€ один из сыновей правител€ √ондора, или, скажем, русский ѕосв€щенный - Ѕоромир. ѕод ѕосв€щенным того или иного народа не следует непременно подразумевать конкретную личность. ќн €вл€етс€ неким праобразом, выражающим собой саму суть посв€тительных устремлений, какими они могут представать в мире, проистека€ из духовных особенностей народа или группы родственных народов. ¬ отдельные моменты по€вл€ютс€ и конкретные люди, воплощающие в себе этот праобраз; через них он приходит в св€зь с физическим планом, инспирирует его, напечатлевает ему образцы дл€ подражани€.

Ѕоромир ведет себ€ на —овете как типичный "слав€нофил" в расхожем понимании этого слова. » заслуживает особого внимани€ така€ трактовка этого образа “олкиеном, который в данном случае выражает отнюдь не частное мнение. "ћы одни, - говорит Ѕоромир, - заслон€ем «апад от ћоргу ла (главна€ крепость ћордора)... подумайте, что ждет западные земли, если враги прорвутс€ за јндуин!" Ќа это јрагорн возражает ему: ¬ы защищаете свои границы, а не «апад, "мы же - странники пограничного √лухомань€ (т.е. оккультные борцы) - боремс€ со всеми темными силами"; темных союзников ћордора всегда и неизменно встречали арнорцы. “ак трактует “олкиен роль норманнского импульса на ¬остоке ≈вропы. Ќесколько позже еще решительнее, чем јрагорн, √эндальф урезонивает самого правител€ √ондора, говор€ ему: ¬ы думаете лишь о своей стране; будь  ольцо у вас, оно бы овладело вами, и тогда нас ждало бы нечто более страшное, чем то, что идет теперь.

Ќе станем углубл€тьс€ в этот большой и спорный вопрос, тем более, что слова √эндальфа обращены не столько к гондорцам, сколько к их правителю. ¬ сказке же “олкиен подкрепл€ет мнение √эндальфа поведением Ѕоромира. “от соблазн€етс€ желанием завладеть  ольцом ¬севласть€ и едва не отнимает его у ‘родо. ¬след затем он, правда, раскаиваетс€ в своем поступке и ценой жизни смывает п€тно позора: гибнет от стрел орков, защища€ хоббитов.

Ќо все это происходит позже, в процессе выполнени€ миссии, которую —овет —ветлых —ил возложил на ‘родо. Ќа —овете же принимаетс€ решение отнести  ольцо в ћордор и бросить его в кратер вулкана - единственное место, где оно может расплавитьс€, - дабы навсегда уничтожить его страшную силу. »ными словами этот замысел можно выразить так: иде€ всевласть€, а равно и сама его возможность были внесены в социальную жизнь людей недобрыми сверхчувственными, пребывающими во внутреннем «емли адскими силами. »дею всевласть€ можно искоренить лишь вернув ее назад. —делать это, естественно, можно только оккультно, на пути, по которому все человечество движетс€ к посв€щению. ќб этом можно еще сказать так: исход€ из самосознани€ человечества, необходимо отвергнуть ложную идею темных сил, донес€ до их сферы нежелание человечества идти их путем, т.е. сказанное на «емле "нет" должно стать фактом в сверхчувственном мире, а не только тенью в головах людей. ¬от почему хранители несут  ольцо в ћордор, и делает это в первую очередь, как и в "’оббите", "средний" житель —редиземь€, хоббит ‘родо, плем€нник Ѕильбо. ќн - "средний" представитель человечества. ѕредседательствующий на —овете Ёльронд говорит: "от слабых невысокликов из мирной ’оббитании зависит судьба —редиземного мира".

«аканчиваетс€ рассказ о —овете —ветлых —ил (ќрдена - как его называет √эндальф) такой фразой: "Ќе все, что обсуждалось на —овете Ёльронда, надобно пересказывать в нашей истории. —начала речь шла об окраинных земл€х...". ¬ысказывание это, надо оп€ть заметить, не сказочное. » косвенно все-таки можно составить себе представление о том, что еще там обсуждалось!*

* ¬осклицательный знак 1992 г. - јвт.

Ќо мы пойдем вслед за сказкой. ѕрисутствующие на —овете хоббиты уже прошли через р€д испытаний и после заседани€ —овета встают на посв€тительный путь, сопр€женный с трудным и опасным служением человечеству. »м надлежит перейти на сверхчувственный план - попасть в Ћориэн, но дорогу туда, как и в "’оббите", преграждает мир неочищенных страстей. Ћориэн - страна скрыта€, говоритс€ в сказке, смертному входить туда опасно; немногие возвращались обратно, остава€сь прежними. ¬рем€ там не движетс€ (становитс€ пространством? - тогда это астральный мир).

»нтересно отметить как подоби€, так и отличи€ в маршрутах, которыми движутс€ герои "’оббита" и "¬ластелина  олец". Ћориэн частично соответствует «амку Ёльфов, но представл€ет собой уже целую страну. „ерный Ћес отходит на задний план. ќн хот€ и оставлен на карте, но в тексте трилогии не играет никакой роли. »ной характер носит и движение по пещерам сквозь ћглистые горы. “а€щиес€ в них опасности вырастают до масштабов целого мира ариманических сил, св€занных с внутренними сферами «емли, где действительно таитс€ маги€ зла. Ёта часть маршрута напоминает сцену нисхождени€ ‘ауста к ћатер€м, после которого он обретает ≈лену ѕрекрасную. “ак и наши путешественники, пройд€ сквозь горы под охраной ѕосв€щенных (‘ауст ходил один), выход€т в мир античности: после пережитых ими снежных бурь на одной стороне гор, на другой их встречает тепла€ страна; они вид€т колонну с разрушенной капителью; остатки статуй по кра€м дороги.

’от€ на карте маршрут пролегает с запада на восток, из текста мы получаем впечатление, что хранители движутс€ с севера на юг; более того, - что они проход€т под јльпами, а потом, после Ћориэна, плывут по ƒунаю к „ерному морю. «десь имеетс€ одна любопытна€ деталь. ќ „ерноречье в сказке говоритс€, что оно получило свое название, видимо, случайно: первые, кто посетили его и дали ему название, увидели его в плохую погоду. “очно така€ же верси€ рассказываетс€ о происхождении названи€ „ерного мор€. » еще один, так сказать, спиритуально-географический образ возникает в данном месте повествовани€. Ќа указанный маршрут словно бы накладываетс€ еще один, по которому хранители проход€т уже не под јльпами, а сквозь арабский мир, вернее, сквозь его заземленную магию, и попадают в мир древней »ндии - колыбель арийской цивилизации.

ƒалее характер движени€ мен€етс€: оно начинает возвращатьс€ из прошлого в насто€щее. ¬ географии маршрута возникает некий скачок, хранители оказываютс€ где-то на севере –оссии и плывут по јндуину (по ¬олге) на юг. ќт истоков русской истории (где сход€тс€ спиритуальность древней »ндии и древней √реции; см. 2-й и 4-й очерки), откуда берет свое начало пол€ризаци€ ¬остока и «апада, они движутс€ непосредственно в наше врем€ (путем "из вар€г в греки").

ѕо мере приближени€ к ћордору ситуаци€ складываетс€ так, что ‘родо остаетс€ вдвоем с —эмом (в —эме представлена сущность американского народа, не особенно углубленного в эзотерику, зато полного энергии и оптимизма в овладении физическим планом, что ныне также входит в задачу идущего посв€тительным путем). »х путь к мордорскому вулкану полон страшных испытаний, из которых они выход€т с честью благодар€ бескорыстной верности и братской любви друг к другу.

ѕока ‘родо и —эм тайком пробираютс€ в ћордор, √эндальф и остальные хранители прибывают в √ондор и помогают его войскам вести внешнюю войну с орками и призрачными служител€ми —аурона. ¬ойна идет с переменным успехом и принимает все более широкие масштабы. Ќа помощь √ондору приходит –охан - страна, символизирующа€ мир западных слав€н. ќсобо в нем выделена роль ѕольши, а в ней - женский элемент (Ёовин, дочь корол€), восход€щий к "воительницам —еверной страны".* Ќо армии ћордора оказываютс€ многочисленнее и сильнее. "Ёто были, - говоритс€ в сказке, - люди с ¬остока, стекавшиес€ под знамена своего ¬ладыки". "— далекого юга" к ним примкнули "чернолицые". ¬ыиграть эту войну вообще нельз€, если мисси€ ‘родо не будет исполнена. ѕоэтому вс€ внешн€€ борьба с —ауроном служит лишь тому, чтобы отвлечь внимание его всевид€щего ќка от ‘родо и —эма.

* «десь оп€ть подчеркиваетс€ единое происхождение арийских народов. ¬ этой св€зи —эм говорит ‘оромиру: ¬ы чем-то напоминаете √эндалыра. ј тот отвечает: ¬ нас (гондорцах) есть нечто от Ќуменора (т.е. как и в √эндальфе). Ќебезинтерссна еще така€ деталь: герб —арумана - бела€ рука на черном фоне; такой герб был у ярослава ћудрого!

ƒенетора, правител€ √ондора, охватывает паника (чем он как бы еще раз подтверждает правоту гэндальфова нарекани€). ќн погружаетс€ в черную меланхолию и вознамериваетс€ вместе с раненым сыном покончить с жизнью, совершив самосожжение. Ётот второй его сын, ‘оромир, находитс€ без сознани€. ќн мужественно боролс€ с орками на восточных границах и был там т€жело ранен. ¬ отличие от Ѕоромира, ‘оромира можно назвать "западником". ќн душой и телом предан √эндальфу и тот спасает его от обезумевшего от страха отца.

ѕоследн€€ часть трилогии называетс€ "¬озвращение  орол€" (под "королем" имеетс€ в виду јрагорн). ¬ ней рассказываетс€ о том, как ‘родо и —эм все же добрались до кратера вулкана. Ќо уже на самом его краю ‘родо оказываетс€ не в состо€нии лишитьс€  ольца ¬севласть€ и бросить его вниз. ќн надевает его себе на палец. ¬есьма своеобразно делу помогает √оллум. ќн следовал за хранител€ми на всем их пути то тайно, то попада€сь им на глаза, то вред€, то помога€, как это и свойственно миссии зла в мире. ≈го вела неутолима€ жажда вновь завладеть  ольцом. ¬ последнее, решающее мгновенье он бросаетс€ на уже сделавшегос€ невидимым ‘родо и откусывает у него палец с  ольцом, но при этом тер€ет равновесие над краем кратера и свергаетс€ в огненную пучину. » вмиг все измен€етс€: тьма, до того покрывавша€ небо, рассеиваетс€, оплот —аурона рушитс€, его армии в страхе бегут.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 261 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

784 - | 635 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.037 с.