Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќчерк VII сказки хх-го века 1 страница




 

"Lassen sie mich nur zuvorderst gleichnissweise
reden! Bei schwerbegreiflichen Dingen tut man
wohl sich auf diese weise zu helfen"
Goethe.Wilhelm Meisters Wandeljahre.

"ѕозвольте мне на этот раз говорить притчей.
ѕри трудно понимаемых вещах, пожалуй,
только таким образом и можно помочь делу".
√ете. √оды странствий ¬ильгельма ћайстера.

 

„то такое пралай€? Ёто особый этап в эволюции, когда все физически, материально про€вленное бытие переходит на духовный план, и то, что прежде составл€ло два разных мира: феноменальный и мир сущностей, из которых один открывалс€ воспри€ти€м чувств, а другой - уму, сливаютс€ воедино, образу€ ту сложную реальность, нижние ступени которой так впечатл€юще живописал »ероним Ѕосх. –азвитие человечества в XX веке многими чертами обнаруживает такое совмещение двух реальностей, прежде всегда выступавших раздельно. √овор€т, что многое в нашем веке иррационально. “ак оно и есть, если оставатьс€ при тех старых представлени€х, которые браво и уверенно в свое врем€ развивали столпы материализма. »м было легко. ќкружавший их мир обладал устойчивым равновесием и нигде не обнаруживал разрывов в причинно-следственной св€зи своих €влений. »ное дело мы. Ќаше врем€ на каждом шагу предъ€вл€ет рациональной силе человеческого суждени€ испытани€ столь непомерные, что если она желает справитьс€ с ними, ей как раз впору обратитьс€ к притче, к сказке, к мифу, всегда сто€щим на грани двух миров. “олько не следует принимать их упрощенно, как сказочки, составленные €кобы лишь дл€ детей. “аковыми они не были ни прежде, ни теперь. ¬ своем исконном значении миф - выразитель усложненной реальности.

ѕо этой причине, дабы не топтатьс€ в растер€нности у "сезама" иррациональности, чувству€ себ€ бессильными пон€ть "этот безумный, безумный мир", мы завершим наши очерки рассмотрением некоторых сказок, в надежде отыскать в них рациональное зерно. Ќачнем с самой «ападной ≈вропы, откуда, с вершины души сознательной, особенно €сно должен быть виден весь мир. Ќа наш взгл€д, наиболее значительна€ сказка, написанна€ там в ’’-м веке, - это "¬ластелин  олец" ƒж. –.“олкиена.102 ќна состоит из трех больших частей, а неким прологом к ней служит еще одна сказка, под названием "’оббит". “аким образом, мы имеем здесь дело с многотомным произведением, в котором перед нами разворачиваетс€ целый мир образов - сложный, многоплановый и вполне законченный в себе, воссозданный на основе долгого осмыслени€ автором северогерманской, англосаксонской, кельтской, античной мифологии, мифов и преданий многих других народов, а также оккультных учений «апада и ¬остока. √лавна€ особенность этой гигантской сказки состоит в том, что, в отличие, скажем, от гетевской "—казки о зеленой «мее и прекрасной Ћилии", от сказки Ќовалиса, включенной им в роман "√енрих фон ќфтердинген", или сказок јндерсена, она не €вл€етс€ вполне художественной, т.е. рожденной из одного только художественного воображени€, художественной интуиции, а построена "умно", путем зашифровки в сказочные образы символов и аллегорий определенных идей и дальнейшей их художественной обработки. —ам по себе такой прием при написании сказок вполне правомерен, но в нем имеетс€ один, так сказать, "подводный камень". ƒело в том, что стро€ подобным образом сюжет, сказочник вкладывает в его иносказательный смысл собственные взгл€ды и абстрактные идеи. ќн работает по принципу, выраженному ѕушкиным: "—казка ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок". ’орошо, если в его взгл€дах все обстоит благополучно, т.е. они отвечают действительности. Ќо если в них содержатс€ ошибки, то они будут включены и в тот "урок", что читатель получит от прочтени€ такой сказки. ѕо этой причине в далеком прошлом сказки составл€ли только высокие ѕосв€щенные. ¬ наше врем€ мир сверхчувственной реальности, который говорил через них, раскрывает себ€ в художественной интуиции индивидуального творчества. –ожденные из нее сказки свободны от субъективных представлений рационального ума, они внеидеологичны.

—казанным мы хотели бы предупредить читател€, что, изуча€ сказку “олкиена, не следует забывать о присутствии за ее строками представлений самого автора, хот€ и выраженных художественно.

“олкиен широко использует в развитии сюжета метод наложени€ нескольких планов, следу€ логике развити€ каждого из них в отдельности, и, одновременно, сочета€ их в некое целое, что и образует новую чувственно-сверхчувственную реальность. ќсновные из этих планов суть следующие: мифологический, исторический, социальный; особо в сказке прослеживаетс€ план, проистекающий из науки посв€щени€. ћы не берем на себ€ задачу полностью раскрыть иносказательный смысл всех планов, ибо, во-первых, это совсем не просто сделать, если учесть, что “олкиен потратил более двух дес€тков лет на разработку и построение своего сюжета; во-вторых, така€ работа увела бы нас далеко за рамки задач, поставленных во всей серии наших очерков; кроме того, нам тогда пришлось бы коснутьс€ вопросов, которые мы до сего момента сознательно обходили. ѕоэтому мы углубимс€ в сказку “олкиена лишь настолько, насколько она имеет касательство непосредственно к нашей теме. ѕри этом мы не станем вводить читател€ в заблуждение насчет наших возможностей и пр€мо укажем, где даваемый нами комментарий будет носить лишь предположительный характер.

Ќачнем с "’оббита". —казка написана как вполне самосто€тельное произведение. Ќо в процессе работы над нею идеи автора претерпели значительную метаморфозу и получили такой размах, что вылились в трилогию "¬ластелин  олец". ¬ дальнейшем мы увидим, как сюжет одной сказки перерастает в другую; что же касаетс€ первой из них, то в ней “олкиен ставит себе задачу показать, каким образом, так сказать, английска€ сущность в не особенно отдаленном прошлом штурмовала высоты посв€щени€. ’оббиты - это, вне вс€кого сомнени€, англичане - Ѕулкинсы, “орбинсы, Ћ€кошели и проч., - оптимисты и жизнелюбы, настолько увлеченные миром чувственных удовольствий, что ножки у них покрылись м€гкой и плотной шерстью. ¬ беззлобном юморе этого образа автор выражает свое критическое отношение к соотечественникам, и делает это с известной долей эзотеризма. ќбраща€сь к €зыку јнтропософии, мы могли бы здесь сказать, что в наименее очищенной части астрального тела человека про€вл€етс€ его родство с миром животных; и имеетс€ определенна€ взаимосв€зь между волос€ным покровом и мерой чувственности, развиваемой человеком, его склонностью к удовольстви€м низшего пор€дка.

ќднако в природе хоббитов содержитс€ и некое €дро, сила, позвол€юща€ кое-кому из них совершать путешестви€ "туда и обратно" (как сказано в подзаголовке "’оббита"), т.е. в сверхчувственный мир. »менно таким хоббитом €вл€етс€ Ѕильбо Ѕэггинс - средний англичанин, в котором, однако, в противовес родственникам "л€- ошел€м" (в этом заключен двойной смысл), еще не умер дух древних героических предков. ѕравда, сам он о том и не подозревает, поскольку изр€дно засиделс€ за "чаем с кексами" в своей уютной "норе". Ќо то, о чем забыл Ѕильбо, хорошо помнит √эндальф - посв€щенный англосаксонской расы, хранитель и охранитель ее духовных традиций и самого существовани€.  роме того, √эндальф - один из виднейших членов некоего, скажем условно, "Ѕелого Ѕратства" (о нем речь пойдет впереди), призванного вести и направл€ть эволюцию всего человечества. ¬ этом "Ѕратстве", как повествует “олкиен, нарастает тревога по поводу чрезмерного засиль€ материальной культуры (мы привлекаем здесь кое-что из первой части трилогии), что приводит людей к утрате вс€кой св€зи с духом. ƒл€ народов "—редиземь€" (≈вропы) подобное развитие грозит потерей всех тех плодов, что вынашивались ими на прот€жении многих столетий: деиндивидуализацией сознани€ и разрушением социальных структур, обусловленных характером индивидуального "€".*

* ћы часто будем пользоватьс€ антропософскими пон€ти€ми, комментиру€ сказку “олкиена, хот€ сам он не оставил €вных следов того, что изучал ƒуховную науку. ѕраво на это нам дает то обсто€тельство, что всюду, где он верно следует эзотерическим первоисточникам, открыта возможность толковать их с помощью јнтропософии. ќднако у “олкиена имеетс€ немало и таких мест, где он руководствуетс€ весьма туманной и путанной масонской символикой, какой она стала к началу XX века, тенденциозным пониманием древних мифов, обусловленным борьбой разных оккультных направлений. ¬ подобных случа€х раскрывать смысл его образов становитс€ особенно трудно и малоплодотворно.

» вот возникает намерение вернуть права идеалам посв€щени€, свергнуть дракона материалистического мышлени€ и восстановить сознательную св€зь народов с духом. ƒракон поселилс€ в человеческих головах. ќн похитил сокровища чистого мышлени€, к которому в новой эпохе должны приходить не только отдельные посв€щенные, но и многие, причастные к культуре мышлени€ люди. ¬от почему на борьбу с драконом должен идти "средний" хоббит, Ѕильбо Ѕэггинс. ¬месте с ним в походе участвуют представители всех европейских народов: англосаксонских, немецко€зычных, латинских, слав€нских (последние, правда, едва прослеживаютс€), но его собственна€ роль в их среде - главенствующа€ по той причине, что он сам представл€ет не столько какой-либо отдельный народ, сколько душу сознательную с ее мировым характером. ќбразы народов даны в виде 13-ти гномов. Ёто не просто отдельные люди п€той культурной эпохи (они мало год€тс€ дл€ посв€тительного похода), а выразители, или представители самой сущности народов, сложившейс€ в процессе долгого исторического развити€. ѕоэтому гномы производ€т впечатление сверхиндивидуальных существ.

¬нешне сюжет "’оббита" напоминает германский миф о  ольце Ќибелунгов, где также речь идет о карликах, хран€щих в горе свое золото. Ќо “олкиен этот миф осовременивает: вводит в него социально-исторический план и надел€ет динамикой, свойственной новейшим временам. ¬ "нору" к Ѕильбо вваливаютс€ 13 гномов и вмиг создают угрозу запасам его кексов и прочего продовольстви€. ¬се они охарактеризованы индивидуально и поставлены в св€зь со вполне определенными мифологическими образами. ќднако мы совершим ошибку, пыта€сь истолковать все действи€ гномов как непосредственно вытекающие из их мифологической сущности. “акой сверхзадачи “олкиен, естественно, решить не может, но все же пытаетс€ идти именно этим путем. Ќапример, гному с синей бородой, обладателю темно-зеленого капюшона и золотого кушака (он пьет чай и играет на виоле), дано им€ ƒвалин ("медлительный"). ¬ мифологии такое им€ носит один из четырех гномов, сковавших ожерелье дл€ ‘рейи. ” “олкиена он, вместе с Ѕалином, выступает как представитель англо€зычных народов, а точнее, той их глубинной сущности, котора€ восходит к оккультным традици€м рыцарей корол€ јртура (одного из его рыцарей так и звали - Ѕалин).

“аким образом, перед нами встает дво€кое: с одной стороны, мы можем углубитьс€ в исследовани€ мифологических образов германского —евера и англосаксов, между которыми, как подчеркивает автор, имеетс€ определенна€ взаимосв€зь, а с другой - он осовременивает их, придает им новую актуальность, и так творит прафеноменальную реальность нашей эпохи.

ƒругого гнома зовут Thorin ("храбрый"), а фамили€ его ќукеншильд (Schild по-немецки означает "щит"); он €вл€етс€ к Ѕильбо тринадцатым, а. по отношению к остальным двенадцати гномам занимает самое важное место. ≈го им€ также заимствовано из мифологии, но “олкиену в нем особенно важен корень "“hor". ќн подчеркивает это, говор€, что деда “орина звали “hror. » становитс€ пон€тно, что “орин - представитель немецкого народа, чьи оккультные традиции восход€т к “ору - древнегерманскому богу, в котором персонифицировано станов€щеес€ человеческое "€". ћолот “ора, говорит –.Ўтайнер, - это сила "€", поражающа€ в голову змею ариманического мышлени€ ћиттгарт. “орин играет на арфе. ¬спомним в этой св€зи, что было у нас уже сказано о лире јполлона.

√эндальф участвует в походе как оккультный учитель, приход€щий на помощь лишь в наиболее трудные моменты. “е, кто стали его учениками (Ѕильбо и гномы), должны сами пройти через посв€тительный процесс. Ќачинаетс€ он в 1341 г. "от заселени€ ’оббитании". ≈сли прин€ть, что это заселение началось в V в. по –. X., то дата означает 1841 год (1341+500) и в ней заключен глубокий смысл: это год начала борьбы јрхангела ћихаила с ариманическим драконом. ¬се 40-е годы XIX века –.Ўтайнер называет самой низшей точкой нисхождени€ человечества в материализм.

ћаршрут, по которому движетс€ Ѕильбо с гномами, проходит через разные части человеческого тела в направлении снизу вверх. ≈ще со времен средневековь€ в оккультных братствах ≈вропы стали по€вл€тьс€ рисунки с изображением сверхчувственной природы человека. »х рисовали в помощь неофитам, проходившим подготовительные ступени посв€щени€. ќккультисты, обладавшие сверхчувственным опытом, изображали на этих рисунках природу неочищенного астрального тела человека, где различные страсти, инстинкты имеют животные облики. ¬ дальнейшем масонска€ традици€ развернула эти рисунки в целые схемы-маршруты, на которых в образной форме показывались разные опасности, подстерегающие ученика оккультизма на пути самопознани€. ќдну из таких схем и представл€ет собой карта маршрута "туда и обратно", приложенна€ к тексту "’оббита". Ќа ней ’оббитани€ означает физический план, отделенный от сверхчувственного рекой. „то встречает участников похода по ту сторону реки - это низша€ природа их собственных астральных тел, св€занна€ в физическом организме с системой конечностей и обмена веществ. »нстинктивные силы этой сферы - поглощающие, всасывающие, раствор€ющие - в имагинации предстают в виде трех троллей. —овершенно правильно, если смотреть с оккультной точки зрени€, что им даны английские имена (с американским оттенком), ибо душа сознательна€ (инстинктивно изживаема€ в англосаксонской расе) св€зана со стихией воли, а та, в свою очередь, коренитс€ преимущественно в "нижнем" человеке, в системе конечностей и обмена веществ.*

* Ќапомним, что отдельные элементы антропософского учени€ о трехчленном человеке мы излагали в I книге

Ѕильбо пытаетс€ обмануть инстинкты, пользу€сь своим умом и сметливостью (крадет у тролл€ кошелек), чем напоминает нам хитроумного ќдиссе€, но тут же попадаетс€ к тролл€м в лапы. - Ќа посв€тительном пути инстинкты следует изживать, пронизывать их светом самосознани€, а не обманывать (как это, например, делают аскеты). √номы, не обладающие силой души сознательной, вообще "без задержек" попадают к тролл€м в плен. ¬ сцене, где это происходит, весьма прозрачно указано на природу действующих там сил. ≈сли подходить к содержанию чисто внешне, то нам просто не пон€ть, почему это умные гномы, как говоритс€, без вс€кой паузы, "с разбега" лезут на свет к костру, где сид€т тролли, и проч.

»так, перва€ встреча путешественников "туда и обратно" со сферой инстинктов кончаетс€ поражением. ѕриходитс€ √эндальфу выручать их с помощью своей магии. Ќо вслед за тролл€ми они наталкиваютс€ на новые испытани€: их осаждают гоблины и волки, или, скажем, мир их собственных страстей и пороков. ќт гоблинов, как пишет “олкиен, родились разрушительные открыти€ цивилизации - "машины массового уничтожени€", но, одновременно, и вс€кий "полезный инструмент". “акова сложна€ природа человеческого эго. Ќекоторые из гномов, "бессовестные гномы" (силы рассудка, всецело отданные материалистической науке, индустриализму), заключили с гоблинами союз, но плем€ “орина - спиритуальна€ немецка€ культура, немецкий идеализм: мистика, философи€, эстетика - на этот союз не пошло, за что гоблины его особенно ненавид€т. ќрлы - силы чистого мышлени€ - спасают Ѕильбо и гномов из безвыходного положени€ (убега€ от волков, они залезают на деревь€, т.е. пытаютс€ уйти из астрального мира пороков эгоизма в мир эфирных сил), в котором они оказываютс€ по той причине, что встречаютс€ с миром своих моральных недостатков неподготовленными.

ћглистые горы - это грудо-брюшна€ преграда. «а нею начинаетс€ область ритма: сердца и легких. ¬се, чем должен заниматьс€ ученик оккультизма, прежде, чем подойти к системе ритма, в индийской эзотерической традиции носит название "йамы" и "нийамы". Ёто начальные ступени посв€щени€, на которых ученик занимаетс€ моральным самоусовершенствованием, после чего может приступать к "пранайаме" - дыхательным упражнени€м.  омплекс моральных упражнений в той или иной форме можно встретить почти во всех более или менее серьезных системах оккультизма (различи€ между ними обычно начинаютс€ с дальнейших ступеней). ѕрисутствует он и в масонстве, но на первых ступен€х (градусах) отношение к нему самое поверхностное. ћасонство ввело в свою систему посв€щени€ и пранайаму, заимствовав ее у индийского оккультизма. » вот наши путешественники оказываютс€ перед этой ступенью. ѕравда, до того они еще попадают в загадочный дом Ѕеорна. “олкиен, видимо, зашифровал здесь тайну духовной природы печени. - Ѕеорн легко раздражаетс€, но если быть с ним обходительным, то он может оказатьс€ весьма полезным. ѕищу его составл€ют сливки и мед (сахар); ему служат злые пчелы (желчь?) и разные сознательные животные (функции печени). —ам он обладает двум€ природами: инстинктивной - он иногда €вл€етс€ медведем - и очеловеченной. “айна де€тельности печени мистериальна. ѕутешественники еще не готовы к тому, чтобы проникнуть в нее. ѕоэтому "ночью", т.е. сверхчувственно, им не позвол€ют выходить из дома Ѕеорна. Ќе будем делать этого и мы, и ограничимс€ лишь нашим предположением.

«ан€ти€ пранайамой образно описаны в виде путешестви€ Ѕильбо и гномов через „ерный лес. ƒеревь€ в этом лесу имеют толстые стволы, узловатые, искривленные ветви и продолговатые листь€. “акой вид имеют легкие с главными дыхательными пут€ми (трахеей), разветвл€ющимис€, подобно дереву, на сложную сеть бронхов и бронхиол, заканчивающихс€ альвеолами. ѕутешественники могут двигатьс€ лишь по одной тропе, т.е. по трахее, дабы иметь дело только с воздухом, а не с тем, что происходит далее: с кислородным обменом в крови. «десь их подстерегает опасность: „ерный ручей. Ёто венозна€ кровь, перенасыщенна€ углекислотой - потому ручей вызывает сонливость.

ѕранайама может привести ученика на другой уровень сознани€, где перед ним возникнут имагинации. ¬ них раскроетс€ духовна€ сущность воздуха. “ак это и происходит с Ѕомбуром.  огда он "засыпает" (погашает воспри€ти€ внешних чувств), то видит эльфов - духов воздуха. ¬след за Ѕомбуром к имагинаци€м приход€т и остальные, но и здесь они не справл€ютс€ с тем, что им предстает. —начала их опутывает инстинктивна€, органическа€ сила дыхани€ (пауки), а потом они попадают в плен к духам воздуха, но зато спасаютс€ от пауков. ѕутники не знают, как вести себ€ в имагинативном мире, где господствуют совершенно иные, чем в физическом мире, законы. Ѕильбо и гномы движутс€ к спиритуальному переживанию мышлени€ через зан€ти€ дыхательными упражнени€ми, и пока еще не знают природы эльфов, которые впервые выступают перед ними как объективна€ духовна€ реальность. Ёльфы же смотр€т на них как на "праздношатающихс€" в имагинативном "лесу" дыхани€, что, согласно законам посв€щени€, никому делать непозволительно.*

* ѕутники встречаютс€ с эльфами (но иными, чем в „ерном Ћесу) еще ранее, в ѕоследнем ѕриюте. Ётим, возможно, указываетс€ на дво€кое: на роль диафрагмы в пранайаме и на переживание обычного дыхани€, которое основательно видоизмен€ет ученик, приступа€ к оккультной практике.

»з «амка Ёльфов, где наших путешественников запирают в подвале, существует два выхода: обычный, через органы дыхани€, и еще один, через некий люк в полу. «десь “олкиен в прекрасной сказочной форме описывает процесс взаимодействи€ воздуха с кровью. "Ћюк" ведет в "реку" - в артериальную кровь. ѕо этой реке, протекающей под «амком Ёльфов, откуда-то сверху приплывают бочки (кров€ные тельца), груженые пищей и вином (— и 02, —02). Ёльфы эти бочки разгружают и пустые снова бросают через люк (альвеолы) в реку. Ѕильбо, сумев остатьс€ невидимым благодар€ своей душе сознательной, котора€ на врем€ поднимаетс€ в более высокие миры (но неправомерно, благодар€  ольцу, о котором речь впереди), может покидать «амок и возвращатьс€ в него через главные ворота, вместе с эльфами, т.е. путем, по которому идет воздушный поток. Ќо он понимает, что если гномы через люк попадут в реку и уплывут по ней, а он выйдет через ворота, то тогда ему не удастс€ соединитьс€ с ними.

¬ пустых бочках (свободных от —ќ2) вс€ компани€ бежит от эльфов: переходит из системы дыхани€ в верхний круг кровообращени€, который приводит их в область сердца - город Ёсгарот на берегу ƒолгого озера; »м это удаетс€, несмотр€ на неподготовленность, на все ошибки, делаемые ими на пути, поскольку они проход€т его не ради себ€, а ради всего —редиземь€. ƒалее путь ведет к ќдинокой горе, к "третьему" человеку, которого составл€ет головна€ и нервна€ система. ѕеред горой наход€тс€ развалины древнего города ƒейла. Ёто образ 16-лепесткового "цветка лотоса", расположенного в области гортани. Ќекогда, в эпоху древней »ндии, этот "лотос" был полон жизни, и благодар€ ему люди обладали €сновидением (ƒейл, кстати, созвучен с ƒели). ѕо мере возрастани€ силы рассудочного мышлени€ (дракона) "лотос" мерк и €сновидение угасало. Ѕудда дал учение о восьмичленной тропе, следу€ которой люди вновь разовьют этот "лотос", но уже исход€ из сил индивидуального сознани€, путем спиритуализации последнего, а также благодар€ укреплению сил сердца, братской любви к ближнему. ¬се это отражено в сказке в виде коллизии между Ѕэрдом, бургомистром (корыстью), гномами и др.

ѕуть из кровеносной системы в нервную ведет через "потаенную дверь". »ными словами, здесь нужно подн€тьс€ от пранайамы к более высокой ступени посв€щени€, нос€щей чисто духовный характер. Ќа ней ученик оккультизма приближаетс€ к спиритуальной сущности мышлени€ (попадает в "тыс€челепестковый лотос"). ƒракон живет в отражательной способности мозга (хот€ сам он - духовное существо), и потому не может непосредственно напасть на Ѕильбо и гномов. ќн решает добратьс€ до них тем же путем, по которому они пришли, и нападает на Ёсгарот. Ќо силы сердца (Ѕэрд) убивают его. “огда между умом и сердцем начинаетс€ распр€ за сокровище (спиритуальное мышление, в котором чиста€ мысль пронизана волей и чувством). — ∆елезных холмов (мозговые извилины) приход€т гномы во главе с ƒейном - двоюродным братом “орина. Ёто мир рассудочных пон€тий, вступающий в спор с доводами сердца. ¬ именах ƒейна и его отца Ќейна обыгрываютс€ разные аспекты личностного начала в человеке. ¬ “орине, как мы говорили, выражен образ "€". ƒейн - это немецкое dein, "твой". “ак возникает отношение: € - ты (твой). »д€ от него назад, приходим к nein (Ќейн) - "нет", т.е. к групповому сознанию.

Ѕильбо и гномы прошли через мир инстинктов и личных несовершенств, не облагородив его. » теперь он €вл€етс€ на последний бой, чтобы ст€нуть сокровище спиритуального мышлени€ к себе, в низшую сферу. Ќо дело при этом обстоит еще серьезнее. јнтропософи€ учит, что проход€ через три ступени сверхчувственного познани€: имагинацию, инспирацию и интуицию, - ученик переживает на высшей из них встречу с миром своих неизжитых отрицательных качеств, корен€щихс€ в непросветленной сознанием части астрального тела. Ётот мир как бы внезапно распахиваетс€ перед посв€щаемым, и он должен дать ему отпор, отразить его натиск; на €зыке оккультизма это переживание можно назвать "нисхождением во ад" собственной души; праобраз его дал —ам ’ристос »исус —воим де€нием, совершенным в страстную субботу. ƒл€ ученика оккультизма здесь возникает колоссальна€ опасность обратить плоды посв€щени€ на служение своей низшей природе. ќднако чаще всего бывает так, что достигший ступени интуиции имеет достаточно сил, чтобы справитьс€ с этим испытанием. Ќа помощь ему приходит сам мир мыслесуществ и окрепшие вол€ и чувство ("п€ть воинств" в сказке “олкиена). ¬ войне с гоблинами и волками Ѕильбо и гномам оп€ть помогают орлы. Ќо от ран умирает “орин (что он €вл€етс€ представителем спиритуальной культуры ÷ентральной ≈вропы, - это обсто€тельство особенно важно дл€ трилогии). ѕод горой посел€етс€ ƒейн. ¬ его задачу входит восстановить ƒейл, ид€ путем любви и сострадани€, которым учил еще Ѕудда. Ќа этом пути человек должен научитьс€ самоотречению, отказу от эгоистических про€влений своего "€", но не за счет возврата к групповому сознанию, а возвыша€сь над узко личностным; он должен научитьс€ вместо "мое" чаще говорить "твое"!

Ќа могилу “орину кладут волшебный меч ќркрист. ¬тора€ часть его названи€, "крист", позвол€ет сделать предположение, что “олкиен здесь намекает на крестную смерть —пасител€ и ≈го ¬оскресение.*

* “олкиен говорит, что ќркрист в переводе означает "—окрушитель гоблинов". √облины во "¬ластелине колец" получают название орков, произведенное от имени римского божества смерти и царства мертвых ќгсив. “аким образом, название меча (символизирующего "€") мы могли бы перевести как "’ристос, или христианин, побеждающий смерть".

  числу больших удач “олкиена следует отнести созданный им образ ученика оккультизма, споткнувшегос€ на эзотерическом пути, √оллума. ¬о всей мировой литературе, пожалуй, нет другого, даже сравнимого с ним персонажа. √оллум застр€л в сфере воли (во ћглистых горах), подменив стремление идущего к посв€щению обрести господство над собой желанием господствовать над другими. —овершивший подобную ошибку оккультист попадает во власть своих страстей и духов зла, лишаетс€ собственной воли, собственного "€". ѕоэтому √оллум обращаетс€ к себе либо в третьем лице, либо во множественном числе. "ћы" - это его пороки, рабом которых он стал. Ќо в образе √оллума есть еще одна исключительно важна€ черта. ѕо происхождению он - хоббит. ќбита€ в темных пещерах ћглистых гор, он обладает  ольцом ¬севласть€, хот€ употребл€ет его весьма своеобразно: ловит с его помощью гоблинов (страстишки) и питаетс€ ими. ѕо его словам,  ольцо это ему подарила бабушка на день рождени€. Ёта бабушка (’оббитани€ времен колониальных завоеваний) "была женщина властна€ и хоз€йственна€, - говорит √эндальф, - но чтобы в ее хоз€йстве водились кольца всевласть€ - это вр€д ли". » “олкиен дает историю того, как  ольцо попало в лапы к √оллуму. ѕодобно  ольцу Ќибелунгов, его нашел в отдаленном прошлом ƒеагорл, брат √оллума, в великой реке јндуин, протекающей вдоль границы между ¬остоком и «ападом. √оллум задушил брата и отн€л  ольцо, и произошло это в день рождени€ √оллума. —делано же это  ольцо было далеко на ¬остоке. »ными словами, иде€ мирового господства, как считает “олкиен, сложилась в результате пол€ризации ¬остока и «апада. ѕроцесс их размежевани€ имел не только культурно-исторический, но и оккультный характер. ”крепившись в —редиземье, ’оббитани€ стала искать своего отношени€ к науке посв€щени€, родиной которой прежде всегда был ¬осток. ¬ процессе этого поиска нека€ часть, скажем, англосаксонской сущности споткнулась и набрела на восточную идею всевласть€; нашла  ольцо и соблазнилась намерением употребить его на служение не всему миру, а собственным эгоистическим (можно также сказать, узконациональным) интересам. ¬о времена "бабушки" еще не все в ’оббитании понимали это, но √оллум уже существовал как реальность, и власть над ним имели другие, вовсе не заинтересованные в истинном прогрессе человечества силы.

ƒальнейша€ истори€  ольца ¬севласть€ образует главную сюжетную линию всей трилогии "¬ластелин  олец". ¬ ней событи€ выход€т на широкий мировой план, но развиваютс€ по той же схеме, что заложена в "’оббите". “олько теперь эта схема действительно наложена на географический план и сориентирована по четырем сторонам света, главным же образом - с запада на восток.  роме того, если в "’оббите" она была приведена в св€зь с трехчленным существом человека, то в трилогии она как бы проектируетс€ на трехчленную природу человечества. Ќа ней западноевропейские народы помещаютс€ в сфере воли, слав€нские (и возможно часть немецко€зычных) - в сфере ритма, а народы ¬остока - в головной сфере. ћен€етс€ в этой св€зи и принцип посв€щени€. Ќа смену древнеиндийской мысле-инициации приходит европейска€ воле-инициаци€. ѕеред битвой п€ти воинств (пентаграмма - это микрокосмический знак человека) за отн€тые у дракона сокровища, как сказано в первой части трилогии, „ерный лес, или Ћихолесье, был очищен —оветом —ветлых —ил (под ним следует понимать —овет европейских посв€щенных). «начение этой области почти сходит на нет, и герои движутс€ в основном импульсами воли, выступающей на внешнем социально-политическом плане, и одновременно проникающей в мир действующих за ним оккультных сил. ћы не назовем этот путь христианско-розенкрейцерским (хот€ в основе его также лежит посв€щение воли), но его находит особенно близким дл€ себ€ англосаксонска€ сущность по причине преимущественного развити€ в ее инстинктивной сфере души сознательной. ѕерелом в отношении к принципам посв€щени€ произошел там уже в ’’-м веке, и “олкиен красноречиво повествует об этом.

ƒействие первой части трилогии, котора€ называетс€ "’ранители", начинаетс€, по нашему счету, в 1901 г.   этому времени на ¬остоке происходит, как повествует автор, оживление некоей крепости зла. ≈ще про Ѕильбо сказано, что свое странствие (посв€тительное) он совершил "на ¬осток", и вот теперь там все изменилось: вновь отстраиваетс€ „ерный «амок ( лингзора?), и от него по —редиземью расползаетс€ "холодный мрак и обессиливающий ужас". ¬ горах стали множитьс€ орки; тролли сделались хитрее; были чудища и пострашнее. ¬се это означает усложнение мира человеческой души, а вместе с тем - углубление дуализма добра и зла. ƒо поры до времени, говоритс€ в сказке, "простой народ, конечно, знал об этом маловато". ј когда повсюду "загремели войны", то на запад пот€нулись гномы "из дальних стран". ќзира€сь, полушепотом они говорили про "¬рага" и про страну ћордор. ≈е властелин, —аурон некогда обитал в Ћихолесье, но теперь перебралс€ в ћордорский «амок - свою древнюю крепость. »ными словами, он зан€л место дракона.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 381 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќачинайте делать все, что вы можете сделать Ц и даже то, о чем можете хот€ бы мечтать. ¬ смелости гений, сила и маги€. © »оганн ¬ольфганг √ете
==> читать все изречени€...

1403 - | 1238 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.