Лекции.Орг


Поиск:




Градостроительство Киевской Руси




Самым ранним восточнославянским государством была Славия (VIII – начало IX вв.) в Приильменье. Однако об этом государстве мало что известно. Ее территория, спустя несколько десятилетий, стала частью Новгородской земли. Новгородские князья Рюриковичи в середине IX века захватили Киевское княжество полян, что послужило началом появления первого крупного древнерусского государства (при князе Олеге).

Киевская Русь (середина IX – конец XI вв.) появилась в середине IX века как объединение племенных союзов словен, полян, радимичей, кривичей и др. Небольшое племя рось дало название этому союзу. Столицей княжества стал Киев. Киевские князья вели активную завоевательную и международную политику, установив отношения не только с ближним окружением, но и со странами Западной Европы, Кавказа и Византии. В 988 году, во время правления Владимира Святославовича (Красное Солнышко), в стране началось введение христианства как государственной религии

Владимиром была выбрана греко-православная форма христианства из Византии, которая к этому времени продолжала оставаться самым развитым государством Европы, несмотря на свои потери от турок-сельджуков. Была создана Киевская митрополия Константинопольской патриархии с кафедрой в соборе св. Софии, который был вначале деревянным. Внедрение христианства способствовало появлению монументального каменного строительства (прежде всего соборного) и монументальной живописи (мозаика, фреска, иконопись). Принятие христианства повлияло на быстрое развитие письменности, появились школы для детей. Очагами духовного и культурного развития все чаще стали становиться монастыри. Центром экономического процветания стал Киев и города, расположенные на крупном торговом пути «из варяг в греки». Этот путь связывал страны Северной и Центральной Европы с Византией и Востоком. Он проходил по ряду рек Восточно-европейской равнины (Днепр, Западная Двина, Ловать, Волхов и др.), в узловых местах этих рек и волоков между ними стали Полоцк, Новгород, Смоленск и т.д. В растущих городах начали процветать ремесло и торговля. К XII веку в них насчитывалось более 60 различных ремесленных специальностей. Расцвет Киевской Руси пришелся на X – XI века. Более 2-х веков Киевская Русь была сильным государством, но в конце XI века начался процесс дробления на отдельные почти полностью самостоятельные княжества. Этот процесс был оформлен в 1097 г. постановлением Любечского съезда князей «…каждый да держит отчину свою».

Киев возник, по-видимому, около V века на правом высоком берегу Днепра путем слияния нескольких славянских поселений.

Согласно летописному рассказу, три брата Кий, Щек и Хорив основали три небольших крепости, которые соединились в город, названный именем старшего из них. Находясь на перекрестке торговых путей, Киев стал центральным городом полян. Из центра полян Киев к IX в. превратился в центр союза племенных княжеств, после завоевания его Новгородскими Рюриковичами (при князе Олеге).

Развитие города началось при князе Владимире I Святославовиче. Он расширил территорию до 10 га и поначалу обновил местное капище, но после крещения Руси в городе началось активное каменное строительство.

Вокруг первой каменной церкви Богородицы (прозванной Десятинной по десятой части княжеских доходов, выделенных на ее содержание) появилась первая площадь. На ней разместились античные статуи, привезенные из военного похода в Корсунь (Херсон). Это место получило название «Бабина торжка». На подступах к городу возникли крепостные городки Белгород, Василев, Вышгород и княжеская крепость-резиденция Берестово. С конца XI в. к ним добавились монастыри, крупнейшим из которых стал Печерский, расположившийся южнее Берестова.

Самый активный период развития города наступил при князе Ярославе Мудром. Город увеличил свою территорию до 70 га, включив в себя старый город Владимира, который стал играть роль внутренней крепости и городской резиденции князя.

Новый город Ярослава окружила мощная крепостная стена, состоящая из шести рядов дубовых срубов высотой 14 м и шириной в верхней части 19 м, и имевшая трое ворот, главными из которых стали Золотые ворота. В центре нового города к 1037 г. было закончено строительство крупнейшего на Руси 13-главого Софийского собора, который стал главным религиозным и научным центром Древнерусского государства. У подножья города Ярослава, в его северной части стал развиваться Подол – средоточие ремесленников и торговцев. Киев был крупнейшим ремесленным центром государства, и Подол постоянно рос, в нем появлялись все новые районы – концы. Самыми крупными из предместий были Кожемяки, Гончары, Еврейский конец, Копырев конец.

Иерархический ряд киевских храмов конца XI – XII веков (по И.А. Бондаренко). На примере планов основных церквей раннесредневекового Киева отчетливо видно как работала система иерархии и подобия Древнерусского государства. Не только князь, бояре, дружинники и холопы занимали строго определенное место в обществе (хоть и были подобны друг другу), но и храмы отражали эту иерархию и это подобие.

Градостроительство Удельной Руси: Великое Владимирское княжество, Новгородская Республика, княжества Пскова и Суздаля

Удельная Русь (конец XI – середина XIII вв.). После смерти Владимира II Всеволодовича (Мономаха, 1125) процесс распада на княжества-вотчины резко усилился. Этому способствовал горизонтальный принцип престолонаследия, заложенный еще в Киевской Руси (так называемый лествичный способ наследования). Согласно ему княжеский престол передавался не от отца к сыну, а от старшего брата к среднему и младшему. Но на престол могли претендовать только три старших брата, младшие братья приравнивались к детям старших. Это порождало постоянные распри в борьбе за престол. Кроме этого были внешние факторы ослабления Руси: набеги кочевых племен разорили южные киевские земли и прервали торговый путь по Днепру. На территории единого государства возник конгломерат постоянно увеличивающихся княжеств. В основном это были мелкие государства с небольшим людским, экономическим и территориальным потенциалом.

Исключение составляли несколько центров Древней Руси. Одним из таких центров стала Новгородская боярская республика, которая доминировала на севере Руси (в XIV веке из нее выделилась Псковская земля). В юго-западной Руси появилось сильное Галицко-Волынское княжество. В середине XII века северо-восточное Великое Владимиро-Суздальское княжество во главе с князем Андреем Юрьевичем (Боголюбским) начинает процесс объединения и захвата мелких княжеств. Позже (в конце XIII века) кафедра митрополита переезжает из Киева во Владимир. К началу XIII века титул Владимирского князя становится главным в конфедерации русских княжеств. Однако процесс объединения страны был прерван поражением перед войсками Золотой орды.

В 1236 г. монгольский хан Батый (Бату) начинает завоевательный поход в Европу. В результате этого похода оказываются разоренными большинство русских городов, за исключением северных территорий. В 1243 г. Русь попадает в вассальную зависимость от Золотой Орды.

В начале XIV века кафедра митрополита, находясь во Владимире, создает свой двор в Москве (после 1326 г.), которая раньше других городов начинает восстанавливаться и развиваться, благодаря особенностям своего географического положения и восточно-ориентированной политике московских князей (в отличие от западно-ориентированной политики тверских князей). Постепенно восстанавливаются города, и появляется сопротивление Орде. Борьба за освобождение длится более 100 лет и, в основном, заканчивается победой войска князя Дмитрия Донского на Куликовском поле в 1380 году.

С этого периода начинается процесс объединения страны под эгидой московских князей. Во Владимире, Суздале, Ростове и др. городах восстанавливаются каменные соборы. В Москве возводятся белокаменные стены и башни Кремля. Начинается расцвет русского иконописного искусства. В первой четверти XV века работает Андрей Рублев. Формальную суверенность Русь получает после отказа великого князя Ивана III платить дань Орде и несостоявшейся битвы между его войсками и войсками монголов в 1480 году («Стояние на Угре»).

Владимир

Столица Великого Владимиро-Суздальского княжества была основана в 1108 г. Владимиром II Мономахом на реке Клязьме как крепость на южных рубежах принадлежавшей ему Ростово-Суздальской земли. К этому времени Ростово-Суздальское княжество существовало уже два века как дальняя для Киева Залесская земля. Оно занимало обширную северо-восточную территорию, центром которой было Волго-Окское междуречье.

Судоходная Клязьма через Оку и Волгу связывала западные русские земли с восточными государствами, прежде всего с расцветшей к тому времени Волжско-камской Булгарией. Новая крепость занимала центральную часть высокого плато на стрелке при впадении небольшой речки Лыбедь в Клязьму, и имела форму трапеции с общей длиной ее валов около 2,5 км. Сын Мономаха Юрий Долгорукий в начале своего правления перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль (1125), но потом на длительное время отошел от дел Залесской земли. Лишь в последние годы жизни он стал уделять большое внимание укреплению северо-восточного княжества, основав Переславль-Залесский (1152), Юрьев-Польской (1152), Дмитров (1154), Москву (1156, как крепость). Владимирской крепостью он также занялся лишь к концу своей жизни, поставив за валами, рядом со старым княжим двором, свой княжий двор с каменной церковью св. Георгия.

Расцвет Владимира наступил с приходом на великокняжеский престол сына Юрия Долгорукого и половецкой княжны – Андрея Боголюбского (около 1111-74, правление с 1157). Князь Андрей отказывается от центра Руси. Ни Ростов, ни Суздаль с их могущественными боярскими и церковными группировками не устраивают его. Андрей переселяется во Владимир, который занимает стратегически значительно более выгодное место, и для начала перестраивает теремной двор своего деда – Владимира II Мономаха под княжескую резиденцию и переносит сюда столицу княжества (1157).

С этого периода возникает Великое княжество Владимирское, а город Владимир начинает быстро развиваться. Городские укрепления продлеваются на восток и на запад, они приобретают форму вытянутого вдоль плато треугольника. Общий периметр укреплений составляет теперь 7 км, что превышает периметр укреплений Киева (4 км) и Новгорода (6 км). Во всем ощущается соперничество с Киевом и стремление перенять не только его функции главного города Древнерусского государства, но и его образ столицы. Речки, впадающие в Клязьму, называются Лыбедь, Почайна и Рпень как в Киеве. Из 7 городских ворот двое ворот возведены в камне, они идут вдоль гребня к основным внешним точкам притяжения. Золотые ворота на западе ведут в южные русские земли, Серебряные ворота на востоке открывают путь в Булгарию. Вдоль кромки высокого берега в 1158-1160 возводится собор городского епископа (Успения Богородицы), который становится самым высоким собором Древней Руси (32,3 м против 29 м киевской Софии).

В западной части Владимира размещается новый двор Андрея Боголюбского и дома местной знати, в восточной части (так называемый Новый город) поселяются посадские люди. У подножья гряды на берегу Клязьмы начинает формироваться торгово-ремесленный посад.

Выполнение обширной строительной программы потребовало привлечения дополнительных строительных кадров. Кроме русских строительных артелей были привлечены европейские строители из Ломбардии. Соединение византийско-киевских традиций в создании крестово-купольных храмов с западноевропейским декором по камню привело к зарождению нового направления в древнерусском искусстве, которое иногда называют «древнерусской романикой». Для него характерна изысканность пропорций соединенная с резным белокаменным декором (аркатурные пояса, рельефные композиции), которые оказали большое влияние на последующее развитие русской архитектуры.

В 1169 г. Андрей Боголюбский завоевывает Киев, и город Владимир становится столицей самого сильного княжества Древней Руси. Через 5 лет князь Андрей был убит боярами в своей загородной резиденции в селе Боголюбово. На престол взошел его сводный брат Всеволод III Большое Гнездо (1154-1212), который имел 12 детей (отсюда и прозвище). Князь Всеволод III продолжил политику Андрея Боголюбского, он окончательно подчинил Киев, Новгород, Чернигов и Рязань, укрепив центральную роль великокняжеского престола во Владимире. При Всеволоде город Владимир и вся Владимиро-Суздальская земля испытала период наивысшего расцвета. В городе велось активное строительство из камня и особенно дерева. Известно, что во время пожара 1185 г. сгорело 32 деревянные церкви. После пожара Владимир был перестроен. Всеволод поставил пышный каменный дворец на кромке гряды в Срединном городе, возвел новый, роскошно украшенный, дворцовый храм – Дмитриевский собор. После пожара был также перестроен Успенский собор, объем которого резко увеличился. Княжеская семья основала два монастыря с каменными храмами, княжеский Рождественский (1192-95) и девичий Успенский (Княгинин) в Новом городе (1200-01).

Владимир жил активной жизнью, в нем процветало искусство и литература, владимирские князья и епископы приглашали выдающихся мастеров из Византии, Европы, других русских княжеств. Летописание, которое велось здесь в эти годы, стало основой многих летописных традиций Руси. Бурный расцвет Владимира закончился в 1238 г., когда город был взят войсками Золотой Орды. Последним оплотом города стал Успенский собор, который золотоордынцы завалили хворостом и подожгли. На хорах собора, в дыму погибла княжеская семья, епископ и многие горожане. После этого Владимир уже не смог оправиться, но на долгое время он остался для всей Руси символом «святого города», государства и культурного центра. Именно за титул «Великого княжения Владимирского» как старшего на Руси начинают биться молодые растущие княжества Москвы и Твери в XIV–XV вв., именно по владимирскому образцу начинает свое архитектурное развитие Московский кремль в начале XV века.

Великий Новгород

История Новгорода является важной частью развития Руси с периода ее возникновения и до образования Московского государства. На протяжении почти тысячелетия этот город являлся постоянным конкурентом столиц Древнерусского государства: вначале Киева, потом Владимира, потом Москвы, будучи фактически постоянной второй, северной столицей государства. В центральной части племени словен, известных как ильменские славяне, на берегу реки Волхов неподалеку от ее впадения в Ильменское озеро уже к VII в. возникло городище.

Вскоре на противоположном берегу появились городища восточнославянского пламени кривичей и финско-эстской чуди, позже здесь образовались небольшие постоянные селища других племен (мери, пруссов, варягов и др.), с которыми славяне вели постоянные торговые отношения. В результате развития Новгорода в начале IX в. появилось первое раннесредневековое государство на территории Древней Руси, которое в арабских источниках называлось Славией. Центром Славии стал Новгород. В русских летописях Новгород упоминается с 859 года. Именно новгородские князья Рюриковичи завоевали Киев и основали великокняжескую династию Древнерусского государства.

Новгород этого периода стал крупнейшим по территории княжеством, которому принадлежали обширные земли до Белого моря и Северной Двины. В Новгородской земле были построены многие города-крепости для защиты от соседних территорий (Псков, Копорье, Порхов, Торопец, Великие Луки и др.).

Новгород был городом с самым развитым городским самоуправлением, которое привело к образованию необычной формы – Новгородской республики (1136-1478). Основой самоуправления являлось городское вече, которое избирало епископа, посадника (градоначальника), тысяцкого (руководителя сотенных) и приглашало князя, который исполнял роль главы дружины.

Очень высокой для средневековья была грамотность новгородцев. Найденные берестяные грамоты показывают, что почти все свободное население владело грамотой, которой обучали в школах.

Во многом Новгородская республика имела общие черты с «вольными городами» Западной Европы, с которыми поддерживала торговые отношения, а с XIII века входила в знаменитый Ганзейский союз. Новгород превратился в крупнейший торгово-ремесленный центр, который специализировался на торговле с Северной Европой и связях с Северо-востоком. После нашествия на Русь Золотой Орды он единственный из крупных городов остался свободным городом, откуда начала формироваться оппозиция. В XIV – XV вв. Новгород стал крупнейшим в Европе экспортером пушнины, воска, льна, пеньки, меди и различных ремесленных изделий.

Изначальная планировочная структура города была заложена древнейшими поселениями, которые послужили основой трех «концов» – Словенского, Людина (или Гончарского) и Неревского. Позже (в XII–XIII вв.) на левом берегу появился Загородский конец, а на правом – Плотницкий конец. В городе возникло два центра по обоим берегам Волхова. На левом берегу появился Детинец (кремль) на месте древнего капища, общего для всех ранних городищ, основавших Новгород. На правом берегу напротив бывшего капища в срединной зоне Словенского конца возникла общегородская рыночная площадь – Торг, на которую был ориентирован единственный мост через реку.

После принятия христианства в 989 г. в Детинце был построен 13-главый деревянный Софийский собор. После строительства каменного Софийского собора в Киеве и пожара в Новгородском Софийском соборе, последний был перестроен Ярославом Мудрым в камне и получил 6-главое завершение и размеры несколько меньше киевской Софии, что полностью соответствовало средневековой иерархии.

На протяжении XII века в Новгороде и его пригородах появился ряд каменных храмов (Благовещения в Городище, Николы на Ярославовом дворище, Спаса на Ильине улице, Иоанна на Опоках, монастырские соборы и т.д.), который сформировал основы Новгородской школы - одной из главных школ древнерусского искусства. Ее отличительными особенностями являются компактность объемов, лаконичность форм и монументальность.

В период расцвета Новгородской республики в городе появилось большое количество миниатюрных ансамблей на основе небольших приходских церквей.

Жилая застройка была деревянной вплоть до XV века, она формировалась по усадебному принципу. Усадьба имела фиксированные границы, при расширении семьи к старой усадьбе пристраивалась новая огороженная усадьба. Группы усадеб, сформированные по родовому признаку, были характерны для города. Если на ранней стадии среди застройки было значительное число садов и огородов, то постепенно рост города привел к высокой плотности населения. К концу XIV в. разросшийся город (более 200 га) был окружен земляным валом округлой конфигурации, что вызвало еще большее уплотнение застройки внутри города. Городское благоустройство Новгорода было лучшим в средневековой Руси: дренажные трубы проходили под деревянными мостовыми, которые периодически менялись (примерно раз в 20 лет), некоторые улицы имели озеленение.

Псков

Первоначальное городище возникло на землях кривичей в VII – VIII вв. на реке Пскова недалеко от впадения ее в реку Великую, оно позже получило имя Городец. С 903 г. уже как Псков он начинает упоминаться в летописях. Первые века Псков развивался как центр оборонительных рубежей Новгородской земли в западном направлении, что было связано с его ключевым местоположением. Река Великая, с одной стороны, впадала в Чудско-Псковское озеро, через которые был выход на Балтику через Финский залив, а с другой – ее верховья смыкались с бассейном Западной Двины, которая впадает в Рижский залив Балтийского моря. Расположенный на западе Новгородской земли, Псков неоднократно отражал нашествия тевтонских, шведских и датских рыцарских войск.

Вокруг Пскова возникла целая сеть укрепленных городов и монастырей. На западе возникла самая мощная крепость Изборск, на юге – Остров, Вышгород, Опочка, на севере – Гдов, Кобылин, Юрьев и т.д.

Подходы к городу с XII века охраняли Иоанно-Предтеченский монастырь на севере и Мирожский монастырь – на юге. В самом Пскове обороне уделялось первостепенное значение. Укрепленным центром Пскова стал Кром, относительно высокий скалистый холм, вытянутый с севера на юг на стрелке при впадении Псковы в реку Великую.

Быстрый рост города начался после 1348 года, когда он стал центром самостоятельной вечевой республики. Развитие Пскова является ярким примером роста средневекового русского города, возникшего на месте впадения малой реки в большую. До конца XIV в. город рос в междуречье Псковы и Великой, и получил каменные крепостные стены Крома, Довмонтова города (1266), Старого Застенья (1309) и Нового Застенья (1375-1387). От Довмонтова города радиально расходились улицы, вначале в треугольнике между Псковой и Великой, затем в Запсковье, а позже от предмостной площади Завеличья.

Активно растущие посады во второй половине XV в. значительно превысили территорию старого города, их размещение стало тяготеть к наиболее рациональной округлой конфигурации с учетом природных преград –рек. Наиболее активно развивался Окольный город, за ним – Запсковье, которые в 1465 получили крепостные стены и вошли в состав Пскова. В 1510 г. в Окольный город был переведен Торг – главный рыночный центр города.

За большой рекой (Великой) также развивался торгово-ремесленный посад, получивший название Завеличье. Однако Пскову так и не хватило мощности, для того, чтобы Завеличье стало полноценным городским районом, и город получил завершенную радиально-округлую структуру. В начале XVI века Псковская республика вошла в состав Московского государства, и развитие города замедлилось.

Общественная организация городской жизни Пскова до Московского периода была построена по примеру Новгорода. Пространственная структура Пскова средневекового периода формировалась многочисленными церквями, как общегородского значения, так и небольшими кончанскими храмами, и совсем маленькими уличанскими церквями.

В 60-е годы XIV в. был перестроен главный городской собор св. Троицы, который вместе со стенами Крома стал главной городской доминантой Пскова. Еще шесть городских соборов разместились в Довмонтовом городе, который стал культовым центром. В Запсковье и, особенно, в Завеличье горожанами было построено несколько десятков монастырей, которые наряду с разнообразными городскими, кончанскими, уличанскими храмами и мощными крепостными стенами создавали необычайно живописный образ города.

Псковскую школу древнерусского искусства XIII–XVI веков отличали в градостроительстве и архитектуре одновременная монументальность и пластичность простых геометрических объемов, а также живописная ансамблевость церковных комплексов с многочисленными приделами, притворами и многопролетными звонницами.

Суздаль.

Один из старейших городов Волго-Окского междуречья, Суздаль возник на месте различных поселений славян (кривичи, вятичи) и угро-финнов (меря, мурома) и впервые был упомянут в летописи 1024 года. Территория в окрестностях Суздаля стала центром земледелия в Залесской Руси из-за богатых сероземов, получивших позже название Владимирское Ополье.

На протяжении XI – XII вв. Суздаль был одним из главных городов Ростово-Суздальского, а затем Владимиро-Суздальского княжеств. Тогда же началось строительство первых монастырей в его окрестностях: Дмитровского (XI в.), Козьмодемьянского (XII в.), Ризположенского (XIII в.), Троицкого (XIII в.), Александровского (XIII в.), Введенского (XIII в.), Васильевского (XIII в.), Спас-Евфимиевского (XIV в.), Покровского (XVI в.), Борисоглебского (XVI в.) и Андреевского (XVI в.). Эти монастыри служили не только религиозным целям, но зачастую использовались как место ссылки царствующим особам или иным людям. Большая часть монастырей в том или ином виде сохранилась до сегодняшнего дня.

К XIV веку город перестал играть серьезную политическую или экономическую роль в судьбах страны, но остался крупным религиозным центром России до XIX в.

Первоначальная структура города была традиционной. Огороженный кремль возник в излучине реки Каменки в XI веке, в его центре еще в домонгольский период был поставлен крупный Рождественский собор, за его пределами расположился посад с торгом, на подступах к городу размещались монастыри со своими белыми слободами. Постепенно посад и монастырские слободы срослись в единый город. Начиная с XVI в. деревянные храмы стали заменяться на каменные. С этого же периода в жилой зоне города начали активно строиться каменные приходские церкви, которые обладали меньшим масштабом, чем главные монастырские храмы.

Новые церкви обладали большой декоративностью и цветностью, очень часто строили парные храмы: высокие летние и небольшие «теплые» храмы. Тогда же появились необычные для других городов колокольни с вогнутыми шатрами и круглыми люкарнами-слухами. Новые храмы создали переходный масштаб между крупными ансамблями Суздальского кремля и монастырей с одной стороны, и деревянной жилой застройкой с другой. К XVIII в. центром города стал торг, на котором размещался Гостиный двор, таможня, губная изба, кабацкий двор и богатые каменные торговые ряды. По периметру торга встали приходские храмы.

Для Суздаля, как и для большинства русских городов, в конце XVIII в. был сделан план реконструкции города на регулярной основе. Однако из-за большого количества каменных храмов и сложного рельефа этот план не был осуществлен и город сохранил живописную планировку средневековья.

Свияжск,

вторая половина XVI в. Город, который является ярким примером развития сборного строительства в средневековой Руси. Он был создан как опорный пункт для взятия Казани – столицы Казанского ханства Иваном IV Васильевичем (Грозным).

Деревянные стены, башни и некоторые здания были срублены и собраны в Угличе, который находился почти за тысячу км от Казани. Весной 1551 бревна на срубах были помечены, разобраны и спущены в плотах по Волге до впадения в нее реки Свияги, недалеко от Казани. Там эти бревна были собраны (с некоторым добавлением местных стройматериалов) в достаточно большую и грозную крепость, которая послужила оплотом войску царя Ивана. Крепость была собрана за 28 дней.

Деревянное сборное строительство было очень распространено в средневековой Руси. Строили сборным способом не только крепости или остроги (например, в районе Полоцка). Самым распространенным было строительство готовых срубов для жилых и хозяйственных помещений, которые продавались на рыночных площадях – торгах, особенно в Москве. Это обычно очень удивляло иностранцев, которые приезжали в Московское царство.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-24; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 388 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Начинайте делать все, что вы можете сделать – и даже то, о чем можете хотя бы мечтать. В смелости гений, сила и магия. © Иоганн Вольфганг Гете
==> читать все изречения...

1331 - | 1170 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.012 с.