Только ленивый не употребляет сегодня понятие «гражданское общество». Однако содержание этого привлекательно звучащего выражения мало кто понимает.
Словосочетание «гражданское общество» условно. Не может существовать не гражданское государственно-организованное общество.
Сегодня под термином «гражданское общество» понимается общество, находящееся на высокой ступени развития, отвечающее ряду выработанных историческим опытом критериев.
История государственно-организованного общества делится на две эпохи: эпоху кастово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве, и эпоху становления и развития гражданского общества, основанного на юридическом равенстве.
Для первой эпохи характерны:
- иерархическое строение общества, многослойность права;
- формирование государственного аппарата из представителей привилегированного сословия;
- полное поглощение общества государством.
Становление и развитие гражданского общества проходит ряд этапов.
1-й этап. Отдельные элементы гражданского общества эпизодически имели место в некоторых странах античного мира, где развитие ремесел и торговли породили товарно-денежные отношения, получили закрепление в ряде институтов частного права. Однако экономические, идеологические и политические предпосылки гражданского общества начали складываться в XVI–XVII вв. Этому способствовали:
- развитие промышленности и торговли;
- углубление разделения труда, специализация;
- развитие товарно-денежных отношений;
- переворот в общественной идеологии;
- развитие культуры и искусств;
- распространение буржуазной протестантской этики;
- оформление в теорию естественного права основных общих идей, связанных с представлением о гражданском обществе как о социально-политическом идеале.
2-й этап. В период с конца XVII до конца XIX в. в наиболее развитых странах сформировались основы гражданского общества в виде первоначального капитализма, основанного на всеобщем юридическом равенстве и частном предпринимательстве.
3-й этап. В ХХ в. началась социализация гражданского общества. Длительное время государство и общество рассматривались как одно целое. Сама идея, подразумевающая существование гражданского общества, прослеживается в работах Аристотеля, Платона, Цицерона. Дальнейшее развитие она получила в канун и с началом буржуазных революций в Европе в трудах Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо.
Под гражданским обществом стали понимать особую сферу отношений, главным образом имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны были находиться в известной независимости от государства. Здесь имелась в виду обособленная социальная среда свободного предпринимательства, инициативы, предприимчивости, где государство должно было выполнять лишь роль арбитра.
Философское обоснование идеи гражданского общества пытались дать Г. Гегель и И. Кант. Однако в их представлении идеи гражданского общества переплетались с основными признаками правового государства, что вполне оправданно. Они противопоставляли гражданское общество дикости, неразвитости, нецивилизованности. Главным элементом их учения выступает человек – его роль, функции, положение в обществе и государстве. По Гегелю отдельная личность является для самой себя целью. Её деятельность направлена, прежде всего, на удовлетворение собственных потребностей. В то же время личность может удовлетворять свои запросы не иначе, как находясь в определенных взаимоотношениях с другими людьми. «В гражданском обществе – каждый для себя цель, все другие для него ничто. Но без отношения с другими он не может достигнуть всего объема своих целей[12]».
Таким образом, вопрос о гражданском обществе был исторически поставлен как вопрос о наиболее разумной и целесообразной организации межличностных отношений, о новом этапе цивилизации. Однако, здесь нельзя забегать вперед, как это имело место с «новым мышлением».
Главный лейтмотив гражданского общества – собственность и отказ государства от претензий на роль единственного регулятора общественных отношений. Собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Важно только, чтобы класс собственников формировался в процессе нормального цивилизованного развития, а не криминальным путем, как в России.
Либерализация экономических отношений не должна означать полный уход государства с экономического поля. Государство должно осуществлять экономическое регулирование, уравновешивать баланс интересов между конкурирующими субъектами.
Сущность гражданского общества состоит в том, что оно объединяет и выражает, прежде всего, интересы граждан, а не волю правящей элиты. Противоречия между государством и гражданским обществом являются стимулом общественного развития. В то же время между ними не должно быть антагонизмов. Государство в идеале призвано выступать доверенным представителем общества.
Гражданское общество опосредовано:
- рыночными отношениями, экономической свободой, многообразием форм собственности;
- легитимностью и демократическим характером государственной власти;
- социальной и юридической защищенностью личности;
- политическим идеологическим плюрализмом;
- реальным обеспечением прав, свобод и законных интересов личности;
- невмешательством государства в частную жизнь;
- национальным и социальным согласием;
- эффективной социальной политикой государства;
- личностью;
- семьей;
- собственностью и предпринимательством;
- социальными группами;
- частной жизнью граждан и её гарантиями;
- институтами демократии;
- общественными объединениями;
- независимым правосудием;
- системой воспитания и образования;
- относительно свободными СМИ;
- негосударственными социально-экономическими отношениями.
Главным условием существования гражданского общества является наличие правового государства. Раздельное существование гражданского общества и правового государства немыслимо.
Роль государства в данном случае заключается в том, чтобы охранять правопорядок, создавать благоприятные условия для беспрепятственной деятельности индивидов и их коллективов, реализации ими своих прав и свобод, активности и предприимчивости.
Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений, образующих особую сферу специфических интересов свободных индивидов-собственников и их объединений. |