Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


“еоретические концепции социальной работы: истори€ и современность




 артина исторического становлени€ системы социальной работы была бы неполной без взгл€да на ход развити€ идей, которые определ€ли место, отведенное ей в общественном сознании, идей, на основании которых осмысливалась ее важность и актуальность в жизни общества.

Ќам представл€етс€, что говорить, скажем, о Ђфилософии социальной работыї можно только условно: предметом рефлексии мыслителей этот вид человеческой де€тельности становитс€ сравнительно поздно, скорее всего в тот момент, когда социальна€ работа вступает на высшую ступень своего современного развити€.

¬ тоже врем€, сам предмет социальной работы Ц человек, его общественные св€зи, его социальное окружение, причины тех или иных жизненных коллизий, ответственность человека и за себ€ самого и тех, кто его окружает и т.п. Ц были с самых древних времен предметом и философского и вообще теоретического мышлени€.

–азумеетс€, исследование мировоззренческой основы социальной работы, т.е. проблемы содержани€ общечеловеческих ценностей Ц важна€ отрасль ее теории. »сследование этого предмета и можно было бы назвать философией социальной работы, но только метафорически: ведь этот род де€тельности очевидно не €вл€етс€ единственной сферой приложени€ общечеловеческих ценностей. ¬ рамки нашего исследовани€ этот круг проблем не входит по причине его внеисторического характера: €сно, что значимость той или иной ценности не может мен€тьс€, возрастать или наоборот становитьс€ меньше, коль скоро эта ценность считаетс€ общечеловеческой.

–уководству€сь хронологическими рамками, очерченными выше, рассмотрим развитие учений о человеке и обществе в св€зи с динамикой развити€ социальной работы в XVI Ц ’’ веках.

Ќа самое начало этого периода приходитс€ подлинный переворот, произошедший в сознании населени€ значительной части ≈вропы: –еформаци€, начата€ ћартином Ћютером. Ќачало этого процесса имело большое значение не только дл€ истории церкви; по новому взгл€нув на вопросы религии, де€тели –еформации в первую очередь изменили свой взгл€д на место человека в мире. Ќе вдава€сь в подробности учений ћартина Ћютера и ∆ана  альвина о человеке и божественном предопределении, отметим лишь одну их деталь. —пасение человека после смерти возможно благодар€ лишь одному обсто€тельству: вере в Ѕога, которую ќн сам, по своему произволу, вне зависимости от тех или иных поступков человека дает индивиду, либо отказывает в ней. »зменить решение Ѕога относительно своей судьбы человек не в состо€нии, а вот узнать это решение можно: тем, кого Ѕог избрал дл€ спасени€, ќн дает удачу во всех их земных делах.

»нтересующий нас аспект протестантского взгл€да на человека и общество состоит, таким образом, в самом насто€щем культе предприимчивости и удачи в земных делах и одновременно осуждении тех, кто не удачлив и не предприимчив. ќтношение к такого рода люд€м могло быть в лучшем случае снисходительным, но не таким, которое предполагало их равенство с удачниками Ц избранниками Ѕога.

«начение этого поворота в сознании людей дл€ дальнейшего исторического развити€ трудно переоценить. — утверждением –еформации на доброй половине ≈вропейского материка те морально-этические ограничени€, которые преп€тствовали развитию капиталистической экономики были сн€ты; безудержна€ нажива, обогащение не взира€ на средства Ц то, без чего невозможно первоначальное накопление капитала не только были оправданы, но и были признаны единственно верной жизненной позицией.

–азумеетс€, вывести напр€мую реалии социальной политики и социальной работы из протестантской этики невозможно. —оциальна€ политика, в рамках которой были предприн€ты первые попытки создать систему социальной работы, ранее всего, как уже отмечалось выше была прин€та на вооружение в јнглии. ≈е теоретическое обоснование на первый взгл€д не имеет ничего общего с упом€нутой выше богословской концепцией; ведь этим обоснованием стала экономическа€ теори€ меркантилизма и физиократи€ Ц экономические учени€ о том, каким образом происходит накопление богатства государств и о том, что этому накоплению может угрожать; серьезна€ ссылка на волю Ѕога, на предопределение и т.п. в такого рода концепци€х бессмысленна.

Ќа деле ситуаци€ сложней: именно отказ от самой постановки вопроса о судьбе отдельно вз€того индивида в контексте экономической системы и говорит о св€зи упом€нутых учений с протестантской этикой.

ћеркантилисты отталкивались от закономерностей процессов торговли и денежного обращени€, а закономерности эти таковы, что предполагают крайне неравномерное распределение материальных благ, и устранение этой неравномерности не только невозможно, но и нежелательно; существование бедности Ц одно из условий существовани€ богатства. ѕодход физиократов исходил из идей ограниченности природных ресурсов и необходимости поддержание соответстви€ между численностью населени€ и объемом этих ресурсов. ќтдельно вз€тый человек с его жизненными затруднени€ми не представл€ет дл€ этих теорий не малейшего интереса сам по себе: он может быть либо полезен, либо вреден дл€ целей накоплени€ богатств и не более того.

¬полне резонно с этой точки зрени€ обращение социальной политики јнглии к насильственному выселению в колонии и репресси€м против нищих при решении проблемы массового обеднени€ людей в XVI Ц XVII вв.

Ётот же экономический и этический контекст сопутствует следующему этапу становлени€ социальной работы в јнглии; т.е. созданию работных домов.

 ак видно из предшествующего содержани€ работы, антигуманна€ практика английского правительства в XVI Ц XVIII вв. смен€етс€ к концу второй половины XIX века более или менее совершенной и приемлемой системой государственного социального обеспечени€, кроме того, в 60-х годах именно в јнглии начинает действовать крупнейша€ международна€ благотворительна€ организаци€ Ц јрми€ —пасени€.

 онечно же, у этого поворота в развитии социальной работы были и соответствующие теоретические предпосылки. ¬ основном, своим формированием они об€заны французской социальной мысли эпохи ѕросвещени€ и революции 1789 года Ц и об этом будет речь ниже, Ц но свою лепту внесли и здесь и английские мыслители.

Ёто в первую очередь Ц авторы утопий, описывающих возможные пути преобразовани€, которое помогло бы избавитьс€ от €зв современного им общества. ƒва крупнейших мыслител€, работавших в этом направлении, - “. ћор и ‘. Ѕэкон - жили именно в јнглии.

— некоторой долей условности, можно сказать, что они в своих книгах сформулировали два принципиально возможных подхода к парадигме социальной работы.

”странение неблаговидных сторон современной ему действительности эпохи зарождени€ капитализма “. ћор видел в первую очередь в радикальном общественном переустройстве. ¬ идеальном государстве в его представлении нет места дл€ частной собственности; именно ее устранение и изменение отношени€ к богатству вообще сделают возможным справедливое общество. («аметим любопытный факт, взгл€ды ћора на справедливое общество, возможно, были обусловлены его религиозной позицией, точнее непри€тием протестантской этики: обвинение, послужившее поводом дл€ казни ћора было св€зано с его непри€тием официальной протестантской (англиканской) церкви и симпати€ми в пользу католицизма).

—овершенно иной подход предлагает ‘. Ѕэкон. ≈го ЂЌова€ јтлантидаї Ц образец эдакой технократической утопии: все то зло, которое существует в современном мире удастс€ преодолеть благодар€ техническому прогрессу. —оциальное переустройство при этом совершенно не нужно: частна€ собственность, формы политического устройства и т.п. в Ђјтлантидеї не упом€нуты ни разу.

”пом€нута€ выше условность в понимании работ этих утопистов как парадигм развити€ социальной работы обусловлена тем, что сама социальна€ работа непосредственно не упоминаетс€ в их книгах. “ам, в тоже врем€, были сформулированы концепции дальнейших путей развити€ общества в целом. », надо сказать, что дальнейшее развитие их идей послужило отправной точкой дл€ целого р€да политических и социальных идеологий. ¬ «ападном мире, без вс€кого сомнени€, возобладала парадигма Ѕэкона: при всех катаклизмах, капиталистическое развитие, начавшеес€ в его времена, продолжаетс€ вплоть до нашего времени и довольно успешно решает социальные проблемы, использу€ при этом достижени€ современной науки и не мен€€сь в своем основании.

—овременна€ система социальной работы, основанна€ механизмах социального страховани€, берет свое начало, во вс€ком случае, на уровне отработки концептуальных подходов к ней, еще в XVIII веке.

»нтеллектуальные аспекты исторического становлени€ системы социального страховани€ перекликаютс€ с современной дискуссией о формах общественной взаимопомощи. ¬ традиционных обществах принцип социальной интеграции был органически присущ самой структуре общества. —ама иерархизированность общества, наличие в нем статусных различий органически св€зывали людей между собой. ќбщественные св€зи воспринимались тогда как естественные, шла ли речь о св€з€х семейных, отношени€х между сосед€ми или об общественной иерархии на уровне ее целостности. —овременное же общество, т€готе€ к преодолению природного естества, мыслит себ€ в совершенно иных категори€х и соответственно стремитс€ сохранить, либо обрести новый тип отношений между людьми. —обственно это обсто€тельство и заставл€ет нас вспомнить о теоретиках естественного права (Ћокк, √оббс, ћонтескье и др.) которые, начина€ с XVII века, разрабатывали доктрину социального договора или контракта, согласно которой общественные св€зи имеют искусственный характер и, следовательно предполагают элемент добровольного согласи€.

—мысл учени€ о естественном праве и возникновении общества в результате договора в интересующем нас аспекте состоит в том, что общественные св€зи полагались в таких концепци€х результатом добровольного соглашени€ людей. «начит и все социальные реалии после этого договора €вл€ютс€ подлежащими простому рациональному анализу, который в состо€нии вы€вить Ђошибкиї в развитии общественного договора и устранить их, подправив услови€ соглашений.

ќчень удобным в этих цел€х представл€лось использование соглашений, аналогичных тем, что заключаютс€ по страховому договору.

ќдним из первых, кто объ€вил себ€ сторонником социального страховани€ в качестве инструмента справедливости, был Ћейбниц. “еории √оббса о государстве Ђминимизирующем факторы неопределенностиї он противопоставил принцип об€зательного взаимного вспомоществовани€, который должен был, по его мнению, ограждать людей от рисков.

Ќаибольшее вли€ние такого рода идеи получили во ‘ранции. ‘инансист  лавьер, близкий по своим иде€м к  ондорсэ, представил правительству в 1788 году тщательно разработанный им Ђѕроспект относительно введени€ пожизненного страховани€ї. ¬ ту же эпоху ѕь€ррон де Ўамюссе публикует план Ђƒома ассоциацииї, предполагавший систему страховани€ по болезни.

Ќи один из этих проектов не прошел, считалось, что их реализаци€ будет только поощр€ть лень и беззаботность и без того беспечных индивидов, впавших в бедность. ћонархи€ накануне революции была, к тому же, совершенно неспособна к осознанию необходимости решительных мер дл€ того, чтобы сн€ть остроту социального конфликта, а сам принцип об€зательного и всеобщего социального страховани€ противоречил корпоративным интересам привилегированных сословий.

”же после победы ‘ранцузской революции встала проблема: как на практике совместить провозглашенный ей принцип всеобщей солидарности (согласно которому общество имеет об€зательства перед своими членами) с принципом индивидуальной ответственности (в соответствии с которым каждый индивид €вл€етс€ хоз€ином своей судьбы и отвечает сам за себ€).

»з-за неразрешенности этой проблемы возникала масса затруднений: определить, кто виноват в том или ином несчастье индивида Ц он сам или непреодолимые обсто€тельства, и, соответственно, как общество должно к нему относитьс€ Ц оказывать материальную помощь или подвергать моральному осуждению.

Ёти затруднени€ отразились в истории прин€тии ƒекларации о правах человека и гражданина.  огда в 1789 году шли дискуссии по ее проекту, все соглашались, что общество об€зано помогать тем, кто находитс€ в бедственном положении. ќбщественное вспомоществование, говорили тогда, соответствует Ђсв€щенному долгуї. ќднако, провозглаша€ Ђправо на помощьї, государственные мужи 1789 года не отдел€ли его от другого, еще более важного права Ц зарабатывать на жизнь собственным трудом.

“аким образом, право на получение помощи, с их точки зрени€, лишь сопутствовало более существенному праву быть включенным в общество, приносить ему пользу, как было прин€то говорить в те времена.

Ђѕолитики Ц отмечал, например, “арге Ц об€заны дать каждому человеку средства к существованию, будь то собственность, работа или помощь ему подобныхї. Ђ аждый гражданин имеет право требовать от общества, чтобы ему предоставили работу или вспомоществование, если он инвалидї, - уточн€ет ƒюппор. ¬ этом вопросе соглашаютс€ почти все авторы ƒекларации Ц общественное вспомоществование €вл€етс€ не больше, чем паллиативом. “руд €вл€етс€ главным стержнем: именно труд рассматриваетс€ как первооснова солидарности и общественного взаимодействи€. ¬о времена революции умеренные и радикалы объедин€ютс€, чтобы утвердить этот принцип.

ѕо сути дела, в этот момент постепенно формулируетс€ принцип государства всеобщего благососто€ни€, возобладавший уже в ’’ веке. “.е. принцип стабильной и систематической поддержки государством индивида.

ѕо данному вопросу не было расхождений ни в 1789, ни в 1793. ¬ тексте закона от 19 марта 1793 года часто встречаютс€ описани€ программы государства всеобщего благососто€ни€. Ђ аждый человек имеет право зарабатывать себе на жизнь, если он трудоспособен, или получать помощь, если он не в состо€нии зарабатывать. «абота об обеспечении бедн€ков средствами к существованию €вл€етс€ национальным долгомї. ѕо существу, это и есть та сама € формулировка социального вопроса, котора€ прин€та с 1789 года, т.е. даже начавшийс€ этап контрреволюции мало отразилс€ на основах социальной политики и социальной работы.

¬ это врем€ делаютс€ и первые попытки институциализировать данный принцип. — лета 1789 года —алуэ призывает к созданию бюро Ђпо вспомоществованию и трудуї. ¬ краткой брошюре, названной Ђќ необходимости и возможности зан€ть производительным трудом всех взрослых работниковї; Ѕонсерф, разъ€сн€€ суть этого вопроса, призывает к организации крупных общественных работ дл€ того, чтобы обеспечить зан€тость безработным. Ђѕервейшие кредиторы нации Ц пишет он Ц это руки, которые требуют работыї. »з-за неурожа€ 1789 года в ѕариж прибыла масса безработных и осуществление подобных проектов стало неотложным делом. ћенее чем через два мес€ца после вз€ти€ Ѕастилии государственные власти принимаютс€ за организацию работ, предназначенные дл€ обеспечени€ их зан€тости: ремонта канализации, уборки мусора по берегам —ены, различных работ по благоустройству окраин и т.п. ¬ этот период аналогичные службы, которые называли Ђмастерскими по оказанию помощиї, были организованы также и в провинции.

Ёта практика так же в известном смысле опережала свое врем€: социальна€ помощь стала особенно активно использоватьс€ при противодействии кризисным ситуаци€м уже в ’’ веке. ¬ XVIII Ц XIX вв. во ‘ранции она оказалась не слишком удачной. ѕример тому общественные мастерские 1848 г.: правительство вз€ло на себ€ их организацию и субсидирование в цел€х сн€ти€ социальной напр€женности; масштаб кризиса был таков, что мастерские пришлось позже закрывать, начало социального взрыва было только отт€нуто, но он все-таки произошел, причем, веро€тно, с гораздо большей силой, чем если бы началс€ несколько ранее.

ƒвижение в сторону государства всеобщего благососто€ни€ началось и в других европейских странах, а затем и в —Ўј и выражалось в тех изменени€х принципов системы социальной работы, о которых речь шла выше.

¬ середине XIX века начинаетс€ формирование еще одной из отраслей теоретического осмыслени€ социальной работы: разработка конкретных методов ее проведени€.

Ќачало этому процессу было положено философами-позитивистами. ќснователь позитивизма ќ.  онт вводит в научный оборот термин Ђсоциологи€ї. Ётим термином он обозначает область знани€ об обществе, построенную в соответствии с принципами естественных наук, т.е. знание стрем€щеес€ к точности и к минимуму предположительности. Ќа основании такого знани€ сферу общественных отношений можно будет подобно природе сделать объектом сознательного воздействи€ человека и приспосабливать ее в соответствии с нуждами времени.

¬ отличие от ќ.  онта, √. —пенсер, представитель английского позитивизма, занималс€ уже и исследовани€ми не только общих принципов социальных отношений, но и конкретных вопросов, в т.ч. проблем социальной работы, точнее, как мы бы сказали современным €зыком, социальной педагогике. «начительна€ часть его главного труда была посв€щена изучению способов содержани€ людей в тюрьмах и исправительных заведени€х.

—пенсер был чрезвычайно попул€рным автором во второй половине XIX века и его труды способствовали превращению социальной работы и ее теории в научную дисциплину. Ёто, в свою очередь, сделало возможным возникновение системы профессионального обучени€ социальных работников.

¬о второй половине XIX века в социально-политической практике европейских правительств начинаютс€ определенные сдвиги в сторону реализации идей государства всеобщего благососто€ни€. ѕервой шаги в этом направлении сделала √ермани€, в начале ’’ века ее примеру последовали и прочие государства.

Ёкономический кризис 1929-1933 гг., когда промышленное производство упало на 35-40 %, дал новый толчок к обострению социальной напр€женности. ќсновной ареной борьбы стали ‘ранци€ и »спани€.   тому же, социальный вопрос обозначилс€ в р€ду центральных вопросов в борьбе за власть. ≈го нерешенность стала одним из центральных факторов, обеспечивших победу национал-социалистов в √ермании в начале 30-х гг., а до этого Ц приход к власти режима ћуссолини в »талии.

ѕостепенно вызревала дилемма: революци€ или эволюци€ как метод решени€ социальных противоречий. Ќаиболее дальновидна€ часть представителей капитала и прав€щей элиты западноевропейских государств пришла к выводу, что можно регулировать проблемы социального развити€, использу€ потенциальные возможности капитализма, и выдвинула свою программу решени€ социальных проблем. ќни исходили из того, что давлением, репресси€ми, принуждением силой не обеспечить поступательное развитие экономики, а соответствующую стратегию выгоднее строит с учетом общественных потребностей, даже если они не всегда совпадали с их собственными интересами, и добиватьс€ стабилизации путем компромиссов.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 845 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

772 - | 595 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.016 с.