Можно выделить следующие проявления синкретичности культуры:
· синкретизм общества и природы – проявляется в том, что первобытный человек воспринимал себя как часть природы, ощущал своё родство со всеми живыми существами. Эта особенность, к примеру, проявляется в такой форме первобытных верований как тотемизм.
· Синкретизм также представляет собой недифференцированность различных сфер культуры. Это означает, что искусство, религия, производственная деятельность, охота не были обособлены друг от друга. Поэтому предметы искусства долгое время использовались главным образом как магические средства.
2) Антропоморфизм – наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, растений, животных. Поэтому антропоморфизм наделял как живую, так и неживую природу сознанием.
3) Традиционализм – традиции в это первобытную эпоху играют важную роль и выступают каналом передачи накопленного опыта от поколения к поколению.
26. Восток как культурная целостность.
Понятие запад и восток не имеют чётко определенного смысла. Чаще всего под Востоком понимают Азию, а под Западом – Европу, Северную Америку, Австралию. Различия между востоком и западом интересуют культурологов как различие между двумя типами культур. В том, что культура востока и культура запада имеют специфические особенности сомневаться не приходится.
Многим людям на западе восточная культура кажется непонятной, так и представления о западной культуре для людей, живущих на востоке могут казаться странными.
Если давать этим культурам сравнительную характеристику, то следует помнить:
* во-первых, что эти культуры неоднородны по содержанию, и если характеризовать их обобщенно, отвлекаясь от специфики включённых в них национальных культур, то такая характеристика будет весьма бедной;
* во-вторых, восточная культура неоднородна в большей степени, чем западная: ибо есть Восток буддийский, Восток мусульманский, Восток арабский; существует большая разница в образе жизни народов таких стран, как Индия, Китай, Япония, тогда как культура Запада объединяется одной религией – Христианством (хотя и распадающимся на целый ряд различных вероисповеданий), и несходство в образе жизни между западными странами не соль разительно, как на Востоке. Поэтому академик В.М.Алексеев назвал культуру Востока «горизонтальной», а Запада – «вертикальной».
При этом в течение долгого времени проблема «Восток – Запад» рассматривалась с позиции европоцентризма, которая утверждала, что Запад поднялся на более высокую ступень развития, а Восток отстал. В настоящее время стало ясно, что развитие культур в разных регионах идёт разными путями. Из этого следует, что Восток и Запад – это не расположенные одна над другой ступеньки культурного прогресса, а две мощные ветви человеческой культуры, которые развиваются одновременно, но по разному.
Особенности Западной и Восточной культур в сравнении:
1) Многие исследователи отмечают, что на Востоке и Западе преобладают разные типы мировоззрения. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира (йога) и уходе его во внутреннюю духовную жизнь. Западное мировоззрение наоборот нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него.
2) Для Востока характерно пассивное подчинение человека жизненной силе природы, которая выступает как божество. Для Запада присуща деятельность человека направленная на преобразование, завоевание природы.
3) В Западной философии на первом плане идея бытия человека, в Востоке – идея небытия.
4) Восточная культура ценит глубокомысленное молчание человека, сосредоточенное погружение в себя. Восточные мудрецы завоёвывают призвание у своего народа не столько блестящими проповедями, сколько примером личной жизни. Западня же культура более словоохотлива, а для восточного человека порой даже чрезмерно болтлива. В Западной культуре от мудреца требуется прежде всего владение даром слова, умение убеждать
6) Наука на Востоке вплоть последнего времени далеко отставала от западной и только в 20 столетии стала преодолевать это отставание. В течение долгого времени среди наук на Востоке центральное место занимали, главным образом, практические отрасли, в особенности медицина.
7) Восточное искусство по сравнению с западным более возвышенно и изящно, менее реалистично и утилитарно; в нем больше символизма, недосказанности, таинственности. Возникающие с XIX в. в европейском искусстве модернистские веяния в определенной мере обязаны своим происхождением влиянию Востока.
Восточному искусству свойственна высокая степень условности, что затрудняет его понимание для тех, кто не посвящен в культурно-исторические традиции, на фоне которых оно сложилось. Надо знать особенности распространенных среди народа религиозных представлений, чтобы оценить художественные достоинства индийских гимнов, восходящих к древним ведическим текстам, символику рисунков на старинных китайских шелках, прелесть масок монгольского монастырского праздника Цам. Очень велика роль условности в национальных театрах Востока. Она пронизывает и классический японский театр, в котором на сцене в условных пластических формах разыгрываются видения, рождающиеся в воображении героя; и китайскую оперу, где почти нет декораций, а место и время действия обозначаются мелодиями; и индийский театр Катхакали, в котором строго определенный смысл имеют позы, жесты и грим актеров; и ночные спектакли индонезийского театра теней с его фигурками, чьи облик и жесты заданы вековыми традициями.
Прославленные шедевры восточной скульптуры и архитектуры отличаются яркой декоративностью, утонченностью форм, тщательной проработкой деталей. Таковы, например, ювелирные украшения индийской работы из золота и драгоценных камней или китайские изделия из фарфора и слоновой кости. Скальные храмы Эллоры в Индии, создававшиеся в течение нескольких столетий, - поразительный пример того, сколько труда требуется для создания произведений, воплощающих восточные идеалы красоты. Так, храм Кайласа весь - от высокого цоколя с изображениями слонов и львов в натуральную величину до пирамидальных башен - вырублен из монолитной скалы и являет собой сооружение, которое выглядит как скульптура.
В традиционных жанрах восточной живописи нет ни прямой, ни обратной перспективы. Картины не имеют ясно выделенного центра, в них не фиксируется точка зрения, с которой они написаны. Художник как бы растворен в изображенном им мире - у него нет в нем определенного места. В классической поэзии Китая и Японии авторы тоже избегают выражать или даже как-то обозначать свою личность. В стихах вообще почти полностью отсутствуют личные местоимения, а глаголы употребляются так, что трудно однозначно определить признаки субъекта. При точном переводе этих стихов на европейские языки пришлось бы обходиться без слов вроде "я", "ты", "мой", "тебе" и все глаголы ставить в инфинитиве, но подобное "безличное" выражение чувств было бы малопонятно европейцам.
Различие между восточным и западным искусством можно проиллюстрировать таким примером. Почти одновременно (с разницей около 20 лет) художники Эйтоку в Японии и Микеланджело в Италии получили заказы на большие работы: первый - украсить стену дворца, второй - расписать плафон Сикстинской капеллы. Микеланджело разделил широкую площадь потолка капеллы на несколько частей иллюзорными архитектурными переборками. На каждой из этих частей он создал замкнутую композицию, окруженную рисованной каменной рамой. Герои его композиций - сильные, яркие личности, которые отчуждены одна от другой, даже когда они тянутся навстречу друг другу, как Адам к Саваофу. А японский художник на всей плоскости дворцовой стены, несмотря на то что она была расчленена столбами и горизонтальными балками, изобразил раскидистую искривленную сосну с пышной кроной. Огромное дерево включает дворец в природную среду и символизирует неотделимость человеческих дел от жизни природы. Его могучий ствол - это как бы ствол единого национального родового тела, обобщающий образ японского народа в целом. В противоположность западному индивидуализму здесь выступает на первый план идея общности, единства людей (контраст между индивидуализмом и коллективизмом проявился в данном случае и в организации творческой деятельности: Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу один в течение четырех лет, - тогда как Эйтоку работал вместе с группой своих учеников).
В восточном искусстве нередко исчезают привычные для европейцев границы между видами искусства. Специфическим синтезом живописи, графики, поэзии и каллиграфии является традиционное китайское "искусство кисти": здесь и лаконичный, тонкий рисунок, и изысканно выписанные иероглифы, и поэтическое воображение сливаются в творимый с помощью одного инструмента - кисти - целостный художественный образ.
8) В этических установках Востока заметна тенденция к созерцательности, консерватизму, аскетизму, тогда как западная этика больше нацелена на активность, либеральность, эвдемонизм и утилитаризм. Результаты психологического тестирования свидетельствуют, что в странах Востока - Индии, Китае, Японии - выше, чем на Западе, показатели интроверсии (населению более свойственны замкнутость, скрытность, сдержанность в общении) и конформизма (более распространены следование принятым нормам, желание быть "как все"). Характерно, что жителям этих стран европейский обычай здороваться с рукопожатием кажется диким: как можно пожимать руку чужого человека! Уходящие в древность традиции и распространенная на Востоке религия ислама значительно ограничивают участие женщин в публичных делах (даже в театре женские роли, как правило, исполняются актерами-мужчинами).
Восточная культура более склонна к "нормативной избыточности", тогда как западная - к "нормативной недостаточности". Для Востока характерны строгость поведенческих регулятивов, уважение к обычаям и традициям, церемониальность социальных контактов. Для Запада же - большое разнообразие и лабильность норм социального поведения, стремление к социальному творчеству, предприимчивость, ускоренный темп жизни, ведущий ко все большему сокращению и упрощению всякого рода ритуальности, к более быстрому расшатыванию традиций. Основа восточной культуры - традиция, и поэтому идея прогресса, столь значимая для Запада, не вызывает на Востоке особого энтузиазма. Новации принимаются там обычно лишь тогда, когда они как-то укладывается в приемлемые с точки зрения старых традиций формы. В Японии во вполне современных финансово-промышленных корпорациях царит атмосфера большой патриархальной семьи. В арабских странах работа учреждений и предприятий строится так, чтобы мусульмане могли исполнять все предписанные исламом обычаи, обряды, молитвы. На Западе же, наоборот, обычаи, традиции, нормы поведения быстро перестраиваются, если это необходимо для того, чтобы идти в ногу с техническим или социальным прогрессом. Динамизм западного образа жизни резко контрастирует с инерционностью восточного общества, замедленным темпом его развития.
Причины, вызвавшие возникновение различий между восточной и западной культурами, разнообразны.
Во-первых, это разница в природных условиях. Ницше писал, что Восток - регион континентального тропического климата, для него характерны крайние противоположности: резкая смена дня и ночи, жара и блеск цветов, быстрота наступления непогоды, расточительное переливание природы через край изобилия; на Западе же - ясное, но не сияющее небо, чистый (так было при Ницше!), почти не изменяющийся воздух, прохлада, иногда даже холод.
Во-вторых, разница в динамике социально-экономического развития общества: замедленные темпы его на Востоке обусловлены не только обширностью территорий, затрудненностью торгово-экономических связей между ними, но и длительным существованием больших имперских систем, в которых общая для нескольких народов власть препятствовала их самостоятельному развитию.
В-третьих, разница в характере межкультурных контактов: в западном мире - постоянная перекличка этнических культур, внимание к опыту, накопленному в других культурах, готовность усваивать его, вбирать в себя лучшие достижения других культур (именно такая интенсивность межкультурных контактов, в значительной мере опирающаяся на религиозное единство западного мира, и обеспечила быстрое развитие культур западных народов); на Востоке, наоборот, - наличие нескольких сосуществующих религий, замкнутость этнических культур, слабость взаимообмена между ними.
Несмотря на различия, существует определенный параллелизм культурного развития Востока и Запада. Так, по мнению востоковедов (хотя и не совсем единодушному). Восток, как и Запад, имел свой Ренессанс, который выражался, разумеется, в специфически восточных формах. Установлено совпадение ряда художественных канонов в восточном и западном искусстве, например в античной, византийской, индийской, тибетской живописи и скульптуре идеалы человеческой красоты строились на одних и тех же иконометрических пропорциях (размах рук равен росту, лицо равно длине кисти, и т.д.). Есть любопытное сходство в развитии философских идей (у Гераклита и Хуэй Ши, Зенона и Гуньсун Линя и т.д.), в содержании художественных произведений (например, у Горация и Лу Цзы, жившего тремя веками позже).
Существуют два противоположных взгляда на проблему взаимодействия культур Запада и Востока. Один из них выражен в известном стихотворении Киплинга: "Запад есть Запад, а Восток есть Восток, и с места они не сойдут"; другой сформулирован Гете: "Мысли мудрой быстрым током свяжем Запад мы с Востоком". В настоящее время стало почти общепризнанным, что взаимодействие западной и восточной культур необходимо и полезно для культурного прогресса человечества. Однако это взаимодействие не означает исчезновения всех различий между ними. Примером может служить опыт Японии.
Культура древнего Востока включает в себя:
Культуру древнего Египта
Культуру Месопотамии
Культуру древней Индии
Культуру древнего Китая
Цивилизация древнего Востока неповторима и самобытна. Она образует восточный тип культуры и обладает рядом принципиальных отличий, как от первобытной, так и от западной культуры.
От других культур её отличает наличие следующих черт:
1) Деспотическая централизация власти (централизованное управление, многочисленное чиновничество, неограниченная власть фараона)
2) Сакрализация власти (обожествление)
3) Государственная собственность на землю
4) Строгая иерархичность общества – в культуре прославлялось то, что находилось близко к богу.
5) Коллективизм, общинная психология
6) Патриархальное рабство (рабы входили во владевшую ими семью как бесправные её члены, жили под одной крышей с хозяином и выполняли практически такую же работу, что и остальные члены семьи, поэтому патриархальное рабство не составляло основу производства, как в эпоху Античности). При жертвоприношении в патриархальном рабстве таких рабов часто приносили в жертву.
7) Культ предков, традиционализм, консерватизм /каноничность (выработанные каноны в искусстве).
8) Слияние человека с природой, религиозные верования интровертивного характера, то есть устремленность к внутреннему миру человека и поиск высшей истины путём личного просвещения.
9) Тесное переплетение религии и философии.
27. Специфика арабо-мусульманской культуры.
Арабо-мусульманская культура как единство многообразия обладает своими потенциями и изъянами, составляет культурное своеобразие, занимая соответствующее место в общемировой цивилизации. Арабо-мусульманская культура - культура, определившаяся в своих характерных чертах в VII - XIII вв. и получившая свое первоначальное развитие на Ближнем Востоке на обширной, населенной разными народами Арабского халифата и объединенная теократической государственностью, мусульманской религией и арабским языком, основным языком науки, философии и литературы. Сам термин «арабская культура» имеет собирательный, а не буквальный характер, так как уже при династии Аббасидов (750 - 1055) в ее создании участвовали не только арабы, но другие подданные Халифата: иранцы, греки, тюрки, евреи, испанцы и т.д. И тогда происходило глубокое взаимодействие собственно арабской культуры и культурных доисламских традиций других народов. В частности, это проявилось в том, что в среде «восточных иранцев» (таджиков) и «западных иранцев» (персов) в благоприятных условиях становления независимого от Арабского халифата восточно-иранского государства Саманидов (887 - 999) со столицей в Бухаре сформировалась персидско-таджикская литература на языке фарси, в рамках которой к XII в. будет создана классическая традиция восточной поэзии и прозы.
До того как в Аравии появились первые мусульмане, там уже были приверженцы монотеистических религий. Наиболее ранней из них был иудаизм, который исповедовали еврейские эмигранты из Римской империи, населявшие города Йемена, оазисы Хиджаса. В Йемене в начале VI в. он даже был объявлен государственной религией, но, как и христианство, распространившееся в Аравии несколько позже, иудаизм не был принят арабами в качестве господствующей религий. И все же в Аравии были стихийные монотеисты, схожие с древними пророками Палестины, ханифы. Они не принимали полностью ни иудаизма, ни христианства, хотя и испытали на себе их влияние. В их проповедях звучали призывы к аскетизму, к отказу от идолопоклонства, к признанию единого Бога, с которым иногда отождествлялся доисламский Аллах, пророчества о конце света и страшном суде. Ханифы были близки к идеям мусульманства, но они неясно сознавали, в какой мере их идеи согласуются с древними обычаями.
Отличительной особенностью богатой арабо-мусульманской культуры было то, что ее органической основой стали Коран и философия, получившая здесь всестороннее развитие раньше, чем в Западной Европе. Ислам превратился в одну из мировых религий, способствуя созданию общности народов и культуры на обширной территории Халифата. Возникновение и распространение ислама сопровождалось появлением Корана, священной книги проповедей пророка Мухаммеда (ок. 570 - 632), и изучение текста Корана стало основой образованности, религиозно-этического воспитания, обрядовой и повседневной жизни каждого мусульманина.
Главной особенностью исламского мировоззрения явилась идея о неразделимости религиозного и светского, священного и земного начал, и ислам не стремился, в отличие от христианства, выработать такие особые институты, как церковь или Вселенские соборы, призванные официально утверждать догматы и руководить жизнью людей наряду с государством.
28. Культура Древнего Египта.
В древних надписях, как и в книгах позднейших египетских христиан, Египет обозначается словом, которое значит «черная земля», по-египетски Кем или Кеми.
Уже и древними было замечено, что пахотная земля в Египте отличается темным, почти черным цветом, и вероятно эта особенность была причиной, что древние египтяне называли свою землю «черной». Это название и вероятное происхождение его доказываются и другим фактом, а именно, что соседняя с Египтом (то есть долиной Нила) страна, прилегающая к Аравийской пустыне, называлась «красной землей», по-египетски Те-шер. Почти постоянно в надписях наименование царя «господином черной и красной земли», как указание, что господство его простиралось на все земли Египта, как обработанные (орошенные Нилом), так и не обработанные (неорошаемые). При этом сами египтяне называли себя просто «людьми черной земли».
Древние греки называли её Айгюптос – дар Нила.
Египетскую цивилизацию можно рассматривать как одну из полноценных мировых цивилизаций, которая обладала письменностью и городами в 4 тысячелетии до н.э.
На рубеже IV—III тыс. до н. э. около двадцати городов-государств по верхнему течению Нила и столько же по нижнему течению были объединены под властью двух правителей. Вскоре война между Верхним и Нижним Египтом завершилась победой царя Верхнего Египта, который стал единовластным правителем страны. Так появилось большое государство в нижнем течение реки Нил с единым центром, управляемое бюрократическим аппаратом, во главе с фараоном.
В 332 г до н.э. это государство было завоёвано Александром Македонским, в его честь был назван город Александрия.
В 30 в до н.э. древний Египет был включён в восточную провинцию империи Римской.
В 7 в до н.э. Египет завоевали арабы и включили в Арабский халифат.
Уже в 4 тысячелетии до н.э. в Египте насчитывалось более 40 городов, которые стояли во главе «номов». Весь Египет был разделён на 2 царства: Северное (Низовье Нила) и Южное (Верховье Нила).
В 3 тысячелетии до н.э. в Египте образовалось единое египетское государство в результате победы Южного над Северным царством.
В Нильской долине собирали по 2 урожая в год – до 100 центнеров с гектара. Но долина составляла 3,5% территории Египта, на которой проживало 99% населения; остальная территория - пустыня.
Жрецы управляли армией. Жрецы – творцы духовной культуры, оказывали огромное влияние на другие слои египетского общества.
Главной задачей фараона было сохранение централизованного государства. Имена и титулы фараона считались священными. Название его имени избегали. Кроме фараон-мужчин были фараоны-женщины – Хатшепсут, Нифертити, Клеопатра.
Ограниченное место в жизни Египетского государства играла религия. Сложение египетского пантеона богов и заупокойный культ. Тотемистические представления и культ явлений природы: пантеон богов составляют божества олицетворяющие небо, солнце, влагу, воздух, Нил, судьбу, истину, войну, искусство. При этом их внешний облик имеет в себе черты человека и животного. Чаще всего это человек с головой сокола, кошки, львицы, обезьяны, осла… Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное божество, которое в разных номах представлялось в различном облике: в одной местности это был крылатый диск, летящий по небу; в другой - огромный жук, катящий по небу солнечный диск; иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с соколиной головой. Древнейший религиозный культ возник на основе почитания бога солнца и демиурга (подчиненный верховному Божеству творец из материи видимого мира и чувственной души) Атума, который со временем был вытеснен верховным богом Ра и впоследствии стал с ним отождествляться. Широко употреблялись двойные названия, такие как Атом-Ра, Аном-Ра. Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога - Атона. Именно с нимрешил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV: он ломает все, что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый государственный культ Атона - солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон, что означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”), а спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком, разрушают его город, а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов - в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.Таким образом, монотеизм впервые выделили Египтяне.
Источники изучения мифологии древнего Египта:
1) тексты пирамид – древнейшие тексты за упокой царских ритуалов, вырезанные на стенах погребальных камней – пирамидах.
2) тексты саркофагов – ритуальные тексты, которые должны были обеспечить фараону продолжение жизни в царстве мёртвых – размещались на стеках саркофагов.
3) «книга мёртвых» - слитка папируса, которые содержали необходимые магические формулы, заклинания и около 200 изречений, которые должны были помочь умершему вступить в загробное царство.
Основные циклы египетской мифологии:
1. Космологические мифы – объясняют происхождение вселенной.
2. Солярные мифы – посвящены богу Солнца Ра.
3. Мифы, посвящённые богу земледелия Осирису.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления: со смертью человека умирает только его тело, тогда как продолжают жить другие ипостаси егосущества - имя (рен), душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы, двойник человека (ка); именносудьба Ка связана с судьбой тела, ибо Ка не бессмертен, он может погибнуть от голода и жажды,если при погребении покойник не будет снабжен всем необходимым; Ка может быть съеден загробными чудовищами, если его не защитят магические формулы.В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о потустороннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу), на которых умерший должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до сбора урожая.Повелителем загробного мира был Осирис - один из самых почитаемых в Египте богов. Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений – умер Осирис –умерла природа; расцветет все весной - значит, Осирис ожил. Именно поэтому он и превратился в бога мертвых, который вершил свой суд.Бальзамирование трупов в древнем ЕгиптеПорядок бальзамирования в древнем Египте включал в себя следующие стадии:
1-я стадия - извлечение мозга. Мозг в основном извлекали, вводя металлический крюк или ложку в ноздри и проталкивая их через решетчатую кость, далее выскабливали столько мозга, сколько было возможно. У некоторых мумий мозг не удален. Иногда мозг доставали из черепа через глазницы. Существует запись случая, когда череп очищали через больное затылочное отверстие после удаления первого шейного позвонка. После того как тело доставали из натрона, череп обычно набивали льняными бинтами, пропитанными смолой или битумом. Один автор рассказывает об извлечении 8,2 м льняного бинта из черепа мумии. Иногда череп наполнялся смолой, которую вводили в жидком виде с помощью воронки.
2-я стадия - извлечение внутренностей. Во многих случаях внутренности из тела не извлекали. В ранний период разрез делался вертикально на левом боку, начиная от нижнего края ребер к гребню подвздошной кости. Такие разрезы были от 12 до 15 см в длину. В более поздний период разрез становится наклонным, проводится от точки возле левого переднего гребешка подвздошной кости по направлению к лобковой кости. Как вариант разрез проводился вертикально от сращения лобковых костей по направлению к пупку. В конце 26-й династии (665-527 гг. до н.э.) внутренности из некоторых тел извлекали через анальное отверстие. Разрез обычно делался кремниевым ножом, носившим название "эфиопский камень" из-за своего черного цвета. Все внутренности за исключением почек и обычно сердца извлекались, промывались и погружались в пальмовое вино или натрон.
3-я стадия - обработка натроном. Натрон - это соль, получаемая из высохших озер в пустыне, состоит из хлорида, карбоната и сульфата натрия и нитрата натрия и калия. Из-за его разъедающего воздействия на тело бальзамировщикам приходилось прикреплять ногти к пальцам покойного во время вымачивания тела. Это делалось путем обвязывания ногтей нитью, медной или золотой проволокой. Иногда на пальцы рук и ног с той же целью надевались металлические наперстки. После этого тело было готово к обработке натроном. Ранние египтологи полагали, что тела клали в водный раствор натрона. Современные изыскания, в ходе которых был воспроизведен процесс бальзамирования, привели к заключению, что только путем погружения тела на некоторую глубину в сухую концентрированную соль можно обезводить и сохранить его. Эксперименты с растворами натрона различной концентрации и погружением в них тел были неудачными и не предотвращали разложения.
4-я стадия - извлечение из натрона. К концу 20-го дня погружения в натрон тело извлекалось, обмывалось водой и высушивалось на солнце.
5-я стадия - пеленание и применение благовоний. Тело внутри и снаружи покрывалось слоем смолы или смеси смолы и сала. Череп обрабатывался, как указанно выше. Внутренности в тех случаях, когда их изымали из тела, не возвращались обратно, а помещали в четыре специальных сосуда (канопы), крышки которых были увенчаны головами четырех детей бога Гора. Каждый кувшин содержал определенную часть внутренностей. В кувшине, увенчанном человеческой головой, представляющей бога Амсета, была печень. Кувшин, покрытый крышкой с головой шакала, изображающей бога Дуамутефа, содержал желудок. Кувшин с обезьяньей головой изображал бога Хапи и содержал легкие. В четвертом кувшине с головой ястреба, представляющей бога Кабек-Сневефа, хранился кишечник. Нигде не упоминается о том, куда помещались селезенка, поджелудочная железа и тазовые органы.
Канопы были разного размера и изготовлялись из разных материалов. Они были от 23 до 45 см высотой и от 10 см в диаметре и делались из алебастра, известняка, базальта, глины и других материалов. Когда внутренности помещались в эти кувшины, миниатюрные изображения каноп возвращали в полости тела, которые набивали соломой, пропитанными смолой льняными бинтами или мхом и лишайником. Канопы обычно ставили в деревянный ящик и хранили возле тела.
Если внутренности возвращали в тело, они обычно заворачивались в четыре отдельных свертка, которым придавались образы указанных выше богов. Вначале разрезы не зашивали, а просто притягивали их края друг к другу. Иногда края разрезов склеивали смолой или воском, однако, существуют записи времен 18-й, 20-й и 21-й династий (1700,1250 и 1000 гг. до н.э.) о случаях, когда разрезы сшивались, шов напоминал современный. Зашитый или нет, разрез покрывался пластинкой из воска или металла, на которой был выгравирован глаз Осириса, египетского бога мертвых.
Поверх тела фараона клали золотые масти, чтобы жизненная сила, возвращаясь, узнала своего хозяина. После суда и очищения наступала загробная жизнь фараона.
Кроме самой мумии в гробницу помещали скульптурные изображения рабов, скот, членов его семьи.
В Вавилоне убивали своих рабов, семью, слуг. В Египте же религия была более гуманна. В результате искусство являлось носителем вечной жизни в Египте.
Женщины пользовались большой личной свободой.
Основные достижения:
· Наиболее важный вклад внесли в медицину. Впервые установили систему кровообращения человека, главные органы человека – сердце и мозг. Эти свои открытия они отразили в своих трактатах, написанных на папирусе – Эберта и Смита. У них существовали специальные медицинские инструментарии, которыми пользуются и поныне. Здесь впервые были специализация врачей. Геродот писал: «каждый врач лечит свою часть тела». Поэтому в Древнем Египте впервые возникла медицина в современном значении этого слова.· Древние Египтяне занимались математикой - развитие десятичной системы исчисления. На достаточно высоком уровне находится геометрия – с высокой степенью точности построены пирамиды и дворцы египетских фараонов. Были открытия и в области алгебры – решались уравнения с одним и двумя неизвестными.· В астрономии установили продолжительность солнечного года, установили, что год состоит из 36 декад и 5 дней. Поэтому в основе современного календаря лежит египетский календарь. Создали первые карты звёздного неба.Эти достижения, как и многие другие, вошли в арсенал европейской культуры посредством греко-римской культуры.Архитектурным символом Египта являются пирамиды. Самые известные – пирамида Хеопса, Хефрена, Микерина. Особенности древнеегипетской культуры:1) консерватизм – характеризуется преобладанием однажды выработанных традиций и канонов, которые не менялись тысячи лет. Культурные реформы очень резки в Египте.2) историзм – по О. Шпенглеру для египетской элиты был характерен интерес к историческим событиям, было принято их фиксировать в подробных исторических хрониках. Задумывались о будущем – бальзамирование трупов.3) магичность – в Египте получили развитие разнообразные ритуально-магические практики направленные на установление связи между человеком и божеством.29. Культура Древней Месопотамии.
Основатели Месопотамии – шумеры. Шумеры — народ, заселявший Южную Месопотамию (междуречье Тигра и Евфрата на юге современного Ирака) на заре исторического периода. Шумерам принадлежит изобретение клинописного письма. Шумеры также знали технологию колеса и обожжённого кирпича.
По всей видимости, страна, откуда пришли шумеры, находилась где-то в Азии, скорее в горной местности, но расположенной таким образом, что её жители смогли овладеть искусством мореплавания. Свидетельством того, что шумеры пришли с гор, является их способ постройки храмов, которые возводились на искусственных насыпях или на сложенных из кирпича или глиняных блоков холмах-террасах. Едва ли подобный обычай мог возникнуть у обитателей равнин. Его вместе с верованиями должны были принести со своей прародины жители гор, воздававшие почести богам на горных вершинах. И ещё одно свидетельство — в шумерском языке слова «страна» и «гора» пишутся одинаково.
Многое говорит и за то, что шумеры пришли в Месопотамию морским путём. Во-первых, они, прежде всего, появились в устьях рек. Во-вторых, в их древнейших верованиях главную роль играли боги Ану, Энлиль и Энки. И, наконец, едва поселившись в Месопотамии, шумеры сразу же занялись организацией ирригационного хозяйства, мореплаванием и судоходством по рекам и каналам. Первые шумеры, появившиеся в Месопотамии, составляли небольшую группу людей. Думать о возможности массовой миграции морским путём в то время не приходится. В эпосе шумеров упоминается их родина, которую они считали прародиной всего человечества — остров Дильмун, однако гор на этом острове нет.
Периоды в культуре Месопотамии:
1) Шумеро-аккадский период – господствовало Акадское царство.
2) Вавилонский период – возвышается Вавилон.
3) Ассирийский период – возвышается Ассирия.
4) Нововавилонский период – вновь возвышается Вавилон.
Основные достижения
Шумеры владели высокой культурой земледелия – осушение болот, сохранение воды в период засухи, знали лунный календарь, установили продолжительность календарного года.
Изобрели колесо к повозке, гончарный круг.
Создали клинописную письменность.
Изобрели искусство на высоком уровне.
Влияние распространилось на Малую Азию и Египет.
Создали первые правовые кодексы. В 19 веке до н.э. на базальтовом столбе были начертаны 282 статьи известного судебного зборника царя Хамурапи.
По законам Хамурапи тяжсть наказания равнялась тяжести преступления.
Вперывые были созданы архивы, которые мы сейчас пользуемся.
Существовала почта.
Впервые здесь был созданы и открыты библиотеки. Самая большая библиотека – у царя Ашшурбанипала в Ниневии (Ассирия).
30. Особенности древнееврейской культуры.
Древнееврейская культура формировалась в окружении соседних культур Египта и Междуречья, но при этом активно и упорно сопротивлялась чужеродному влиянию и ассимиляции. «Можно проследить влияние египетских и месопотамских верований во многих эпизодах Ветхого Завета, однако этот документ оставляет непреодолимое впечатление оригинального, а не заимствованного». Библия поэтически отражает бинарное членение пространства на своих и чужих, первые из которых принадлежат к избранному Богом народу и следуют его требованиям, а другие представляют мир язычников. Но в то же время эти разные культурные измерения не являются абсолютно изолированными, они постоянно перемежаются и активно взаимодействуют. Ветхий Завет свидетельствует, что праведный Авраам, пришедший по велению Господа из Харрана в землю Ханаанскую, обязал своего раба найти в жены сыну Исааку девушку не из местных, а на его родине в Месопотамии. Моисей получил воспитание в лоне чужой египетской культуры, но при этом сохранил свою еврейскую идентичность. Иудеи отказываются поклоняться золотому истукану, которого повелел изготовить вавилонский царь Навуходоносор.
Древнееврейская культура начала формироваться задолго до возникновения монотеизма, но именно иудаизм является ее определяющим измерением и охватывает систему теологических, этический и правовых представлений. Если во взглядах древних египтян и народов Междуречья божественное растворялось в природе, то для иудеев Бог был трансцендентен окружающей среде, а природные стихии подчеркивали величие Господа. По определению В.Розанова «дух семитов, который всегда был обращен внутрь себя, который не чувствовал природы и отвращался от жизни, один в сохранил чистоту свою, никогда не переставал быть дыханием Божества. Никакие мысли и никакие желания не развлекали его – одно Божество было предметом его вечной и неутолимой жажды».
Слабая выраженность индивидуального начала в образах богов была типичной для многих древнесемитских племен. Древние евреи отрицали уместность кумиров, поскольку беспредельное и безусловное не могло иметь формы и изображения, какими бы искусными они ни казались. Любая конечная реальность обращалась в ничтожество перед абсолютной сущностью Бога. Иудейская концепция бога характеризуется высоким уровнем абстракции и выходит за пределы мифопоэтической мысли, что подтверждается отсутствием в Ветхом Завете мифологии, типичной для Египта и Междуречья. Идея строгого монотеизма закреплена данными Господом двумя первыми заповедями декалога, отражающими необходимость следования принципу единобожия и запрещающими изображение Бога и человека.
«Несмотря на то, что великое Ты, предстающее перед древними евреями, было трансцендентно природе, оно находилось в специфической связи с еврейским народом». Миф о богоизбранности евреев еще раз подчеркивает величие Бога и драму человеческого существования в суетном мире. Союз человека и Бога, лежащий в основе иудаизма, предполагал гармонизацию человека с миром и добровольное следование воле Всевышнего. Закреплением союза с Богом и символом служения ему стало повеление Господа совершать ритуал обрезания крайней плоти у младенцев мужского пола с момента рождения. Наградой за выполнение условий религиозного договора и преданное служение Господу стала библейская Земля обетованная, обретению которой предшествовали исход из египетского рабства, сорокалетние скитания в пустыне, ставшие испытанием воли и веры народа, моментом для борьбы со своими плотскими и чувственными страстями и временем для раздумий. «Божественный договор являлся универсальным и с точки зрения житейского смысла, ибо он включал в себя множество предписаний, охватывающих все детали жизни (мораль, гражданское устройство, религию), и сточки зрения веры, ибо он давал возможность народу почувствовать и исполнить божественную волю. Наличие договора превращало весь мир и все происходящее в нем в свидетельство божественного участия».
Религиозные переживания евреев во многом определялись особенностями их природного окружения. Являлись племенными кочевниками, они обитали между безжизненными пустынными и плодородными землями и всегда мечтали обосноваться на плодородных равнинах. «Пустыня в качестве метафизического переживания принимала для древних евреев преувеличенные размеры и окрашивала все их оценки. Возможно, именно напряжением между двумя оценками – желанием и презрением к желаемому – можно объяснить некоторые парадоксы древнееврейских верований». Древние евреи сопоставляли ценности земледельческой общины и кочевого племени и отдавали предпочтение свободе кочевников, нежели рабству и зависимости от земледельческого труда.
Главным историко-культурным свидетельством древних евреев и религиозным первоисточником иудаизма является ТаНаХ (Ветхий Завет), в котором одновременно прослеживаются история народа и вехи становления монотеистической религии. Ветхий Завет складывался с средины 2 тысячелетия до н э по конец 1 тысячелетия до н э и охватывает 39 канонических книг, объединенных в трех больших частях, по названиям первых букв которых возникла аббревиатура ТаНаХ (Тора – Закон; Невиим – Пророки; К(Х)етувим – Писания).
Кроме Священного Писания, важной составляющей религиозной и культурной традиции евреев является толкование текста, уходящее своими истоками в Библию и известное в иудаизме как Мидраш-Галаха. Продолжением традиции ранних мудрецов и классическим собранием законов и нормативных предписаний иудаизма является Мишна, где отражены вопросы ритуально-обрядовой жизни и этики, излагаются нормы гражданских, семейных, брачно-половых отношений. Традиция Устной Торы, или Талмуд (изучение, учение, наука; это название первоначально употреблялось для обозначения классических толкований Мишны), появилась в среде раввинов с целью закрепления принятых правил комментирования библейских текстов, разъяснения и кодификации религиозного Закона иудеев. С конца 1 тысячелетия до н э начал складываться греческий перевод Ветхого Завета, получивший название Септуагинта и включивший наряду с каноническими книгами и неканонические тексты.
Неотъемлемой частью древнееврейской культурной традиции является иудейский лунно-солнечный календарь, служащий ориентиром ритуально-обрядовой жизни и связанный с годичным земледельческим циклом. Основу еврейского календаря составил поздневавилонский, о чем свидетельствует отсчет месяцев с весеннего периода, а Новый год (Рош Хашана) приходится на начало седьмого месяца. Начало новых суток исчисляется с захода солнца и появления луны.
Иудейские законы предусматривают строгое следование пищевым запретам и предписаниям относительно приготовления и употребления пищи (кошерная пища – соответствующая установлениям, правильная). Библейский Закон запрещает употребление свинины, мяса хищных птиц и животных, грызунов, насекомых, ракообразных, рептилий, моллюсков и необескровленного мяса, смешивание молочных и мясных продуктов. Многие пищевые запреты наделены глубоким духовным смыслом, поскольку обязывают человека строго контролировать свои плотские желания, вырабатывают способность ограничивать пристрастия к еде как потребности и удовольствию. Распространение ритуальных предписаний на сферу кулинарии символизирует национальную исключительность и обособленность евреев, известную с библейских времен. Например, одаренные еврейские мальчики, отобранные Навуходоносором в плененном им Иерусалиме для обучения языку и халдейской мудрости, решили не оскверняться царскими яствами и попросили, чтобы им давали только овощи и воду. Точно так же легендарная Юдифь, находясь в лагере ассирийцев, пожелала питаться только тем, что принесла с собой ее служанка.
И.Г. Гердер, оценивая роль древнееврейской культуры в истории, заметил, что она послужила «основой для просвещения целого мира» посредством монотеистической системы, повлиявшей на христианскую и арабо-мусульманскую культуры. По мнению философа, исключительная заслуга евреев в истории человечества состоит в том, что они оказали на развитие мировой культуры куда более сильное влияние, чем любой азиатский народ. Гердер особо подчеркнул роль иудаизма и древнееврейской письменности в становлении христианского богослужения, церковного красноречия, гимнографии и песнопения. «Благодаря христианству иудейские книги оказались в руках у всех, у всех народов, исповедующих христианскую веру, и тем самым книги эти, в зависимости от того, как понимали их и как ими пользовались, производили свое доброе или дурное действие во все христианские века».
Ф.Ницше, известный чрезмерно критическими взглядами на религию, отмечал неоригинальность христианства по сравнению с иудаизмом и откровенно говорил, что не любит Нового Завета, отдавая при этом должное предпочтение Ветхому Завету: «В нем нахожу я великих людей, героический ландшафт и нечто наиредчайшее на земле: несравнимую наивность сильного сердца; больше того, я нахожу здесь народ. В Новом, напротив, сплошь и рядом возня мелких сект, сплошь и рядом воздух тайных собраний». В качестве отличительных черт иудаизма, обусловивших специфику еврейской ментальности, Ницше выделил «высокий стиль в морали, грозность и величие бесконечных требований, бесконечных наставлений, всю романтику и возвышенность моральных вопросов».
31. Культура древней Индии.
В основе культуры древней Индии – цивилизации Мохенджо-Даро и Хараппа (Пакистан) – 3 тыс. до н э население – до 100 тыс.
Эти цивилизации обладали нерасшифрованной письменностью. Были крупные города с населением до 100 тыс., с развитым земледелием, обладали высокой культурой: разнообразные ремесла, искусство, строительство на высоком уровне (1 и 2-хэтажные дома), были отдельные покои для умывания тел, существовал свой колодец в каждом доме, были общественные колодцы. Создали письменность, которая не расшифрована до сих пор. Эти две цивилизации погибли по неизвестным причинам.
Через несколько веков после заката этих цивилизаций в Индию в 17 веке до н. э. пришли Арии из Ирана. До их прихода здесь проживало автохтонное население – мунды, протодравиды. Здесь оформляется новая религия – ведизм (по 4 сборникам вед – 1500-1000 г до н э). Тексты этих сборников отражали архаическое мировоззрение ариев. Веды состоят из 4 сборников:
1 – ригведа (содержит 1028 гимнов и священных песнопений ведийским богам),
2 – самаведа (505 стихотворных отрывков, служивших сопровождением для различных религиозных обрядов),
3 – яджурведа (тексты, формулы жертвоприношений богам),
4 – атхарваведа (сборник заклинаний и колдовских заговоров). Количество этих сборников соответствует основным функциям жрецов.
Отличительная черта ведов – чрезвычайно большое значение придаваемое жертвоприношению. Арии считали, что, за богатые жертвоприношения, боги должны взамен обеспечить людей своей любовью и защитой.
Всего в ведийской религии насчитывается 33 божества. Однако все они равнозначны между собой. С приходом ариев в Индии начинается деление общества на касты:
1 – брахманы – жрецы,
2 – кшатрии – войны,
3 – вайшьи – торговцы, ремесленники
4 – шудры – простые люди, которые составляло местное население.
Примерно в 1 тысячелетии до н. э. ведизм трансформировался в брахманизм, который представляет собой более строгое учение о мире. Характерная черта брахманизма – признание Абсолюта, предшествующего существованию природы и человека.
Многочисленный пантеон богов брахманизма делился на 3 сферы: божества неба (Индра), земли, воздуха (Баю).
На стадии развития брахманизма появляется представление о первочеловеке Пурушу, который дает начало всем людям и всему живому на земле. Легенда о Пурушу закрепляет складывающуюся кастовую систему в Индии, которая была предназначена для сохранения чистоты крови ариев, для защиты привилегий жречества – брахманов. Она рассказывает о некоем космическом человеке, который сам себя приносит в жертву, в результате чего возникают мир и его части. Из разных частей тела Пурушу произошли люди, относящиеся к разным кастам (от португ. — «чистый») — сословиям. Эти сословия изолированы, они не должны вступать в общение друг с другом. Браки между кастами запрещались.
В новой религии в центре внимания оказывается не акт жертвоприношения, а ритуальная молитва – брахман. В результате жреческая каста – брахманы присваивают себе священную власть в Индии. Подобная религиозная монополия брахманов означала господство над всеми кастами, потому что брахманы повелевали даже божествами этой религии, и те вынуждены были покорятся магическому слову их молитв.
Следовательно придав жертвоприношению новый духовный смысл брахманы получили ключ ко всемогуществу. Их учение изложено не только в текстах, как брахманы, но и в упанишадах (часть Вед), которые были созданы в 9 – 7 веках до н. э. Упанишады – уроки у ног учителя. Их задача – приобщить ученика к сокровенному знанию брахман, которого смог достичь учитель.
Не все были довольны таким высоким социальным статусом жрецов. Оформляется несколько религиозно-философских школ оппозиционных брахманизму: веданта, адживака, миманса, йога… Главное отличие – это взгляды на закон кармы. (Закон кармы – совокупность плохих и хороших поступков в вашей жизни. Закон сансары – живем вечно, но рождаемся в новом качестве.)
Однако самое решительное влияние на брожение умов в древнеиндийском обществе оказали религиозно-философские школы: санкхья, джайнизм. В результате эти школы подготовили почву для распространения буддизма.
В основном были выходцы не из греческой касты брахманов, а из касты войнов, поэтому джайнизм был направлен против всевластия брахманов и их богов. Эта школа была основана современником Будды, носившим прозвище Махавира – великий герой. Ученики Махавиры стали называть себя джайнами. Эта школа существует в Индии и поныне – торговцы, ростовщики. Джайны впервые стали придавать огромное значение карме. Чтобы противостоять власти кармического закона, джайны нашли средства, которые по их убеждению, затем взяли у них буддисты и другие религиозно-философские школы – это ахимса – ненасилие. Действия вышеназванных религиозно-философских школ подготовили почву для распространения буддизма, который изначально был реформаторским учением, направленным против господства брахманов.
Вопрос об историчности Будды является открытым. Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об историчности Будды. Однако многие исследователи считают Шакьямуни исторической личностью. Но следовать при этом буддийской традиции, которая считает его единоличным "основателем буддизма", нет оснований. "Современное состояние изученности вопроса, - пишет известный советский ученый Г. Ф. Ильин, - позволяет считать, что Будда как единоличный создатель известного нам вероучения - личность неисторическая, ибо буддизм складывался в течение многих веков, но Шакьямуни - основатель буддийской монашеской общины (или один из первых ее основателей), проповедник, взгляды и практическая деятельность которого имели большое значение при возникновении буддийского вероучения, вполне мог существовать реально".
Существует и иная версия происхождения Будды: Сиддхартаха Гаутама, известный также как Шакьямуни, жил 2500 лет назад в пограничной области между Индией и Непалом. Он не был Творцом или Богом. Он был просто человеком, сумевшим понять жизнь, являющуюся источником всевозможных внешних и внутренних проблем. Он смог преодолеть все собственные проблемы и ограничения и реализовать все свои возможности, чтобы помогать другим наиболее эффективно. Так он стал известен как Будда, т.е. тот, кто является полностью просветленным.
В любом случае основателем буддизма является принц Сиддхарта Гаутама.
Встречаются и другие названия Будды – Шахьямуни, Хагават.
…Жизнь Будды…
У царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в предгорье Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение его необыкновенно: дабы не доставлять мучения своей матери Майе, он появляется из её правого бока, и тело его украшено счастливыми знаками, по которым мудрецы предсказывают, что он станет спасителем мира и учредителем нового закона жизни и смерти. Безмятежно, в ничем не омрачённом благополучии, протекают в царском дворце детство и юность Сиддхартхи. В положенное время он женится на красавице Яшодхаре, от которой имеет любимого сына Рахулу. Но однажды Сиддхартха выезжает из дворца на колеснице и встречает сначала дряхлого старика, затем раздутого от водянки больного и, наконец, мертвеца, которого несут на кладбище. Зрелище смерти и страданий переворачивает все мировосприятие царевича. Окружающая его красота кажется ему безобразием, власть, сила, богатство представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни, и поиск конечной истины существования становится его единственной целью. Сиддхартха покидает Капилавасту и отправляется в долгое странствование. Он встречается с брахманами, излагающими ему свою веру и учения; шесть лет проводит в лесу с подвижниками, изнуряющими себя аскезой; царь Магадхи Бимбисара предлагает ему своё царство, чтобы он смог воплотить на земле идеал справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни умерщвление плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить загадку бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под деревом Бодхи Сиддхартха погружается в глубокое размышление. Демон-искуситель Мара безуспешно пытается смутить его плотскими искушениями, воинство Мары швыряет в него камни, копья, дротики, стрелы, но Сиддхартха даже не замечает их, оставаясь недвижным и бесстрастным в своём созерцании. И здесь, под деревом Бодхи, на него нисходит просветление: из Бодхисаттвы, человека, которому суждено быть Буддой, он становится таковым — Буддой, или Пробуждённым, Просветлённым.
Будда направляется в Бенарес и там произносит свою первую проповедь, в которой учит, что есть страдание, есть причина страдания — жизнь и есть путь к прекращению страдания — отказ от хотения, избавление от желаний и страстей, освобождение от мирских уз — путь отрешённости и духовного равновесия. Странствуя по городам и весям Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение, привлекая к себе множество учеников, объединяя тысячи людей в своей общине. Враг Будды Девадатта пытается его погубить: он сбрасывает на него с горы огромный камень, но тот раскалывается и не касается его тела; натравливает на него дикого разъярённого слона, но тот смиренно и преданно припадает к стопам Будды. Будда поднимается на небо и обращает в свою веру даже богов, а затем, завершив свою миссию, устанавливает предел своей жизни — три месяца. Он приходит в город Кушинагару на крайнем севере Индии, произносит там своё последнее наставление и, навсегда прерывая для себя бесконечную цепь рождений и смертей, погружается в нирвану — состояние полного покоя, бестелесного созерцательно бытия. Кости Будды, оставшиеся после погребального костра, его ученики делят на восемь частей. Семь уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в золотом кувшине вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом в честь Будды храме.
Познал 4 истины:
1- Всякая жизнь полна страданий
2- Причина нашего несчастья – наши желания
3- Можно прекратить страдания, погрузившись в нирвану
4- Есть путь, ведущий к прекращению страданий. Этот путь получил название благородного восьмеричного пути, так как содержит 8 ступеней последовательного приближения к цели: 1 - правильная вера, 2 - правильное устремление (решимость действовать в соответствии с этими истинами), 3 - правильная речь (отказ от лжи, клеветы)…
В результате пройдя этот путь человек мог войти в состояние нирваны, высшего освобождения от всех земных страстей и привязанностей. К тому же совсем не обязательно стремится к достижению нирваны в течение одной жизни. Достаточно было соблюдать несложные моральные нормы, помогать своей общине, и это создавало условия для обретения нирваны в дальнейшей жизни.
В своей первой проповеди в Бенаресе Будда обращался не к большой толпе, а всего лишь к нескольким своим ученикам. Затем буддизм распространился по всей Индии и на соседних территориях. В результате в течение веков оформились 3 большие ветви буддизма: малая колесница – хинояна («яна» – колесница) (Шри Ланка, Таиланд, Вьетнам), великая колесница – махаяна (Китай, Корея, Япония), алмазная колесница – варджаяна (Тибет, Монголия).
Если для кого-либо наиболее привлекательны самая ранняя версия буддизма, то следует обратится к малой колеснице, где учение сохранилось в наименее измененном виде. Если мы решили рассмотреть буддизм с остальными мировыми религиями, то следует опираться на великую колесницу. А алмазная колесница стала своеобразно частью истории нашего века.
Весь буддистский закон – Типитака - подразделяют на 3 корзины. Как наиболее древние, письменные тексты Типитака и до сей поры остается главным источником изучения раннего буддизма
Буддизм успешно распространился, однако в 7 веке н. э. начинает уступать мировоззренческие позиции новой религии – Индуизму. Индуизм – итог взаимодействия буддизма и брахманизма, конечный вариант всех индийских религиозных поисков. В этой религии 3 главных божества: Брахма – создатель мира, Вишно – его хранитель, борец со злом, несправедливостью, Шива – разрушитель.
Основные черты индуизма: поклонение священным животным, культ предков, отсутствие единой церковной организации, множество сект, признание кастовой иерархии, вера в вечность души, строгая регламентация прав и обязанностей человека, от рождения до смерти, вера в перевоплощение души, вера в троицу главных богов. Несмотря на то что Брахма – творец всего, большинство верят в Шиву и Вишну.
Особенности культуры древней Индии:
* Синкретизм – нерасчлененность религиозно–эстетических начал
* Витализм – преклонение перед любовью, чувствительностью, жизнью и природой
* Традиционализм – исключительная живучесть традиций
* Толерантность – терпимость, готовность к взаимодействию с другими культурами
* Психологизм – внимание к психологическому состоянию и измерению человеческой души
* Аисторизм – отсутствие интереса к историческим аспектам жизни, не создавались летописи, хроники
Индия – страна древне эпической литературы: Махапхарата, Рамаяна.
Махапхарата рассказывает о войне между двумя братьями.
Рамаяна рассказывает о любви принца Равы и красавицы Ситы.
32. Культура древнего Китая.
Китайская культура является одной из древнейших. Самые ранние памятники культуры, найденные на территории Китая, относятся к V-III тыс. до н.э. На китайской земле сформировался один из древнейших предков современного человека — синантроп, существовавший около 400 тыс. лет назад. Однако цивилизация Древнего Китая сложилась несколько позднее — лишь в 11 тыс. до н.э. В течение длительного времени она была неирригационного типа: только с середины I тыс. до н.э. китайцы стали создавать оросительные системы. К тому же до середины I тыс. до н.э. китайская цивилизация существовала изолированно, в отрыве от других древнейших цивилизаций.
Как и другие культуры, китайская культура самобытна и неповторима. В отличие от индийской она более рациональна, прагматична, обращена к ценностям реальной земной жизни. Вторая характерная ее черта — это исключительная, огромная и определяющая роль традиций, обычаев у ритуалов и церемонии.
Еще одна особенность китайской культуры связана с религией и отношением к природе. Как и в других религиях, в китайских верованиях обожествляются прежде всего силы природы. Верховным божеством для китайцев выступает Небо, главным храмом — храм Неба, а свою страну они именуют Поднебесной. У них существует культ Солнца и других светил. С древнейших времен китайцы поклоняются горам и водам как святыням.
Однако наряду с обожествлением природы для китайской культуры, как ни для какой другой, характерны ее эстетизация и поэтизация. Именно поэтому в ней раньше всего возникают пейзажная живопись, лирика и архитектура. Можно даже сказать, что «пейзажный» взгляд распространяется в Китае на все явления жизни. По глубине эстетического и поэтического проникновения в жизнь природы китайская культура не знает себе равных.
Культура Древнего Китая существовала с начала II тыс. до н.э. и до 220 г. н.э., когда распалась империя Хань. Ее непосредственной предшественницей была культура Яншао (III тыс. до н.э.) — культура позднего неолита. Уже на этой стадии китайцы приручали животных, возделывали поля, строили заглубленные в землю жилиша, владели многими ремеслами, осваивали пиктографическое письмо. Они почитали культы Солнца, Луны, гор и других явлений при роды; у них возник культ предков. Высокого уровня в этот период достигают гончарные изделия. Керамические сосуды — блюда, чаши, амфоры, кувшины — украшаются сложными геометрическими (зигзаги, ромбы, треугольники, круги) и зооморфными узорами.
Во II тыс. до н.э., вместе с возникновением цивилизации, китайская культура претерпевает глубокие изменения. В этот период происходит распад первобытного общества и образование первых раннеклассовых государств. Одним из них стан город-государство Шан, стоявший во главе крупного объединения. Остатки этого города, открытые близ Аньяна, свидетельствуют о том, что города отличались четкой планировкой, окружались глинобитной стеной толщиной до 6 м. Дворец правителя («ван») «великого рода Шан» возвышался на глинобитной платформе, а его крыша опиралась на ряды деревянных колонн, базами которых служили бронзовые диски. В этом дворце обнаружены также каменные скульптуры людей и животных (бык, тигр), стенные росписи в ярких красных, черных и белых тонах.
В эпоху Шан китайцы изобретают технику бронзового литья, создают систему иероглифического письма, о чем свидетельствуют древнейшие письменные памятники — надписи на камнях, костях жертвенных животных, щитах черепахи. Существенно усложняются религиозно-мифологические представления о мире. В частности, усиливаются вера в загробную жизнь и значение культа предков. Более сложными становятся погребения. Гробница правителя Шана представляет собой две подземные камеры, расположенные друг над другом, охраняемые тотемными стражами в виде полузверей-полулюдей. В камерах находилась утварь из бронзы, керамики и нефрита, были мечи и секиры, колесницы и многие другие предметы, необходимые в загробной жизни, чтобы она ничем не отличалась от жизни земной.
Получившие широкое распространение в эпоху Шан изделия из бронзы также свидетельствуют об усложнениях религиозно-мифологических представлений древних китайцев. В частности, массивные и тяжеловесные бронзовые сосуды, предназначенные для жертвоприношений духам предков и духам природы, украшаются геометрическим орнаментом, составляющим лишь фон, на котором выделяются узоры, близкие к барельефу, изображающие быка, барана, змея, птицу, дракона и маску фантастического зверя таотэ. Ручки, крышки и углы таких сосудов делались в виде бычьих голов и туловищ драконов, а на самих сосудах изображались колючие зубья, плавники и чешуя, что приумножало их магический смысл. Из всех тотемных животных основными покровителями человека чаше всего выступают тигр, баран и дракон.
В I тыс. до н.э. во всех областях жизни Древнею Китая происходят самые значительные сдвиги и изменения. К началу I тыс. до н.э. царство Шан было завоевано западными чжоусцами, вследствие чего возникло большое, но непрочное государственное образование Западный Чжоу, правители которого переняли от шанцев титул «ван».
В середине I тыс. до н.э. Китай переживает бурный социально- экономический рост. Складываются новые центры торговли, численность населения многих городов приближается к полумиллиону. Высокого уровня достигают плавка железа и использование железных орудий. Успешно развиваются ремесла, строятся гидротехнические сооружения. В земледелии широко используются оросительные системы.
Особого выделения заслуживает так называемая эпоха «Борющихся царств» — «чжаньго» (V-III в. до н.э.), когда между несколькими сильными государствами шла борьба за гегемонию. В этой борьбе особую роль сыграло царство Цинь. Оно послужило основой для наименования Китая на европейских языках: латинского Синэ, французского Шин, немецкого Хина, английского Чайна.
Эпоха «Борющихся царств» считается классической в истории культуры Древнего Китая. Ее также называют эпохой «соперничества ста школ». Страна действительно переживает невиданный духовный и интеллектуальный подъем. Ускоряется