Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 омментарий к избранным местам лекции Ђѕервый урок в первом классеї, прочитанной в Ўтуттгарте 25 августа 1919 г.




–. Ўтайнер: Ќикакое обучение не пойдет в верном русле, если оно не сопровождаетс€ известным пиететом к предыдущему поколению.

 омментарий ј. ј. ѕинского: ” нас еще очень свежи в пам€ти поистине исторические событи€ 90-ых годов и далее, когда действительно изчез —оветский —оюз, рухнули прежн€€ идеологи€, прежн€€ экономическа€ система, и многие гор€чие головы пришли в умонастроение, которое очень хорошо схвачено в известной строке коммунистического гимна, что Ђвесь мир мы разрушим до основани€ї, а затем сами начнем что-то ва€ть с чистого лица. Ўтайнер, Ц как минимум апеллиру€ к педагогическому плану, - говорит, что подобна€ установка абсолютно неприемлема с педагогической точки зрени€ и что любое развитие, если это здоровое развитие, об€зательно при этом должно опиратьс€ на значительную базу приемственности по отношению к прошлому. », повтор€ю, может быть, некоторые политехнические проекты могут претендовать на свою реализацию с тотально разрушенного старого и отталкиватьс€ от чистого листа, но Ўтайнер за€вл€ет, что педагогические проекты так строитьс€ в принципе не могут и что чувство приемственности и даже пиетета перед прошлым €вл€ютс€ необходимой базой дл€ любого обучени€, воспитани€ и продвижени€ вперед.

 

–. Ўтейнер: “о, чему ребенок учитс€ медленне в надлежащем возрасте, усваиваетс€ его организмом более здоровым и надежным путем, чем то, что внедр€етс€ насильственно и слишком рано.

 омментарий ј. ј. ѕинского: — одной стороны, эта мысль выражена в такой форме и окраске, что, наверное, она найдет сегодн€ уже немало сторонников. ƒействительно, мы понимаем, что можно некоторых детей шести лет научить брать интегралы и т.д., но при этом встает и второй вопрос: Ђћожно-то можно, но нужно ли?ї ”же нав€зли в зубах классические истории про вундеркиндов, которые демонстрировали блест€щие успехи в нежном детском возрасте, но, начина€ с юношества и далее, имели довольно печальную судьбу. — другой стороны, кое-что в этой мысли можно было бы и проблематизировать ¬ частности, здесь стоит формулировка Ђв надлежащем возрастеї. ¬опрос: кто указал и кто доказал это Ђнадлежаниеї?  онечно, в р€де педагогических систем, равно как и в вальдорфской школе, есть сво€ возрастна€ периодизаци€. ќднако надо понимать, что она всегда, на наш взгл€д, весьма условна. ≈сли мы говорим: в 7 лет происходит одно, а в 12 другое,а в 14 третье, то надо понимать, что это не более чем метафоры относительно каких-то узловых периодов развити€ человека, но в каждом конкретном случае, и дл€ каждого конкретного человека, и более того, в каждую конкретную культурно-историческую эпоху эти цифровые вешки могут оказатьс€ весьма и весьма подвижными. ѕримем во внимание и еще один важный фактор. ѕедагоги первой вальдорфской школы имели дело во многом с детьми из рабочих семей, которые действительно в дошкольном возрасте не умели писать. —ейчас здесь имеют место по крайней мере два кардинально новых обсто€тельства. ¬о-первых, подавл€ющее большинство детей, приход€щих в семилетнем возрасте в школу, умеют читать и писать; во-вторых, проблема письма ручкой сейчас проблема письма ручкой претерпевает сильную метаморфозу. ¬се мы помним, как авторучка вытеснила перьевую, но сейчас произошла неизменно более сильна€ транформаци€ Ц человечество начинает создавать письменные тексты через клавиатуру компьютера. ћожет быть, мы найдем двадцать глубоких обоснований, почему человеку необходимо в младшем школьном возрасте писать ручкой, но вопрос: Ђј вообще сохранитс€ ли через двадцать лет эта культура и не начнетс€ ли обучение человека письма с текстового редактора Word?ї - этот вопрос остаетс€ открытым. ѕоэтому € бы предложил данное суждение Ўтайнера все-таки расссматривать с учетом всех аспектов, с одной стороны, тогдашней системы образовани€, а с другой стороны, с учетом нынешней исторической ситуации.

–. Ўтайнер: “ем самым, на педагога, естественно, возлагаетс€ больша€ ответственность, но без этой ответственности невозможно проводить никакие зан€ти€. «ан€ти€, которые заранее предписаны планом уроков и т.п., на самом деле полностью исключают искусство учител€. ј этого быть не должно. ”читель должен быть в школьном деле движущим и оживл€ющим элементом

 омментарий ј.ј, ѕинского: ќп€ть же мы встречаемс€ с особым родом штайнеровской мысли, котора€ одновременно может показатьс€ и революционной, и тривиальной. ” нас Ц слава богу, и на законодательном уровне Ц к началу 90-ых годов была осмыслено, что внешн€€ инстанци€ (государство или то или иное научное сообщество) может задавать дл€ учител€ содержание и цель; а вот движение по этому содержанию, путь достижени€ соответствующих целей не €вл€етс€ делом внешней регламентации. » вкратце это свлось к формуле: Ђсодержание в стандарте Ц да, стандартизированна€ методика Ц нетї. ≈сли глубже взгл€нуть на этот вопрос, то обнаруживаешь очень интересную, и очень важную особенность. ƒл€ слушателей в концерном зале или дл€ ребенка в классе важен не только результат де€тельности музыканта или соответственно учител€, но важно именно личное усилие и личное творчество исполнител€. » если этот момент исчезает, то искусство или, соответственно, педагогика иссушаютс€ и на самом деле не дают необходимой учителю,  онечно кто-то может сказать, что каждому учителю, а это професси€ массова€, творцом быть трудно, что гораздо проще было бы следовать некоторым внешним методическим предписани€м, инструкци€м, планам конспектов уроков, тематическом планированию разделов и, так далее. Ќо Ўтайнер, трезво подчеркивает, что если действительно претендуешь как учитель на творчество, без которого должный педагогический эффект увы не достижим, то тем самым ты берешь на себ€ повышенную, экстраординарную ответственность. » в этом смысле учитель вальдорфской школы, впрочем, как творческий учитель школы иной педагогической системы, должен быть человеком который посто€нно предъ€вл€ет повышенное требование к самому себе. ћожет быть существующий конспект урока по той или иной теме Ц географии, математики или литературе, составленный коллективом умных профессоров Ц это очень хороший конспект, очень логичный и очень продуманный, но, если ты его берешь дл€ копировани€ в своем преподавании, беда одна Ц это не твой конспект. » тогда дети в классе, равно как и слушатели в концертном зале, будут подсознательно ощущать некоторую скудность поставленной задачи. ј с другой стороны учитель не почувствует того, что €вл€етс€ на самом деле наивысшим удовольствием и оправданием учительской де€тельности, то есть собственно творческой самореализации.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 358 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

540 - | 481 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.