Лекции.Орг


Поиск:




Общая характеристика познавательных процессов

З.В.Диянова

Т.М.Щеголева

 

Познавательные процессы

 

 

Очерки по общей психологии

 

Иркутск, 2006

 

УДК

ББК

Д

 

 

Печатается по решению редакционно-издательского отдела

Иркутского государственного университета

 

 

Рецензенты: доктор педагогических наук, проф. О.Л.Подлиняев, канд.психол.наук доцент ИГПУ М.А.Петрова.

 

Диянова З.В., Щеголева Т.М. Познавательные процессы. Очерки по общей психологии: учеб. пособие. – Иркутск.: Иркутский университет., 2006.

 

 

Учебное пособие посвящено психическим познавательным процессам – одному из основных разделов курса «Общая психология». В нем представлены подходы отечественных и зарубежных психологов к изучению ощущений, восприятия, памяти, мышления и других процессов. Рассматриваются особенности познавательных процессов, классификации, закономерности их развития.

Пособие включает рисунки, таблицы, тесты для самоконтроля, глоссарий, списки рекомендуемой литературы. Оно подготовлено в соответствии с требованиями Госстандарта ВПО. Адресовано студентам факультетов психологии.

 

Библиогр. 39. назв. Ил.16. Табл.1.

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………… 5

1.Общая характеристика познавательных процессов ……… 7

Тест для самоконтроля............................................……. 13

Рекомендуемая литература ……………………………. 16

2. Ощущение и восприятие ………………………………… 16

2.1.Общее представление об ощущениях………………… 16

2.2.Общее представление о восприятии ……………….. 23

2.3. Теория восприятия …………………………………… 29

Тест для самоконтроля ……………………………… 35

Рекомендуемая литература ………………………….. 38

3.Память …………………………………………………….. 38

3.1. Общая характеристика и закономерности памяти ……. 38

3.2. Основные подходы к изучению памяти ………… …. 51

Тест для самоконтроля ………………………………… 58

Рекомендуемая литература ……………………… …... 62

4. Мышление ………………………………………………63

4.1.Мышление как психический процесс и как форма познавательной деятельности ……………………………….63

4.2. Классификации и теории мышления …………………. 77

4.3. Связь мышления с речью и языком ……………………. 91

Тест для самоконтроля ………………………………… 96

Рекомендуемая литература …………………………… 100

5. Речь ……………………………………………………… 101

5.1.Общее представление о речи ………………………….. 101

5.2.Теории речи …………………………………………… 105

Тест для самоконтроля ……………………………….. 111

Рекомендуемая литература …………………………… 113

6.Воображение ……………………………………………… 114

6.1.Функции и виды воображения …………………………. 114

6.2.Подходы к изучению воображения ……………………. 116

Тест для самоконтроля ………………………………….. 122

Рекомендуемая литература ………………………… … 125

7.Внимание ………………………………………………….. 125

7.1.Общая характеристика внимания………………………. 125

7.2. Теории внимания ……………………………………… 131

Тест для самоконтроля ……………………………….. 139

Рекомендуемая литература …………………………… 141

 

Глоссарий …………………………………………… 142

Библиографический список ………………………......149

 

Введение

 

Познавательными процессами интересовались с глубокой древности. Их изучением занимались еще в античности. Первые попытки описать познавательные процессы, выявить их особенности и закономерности связаны с работами древнегреческих философов Аристотеля, Платона и других.

Мышлению, воображению, памяти уделяла большое внимание философия 17-18 века (Р.Декарт, Дж.Локк, Ф.Бекон). Первые экспериментальные исследования в области познавательных процессов, в частности, памяти были проведены Г.Эббингаузом, А.Рибо.

Во второй половине 19 века в связи с открытием первой психологической лаборатории, ознаменовавшим возникновение психологии как самостоятельной науки, познавательные процессы оказались в центре внимания ученых. В работах психологов того времени В.Вундта, У.Джемса изучались процессы ощущений, мышления, восприятия, выделялись их особенности, функции и закономерности. Постепенно на смену субъективному методу (интроспекции) изучения познавательных процессов пришли объективные методы. Существенный вклад в их исследование внесли психофизики Э.Вебер, Г.-Т.Фехнер, С.Стивенс, которые измеряли ощущения, определяли пороги чувствительности, формулировали их закономерности.

На этапе становления экспериментальной психологии познавательным процессам отводилась ведущая роль. Практически вся психология была посвящена их исследованию. В науке того времени был накоплен богатый эмпирический материал, который не утратил своей значимости до настоящего времени.

С развитием основных психологических направлений ассоциативной психологии, бихевиоризма, гештальтпсихологии формировались различные подходы к изучению познавательных процессов. Психологи различных школ разрабатывали понятийный аппарат и процедуры исследования, опираясь на базовые положения своих теорий, обобщали и систематизировали полученные результаты.

Существенный вклад в изучение познавательных процессов сделан представителями таких направлений, как психоанализ и гуманистическая психология, хотя изучением познавательных процессов эти школы специально не занимались. Так, З.Фрейд объяснял процессы памяти и мышления механизмами работы бессознательного, вытеснением и рационализацией, действием принципов удовольствия и реальности. К.Роджерс, занимаясь проблемами личностного роста, сделал многое для понимания творческого мышления, его механизмов и условий развития.

В середине 20-ого века возникло новое научное направление – когнитивная психология. Ее представители (У.Найссер, Д.Норман, Дж. Брунер и др.) рассматривают познавательные процессы с точки зрения информационного подхода. В основе объяснения познавательных процессов лежит компьютерная метафора. Исходя из нее они моделировали эти процессы, выделяли основные этапы переработки информации.

По мере исследования познавательных процессов в различных школах и направлениях накапливался обширный эмпирический материал, позволяющий определить их основные функции и закономерности. Постепенно складывалось представление о их взаимосвязи и взаимовлиянии, о функционировании познавательных процессов как целостной системы. Познавательные процессы все меньше рассматривались как изолированные друг от друга. В работах психологов все отчетливее высказывается идея о том, что изучение познавательных процессов не может быть полным вне их связи с личностью в целом, ее мотивами, эмоциями, потребностями, ценностями и установками. Представитель гештальтпсихологии М.Вертгеймер писал о том, что точка зрения, согласно которой, личность и познавательные процессы относятся к разным «главам» психологии, является узкой и устаревшей. (М.Вертгеймер, 1987). Личностный контекст изучения познавательных процессов позволяет глубже понять их механизмы, условия развития. Данному аспекту особенно большое внимание уделяется в отечественной психологии.

Таким образом, знания о выявленных в психологии интересных фактах, важных научных открытиях, разработанных оригинальных методах исследования познавательных процессов помогут будущему психологу глубже изучить их.

 

 

Общая характеристика познавательных процессов

 

К познавательным процессам относят ощущения, восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение. Благодаря им человек, отражает окружающий мир, отбирает информацию, перерабатывает и анализирует ее, используя в своей деятельности.

Согласно известному в отечественной психологии принципу развития (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов) психика носит процессуальный характер. Одной из важных ее особенностей является непрерывность отражения человеком окружающего мира. Поэтому динамичность и непрерывность являются основными характеристиками познавательных процессов (Б.Ф.Ломов, 2000). Это характеризует познавательные процессы как «живые». Недооценка этого факта приводит к упрощенному механистическому пониманию познавательных процессов. (А.В.Брушлинский, 1996).

Важное значение имеют такие общие свойства психического, проявляющиеся в познавательных процессах, как активность, субъективность, предметность. Предметность понимается как соответствие физических свойств психическому образу: восприятие описывается в характеристиках формы, величины, твердости отражаемого объекта; мысль - в характеристиках описываемых объектов, отношения между которыми она раскрывает. Субъективность заключается в недоступности для человека физиологических механизмов возникновения психического образа. Чувственная недоступность предполагает невозможность субъекта наблюдать за собственными психическими процессами. Активность проявляется в отсутствии жесткой связи между характеристиками стимула и психического образа, что обусловливает индивидуальные особенности любого психического процесса (Л.М.Веккер, 1998).

Всем познавательным процессам свойственны неаддитивность и мультипликативность. Неаддитивность отражает их сложность, несводимость к сумме определенных элементов. В частности, восприятие не является суммой ощущений. Оно имеет сложную структуру, обладает свойствами, которые не присущи ощущениям. Мультипликативность характеризуется включенностью свойств, результатов одного процесса в другой. Так, мышление человека невозможно без восприятия и памяти, без опоры на чувственные образы и на прошлый опыт. Память также базируется на перцептивных образах и связана со смысловой переработкой информации. Следовательно, мультипликативность отражает взаимосвязь всех познавательных процессов.

Необходимо выделить такую особенность познавательных процессов, как их антиципирующий характер. Антиципация позволяет отражать реальность с некоторым опережением, предвосхищая ее. Антиципация – это процесс пространственно-временного упреждения будущих событий. Она выступает неотъемлемой характеристикой психики, реализуя когнитивную и регулятивную функции. Можно выделить несколько уровней антиципации: перцептивный, уровень представлений, речемыслительный. Переход от уровня к уровню характеризует усложнение когнитивного и регулятивного аспектов антиципации.

Перцептивный уровень характеризуется определенным усложнением интеграции психических процессов, следствием которой является готовность человека воспринимать информацию на основе синтеза прошлого опыта. Благодаря антиципации в процессе восприятия человек отражает не только те или иные объекты, но и возможные связи между ними, их динамику.

Антиципация на уровне представлений предполагает активное использование «структурных» схем, хранящихся в оперативной и долговременной памяти, что приводит к эффекту панорамного предвосхищения, т.е. видению пространственно-временной перспективы. Это является необходимым условием осуществления деятельности человека. Антиципация в процессах памяти и воображения позволяет целесообразно использовать прошлый опыт, планировать и создавать новые программы поведения.

Речемыслительный уровень антиципации характеризуется большим усложнением интеграции психических процессов и появлением качественно новых форм предвосхищения. Ее специфика заключается в свободе оперирования человеком временем и пространством. Этот уровень позволяет делать более глубокие и широкие обобщения, классифицировать ситуации, что позволяет человеку предвосхищать ожидаемые события, строить гипотезы на основании которых создаются мысленные модели будущей деятельности. (Ломов Б.Ф., 2000).

Психические познавательные процессы различаются по степени обобщенности, форме отражения и условиям их функционирования. Это выступает основанием для выделения уровней организации познавательных процессов (Б.Ф.Ломов, 2000; Л.М.Веккер, 1998).

С точки зрения Л.В.Веккера, целесообразно рассматривать отражение предметного мира на двух уровнях: образном и мыслительном. Образный уровень позволяет познавать окружающий мир через первичные образы (ощущения и восприятие) и вторичные образы (память и воображение). Мыслительный уровень также включает два подуровня: допонятийный и понятийный. Первичные образы возникают при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом. Благодаря им отражаются либо отдельные свойства, либо совокупность свойств, т.е. целостные предметы.

Основными характеристиками сенсорно-перцептивных процессов (ощущений и восприятия) являются пространственно-временная структура, модальность и интенсивность, а также константность, предметность, целостность и обобщенность.

Пространственно – временная организация ощущений проявляется в наличии сенсорного поля, пространственно – временная организация восприятия - в соотношении фигуры и фона.

Модальность и интенсивность представляют собой качественные и количественные особенности первичных образов. Качественные различия проявляются в отличии зрительных образов от слуховых, вкусовых, обонятельных и др. Количественные признаки находят отражение в порогах ощущений, т.е. зависимости интенсивности ощущений от силы раздражителя.

Константность является показателем постоянства отражаемых предметов. Предметность характеризуется восприятием объектов как обособленных, отдельных от субъекта физических тел. Целостность предполагает объединение частей и элементов предметов в единый образ. Обобщенность проявляется в вычленении существенных признаков предметов. Константность, предметность, целостность и обобщенность проявляют себя в пространственно – временных и модальностно-интенсивностных характеристиках сенсорно-перцептивных образов.

Вторичные образы или образы представлений связаны с процессами памяти и воображения. Вторичные образы имеют те же характеристики, что и первичные: пространственно – временную структуру, модальность, интенсивность. Однако их проявление отражается рядом особенностей. К ним относятся выход за пределы сенсорно-перцептивного поля, отделение фигуры от фона, симультанная целостность, т.е. мгновенность их возникновения, а также возможность «растягиваться во времени».

Модальность и интенсивность вторичных образов обусловлены сдвигами в их воспроизведении. Вторичные образы (представления) - менее яркие и четкие. Качественные характеристики размываются, смещаются. Как пишет Л.М.Веккер, чем более длительным является срок хранения образа, тем в большей мере конкретные оттенки выпадают из образа.

Образы представлений обладают неустойчивостью, фрагментарностью и обобщенностью. Неустойчивость проявляется в текучести образа, фрагментарность – в его неполной целостности. Обобщенность вторичных образов состоит в вычленении существенных признаков не единичного предмета, а целого класса или категории единых предметов. Перечисленные характеристики находят отражение в пространственно – временных и модальностно-интенсивностных структурах.

Мыслительный уровень не исключает таких особенностей, образного уровня, как пространственно - временные и модальностно-интенсивностные характеристики. Однако их проявление на данном уровне настолько специфично, что может возникнуть впечатление, что названные характеристики полностью исчезают, но это не так. Границы пространственно- временной структуры расширяются до бесконечности. Это проявляется в том, что снимаются пороги: абсолютный и разностный. В мышлении человек может отразить как сколь угодно малую величину, не доступную нашим органам чувств, так и сколь угодно большую величину, что находит отражение в понятиях микрочастицы, атома, молекулы, вселенной, бесконечности, космоса.

Модальностно – интенсивностные характеристики также сохраняются, но приобретают специфичность. Мысль не привязана к какой – то одной модальности (акустической, оптической), а включает все модальности и может переходить из одного качества в другое, т.е. мыслительный уровень характеризуется полимодальностью и интермодальностью.

Интенсивностные параметры в мыслительных процессах отражаются не в субъективной форме, а в объективной. Можем измерить и описать те величины (малые или большие), которые недоступны непосредственно нашему восприятию. Кроме вышеназванных признаков, мыслительный уровень характеризуется обобщенностью и опосредованностью. Их специфика заключается в том, что на этом уровне обобщаются и опосредуются существенные связи и отношения в отображаемой действительности.

Обобщенность выступает одной из основных характеристик познавательных процессов. В зависимости от уровней отражения меняется её содержание. В восприятии обобщенность проявляется на уровне единичного предмета, в представлении - на уровне групп или классов предметов, в мышлении – на уровне отношений между классами и категориями предметов.

В отличии от А.М.Веккера, Ломов Б.Ф. представляет структуру познавательных процессов как трехуровневую систему. Она включает сенсорно-перцептивный уровень (ощущения, восприятие); уровень представлений (память, воображение); речемыслительный (речевое мышление).

Сенсорно- перцептивный уровень характеризуется тем, что познание осуществляется в масштабе реального времени и в процессе непосредственного взаимодействия субъекта с объектом. Антиципация на этом уровне позволяет человеку выполнять адекватные актуальные действия. Отражение окружающей среды на сенсорно-перцептивном уровне осуществляется в форме первичных образов. Этот уровень является генетически исходным в развитии познавательных процессов человека.

Уровень представлений отличается тем, что отражение характеризуются опосредованностью. Человек получает возможность выйти за рамки реального масштаба времени. Представление о том или ином предмете складывается в результате многократного восприятия объектов в прошлом. Это влияет на избирательность отражения, интеграцию и преобразование полученной информации. Образы на уровне представлений являются вторичными, актуализированными из прошлого опыта человека. Они отличаются от первичных обобщенностью, фрагментарностью, динамичностью. Теряя в яркости и наглядности, вторичные образы приобретают большую степень обобщенности и пластичности. На этом уровне благодаря антиципации регулируются не только актуальные, но и потенциальные действия.

Речемыслительный уровень связанс использованием человеком знаков или средств, благодаря которым он овладевает знаниями, сложившимися в ходе общественно-исторического развития. Процесс отражения может развертываться в направлении от настоящего к будущему и от настоящего к прошлому. Как отмечает Б.М.Ломов, в этом и состоит разрешающая способность антиципации речемыслительного уровня. Отмеченные особенности обусловливают и более сложную форму отражения - понятийную. Понятие утрачивает чувственный характер, приобретая максимальную обобщенность и опосредованность.

Таким образом, познавательные процессы имеют уровневую организацию, позволяющую человеку отражать окружающий мир в образной и понятийной формах. Они связаны друг с другом, имеют общие и специфические особенности. Сквозными характеристиками выступают обобщенность и антиципация, которые имеют различные возможности в зависимости от уровня познавательных процессов.

Целостно функционирующая совокупность познавательных процессов, включающая все уровни от сенсорно-перцептивного до понятийного, представляет собой систему интеллекта человека. Высший ее уровень не оторван от закономерностей всех других. Речемыслительные процессы выполняют функцию интеграции всей системы в целом. Развитие интеллекта предполагает движение в двух направлениях: снизу вверх и сверху вниз. Движение снизу представляет собой восхождение от сенсорно-перцептивных процессов к понятийному мышлению. Другими словами происходит постепенное усложнение познавательных процессов: развитие мышления базируется на развитии восприятия, памяти, воображения.

Движение сверху вниз предполагает влияние понятийного мышления на характеристики процессов нижележащих уровней. Восприятие приобретает категориальность, память становится осмысленной, воображение - активным. Все процессы приобретают произвольный характер, в том числе и само мышление. Таким образом, регуляция сверху выступает как саморегуляция познавательной деятельности человека.

 

Тест для самоконтроля

 

1. Соотнесите уровни и формы психического отражения:

а) образная форма 1) речемыслительный уровень

б) обощенно-образная форма 2) сенсерно-перцептивный уровень

в) понятийная форма 3) уровень представлений

2. Идея отражения предметного мира на образном и мыслительном уровнях принадлежит:

а) Ломову

б) Веккеру

в) Леонтьеву

г) Рубинштейну

3. «Реальный процесс предвосхищения, ориентированный на предвидимое будущее», называется:

а) преобразующей деятельностью

б) антиципацией

в) опережающим отражением

4. Сдвиги модальности и интенсивности - это свойства:

а) первичного образа

б) вторичного

5.Включенность свойств, результатов одного познавательного процесса в другой, это:

а) неаддитивность

б) субъективность

в)мильтипликативность

6. Сквозная характеристика познавательных процессов:

а) фрагментарность

б) константность

в) обобщенность

г) интенсивность

д) симультанность

е) панорамность

7. Особенности уровня представлений:

а) обобщенность

б) схематичность

в) опосредованность

г) непосредственность

д) выделение фигуры из фона

8. Использование знаковых средств является специфической характеристикой для:

а) сенсорно-перцептивного уровня

б) речемыслительного уровня

в) уровня представлений

9. Особенность антиципации на речемыслительном уровне:

а) свобода в обращении со временем и пространством

б) планирование и создание новых образов

в) отражение возможных связей между предметами

10. К какому уровню относится воображение:

а) сенорно-перцептивному

б) представлений

в) речемыслительному уровню

11. Процесс пространственно-временного предвосхищения будущих событий называется:

а) антиципация

б) преперцепция

в) перцепция

г) апперцепция

12. Какой из познавательных процессов выполняет интегративную функцию в структуру интеллекта:

а) восприятие

б) воображение

в) мышление

г) память

д) внимание

13. Несводимость познавательных процессов к сумме входящих в него элементов называется:

а) обобщенностью

б) мультипликативностью

в) неаддитивностью

г) предметностью

14. Модальность – это характеристика познавательных процессов:

а) качественная

б) количественная

в) пространственно-временная

15. Интермодальность и полимодальность это свойства:

а) ощущения

б) восприятия

в) мышления

г) памяти

д) воображения

16. Отделение фигуры от фона, симультанная целостность являются характеристиками:

а) первичных образов

б) вторичных образов.

 

 

Рекомендуемая литература

 

Вероятностное прогнозирование в деятельности человека / Под ред. Фейгенберга И.М. – М., 1977.

Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование // Вопр.психол. – 1973. № 1. с.39-47.

Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. – М., 1980.

Ломов Б.Ф. Память и антиципация // Исследование памяти. – М., 1990.

 

2. Ощущения и восприятие

 

2.1. Общее представление об ощущениях

 

Ощущения и восприятие дают возможность получать первичную информацию об окружающем мире. Традиционно в психологии сложилось два подхода к изучению этих процессов. Согласно первому образы восприятия формируются на основе комплекса ощущений. Второй подход связан с представлениями об ощущениях как частного, специфического проявления процесса восприятия. Ощущение – это психический познавательный процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Ощущения выполняют сигнальную и отражательную функции. С одной стороны, они являются сигналом к выделению тех условий, которые важны для организма, с другой – создают субъективный образ объективного мира.

Первые представления об ощущениях связаны с именем древнегреческого ученого Аристотеля (324 – 322 г.г. до н.э.), который считал, что благодаря ощущениям человек приобретает знания об окружающем мире. Им была создана первая классификация ощущений, включающая пять чувств (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), существующая до настоящего времени. Достаточно долго ощущения рассматривались как пассивный процесс, представляющий собой реакцию организма на раздражители. В этом нашла отражение основная идея рецепторного подхода к ощущениям.

Развитие естественных наук в 19 - 20 в.в. способствовало изменению представлений об ощущениях, в частности, о разновидностях чувствительности. Наряду с традиционными, были выделены ощущения равновесия, кинестезии (мышечно-суставные), сенестизии (общеорганические, внутренние ощущения).

Ощущения стали рассматриваться как активный процесс, осуществляемый по принципу рефлекторной деятельности. И.М.Сеченов, И.П.Павлов отводили существенную роль в возникновении ощущений коре головного мозга, что нашло отражение в учении об анализаторах. Рецептор является одной из составляющих анализатора наряду с проводящими нервными путями и воспринимающими центрами больших полушарий головного мозга.

К двадцатому столетию был накоплен обширный материал о многообразии сенсорных систем. Возникла необходимость его систематизации. Известная классификация ощущений Ч.Шеррингтона отражает результат этой работы. Он объединил пространственный и разноуровневый принципы группирования ощущений с общей концепцией интегральной деятельности нервной системы. Пространственный принцип предполагает локализованность рецептора в определенном рецепторном поле. Исходя из этого принципа, Шеррингтон все рецепторы разделил на интерорецепторы, экстерорецепторы и проприорецепторы. Соответственно им ощущения делятся, на интерорецептивные (внутренние), экстерорецептивные (внешние) и проприорецептивные (промежуточные).

Согласно принципу разноуровневости, выделяют дистантные и контактные ощущения в зависимости от отнесенности сигнала к рецепторной поверхности в момент реакции. К контактным относят осязательные и вкусовые ощущения, к дистантным – зрительные, слуховые и обонятельные. Названные группы ощущений не могут рассматриваться изолированно. Их взаимосвязь обеспечивает формирование целостного перцептивного образа.

Интероцепторные или общеорганические ощущения человек получает от разнообразных состояний организма, отражающихся в понятии «самочувствие». Они разнородны, отличаются строением и функциями, расположены в различных частях внутренней среды организма. Интерорецепторы включают хеморецепторы, терморецепторы, механорецепторы или барорецепторы и болевые рецепторы. Хеморецепторы реагируют на различные химические раздражители: сдвиги в обмене веществ, избыток кислорода, изменение в тканях слизистой оболочки внутренних органов. Возбуждение терморецепторов обусловлено изменением температуры тела. Барорецепторы расположены в стенках внутренних органов, сердечно-сосудистой системе др. Эти рецепторы расположены преимущественно в тех частях внутренних органов, которые связаны со слизистой оболочкой (в полости рта, прямой кишке, желудке, верхних дыхательных путях).

Болевые рецепторы рассматривают как следствие сверхсильных (надпороговых) раздражителей хемо или барорецепторов. Наряду с ними, существуют и специальные болевые рецепторы, вызывающие непосредственные болевые ощущения. В целом интероцепторные ощущения обеспечивают устойчивое внутреннее равновесие, гомеостазис. В этом заключается их основная функция.

Проприоцепторные ощущения несут информацию об изменении тела в пространстве. Они выполняют функцию регуляции. Благодаря им обеспечивается контроль за движениями, их координация и коррекция. Проприорецепторы располагаются в мышцах, суставах, сухожилиях. Они разнообразны по строению: в мышцах находятся окончания Руффини, в сухожилиях – аппарат Гольджи и др. На основе совместной работы проприорецепторов формируется целостный психический образ, называемый «схемой тела». Этот образ характеризуется устойчивостью. Он может сохраняться длительное время несмотря на разрушение анализаторов. Примером могут служить так называемые «фантомные» боли: при ампутации конечностей человек длительное время может их ощущать.

Экстерорецепторные ощущения – самый сложный класс ощущений. К экстерорецепторам относят зрение, слух, обоняние, вкус и осязание. Наибольший объем информации об окружающем мире человек получает при помощи зрительных и слуховых ощущений.

Зрительные ощущения возникают в результате действия световых, волновых, квантовых, корпускулярных раздражителей на зрительные рецепторы. Они характеризуются определенными качествами: светлотой; цветовым тоном (качественным своеобразием цвета); насыщенностью (степенью выраженности цвета), пространственной локализацией.

Определенный интерес в этой области представляет изучение цветового зрения. Существует два подхода к его изучению, которые нашли отражение в трехцветовой теории и теории оппонентного цвета. Согласно первой теории имеется три различных типа рецепторов, отвечающих за цветовое зрение, каждый из которых чувствителен к отражению определенных цветов. Соотношение возбуждения в этих рецепторах вызывает ощущения различных цветов и оттенков. С точки зрения второго подхода, зрительная система состоит из двух типов чувствительных к цвету элементов, один из которых реагирует на красную или зеленую часть спектра, другой - на синюю или желтую. Если одна из пар находится в равновесии, а другая нет, человек видит один из чистых цветов. Если обе пары цветов сбалансированы между собой, то человек не ощущает цвета.

Слуховые ощущения представляют собой анализ звуковых волн различной частоты колебаний (высота звука), их амплитуды (силы звука), формы звуковой волны (тембр звука). Чем больше амплитуда звуковой волны, тем громче ощущается звук, чем больше его частота, тем он кажется выше. Ощущения громкости и высоты звука связаны между собой. Кроме громкости и высоты, основными качествами слуховых ощущений являются тембр, длительность, пространственная локализация.

Обонятельные ощущения дают информацию о химическом составе воздуха. Обоняние играет в жизни человека меньшую роль, чем зрение и слух. Сильнее обоняние развито у животных, например чувствительность к запахам у собак примерно в 1000 раз выше, чем у человека.

Большую роль в отражении реальности играет осязание. Его называют «чувством, параллельным зрению» (И.М.Сеченов). Структура осязания разнородна, она включает тактильные (прикосновение), температурные, болевые и кинестетические (суставно-мышечные) ощущения. Кинестетические ощущения являются источником сенсорной информации поступающей из мышц, сухожилий и связок. Тактильная чувствительность обеспечивает человека информацией о том, что соприкасается с его телом. Те части тела, которые в большей степени открыты внешней среде, обладают наибольшей чувствительностью (ладони, кончики пальцев, губы и язык).

Различают несколько разновидностей тактильной чувствительности: ощущение давления, тепла, холода и боли. Предполагается, что для них существуют специализированные рецепторы. Имеются различные взгляды на болевую чувствительность. Одни исследователи полагают, что существуют специализированные болевые рецепторы, другие считают, что боль возникает как результат чрезмерной стимуляции любого кожного рецептора.

Особое место занимают вибрационные ощущения. Известно, что звуковые волны оказывают двойное воздействие на головной мозг: через слуховой рецептор и вибрационную чувствительность. Слуховой анализатор подавляет механизм вибрационных ощущений, поэтому человек при нормальном слухе не ощущает изменений давления, вызываемых колебаниями движущихся тел. Однако вибрационная чувствительность является самостоятельным видом ощущений. В условиях темноты и тишины человек использует вибрационную сигнализацию. А для глухонемых и слепоглухонемых людей она выступает важнейшим источником информации об окружающем мире.

Ощущения обладают рядом общих свойств: модальностью, интенсивностью, пространственной локализацией, длительностью.

Модальность - главная характеристика ощущений, которая отражается в их качестве. Она определяется физическими признаками раздражителей, воздействующих на органы чувств. Зрительные ощущения характеризуются насыщенностью, цветовым тоном, светлотой, слуховые – тембром и громкостью и т.д.

Интенсивность - это количественные изменения ощущений, обусловленные силой раздражителя.

Под длительностью понимается временная характеристика ощущений от их возникновения до исчезновения.

Пространственная локализация ощущений определяется зависимостью их возникновения от места расположения раздражителя в пространстве.

С интенсивностью ощущений связано понятие «порога ощущений». Порогом ощущений называется едва заметная (минимальная) или предельно возможная (максимальная) величина раздражителя, вызывающая ощущение определенной модальности. Первое составляет нижний порог ощущений, второе – верхний порог. Нижние и верхние пороги ощущений относятся к абсолютным.

Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различение ощущений, называют разностным или дифференциальным порогом.

Порог определяется как силой раздражителя, так и функциональным состоянием анализатора. Пороги у разных людей неодинаковы, они могут меняться в зависимости от условий жизни и деятельности. Например, опытный летчик различает на слух 1300 оборотов мотора от 1340, а неопытный - не может отличить 1300 от 1400 оборотов.

Связь между силой раздражителя и интенсивностью возникающих ощущений нашла отражение в основном психофизическом законе Вебера – Фехнера: интенсивность ощущений пропорциональна логарифму силы раздражителя.

 

E = K log J + C, где

 

E – интенсивность ощущений,

K и C константы,

J – сила раздражителя.

 

Согласно этому закону, ощущения возрастают в арифметической прогрессии, а сила раздражителя – в геометрической. В основе данной зависимости лежит два допущения. Первое состояло в том, что усиление ощущения при увеличении величины раздражителя на одно едва заметное различие всегда одно и то же (константно). Второе – в том, что отношение едва заметного различия к величине исходного стимула равно постоянной для каждого вида ощущений величине.

Чем больше сила исходного стимула, тем больше потребуется его увеличения, чтобы заметить разницу.

Позднее С.Стивенс пришел к выводу, о том, что зависимость между ощущением и физическим стимулом имеет степенной, а не логарифмический характер. Отношение минимального приращения ощущения к исходному равно постоянной величине. В этом соотношении, имеют место психические, а не физические величины.

Способность к распознаванию величин и качества раздражителя называется чувствительностью. Между ними обратная зависимая. Чем ниже пороги, тем больше чувствительность и, наоборот:

 

E = 1/J, где

 

E – чувствительность

J – пороговая величина раздражителя.

 

Основными факторами развития чувствительности являются профессиональная деятельность, развитие технических средств и влияние речемыслительных процессов. (Б.Г.Ананьев, 1996).

Психологами сформулированы ряд закономерностей ощущений: сенсибилизация, адаптация, синестезия.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности, имеющее постоянный прогрессирующий характер. Сенсибилизация зависит от объективных условий. К их числу относятся адаптация или приспособление чувствительности к постоянно действующему раздражителю, проявляющееся в понижении или повышении порогов.

В процессе и результате адаптации отмечаются большие сдвиги чувствительности. Так, пребывание в абсолютной темноте повышает чувствительность к свету за 40 минут в 2000 раз.

Кроме того, усиливать чувствительность может взаимодействие ощущений. Совместная работа анализаторов, при которой возникновение ощущений одной модальности приводит к возникновению ощущений, характерной для другой модальности, называется синестезией. Примерами синестезии являются ощущения цветовых оттенков как теплых или холодных, звуков - как светлых или темных.

Таким образом, благодаря ощущениям человек отражает окружающий мир во всем его чувственном многообразии и богатстве.

 

 

2.2. Общее представление о восприятии

 

Переход от сенсорных образов к перцептивным – это переход от анализа раздражителей к анализу и синтезу отраженных в ощущениях чувственных свойств объектов. Восприятие – это психический познавательный процесс отражения предметов в целом, в совокупности их свойств при непосредственном взаимодействии субъекта с объектом.

Восприятие является сложным процессом, предполагающим выделение из множества признаков основных, ведущих с одновременным отвлечением от несущественных и сопоставлением воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете (Б.Г.Ананьев, 1996). Это процесс включает выдвижение гипотез, принятие решений. Если гипотеза о предмете совпадает с поступающей информацией, происходит его узнавание. Если - нет, поиск продолжается до тех пор, пока человек не придет к верному решению. При восприятии знакомых предметов процесс узнавания осуществляется симультанно (мгновенно), при восприятии незнакомых предметов – сукцессивно (развернуто).

Восприятие – это активный процесс, благодаря которому человек не просто отражает предметы и пассивно регистрирует их характеристики. Анализируя и сентизируя существенные признаки, он всегда обозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познает их свойства, относит к определенным категориям.

Одним из важнейших свойств перцептивного образа является его предметность. Предметность восприятия проявляется в реальности отражаемых объектов, объективированности образа (человек отражает предмет как существующий вне его), означенности (образы восприятия фиксируются в системе значений), константности (относительном постоянстве образа предмета при изменяющихся условиях восприятия), полимодальности (множественности качественных характеристик образа).

Перцептивный образ имеет два плана: чувственный и предметный, что обусловлено двуплановостью стимулов. Принято различать дистальный и проксимальный стимулы. Дистальным стимулом выступает целостный физический объект. Его субъективное отражение является проксимальным стимулом (Рис. 1.).

Восприятие классифицируется по нескольким основаниям: по ведущему анализатору выделяют зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное и вкусовое восприятие.

Наиболее сложными видами восприятия являются восприятие пространства, времени и движения. Восприятие пространства рассматривалось в психологии с двух позиций, которые нашли отражение в концепциях опосредованного и непосредственного восприятия пространства.

Первая является традиционной и представлена в работах В.Вундта, И.Мюллера, Г.Гельмгольца и др. Предполагалось существование абсолютного визуального пространства. Считалось, что человеком отражаются геометрические свойства пространства: протяженность, удаленность, форма, величина объектов. Геометризация приводила к утрате объемного пространства. Необходимыми были дополнительные источники информации: зрительные и незрительные (например, моторные или осязательные), требующие последующей обработки. Определенная роль отводилась практике и прошлому опыту.

Сторонники данного подхода полагали, что восприятие пространства имеет чувственную основу в виде ощущений. Наряду с такими важными параметрами как качество, интенсивность и длительность, протяженность ощущений рассматривается как исходный материал для возникновения сложных пространственных представлений.

 

Дистальный стимул       Предметное содержание

  Проксимальный стимул   Чувственная ткань

 

Рис. 1 Двойственность восприятия (по А.Д. Логвиненко)

 

Вторая точка зрения на восприятие пространства связана с исследованиями Дж.Гибсона, который полагал, что восприятие пространства без восприятия непрерывной фоновой поверхности не существует: «Мир состоит из основной поверхности, а не из тел в пустом пространстве» (Дж. Гибсон, 1988). Он его называл «экологическим миром» или «миром на экологическом уровне». Информация, необходимая для восприятия, заключена в световом потоке. Восприятие детерминировано инвариантами светового потока. Гибсон верил, что в световом потоке потенциально содержится в виде инвариантов полная информация о любом из предметов, находящимся в зрительном поле, т.е. информация, заключенная в «свете», выступает стимулом для восприятия.

Отмеченные подходы к восприятию пространства, скорее, дополняют, чем исключают друг друга, поскольку позволяют посмотреть на данную проблему с точки зрения психофизики и современной экологической оптики.

Восприятие времени является процессом отражения человеком продолжительности или длительности событий. Существует два подхода в объяснении восприятия времени. Первый подход связывает восприятие времени с биологическими процессами (Х.Хогланд), второй - с когнитивными (Р.Орнштейн). В качестве биологического механизма восприятия времени рассматриваются биологические ритмы, с помощью которых организм «сравнивает» продолжительность действия различных стимулов и событий: биение пульса, сердцебиение, дыхание, метаболизм и др. Согласно гипотезе Хогланда, мозг имеет некие биологические часы, регулирующие скорость протекающих в организме обменных процессов, которые в свою очередь влияют на восприятие времени. С его точки зрения, повышение температуры тела приводит к тому, что биологические часы «начинают спешить». Испытуемые с повышенной температурой тела воспринимают определенные промежутки времени как более длительные. Понижение температуры тела приводит к «замедлению работы» биологических часов. Результатом является недооценка промежутков времени (Х.Т.Шиффман, 2003).

Некоторые лекарственные препараты влияют на восприятие времени. Те лекарства, которые ускоряют обменные процессы в организме, приводят к переоценке времени (кажется, что проходит больше времени, чем на самом деле). Препараты, замедляющие метаболические процессы, оказывают противоположное действие. Есть данные о влиянии на восприятие времени кофе, алкоголя, наркотиков. Так, кофе способствует переоценке времени, алкоголь – его недооценке. Марихуана может приводить как к ускорению, так и замедлению субъективного времени.

С точки зрения когнитивного подхода восприятие времени объясняется процессом переработки информации. Р.Орнштейн считал, что восприятие времени зависит от того, что сохранили в памяти. Продолжительность временного отрезка определяется количеством информации, сознательно усвоенной в этот период времени. Восприятию его как более продолжительного будет способствовать либо увеличение числа событий, либо их усложнение. Чем больше объем сохраненной информации, тем более продолжительным воспринимается промежуток времени.

Кроме того, установлено, что неприятная информация запоминается хуже, чем нейтральная и воспринимается как более быстротечная. По прошествии времени кажется, что приятное или интересное событие длилось дольше, чем это было на самом деле.

Восприятие движения обеспечивается специальными мозговыми клетками, причем каждый тип клеток лучше реагирует на определенное направление и скорость движения. Кроме того, движение объектов воспринимается лучше в случае его относительности, т.е. когда он перемещается на структурированном фоне по сравнению с движением на темном или на однородном фоне. При отсутствии этого фона вероятность ошибок восприятия движения возрастает. Восприятие движения регулируется обратной связью, т.е. сигналами о движении глаз и головы.

Одной из интересных в психологии восприятия является проблема адекватности – неадекватности отражения реальности. Искаженное восприятие предметов окружающего мира называют иллюзиями. Иллюзия переводится буквально переводится как «обман», «обманчивое представление». Их различают по модальности: зрительные, осязательные, температурные и др. Наиболее изученными являются иллюзорные эффекты зрительного восприятия двухмерных контурных изображений – оптико-геометрические иллюзии, а также иллюзии контраста.

Примерами могут служить иллюзии Мюллера-Лайера и М.Понцо. Одинаковые отрезки воспринимаются как разные в зависимости от направленности вовнутрь или вовне ограничивающих их стрелок.

 

 

Рис. 2. Иллюзия Мюллера-Лайера

 

Горизонтальные линии равны между собой. Та линия, которая ближе к точке пересечения, кажется длиннее (Рис. 2).

 

Рис. 3. Иллюзия Понцо

 

Примером контрастной иллюзии может служить восприятие серой полоски на светлом фоне как более темной, чем на черном.

 

Рис.4. Иллюзия Вундта

 

 

Влияние контраста, приводящее к искаженному восприятию формы, иллюстрируют иллюзии Вундта (рис. 4) и Эббингауза (рис. 5). Так, параллельные прямые линии на рис. 3 кажутся изогнутыми в середине. Центральный круг на рис. 5 «А», благодаря окружающим его маленьким кружкам, кажется больше, чем есть на самом деле. А идентичный ему по величине центральный круг 5 «Б», окруженный большими по величине кругами, кажется меньше, чем в реальности.

 

Рис. 5 Иллюзия Эббингауза

 

Известны иллюзии восприятия величин. Из двух предметов равного веса, но разных размеров, меньший кажется тяжелее (иллюзия Шерпантье), металлический шар воспринимается более тяжелым, чем пластмассовый того же веса (иллюзия Делоффа).

 

 

2.3. Теория восприятия *

 

Впервые восприятие стало изучаться в 19 веке. С этого времени четко прослеживаются два основных подхода – структурный и функциональный, каждый из которых объединяет группу проблем и психологические школы, их решающие.

Структурный подход рассматривал строение и составные части восприятия как отдельного феномена психической реальности. В рамках этого подхода изучались структура и

1. данный параграф написан при участии ст. преподавателя С.А.Бышляго

 

свойства психического образа, соотношение образа и объекта,

структура отражающей системы. Он воплотился в механистическом и организмическом направлениях. Механистическое направление представлено ассоционизмом, психологией сознания и бихевиоризмом. Организмическое направление было реализовано в гештальтпсихологии.

Яркими представителями механистического направления в структурализме являются Э.Титченер и В.Вундт. Они считали, что воспринимаемые человеком предметы при аналитической интроспекции оказываются структурами элементарных ощущений. Ощущения – элементы, «кирпичики восприятия». Чтобы понять механизмы восприятия, нужно выделить и изучить эти элементы. Воспринимаемые объекты и явления – это комбинации элементарных ощущений.

Психология сознания опиралась на методологию естественных наук того времени. Объектом лабораторных исследований выступали сами психологи, которые владели техникой аналитической интроспекции и могли избежать такого экспериментального артефакта, как «ошибка стимула», то есть описание предмета восприятия в его терминах с привлечением ассоциативно связанных с объектом образов памяти как результата прошлых перцепций. Это нашло отражение в законе структурализма, согласно которому образы восприятия представляют сумму элементарных ощущений, возникающих при изолированном предъявлении единичного стимула и связанные между собой посредством механизма ассоциаций. Последние выполняют роль связующего компонента, своеобразного «раствора», скрепляющего в единый ансамбль изолированные, дискретные, «чистые ощущения». Кроме того, в психический образ встраиваются субъективные элементы сознания – эмоции, добавляя субъективный компонент отражаемого объекта физической реальности.

В бихевиоризме психические процессы как проявление скрытого от внешнего наблюдателя, а потому и ненаучного подхода к изучению психики, слабо изучались. В рамках необихевиоризма они рассматривались как промежуточные переменные. Ярким представителем этого подхода является Э.Брунсвик. В качестве элементов восприятия он рассматривал сенсомоторные отношения или акты поведения, пары «стимул-реакция». Э.Брунсвик предполагал, что, если известно большинство таких отношений в перцептивном поведении, то можно предсказать итоговое ориентировочное поведение индивида. Совокупность актов поведения приводит к формированию «перцептивные карты» - целостного психического образа с фиксацией алгоритма действий индивида с объектами физической реальности.

Организмический подход представлен гештальтпсихологами М.Вертгеймером, В.Келлером, К.Коффкой и др. С их точки зрения воспринимаемое нельзя свести к чувственной основе. Содержанием восприятия является целостный образ, имеющий определенные формы – гештальты. Разложение восприятия на элементарные составляющие без утраты его смысла невозможно. Если известная мелодия прозвучит в новой оранжировке, то она все равно останется узнаваемой, поскольку воспринимаются не отдельные ноты, а связь между ними. Восприятие - не простая алгебраическая сумма ощущений, а более структурированная и содержательная сущность. Рассматривается не суммация, а процесс динамической перцептивной организации элементов, находящихся в поле восприятия, и целостный образ как его конечный продукт.

Основными понятиями гештальтпсихологии являются фигура и фон, форма, структура, конфигурация.

Фигура – это часть перцептивного поля, выступающая из фона, имеющая определенную форму, структурированная.

Фон – часть перцептивного поля, служащая задним планом для фигуры, неструктурированная.

Форма – образование, придающее определенные очертания фигуре, контуру.

Структура – образование, имеющее определенное строение.

Конфигурация – структура, включающая элементы, каждый из которых может восприниматься как фигура или фон.

Гештальтистами были сформулированы законы организации восприятия. Основными их них являются следующие: закон фигуры и фона, прегнантности, транспозиции.

Закон фигуры и фона трактуется следующим образом: благодаря фону фигура кажется более значительной и лучше запоминается.

Согласно закону прегнантности («хорошей формы»), чем форма проще и стабильнее, тем меньше информации требуется для ее распознавания. Форма будет настолько хорошей, насколько позволяют условия.

Закон транспозиции или узнавания структуры состоит в том, что целое остается неизменным, хотя его элементы могут меняться.

Кроме того, гештальтисты ввели гипотетическую конструкцию «зрительное поле». В.Келлер считал, что перцептивные процессы ведут себя подобно токам в электролитах. Зрительное поле формируется благодаря распределению токов в коре головного мозга. Сходные процессы в зрительном поле привлекают друг друга. Это связывающие силы которые имеют векторную природу.

Существуют определенные законы зрительного поля:

- чем больше качественное сходство между процессами в зрительном поле, тем сильнее связывающие силы между ними;

- чем больше сходство процессов по интенсивности, тем больше связывающие их силы;

- чем меньше расстояние между сходными процессами, тем больше связывающие их силы;

- чем меньше временной интервал между сходными процессами, тем сильнее связывающие их силы.

В рамках функционального подхода рассматривались такие проблемы, как активный характер восприятия, генетическое становление данного процесса, процессуальная сторона формирования образа, психофизиологическая основа восприятия. Родоначальником данного подхода является У.Джемс, который считал сознание динамической, изменяющейся сущностью, имеющей не застывшую, статичную структуру, а представляющую собой поток, перманентно изменяющуюся субстанцию. «Поток сознания» имеет два фазовых состояния, различающихся по скорости изменения впечатлений – медленные и быстрые. Фокус (ясные впечатления сознания) и периферия (нечеткие размытые впечатления) сменяют друг друга, исходя из значимости объектов внешнего мира для актуального состояния индивида. Меняется не объект восприятия, а наше впечатление о нем.

Функциональный подход реализовался также в концепциях Г.Гельмгольца, Дж.Гибсона и когнитивной психологии. По мнению Г.Гельмгольца, человек не просто пассивно поддается потоку впечатлений, а активно наблюдает, то есть настраивает свои органы чувств для различения воздействий с максимальной точностью. Восприятие рассматривается как результат встречи идущего из внешнего мира и того, что уже есть у индивида. Его гипотеза состоит в том, что каждому рецептору соответствует одно ощущение. Основываясь на взаимодействии таких факторов, как прошлый опыт и непосредственные чувственные данные, Гельмгольц выделяет три вида образов: первичный образ (образуется физиологическими механизмами), образ в представлении (знание человека об окружающем мире, формирующееся на базе реминисценций) и перцептивный образ (синтез первичного образа и образа в представлении).

В когнитивной психологии восприятие преимущественно изучалось Дж. Брунером и У.Найссером. Дж.Брунер трактовал восприятие как процесс категоризации. Категория – это набор правил, по которым можно объединять явления действительности. Категоризация основана на использовании отличительных признаков объектов. Восприятие обусловлено «готовностью категорий», то есть наличием обобщенных схем, которые способствуют правильному отнесению объектов к определенным категориям. Готовность минимизирует ошибки в восприятии. (Дж.Брунер, 1977).

В теории У.Найссера восприятие рассматривается как непрерывный цикличный процесс, который определяется когнитивной схемой. Схема – это часть перцептивного цикла, которая модифицируется опытом человека и специфична в отношении воспринимаемых объектов. Когнитивные схемы рассматриваются У.Найссером как предвосхищающие, поскольку обеспечивают готовность к восприятию. Таким образом, в когнитивной психологии восприятие рассматривается как процесс непрерывного обследования и сбора информации.

В рамках функционального подхода к изучению восприятия особое место занимает экологическая оптика Дж.Гибсона. Она предполагает обусловленность зрительного восприятия той средой обитания, в которой существует индивид. Стимул трактуется как код, структурная характеристика с зашифрованной информацией об окружающей среде. Она не существует физически, а является характеристикой светового потока. По Гибсону, субъект сначала видит опорную поверхность и пространство, затем – все более и более мелкие компоненты среды. Человек воспринимает структуру окружающего мира благодаря тому, что воспринимает свет, который, отражаясь, сам приобретает эту структуру. Структурированный свет может быть представлен в виде совокупности встроенных друг в друга телесных углов, образованных лучами отраженного от окружающей среды света. Основания этих углов образованы гранями компонентов окружающей среды, а вершины сходятся в точке наблюдения.

Инвариантная структура светового потока - это ее константа, содержащая информацию об объективных событиях, которая используется в процессе восприятия для возникновения чувственных образов. Процесс восприятия по Гибсону представляет собой извлечение информации из инвариантов светового потока.

Целостное представление о восприятии разработано в рамках деятельностного подхода. Предметом изучения выступает перцептивная деятельность, реализуемая психофизиологическим ансамблем скоординированных функциональных систем. Соотношение объекта и образа зависит от трех групп факторов, учет которых необходим в процессе экспериментального изучения восприятия: физических свойств объектов, психологических особенностей субъекта и объективных условий восприятия.

Плодотворной для понимания процесса и механизмов формирования психического образа является гипотеза А.Н.Леотьева об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта. Это составляет сущность семантической парадигмы психологии восприятия, согласно которой связующей силой и организующей основой образа является значение как совокупность объективного знания, набора фактических характеристик объектов реальности. Значение подвергается индивидуальной коррекции, основанной на потребностно – мотивационной и эмоциональной сферах личности, преобразуясь в личностный смысл. (А.Н.Леонтьев., 1977). Последний определяет сугубо индивидуальную, персонифицированную модель действительности, воспринимаемой человеком.

Многообразие подходов к изучению восприятия отразилось в четырех основных парадигмах.

Физическая парадигма или тождества непосредственной давности отражает отношения равенства между дистальным и проксимальным стимулами. Образ восприятия является точной копией физических объектов (Э.Титченер, И.Мюллер).

Психофизическая парадигма представлена классической психофизикой (Г.Т.Фехнер, С.Стивенс). Объектом изучения выступает психофизическая связь между чувственной тканью и проксимальным стимулом в процессе восприятия, что нашло отражение в психофизических законах.

Экологическая парадигма связана с экологической оптикой Дж.Гибсона, в которой объектом исследования выступает связь между дистальными и проксимальными стимулами. Дистальный стимул позволяет отражать мир как существующий независимо от субъекта (видимый мир), проксимальный стимул дает так называемое «картинное» видение мира (видимое поле).

Семантическая парадигма основывается на концепции деятельности. Возникновение перцептивного образа опосредовано активностью человека. Поэтому связь между предметным содержанием и чувственной тканью динамична. Двуплановость перцептивного образа характеризуется двумя видами стимулов: дистальным и проксимальным.

 

 

Тест для самоконтроля

 

1.Слияние ощущений различной модальности называется:

а) сенсибилизацией

б) синестезией

в) адаптацией

2. Восприятие это психический процесс непосредственного отражения предметов вцелом, в совокупности их свойств и сторон?

а) Да

б) Нет

3. С точки зрения какого психолога перцептивный образ образуется в следствие взаимодействия чувственных ощущений и прошлого опыта:

а) Вундта

б) Титченера

в) Джемса

г) Гельмгольца

4. Хеморецепторы несут информацию об изменениях:

а) во внешнем мире

б) внутри организма

в) положения тела в пространстве

5. Ощущение, связанное с температурным режимом организма относится к группе:

а экстероцептивных

б) интероцептивных

в) проприоцептивных

6. Согласно какому закону гештальтпсихологии целостность образа не меняется при изменении его элементов:

а) транспозиции

б) фигуры и фона

в) близости

г) прегнантности

7. Под дистальным стимулом понимается целостный физический объект, отдаленный от субъекта:

а) Да

б) Нет

8. В русле какой парадигмы изучается восприятие в отечественной психологии:

а) физической

б) психофизической

в) семантической

г) экологической

9. Сточки зрения какого психолога, переменная потока энергии, называемая инвариантом рассматривается как стимул восприятия:

а) Гельмгольца

б) Гибсона

в) Келера

г) Титченера

д) Вертгеймера

10. Контактные и дистантные ощущения в ходят в группу:

а) интероцептивных

б) проприоцептивных

в) экстероцептивных

11. Кто является автором гипотезы об уподоблении состояний отражающей системы человека свойствам воспринимаемого объекта:

а) Дж.Гибсон

б) А.Н.Леонтьев

в) Б.Ф.Ломов

г) Гельмгольц

д) Логвиненко

12. Кто является автором непрерывной циклической модели восприятия:

а) Келлер

б) Найссер

в) Титченер

г) Шиффман

13. Отношение равенства между дистальным и проксимальным стимулами отражается:

а) психофизической парадигме

б) физической парадигме

в) экологической парадигме

г) семантической парадигме

14. «Схема тела» связана с ощущениями:

а) интерорецептивными

б) экстерорецептивными

в) проприорецептивными

15. В каком из направлений восприятие понимается как процесс непрерывного обследования и сбора информации:

а) гештальтпсихологии

б) когнитивной психологии

в) бихевиоризме

д) психологии деятельности.

 

Рекомендуемая литература

 

Восприятие и деятельность. Под ред. А.Н.Леонтьева. – М., 1976.

Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. – Л., 1978.

Зинченко В.П. Образ и действие. – М., 1997.

Когнитивная психология. /Под ред. В.Н.Дружинина, Д.В.Ушакова. – М., 2002.

Логвиненко А.Д. Чувственные основы восприятия пространства. – М., 1885.

Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. – М., 1976.

Рок И. Введение в зрительное восприятие: в 2 т. – М., 1980.

Шеррингтон Ч.С. Интегральная деятельность нервной системы. – Л.,1969.

 

3. Память

 

 

3.1. Общая характеристика и закономерности памяти

 

Память – это психический познавательный процесс, направленный на организацию и сохранение прошлого опыта человека с целью создания новых программ для реализации их в деятельности. Основываясь на этих программах человек, адекватно реагирует на внешний мир и адаптируется к изменяющимся условиям. Феномен памяти включает в себя процесс прохождения информации от ее восприятия через отбор, механизмы хранения и воспроизведения до возвращения во внешний мир в форме поведения и различных стратегий деятельности.

Как сложный психический процесс память выполняет функции фиксации воспринимаемой информации, удержания ее в латентном (скрытом) состоянии, актуализации и забывания. Названные функции реализуются через такие процессы памяти, как запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.

Запоминание – это процесс фиксации воспринимаемой информации. Важным его условием является понимание информации и ее осмысление. Последнее определяет эффективность сохранения информации в памяти.

Под сохранением понимается процесс реконструирования материала и долговременного его удержания.

Воспроизведение - это процесс, направленный на актуализацию запечатленной информации в памяти.

За



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Половые различия мужчин и женщин.
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 3220 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Вы никогда не пересечете океан, если не наберетесь мужества потерять берег из виду. © Христофор Колумб
==> читать все изречения...

781 - | 751 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.009 с.