Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


Ѕескорыстна€ любовь к ѕрироде и ѕравде




—тремление к собственности больше, чем что-либо другое, мешает люд€мжить свободно и достойно. Ѕ. –ассел Ќаверное, дл€ каждого ученого, кем бы. он ни был - историком,математиком, химиком, астрономом или физиком,- характерно отсутствиестремлени€ получить от своей работы практическую выгоду. Ў. –ише{2} ћожет показатьс€ странным, что люди должны столь упорно трудитьс€ надраскрытием тайн ѕрироды, не име€ в виду никакой практической пользы. ќднаковопрос в том, что считать таковой.  ак говорил Ѕенджамин ‘ранклин: " аковапольза от новорожденного младенца?" ƒалеко не все полезное, с нашей точкизрени€, €вл€етс€ таковым в общеприн€том смысле слова. ќбычные символы успеха- деньги, власть или даже услови€ труда - это только средства в достижениисчасть€ и принос€т подчас лишь жалкое его подобие. –ебенок как таковой непотенциальный "талон" или денежный знак, на который можно приобрести нечто,делающее нас счастливыми,- ребенок приносит нам счастье сам по себе. ¬сеобщеприн€тые знаки практической ценности €вл€ютс€ просто средствамиобеспечени€ счасть€. “ак почему же не пропустить промежуточные стадии и нешагнуть сразу к цели? Ќасто€щее искусство - великое произведение живописиили музыкальный шедевр - полезно потому, что оно возвышает нас над заботамиповседневной жизни, приносит нам умиротворение, безм€тежность и счастье.‘ундаментальные исследовани€, то есть изучение законов ѕрироды, нередкопредпринимаютс€ по тем же побудительным мотивам. ќдни вещи хороши в каких-то определенных цел€х, другие - сами по себе,а третьи - и сами по себе, и дл€ чего-то еще. ƒеньги полезны только потому,что на них можно что-то купить, сами же они как таковые ценности непредставл€ют. ”довольствие слушать прекрасную музыку или дегустироватьотменное вино замечательно само по себе, но купить что-нибудь в обмен натакое удовольствие мы не можем. ¬ то же врем€ большинство вещей, которыехороши сами по себе, хороши также и дл€ чего-то: при€тно вкусно поесть и приэтом получить пользу дл€ здоровь€. ѕрирода хитроумно устроила так, чтобольшинство полезных вещей вызывают у нас субъективное чувство при€тности. »это касаетс€ не только питани€ и размножени€, но и познани€. ќткрытие вобласти фундаментальных исследований, например, доставл€ет радость внезависимости от его возможного практического применени€. Ќо любоеприобретенное таким образом знание рано или поздно становитс€ полезным тем,что увеличивает нашу власть над ѕриродой. ’арактерно, что хорошие вещи столь часто играют роль ценностныхсимволов, на которые можно купить другие хорошие вещи, что становитс€довольно трудно отличить цель от средства. —купец любит перебирать своисокровища, и, как ни странно, некоторые (хот€ и немногие) ученые получаютнасто€щее наслаждение от создани€ своих научных работ, ибо сам процесс"перебирани€" средств убеждени€ вызывает при€тное ощущение достижени€ цели.Ѕыть может, € говорю малопри€тные вещи, но дл€ ученого даже сама€непривлекательна€ правда прекраснее самой при€тной подделки.

 расота закономерности

я кажусь самому себе мальчиком, играющим у мор€, которому удалось найтиболее красивый камешек, чем другим, но океан неизведанного лежит передомной. »саак Ќьютон “рудно объ€снить красоту перехода от тайны к закономерности. —обирательмарок, спичечных этикеток, бабочек или человек, решающий кроссворды,наслаждаютс€ чувством завершени€ закономерных последовательностей ипроцессом нахождени€ признака, в соответствии с которым большое количествоочевидно разнородных объектов могут быть расположены неким логическимобразом. „ем более разнообразны, необычны и загадочны объекты, тем большееудовлетворение доставл€ет нам обнаружение закономерностей, в соответствии скоторыми их можно размещать в удобном и гармоничном пор€дке, делающем ихдоступнее дл€ понимани€. ¬ детстве мы радуемс€, встреча€сь с чудесными и загадочными вещами. огда ребенок указывает на что-то необычное, никогда не виденное им ранее -€ркую бабочку, слона или морскую ракушку,- сколько радости светитс€ в егоглазах, когда он кричит: "—мотри, папа!" ¬с€кий, кто способен чувствовать, гл€д€ на небо в €сную ночь, не можетне спрашивать себ€, откуда берутс€ звезды, куда они исчезают и чтоподдерживает пор€док во ¬селенной. “акого же рода вопросы мы задаем, изуча€самоорганизующийс€ бесконечный мир человеческого организма и загл€дыва€ ввосприимчивые и испытующие человеческие глаза, посто€нно стрем€щиес€преодолеть разрыв между двум€ этими мирами. —озерцать красоту и гармонию¬селенной, хоть в какой-то степени их постига€,- одна из основныхчеловеческих способностей, доставл€ющих ему наивысшее удовлетворение. Ётодостойное и благородное зан€тие вне зависимости от тех материальных благ,которые оно может принести. Ќо оно и на самом деле помогает нам вповседневной жизни, подобно тому как верующему помогает глубока€ религиозна€вера, а мыслителю - сложившеес€ философское мировоззрение. —озерцаниечего-то бесконечно более великого, нежели наша собственна€ персона,заставл€ет все наши повседневные заботы как бы уменьшатьс€ в размерах.—уществует некий душевный мир и спокойствие, достичь которого можно лишьчерез соприкосновение с возвышенным. Ќо с течением времени большинство из нас (но не все) тер€ют этот дарчистого наслаждени€. ѕо мере нашего дальнейшего знакомства с повседневныммиром вещей привычное начинает приедатьс€. ћелочна€ череда каждодневныхпроблем имеет свойство притупл€ть нашу чувствительность к бескорыстномунаслаждению чудесным и величественным.   сожалению, в наше врем€ большинстволюдей стали столь практичными, настроенными на "продвижение в жизни", чтоони уже больше не в состо€нии задуматьс€ над тем, к чему же они все-такистрем€тс€. — течением времени преуспевающий бизнесмен или умелыйадминистратор начинает испытывать чувство потер€нности и бесцельного"дрейфовани€" по реке времени - навстречу пенсии и смерти. —колько людей упорно и вдохновенно труд€тс€ ради осуществлени€некоторой цели, обещающей завтра обеспечить досуг и возможность наслаждатьс€жизнью! Ќо "завтра" так никогда и не становитс€ "сегодн€". ¬сегда по€вл€етс€друга€ цель, котора€ обещает еще больше и требует еще чуть-чуть большеусилий. ¬от почему столь немногим люд€м, чей жизненный путь ничем непримечателен, удаетс€ сохранить этот чудесный дар, которым все мы обладали вдетстве,- способность по-насто€щему радоватьс€ бытию. Ѕолезненно осознава€эту потерю, взрослые люди подбадривают себ€ еще более интенсивной работой(либо алкоголем), с тем чтобы не задумыватьс€ над этим. ¬дохновенныйхудожник, поэт, композитор, астроном или биолог в данном отношении такникогда и не взрослеют, они не тер€ют абстрактных сокровищ своей наивности,как бы стары или бедны они ни были. ќни сохран€ют детскую способностьнезаинтересованного удовольстви€. »бо удовольствие всегда не заинтересовано,ведь за него не следует никакого вознаграждени€ - оно €вл€етс€вознаграждением само по себе. ѕодлинный ст€жатель так зан€т все новыми вложени€ми своих капиталов,что никогда не научаетс€ пользоватьс€ ими. "–еально мысл€щие люди",преследующие "практические цели", в долгосрочной жизненной перспективе редкооказываютс€ столь же реалистичными и практичными, как мечтатели, стрем€щиес€лишь к своей мечте. ѕодлинные ученые даже в глубокой старости сохран€ютопределенный романтизм, мечтательный и исполненный воображени€ склад ума;они продолжают жить в мире увлекательного, причудливого, необычного; ониникогда не перестают изумл€тьс€ грандиозности и непогрешимому посто€нствузаконов, прав€щих гармонией ѕрироды внутри и вне человека.

Ћюбопытство

≈сли любопытство ассоциируетс€ с чем-то дурным, то лишь потому, чтолюди склонны смешивать любознательность с пронырливостью. Ћюбознательныйчеловек хочет узнать то, что его как-то касаетс€, а проныра сует нос вличные дела других. Ћюбопытство одолевает насто€щего ученого, он не можетбез него жить.  огда исследователь тер€ет эту побудительную силу - потомули, что его усили€ слишком часто заканчиваютс€ неудачей, или потому, что онсамодовольно удовлетвор€етс€ "практическими достижени€ми",- он удал€етс€ отнауки и находит прибежище в самооплакивании или чванной гордости своимблагополучием. ќднако не будем касатьс€ научной любознательности кактаковой, ибо она перекрещиваетс€ с массой других побудительных мотивов.

∆елание приносить пользу

ќни знают, что, быть может, именно благодар€ их усили€м на гребн€х волнтого темного океана, в недрах которого человечество ведет свою неистовуюборьбу, мелькают проблески света. » все ученые, все без исключени€,поддерживают себ€ в своих т€жких трудах этой величественной мечтой -принести пользу своим человеческим собрать€м. Ў. –ише ѕервый шаг - создание из обыденной жизни картины мира - дело чистойнауки. ¬торой шаг - использование картины мира в практических цел€х - делотехники. ќбе эти задачи одинаково важны, и кажда€ из них целиком поглощаетчеловека, поэтому отдельный исследователь, если он действительно хочетпродвинуть вперед свое дело, вынужден сосредоточить свои силы наодном-единственном вопросе и оставить на врем€ мысли о всех других св€з€х иинтересах. ¬от почему не следует осуждать ученого за его отчужденность отжизни, за его индифферентность к важным вопросам общественной жизни. Ѕезтакой односторонней установки √ерц никогда не открыл бы беспроволочныеволны, а  ох - туберкулезную бациллу. ћ. ѕланк Ѕывший министр обороны —Ўј „арльз ¬ильсон сказал, что фундаментальныеисследовани€ - это "то, что вы делаете, когда не знаете, что вы делаете". яне могу полностью согласитьс€ с этим определением. „аще всего фундаментальна€ наука противопоставл€етс€ "практическим"исследовани€м, имеющим непосредственное применение, и предполагаетотвлеченность от повседневных проблем человечества. –азработки системвооружений, новых марок телевизоров или видов вакцин, очевидно, €вл€ютс€практическими. »зучение внутренней температуры далеких звезд, повадоккрохотнейших живых существ или законов, определ€ющих наследственную окраскулепестков цветка гороха,- все это выгл€дело поначалу чрезвычайнонепрактичным. Ќа зан€ти€ такого рода смотрели как на пустоеврем€препровождение интеллигентных, но несколько эксцентричных инеприспособленных людей, чьи необычайно блест€щие умы отвлечены бесполезнымиабстракци€ми.  онечно же, фундаментальные исследовани€ редко предпринимаютс€ сориентацией на практическое приложение; они, по существу, никогда не бываютпредсказуемыми. ѕомню свою собственную реакцию на сообщение моих школьныхпреподавателей о том, что астрофизики определ€ют внутреннюю температурудалеких звезд. "«дорово,- думал €,- но зачем это кому-нибудь можетпонадобитьс€?"  огда Ћуи ѕастер сообщил, что болезни могут переноситьс€микробами, его высме€ли! «абавно видеть взрослого человека, обеспокоенноготем, что он подвержен нападению крошечных существ, которых и увидеть-тонельз€!  огда австрийский монах √регор ћендель развлекалс€ наблюдениемрезультатов скрещивани€ красно- и белоцветущего гороха в монастырском саду,даже наиболее дальновидные его современники не могли вообразить себе всехпоследствий его находок. » тем не менее без фундаментальных знаний о поведении далеких звездсегодн€ мы не могли бы запускать на орбиту спутники. Ѕез знаний о бактери€хне было бы вакцин, сывороток и антибиотиков. » без тех самых наблюдений занаследуемостью окраски цветков гороха никогда не развилась бы современна€генетика, столь важна€ дл€ сельского хоз€йства, селекционного дела имедицины. „ем в большей степени исследование пон€тно и практично, тем ближе оно куже известной нам обыденности. “аким образом, как ни парадоксально, знани€ осамых отвлеченных и самых непрактичных €влени€х оказываютс€ самымиперспективными дл€ получени€ новых фундаментальных данных и ведут нас кновым вершинам науки. Ќо на это нужно врем€ и, как правило, немалое.‘ундаментальные исследовани€ станов€тс€ полезными и остаютс€ таковыми наболее длительное врем€, чем прикладные. –€д ученых настаивают на том, что фундаментальные исследовани€ должнывестись в духе "искусство ради искусства" и их практическа€ применимость недолжна подлежать оценке. ќтстаива€ эту точку зрени€, они ссылаютс€ на то,что даже наиболее недоступное дл€ понимани€ исследование может в концеконцов дать практические результаты. ƒовольно странно, что изучениечего-либо не св€занного с практикой нуждаетс€ в оправдании его потенциальнойполезностью!  аковы бы ни были наши мотивы проведени€ фундаментальных исследований,они, несомненно, могут стать практически полезными. Ќо насколько важно дл€ученого приносить пользу люд€м? „еловек по своей природе эгоцентрик иэгоист. ¬ мою задачу не входит задаватьс€ вопросом, почему он таким созданили что именно - сила или слабость - лишает некоторых людей интереса к самимсебе. ¬ любом случае такие абсолютные альтруисты чрезвычайно редки в общеймассе и, насколько € мог установить, не встречаютс€ среди ученых. „еловек,занимающийс€ фундаментальной наукой, высоко держит голову: он верит внесомненную ценность своих исследований и готов ради них понести немалыежертвы и вынудить к ним других. ≈сли это эготизм, он должен признатьс€ втом, что он эготист{2a}. ”беждать самого себ€ в том, что он и не помышл€ет особственных интересах, было бы несовместимо с представлением ученого о честии даже с объективностью. Ёгоизм и эготизм €вл€ютс€ наиболее характерным, наиболее древним инаиболее неотъемлемым свойством всего живого. ¬се живые существа, отпростейшей амебы до человека, по необходимости ближе всего к самим себе и€вл€ютс€ наиболее естественными защитниками своих интересов. я не вижупричин, по которым нам следует ожидать, что кто-то другой станет заботитьс€о нас более добросовестно, нежели о самом себе. Ёгоизм естествен, хот€ инепри€тен; он выгл€дит столь омерзительно, что мы пытаемс€ отрицать егоналичие у самих себ€. ќн опасен также и дл€ общества. ћы боимс€ его, ибо оннесет в себе зерна раздора и мести. » все же, несмотр€ на свой эгоизм,многие ученые, особенно медики, в очень сильной степени руководствуютс€гуманными побуждени€ми. я не считаю, что эти два €вно противоположных мотива отражают некоторуюшизоидную черту - что-то вроде раздвоени€ личности, при котором инстинктсамосохранени€ посто€нно боретс€ с желанием помочь другим. — моей точкизрени€, даже альтруизм представл€ет собой видоизмененную форму эготизма,разновидность эгоизма коллективного, призванного помочь обществу.ѕодсознательно мы чувствуем, что альтруизм порождает благодарность.Ѕлагодарность, к которой мы побуждаем другого человека за оказанные емууслуги, €вл€етс€, возможно, наиболее характерным дл€ человека способомобеспечить свою безопасность и стабильность (гомеостаз). “ем самымустран€етс€ мотив столкновени€ эгоистических и альтруистических тенденций.¬ызыва€ чувство благодарности, мы побуждаем других разделить с нами нашеестественное желание собственного благополучи€. „ем менее человек знаком сэкологией живых существ, тем более отталкивающим выгл€дит дл€ него такой ходрассуждений. Ќо биолог не призван ставить под вопрос мудрость творени€, онтолько анализирует его структуру.  аковы бы ни были их сознательные мотивы, многие ученые обладаютискренним желанием быть полезными обществу. ¬от почему даже среди тех, ктозанимаетс€ фундаментальными исследовани€ми, не ожида€ от них никакогопрактического выхода, лишь немногие полностью лишены надежды, что ихоткрыти€ смогут помочь люд€м избавитьс€ от страданий и достичь счасть€.ќдной из наиболее важных причин такого желани€ €вл€етс€ потребность водобрении.




ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 457 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќадо любить жизнь больше, чем смысл жизни. © ‘едор ƒостоевский
==> читать все изречени€...

1506 - | 1272 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.009 с.