Лекции.Орг


Поиск:




Верующий и гражданское правительство




Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установле­ны. Посему противящийся власти противится Божию установ­лению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому на­добно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служи­тели, сим самым постоянно занятые. Итак отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого испол­нил закон. Ибо заповеди: «не прелюбодействуй», «не убивай», «не кради», «не лжесвидетельствуй», «не пожелай чужого», и все другие заключаются в сем слове: «люби ближнего твоего, как самого себя». Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона. Так поступайте, зная время, что насту­пил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали. Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света. Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа (нашего) Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти.

Итак, мы приступаем ко второй из чисто наставительных глав Послания к Римлянам. Она рассматривает вопрос величайшей важности, которому уделяется слишком мало внимания.

Кому адресовано послание? — Изучая эту главу, необходимо помнить, что послание адресовано последователям Господа. «Вот, ты называешься Иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю Его...» (Рим. 2:17,18). И еще: «Разве вы не знаете, братия, — ибо говорю знающим закон...» (Рим. 7:1). Последняя часть этой главы показывает то же самое.

Поэтому ошибочно предположение, что эта глава была написана с целью изложить обязанности земных правителей, или как трактат о гражданском правительстве, или об отношении государства к Церкви. Поскольку она адресована исповедующим христианство, то и цель ее лишь в том, чтобы показать им, как нужно вести себя по отношению, к правительству, под управлением которого они живут.

Всякая власть от Бога. — «Однажды сказал Бог, и дважды слышал я это, что сила у Бога» (Пс.61:12). «Нет власти не от Бога». Эта истина не знает исключений. Власть Рима, даже во времена распутного и жестокого Нерона, происходила от Бога в не меньшей степени, чем власть иудейская во времена Давида. Когда Пилат сказав Христу, что он имеет власть распять или отпустить Его, Христос ответил: «Ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы, не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Тем не менее это не означает правоту той власти или одобрение ее Богом.

Это станет более очевидным, если мы рассмотрим этот вопрос по отношению к каждой отдельной личности. Всякая человеческая власть исходит от Бога. Это истинно как для язычников, так и для христиан, ибо «мы Им живем и движемся и существуем»; «мы Его и род» (Деян. 17:28). Бог предназначает и предопределяет, и это можно ска­зать и об отдельной личности, и о правительствах.

Но это не возлагает ответственности на Бога за их действия, поскольку они свободны в своем выборе, и они восстают против плана Божьего и отвергают Его дары. Сила, с которой ругатель богохуль­ствует, в той же мере от Бога, что и сила, с которой христианин служит­ Ему. И все же никто не станет предполагать, что Бог одобряет богохульство. Так и мы не должны думать, что Он одобряет действия правительств только потому, что их власть установлена от Него.

«Установлены». — Не стоит придерживаться мнения, что это слово предполагает передачу какой-то духовной власти. Оно означа­ет не более, чем «назначены» или «предписаны». Греческое слово, с которого оно переведено, можно найти в Деяниях 28:23, где написа­но, что иудеи в Риме назначили Павлу день для благовествования им. Точно так же можно сказать, что они «установили» для него этот день.

Бог надо всеми. — «Высшие власти» не стоят над Всевышним. «У Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Дан. 2:20, 21). Он поставил Навуходоносо­ра, царя Вавилонского, над всеми царствами земными (см. Иер. 27:5-8; Дан. 2:37, 38); но когда Навуходоносор присвоил себе Божествен­ную власть, он был отлучен в обитание со зверями, дабы знал он, «что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!» (Дан. 4:29).

Противление Богу. — Поскольку нет власти не от Бога, «посе­му противящийся власти противится Божию установлению; а проти­вящиеся сами навлекут на себя осуждение». Это предупреждение про­тив бунта и восстания. Только Бог смещает и ставит царей. Поэтому тот, кто осмеливается свергнуть царя, присваивает себе исключитель­ное право Божье. Как если бы он знал лучше Бога, когда должно быть смещено правительство. Если восстающие против какого-либо прави­тельства не могут предъявить прямое откровение с небес, предписы­вающее им поступить подобным образом, они оказываются в проти­востоянии Богу, стремясь ниспровергнуть Его порядок. Они претенду­ют на место Божье.

Противление и ниспровержение. — Противиться гражданским властям — значит стремиться ниспровергнуть их. Оказывающий си­ловое сопротивление власти ниспровергнет ее, если борьба будет достаточно долгой и у него хватит сил. Это строго запрещено для последователей Христа.

Христов пример. — Христос страдал, «оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; стра­дая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному» (1 Петр. 2:21-23). Стоит напомнить, что Христос, будучи осужден по политическим причинам, не оказал сопротивления, хотя и показал, что в Его силах сделать это (см. Ин. 18:5-11; Мф. 26:51-53). Можно возразить, что Христос знал, что пробил Его час. Конечно, но Он не противился и ранее. Он постоянно вверял Себя в руки Отца. Это пример для Его последователей. Если они смиренны в руках Божьих, то унижения и гнет, не предназначенные и не дозволенные Богом, обойдут их сто­роной; никто не причинит им вреда прежде, чем придет их час. Испо­ведовать веру в Христа проще, чем проявлять истинную веру, следуя Его примеру.

Еще один убедительный пример. — Саул был помазан ца­рем Израильским по воле Божьей; но в конце концов был отвергнут из-за своего опрометчивого правления. Тогда вместо него был пома­зан царем Давид. Саул, завидуя его возвышению, стремился лишить его жизни. Давид не сопротивлялся, а спасался бегством. Не раз Саул был во власти Давида, но Давид не поднял на него руки. Даже если и может существовать оправдание сопротивлению правителю, Давид его имел.

Во-первых, если бы он сопротивлялся, это была бы лишь самозащита, во-вторых, он был уже помазан царем вместо Саула. Даже когда его убеждали дать согласие на убийство Саула, Давид ответил, «Не убивай его, ибо, кто подняв руку на помазанника Господня, останется ненаказанным?.. Жив Господь! пусть поразит его Господь, или придет день его, и он умрет, или пойдет на войну и погибнет; меня же да не попустит Господь поднять руку мою на помазанника Господ­ня» (1 Цар. 26:9, 10). К тому же Саул был злым человеком, который отказался покориться Богу и оказался недостойным правителем.

Подвластные Богу. — Слово Божье увещевает нас быть лояльными существующим властям, но оно никогда не поощряло непокор­ность Богу. Бог не предопределил ни одной власти быть выше Себя. Верх безумия делать из этой главы вывод, что христианин должен отдавать предпочтение человеческим законам, когда они противоре­чат Закону Божьему. Бог не предоставляет индульгенцию греху, так же как не повелевает нам грешить. Наша покорность существующим властям не должна подменять покорность Богу, ибо мы подвластны Ему. «Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Гос­пода Иисуса Христа» (Кол. 3:17).

Подчинение и покорность. — Обычно подчинение предпола­гает покорность. Когда мы читаем, что Иисус слушался Своих роди­телей, мы уверены, что Он был покорен им. Так и мы, призванные к подчинению существующим властям, должны быть законопослушны, но при этом никогда не забывать, что Бог над всеми, что и личная, и государственная власть исходят от Него и что Он обладает правом на безраздельное служение каждой души. Мы должны быть неизменно послушны Богу, в то же время подчиняясь человеческой власти, но всегда таким образом, чтобы подобное подчинение не влекло за со­бой непокорность Богу.

Нельзя служить двум господам. — «Никто не может служить двум господам... Не можете служить Богу и маммоне». Причина кро­ется в том, что Бог и маммона требуют противоположного. Сегодня каждый знает, что очень часто человеческие законы противоречат Божьим заповедям. Во времена рабовладения в Америке существо­вал закон, предписывающий каждому человеку прилагать все усилия для возвращения беглых рабов их хозяевам. Но Слово Божье гласит: «Не выдавай раба господину его, когда он прибежит к тебе от госпо­дина своего» (Втор. 23:15). В этом случае было невозможно подчи­ниться закону государства, не ослушавшись Бога; а послушание Богу делало неподчинение человеческому закону совершенно необходимым. Людям пришлось делать выбор, кому подчиняться.

Христианин не вправе ни на мгновение усомниться в своем вы­боре. Закон, вступающий в противоречие с Законом Божьим, есть ничто. «Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу» (Притч. 21:30).

Всякое человеческое начальство. — Кое-кто из читателей может процитировать Первое послание Петра 2:13 как утверждение, противоположное тому, которое обсуждаем мы. Оно гласит: «Будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа». Другие могут сказать, что мы должны быть покорны всякому начальству, если только оно не противится Закону Божьему. Как бы то ни было, исклю­чения не предусмотрены, и в них нет необходимости. И этот текст не учит подчинению человеческим законам, противоречащим Закону Божь­ему.

Ошибка происходит от неправильного понимания слова «началь­ство». Считают, что оно означает «постановление, закон», но внима­тельный читатель обнаружит ошибочность такого предположения. Да­вайте внимательно прочтем 13-й и 14-й стихи 2-й главы Первого по­слания Петра: «Будьте покорны всякому человеческому начальству (греч. творению), для Господа». Что же это за начальства или творе­ния, которым мы должны быть подвластны? Не имеет значения — «царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым». Совершенно очевидно, что в тексте ничего не говорится о постановлениях и законах, но только о правителях. Поэтому это увещевание точно соответствует содержанию 13-й главы Послания к Римлянам.

Подчинившийся, но непокорный. — Если читатель продолжит чтение ранее процитированной главы, он увидит, что требуемое там повиновение не предполагает покорность злым законам. Апостол увещевает нас: «Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите». Мы должны повиноваться законной власти, будь ее представители добрыми и кроткими или суровыми. Затем апостол говорит: «Ибо то угодно (Богу), если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо» (1 Петр. 2:17-19).

Итак, человек не смог бы, помышляя о Боге, переносить скорби, страдая несправедливо, если бы помышления о Боге не побудили его к неповиновению некоторым приказаниям, данным ему. Высказывание, следующее непосредственно после призыва к покорности, ясно показывает, что неподчинение признается вероятным, если власть предержащие «суровы». Это подтверждается ссылкой на Христа, Который страдал несправедливо и все же не оказывал сопротивления. «Он истязуем был, но страдал добровольно, и не открывая уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис. 53:7).

Он был осужден за преданность истине, которою не поступился, и все же остался покорным власти правителей. Апостол говорит, что Христос оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его.

Христиане и гражданское правительство. — «Наше же жительство [гражданство] — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа (нашего) Иисуса Христа» (Флп. 3:20). Имеющие через Христа доступ к Отцу в одном Духе — «уже не чужие и, не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2:19). Пусть каждый занимается делами своей собственной страны, не вмешиваясь в чужие. Американец, приехавший в Англию читать лекции парламенту о том, как вести дела с правительством, и англичанин, направляющийся в Америку, чтобы прославить себя советами тамошним властям, совершают в равной степени непозволительные поступки. И если они начнут активно вмешиваться в ведение государственных дел или баллотироваться на выборах, им очень скоро укажут на их место. Пусть примут гражданство и тогда говорят и делают все, что им заблагорассудится; но уж в этом случае им придется помалкивать при возвращении в ту страну, подданными которой они когда-то были. Никто не может принимать активное участие в делах двух правительств одновременно.

Тот же подход применим как в отношении земных правительств, так и правительства небесного. Тот, кто является гражданином небес­ной страны, не имеет права вмешиваться в дела земных правительств. Он должен предоставить таковой удел тем, кто считает эту землю сво­им домом. Если земные правители задумают упорядочить дела, отно­сящиеся к Царству Божьему, они будут повинны в великой самонаде­янности, если не сказать больше. Но если уж им не позволено управлять делами Царства Небесного, то тем более граждане небес не долж­ны вмешиваться в дела земных царств.

Превращение земли в рай. — Многие христиане и служите­ли благовестия пытаются оправдать свое участие в политической жиз­ни, говоря, что это их долг — превратить эту землю в Царство Небес­ное. Во время недавних избирательных кампаний мы много слышали о «духовном возрождении» и «превращении Лондона в град Божий», Подобные выражения свидетельствуют о серьезном непонимании сути благовестия. «Оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим. 1:16).

Духовное возрождение совершается только Святым Духом в сердце каждого человека и неподвластно людям. Царства мира сего сделаются царством Христа, но лишь «ревность Господа Саваофа соделает это» (Откр. 11:15; Ис. 9:7). Земля обновится, и праведность поселится в ней, но только после того, как придет день Господень и стихии разрушатся, а нечестивые сгорят (2 Петр. 3:10-13). Не поли­тическое действие послужит тому причиной, даже если служители благовестия станут политиками. У служителя благовестия есть только одна обязанность — проповедовать Слово. Нет другого пути к совер­шенствованию человека. Поэтому служитель, обратившийся к полити­ке, отрекается от своего призвания.

Сохраняя мир. — Нам непременно нужно повиноваться земным правительствам по совести; по той же причине мы должны платить подати и исполнять все обязанности, возложенные на нас. Налоги могут быть тяжелыми и даже несправедливыми, но это не дает нам основа­ний к бунту. Апостол Иаков обращается к богатым, угнетающим бед­ных, и речь его относится как к их общественному служению, так и к личной жизни: «Вы роскошествовали на земле и наслаждались; напи­тали сердца ваши, как бы на день заклания. Вы осудили, убили пра­ведника; он не противился вам» (Иак.5:5, 6).

Обратите внимание — праведник не противится. Почему? Ибо предписано: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: "Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь"» (Рим. 12:18, 19). Как подданные Царя мира и граждане Его Царства они обязаны жить в мире со всеми людьми. Следовательно, они не могут бороться даже с целью самозащиты. Этим примером им служит Христос, Князь мира.

Кому страшны начальствующие. — Только делающие зло боятся начальствующих. У творящих добро нет страха. И не потому, что начальствующие добры, так как мы знаем, что о многих из них этого сказать нельзя. Римская империя заполонила мир, а тот, кто правил ею во время написания Павлом Послания к Римлянам, был самым отвратительным и жестоким чудовищем из всех, стоявших во главе ее. Нерон отправлял людей на смерть только ради того, чтобы насладиться убийством. Мог ли он не вселять ужас в сердца людей? Но христиане оставались спокойны, потому что имели веру в Бога. «Вот, Бог — спасение мое: уповаю на Него, и не боюсь» (Ис. 12:2).

В этом все для человека. — «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон». «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога» (1 Ин. 4:7). Мы должны бояться Бога и соблюдать Его заповеди, «потому что в этом все для человека» (Еккл. 12:13).

Итак, поскольку любящий ближнего от сердца должен любить и Бога, а любовь есть соблюдение Его заповедей, то из этого следует, что апостол изложил в своем увещевании все необходимое для человека. Тот, кто внял этому призыву, никогда не совершит такого, за что земные правительства могли бы его справедливо осудить, даже если он не знает их законов. Исполняющий закон любви никогда не вступит в конфликт с существующими властями. Угнетая его, они борются не с ним, но с Царем, Которому он служит.

Христианам, а не властям. — Некоторые полагают, что стихи 8-10 определяют границы гражданской власти и свидетельствуют о том, что люди могут издавать законы, имеющие отношение ко второй скрижали закона, но не к остальной его части. Два положения могут доказать ошибочность такого вывода: 1. Послание адресовано не правителям, а христианам, каждому в отдельности, как руководство в их частной жизни. Если бы в нем были сформулированы обязанности правителей, оно адресовалось бы им, а не братиям. 2. «Закон духо­вен» и, следовательно, не может быть подвластен человеческому за­коноположению. Возьмем, к примеру, заповедь «не пожелай чужого»; человек не в силах обеспечить ее выполнение и не вправе обвинить другого в ее нарушении. Но эта заповедь столь же духовна, как и ос­тальные девять. Обращение адресовано братьям Павла по вере, и суть его вот в чем: живите в любви — и не станете причинять зло ближне­му, и не убоитесь никаких правителей.

Конец близится. — Остальная часть главы посвящена увеще­ваниям, не нуждающимся в комментарии. Их особая сила происходит от того, что «близок всему конец». Поэтому мы должны быть «благо­разумны» и бодрствовать «в молитвах». Даже живя в ночи, когда тьма покрывает землю (Ис. 60:2), христиане пребывают детьми света и дня, оставляя дела тьмы.

Облеченные во Христа. — Облеченные в Господа Иисуса Хри­ста сами будут невидимы. Один Христос явится. Нет никакой необхо­димости превращать попечение о плоти в похоти, поскольку плоть всегда стремится свои вожделения удовлетворять. Христианин более нуждается в том, чтобы следить, дабы не утвердила она власть свою и не стала править им. Только во Христе можно укротить плоть. Сораспятый Христу вправе сказать: «И уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, воз­любившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). И в этом случае он будет вести себя по отношению к правителям и частным лицам, как Христос, «потому что поступаем в мире сем, как Он».

Нижеследующие комментарии главы 13 были сделаны Ваггонером в 1891 году на Генеральной Конференции и содержатся в бюллетене. Они приведены здесь с целью ознакомить с ними читателей.

Насколько возможно для христианина жить в мире со всеми людьми? Настолько, насколько это зависит от него самого, то есть во всякое время. Ибо он мертв для греха, но жив во Христе. Христос поселился в сердце его верою, а Он является Князем мира. Следова­тельно, никакие обстоятельства не послужат к оправданию христиа­нина, если он выйдет из себя и объявит войну либо одному человеку, либо целому правительству...

В Послании к Галатам 5:18 сказано, что если вы духом водитесь, то вы не под законом. «Дела плоти» — это дела, совершаемые находящимися под законом. Среди множества перечисленных «дел плоти» мы находим и слово «распри». Поэтому христианин не может участвовать в распрях, ибо он не плотский человек. Распрям нет в нас места, и потому, насколько это зависит от нас, мир будет всегда.

Но если окружающие нас люди ожесточают свои сердца против истины Божьей и ей не внемлют, то они пожнут беду. Она падет на их головы, с нами же будет мир все время.

«Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Петр. 3:14, 15).

Не бойтесь страха. Почему? Потому что мы святим Господа Бога в сердцах наших, и Он есть наш страх. Бог с нами, Христос с нами, и когда люди бросают упреки нам, они бросают их нашему Спасителю…

Самое важное для всех нас, обладающих этой истиной, которая может принести нам неприятности в отношениях с властями, — это святить Господа Бога в сердцах наших Духом Божьим и словом Его. Мы должны изучать Слово Божье и стать последователями Христа и Его Евангелия... Среди нас есть фермеры и ремесленники, которые будучи не в состоянии сопоставлять священные тексты, чтобы произнести проповедь, тем не менее освятили Господа в своих сердцах верным изучением Слова Его. Эти люди предстанут перед судами за свою веру и будут благовествовать в свою защиту, ибо Бог в тот день отворит их уста и даст им мудрость, так что враги их не смогут ни противиться им, ни препятствовать...

Благовествование — наш долг. Мы должны зажечь и дать разгореться нашему свету, и Бог будет сдерживать ветры столь долго, сколько это необходимо... Послание третьего ангела является величайшей вестью для всей земли. Люди так не считают, но наступит и в нашей жизни время, когда весть третьего ангела будет у каждого на устах. Однако подобное положение создается не теми, кто сохраняет о ней молчание, но имеющими веру в Бога и не боящимися провозглашать то, что Он в них вложил.

При этом жизни наши будут в руках Господа, и я благодарю Его за это. Наши жизни будут сокрыты со Христом в Боге, и Он позаботится о них. Истина будет вознесена на вершину простыми людьми, идущими по земле и проповедующими Благую весть, послушными тому, что они проповедуют. Пусть люди знают истину. Если нам будет отпу­щено мирное время для распространения Слова Божьего, мы возбла­годарим за это Бога. И если люди создадут законы, которые, как им покажется, перекроют пути его распространения, мы можем быть бла­годарны, что поклоняемся Богу, Который даже гнев людей обращает к восхвалению Его; и Он так и поступит — будет распространять Свое Евангелие с помощью тех самых законов, которые ввели недобрые люди, чтобы его сокрушить. Бог «держит ветры» и повелевает нам нести людям Благую весть. Он будет сдерживать эти ветры столько, сколько нужно, и, когда они начнут свой труд, мы почувствуем их пер­вые дуновения в начале преследования. Они исполнят то, что ждет от них Господь...

«Итак, отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий дру­гого исполнил закон» (Рим. 13:7, 8). Поступая так, вы живете в мире со всеми людьми, насколько это в ваших силах. Если вы любите ближ­него, как себя, значит, исполняете закон во всей его полноте, ибо, возлюбив ближнего, человек должен возлюбить и Бога, потому что нет любви не от Бога.

Если я люблю ближнего, как себя, то лишь потому, что любовь Божья постоянна в моем сердце. Бог занял прочное место в моем сердце, и никто не в состоянии отнять Его у меня. Именно по этой причине апостол говорит о второй скрижали закона, ибо, если мы исполняем свой долг по отношению к ближнему, из этого, естествен­но, следует, что мы любим Бога.

Иногда нам говорят, что первая скрижаль указывает на наши обязанности по отношению к Богу и составляет религию, а вторая — определяет наш долг к ближнему и составляет мораль. Но вторая скри­жаль содержит обязанности по отношению к Богу в той же мере, что и первая. Давид, нарушив две заповеди из второй скрижали, испове­дуясь, сказал: «Тебе, Тебе единому согрешил я, и лукавое пред оча­ми Твоими сделал». Бог должен быть и в начале, и в конце, и всегда.

Все опыты, которые мы имели, призваны подготовить нас к труд­ным временам.

ГЛАВА 14

Бог — единственный судия

Поскольку четырнадцатая глава полностью состоит из практических наставлений в христианской жизни и не связана напрямую с увещеваниями, ей предшествующими, мы, не тратя времени на обзор предыдущих глав, сразу обратимся к библейскому тексту. Не следует забывать, что эта глава, как и все предыдущие, адресована Церкви и не имеет отношения к тем, кто не, исповедует служение Господу. В шестом стихе ясно показано, что все, о ком говорится в этой главе, признают Бога своим Господом.

Рабы одного общего господина (Рим. 14:1-13)

Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и будет восставлен, ибо силён Бог восставить его. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми. А ты что осуждаешь брага твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предста­нем на суд Христов. Ибо написано: «живу Я, говорит Господь, предо Мною преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак каждый из нас за себя даст отчет Богу. Не станем же более судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату случая к преткновению или соблазну.

Школа Христа. — Церковь Христова состоит не из совершенных людей, но из тех, кто ищет совершенства. Он совершен и посылает нам приглашение: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня» (Мф. 11:28, 29). Призвав всех прийти к Нему, Он говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Однажды кто-то сказал: «Бог берет че­ловека за руку веры и направляет ее так, чтобы он ухватился за боже­ственность Христову, дабы достичь совершенства характера».

Вера может быть очень слабой, но Бог не отвергает человека по этой причине. Павел благодарит Бога, что вера фессалоникийских братьев возрастает (2 Фес. 1:3), следовательно, поначалу они не имели совершенной веры. Бог воистину столь благ, что каждый; человек дол­жен полностью доверять Ему; но именно по причине Своей благости Он терпелив и снисходителен к тем, кто мало знает о Нем, и не отво­рачивается от них только потому, что они сомневаются. Совершенная вера возрастает благостью и терпением Божьим.

Ученики, а не господа. — Не ученики решают, кому посещать школу. Правда, в мире существуют школы для избранных, куда при­нимают только определенные категории учащихся. Если низший по положению в обществе и благосостоянию захочет поступить в такую школу, незамедлительно поднимается волна протеста со стороны са­мих учеников, и она будет столь сильна, что преподавателям придет­ся отказаться от приема новичка. Но подобные школы отнюдь не яв­ляются школами Христа. «Нет лицемерия у Бога». Он приглашает и бедных, и нуждающихся, и слабых. Он, а не ученики, решает, кому быть принятым.

Он говорит: «Желающий пусть берет воду жизни даром». Един­ственным непременным условием для поступления в школу Христа является готовность учиться у Него. Всякого, желающего творить волю Его, Бог примет и научит (Ин. 7:17). Устанавливающий иные стандарты ставит себя над Богом. Никто из людей не имеет права отвергать того, кого принимает Бог.

Господин и раб. — Христос говорил Своим ученикам: «Не назы­вайтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». «И не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос» (Мф. 23:8,10). Именно наставник дает задание каждому ученику. От наставника ждут они и награды. Поэтому один лишь наставник имеет право повелевать и выносить приговор за неисполнение своих повелений. «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Если не в силах ты вознаградить его за успех, ты не вправе осуждать его за неудачу.

«Бог есть судия». — «Одного унижает, а другого возносит» (Пс. 74:8). «Ибо Господь — судия наш, Господь — законодатель наш, Господь — царь наш: Он спасет нас» (Ис. 33:22). «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить, а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12). Сила спасти и погубить обусловливает право судить. Осуждать, не имея силы привести приговор в исполнение, означает не более, чем фарс. Такой человек ставит себя по меньшей мерее в нелепое положение.

Дух папства. — Апостол Павел предупреждает, что придет отступление и откроется «человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3, 4). В Книге пророка Даниила 7:25 та же сила описана как произносящая слова против Всевышнего и возмечтавшая отменить времена и закон.

Тот, кто противопоставляет или превозносит себя над Законом Божьим, оказывает Ему наиболее сильное сопротивление и дерзко присваивает Его власть. Конец же власти, таким образом вознесшей себя, один — быть убитой духом уст Христа и истребленной явлением пришествия Его (2 Фес. 2:8).

Теперь прочтите Послание Иакова 4:11: «Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья». Другими словами, тот, кто злословит своего брата, или судит, или относится с пренебрежением к своему брату, тот противоречит Закону Божьему и порицает его. Он ставит себя на место «человека греха» и содействует ему. Что же он может получить в итоге, как не воздаяние, причитающееся человеку греха? Тут есть над чем подумать, не так ли?

Мы узнали, что члены Церкви Христовой не судьи один другому, но рабы одного общего Господа. Нас не учат, что соблюдать или не соблюдать заповеди Божьи — это вопрос второстепенный; совсем наоборот, ибо все мы предстанем пред судом Христовым, дабы быть судимыми согласно заповедям. Но апостол учит нас, что в делах, ко­торые Закон Божий не оговаривает особо, люди могут поступать по-разному. Кроме того, с человеком, чьи поступки могут не соответст­вовать какой-либо заповеди, нельзя обращаться сурово и осуждать его. Так мы не поможем ему, да к тому же и не имеем права на осужде­ние, поскольку мы всего лишь рабы.

Жить для других (Рим. 14:14-23)

Я знаю я уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого, только почитающему что-либо нечис­тым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь; не губи твоею пищею того, за кого Христос умер. Да не хулится ваше добро. Ибо Цар­ствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а все, что не по вере, грех.

Много ошибок происходит от небрежного прочтения Библии, от опрометчивых суждений по отдельным фразам, а также от преднаме­ренных искажений смысла Слова Божьего. Возможно, многие из них являются следствием неверного осмысления, а не злого умысла. Так давайте постоянно размышлять над тем, о чем мы читаем.

Чистое и нечистое. — Серьезно поразмыслив, мы не станем отрывать этот фрагмент от контекста. В самом начале главы описан человек, знания которого о Христе так незначительны, что он полага­ет, будто праведность можно обрести, употребляя или не употребляя определенную пищу. Смысл же всей главы заключается в том, что ве­рою, а не пищей и питием мы можем быть спасены.

Нам не помешает немного поразмышлять над вопросом о чис­той и нечистой пище. Широко распространено странное представле­ние о том, что бывшее прежде непригодным в пищу теперь можно употреблять совершенно без опаски. Многие даже считают, что нечис­тые животные становятся чистыми через Евангелие. Они забывают, что Христос очищает людей, а не зверей и пресмыкающихся.

Во времена Моисея существовали ядовитые растения, и они не менее ядовиты и сейчас. Те же люди, которые считают, что Евангелие допускает все пригодным для еды, почувствуют такое же отвращение при мысли о поедании кошек, собак, гусениц, пауков, мух и т.д., как и любой иудей во дни Моисея. Пытаясь выяснить, как познания о Хри­сте согласуются с подобным питанием, мы, наоборот, обнаруживаем, что только самые неразвитые дикари используют их в пищу, и такое питание одновременно является и признаком, и причиной их невеже­ства. Просвещение ведет к осторожности в выборе пищи.

Итак, невозможно себе представить апостола Павла или любого другого здравомыслящего и просвещенного человека поедающим все, что попадется ему на глаза. Несмотря на то, что большинство людей считают себя разумнее Бога в вопросах еды и питья, существуют и всегда существовали продукты, употребление которых в пищу счита­ется неприемлемым всеми. Поэтому, когда апостол говорит, что нет ничего в самом себе нечистого, он определенно имеет в виду то, что Бог предназначил человеку в пищу. Некоторые люди неистовы до та­кой степени, что не смеют вкусить даже от того, что Бог дал нам для еды; и в то же время есть люди, которые запрещают «употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1 Тим. 4:3).

Итак, когда апостол говорит: «Иной уверен, что можно есть все», под словом «все» он не имеет в виду скверну. Смысл этой фразы оче­виден: иной уверен, что он может есть все, что пригодно в пищу. Дру­гой же, считая, например, что некоторые виды мяса могут быть по­священы какому-либо идолу, боится есть их, дабы не стать идолопо­клонником. Восьмая глава Первого послания к Коринфянам полностью разъясняет этот вопрос и соответствует четырнадцатой главе Посла­ния к Римлянам.

Вышесказанное проливает свет и на вопрос о днях недели. По­скольку апостол, говоря о пище, без сомнения, подразумевает только ту, которую позволено употреблять, становится еще более ясно, что все те дни, о которых иной судит равно, это лишь те дни, которые Бог не освятил для Себя.

Сущность Царствия Божьего. — «Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». Над Цар­ствием этим Христос поставлен Царем, ибо сказал Бог: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею» (Пс. 2:6). А теперь про­чтите слова Отца к Сыну Своему, Которому Он определил быть на­следником всего сущего: «Престол Твой, Боже, в век века; жезл цар­ствия Твоего — жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие; посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости бо­лее соучастников Твоих» (Евр. 1:8, 9).

Жезл — это символ силы. Жезл Христов — это жезл праведно­сти, поэтому сила Царствия Его — праведность. Он правит праведно­стью. Жизнь Его на земле была совершенным проявлением правед­ности, так что Царствием Своим Он правит силою жизни Своей. Все, кто обрел Его жизнь, являются подданными Царствия Его. Одна лишь жизнь Христова есть знак принадлежности к Его Царствию.

Чем же помазан был Христос? В Послании к Евреям говорится, что Он был помазан «елеем радости». Таким образом, радость состав­ляет неотъемлемую часть Царствия Христова. Это Царствие не только праведности, но и радости. Поэтому каждый подданный этого Царст­вия должен быть исполнен радости. «Унылый христианин» — такое же несовместимое словосочетание, как «холодное солнце». Солнце было создано для того, чтобы излучать тепло; так и христианин предназна­чен к распространению мира и радости, которые составляют часть его естества. Христианин радуется не просто потому, что считает это сво­им долгом, но потому, что пребывает в Царствии радости.

«Кто сим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения от людей. Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию». Чем должны мы служить Христу? Конечно же, праведно­стью, миром и радостью.

Богу угодно такое служение, и люди — не только христиане, но и неверующие — не могут не одобрять его. Враги Даниила поневоле сви­детельствовали о его честной жизни, сказав, что не могут найти пред­лога против него, кроме как в законе Бога его, тем самым одобрив этот закон, послушание которому сделало Даниила верным Всевышнему.

Бескорыстие. — Мир является характерной чертой Царствия Божьего. Поэтому подданные Царствия должны всемерно способствовать миру. Но себялюбие никогда не вело к миру. Наоборот, себя­любие всегда служит причиной войны и неминуемо приводит к ней, если люди упорствуют в нем. Поэтому подданный Царствия должен быть всегда готов пожертвовать своими желаниями и стремлениями ради интересов других людей. Бескорыстный человек не станет на­стаивать на своем, если при этом он нарушает мир ближнего своего.

Но не забывайте, что Царствие Божье — это не только мир, но и праведность. Быть праведным — значит следовать закону Божьему, ибо «всякая неправда есть грех» (Ин. 5:17) и «грех есть беззаконие» (1 Ин. 3:4). Поэтому, хотя по законам Царства человек должен усту­пать в своих желаниях, дабы они не служили помехой другим, те же самые законы препятствуют ему в нарушении любой из заповедей Божьих.

Послушание Закону Божьему содействует миру, ибо читаем: «Ве­лик мир у любящих закон Твой» (Пс. 118:165). «О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские» (Ис. 48:18). Поэтому тот, кто столь «любезен», что отступает от какой-либо части закона по той причине, что некоторым людям она не по нраву, отнюдь не способствует миру. Наоборот, он восстает против Царствия Христова.

И снова мы видим, что суббота Господня не подлежит рассмот­рению как нечто зависящее от личного к ней отношения каждого че­ловека. В этом у христианина нет выбора. Он должен соблюдать ее. Суббота не является одним из дней, которому подданный Царствия Божьего может не придавать значения, если того пожелает. Соблю­дение ее — обязанность христианина.

Но есть вещи, которые человек имеет право делать по желанию, а не по обязанности. Например, он имеет право, если хочет, есть пищу руками; однако, если это раздражает рядом сидящих, закон Христов запрещает ему это делать. Итак, оказывается, что один лишь закон Христов, при тщательном его соблюдении, делает человека в высшей степени учтивым. Истинный христианин является джентльменом в луч­шем, смысле этого слова.

Многое из того, что является дозволенным, некоторые люди, чья вера слаба по незнанию, считают недопустимым. Христианское вос­питание, как указано в 14-й главе Послания к Римлянам, требует, что­бы более осведомленный человек считался с сомнениями своего не­мощного брата. Грубо игнорируя эти сомнения, даже если они совер­шенно неразумны, мы не поможем своему брату обрести свободу, а, напротив, обратим его к унынию. «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблаз­няется, или изнемогает».

Итак, вполне очевидно, что 14-я глава Послания к Римлянам яв­ляется уроком христианской учтивости и взаимопомощи и не учит, что суббота или любая другая заповедь Божья может быть оставлена без внимания по воле христианина. Мы должны быть предупредительны­ми к «немощному в вере», но тот, кто не соблюдает заповеди Божьи, не имеет веры вовсе.

Границы совести. — «Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом». Вера и совесть присущи каждой отдельной человеческой личности. Никто не может верить за другого. Никто не может верить достаточно сильно, чтобы служить за двоих. Римская Церковь учит, что определенные люди имели больше веры, чем им было нужно, и были более праведны, чем надобно, так что они могут поделиться с други­ми людьми; но Библия говорит, что никто не может иметь веру боль­шую, чем необходимо для его собственного спасения. Поэтому, как бы глубока и основательна ни была чья-либо вера, по ней нельзя су­дить другого человека.

В наше время мы много слышим об общественной совести. Нам часто говорят, что совесть одного человека уязвлена действиями дру­гого. Но как с верой, так и с совестью — ни у кого недостает на дво­их. Человек, считающий, что его совесть послужит и ему, и кому-то еще, явно путает совесть с эгоистичным упрямством. Именно это ошибочное представление о совести привело к самым ужасным пре­следованиям, когда-либо совершенным во имя религии.

Пусть все христиане поймут, что в вопросе совести каждый пре­бывает наедине с Богом. Они не вправе даже навязывать свою сво­боду совести другим; но по законам Царствия Христова они обязаны при необходимости даже воздерживаться от проявления своей сво­боды, если это ущемляет других людей. Иными словами, человек, идущий быстро, должен помочь своему немощному брату, идущему по тому же пути, но медленнее. Но он не должен сворачивать со своего пути, дабы угодить тому, кто идет путем неправедным.

ГЛАВА 15

«Хвалите Господа, все язычники»

В четырнадцатой главе Послания к Римлянам говорится о на­шем долге по отношению к немощным в вере и к тем, кто чрезмер­но щепетилен относительно вещей, в принципе, несущественных. Мы не судьи друг другу, но все предстанем перед судом Христовым. Если мы обладаем большими знаниями, чем наш брат, мы не должны при­нуждать его стремиться к нашему уровню, как и он не должен слу­жить причиной нашего падения до его уровня. Наши знания налага­ют на нас ответственность, заключающуюся в проявлении большей любви и терпения.

Суть всего сказанного заключена в стихах 20-22: «Ради пищи не разрушай дела Божия: все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? имей ее сам в себе, пред Богом».

Наш долг — помогать друг другу (Рим. 15:1-7)

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать: Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но как написано: «злословия злословящих Тебя пали на Меня». А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду. Бог же терпения и утешения да дарует вам быть в единомыслии между собою, по учению Христе Иисуса, дабы вы единодушно, едиными устами славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа. Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию.

Принимая друг друга. — Стихи, составляющие эту главу, до­полняют наставления, данные в 14-й главе, и являются ее продолже­нием. Итак, предыдущая глава начинается с увещевания: «Немощного в вере принимайте». Последний же стих данного отрывка — «Посему принимайте друг друга».

Как мы должны принимать друг друга? Ответ таков: «Как и Хри­стос принял вас». И снова мы видим подтверждение тому, что апо­стол не имел ни малейшего намерения умалить значение какой-либо из Десяти Заповедей, когда сказал в 14-й главе: «Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удо­стоверению своего ума».

Христос ни в малейшей степени не изменил ни одной из заповедей с целью угодить тем, кого Он хотел принять. Он сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков» (Мф. 5:17). И снова: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

Заповеди Христа и Отца, одни и те же, ибо говорит Он: «Я и Отец — одно» (Ин. 10:30). Когда юноша пожелал стать последовате­лем Христовым, Он сказал ему: «Соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Итак, совершенно ясно, что, делая уступки ради мира и согласия, мы не должны уступать в соблюдении заповедей Божьих.

Как угодить другому. — Ответ в увещевании: «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благу, к назиданию». Никто не призы­вает нас помогать брату грешить, дабы угодить ему, так же как никто не призывает нас закрывать глаза на грех брата нашего и позволять ему упорствовать в нем, не предупреждая его, дабы не досаждать ему. В этом нет доброты. Бог увещевает нас: «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него гре­ха» (Лев. 19:17). Мать, боящаяся рассердить своего ребенка настоль­ко, что не мешает ему сунуть руку в огонь, проявляет не доброту, но жестокость. Мы должны угождать ближним, но лишь им во благо, дабы не сбились они с пути.

Сносить немощи бессильных. — Вернувшись к первому сти­ху, мы находим этот урок еще более значительным: «Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать». «Ибо и Хри­стос не Себе угождал». Сравните эти слова с Посланием к Галатам 6:1, 2: «Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы духов­ные исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за со­бою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». Снося немощи бессильных, мы исполняем закон Христов. Но нести бремена другого не значит учить его, что он может без опаски игнорировать какую-либо из заповедей. Соблюдение заповедей Божьих не является бременем, ибо «заповеди Его не тяжки» (1 Ин. 5:3).

Как Христос несет наши бремена. — Христос несет наши бремена, избавляя нас не от Закона Божьего, но от грехов наших и давая нам возможность соблюдать закон. «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас» (Рим. 8:3, 4).

Он говорит «приидите». — Благословение нам, служащим Гос­поду, ибо Он говорит «приидите», а не «уйдите». Он не отсылает нас тяготиться в одиночестве, но призывает следовать за Ним. Он не спра­шивает с нас того, что не делает Сам. Когда Он говорит, что мы должны сносить немощи бессильных, нам следует воспринимать это как под­держку, а не возложенную на нас задачу, поскольку эти слова напо­минают нам о том, что Он совершил для нас. Он могуществен, ибо читаем: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из на­рода» (Пс. 88:20). «Он взял на Себя наши немощи и понес наши бо­лезни». «Все мы блуждали как овцы, совратились каждый на свою дорогу; и Господь возложил на Него грехи всех нас» (Ис. 53:4, 6).

Почему бремя легко. — Вот почему нести бремена друг дру­га так легко. Когда мы знаем, что Христос несет наши бремена, нести бремена других становится для нас наслаждением. Беда в том, что очень часто мы забываем, что Христос является Бремяносцем, и, сги­баясь под тяжестью своих собственных немощей, мы тем не менее терпим немощи других. Но, зная, что Христос является Бремяносцем, мы возлагаем на Него заботу о нас; и, когда мы несем бремя другого как свое, Он тоже несет его.

«Бог всякого утешения». — Бог есть «Бог терпения и утеше­ния», Он «Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби, чтоб и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих» (2 Кор. 1:3, 4). Он берет на Себя всякое злословие, падающее на людей. «Зло­словия злословящих Тебя пали на Меня». О детях Израилевых сказа­но: «Во всякой скорби их Он скорбел вместе с ними» (Ис. 63:9). Вот слова Христа: «Ты знаешь поношение мое, стыд мой и посрамление мое». «Поношение сокрушило сердце мое» (Пс. 68:20, 21). Тем не ме­нее через все прошел Он терпеливо и безропотно. Поэтому, так как Он уже нес бремя мира во плоти, Он может нести и наши бремена в нашей плоти, не ропща, дабы могли мы укрепиться «всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии с радостью» (Кол. 1:11).

Благовестие согласно Моисею. — Такой урок мы находим повсюду в Библии: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраня­ли надежду». То же мы видим и в Книге Иова. «Вы слышали о терпе­нии Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма ми­лосерд и сострадателен» (Иак. 5:11). В писаниях Моисеевых это из­ложено не менее ясно. Христос говорит: «Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писа­ниям не верите, — как поверите Моим словам?» (Ин. 5:46, 47). Если пренебречь благовестием от Моисея, то бесполезно читать и благовестие от Иоанна, потому что Благая весть неразделима. Благовес­тие Христово, как и Он Сам, едино.

Как принимать друг друга. — Итак, «принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию». Кого принимает Он? «Он принимает грешников». Сколько людей примет Он? «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас».

Как примет Он их? «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному». И если придут они, какое заверение бу­дут иметь? «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Давайте учиться у Него и помнить, что в каком бы месте мы ни открыли Писание, везде найдем свидетельство о Нем.

Стоя на пороге. — Наше изучение Послания к Римлянам, не­смотря на большое количество глав, не было всеобъемлющим. Ко­нечно, невозможно произвести исчерпывающее исследование Биб­лии; ибо сколь досконально ни изучали бы мы какой-либо библей­ский текст, мы все же окажемся лишь на пороге. Чем больше мы изучаем Библию, тем больше наше прилежное изучение кажется нам лишь предваряющим то, которое необходимо в дальнейшем. И хотя мы никогда не исчерпаем истину настолько, чтобы сказать, что по­знали ее полностью, мы можем быть уверены — пока мы читаем Писание, одна лишь истина окружает нас. И эта уверенность берет начало не от мудрости, которую имеем, но от твердой приверженно­сти Слову Божьему, когда примесь человеческих идей не омрачает чистоту его золота.

Всякая радость и мир в вере (Рим. 15:8-14)

Разумею то, что Иисус Христос сделался служителем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обещан­ное отцам, а для язычников — из милости, чтобы славили Бога, как написано: «за то буду славить Тебя (Господи), между языч­никами и буду петь имени Твоему». И еще сказано: «возвесе­литесь, язычники, с народом Его». И еще: «хвалите Господа, все язычники, и прославляйте Его, все народы». Исаия также говорит: «будет корень Иессеев, и восстанет владеть народа­ми; на Него язычники надеяться будут». Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святого, обогатились надеждою. И сам я уверен о вас, братия мои, что и вы полны благости, исполнены всякого по­знания и можете наставлять друг друга.

Служитель для обрезанных. — Иисус Христос был служите­лем для обрезанных. Не следует забывать об этом. Должны ли мы сделать вывод, что Он спасает одних иудеев? Ни в коем случае, но это значит, что «спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Иисус Христос, Гос­подь наш, «родился от семени Давидова по плоти» (Рим. 1:3). Он есть «корень Иессеев», Который станет «как знамя для народов», к Кото­рому обратятся язычники (Ис. 11:10; Рим. 15:12). Язычники, ищущие спасения, найдут его в Израиле, ибо найти его можно только там.

«Общество Израильское». — В послании к братии в Ефесе Павел упоминает время до их обращения как время, когда они были «язычники по плоти», и далее говорит: «Вы были в то время без Хри­ста, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (Еф. 2:11, 12).

Другими словами, вне Израиля для человечества нет надежды. Те, которые «отчуждены от общества Израильского», остаются «без Христа» и являются «безбожниками в мире». Во Христе Иисусе ведо­мы мы к Богу. И на пути к Нему мы «уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (ст. 19). Таким образом, мы совер­шенно ясно и с полной уверенностью можем сказать, что, во-первых, нет спасения тому, кто не принадлежит к дому Израилеву, и, во-вто­рых, дому Израилеву принадлежит лишь тот, кто во Христе.

Исполнение обещанного. — «Иисус Христос сделался служи­телем для обрезанных — ради истины Божией, чтобы исполнить обе­щанное отцам». Эти слова свидетельствуют о том, что все обетова­ния Божьи отцам были сделаны во Христе. «Ибо все обетования Бо­жии в Нем «да» и в Нем «аминь»» (2 Кор. 1:20). «Аврааму даны были обетования и семени его. Не сказано «и потомкам», как бы о многих, но как об одном: «и семени твоему», которое есть Христос» (Гал. 3:16).Поэтому ни одно обетование, сделанное отцам, нельзя получить кро­ме как через Христа, а потому и через праведность, которая от Него.

Христос неразделим. — Иисус Христос объявлен служителем обрезанных. Теперь предположим, что обетования отцам принадле­жат кровным потомкам Авраама, Исаака и Иакова; тогда мы вынуж­дены сделать вывод, что только эти кровные потомки — которые об­резаны — могут спастись, либо что Христос, по крайней мере, благо­волит к ним больше, чем к остальному человечеству.

Но Христос неразделим. Все, что Он делает ради одного, Он делает ради всех. Все, что Он делает для людей, Он делает через Свой крест; а распят Он был только один раз. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».

Итак, поскольку Христос стал служителем обрезанных, чтобы исполнить обещанное отцам, следовательно, эти обетования включа­ют все человечество. «Нет различия между Иудеем и Еллином, пото­му что один Господь у всех, богатый для всех призывающих Его» (Рим. 10:12). «Неужели Бог есть Бог Иудеев только, а не и язычников? Ко­нечно, и язычников; потому что один Бог, Который оправдывает обре­занных по вере и необрезанных чрез веру» (Рим. 3:29, 30).

«Скиния Давидова». — Во время собрания апостолов и пре­свитеров в Иерусалиме Петр рассказал, как Господь воспользовался им, чтобы нести Евангелие язычникам. Он сказал: «И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам, и не по­ложил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их» (Деян. 15:8, 9).

Затем Иаков добавил: «Симон изъяснил, как Бог первоначально призрел на язычников, чтобы составить из них народ во имя Свое; и с ним согласны слова пророков, как написано: «Потом обращусь и воссоз­дам скинию Давидову падшую, и то, что в ней разрушено, воссоздам, и исправлю ее, чтобы взыскали Господа прочие человеки и все народы, между которыми возвестится имя Мое, говорит Господь, творящий все сие». Ведомы Богу от вечности все дела Его» (Деян. 15:14-18).

Другими словами, дом Давидов возведен будет только благовестием язычникам и составлением из них народа во имя Божье. И это было целью Божьей от начала, как свидетельствуют пророки, «что всякий ве­рующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43).

«Благословение Авраамово». — И снова мы читаем, что «Хри­стос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою... дабы благословение Авраамово чрез Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою» (Гал. 3:13, 14).Клятва, которою сделался за нас Христос, была крестом, как сказано в строке, которую мы опустили в только что процитированном отрывке.

Итак, мы знаем, что обетования отцам были заверены только крестом Христовым. Но Христос вкусил смерть за всех (Евр. 2:9). Он был вознесен, «дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Поэтому обетования, сделанные отцам, были обетованиями Евангелия, «которое возвещено всей твари». Крестом Христос исполняет обетования, дабы язычники славили Бога за милость Его.

«Одно стадо и один пастырь». — В 10-й главе Евангелия от Иоанна мы находим, пожалуй, самые прекрасные, чуткие и ободряю­щие слова Господа Иисуса. Он есть Пастырь Добрый. Он — дверь, которою овцы входят во двор. Он отдает жизнь Свою, чтобы спасти их. Затем Он говорит: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой, и бу­дет одно стадо и один Пастырь» (ст. 1б). Поэтому, когда работа Его завершится, останется лишь одно стадо, а Он будет Пастырем. Да­вайте посмотрим, из кого будет состоять это стадо.

Пропавшие овцы. — В 15-й главе Евангелия от Луки, в этом великолепном собрании благословенных примеров любви и милости нашего Спасителя, Иисус представляет Свою работу как труд пасту­ха, который идет искать пропавшую овцу. Кто же эти овцы, которых Он ищет? Он Сам дает ответ: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Обратите на это внимание. Таким образом, совершенно ясно, что все овцы, которых Он находит и ведет обратно в стадо, будут Израилем. А значит, и «одно стадо» будет стадом Израилевым. Не будет другого стада, поскольку должно остаться только одно. И Он будет Пастырем. Сегодня, как и в давние времена, мы можем взмолиться: «Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа, восседающий на херувимах, яви Себя» (Пс. 79:2).

Что характеризует овец Христовых. — Последователи Хри­стовы являются Его овцами. Но у Него есть и «другие овцы». Многие, в данный момент не следующие за Ним, являются Его овцами. Они потерялись и блуждают, а Он ищет их.

Что же характеризует Его овец? Послушайте, что Он говорит: «Овцы слушаются голоса его». «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привесть: и они услышат голос Мой». «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам; овцы Мои слушаются голоса Моего» (Ин. 10:3, 16, 26, 27). Когда Он будет говорить, овцы Его послушаются гласа Его и придут к Нему. Слово Божье испытывает людей на принадлежность к стаду Христову. И потому каждый, кто послушен слову Господа, принадлежит семье Израилевой; а те, кто отвергают или пренебрегают словом Его, гиб­нут навечно. «Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обе­тованию наследники» (Гал. 3:29).

«Одна вера». — Теперь остановимся и посмотрим, каким об­разом то, что говорит апостол в этой главе, связано с тем, что он ска­зал в 14-й о Христе, ставшем служителем для обрезанных, чтобы ис­полнить обещанное отцам, дабы язычники славили Бога.

«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Заметь­те: в славу Божью будут приняты только те, кто имеет веру. Итак, су­ществует только «одна вера» и «один Господь» (Еф. 4:5). А вера — от слышания Слова Божьего (см. Рим. 10:17).

Поскольку есть только одно стадо и Христос, единственный Пас­тырь, неразделим, не должно быть разделениям в стаде. Люди долж­ны оставить споры, возникающие от мнений и разума человеческого, и следовать лишь Слову Божьему. Оно не дает почву для споров, по­тому что провозглашает всегда одно и то же. Вот что нам предписа­но: «Итак, отложивши всякую злобу и всякое коварство и лицемерие и зависть и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюби­те чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение; ибо вы вкусили, что благ Господь» (1 Петр. 2:1-3).

Вера, надежда, радость и мир. — «Бог же надежды да ис­полнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Свя­того, обогатились надеждою». Мы получаем и веру, и надежду, и ра­дость, и мир. Бог надежды исполнит нас всякой радости и мира в вере силою Духа Святого. Это наставление тесно связано с наставлением из 14-й главы, где сказано, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе».

Успешное распространение Благой вести Павлом (Рим. 15:15-33)

Но писал вам, братия, с некоторою смелостью, отчасти как бы в напоминание вам, по данной мне от Бога благодати быть служителем Иисуса Христа у язычников и совершать свя­щеннодействие благовествования Божия, дабы сие приношение язычников, будучи освящено Духом Святым, было благоприятно Богу. Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что отно­сится к Богу; ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом, силою знамений и чудес, силою Духа Божия, так что благовествование Христово распространено мною от Ие­русалима и окрестности до Иллирика. Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: «не имев­шие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают». Сие-то много раз и препятствовало мне придти к вам. Ныне же, не имея такого места в сих странах, а с давних лет имея желание придти к вам, как только предприму путь в Испанию, приду к вам. Ибо надеюсь, что, проходя, увижусь с вами, и что вы проводите меня туда, как скоро наслажусь общением с вами, хотя отчасти. А те­перь я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым; ибо Македо­ния и Ахия усердствуют некоторым подаянием для бедных меж­ду святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо, если язычники сделались участниками в их духов­ном, то должны и им послужить в телесном. Исполнив это и верно доставив им сей плод усердия, я отравлюсь чрез ваши места в Испанию, и уверен, что, когда приду к вам, то приду с пол­ным благословением благовествования Христова. Между тем умоляю вас, братия. Господом нашим Иисусом Христом и любо­вью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее, и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым, дабы мне в радо­сти, если Богу угодно, придти к вам и успокоиться с вами. Бог же мира да будет со всеми вами. Аминь.

Евангельское поручение. — Когда Иисус собирался покинуть этот мир, Он сказал Своим ученикам, чтобы приняли они силу от Духа Святого, а затем стали Ему «свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). «Во-первых Иу­дею, потом и Еллину», но всем одинаково и об одной и той же Благой вести. Павел считал, что его работа служителя благовестия состоит в том, чтобы возвещать «Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа» (Деян. 20:21). Так и в этой главе он пишет, что как «служитель Иисуса Христа у язычников» он, «силою знамений и чудес, силою Духа Божия», распространил благовестие Христово «от Иерусалима и окрестности до Иллирика».

Участие в духовном. — Выражая свое желание посетить рим­лян, апостол сказал, что надеется повидать их на своем пути в Испа­нию. «А теперь, — сказал он, — я иду в Иерусалим, чтобы послужить святым; ибо Македония и Ахия усердствуют некоторым подаянием для бедных между святыми в Иерусалиме. Усердствуют, да и должники они пред ними. Ибо, если язычники сделались участниками в их духовном, то должны и им послужить в телесном».

Очень простое высказывание, но оно свидетельствует о том, что все духовное язычники получили от иудеев. Духовное, участниками которого они сделались, пришло от иудеев, и иудеи же служили к рас­пространению его. Вместе они вкушали духовную пищу, поэтому языч­ники в благодарность служили мирским нуждам иудеев. Это еще одно дока





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-23; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 347 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Что разум человека может постигнуть и во что он может поверить, того он способен достичь © Наполеон Хилл
==> читать все изречения...

972 - | 883 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.011 с.