Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬оспитание гигиенических навыков и культуры поведени€.




Ј “щательное внимание к внешности ребенка. —ледите за чистотой одежды.

Ј —ледите за пор€дком на парте школьника. Ќе начинайте урока, пока все учащиес€ не приготовились к нему.

Ј —ледите за осанкой учащихс€ при пении, за культурой речи и поведением.

Ј —ледите за тем, чтобы все дети мыли руки перед едой, культурно вели себ€ в столовой.

Ј —ледите, чтобы дети не оставл€ли в классе мусор, чтобы после урока дежурный проветривал класс, готовил к уроку мел, тр€пку дл€ доски и доску, воспитывайте бережное отношение к имуществу школы.

Ј —ледите за поведением детей на переменах, ознакомьтесь с об€занност€ми с об€занност€ми дежурного преподавател€ и выполн€йте их.

4) ¬ процессе беседы с администрацией школы, педагогом-музыкантом, обратить внимание на:

Ј ‘ормы организации музыкальной де€тельности школьников (уроки музыки, кружкова€ работа, формы работы с родител€ми, праздники, лектории, тематические зан€ти€, встречи с интересными людьми, концерты и т.д.)

Ј Ќа тематику внеклассных меропри€тий, приоритетность выбора тем.

Ј —пецифику направлений в соответствии с общей тематикой работы школы, ”ƒќƒ (обратить внимание, как организованно взаимодействие с образовательными организаци€ми, детскими коллективами, родител€ми дл€ решени€ задач музыкально-образовательной де€тельность).

Ј –аботу с родител€ми, характер участи€ детей.

5) ¬ анализе организационно-методического обеспечени€ музыкально-образовательного процесса на базах практики, обратить внимание на:

Ј Ќаличие и оформление кабинета музыки (просторность, проветриваемость, соответствие мебели количеству и возрасту детей).

Ј Ќаличие музыкальных инструментов (их настроенность).

Ј Ќаличие дидактического материала (учебников, нотного материала, дополнительной литературы).

Ј Ќаличие фонотеки (систематизации музыкального материала).

Ј јудиовизуальные средства (компьютер, интерактивна€ доска)

Ј —тенды (характер информационного материала.

Ј Ўкафы дл€ хранени€ дидактического материала.

Ј Ёстетическое оформление кабинета.

Ј Ќаличие и оформление актового зала (сцена, эстетическое оформление, наличие удобной мебели, вместимость, наличие тех.средств обеспечени€ массовых меропри€тий).

Ј Ќаличие программ по которым работает педагог, нотных сборников (используютс€ ли современные пед.технологии с учетом особенностей образовательного процесса; как используетс€ сбор, анализ и систематизаци€ информации по актуальным проблемам науки и образовани€; провод€тс€ ли эксперименты по использованию новых форм учебной и воспитательной де€тельности; как используютс€ возможности образовательной среды дл€ обеспечени€ качества образовани€).

6) ѕри анализе уроков музыки в школе следует руководствоватьс€ предложенными схемами:


 

’”ƒќ∆≈—“¬≈ЌЌќ-ѕ≈ƒј√ќ√»„≈— »… јЌјЋ»« ћ”«џ јЋ№Ќќ√ќ ”–ќ ј

—’≈ћј јЌјЋ»«ј ”–ќ ј

(»льина, ≈. –. ћузыкально-педагогический практикум: ”чебно-методическое пособие дл€ студентов высших учебных заведений / ≈. –. »льина. Ц ћ.: јкадемический проспект; јльма ћатер, 2008.)

1. »спользование учебной программы.

2. “ема урока.

3. ÷ели и задачи музыкального воспитани€ н содержании урока.

4. —тепень реализации основных задач музыкального воспитани€ (развитие музыкальных способностей и формирование начал музыкальной культуры) в содержании зан€тий.

5. «адачи и содержание зан€ти€ с точки зрени€ соответстви€ возрастным возможност€м детей.

6. “ип, вид урока.

7. —труктура урока, перечень этапов урока с примерной дозировкой времени.

8. ќрганизаци€ урока музыки. ¬ременна€ прот€женность зан€ти€.

9. –азработка содержани€ урока, соотношение различных видов музыкальной де€тельности.

10. —одержание обучени€ детей, его соответствие возрастному уровню их развити€.

11. ћузыкальный репертуар, качество используемого педагогом музыкального материала.

12. ”ровень доступности и художественности музыкального репертуара.

13. —оответствие репертуара, методов и приемов поставленным цел€м и задачам обучени€ детей.

14. ’арактеристика методов и приемов обучени€ на уроке.

15. ѕрименение нагл€дных, словесных и практических методов с элементами проблемности (или других).

16. ѕриемы обучени€ и варианты их проблемного применени€.

17. ѕриемы активизации творческих про€влений детей.

18. ћетоды и приемы обучени€, их соответствие этапу работы над произведением.

19. Ёффективность применени€ различных вариантов нагл€дного метода, его направленности на развитие музыкальных интересов, вкусов, воображени€.

20. –езультативность применени€ словесного метода на каждом этапе работы над произведением.

21. ÷елесообразность использовани€ практических приемов и их роль в развитии творческой активности детей.

22. –азвивающий характер используемых методов индивидуальной работы с ребенком.

23. ќписание хода урока.

24. —в€зь слушани€ музыки с другими разделами урока.

25. ’арактеристика структурных частей (певческие упражнени€, музыкально-дидактические игры, песни и т. д.).

26. ћетоды и приемы формировани€ вокально-хоровых навыков детей, используемых педагогом.

27. »гровые задани€, инсценировки, их руль в обучении пению.

28. ’арактеристика песенного репертуара, соответствие голоса детей данному возрасту.

29. —в€зь раздела Ђѕениеї с другими разделами урока.

30. ”ровень развити€ вокально-хоровых навыков детей.

31. ¬иды ритмики, используемые педагогом на уроке.

32. ’арактеристика музыкального репертуара, взаимосв€зь музыки и движений

33. ћетоды и приемы обучени€ движени€м с приемами проблемности.

34. »спользование игровых приемов при разучивании танцев, упражнений, хороводов.

35. ќбщий уровень развити€ музыкально-ритмических и двигательных навыков у детей:

а) чувство метроритмической пульсации;

б) фразы;

в) выделение акцентов;

г} динамика;

д) регистр;

ж) смены характера музыки.

36. —одержание и задачи обучени€ игре на музыкальных инструментах.

37. ’арактеристика знаний детей о музыкальных инструментах.

38. »ндивидуальные и коллективные формы работы при обучении игре на музыкальном инструменте.

39. —остав детского оркестра (соотношение инструментов, имеющих звукор€д (ударные, духовые, клавишно-€зычковые, струнные) и инструментов ударной группы, не имеющих звукор€да.

 

—’≈ћј јЌјЋ»«ј ”–ќ ј ћ”«џ »

1. —труктура урока, ее целостность, эффективность использовани€ разных видов музыкальной де€тельности,

2. ћетоды и средства обучени€, используемые на уроке, их эффективность.

3. –еализаци€ новых основных дидактических принципов на уроке.

4. ’удожественна€ целостность урока музыки, как она достигаетс€.

5. ƒостижение учебно-воспитательной цели урока.

6. ќпрос и пед. оценка на уроке.

7. «амечани€, предложени€.

 

—’≈ћј —јћќјЌјЋ»«ј ”–ќ ј

1.  акова характеристика реальных возможностей учащихс€?  акие особенности учащихс€ были учтены при планировании данного урока?

2.  аково место данного урока в теме, разделе, курсе?  ак он св€зан с предыдущими, на что в них опираетс€?  ак этот урок Ђработаетї? на последующие уроки, темы, разделы? ¬ чем специфика этого урока?  аков его тип?

3.  акие задачи решались на уроке:

Ј образовательные,

Ј воспитательные,

Ј задачи развити€?

4. Ѕыла ли обеспечена их комплексность, взаимосв€зь?  акие задачи были главными, стержневыми?

5.  ак учтены в задачи особенности класса, отдельных групп школьников?

6. ѕочему выбранна€ структура урока была рациональна дл€ решени€ этих задач?

7. –ационально ли выделено место урока дл€ опроса, рационально ли было распределено врем€, отведенное на все этапы урока? Ћогичны ли Ђсв€зкиї между этапами урока?

8. Ќа каких пон€ти€х, иде€х, положени€х, фактах делалс€ главный акцент на уроке и почему? ¬ыбрано ли было главное, существенное?

9.  акое сочетание методов обучени€ избрано дл€ раскрыти€ нового материала?

10. ƒать обоснование выбора методов обучени€.

11.  акое сочетание форм обучени€ было избранно дл€ раскрыти€ нового материала и почему? Ќеобходим ли был дифференцированный подход к учащимс€?  ак он осуществл€лс€ и почему именно так?

12.  ак организован контроль усвоени€ знаний, умений и навыков? ¬ каких формах и какими методами осуществл€лс€? » почему?

13.  ак использовать на уроках учебный кабинет, какие средства обучени€? ѕочему? 3а счет чего обеспечивалась высока€ работоспособность школьников в течении

14. всего урока?

15. 3а счет чего на уроке поддерживалась хороша€ психологическа€ атмосфера, общение?  ак было реализовано воспитательное вли€ние личности учител€?

16.  ак и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

17. «апасные методические Ђходыї на случай непредвиденной ситуации.

18. ”далось ли полностью реализовать все поставленные задачи? ≈сли не удалось, то, какие и почему?  огда учитель планирует восполнение нереализованного?

анализ зан€ти€ по музыке

1. “ематизм урока (тема четверти).

2. ѕлан урока (структура вводна€ часть, основна€, кульминаци€, заключительна€, итог).

3. ƒидактический и художественный материал к уроку (требовани€ к дидактическому материалу).

4. —оответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.

5. ѕлан работы над песней.

6. ¬ыразительность исполнени€ произведени€.

7. ƒраматурги€ урока (подготовка к кульминации, кульминаци€, разв€зка).

8. –азнообразие форм общени€ с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальна€ игра, пластическое интонирование).

9. ‘орма и стиль общени€ педагога с учениками (речь, мимика, жесты).

10. ћое отношение к проведению данного урока, вывод.

 

ћетодические рекомендации к сравнительному анализу урока Ђћузыкиї в начальной и средней общеобразовательной школе.

1. »зучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.

2. ѕроанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.

3. ќсуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.

4. ќпределить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.

5. ѕроанализировать особенности плана работы над песней.

6. ќсуществить анализ особенностей воспри€ти€ музыки - как самосто€тельного вида музыкальной де€тельности на уроке.

7. ƒать сравнительную характеристику классов учащихс€, где проводились уроки:

Ј обща€ и музыкальна€ культура;

Ј интерес к музыкальной де€тельности (воспри€тие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическа€ де€тельность и т.д.);

Ј объем слушательского внимани€ (по времени);

Ј музыкальные предпочтени€;

Ј степень развити€ мелодического и гармонического слуха;

Ј вокально-хоровые умени€ и навыки;

Ј исторические и библиографические знани€ о музыке;

Ј уровень интонационно-образного мышлени€.

8. ќсуществить анализ роли пластического интонировани€ на уроке.

 

јнализ беседы учител€ музыки по ознакомлению учащихс€ с произведени€ми вокально-музыкального искусства.

1. “ема беседы и ее цель (образовательна€ и воспитательна€).

2. ћесто данной беседы общей системе воспитательной работы.

3. ќбусловленность выбора данных произведений искусства (музыка, живопись), (художественность, познавательный интерес учащихс€, доступность дл€ детей данного возраста).

4. —оставные части беседы. —оответствие содержани€ беседы поставленным цел€м.

5. ќценка вступительного слова учител€ как средства подготовки учащихс€ к эстетическому воспри€тию.

6. ќбеспечение целостного воспри€ти€ детьми музыкальных произведений (вступительна€ беседа, слушание-воспри€тие, анализ);

7. ќценка разбора произведений искусства с позиции:

Ј ≈динства содержани€ и художественных средств;

Ј ”чета возрастных особенностей школьников

Ј ѕриемов активизации учащихс€ в ходе беседы; вы€вление личных впечатлений учащихс€, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;

Ј —в€зи с жизнью, с поведением учащихс€.

8. —тепень эмоционального воздействи€ материала беседы на учащихс€.

9. ѕоведение учащихс€, их отношение к беседе, заинтересованность.

10. ќценка выполнени€ требований, предъ€вл€емых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.

11. ƒостигнуты ли поставленные цели.

 

—хема анализа песни

(ќ.ѕ. –адынова, ».¬. √руздова, Ћ.Ќ.  омиссарова)

1. јвторы музыки и слов песни.

2.¬оспитательна€ ценность музыкального произведени€ (характер, интонационна€ выразительность музыки, содер≠жание литературного текста, его иде€ и художественна€ ценность).

3. јнализ литературного текста:

-наличие сюжета, обращени€, диалога;

-ритмичность литературного текста;

-наиболее значительные в выразительном отношении слова;

-непон€тные дет€м данной возрастной группы слова в словосочетани€х;

-наличие образных выражений (эпитетов, метафор, сравнений);

-сложные в дикционном отношении слова и словосо≠четани€.

4.јнализ песни:

-лад и тональность, наличие отклонений и модул€ций;

-соотношение устойчивых и неустойчивых ступеней;

-размер, темп;

-динамические нюансы;

-мотив, фраза, предложение, ступени лада, на которых заканчиваетс€ кажда€ структурна€ часть мелодии;

-характер, интонационна€ выразительность мелодии;

-характер движени€, особенности развити€;

-способ звуковедени€;

-интервалы и их эмоциональна€ окрашенность, сложность интонировани€ при разучивании песни;

-наличие звукоподражаний, мелодических оборотов, близких к интонаци€м речи;

-ритм, его выразительность, трудности воспроизведени€ ритмического рисунка;

-св€зь средств музыкальной выразительности с текстом;

-диапазон и его соответствие возрастным возможност€м детей.

5. јккомпанемент:

-художественные достоинства;

-соответствие эмоционально-образному содержанию песни;

-доступность дл€ воспри€ти€ детьми;

-наличие вступлени€, его характер, мелодические и ритмические особенности;

6. —труктура песни:

-одночастна€, двухчастна€ (запев, припев), куплетна€, рондо;

-драматурги€ песни (зав€зка, кульминаци€, разв€зка).

7. ѕедагогические выводы.

ѕримерна€ схема художественно-педагогического анализа музыкального произведени€

(ѕо материалам: „елышева “.¬. ћетодика музыкального воспитани€. ѕрограмма курса. - ћ., 1996. Ц —. 22-23).

ќсновные социально-музыковедческие позиции, на которых может строитьс€ диалог учител€ с учащимис€ по конкретному произведению. ѕроцесс размышлени€ о музыке может начинатьс€ с любой из этих позиций и продолжитьс€ в любом пор€дке, не всегда вовлека€ каждую из них, раскрыва€ их более или менее полно в зависимости от необходимости.

1. ѕринадлежность к одной из трех сфер: песне, танцу, маршу, песенности, танцевальности, маршевости.

2. —редства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобратьс€ в этой музыке:

- характер движени€ мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачками);

- темп (быстрый, медленный, умеренный);

- лад (окраска светла€, темна€);

- динамика (громко, тихо);

- тембр;

- характер сопровождени€;

-форма (построение) музыки.

3. —амосто€тельное произведение или часть произведени€ крупной формы.

4. Ќациональна€ принадлежность музыки: народна€ или написана композитором.

5. »нтонационно-образна€ основа произведени€. «ерно-интонаци€.

–азвитие музыки. ћузыкальный образ. ћузыкальна€ драматурги€.

6.  акие мысли, идеи воплощены в музыке. ƒл€ чего создано это произведение.

7. ѕро€вление изобразительности в музыке.

8. „ерты характера человека, выраженные в музыке, его настроени€, чувства.

9. ќ каких событи€х рассказывает музыка.

10. ѕри каких жизненных обсто€тельствах могла бы звучать эта музыка.

’удожественно-педагогический анализ произведени€ - работа творческа€. ќна зависит от эмоционального отклика школьников на музыку, от их интеллектуального уровн€ и от способности учител€ вести беседу-размышление как импровизацию на заданную тему.

 

јнализ произведени€ музыкального внеклассного меропри€ти€ (праздника)

1. ¬ид, форма проведени€, тематика развлечени€.

2. –еализаци€ основных задач музыкального воспитани€ в содержании развлечени€.

3. ƒраматургические особенности построени€ развлечений.

4. ѕринципы объединени€ различных видов искусств и видов художественной де€тельности детей.

5.  ачество музыкально-литературного материала, его художественна€ ценность, доступность, объем.

6. «анимательность, новизна развлечений.

7. Ёстетическа€ и педагогическа€ целесообразность оформлени€ музыкального зала, декораций, костюмов.

8. ”частие взрослых в развлечении.

9.  ачество исполнительской де€тельности детей.

10. –аспределение ролей между детьми (учет музыкальных способностей, склонностей, интересов).

11. —одержание сюрпризных моментов.

12. ƒлительность развлечени€, его динамичность, насыщенность.

13. ќбща€ оценка развлечени€, предложени€ и пожелани€.

 

ѕримерна€ схема конспекта внеклассного воспитательного (тематического) зан€ти€

1 “ема

2 ¬оспитательно-образовательные задачи.

3 ѕлан проведени€.

4.  онспект зан€ти€ (раскрыть содержание в соответствии с планом его проведени€).

5 »спользуема€ нагл€дность и “—ќ.

6 —писок используемой литературы.

—хема анализа внеклассного зан€ти€ по предмету

1.  ласс, предмет по которому проводитс€ зан€тие.

2. “ема зан€ти€.

3. ÷ели зан€ти€ и оценка их формулировки и подачи учащимс€.

4.  ак соотноситс€ содержание, внеклассного зан€ти€ с программным материалом по учебному предмету.

5. —тепень занимательности, увлекательности, необычности.

6. ќптимальность объема, предлагаемого учащимс€ материала по доступности.

7. ”частие учащихс€ в подготовке зан€ти€, их активность.

8. »спользование разных форм и методов проведени€ зан€тий, их целесообразность.

9. ѕроводилось ли награждение победителей?

10. –екомендовались ли дополнительные источники получени€ информации по теме зан€ти€: энциклопедии, книги, альбомы и т.д.

11. ќценка оформлени€ зан€ти€.

12. ќценка поведени€ и речи ведущего.

13. ќбщие выводы, рекомендации и предложени€.

ћетодические рекомендации к сравнительному анализу урока Ђћузыкиї в начальной и средней общеобразовательной школе

1. »зучить планы (разработки) уроков и проанализировать сходные и отличительные моменты.

2. ѕроанализировать особенности подбора дидактического и художественного материала.

3. ќсуществить анализ особенностей подбора музыкального репертуара.

4. ќпределить соответствие художественного материала с разработкой плана урока, его тематикой.

5. ѕроанализировать особенности плана работы над песней.

6. ќсуществить анализ особенностей воспри€ти€ музыки - как самосто€тельного вида музыкальной де€тельности на уроке.

7. ƒать сравнительную характеристику классов учащихс€, где проводились уроки:

Х обща€ и музыкальна€ культура;

Х интерес к музыкальной де€тельности (воспри€тие, пение, игра на музыкальных инструментах, музыкально-ритмическа€ де€тельность и т.д.);

Х объем слушательского внимани€ (по времени);

Х музыкальные предпочтени€;

Х степень развити€ мелодического и гармонического слуха;

Х вокально-хоровые умени€ и навыки;

Х исторические и библиографические знани€ о музыке;

Х уровень интонационно-образного мышлени€.

8. ќсуществить анализ роли пластического интонировани€ на уроке.

¬опросы к анализу зан€ти€ по музыке

1. “ематизм урока (тема четверти).

2 ѕлан урока (структура вводна€ часть, основна€, кульминаци€, заключительна€, итог).

3. ƒидактический и художественный материал к уроку (требовани€ к дидактическому материалу).

4. —оответствие художественного и музыкального материала, с разработкой темы урока.

5. ѕлан работы над песней.

6. ¬ыразительность исполнени€ произведени€.

7. ƒраматурги€ урока (подготовка к кульминации, кульминаци€, разв€зка).

8. –азнообразие форм общени€ с музыкой (слушание, хоровое исполнение, игра на музыкальных инструментах, музыкальна€ игра, пластическое интонирование).

9. ‘орма и стиль общени€ педагога с учениками (речь, мимика, жесты).

10. ћое отношение к проведению данного урока, вывод.

ме“ќƒџ » ѕ–»≈ћџ ќ–√јЌ»«ј÷»» ƒ»—÷»ѕЋ»Ќџ Ќј ”–ќ ≈

1. ѕриходите на урок немного раньше звонка. ѕроверьте, все ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли “—ќ, нагл€дные пособи€. ¬ходите в класс последним. ƒобивайтесь, чтобы все ученики приветствовали вас организованно, старайтесь показать ученикам красоту и привлекательность организованного начала урока, но стремитесь, чтобы на это уходило каждый раз все меньше времени.

2. Ќе тратьте врем€ на поиски страницы вашего предмета в классном журнале, это необходимо приготовить на перемене.

3. Ќе задавайте ученикам вопрос: Ђ то не выполнил домашнее задание?ї Ёто приучает к мысли, будто невыполнение задани€ - дело неизбежное. Ќеобходимо вести урок так, чтобы каждый ученик посто€нно был зан€т делом. ѕомните: пауза, безделье - бич дисциплины.

4. ”влекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напр€жением.  онтролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. ƒержите в поле зрени€ весь класс.

5. обращайтесь с просьбами и вопросами несколько чаще к тем ученикам, кто может зан€тьс€ посторонними делами.

6. ћотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментировани€, укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.

7. «аканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихс€. ѕусть ученики испытывают чувство удовлетворени€ от результатов своего труда. ѕостарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных реб€т, но не делайте это слишком часто и за небольшие усили€.

8. ѕрекращайте урок со звонком. Ќапомните об об€занност€х дежурных.

9. ”держивайтесь от излишних замечаний.

10. ѕомните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит.

ѕровести урок результативно при высокой активности и дисциплинированности реб€т поможет опыт педагогов-новаторов.

 

“ребовани€ к организации воспитательной, работы.

Ћичностно-ориентированный подход в воспитании (признание уникальности и своеобрази€ личности каждого ребенка, ее высшей социальной ценности);

Х единство обучени€, воспитани€, развити€, природосообразность воспитани€, изучение и формирование индивидуально-личностного качества ребенка, учет возрастных и половых различий в воспитательной работе

Х культуросообразность и национальное своеобразие воспитани€ в единстве с общечеловеческими ценност€ми, опора на национальные традиции своего народа, его культуру, привычки и культуру других народов)

Х гуманизаци€ межличностных отношений (уважительное отношение между педагогами и детьми, основанное на принципах сотрудничества, терпимости к мнению детей, доброте и внимании к ним, создание психологического комфорта, ситуаций успеха, довери€, соревновательности, диалогичность общени€)

Х гуманизаци€ воспитани€ (приобщени€ личности) к мировой культуре, воспитание музыкального мышлени€);

дифференциаци€ и индивидуализаци€ воспитани€ (отбор содержани€, форм и методов воспитани€ с учетом своеобрази€ детей, учителей, условий семьи, школы, социума)

Х средовой подход в воспитании (включение в жизнь учащихс€ забот и проблем ближайшего окружени€ - семьи, учреждений, дополнительного образовани€, привлечение к работе с детьми учреждений науки, культуры, спорта, средств массовой информации, предпри€тий)

Х эстетизаци€ среды (комфорт, красота, уют, чистота); эстетизаци€ внешнего вида, культура взаимоотношений.

Х рациональность и оптимальность организации педагогического процесса, (основанные на преемственности содержани€ форм и требований к ребенку и способствующие его психологической защищенности, развитию его индивидуальности, расширению степени свободы.

¬ процессе практики по воспитательной работе решаютс€ следующие задачи:

- овладение умени€ми планировать и вести внеучебную воспитательную работу в классе, с отдельными учащимис€;

- накопление представлений о характере и содержании внеурочной воспитательной де€тельности и функциональных об€занност€х учител€, классного руководител€;

- освоение основных форм внеурочной воспитательной работы с учетом специфики разного типа школ;

- овладение методами и приемами изучени€ возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

 

ѕримерна€ схема конспекта внеклассного воспитательного (тематического) зан€ти€

1 “ема

2 ¬оспитательно-образовательные задачи.

3 ѕлан проведени€.

4.  онспект зан€ти€ (раскрыть содержание в соответствии с планом его проведени€).

7 »спользуема€ нагл€дность и “—ќ.

8 —писок используемой литературы.

 

јнализ беседы учител€ музыки по ознакомлению учащихс€ с произведени€ми вокально-музыкального искусства.

1. “ема беседы и ее цель (образовательна€ и воспитательна€).

2. ћесто данной беседы общей системе воспитательной работы.

3. ќбусловленность выбора данных произведений искусства (музыка, живопись), (художественность, познавательный интерес учащихс€, доступность дл€ детей данного возраста).

4. —оставные части беседы. —оответствие содержани€ беседы поставленным цел€м.

5. ќценка вступительного слова учител€ как средства подготовки учащихс€ к эстетическому воспри€тию.

6. ќбеспечение целостного воспри€ти€ детьми музыкальных произведений (вступительна€ беседа, слушание-воспри€тие, анализ);

7. ќценка разбора произведений искусства с позиции:

Х ≈динства содержани€ и художественных средств;

Х ”чета возрастных особенностей школьников

Х ѕриемов активизации учащихс€ в ходе беседы; вы€вление личных впечатлений учащихс€, их наблюдательности, эстетических познаний и вкусов;

Х —в€зи с жизнью, с поведением учащихс€.

8. —тепень эмоционального воздействи€ материала беседы на учащихс€.

9. ѕоведение учащихс€, их отношение к беседе, заинтересованность.

10. ќценка выполнени€ требований, предъ€вл€емых к учителю, проводившему беседу: целеустремленность, эмоциональность, знание материала беседы, контакт с детьми.

11. ƒостигнуты ли поставленные цели.

ѕримерна€ схема художественно-педагогического анализа музыкальных произведений.

ѕроцесс активного воспри€ти€ школьниками музыки предполагает художественно-педагогический анализ музыкального произведени€. Ёта работа творческа€, зависит от эмоционального отклика школьников на музыку, от их интеллектуального уровн€ и от способности учител€ вести беседу-размышление как импровизацию на заданную тему. ƒл€ выработки профессиональной свободы в данном процессе студентам рекомендуютс€ ориентиры в виде схемы - Ђсолнышкої, где даны основные социально-музыковедческие позиции, на которых может строитьс€ диалог учител€ с учащимис€ по конкретному произведению. ѕри этом процесс размышлени€ о музыке может начинатьс€ с любой из этих позиций и продолжитьс€ любом пор€дке, не всегда вовлека€ каждую из них, раскрыва€ их более или менее полно в зависимости необходимости.

—хема анализа музыкального произведени€.

1.ѕринадлежность к одной из трех сфер: песне, танцу, маршу или песенности, танцевальности, маршевости.

2.—редства выразительности (элементы музыкальной речи), которые помогли разобратьс€ в этой музыке:

Х характер движени€ мелодии (плавно, отрывисто, поступенно, скачками)

Х темп (быстрый, медленный, умеренный)

Х лад (окраска светла€, темна€)

Х тембр

Х характер сопровождени€

Х форма (построение) музыки и пр.

3. —амосто€тельное произведение иди часть произведени€ крупного жанра.

4. Ќациональна€ принадлежность музыки. Ќародна€ или написана композитором.

5. »нтонационно-образна€ основа произведени€. «ерно интонации. –азвитие музыки. ћузыкальный образ. ћузыкальна€ драматурги€.

6.  акие мысли, идеи воплощены в музыке. ƒл€ чего создано это произведение.

7. »зобразительность музыки.

8. „ерты характера человека, выраженные в музыке, его настроение и чувства.

9. ќ каких событи€х рассказывает музыка.

10. ѕри каких жизненных обсто€тельствах могла звучать эта музыка.

ѕлан работы над песней.

1. Ќазвание песни.

2. јвторы стихов, музыки.

3. Ќотный и стихотворный тексты.

4. ’удожественна€ ценность и педагогическа€ целесообразность песни (кратка€ аннотаци€).

5. —оответствие песни возрастным, физиологическим, психологическим, общекультурным и музыкальным возможност€м детей конкретного класса.

6. “ема программы (четверти), в контекст которой включаетс€ песн€.

7. ћесто песни в системе уроков четверти, в конкретном уроке.

8.  руг вопросов по включению песни в урок и ее художественно-педагогическому анализу.

9. ѕервое представление песни и процесс ее разучивани€:

Х интонационно-образные особенности песни (вы€вление главных смысловых интонаций стихотворного текста и музыки);

Х распевание на отдельных интонаци€х без слов и с текстом;

Х учет характера, жанров основы интонаций, и их соответствие образному содержанию;

Х динамические, ритмические ладовые, темповые особенности интонаций, их соотнесение сообразным строем песни;

Х характер движени€ мелодии и сопровождени€;

Х интонационно-драматургическое развитие песни;

Х углубленное интонационно-образное воспри€тие песни путем исполнени€; использование наиболее €рких средств выразительности с помощью пластического интонировани€, игры на музыкальных инструментах, игровых моментов;

Х особенности многоголоси€ и работа над ним.

10. «аконченное исполнени€ песни (фрагмента ее).

11. ќбобщение по теме урока.

ћетодические рекомендации к проведению урока.

¬процессе подготовки к урокам об€зательно нужно:

1) определить уровни развити€ у учащихс€ умений и мотивов учебных действий;

2) сформулировать цели урока (обучающую, развивающую и воспитывающую), в том числе по формированию у учащихс€ умений учитьс€, самообразовательных умений;

3) осуществить поэлементный анализ содержани€ учебного материала урока, выделив пон€ти€, правила, законы, теории и прикладные знани€, а также основные (межпредметные) и специфичные дл€ данного предмета умени€; подобрать дополнительный учебный материал; наметить вид познавательной де€тельности (репродуктивна€, частично-поискова€, поискова€), в которой будет Ђработатьї каждый из выделенных элементов содержани€ учебного материала;

4) определить методы, средства и организационные формы обучени€, методы воздействи€ классного коллектива и учител€ на учащихс€;

5) продумать характер фронтальной, групповой, коллективной и индивидуальной работы учащихс€;

6) наметить методы контрол€ за де€тельностью учащихс€ и обучени€ их самоконтролю и самоанализу в процессе работы.

7) ѕри выполнении заданий научно-исследовательского направлени€ (наблюдение, диагностика музыкальных способностей) использовать материал книги:

  • јнисимов, ¬ладимир ѕетрович ƒиагностика музыкальных способностей детей: ”чеб.пособие дл€ вузов. »здательство: ¬ладос, 2004 г. (см. √л.4 ћетоды диагностики музыкальных способностей).
  • –адынова ќ. ѕ.,  атинене ј. »., ѕалавандишвили ћ. Ћ. ћузыкальное воспитание дошкольников. »здательство: јкадеми€, 2000 г.
  • »льина, ≈. –. ћузыкально-педагогический практикум: ”чебно-методическое пособие дл€ студентов высших учебных заведений / ≈. –. »льина. Ц ћ.: јкадемический проспект; јльма ћатер, 2008.

8) ѕри организации и проведении культурно-просветительской де€тельности необходимо знать следующее:

ѕодготовка и проведение концертно-просветительских программ - это вид школьной де€тельности, помогающий в достижении практически всех целей и задач, сто€щих перед детским музыкальным образованием, а именно:

Ј приобщение к музыкальной культуре;

Ј овладение навыками игры на инструменте на уровне домашнего музицировани€;

Ј профессиональное ориентирование наиболее одаренных детей;

Ј игра и пение в ансамбле, оркестре и хоре;

Ј возможность творческого самовыражени€;

Ј развитие навыков выступлени€ на сцене;

Ј удовлетворение потребности в признании и успехе.

 онцертные программы, объединенные общей темой, идеей, пробуждают интерес, обогащают знани€ми, сплачивают учеников, учителей и родителей.  роме того, они дают возможность дл€ достижени€ еще одной цели, может быть, самой важной: поделитьс€ своими знани€ми, умением, эмоци€ми, всем прекрасным, что дает искусство, со слушател€ми.

¬ основе данной статьи - опыт просветительской работы —ходненской детской школы искусств. Ёто концертные программы, подготовленные к знаменательным датам, праздникам, посв€щенные музыкантам и музыкальным эпохам, такие как Ђћихаил »ванович √линка. Ћичность и творчествої, Ђ–имский- орсаков и его современникиї, Ђћузыка эпохи бароккої, Ђƒвойной музыкальный портрет. √ендель и Ѕахї, Ђћоцарт Ц духовный мир эпохиї, ЂXX век. ѕрокофьев и Ўостаковичї, Ђ¬есеннее приношение. ћузыка ».ƒунаевскогої и другие.

 


 

“ребовани€ к оформлению конспекта проведени€ одной из форм просветительской де€тельности

  1. “итульный лист
  2. ÷ель и задачи проведени€ (образовательные, воспитательные, развивающие); оборудование, врем€ проведени€, музыкальный материал (авторы и названи€ произведений), ход проведени€ (подробное описание последовательности речи педагога с предполагаемыми ответами учащихс€).

 

ќформление плана пробного урока музыки:

 

1. “итульный лист

2. ¬торой лист

¬ид урока Ц

÷ель урока Ц

ќборудование Ц

  є п\п Ётапы урока, название произведений, композиторы «адачи к каждому этапу и к каждому произведению ћетоды и приемы работы ¬рем€
1.        

 

3. “ретий лист Ц подробное написание хода урока с предполагаемыми действи€ми учащихс€ (ответами детей).

 

—амоанализ пробного урока

1. “рудности, возникшие при подготовке к уроку______________________________

2. ”дачи и недостатки в ходе урока, их причины_______________________________

3. ѕредложени€ по улучшению урока_________________________________________

4. –ост своего мастерства: от каких недостатков, ранее встречавшихс€, избавилс€; какие знани€ и умени€ приобрЄл, нет ли повторени€ ошибок

___________________________________________________________________

»того:

ѕедагогическа€ практика оказалась дл€ мен€____________________________________

ƒл€ мен€ стало открытием___________________________________________________

ћо€ самосто€тельность про€вилась в__________________________________________

—амым интересным было____________________________________________________

я научилс€ (лась)____________________________________________________________

ћои предложени€____________________________________________________________

 

¬ рамках практической де€тельности среди студентов 5 курса проводитс€ ежегодный конкурс Ђћузыка в школе глазами будущих учителейї, где студентам предоставл€етс€ возможность выбрать номинацию ЂЋучший урок музыкиї, ЂЋучшее внеклассное зан€тиеї. —туденты, которые занимают призовые места имеют преимущества на государственных экзаменах, а также повышаетс€ рейтинг оценки по итогам практики.






ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 334 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

ƒаже страх см€гчаетс€ привычкой. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

804 - | 659 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.195 с.