Лекции.Орг
 

Категории:


Универсальный восьмиосный полувагона: Передний упор отлит в одно целое с ударной розеткой. Концевая балка 2 сварная, коробчатого сечения. Она состоит из...


Агроценоз пшеничного поля: Рассмотрим агроценоз пшеничного поля. Его растительность составляют...


Как ухаживать за кактусами в домашних условиях, цветение: Для кого-то, это странное «колючее» растение, к тому же плохо растет в домашних условиях...

I. Методические указания к изучению дисциплины



Учебное пособие

 

 

 


Хабаровск 2009

ББК Ф

П 56

 

Пономарёв Е. В. История политических и правовых учений (логико-структурные схемы) : учеб. пособие, 2-е изд. доп. и перераб. – Хабаровск : РИЦ ХГАЭП, 2009. – 124 с.

 

 

Рецензенты:

начальник Дальневосточного института повышения

квалификации ФСКН России, канд. юрид. наук,

доцент, заслуженный юрист РФ А.Н. Бабай

доктор ист. наук, профессор, зав.каф. истории и теории

гос-ва и права ДВ ГУПС М.А. Ковальчук

доктор философских наук, профессор, зав. каф.

социальной работы и социологии ДВГУПС Б.В. Смирнов

 

Утверждено издательско-библиотечным советом акаде­мии в качестве учебного пособия для студентов

 

В пособии раскрывается история политических и правовых учений на основе логико-структурных схем. Схемы позволяют лаконично и наглядно отразить содержание политико-правовых взглядов мыслителей прошлого, четче показать формы мировой политико-правовой мысли и тенденции её развития. При составлении схем учтены принципы дидактики с целью максимального облегчения усвоения сложного и объёмного материала дисциплины.

Пособие предназначено для студентов юридических образовательных учреждений, аспирантов, преподавателей и широкого круга читателей, интересующихся политико-правовыми проблемами.

 

© Хабаровская государственная академия экономики и права,2009

 

Отзывы на учебное пособие

 

«Оригинальность данного пособия состоит в том, что содержание политических и правовых учений излагается в схематическом виде. Автор удачно использовал дедуктивно-аксиоматический метод познания известного мыслителя Б. Спинозы. Это позволяет увидеть проблему в целом и деталях. Тем самым преодолевается недостаток многих учебников и учебных пособий по истории политических и правовых учений, которые грешат обилием фактического материала, бессистемным изложением
взглядов учёных на государственно-правовые аспекты. При этом в них теряется главное, самое существенное, что затрудняет изучение этой дисциплины. В данном пособии преодолевается этот недостаток». /

(Заслуженный юрист, канд. юрид. наук, доцент, начальник Дальневосточного института повышения квалификации Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков А.Н. Бабай).

 

 

«Пособие облегчает выяснение происхождения теоретических проблем не только юриспруденции, но истории и политологии, философии и социологии. Большое внимание уделено теологическим формам правосознания человечества. Их понимание позволяет делать прогностические выводы мировой ситуации.

Учебное пособие восстанавливает уважительное отношение к мыслителям прошлого, которое было утрачено в советский период из идеологических соображений, Например, к основателям теории правового государства и гражданского общества Канту и Гегелю, к теоретикам юридического позитивизма Джону Остину и Кельзену.

В пособии тщательно проанализировано происхождение и развитие
социалистической доктрины государства и права, её сильные и слабые стороны,
Подробно показана советская практика её реализации, вскрываются причины провала
этого грандиозного исторического эксперимента».

(Доктор исторических наук, профессор, зав. каф.истории и теории государства и права ДВ ГУПС М.А. Ковальчук).

 

 

«Логико-структурные схемы учебного пособия помогают студентам и преподавателям легко ориентироваться в проблемах политической истории, осмысливать исторические ситуации, развивать кругозор.

Пособие возрождает уважение к выдающимся мыслителям человечества,
создававшим римское частное право и юриспруденцию как науку порядка и противодействия классовой борьбе и социальным конфликтам.

В учебном пособии существенное внимание уделено мифологической и теологической ступеням правосознания, их важной роли в развитии научного мировоззрения человечества.

Учебное пособие выходит за рамки простого повторения учебников по истории
политических и правовых учений. Оно вносит новые аспекты понимания
политической истории и правосознания. Заставляет по-новому взглянуть на мировые
проблемы человечества».

(Доктор философских наук, профессор, зав. каф. социальной работы и социологии ДВ ГУПС Б.В. Смирнов).

 

ПРЕДИСЛОВИЕ к 2-му изданию

 

Первое издание учебного пособия по истории политических и правовых учений было опубликовано до событий 11 сентября 2001 года. Чудовищный теракт открыл новую эпоху противостояния в мире. На смену борьбы двух противоположных систем ХХ века в ХХI веке пришла угроза международного терроризма. Его источником стала агрессивная часть идеологии мусульманского Востока (см. схемы 23–26). С другой стороны, под прикрытием борьбы с международным терроризмом идёт передел энергетических ресурсов мира.

США оккупировали Ирак, Афганистан, блокируют Иран.

Теракты больно ударили по новому демократическому курсу России: Чечня, Москва, Беслан. Под прикрытием борьбы с международным терроризмом определённые силы стремятся утвердить мировое господство. Дестабилизация обстановки в России на руку тем, кто мечтает поживиться необъятными ресурсами великой страны.

Однако за семь прошедших лет этим замыслам осуществиться не удалось. Россия выдержала все испытания, устояла. Залогом устойчивости страны явилась здравая правовая политика нового руководства государством.

Второе издание учебного пособия обновлено учебной литературой, изданной в последние годы. Внесены коррективы и уточнения в схемы и темы.

По всем темам и разделам разработаны тесты, облегчающие студентам усвоение содержания курса. Сочетание учебного пособия с практической работой над тестами оправдало себя. Повысилась системность и глубина изучения курса истории политических и правовых учений. Улучшилось понимание проблем теории государства и права. Удалось поднять интерес к проблемам правосознания человечества, преодолеть нигилизм к мифологической и теологической формам правосознания.

Серьёзное дополнение внесено в мифологическую форму развития правосознания человечества. Разработка мифологического образа правосудия в Древней Греции и Риме показывает мудрость и дальновидность мыслителей древности, актуальность поставленных ими проблем. Много внимания уделяется осмыслению принципов юридического позитивизма.

Второе издание учебного пособия подготовлено в период стабилизации демократического курса России. Впервые в истории России произошла безболезненная разумная смена власти. Впервые после распада СССР 9 мая 2008 года проведён военный парад современных вооружений. Он продемонстрировал возрождённое могущество Российской державы. Впервые в истории России во главе государства встал самый молодой правитель – 42 года! Новое руководство попало в полосу испытаний: грузинская агрессия в Цхинвале, газовая проблема с Украиной, мировой финансовый кризис. Все эти трудности уверенно и достойно преодолеваются. Залогом успеха новых правителей страны является их высокая правовая и политическая культура.

 

 

26.06. 2009г. Доцент Е.В. Пономарёв

 

 


Содержание

 

Часть I

История политических и правовых учений

Древнего мира и Средневековья

Введение
I. Методические указания к изучению дисциплины «История политических и правовых учений» (ИППУ).  
  1. Место ИППУ.
  2. Иппу и философия.
  3. Особенности развития государства и права на Западе и Востоке.
  4. Политико-правовой путь
II. Древний Восток: Естественное право
  1. Первые политические учения. Естественно-божественное право. (Египет, Вавилон).  
  2. Персия: Зороастризм.
  3. Древняя Индия.
  4.Будда (просветленный)
  5. Древний Китай: Конфуций.
  6. Естественное и позитивное право Востока.
III. Античный мир: Позитивное право
  1. Древняя Греция.  
    Родина Разума. Мифологический образ правосудия.
    Великий спор: Платон – Аристотель.
    Полибий: теория исторического круговорота
  2. Древний Рим.
    Рим покорял мир трижды
    Периодизация государства и права Древнего Рима.
    Римское право: зарождение, расцвет, упадок.
    Марк Тулий Цицерон.
    Пять звезд римского права.
    Римские юристы о праве.
    Кодификация Юстиниана.
IV. Средние века: Теологическое право
  1. Христианство.
    Принципы
    Концепции Рая и Ада
    Библия.
    Августин Блаженный.
    Ф. Аквинский: томизм и неотомизм.
    М. Падуанский: светская теория государства и права.
  2. Протестантизм Лютера и Мюнцера. Кальвинизм.
  3. Ислам.
  4. Мировые религии.

Часть II

История политических и правовых учений

в Новое и Новейшее время

 

I. XVI-XVIII века. Эпоха перехода от абсолютизма к демократии, от Веры к Разуму
  1. Италия. Макиавелли – макиавеллизм.
  2. Франция. Боден – государственный суверенитет.
  3. Англия–Италия. Мор, Кампанелла – социализм.
  4. Голландия. Г. Гроций – теория естественных прав.
  5. Б. Спиноза – теория демократии.
  6. Англия. Гоббс – Локк – порядок или свобода.
  7. Ч. Беккариа – нравственные начала государства.
  8. Франция. Монтескьё: классификация форм государства.
  9. Принцип разделения властей Монтескьё.
  10. Принципы народного суверенитета Руссо.
  11. Франция. Робеспьер – о революционном правлении.
  12. США. Пейн – о революционной демократии.
  13. Джефферсон – о демократической республике.
  14. США. Проблема разделения власти по вертикали.
  15. Конституция США 1787 – компромисс политико-правовых идей.
  16. Германия. Правовое государство Канта.
  17. Философия права и гражданское общество Гегеля.
  18. Историческая школа права.
II. XIX–ХХ века. А. От рационализма к позитивизму
  1. Либерализм Б. Констана.
  2. Утилитаризм и позитивизм И. Бентама.
  3. Социальная утопия Фурье.
  4. Позитивизм и социократия О. Конта.
  5. Иеринг – социологическая школа права.
  6. Кельзен – нормативистская школа права.
  7. Петражицкий – психологическая школа права.
  8. Юридический позитивизм: Бентам – Д. Остин – Кельзен.
  9. Социологическая школа: Иеринг – Дюги – Эрлих.
  10. Психологическая школа права: Кант – Петражицкий.
Б. От демократии к социализму и тоталитаризму
  1. Социализм от Мора до Маркса:
    2. Марксизм а) три источника; б) материалистическое понимание истории; в) ступени коммунистической формации; г) человек в теории марксизма.
  3. Маркс – Бакунин.
  4. Ницше.
  5. Ленинизм и практика социализма. Крушение иллюзий.
III. ХХ век. Современные концепции государства и права
  1. политико-правовой идеал М. Ганди.
  2. Демократический идеал Сунь-Ятсена.
  3. Социологическая юриспруденция ХХ века.
  4. Теория «конвергенции» в современной политической концепции государства.  
  5. Возрождённое естественное право.
6. Сущность права Заключение
Библиографический список
         

 

Введение

История политических и правовых учений относится к числу мировоз­зренческих юридических дисциплин. Она раскрывает закономерности про­цесса развития знаний о государстве и праве, о принципах общественного устройства, о взаимодействии государства с обществом и человеком.

Предмет «История политических и правовых учений» дополняет объек­тивную логику исторического процесса развития государства и права логи­кой субъективной, то есть показывает, как отражались в сознании людей (мыслителей, философов) формы государственности и нормы регулирования общественных отношений.

Взгляды мыслителей всегда зависели от условий, в которых они жили. На них влияли интересы различных социальных групп. Поэтому их взгляды при­обретали идеологический характер. Разногласия и споры мыслителей отра­жали классовые противоречия в обществе, вечное противоборство элитарных и эгалитарных тенденций, которые были конфликтны и вели к социальным потрясениям. Выдающиеся мыслители стремились найти такую политико-правовую конструкцию, которая позволяла бы предотвращать конфликты и достигать компромисса и порядка, многовековой стабильности.

Мировоззрение человечества не универсально. Сегодняшний мир много­полярен. Он разделён на несколько политико-правовых зон: романо-герман­ская, англосаксонская, арабо-мусульманская, индо-буддийская, конфуциан­ско-буддийская, синтоистская. Большинство населения планеты находится в сфере Веры (естественного божественного права), меньшинство – в сфере Ра­зума (позитивного права). В целом оно движется от мифологической ступени познания к религиозной, от религиозной к философской, от философской к научной. Темпы продвижения к научному мировоззрению и правосознанию в различных ареалах планеты различны.

Переход человечества к цивилизации начался в конце IV тысячелетия до н.э. на Востоке (Египет, Междуречье, Индия, Китай). На западе народы (Гре­ция, Рим) вступили на этот путь два с половиной тысячелетия спустя (начало 1-го тысячелетия до н.э.). К VI в. до н.э. политико-правовая мысль Востока прошла путь от мифа к теософии (буддизм, даосизм), на Западе она развивалась: в Греции – от мифа к рационализму (открытию принципа справедливости), в Риме – к юриспруденции (новой отрасли знания и деятельности, основанной на этом принципе).

На этом перекрестке пути развития человечества разошлись: политико-правовая мысль Востока застыла на уровне Веры и Деспотизма, обеспечив народам этих стран вплоть до XX в. стабильность, прочность и долговеч­ность. На Западе, в Европе, гибель Римской империи привела к утрате на ты­сячу лет «писаного разума», возврату к Вере – христианскому божествен­ному праву. Лишь к ХХ веку в Европе завершается возврат к разумному праву через рецепцию римского права во Франции (Кодекс Наполеона), в Германии (Германское гражданское уложение), в Англии в связи с развитием права Справедливости.

Такова канва истории политико-правовых взглядов.

В основе учебного пособия дидактические единицы, установленные Министерством образования и науки Российской Феде­рации для курса «История политических и правовых учений» (государствен­ный стандарт ОПД.2 специальности «Юриспруденция»).

Данное учебное пособие не претендует на полный охват мировой по­литической и правовой мысли. Написано в допол­нение к учебникам. Задача – выделить наиболее важные тенденции развития политико-правовой мысли и выразить их в наглядной лаконичной форме, в виде логико-структурных схем. Тем самым автор преследовал цель – облегчить студентам усвоение обширного материала, сделать его более доступ­ным.

Идею применения в юриспруденции дедуктивно-аксиоматического ме­тода познания, как в математике и геометрии, выдвинул в 1675 году Б. Спиноза. Данное пособие представляет попытку применения этого ме­тода к истории политических и правовых учений (ИППУ). Этот метод раз­вивает дедуктивное мышление, способность увидеть проблему в целом, а потом вникать в её детали; облегчает возможность беглого обзора развития политико-правовой мысли человечества и усвоения её закономерностей.

Автор работал над составлением схем данного пособия более 15 лет. В работе участвовали студенты очной и заочной форм обучения. Созданы сотни вариантов схем. Некоторые студенты находили оригинальные формы отражения политико-правовой мысли. Их варианты были учтены при разработке пособия.

Ключевую роль в ИППУ занимают споры по проблемам государства и права. Например, знаменитый спор Платона – Аристотеля о формах госу­дарства и сущности права. Здесь выявился целый букет коренных проблем человечества, вокруг которых кипят страсти уже 2,5 тысячи лет. Фактически в этом споре родилась теория государства и права, основа юриспруденции.

Известна формула Гоббса: «Если бы геометрические аксиомы затраги­вали интересы людей, то и они, наверняка, опровергались бы». Коренное предназначение юриспруденции – найти объективную универсальную норму регулирования общественных отношений. ИППУ убедительно по­казывает, как упорно шёл поиск такого вектора права. Как часто казалось, что он найден, и с какой фанатической убеждённостью стремились его внедрить. И какое жестокое разочарование наступало, когда это не удава­лось, когда результат оказывался противоположным замыслу.

Особенно ярко это видно с претворением в жизнь радикальных идей Руссо в период якобинской диктатуры. Поучительна трагедия Ленина с насильственным внедрением системы социализма в России, когда через пять лет он вынужден был написать в Завещании: «Нам нужен коренной пересмотр всех наших взглядов на социализм…» Поучительны пере­стройки социализма и демократии Хрущёва, Горбачёва, Ельцина. Крыла­той стала фраза: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». В ИППУ немало примеров таких политико-правовых просчётов.

Современная жизнь вызывает острую необходимость чаще и глубже осмысливать уроки истории государства и права.

I. Методические указания к изучению дисциплины

«История политических и правовых учений» (ИППУ)

Приступая к изучению ИППУ, следует уяснить, что это один из сложнейших предметов, сочетающий знания юридические (теория государства и права + отрасли права) с историческими (всеобщая история государства и права). Кроме того, этот предмет мировоззренческий, а следовательно, философский, который требует хорошей ориентации в вопросах онтологии, гносеологии и аксиологии.

Первое, на что нужно обратить внимание, – это ПЕРИОДИЗАЦИЯ. Она многоаспектна. Она может быть хронологической, антропологической или материальной и делиться по способу производства материальных благ, по основным орудиям труда и материалам, из которых они изготовлены, по формам организации трудовой деятельности людей (коллективный или индивидуальный труд), по формам собственности на основные средства производства и социальной организации (рабство, феодализм, капитализм, социализм), по формам мировоззрения (мифологическое, религиозное, философское, научное) и уровню культуры; по формам государства и права (монархия или республика, естественное или позитивное право), по степени зависимости человека от природы и освоения планеты и космоса (эпоха великих географических открытий и космическая эра), по уровню его зависимости от общества и государства (мера свободы), по уровню равенства и справедливости, и т.д.

Все эти факторы оказывают влияние на формы государства и права. Поскольку все они изменчивы, меняется и сущность права.

Осмысливая периодизацию истории человечества, прежде всего нужно усвоить ступени выделения человека из природы: дикость, варварство, цивилизация. Темпы развития геометрические: более 1000 тысячелетий дикости, 50 тысячелетий варварства, всего 5 тысячелетий цивилизации. На каждой из этих ступеней своя организация, свои отношения. впервые в истории анализ развития этих отношений представлен в XIX в. в работе Л.Г. Моргана «Древнее общество, или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации» и в работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

Для изучающего ТГП особенно важно установить коренное отличие цивилизации от варварства. Это замена родового строя государственным. «Civil» – латинское слово. Означает оно город. По-русски «город» – это «огород», огороженная территория, где проживают люди, объединённые не родством, а территорией. Это первый признак государства. Отсюда защита границ, территории приобрела священный родовой признак (Родина, Отечество, патриотизм). Остальные признаки производные – публичная власть, налоги, законы, общность языка и экономической жизни, культуры, веры и образа жизни.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ имеет свои ступени и темпы развития, свою хронологию: 3,5 тысячелетия – Древний мир, 1,0 тысячелетие – Средневековье, 0,5 тысячелетия – Новое время.

НОВОЕ ВРЕМЯ делится на свои века и эпохи:

- эпоха Возрождения и гуманизма (XIII–XV вв.);

- эпоха великих географических открытий (XV–XVI вв.);

- эпоха Реформации (XVI век);

- эпоха научной революции и век Просвещения (XVII–XVIIIвв.);

- эпоха буржуазных революций (XVII–XVIII вв.);

- эпоха промышленного переворота (конец XVIII в. – XIX в.);

- эпоха перехода от абсолютизма к демократии, становлению гражданского общества и романо-германской и англосаксонской правовых систем (XIX в.);

- Новейшее время – ХХ век.

НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (ХХ в.) оказалось еще более динамичным.

1-я половина:

- эпоха империализма, мировых войн и революций;

- эпоха становления и крушения фашиcтского тоталитаризма, распада колониальной системы.

2-я половина:

- эпоха научно-технической революции, космической эры и конвергенции;

- эпоха крушения тоталитарного социализма, становления правовых социальных государств.

История политических и правовых учений развивается на фоне этих всемирно-исторических событий и явлений. Поэтому понимание того или иного учения, логики размышления над проблемами государства и права философов и юристов может быть достигнуто только с учётом обстановки и времени, в которое они жили. Задача студента – уловить тенденции развития государства и права в связи с философскими, социальными, политическими и экономическими тенденциями эпохи.

Важен философский аспект ИППУ. Вспомните, римская юриспруденция выросла из греческой философии. Практика регулирования рыночных отношений римского государства привела к замене квиритского (божественного) права преторским (разумным).

В отличие от Востока, который законсервировался на теософическом принципе Добра (буддизма) и патерналистском Добродетели (конфуцианство), Запад перешёл к регулированию частных и общественных интересов на основе рационалистического принципа Справедливости, создав позитивную систему и науку о праве – юриспруденцию.

В учебнике В.С. Нерсесянца на стр. 91–102 и в его «Философии права» на стр. 430–438 приводятся размышления римских юристов над этим принципом. Право (jus) является корнем слова «справедливость». Однокоренные слова – «правило», «правда», «правление», «правосудие», «православие» и другие. Этот принцип выражен в мифологическом образе богини Фемиды.

Вдумайтесь в смысл этого образа. Задайте себе вопросы. Почему правосудие выступает в образе женщины, а не мужчины? Почему у неё завязаны глаза? Что означают весы в одной руке и меч в другой? Ответы на эти вопросы позволят вам понять принципы правосудия античного мира.

Служить Фемиде (справедливости) благородно, но и опасно. Трагична судьба Цицерона, Папиниана, Ульпиана. Прочитайте об этом в учебнике В.С. Нерсесянца на стр. 82, 100. разве не достойна поклонения их принципиальность?

«Jus», «юстиция», «юриспруденция» – это однокоренные слова, производные от латинского jus – «справедливость». Однако понимание сущности права на заре философского рационализма вызвало разногласия между учителем (Платон) и учеником (Аристотель). Широко известно знаменитое изречение Аристотеля: «Amicus Plato, sed magis amica (est) veritas!», которое касается сущности права. Только теперь эта фраза научно осмысливается.

Более 2 тысячелетий продолжается спор об уравнительном и распределительном принципах равенства. Знакомство с выступлениями депутатов Российской Государственной думы доказывает вечную актуальность этого спора.

Существо противоположных правовых позиций Платона и Аристотеля можно представить следующей логико-структурной схемой.

 

Справедливость

Платон Аристотель

Это равенство: Это равенство:

- уравнительное - распределительное

- арифметическое - геометрическое

- социальное - политическое

в формулах:

Р = Спр Р ¹ Спр

Спр = уравнит. Р Спр = распред. Р


Обратите внимание на ведущие проблемы курса, которые отражены в следующих структурных схемах.

 





Дата добавления: 2016-11-22; просмотров: 412 | Нарушение авторских прав


Рекомендуемый контект:


Похожая информация:

Поиск на сайте:


© 2015-2019 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.014 с.