Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒраматургические основы социально-культурных технологий 1 страница




“аблица 1. ‘ункции социально-культурных технологий.

‘ункции социально-культурных технологий
ѕервичные ¬торичные
отражают содержание современной социально-культурной де€тельности, суть и назначение того или иного социально-культурного института нар€ду с первичными функци€ми одновременно по€вл€лись и вторичные, социально востребованные и практически направленные функции.
- социализирующа€ функци€, котора€ про€вл€етс€ в педагогических технологи€х воспитани€, образовани€, просвещени€; - творческа€ функци€, реализуема€ с помощью технологий духовного производства, инновации, индивидуального и группового творческого труда; - коммуникативна€ функци€, характерна€ дл€ информационных и информационно-поисковых технологий, технологий общени€; - рекреативна€ функци€. - образовательна€, - просветительна€, - идеологическа€, - жизнеобеспечивающа€, - досугова€ и другие функции.  

 

—оциально-культурные технологии отвечают определенным методологическим требовани€м или, как их часто называют, критери€м:

- ÷еленаправленность технологической системы, указывающа€ на то, что полученный результат не случаен, а проектировалс€, и дл€ его достижени€ была создана конкретна€ программа или проект;

- —истемность, указывающа€ на то, что социально-культурные технологии это определенна€ система действий, средств и методов, соединенных определенной целесообразной логикой их использовани€ в конкретных услови€х, котора€ позвол€ет добиватьс€ достижени€ запланированных результатов;

- јктуальность, про€вл€юща€с€ в решении конкретных воспитательных проблем и затруднений, которые удаетс€ преодолеть в практике, использу€ данную технологию;

- Ёффективность, гарантирующа€ достижение определенных стандартов, заложенных в за€вке и задании на выполнение социально-культурного проекта или программы.

- ¬оспроизводимость, подразумевает возможность неоднократного их применени€, повторени€, воспроизведени€ в учреждени€х и организаци€х, обладающих статусом социально-культурного центра.

¬ подходах к классификации социально-культурных технологий существует несколько уровней. “ак, на самом распространенном уровне можно говорить о разделении этих технологий на два больших вида: нормативные и институциональные.   нормативным относ€тс€ социально-культурные технологии, представл€ющие совокупность исторически сложившихс€ норм поведени€ и де€тельности групп населени€. ѕри этом масса нормативных социально-культурных технологий, например, ассоциируетс€ с такими €влени€ми духовной культуры, как фольклор, игра, народные промыслы и ремесла, нравственные или эстетические нормы и принципы и т. д.   институциональным социально-культурным технологи€м относ€тс€ технологии, которые об€заны своим рождением тому или иному социально-культурному институту, учреждению, центру или профессиональному объединению людей, занимающихс€ конкретным видом социально-культурной де€тельности. »сточником дл€ возникновени€, обогащени€ и использовани€ таких технологий €вл€ютс€ организационно оформленные и признанные обществом крупнейшие социальные институты - искусство, наука, образование, спорт, арми€, церковь, сеть средств массовой информации и коммуникации и другие.

¬ зависимости от того, на каком уровне разрабатываютс€ и внедр€ютс€ технологии, можно выделить:

Х крупномасштабные технологии на уровне страны, рес≠публики, региона;

Х макротехнологии в отдельных городах, трудовых объе≠динени€х, социальных и общественных институтах и т.д.;

Х микротехнологии направленные на конкретные общественные процессы и рассчитаны на небольшие группы людей.

ќднако, данные классификации представл€ютс€ довольно обобщенными и не отражают всю специфику и многообразие социально-культурных технологии. ¬ св€зи с этим современные исследователи в области социально-культурной де€тельности предлагают свои подходы к систематизации и классификации социально-культурных технологий.

≈.».√ригорьева придерживаетс€ традиционного подхода и в основу классификации кладет методический признак. ¬ предложенной ею классификации социально-культурные технологии подраздел€ютс€ на три группы [1, —.15-16].

ќбщие технологии Ц это группа технологий, ориентированных на процессы, характерные дл€ всей социально-культурной де€тельности и охватывают основные закономерности разработки и использовани€ средств, форм и методов в целом, наиболее типичные услови€ и универсальные способы социально-культурной де€тельности (пример: процесс внедрени€ хозрасчетных механизмов в практику учреждений культуры и досуга).

‘ункциональные (отраслевые) технологии в своей основе содержат различные направлени€ социально-культурной де€тельности, т.е. совокупность методов и средств дл€ реализации определенного содержани€ сферы культуры и досуга.   данной группе автор относит:

- технологию информационно-познавательной и просветительной де€тельности;

- технологию организации самоде€тельного творчества и любительских объединений;

- рекреативно-оздоровительные технологии социально-культурной де€тельности.

ƒифференцированные (частные) технологии представл€ют собой систему мер, направленных на работу с отдельными категори€ми населени€ и различными возрастными группами и подраздел€ютс€ на:

- технологии организации досуга детей и подростков;

- технологии организации молодежного досуга;

- технологии организации досуга;

- технологии организации досуга лиц среднего и пожилоговозраста.

√.Ќ.Ќовиковатворчески переосмыслив систему упор€доченных образовательных технологий, разработанную √. .—елевко, предложила классифицировать социально-культурные технологии по уровню применени€ [4, —.29-32].

√руппа 1 Ц крупные методико-технологические структуры.   ним относ€т структуру целостного технологического процесса; последовательно реализуемые структурные блоки организации коллектива; структурные звень€ организации различных видов де€тельности.   этой группе можно отнести структуры целостных региональных проектов и программ, в которых реализуютс€ структурные блоки и звень€ одного из направлений де€тельности или отрасли знани€. ѕример Ц отраслева€ программа Ђ ультура против наркотиковї.

√руппа 2 Ц технологические микроструктуры. ќни используютс€ в разнообразных формах социально-культурной работы. ѕодобные микроструктуры представл€ют собой своеобразный организационный каркас, определ€ет путь к достижению намеченной цели. ѕример Ц каркасные сценарии в разговорных шоу, презентаци€х и других формах, имеющих жесткую структуру.

√руппа 3 Ц технологические системные формообразовани€. ¬ эту группу вход€т социально-культурные технологии, основанные на передовой, новаторской практике и используютс€ при разработке какой-нибудь комплексной темы. Ќапример, празднование ƒн€ ѕобеды предполагает устойчивую, последовательную систему форм де€тельности (встречи с ветеранами, походы по местам боевой славы, праздничные концерты и др.). “аким образом, можно сказать, технологические системы, объединенные в данной группе, представл€ют собой подборку взаимосв€занных, последовательно взаимодействующих форм, направленных на формирование общественно значимых идеалов, свойств личности, черт характера.

√руппа 4 Ц технологические приемы, которые вход€т в состав той или иной технологической системы и €вл€ютс€ частными способами решени€ конкретных социально-культурных задач. “ак, при организации культурно-досуговой программы, использу€ приемы драматургии можно поставить программу как сказку, мюзикл, театрализованный суд или др.

√руппа 5 Ц технологические звень€. ¬се технологические структуры состо€т из отдельных частей Ц звеньев (целей, диагностики, методов и др.), которые тесно взаимосв€заны между собой. Ќесмотр€ на то, что каждое звено может иметь самосто€тельное педагогическое значение, нужно помнить, что при потере хот€ бы одного звена, вс€ де€тельность может стать неуправл€емой.

√руппа 6 Ц методико-технологические цепочки, представл€ющие собой сумму взаимосв€занных, последовательно взаимодействующих приемов, методов, способов, заданий, которые обеспечивают закрепление различных знаний, умений, навыков, социально-значимых форм и привычек поведени€ через творческие работы (постановку спектаклей на актуальную тему, организацию выставки творческих работ, отражающих острые, конфликтные ситуации). ѕодобные действи€ (задани€) выстраиваютс€ в своеобразную методико-технологическую цепочку, формирующую определенный стиль де€тельности. –ежим работы кружков, работа с активом, система поручений и др. так же могут быть выстроены в технологическую цепочку, отрабатывающую алгоритм активной общественной жизни.

√руппа 7 Ц технологизированные формы учета результатов де€тельности, к которым относ€тс€ анкеты, листки отчетности, тесты, опросы, наблюдени€, самоанализ выполненной работы и оценка ее качества. ѕодобный учет дает возможность при необходимости проводить коррекцию работы.

√руппа 8 Ц технологические средства. ќни могут быть включены в процесс как отдельные звень€ (компьютеры, принтеры, сканеры, приборы и аппараты), так и в качестве самосто€тельной технологической цепочки (компьютерные клубы, интернет-кафе и др.).

¬ качестве логических оснований дл€ классификации социально-культурных технологий “.√. иселева и ё.ƒ. расильников выдвинули три их наиболее общих, характерных признака:

1) исторически сложившийс€ содержательный признак;

2) функциональный или процессуальный признак;

3) демографический, специализирующийс€ на субкультурных стратах [3].

»сторико-содержательный признак охватывает значительную группу технологий, которые, в свою очередь, поделены на более мелкие подгруппы.

1. ќздоровительные технологии.   ним относ€тс€ медико-биологические, валеологические, курортологические, лечебно-профилактические, спортивно-оздоровительные.

2.  ультуроориентированные технологии: изучени€, сохранени€, восстановлени€ (реставрации), освоени€ и использовани€ культурных ценностей в современной среде.

3.  ультуротворческие технологии: технологии создани€ и развити€ культурных ценностей, технологии творческого развити€ детей, подростков и взрослых.

4. Ёкологические или природоориентированные технологии: технологии изучени€, освоени€ и охраны природной среды и природных ресурсов в процессе досуга.

5. “ехнологии предпринимательства и экономического обеспечени€ в социально-культурной сфере: коммерческие и некоммерческие, маркетинговые и рекламные, благотворительные и социально-защитные.

ѕо функциональному или процессуальному признаку объединены еще несколько подгрупп.

1. ќбразовательные, обучающие и просветительные технологии.

2. »нформационно-рекламные и коммуникативные технологии.

3. “ворчески развивающие и формирующие технологии.

4. –екреационные, развлекательно-игровые, художественно-зрелищные технологии.

5.  омпенсирующие технологии: реабилитационные, коррекционные, адаптационные.

6. “ехнологии социального прогнозировани€, программировани€, проектировани€, творческого моделировани€.

—огласно третьему признаку Ц социально-демографическому Ц выдел€ют следующие подгруппы технологий.

1. »ндивидуально ориентированные технологии (авторские, частные и др.) в социально-культурной среде.

2. —пециализированные или групповые технологии, ориентированные на различные группы населени€ и социальные общности (семейные, возрастные и разновозрастные, социальные, профессиональные, конфессиональные и этнические).

3. ћассовые, общедоступные технологии социально-культурной де€тельности и технологии общественных св€зей.

¬ отдельную группу авторы выдел€ют технологии, которые объедин€ютс€ по признаку инноватики и механизма осуществлени€ нововведени€. —юда вход€т следующие подгруппы.

1. “радиционные и нетрадиционные, или альтернативные, инновационные технологии.

2. “ехнологии, построенные с учетом распространенности нововведений: единичные, осуществл€емые на одном из объектов, распространенные более широко и охватывающие р€д объектов, распространенные на весь процесс де€тельности.

3. «авершенные и незавершенные, успешные и неуспешные нововведени€.

“аким образом, нами были рассмотрены несколько вариантов классификаций социально-культурных технологий. Ќесмотр€ на их многообразие и многозначность они не охватывают всю палитру современных технологий социально-культурной де€тельности. —егодн€, на р€ду с предложенными, существуют и другие варианты классификаций социально-культурных технологий: по основным видам де€тельности и направлени€м формировани€ личности, сферам общественной жизни и др.

 

 

Ћ»“≈–ј“”–ј:

1.√ригорьева, ≈. ». —овременные технологии социально-культурной де€тельности: учебное пособие / под. науч. ред. проф. ≈. ». √ригорьевой. Ц “амбов: ѕершина, 2004. Ц 512 с.

2.∆арков, ј. ƒ. “ехнологи€ культурно-досуговой де€тельности: учебно-методическое пособие / ј.ƒ. ∆арков. Ц 2-е изд., перераб. и доп. Ц ћ.: ћ√” », 2002. Ц 288 с.

3.  иселева “.√.,  расильников ё.ƒ. —оциально-культурна€ де€тельность: ”чебник. /“.√. иселева, ё.ƒ. расильников. Ц ћ.: ћ√” », 2004. Ц 539 с.

4.Ќовикова, √. Ќ. “ехнологические основы социально-культурной де€тельности: учебное пособие / √.Ќ.Ќовикова. Ц ћ.: ћ√” », 2010. Ч 158 с.

5.—елевко, √.  . —овременные образовательные технологии. ”чебное пособие / √.  . —елевко. Ц ћ.: Ќародное образование, 1998. Ц 256 с.

 

¬ќѕ–ќ—џ » «јƒјЌ»я ƒЋя —јћќѕ–ќ¬≈– » —“”ƒ≈Ќ“ќ¬

 

1. „то представл€ют собой социально-культурные технологии? –аскройте сущность пон€ти€.

2. ƒайте характеристику основных структурных составл€ющих технологического процесса в социально-культурной де€тельности.

3. ¬ чем заключаетс€ специфика технологий, примен€емых в социально-культурной сфере?

4.  акие есть подходы к классификации социально-культурных технологий?

5. ќхарактеризуйте классификацию социально-культурных технологий по методическому признаку.

6. ƒайте характеристику социально-культурных технологий, классифицированных уровню применени€.


ƒ–јћј“”–√»„≈— »≈ ќ—Ќќ¬џ —ќ÷»јЋ№Ќќ- ”Ћ№“”–Ќџ’ “≈’ЌќЋќ√»…

ƒраматурги€ культурно-досуговых программ Ц важна€ часть технологии — ƒ, имеюща€ свои специфические особенности, а также общие черты, присущие другим видам драматургии. «ародившись еще в античные времена, драматурги€ в насто€щее врем€ получила свое дальнейшее развитие и разнообразные ее виды: драматурги€ театра (пьеса), кинодраматурги€, радиосценарий, телесценарий. ќсобое место в этой системе занимает драматурги€ культурно-досуговых программ, как сюжетно-образна€ концепци€ массового действа, где само драматургическое действие создаетс€ через выстраивание и проигрывание сюжетно-образного решени€ программы [8,с.342].

ќ становлении и развитии драматургии культурно-досуговых программ, о ее специфике и природе про€влени€ достаточно широко и глубоко освещено в научной литературе [5,7,12,13,17]. »стоки теории драматургии  ƒѕ идут от начала 20-30-х г. XX столети€, ко времени по€влени€ агитационно-художественных бригад, Ђ∆ивых газетї, Ђ—иних блузї и многое другое. ƒоминирующими признаками этих форм были сценичность, действенность, конфликтность и основные особенности драматургии  ƒѕ, зафиксированные в это врем€, такие как; документальность, оперативность, синтетичность, эпизодное построени€ действи€, активизаци€ аудитории получили сегодн€ свою дальнейшую разработку.

–ассматрива€ драматургию  ƒѕ как важную часть технологии культурно-досугового процесса, необходимо подчеркнуть, что она имеет свои специфические особенности.

1) Ёто драматурги€ факта, конкретного событи€, реальность жизни геро€ и места действи€, показанного €рко, с эмоциональной убежденностью в его достоверности, которые создают основу дл€ психологического воздействи€ на аудиторию.

2) ƒраматурги€  ƒѕ максимально приближена к местной действительности, св€зана с жизнью конкретного трудового коллектива и основана на коллективной самоде€тельности масс, позвол€юща€ активно включитьс€ в конкретное и неповторимое действи€ праздника, обр€да и т.д.

3) ¬ отличие от театральной драматургии зритель Ц активный участник событи€ программы, дл€ этого ввод€тс€ разнообразные приемы его активизации (художественные, игровые, журналистские, режиссЄрские), рассчитанные на определенное коллективное поведение аудитории.

4) —обирательный характер драматургии  ƒѕ ее следующа€ особенность. Ќар€ду с реальными событи€ми, документальным материальным материалом, она использует все художественные средства выразительности дл€ создани€ художественно Ц образного решени€ программы.

5) ¬ключение в  ƒѕ реальных гостей, людей интересной судьбы, участников тех или иных событий, олицетвор€ющих трудовую де€тельность, Ђбиографию страныї и т.д. √ерой драматургического произведени€ Ц наш современник или его художественный образ, построенный на прототипе Ц современнике.

6) —пецифической чертой драматургии  ƒѕ €вл€етс€ то, что она создаетс€ компил€тивным путем, с использованием метода монтажа с помощью единого художественно-образного драматургического хода, который Ђкрасной нитьюї проходит через все содержание и становитс€ его цементирующим началом. ѕоскольку драматург и режиссер очень часто выступают в одном лице, этот ход называют Ц сценарно-режиссерским, способствующим созданию определенной целостности культурно-досуговой программы.

ќсновные компоненты драматургии.

ќсновные драматургические компоненты определены театральной драматургией (наличие действи€, конфликта, сюжета, композиции и т.д.), но и другие виды драматургии привнесли свои особенности, которые только обогатили драматургию культурно-досуговых программ. "ƒрама" в переводе с древнегреческого означает действие, действо, и его специфику составл€ют сюжетность, конфликтность действи€, членение его на сценические эпизоды, сложна€ цепь высказываний в диалогах, монологах и ремарках автора.

ќсновным признаком драматургии €вл€етс€ действие, которое состоит из непрерывной цепи событий, образующих сюжет, через которые автор вы€вл€ет св€зи и противоречи€ между людьми или социальными группами, раскрывает характер людей, поступки и обсто€тельства их взаимоотношений. ƒействие в драматургии создает художественно-образный смысл.

¬торым родовым признаком драматургии €вл€етс€ драматический конфликт Ц момент острого столкновени€ противоположных человеческих поступков, идей, взгл€дов, характеров, стремлений и др. »менно драматический конфликт (от лат. Ц спор, столкновение, разногласие) €вл€етс€ движущей силой драматического произведени€, отража€ реальные жизненные противоречи€ и €вл€етс€ идейно-эстетической основой драмы. —ледует отметить, что конфликт Ц это не об€зательно столкновение антагонистических сил. ќн может выражатьс€ и в преодолении трудностей, преп€тствий в достижении цели и т.д.

¬ своем конкретно-художественном отражении действительности драматический конфликт позвол€ет наиболее глубоко раскрывать сущность изображаемого €влени€, создавать законченную и целостную картину жизни. »менно конфликт драмы говорит об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать, т.к. через него (конфликт) драматург передает свое личностное отношение к окружающей действительности.

Ќаличие драматического конфликта €вл€етс€ общей чертой драматургических произведений, формой про€влени€ которого €вл€етс€ сюжет (от фр. Ц содержание, предмет). —южет Ц это совокупность событий, включающий в себ€ композиционно выстроенный материал, его образное решение.

Ћюбое драматургическое произведение должно создавать целостный изображаемый образ, где четкое композиционное построение позвол€ет упор€дочить, логично изложить событие, расположить составные части действи€ (начало, середину, конец).  омпозици€ (лат. Ц составление, расположение) Ц это своеобразный план, последовательное построение произведени€ при помощи своеобразных художественных приемов. ѕоскольку без основных элементов драматургической композиции Ц изображение начала борьбы, хода борьбы и результатов борьбы Ц невозможно создание целостного образа конфликтного событи€. »х наличие и последовательность расположени€ в драматическом произведении €вл€етс€ необходимым элементарным художественным требованием.

ќсновные элементы драматургической композиции

—пециалисту — ƒ необходимо хорошо знать основные элементы драматургической композиции:

1. Ёкспозици€ Ц начальна€ часть драматургического произведени€; ее назначение Ц сообщить зрителю информацию, необходимую дл€ понимани€ предсто€щей культурно-досуговой программы.

2. ѕролог Ц это другой вид экспозиции, пр€мое обращение автора программы к зрителю, краткий рассказ о персонажах будущего действи€.

3. «ав€зка Ц толчок к изображению основного конфликта, именно в зав€зке начинаетс€ драматическое действие.

4. –азвитие основного действи€ Ц каждый эпизод должен иметь свою внутреннюю композицию, законченное драматургическое построение, через которое Ђкрасной нитьюї проходит идейный замысел программы. Ћогика развити€ основного действи€ требует постепенного нарастани€ ритма, нельз€ строить действие от эмоционально более сильных эпизодов к слабым. ќно должно развиватьс€ по нарастающей линии к кульминации.

5.  ульминаци€ Ц это высша€ точка развивающегос€ действи€, которое €вл€етс€ вершиной в противоборстве точек зрени€ позиций, где наиболее €рко звучит поставленна€ проблема.

6. –азв€зка Ц это способ разрешени€ конфликта, который избирает сценарист. –азв€зка может отсутствовать, и тогда действие заканчиваетс€ в момент кульминации, как бы предоставл€€ аудитории самому сделать окончательные выводы.

7. ‘инал Ц эмоционально-смысловое завершение программы. ќн €вл€етс€ как бы проверкой драматургии в целом. ≈сли нарушены основные ее элементы, то финал получитс€ как бы Ђразмытымї, незаконченным.

 онечным результатом работы специалиста над сценарием €вл€етс€ культурно-досугова€ программа.

 ак специфическое социально-художественное €вление, культурно-досугова€ программа опираетс€ на творческую активность участников, их эмоционально-чувственное воспри€тие, интерес, импровизацию, и в конечном итоге формирует вкусы, потребности, ментальные традиции культурно-досуговой жизни общества в целом.

 лассификаци€ культурно-досуговых программ.

ћногие исследователи (—трельцов ё.ј, √ерасимова ќ.ј,  озловска€ Ћ.», √альперина “.» и др.) в основу классификации  ƒѕ предлагают основные их видовые признаки: доминирующий вид де€тельности, содержание, драматургическое построение материала, использование средств выразительности, разновозрастную аудиторию и т.д.

ќни подраздел€ютс€ на:

- информационно-дискуссионные;

- информационно-художественные;

- художественно-зрелищные;

- рекреационно-анимационные;

- конкурсно-развлекательные;

- сюжетно-игровые;

- празднично-обр€довые;

- фольклорные;

- коммуникативные;

- спортивно-художественные;

- экскурсионно-туристические и др.

ј.ƒ ∆арков культурно-досуговую программу называет Ђсвоеобразной продукцией, созданной на основе сценарно-режиссЄрского замысла, обогатившейс€ социально-творческой активностью самих ее участниковї [8,с.341].

—ценарий как драматургическа€ основа культурно-досуговой программы.

ƒраматургической основой культурно-досуговой программы €вл€етс€ сценарий. —лово "сценарий" италь€нского происхождени€ и первоначально означало "декораци€". ¬ современном пон€тии "сценарий" как драматическа€ форма по€вилась в св€зи с искусством кинематографии, а также рассматриваетс€ как сюжетна€ схема, на основе которой создаютс€ массовые театрализованные зрелища, эстрадно-цирковые представлени€, культурно-досуговые программы и т.д.

—ценарий культурно-досуговых программ в отличие от других видов драматургических произведений включает в себ€ и литературный, и режиссерский материалы. ќднако в специальной литературе последних лет у многих авторов пон€тие "сценарий" не имеет четкого определени€.  аждый из них обращает внимание на отдельные его стороны, утвержда€, что сценарий это:

Ј подробна€ литературна€ разработка содержани€ массового меропри€ти€ [6,с.16];

Ј способ фиксации единого действи€ представлени€ во всем объеме выразительных средств [18,c.101];

Ј программа воспитательного воздействи€ [15,c.274];

Ј процесс планировани€ педагогического, психологического, информационного, художественно-эстетического воздействи€ на объект воспитани€ [10,c.141] и многое другое.

»сход€ из раскрыти€ разных сторон этого €влени€, можно дать ему следующее определение: сценарий Ц это подробна€ литературно-текстова€ разработка сюжетно-образного содержани€  ƒѕ с элементами постановочного плана. ¬ нем четко определены отдельные компоненты действи€, раскрыт замысел, показаны авторские переходы от одного событи€ к другому, использование разнообразных средств выразительности, приемов активизации аудитории и т.д.

—ценарий нар€ду с литературным текстом включает в себ€ и постановочную часть: сценографию, музыку, техническое оформление и т.д.

ќсобенности разработки сценари€ завис€т от его жанра, который многими определ€етс€ как угол зрени€, под которым подаетс€ то или иное содержание, так как оно раскрываетс€ по принципу условности. √раницы жанра так же условны, как и сами жанры, но посетители принимают эту условность, если сценарист и режиссер не нарушают ее.

Ќезависимо от жанра программы в центре внимани€ сценариста должны быть учтены специфические особенности драматургии: действенность, конфликтность, сюжетность, композиционна€ целостность.

¬ практике различают три вида сценари€. Ёто:

1) оригинальные, авторские сценарии, которые содержат принципиально новые творческие решени€, не повтор€ют по форме и содержанию уже известные образцы;

2) некоторые сценарии имеют характер компил€ции, монтажную организацию многообрази€ средств использовани€ известных готовых сюжетов;

3) смешанный вид, где сочетаютс€ авторские идеи с компил€тивными фрагментами: это разработка монологов и диалогов ведущих; оригинальные приемы активизации аудитории, интересный сюжетный ход и т.д.

—утью любого сценари€ €вл€етс€ наличие действи€, так как оно есть основа драматургии, но его нельз€ рассматривать лишь как физические поступки действующих лиц или их перемещение по площадке. ѕод действием следует понимать целенаправленную работу сценариста дл€ достижени€ поставленной цели через подробную разработку сюжета программы, в котором существует несколько способов построени€ действи€:

Ј последовательно-хронологический, где действие развиваетс€ по мере совершени€ событи€: от зав€зки до финала;

Ј ретроспективный, когда финальное событие сценари€ €вл€етс€ его зав€зкой, в которой зарождаютс€ предпосылки к действию. Ќапример, праздник ƒн€ ѕобеды: звучат марши, чествуют ветеранов, на экране хроникальные кадры окончани€ войны, возвращение солдат с фронта и т.д., а затем начинаютс€ воспоминани€ ветеранов о "военных дорогах" и мирной жизни сегодн€;

Ј с перерывом основного действи€, поскольку в драматургическом произведении действие состоит из событий-эпизодов, то иногда основное событие нуждаетс€ в эпизодах-мостиках или эпизодах-штрихах. ќни служат дл€ дополнительного раскрыти€ ситуации, характера геро€ или программы в целом;

Ј параллельный (или одновременный), особенно используетс€ в праздничных программах, где сюжет распадаетс€ на несколько действий на разных площадках, но все они объединены единой темой и ее образным отображением.

≈сли действие Ц это основа сценари€, то вторым его компонентом €вл€етс€ конфликт, так как именно он свидетельствует об умении автора наблюдать жизнь и глубоко ее осмысливать. Ќо некоторые  ƒѕ особенно развлекательного характера, не имеют €рко выраженной драматической борьбы и при этом не тер€ют свою привлекательность и художественную значимость. » все таки без наличи€ конфликта невозможно сделать сценарий полноценным, а образы €ркими, запоминающимис€, вз€тыми как бы из жизни. ќтсюда и разновидность конфликтов:

- пр€мой, €вный, когда он получает разрешение на наших глазах (особенно в конкурсных, игровых, спортивных программах);

- скрытый или подразумевающийс€, когда столкновение и борьба уже произошли и только с помощью исходного материала мы можем восстановить и показать его. Ќапример, на творческой встрече с интересным человеком, показ его жизненных коллизий будет более €рким, если отобранный документальный материал острее покажет его столкновени€ с действительностью, преодоление себ€ и трудных ситуаций;

- особое место в  ƒѕ занимает конфликт как бы Ђразмытыйї, используемый особенно в развлекательных, художественно зрелищных программах (Ђјншлагї, Ђёморинаї, Ђ апустникї) и др.

— пон€тием Ђконфликтї тесно св€занно и пон€тие Ђсюжетї, который €вл€етс€ композиционной основой сценари€.  ак уже говорилось раньше, Ђсюжет Ц это сумма событий (элементов), св€занных в определенной последовательности и раскрывающих в намеченном объеме темы программыї. [9,с.340]





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 1826 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—вобода ничего не стоит, если она не включает в себ€ свободу ошибатьс€. © ћахатма √анди
==> читать все изречени€...

543 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.066 с.