Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ћанипул€тивные психо-технологии. 7 страница




–ассматрива€ природу массообразовани€, следует говорить, что именно страх заставл€ет индивидов объедин€тьс€ в массу, в толпу. ѕричем такие страхи нос€т

искусственный характер и €вл€ютс€ результатом целенаправленного воздействи€ информационного пол€: сначала нагнетаетс€ базальна€ тревожность, а затем она снимаетс€ в обмен на некое действие коллективного характера (чаще всего - в обмен на подчинение индивидом своей воли желанию манипул€тора), и такой индивид получает возможность подключени€ к коллективной иллюзии, искусственно прив€занной к объекту совершаемого им выбора. Ђѕоначалу подобного рода процедура носила разовый характер,--пишет ¬.ј.ћедведев[78],-- и примен€лась лишь в ситуации сверхзначимых пропагандистских кампаний, когда покупка или же мобилизаци€ всех информационных ресурсов обеспечивали нужный результат (в качестве примера таких кампаний можно привести президентские выборы 1996 и 2000 годов). «атем, благодар€ формированию Ђкультурыї коммерческой рекламы и стандартизации примен€емых ею приемов, разова€ процедура превратилась в периодическую и весьма регул€рную Ђпромывку мозговї. Ќа сегодн€шний же день стимулы дл€ формировани€ и поддержани€ Ђинформационного массообразовани€ї нос€т фоновый характер, представл€€ собой результат совокупного воздействи€ на телезрител€ всех четырех столпов телевизионной культуры: блоков новостей, попул€рных ток-шоу, телесериалов и рекламных блоков потребительского или социального характераї. ѕри этом понимание законов глубинно-психологического манипулировани€ дает возможность управлени€ психикой масс, и работы с индивидуальной, групповой и массовой мотивацией.

–ассматрива€ термин Ђинформаци€ї в аспекте сублиминального воздействи€ в массовой психологии, профессор ¬.ј.ћедведев (2004) по€сн€ет, что информаци€ - это не знание как таковое. «нание предполагает некую объективность, т.е. €вл€етс€ формой отображени€ объекта, формой перевода первичных (объективных) факторов во вторичную субъективную форму их понимани€ и рациональной обработки. «нание раздваивает мир на реальность и разновидности ее психического освоени€. »нформаци€ же сама по себе €вл€етс€ особого рода реальностью и не нуждаетс€ в объекте как критерии ее истинности. ѕон€тие Ђистинностиї не применимо к информации. »нформаци€ может быть только Ђдостовернойї, то есть достаточно правдоподобной, чтобы в нее поверили. Ђѕровер€етс€ї же люба€ информаци€ лишь путем соотнесени€ ее с иными информационными модул€ми, полученными из других источников, т.е. все равно пр€мо или же косвенно решающими те или иные манипул€тивные задачи.  роме того, знание - это нечто фиксируемое, накапливаемое и противосто€щее отдельному индивиду как данность, как основа дл€ одной из форм его социализации (процесса обучени€). »нформаци€ же живет только здесь и сейчас. Ѕудучи восприн€той, она как такова€ сразу же умирает, передава€ энергетику своего зар€да вызываемой ею реакции. ѕри этом вербальные, и чаще всего образные, информационные модули стали дл€ современного индивида необходимыми, так как их поступление обеспечивает устойчивую персональную, групповую и социальную идентичность. ¬раща€сь в информационном поле, индивид посто€нно подзар€жаетс€ психической энергией, котора€ поддерживает потенциал его идентичности. —осто€ние Ђинформационного массообразовани€ї напоминает ситуацию сновидени€. ќкуна€сь в фобийное информационное поле, любого рода индивидуальные желани€ лишаютс€ большей части своей энергетики, котора€ уходит на формирование и поддержание состо€ни€ массообразовани€. ¬ итоге, в пам€ти индивидов остаютс€ остаточные следы информационного воздействи€, ассоциативный и символический анализ которых способен реконструировать природу этого воздействи€ и блокировать его эффективность в случае психопатологической реакции на него. ≈сли же заблокировать поступлени€ в мозг сигнала от телетрансл€ции, у индивидов возможны развитие различно рода психопатологической симптоматики. Ђ¬незапна€ блокировка этой трансл€ции разрушает их псевдосоциальность, обрушивают их внутрь собственного нарциссического панцир€, топит в пучине страха и безуми€ї,--пишет ¬.ј.ћедведев[79]. “аким образом психика индивида посто€нно находитс€ в режиме сублиминального (т.е. неосознаваемого) контрол€. Ђ—ублиминальное воздействие культурной среды, полученное в период бодрствовани€ индивидом, подключенным к состо€нию Ђинформационного массообразовани€ї, формирует у него основы Ђсоциального чувстваї, фиксирует и воспроизводит базовые иллюзии и идеалы, страхи и реактивные образовани€. Ќо виртуальна€ среда коллективных иллюзий, в принудительном режиме отыгранна€ на телеэкране, предоставл€ет индивиду весьма скудный набор реактивных возможностей, ограниченный рамками цивилизационных ритуалов. ¬се остальные реакции на культуральные раздражители вынужденно подавл€ютс€, про€вл€€сь исключительно в разного рода формах социопатии. ѕодавленные страхом и вытесненные под давлением коллективного —упер-Ёго реакции (аффекты, инстинктивные влечени€, агрессивные и сексуальные желани€, и пр.) составл€ют, говор€ €зыком аналитической психологии, теневой компонент нашей психики, который значительно вырос и усложнилс€ со времен ‘рейда и ёнга. —овременна€ культура, правда, предоставл€ет нам возможность отыграть часть этих реакций на пространстве теле- и киноэкрана (т.е. в режиме сублимации). Ќо больша€ их часть все же по обыкновению уходит в сферу сновидческой активности. ¬ процессе т.н. Ђработы сновидени€ї подавл€ющее большинство теневых желаний раствор€етс€ в младенческом состо€нии первичного симбиотизмаЕ —новидение как Ђсновидческа€ новеллаї, как остаточное воспоминание о пережитом катарсическом опыте сновидени€, представл€ет собой, таким образом, знаковый сигнал о потенциальной опасности, о том, что р€д элементов культурной среды €вл€ютс€ неврозогенными, т.е. вводимыми в контекст психической жизни индивида лишь в экстремальном режиме защиты от них через их соотнесение с былым (чаще всего - инфантильным) травматическим опытомї[80].

ƒовоенный психоанализ (до первой мировой войны) полагал культуральные доминанты константными и удел€л внимание тем инфантильным компонентам психики, которые делали задачу социальной адаптации слишком мучительной дл€ индивида, предпочитавшего капитулировать перед культурным давлением и уйти в защитную ситуацию болезни. “ем более что культуральный травматизм носил тогда исключительный характер и был св€зан с уникальной ситуацией добровольной смены культурного окружени€. ¬се изменилось в послевоенные годы, когда симптоматику культурального травматизма воспроизвело уже целое поколение пришедших с войны людей, причем и победителей, и побежденных. ќказалось, что сновидческа€ саморегул€ци€ не всесильна, что по ту сторону первичного симбиотизма, по ту сторону хранимого им принципа удовольстви€, существует зона первичных позывов психики, производных от телесных инстинктов и неподвластных индивидуальным механизмам Ёго-контрол€ и сновидческого катарсиса. ”правл€ть первичными позывами можно только извне, из адекватной их природе коллективной среды. —итуаци€ войны, разрушени€ иллюзий персональной безопасности, слома привычного жизненного уклада и пр. выводит из глубин на поверхность психики Ђтитанов коллективной (роевой) психической организации. » победить их, т.е. вновь заковать в цепи тотального контрол€, может только божественна€ вол€ культуры, мобилизующей сублиминальные ресурсы своего властного доминировани€ над людьмиї. ѕричем прикладной психоанализ как раз и рассматривает в сновидческом материале те его компоненты, которые свидетельствуют о наиболее значимых, запускающих в действие энергетику первичных позывов психики, формах культурального воздействи€. Ёто и есть подлинный Ђдневной остатокї, т.е. сублиминально восприн€тые в состо€нии бодрствовани€ элементы культурной среды, воздействие которых не смогло быть реализовано ни в дневной сублимированной и трансформированной форме, ни в ночном мире сновидени€. ¬ совокупности все эти элементы представл€ют собой остаточный ресурс дл€ современного медиа-манипулировани€. “олкование сновидений, таким образом, выступает в прикладном психоанализе ориентиром оправданности примен€емых методик и формируемых стратегий. (¬.ј.ћедведев, 2004).

 

 

-- Ёротические аспекты манипул€ций.

ћы должны обратить внимание еще на один практически беспроигрышный прием, которым охотно пользуютс€ манипул€торы. ¬оздействие на психику путем провоцировани€ в индивиде либидо (сексуального желани€) известно с давних времен. ¬ современное врем€ подобна€ провокаци€ выкристаллизовалась в результате времени, которое позволило манипул€торам весьма отточить собственное искусство владени€ методом подобного рода манипул€ций. ѕричем, в данном случае индивиду оказываетс€ достаточно трудно протестовать, потому как атака манипул€торов направлена на часть его природной составл€ющей, которую хоть и можно усмир€ть, но не всегда возможно. Ќа это и рассчитывают манипул€торы. ѕричем взаимоотношени€ полов действительно серьезный фактор. »ндивид всю жизнь играет в определенные игры, нес€ с собой по жизни соответствующую роль, которую об€зан играть, соблюда€ как нормы морали установленные обществом, так и правила поведени€ в этом обществе. ћожно только предположить, что произошло бы, если бы не существовало распространенной в цивилизованном обществе системы сдержек и противовесов (норм и запретов), определенных табу, регламентирующих поведение мужчины и женщины в обществе. (¬еро€тно, при отсутствии этого, подавл€ющее большинство мужчин и женщин стали бы вести себ€ с соответствием со сценари€ми фильмов эротического и порнографического содержани€.) ѕоэтому провокаци€ сексуального желани€ (либидо) оказываетс€ весьма действенной, когда необходимо оказать манипул€тивное воздействие на подавл€ющее большинство мужчин. ƒл€ этих целей используютс€ женщины легкого поведени€ и соответствующей внешности, как гарантирующей успех предприн€того меропри€ти€ (успешные переговоры в бизнесе, девочки, сауна и хороший стол дл€ провер€ющего начальства, например армейского, и т.п.). Ќе каждый мужчина откажетс€ от бесплатных интимных услуг в отношении него молодой девушки; причем в иных случа€х сексуально-психологическое Ђпотр€сени€ї от подобной доступности столь велико, что даже мужчины с частичной импотенцией (т.е. когда невозможность вступать в сексуальные отношени€ с женщинами вызваны психическими причинами) оказываютс€ способны на разного рода Ђподвигиї.

–ассматрива€ вопрос манипул€ций посредством провокации сексуальной зависимости, мы должны говорить, что это один из единственных вопросов, дл€ решени€ которого совсем не надо быть манипул€тором чтобы знать о том, каких результатов возможно достичь путем воздействи€ на природу индивида, выбранного в качестве объекта дл€ манипул€ций. “ут как бы все €сно и пон€тно изначально, да к тому же и действует безотказно, уверенно подчин€€ того или иного человека. ќднако остановимс€ на т.н. Ђтрудных случа€хї. «аметим, что в р€де случаев психика индивида вызывает некий ступор в его сексуальной жизни.  ак говорилось в одном попул€рном фильме, есть желание Ч но нет возможности, есть возможность Ч но нет желани€. ¬ идеале, по мнению авторов фильма, словами актера ¬ладимира јбрамовича Ётуша его герой товарищ —аахов желает, чтобы наши желани€ совпадали с нашими возможност€ми. ѕримерно этого же бессознательно желает индивид, который в силу р€да причин оказываетс€ не в состо€нии на сексуальный контакт с женщиной. ѕри этом заметим, что большинство сексуальных проблем у мужчин наход€тс€ в введении психологии, а не медицины[81].

Ђ’от€ люди склонны объ€сн€ть свои сексуальные нарушени€ главным образом органическими причинами, нарушени€ эти часто имеют психологическую природуї,Чотмечал ».—.  он[82].  роме того обратим внимание, что в жизни большинства индивидов, вследствие существующих норм и запретов прин€тых в обществе (а партнерши индивидов Ч жены или любовницы воспитывались в этом же обществе, и несут в себе такое же отсутствие сексуальной культуры) им не удаетс€ удовлетворить свои природные Ч бессознательные Ч сексуальные желани€. ѕоэтому, когда предоставл€етс€ возможность подобного рода удовлетворени€ Ђна сторонеї Ч в таком индивиде тот час же оживает желание (поэтому в крупных городах –оссии с каждым годом увеличиваетс€ число салонов интим услуг).   тому же сексуальное невежество большинства индивидов тоже как бы играет на руку манипул€торам. ѕотому как, если бы такой индивид получал все что он хочет, удовлетвор€€ все свои бессознательные сексуальные фантазии, с супругой или посто€нной партнершей, то необходимость в многомиллионной армии проституток и женщин легкого поведени€ попросту отпала бы. —овсем бы проститутки и женщины легкого поведени€, конечно, не исчезли (в психике индивида заложено стремление к разнообразию), но что таких бы объемов разврата не стало бы Ч наверн€ка.

Ђќчень многие сексуальные расстройства порождаютс€ невежеством и недоразумени€ми в области анатомии и физиологии,Чпишет  он[83].Ч Ќапример, с возрастом сексуальна€ функци€ ослабевает, и, чтобы добитьс€ удовлетворительной эрекции, мужчине требуютс€ более длительные и интенсивные предварительные ласки. ћужчина, который этого не знает, думает, что он заболел, впадает в панику, и его сексуальное исполнение действительно ухудшаетс€. ќчень часто всему виной недостаточна€ стимул€ци€ и плоха€ техника. Ќекоторые люди не учитывают специфику эротических реакций и предпочтений своих партнеров или элементарно не умеют вести себ€ в постели, а все последстви€ этого приписывают болезни. Ќередко в игру вступают неблагопри€тные психологические факторы, св€занные с прошлым жизненным и сексуальным опытом личности. Ќапример, страх перед сексуальным наслаждением, обусловленный слишком жесткими запретами сексуального экспериментировани€ в детстве. »ли бо€знь испытать разочарование. »ли исполнительска€ тревожность, опасение показать себ€ неумелым, неловким, неопытным. »ли гипертрофированное чувство стыда, затрудн€ющее телесное и эмоциональное самораскрытие. »ли бо€знь не удовлетворить, утомить или как-то иначе разочаровать партнера. »ли неспособность к самозабвению, представление себ€ как бы зрителем, наблюдателем собственного сексуального поведени€Е   индивидуальным психологическим трудност€м добавл€ютс€ партнерские Ч разного рода конфликты, например, борьба за власть, стремление мужчины утвердить свое господство над женщиной или нежелание жены пойти навстречу стремлени€м супруга. »ли коммуникативные проблемы: неспособность к самовыражению и сопереживанию, неумение расшифровывать мимику, жесты, мускульные реакции, взгл€ды партнера, уловить его тайные мечты и желани€, в которых он не смеет признатьс€. Ёти проблемы в той или иной мере существуют у каждого человека и у каждой пары. ≈сли они не наход€т более или менее удовлетворительного решени€, проблемы нарастают, усугубл€ют друг друга и нередко в конечном итоге привод€т к сексуальным расстройствам, причем сами люди большей частью не отдают себе отчета в реальных причинно-следственных св€з€хЕ самое важное Ч избавитьс€ от чувства тревоги и страха, которые только усугубл€ют проблему: чем больше мужчина стараетс€, тем чаще его постигают неудачи и тем больше становитс€ его озабоченностьЕї.

»сход€ из того, что большинство проблем сексуального характера у индивидов пересекаютс€ с психологическими проблемами, воздействие, оказываемое на таких людей со стороны манипул€торов зачастую станов€тс€ результативными при подборе соответствующих способов, при которых у объектов манипул€ций возникает либидо. ј значит такие люди внутренне (т.е. бессознательно) оказываютс€ благодарны тем, кто таким образом помог сн€ть существующий барьер, мешающий им адекватно общатьс€ с женщиной. ѕри этом мы должны обратить внимание, что по своему психологическому воспри€тию сексуальные отношени€ между мужчиной и женщиной воспринимаютс€ как своего рода победа мужчины над женщиной.  орни сего факта простираютс€ в глубокую древность, и базируютс€ в спектре первобытнообщинных взаимоотношений между мужчиной (самцом) и женщиной (самкой), когда мужчина-самец во чтобы то ни стало стремилс€ удовлетворить свои животные инстинкты, не взира€ на какой-либо протест со стороны женщины. (“. е. где поймал Ч там иЕ).

–ассматрива€ манипул€ции посредством провоцировани€ в психике индивида сексуального желани€, мы должны говорить о том, что психика устроена таким образом, что индивид в большинстве случаев как бы оказываетс€ готов на подобного рода контакт. Ѕольшинство индивидов вообще падки на эротическую составл€ющую жизни. », собственно, манипул€торам в иных случа€х совсем не требуетс€ каких-то усилий, чтобы добитьс€ своего. Ќу а то, что такого индивида Ђподставилиї, зачастую сразу он и не поймет, потому как вожделение на миг затуманит у такого индивида оценку критичности происход€щего с ним, а значит он сначала Ђподдастс€ на искушениеї, а после будет анализировать Ч что же с ним на самом деле произошло. Ёто знают манипул€торы, поэтому и стараютс€ подобными схемами манипул€тивного воздействи€ добитьс€ своего.

 

-- «ащитные механизмы психики.

 ратко рассмотрим защитные механизмы, распространенные в психике человека. Ёто следующие защиты: вытеснение, проекци€, идентификаци€, интроекци€, реактивное образование, самоограничение, рационализаци€, аннулирование, расщепление, отрицание, смещение, изол€ци€, сублимаци€, регресси€ и сопротивление.

¬ытеснение.

¬ытеснение €вл€етс€ процессом исключени€ из сферы сознани€ мыслей, чувств, желаний и влечений, причин€ющих боль, стыд или чувство вины. ƒействием этого механизма можно объ€снить многие случаи забывани€ человеком выполнени€ каких-то об€занностей, которые, как оказываетс€ при более близком рассмотрении, дл€ него непри€тны. „асто подавл€ютс€ воспоминани€ о непри€тных происшестви€х. ≈сли какой-либо отрезок жизненного пути человека заполнен особенно т€желыми переживани€ми, амнези€ может охватить такие отрезки прошлой жизни человека.

ѕроекци€.

ѕри проекции Ч человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себ€ от осознани€ этих черт в себе. ћеханизм проекции позвол€ет оправдывать собственные поступки. Ќапример, несправедлива€ критика и жестокость по отношению к другим. ¬ этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становитс€ оправданным и его подобное отношение к ним. ѕо типу Ч они этого заслуживают.

»дентификаци€.

»дентификаци€ определ€етс€ как отождествление себ€ с кем-нибудь другим. ¬ процессе идентификации один человек бессознательно уподобл€етс€ другому (объекту идентификации). ¬ качестве объектов идентификации могут выступать как люди, так и группы. »дентификаци€ приводит к подражанию действи€м и переживани€м другого человека.

»нтроекци€.

»нтроецироватьс€ могут черты и мотивы лиц, к которым определенный человек формирует различные установки. Ќередко интроецируетс€ тот объект, который утрачен: эта утрата замен€етс€ интроекцией объекта в свое я. «.‘рейд (2003) приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себ€ несчастным вследствие потери котенка, объ€снил что он теперь сам котенок.

–еактивное образование.

¬ случае данной защитной реакции человек бессознательно переводит трансформацию одного психического состо€ни€ в другую (например, ненависть Ч в любовь, и наоборот) Ќа наш взгл€д подобный факт имеет весьма важное значение в оценке личности того или иного человека, ибо свидетельствует о том, что неважны реальные действи€ человека, потому как они могут €вл€тьс€ лишь следствием завуалированного искажени€ его истинных желаний. Ќапример, чрезмерный гнев в иных случа€х есть лишь бессознательна€ попытка завуалировать интерес и добродушие, а показна€ ненависть Ч €вл€етс€ следствием любви, котора€ испугала человека, бессознательно решившего скрыть ее за попыткой открытого выплескивани€ негатива.

—амоограничение как механизм адаптации.

—уть механизма самоограничени€ в следующем: когда человек понимает, что его достижени€ менее значительны по сравнению с достижени€ми других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение падает. ¬ такой ситуации многие просто прекращают де€тельность. Ёто своеобразный уход, отступление перед трудност€ми. јнна ‘рейд назвала данный механизм Ђограничением яї. ќна обратила внимание, что такой процесс свойственен психической жизни на всем прот€жении развити€ личности.

–ационализаци€.

–ационализаци€ как защитный процесс заключаетс€ в том, что человек бессознательно изобретает логичные суждени€ и умозаключени€ дл€ объ€снени€ своих неудач. ѕодобное необходимо дл€ сохранени€ собственного положительного представлени€ о себе.

јннулирование.

јннулирование Ч психический механизм, который предназначен дл€ уничтожени€ неприемлемых дл€ человека мыслей или действий.  огда человек просит прощени€ и принимает наказание, то тем самым неприемлемое де€ние дл€ него аннулируетс€, и он может дальше жить спокойно.

–асщепление.

¬ случае расщеплени€ человек раздел€ет свою жизнь на императивы Ђхорошої и Ђплохої, бессознательно убира€ все неопределенное, что может в последствие затруднить анализ им проблемы (критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развити€, например, тревоги). –асщепление €вл€етс€ неким искажением реальности, как, собственно, и другие механизмы защиты, посредством действи€ которых человек стремитс€ уйти от реальности, подмен€€ истинный мир Ч ложным.

ќтрицание.

¬ случае действи€ данной защитной реакции психики, при возникновении в зоне воспри€ти€ человека какой-либо негативной дл€ него информации, он бессознательно отрицает существование ее. Ќаличие факта отрицани€ каких-либо событий и т.п., позвол€ет узнать о истинных намерени€х и причинах беспокойства данного человека, так как зачастую он бессознательно отрицает не то чего нет в действительности, а нечто важное дл€ него, но что по р€ду одному ему известных причин такому человеку неприемлемо. “.е. человек отрицает то, что стараетс€ в первую очередь скрыть.

—мещение.

ѕодобна€ защитна€ функци€ выражаетс€ в бессознательном стремлении человека переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

»зол€ци€.

¬ данном случае происходит бессознательное абстрагирование от какой-либо проблемы, излишнее погружение в которую способно привести к развитию симптоматики невроза (например увеличить тревожность, беспокойство, чувство вины и проч.) “акже, если при выполнении какой-либо работы (де€тельности) излишне погружатьс€ в характер такой де€тельности, то подобное может привести к сбою в осуществлении этой де€тельности. (≈сли боксер будет все врем€ думать о том, что удары противника способны вызвать болевые ощущени€ и различного рода травмы, а то и привести к смерти в результате сильного удара Ч то подобный боксер изначально проиграет вследствие невозможности вести поединок из-за страха и проч.)

—ублимаци€.

—ублимаци€ это бессознательное переключение отрицательной психической энергии на зан€ти€ социально-полезным трудом. —ублимаци€ выражаетс€ в том, что человек, испытывающий какой-либо невротический конфликт, находит замещение внутренней тревожности переключением на другое зан€тие (творчество, рубка дров, уборка квартиры и проч.)

–егресси€.

“ака€ защитна€ реакци€ психики как регресси€ про€вл€етс€ в том, что человек, во избежание невротического конфликта, бессознательно как бы возвращаетс€ в тот период прошлого, когда у него все было хорошо.

—опротивление.

“акой механизм защиты психики как сопротивление €вл€етс€ очень важным как дл€ понимани€ специфики защитных реакций в целом, так и служит возможностью перехода на новый этап развити€ индивида как личности, что при благопри€тных раскладах помогает ему подн€тьс€ и на следующую ступень в иерархической лестнице социальных отношений.

ѕрежде всего вспомним, что психика человека делитс€ на такие составл€ющие как сознание (левое полушарие мозга; примерно 10% объема), подсознание (бессознательное, примерно 90% объема, правое полушарие), и цензура психики (—верх-я, јльтер-эго). ÷ензура психики находитс€ между сознанием и бессознательным; цензура психики Ц это барьер критичности на пути информации из внешнего мира и психики (мозг) человека, т.е. цензуре психики отведена роль критического анализа в оценке информации, поступаемой из внешнего мира. „асть такой информации цензура пропускает в сознание (а значит человек способен осознавать эту информацию), а часть Ч наталкива€сь на преграды в психике, —верх-я (јльтер-Ёго, цензура психики), переходит в подсознание. „тобы оттуда в последствие оказывать вли€ни€ на сознание посредством возникающих мыслей и осуществлением поступков (поступки Ц как следствие мыслей или неосознанных, рефлекторных, желаний, инстинктов). —опротивление, €вл€€сь одной из защитных функций (цензуры) психики преп€тствует поступлению нежелательной дл€ сознани€ информации в сознание, вытесн€€сь в бессознательное. ѕодобное становитс€ возможным в случа€х, когда характер новой информации, ее смыслова€ часть, не находит отклика в душе индивида, то есть на первоначальном уровне воспри€ти€ становитс€ невозможным коррел€т данной информации Ч с информацией, уже существующей в бессознательном конкретного человека, информации, котора€, наход€сь в пам€ти индивида Ч начинает €вно противитьс€ поступлению новой информации. Ќа вопрос: каким образом в психике закрепл€етс€ информаци€, поступаема€ из внешнего мира, следует ответить что веро€тней всего наблюдаетс€ своего рода совпадение кодировок (вновь поступаемой и раннее существовавшей) информации, т.е. нова€ информаци€ вступает в коррел€т с более ранней информацией схожего содержани€ и направленности, котора€ к моменту поступлени€ новой информации уже находилась в бессознательном психики (сформировавшись в паттернах поведени€ после предварительного доминантного закреплени€ в установках).

ѕри воздействии информации на мозг следует говорить, что любого рода такое воздействие становитс€ возможным благодар€ внушаемости психики. ¬нушение в этом случае это сознательное изменение существующих у человека психологических установок посредством активации архетипов бессознательного психики. јрхетипы в свою очередь задействуют раннее сформированные паттерны поведени€. ≈сли рассматривать подобное с позиции нейрофизиологии, то в мозге человека активируетс€ соответствующа€ доминанта (очаговое возбуждение коры головного мозга), а значит замедл€ет свою работу та часть мозга, котора€ отвечает за сознание. ¬ этом случае цензура психики (как структурна€ единица психики) временно оказываетс€ заблокированной или полу заблокированной, а значит информаци€ из внешнего мира беспреп€тственно поступает в предсознание, а то и сразу в сознание. »ной раз мину€ сознание оно проходит в подсознание. Ћичное бессознательное психики (подсознание) также формируетс€ в процессе вытеснени€ информации цензурой психики. ѕри этом не вс€ информаци€, поступающа€ с внешнего мира, вытесн€етс€ бессознательно в подсознание. „асть переходит в подсознание намеренно. Ќапример, дл€ подпитки уже имеющейс€ в бессознательном информации и доформировывани€ архетипов, или же специально с целью формировани€ новых архетипов, паттернов будущего поведени€ индивида. » это на наш взгл€д необходимо правильно понимать и различать. ≈сли же говорить о том, каким образом та или ина€ информаци€ вытесн€етс€ цензурой психики, отправл€€сь в подсознание, то следует говорить что така€ информаци€ не прошла верификацию, т.е. не получила должный Ђоткликї в душе человека, психика которого оценивает такую информацию.  ак обращал внимание «.‘рейд (2003), вытесн€ютс€ какие-либо болезненные дл€ психики индивида ситуации, обсто€тельства жизни, т.е. все то, что он бессознательно не желает пропускать в сознание. ¬ этом случае нежелательные моменты жизни забываютс€, то есть намеренно вытесн€ютс€. ѕричем напомним, что и сопротивление и вытеснение €вл€етс€ возможностью психики избавитьс€ от невроза. ѕри этом нова€ информаци€, наход€ Ђотклик в душеї усилит и раннее существовавшую в мозге (бессознательное психики, правое полушарие головного мозга) информацию схожего содержани€. ¬ результате вполне возможно что на какое-то врем€ возникнет своеобразный информационный вакуум, во врем€ которого мозг будет усваивать любую поступаемую из внешнего мира информацию. ѕодобное возникает и в случае если специальными методиками удаетс€ сломить волю человека к воспри€тию информации посредством преодолени€ сопротивлени€. “огда люба€ поступаема€ информаци€ пр€миком откладываетс€ в подсознание, и в последствие оказывает вли€ние на сознание. Ќа этом принципе построены психотехнологии гипнотического воздействи€ в бодрственном состо€нии сознани€ человека (объекта воздействи€). »ными словами, если нам удастс€ сломить сопротивление другого человека на пути получени€ им новой информации, то эта нова€ информаци€ не только отложитс€ в его подсознании, но и человек получит возможность воспринимать ее когнитивным (сознательным) образом. ѕричем по силе собственного воздействи€, подобна€ информаци€ может иметь несравненно большее воздействие в сравнении с модальностью существовавшей раннее информации в психике. ≈сли модальность совпадает, то в этом случае легче наступает состо€ние раппорта, т.е. устанавливаетс€ надежна€ св€зь, посредством чего человек становитс€ восприимчив к прин€тию информации от другого человека.

—ледует обратить внимание на тот факт, что психика почти всегда выказывает протест всему новому, неизведанному. » происходит так потому, что как бы изначально (при поступлении новой информации), как мы уже заметили, отдельные компоненты такой информации ищут Ђнекие родственные св€зиї с информацией, существовавшей в подсознании раньше (Ђсовпадение кодировкиї, как мы это определ€ем). “. е. когда нова€ информаци€ начинает оцениватьс€ мозгом, мозг ищет в этой информации что-то знакомое, посредством чего или закрепит такую информацию в сознании, или вытеснит в подсознание. ¬ случае если когда коды новой и раннее существовавшей информации совпадают, возникает ассоциативна€ св€зь между новой и существующей информации, а значит налаживаетс€ определенный контакт, в результате чего нова€ информаци€ как бы ложитс€ на благодатную почву, и име€ под собой какую-то основу Ч служит возможности адаптации информации новой, обогащени€ ее при этом знаковыми, эмоциональными и прочими составл€ющими уже существующей информацией, а далее путем трансформации (без этого никак, пам€ть человека не может не обновл€тьс€) рождаетс€ нека€ нова€ информаци€, котора€ уже и проходит в сознание, а значит посредством возникших в бессознательном психики мыслей Ч проецируетс€ на поступки, которые хоть и €вл€ютс€ в большинстве случаев (в случае отсутстви€ измененных состо€ний сознани€) следствием де€тельности сознани€, бер€ свою основу в бессознательном психики, формиру€сь там. ѕри этом мы должны говорить, что сопротивление позвол€ет вы€вл€ть бессознательные импульсы человека, его бессознательные желани€, установки, которые были раннее заложены (обществом, средой или другим человеком) в психике данного индивида, и уже тем или иным образом стали оказывать вли€ние на его насто€щую или будущую де€тельность. ¬ этом случае следует говорить, что подчинение психики другого человека происходит путем программировани€ его психики посредством внедрени€ в его подсознание различных установок, которые позже могут быть востребованы манипул€тором (и тогда он их активирует с помощью кодовых сигналов аудиально-визуально-кинестического характера); причем роль такого манипул€тора могут играть как конкретные индивиды, так и общество, социальна€ среда, какие-либо природные факторы, и т.п. “аким образом мы должны говорить о том, что любого рода информаци€, котора€ задействуетс€ любой репрезентативной или сигнальной системой человека Ч или сразу откладываетс€ в бессознательном психики или находит подтверждение у существующей раннее информации, тем самым обогаща€сь за счет этого, и усилива€сь Ч оказываетс€ способной вли€ть на сознание, т.е. на процесс жизнеде€тельности человека.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 234 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

ѕобеда - это еще не все, все - это посто€нное желание побеждать. © ¬инс Ћомбарди
==> читать все изречени€...

521 - | 544 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.027 с.