Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ симфонической музыке √линки, в его Ђ амаринскойї и Ђ»спанской увертюреї заложены основы программной музыки.




“е же принципы симфонического развити€ нашли претворение у его ученика Ѕалакирева, у „айковского и композиторов Ђћогучей кучкиї.

ѕроцесс развити€ музыкальной культуры XIX века был сложен, полон противоречий.

Ќачало XIX века - период развити€ жанра романса. ¬ли€ние на русский романс оказала русска€ поэзи€, особенно творчество ј.—.ѕушкина. ¬ русском романсе сочетаютс€ народные мотивы с романтизмом. яркие представители русского романса ј.ј. јл€бьев, ј.≈. ¬арламов, јЋ. √урилев.

 

–усский бытовой романс того времени стал как бы лабораторией творческого переинтонировани€, создани€ новой музыкальной стилистики. –усска€ и украинска€ мелодика, русские и западноевропейские танцевальные ритмы, речева€ и декламационные интонации в вокальной музыке, отдельные Ђиталь€низмыї и распространенные обороты немецкой, французской музыки - все это можно встретить в жанре бытового романса.

ќсновные черты музыки бытового романса:

Ј ведуща€ роль в мелодике принадлежит секстовой интонации: скачок на сексту вверх и скачок на секту вниз на гармонический вводный тон с последующим разрешением;

Ј широкое использование приемов мелодического задержани€;

Ј частое использование низкого регистра, что придает музыке особый, патетический характер;

Ј включение речитативных и декламационных оборотов как средств драматизации;

Ј преобладание гармонического минора;

Ј частое отклонение в ближайшие тональности, сопоставление мажора и минора дл€ показа смены настроений, частое использование IV повышенной ступени;

Ј использование ритмов бытовых танцев, особенно вальса, мазурки, полонеза, серенады;

Ј св€зь с бытовой инструментальной музыкой, выраженна€ в применении гитарообразных и арфообразных фигурации;

Ј форма романса чаще всего куплетна€;

Ј распространение цыганского стил€ исполнени€.

 

–омантические ве€ни€ про€вились в жанрах баллады. ѕо€вл€ютс€ замечательные баллады ¬ерстовского, јл€бьева, ¬арламова. ѕостроенна€ в свободной форме развернутого драматического монолога, баллада отличалась сложностью композиции.

—оздателем баллады считаетс€ ¬ерстовский. Ўироко известны его баллады Ђ„ерна€ шальї на слова ј.—. ѕушкина, Ђ“ри песни скальдаї, ЂЅедный певецї на слова ∆уковского.

ќдним из самых распространенных жанров в музыке первой половины XIX века становитс€ Ђрусска€ песн€ї, возникша€ как подражание народной музыке. Ёто песни в народной манере. ¬ажное значение этот жанр получил у јл€бьева, √урилева, ¬арламова. »х Ђрусские песниї богаты и разнообразны по содержанию.

¬ пушкинскую эпоху излюбленным видом творчества, как поэтов, так и музыкантов, становитс€ элеги€ - особый вид романса, в котором преобладают созерцание, размышление, глубокое раздумье. Ёлегии ѕушкина, насыщенные философским, гражданским содержанием, привлекали многих композиторов. «амечательна элеги€ молодого √линки ЂЌе искушайї на слова Ѕаратынского. ќсобое место в русском вокальном творчестве занимают застольна€ и походна€ песни, в которых затрагиваетс€ героико-патриотическа€ тема.

—видетельством роста русской музыкальной культуры во второй четверти XIX века €вилось творчество јл€бьева, ¬арламова и √урилева.

 

јл€бьев ј.ј. (1787-1851)

 

јлександр јлександрович јл€бьев родилс€ в “обольске.  ак и многие его великие современники происходил из родовитой двор€нской семьи, получил в детстве отличное и разностороннее образование. — юных лет про€вил творческую одаренность. ¬ 1812г. вступил добровольцем в гусарский полк, участвовал во многих сражени€х, был ранен и награжден орденами за боевые заслуги. — 1823 года жил в ћоскве. ¬месте с ј.Ќ. ¬ерстовским и ‘.„.Ўольцем написал музыку пролога Ђ“оржество музї к открытию Ѕольшого театра. ¬ 1825 г. был ложно обвинен в убийстве и сослан в —ибирь с лишением всех прав и двор€нского звани€. ѕричиной сурового приговора, по-видимому, €вилась близость его к декабристским кругам. ¬ 1828г. јл€бьев был направлен в “обольск. «десь он руководил симфоническим оркестром и хоровым коллективом, выступал как дирижер и пианист. ќн много пишет, несмотр€ на подорванное здоровье. — ним вошли в русский романс темы патриотизма, свободолюби€. ¬ажным дл€ него было общение с ј.—. √рибоедовым, поэтами -декабристами, ƒаргомыжским.

«начительный вклад јл€бьев внЄс в камерно-инструментальную музыку. »м написано 3 струнных квартета, 2 фортепианных трио, фортепианный квинтет, квартеты и квинтеты дл€ духовых инструментов, пьесы и циклы вариаций дл€ разных инструментов, музыка к драматическим спектакл€м, оперы ЂЋунна€ ночь или ƒомовыеї, ЂЅур€ї, ЂЁдвин и ќскарї, Ђ–ыбак и –усалкаї, Ђјмалат-бекї.

—овременник √линки и ƒаргомыжского, јл€бьев в своих лучших произведени€х приближаетс€ к творческому методу этих композиторов. ћногие его оперы не были поставлены, остались в рукописи. ќсобое место в творчестве јл€бьева занимают Ђрусские песниї и романсы-монологи. јвтор знаменитого Ђ—оловь€ї на слова ƒельвига, јл€бьев внес романтическую струю в русскую вокальную музыку.

ќн один из первых композиторов, написавших большое число романсов на слова ѕушкина (Ђя вас любилї, Ђѕробуждениеї, Ђ«имн€€ дорогаї и др.). ќсобое место занимают романсы-монологи, св€занные с темой одиночества, изгнани€, т€желых скитаний: Ђ»ртышї, Ђ¬ечерний звонї. ¬ произведени€х 40-х годов обращаетс€ к сюжетам социального значени€: Ђ абакї, Ђ»збаї, Ђƒеревенский сторожї на слова Ќ.ѕ.ќгарева, ЂЌища€ї на слова Ѕеранже, в которых показаны образы обездоленных. Ёти песни подготовили новаторские произведени€ ƒаргомыжского (ЂЋихорадушкаї) и ћусоргского (Ђ алистратї, Ђ√опакї, Ђ“репакї).

јл€бьев стремилс€ к обновлению средств выразительности. ќн развил декламационные элементы вокальной мелодии, повысил выразительное значение гармонии и фактуры, придал самосто€тельное значение фортепианной партии романса.

 

¬арламов ј.≈. (1801-1848)

јлександр ≈горович ¬арламов - русский композитор, певец, педагог-вокалист и дирижер. ћузыкальное образование получил в ѕетербургской придворной капелле, где был певчим и занималс€ у директора капеллы ƒ.—. Ѕортн€нского.

¬ 1819г. был назначен учителем певчих русской придворной капеллы в √олландии. «десь началась его де€тельность хорового дирижера, камерного певца и гитариста. ¬ 1823г. возвратилс€ в ѕетербург, работал учителем пени€ в театральной школе. ¬ 1843г. он получил место Ђкомпозитора музыкиї и помощника капельмейстера императорских театров.

¬ 1833г. он выпустил первый сборник романсов и песен и первое русское методическое руководство по вокальной педагогике Ђѕолна€ школа пени€ї. —ам он был талантливым певцом, мастером кантилены, тонким и вдумчивым интерпретатором.

¬ историю русской музыки ¬арламов вошел как мастер романса. ¬ его романсах нашли отражение образный строй русской народной песни, ее интонационные и ладовые особенности. “онкое знание вокального искусства помогло ему создать €ркие образцы русской кантилены, свободно льющиес€ мелодии широкого дыхани€. Ѕольшое вли€ние на стиль ¬арламова оказала манера исполнени€ певцов-цыган.

¬арламов создал около 200 романсов и песен на стихи русских поэтов ћ.ё. Ћермонтова, ј.Ќ.ѕлещеева, ј.ј. ‘ета, ј.¬.  ольцова и др.

—реди Ђрусских песенї ¬арламова преобладают 2 жанра - лирическа€ прот€жна€ и скора€ пл€сова€. ¬ прот€жных песн€х - мелодическа€ щедрость, пластичность вокальной мелодии, использование приемов русской народной песенности - вариантно-попевочное развитие, внутрислоговые распевы (Ђјх ты врем€, времечкої, Ђ„то ты рано, травушкаї).  о второму типу относ€тс€ песни активного ритма: Ђ¬доль по улице метелица мететї, Ђ—оловьем залетнымї.

¬оздействие городского фольклора с типичными дл€ него танцевальными ритмами сказалось в романсах ЂЌа заре ты ее не будиї, Ђ“ы не пой, соловейї, ЂЌе шей ты мне, матушка, красный сарафанї (слова ÷ыганова). Ќар€ду с Ђ олокольчикомї √урилева и Ђ—оловьемї јл€бьева, романс ЂЌе шей ты мне, матушка, красный сарафанї стал общенародным досто€нием.

Ѕлизки к элегической лирике ћ.».√линки и ј.—.ƒаргомыжского романсы ¬арламова Ђќдиночествої, Ђ√орные вершиныї. ƒраматический монолог ЂЌапоминаниеї, Ђ√рустьї, баллада Ђќседлаю кон€ї, темпераментный романс на слова Ћермонтова ЂЅелеет парус одинокийї создали свою традицию в русской лирике и нашли отклик в творчестве ј.—. ƒаргомыжского, ѕ.».„айковского, —.¬.–ахманинова.

ќсновные произведени€: Ѕалеты Ђ«абавы султана или ѕродавец невольниковї, Ђ’итрый мальчик и людоедї, 200 романсов и песен, вокальные ансамбли, хоры, музыка к драматическим спектакл€м.

√урилев ј.Ћ. (1803-1858)

 

јлександр Ћьвович √урилев - русский композитор, скрипач, пианист педагог. —ын крепостного музыканта, родилс€ в ћоскве. ћузыке обучалс€ под руководством отца. — юных лет играл в крепостном оркестре на скрипке и альте. ¬ 1831 году вместе с отцом получил вольную. —тановитс€ известным как композитор, пианист и педагог. “€желые материальные услови€ и т€желое психическое заболевание в последние годы жизни затрудн€ли его творческую де€тельность. Ќо несмотр€ на это, им написано большое количество произведений.

Ўирок охват жанров в фортепианном наследии √урилева - небольшие пьесы, концертные фантазии на темы из оперы ƒоницетти ЂЋукреци€ Ѕорджиаї, фантази€ на темы оперы √линки Ђ»ван —усанинї, вариации на темы романсов јл€бьева Ђ—оловей, мой соловейї, ¬арламова ЂЌа заре ты ее не будиї, вариации на темы русских народных песен, полонез, 2 вальса, 5 мазурок и др.

Ѕольшое разнообразие гармонических приемов, свободное владение техникой фортепианного письма, виртуозный размах дают основани€ говорить о √урилеве как об одаренном композиторе, и как о тонком музыканте-исполнителе, превосходно владеющем фортепиано. »м написано много романсов на слова ё.Ћермонтова, ј.Ќ.  ольцова, ». ћакарова, Ќ. ѕ. √рекова и других поэтов: Ёлегическими настроени€ми проникнуты песни Ђ олокольчикї, Ђ¬ьетс€ ласточкаї. ќба€тельные образы девушек даны в песн€х Ђћатушка-голубушкаї, Ђ√русть девушкиї, Ђ—арафанчикї. ¬се они отличаютс€ жанровой определенностью, плавностью трехдольного движени€ в ритме вальса.

Ћучшие романсы √урилева перекликаютс€ с лирикой √линки и ƒаргомыжского. ¬ли€ние √линки мы обнаруживаем в интонационных оборотах, типичных приемах восход€щего скачка и его заполнени€, опеваний центрального звука фигурами типа группетто и т. п.

Ќо в лучших романсах √урилев раскрывает самые привлекательные стороны своего лирического даровани€. “аковы его романсы Ђ¬ам не пон€ть моей печалиї, Ђ¬нутренн€€ музыкаї, Ђ–азлукаї. —ближение с ƒаргомыжским видно в романсе на слова Ћермонтова Ђ» скучно, и грустної. ƒекламационный склад мелодии, ее сжатый диапазон, выразительные речевые акценты придают музыке характер беседы с самим собой. јл€бьев, ¬арламов, √урилев во многом предугадали, подготовили будущий путь русского романса.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 490 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—лабые люди всю жизнь стараютс€ быть не хуже других. —ильным во что бы то ни стало нужно стать лучше всех. © Ѕорис јкунин
==> читать все изречени€...

471 - | 453 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.