Что значит быть честным для Руководящего совета не секрет, ведь они сами достаточно точно оп-
ределяют это понятие: «Быть честным значит быть правдивым… Честность требует справедливого об-
ращения с другими, быть искренним и порядочным, никого не обманывать и не вводить в заблужде-
ние… всякий истинный поклонник Бога должен быть честным… логично, что только „правдивые" люди
пригодны для того, чтобы представлять Его» («Сторожевая Башня» от 15.07.1988 г., стр.4). Естественно,
Свидетели Иеговы ожидают от членов Руководящего совета, что они будут поступать в соответствии со
своими лозунгами. Свидетели рассматривают их как эталон честности, ведь они представляют «единст-
венного истинного Бога» в «единственной истинной религии». Но, как мы увидим, их дела далеко не
всегда гармонируют со словами (ср. Матфея 23:3).
Между ошибкой и обманом существует кардинальная разница. Например, Рассел совершил ошиб-
ку, когда предсказал, что до конца 1914 года Бог положит конец всем земным царствам. И если бы чле-
ны Руководящего совета хотели быть по-настоящему честными, то им следовало бы «никого не обма-
нывать и не вводить в заблуждение», а прямо признать, что Рассел был ложным пророком45. Но ради
сохранения призрачного нимба «Организации Бога», они не могут озвучить такой факт. Как мы замети-
ли ранее, они прекрасно осознают, что Бог не имел бы отношений с Расселом, если бы тот оказался
лжепророком. Ну, а если озвучивать правду невыгодно, то надо что-нибудь придумать. Как мы увидим
далее, они не только не говорят Свидетелям Иеговы, что пророчество Рассела о 1914 годе оказалось
ложным, но и продолжают вводить в заблуждение, доказывая прямо противоположное.
«The World Magazine» (30 августа 1914 г.)
В книге «Возвещатели» (стр.60) есть небольшая вставка
с заголовком «Взирая на 1914 год». И там процитирован
«The World Magazine» за 30 августа 1914 года, где сказано:
«Ужасающая война, вспыхнувшая в Европе исполнила со-
вершенно необычайное пророчество»46.
Но Руководящий совет прекрасно осведомлен, что по-
добное цитирование журнала некорректно. Рассел не пред-
сказывал на 1914 год начало войны в Европе. В июльской
«Башне Стражи» в 1894 году он заявлял совсем другое:
«Имейте в виду, что конец 1914 года – это не дата начала, а
Насколько же со стороны Рассела было серьезной ошибкой заявлять, что пророчество о 1914 годе исходят от Бога.
Это фото с первой страницы “The World Magazine” впервые появилась в номере «Сторожевой Башни» от 15.08.1989 г. (стр.13). Трудно
поверить, что эта статья была написана непредубежденным репортером. Стиль написания и рассуждения в точности напоминают
стиль Рассела. Вполне вероятно, что это одна из его статей в этом журнале. Но Руководящий совет никогда об этом не скажет, потому
что гораздо важнее создать впечатление, будто даже мирской журнал признал, что пророчество Рассела сбылось.
39
|
дата конца времени бедствий». Процитированное в «The World Magazine» пророчество относится к ста-
тье «КОНЕЦ ВСЕХ ЦАРСТВ В 1914 ГОДУ» (об этом в книге «Возвещатели» не упоминается). Именно это
пророчество провозгласил Рассел в 1889 году (т.е. за 25 лет до того) в книге «Время приблизилось»
(стр.99): «За последующие двадцать шесть лет все нынешние правительства будут свергнуты и распуще-
ны… мы считаем установленной истиной, что решающий конец царств этого мира и полное установле-
ние Божьего царства на земле будут достигнуты где-то к концу 1914 года н. э.»47. Но, очевидно, в 1914
году этого не произошло. Богом не было уничтожено даже одного царство, не говоря уж обо всех. Но
тогда почему Руководящий совет ссылается на статью, которая доказывает ложность пророчества Рас-
села?
Наверняка кто-то в Организации заметил, что заго-
ловок статьи: «КОНЕЦ ВСЕХ ЦАРСТВ В 1914 ГОДУ» не
соответствует реалиям. Они поняли, что с этим «совер-
шенно необычайным» лжепророчеством надо что-то
делать. Было два варианта: (1) признать его ложность
или (2) отвлечь внимание читателей (и, может быть,
свое) от лживости пророчества. Как мы уже заметили,
был выбран второй вариант. В книге «Возвещатели»
даже не упоминается заголовок статьи. В журнале
«Пробудитесь!» за 8 октября 1973 г. (стр.17) они поме-
щают то же изображение, но с одной важной разницей
– см. фото. Без заглавия читатель не может понять, в
чем смысл пророчества, высказанного 25 лет назад. В книге «Возвещатели» оно преподносится так, буд-
то речь идет не о«конце всех царств» в 1914 году, а окончании «времен язычников». Хотя Рассел дейст-
вительно провозглашал, что «времена язычников» закончатся в 1914 году, но он не предсказывал
«ужасной вспышки войны в Европе». Способ преподнесения статьи создает ложное впечатление, будто
«вспышкой войны» пророчество Рассела сбылось. Свидетелей Иеговы не беспокоит, когда Руководящий
совет вводит их в заблуждение. Они склонны не замечать того, что Руководящий совет не желал бы де-
лать заметным. Они предупреждены не мыслить вне разрешенных рамок. Иначе их ждет обвинение в
«независимом (от Бога и Его организации) мышлении».
Нелегко понять, почему Руководящий совет не беспокоит, что их интерпретация истории Организа-
ции – ложь. Чем можно объяснить такое мышление? Кажется, есть только один ответ: отсутствие любви
к истине, о которой говорил апостол Павел (2 Фес.2:10,11). На ход их суждений активно влияет «дейст-
вие заблуждения», поэтому они считают, что Бог не будет против нечестности в попытках убедить всех,
что пророчество Рассела о 1914 годе сбылось.
Важный момент: если Рассел, помещая имя Бога на своих пророчествах, совершал серьезную
ошибку, то действия Руководящего совета, латающего дыры в его учениях, уже квалифицируется как
нечестность. Согласно принципу, упомянутому Павлом, причина их нечестности – нехватка любви к ис-
тине. До тех пор, пока они желают верить в ложь, что «Общество – это Организация Бога», они не будут
способны быть честными при обсуждении собственной истории.
В главе 3 представлено 48 примеров того, что Рассел и Рутерфорд догматично и самонадеянно бе-
жали впереди Бога, спекулируя многими датами и событиями. Помня об этом, обратите внимание на
вопрос и ответ Руководящего совета («Сторожевая Башня» от 1.06.1997 г., стр.14, абз.6):
«Сторожевая Башня» от 15.03.1955 г. ссылается на статью в «The World Magazine» и включает вышеупомянутую цитату из книги
«Время приблизилось». Как бы то ни было, написавший статью не мог не заметить, что произошедшее до 30 августа 1914 года не было
исполнением пророчества Рассела. Этого не произошло ни до конца 1914 года, ни до конца 1915-го (эта дата была перенесена при переиз-
дании книги в 1916 г.). И до сегодняшнего дня предсказанное Расселом не сбылось.
40
|
«ВОПРОС: Почему можно всецело доверять классу верного и благоразумного раба? ОТВЕТ: Скром-
ность класса верного и благоразумного раба… не позволяет ему самонадеянно опережать время и стро-
ить догадки о том, что еще не ясно. Класс раба старается избегать догматичности… Никогда не нужно
выказывать свое нетерпение по отношению к мероприятиям Иеговы, неразумно пытаясь опередить От-
крывателя тайн [пытаясь бежать впереди Бога – англ.]». И завершается этот абзац удивительным вы-
водом: «Какую же уверенность придает знание того, что используемый сегодня Иеговой канал обучения
этого не делает. Этот канал верен и благоразумен». Такое утверждение не просто вводит в заблужде-
ние, это уже неприкрытая ложь. Члены Руководящего совета, конечно же, знают, что Рассел и Рутер-
форд делали именно то, что «канал Иеговы», якобы, «не делает». И все эти нечестные утверждения бы-
ли опубликованы миллионными тиражами по всему миру.
Еще один пример: в книге «Тысячелетнее Царство приблизилось» (стр.353) ныне усопший Прези-
дент Общества Фредерик Френц обратил внимание на конгресс в Седар Поинте, штат Огайо (1-8.09.1919
г.), о котором часто упоминается в литературе Общества: «Это событие показало миру, кто был найден
Господом Иисусом для служения в роли класса «верного и благоразумного раба». Это сделало класс
«раба» счастливым». И опять очередная ложь. Как уже говорилось в главе 3, в 1919 году Общество все
еще учило, что этот «раб» представлен одним человеком – Чарльзом Расселом. Вплоть до февраля 1927
года они не учили, что этот «класс» - коллективный. Рутерфорд и те, кто были с ним связаны, вряд ли
были бы счастливы узнать, что Иисус считает их своим «рабом». Они не верили в это не только в момент
конгресса, но и на протяжении последующих семи с половиной лет.
В заключении приведу еще один пример нечестности по отношению к рядовым Свидетелям Иего-
вы. В «Башне Стражи» от 15 июня 1964 г. (стр.365) Руководящий совет цитирует анонимного Свидетеля,
который, похоже, запамятовал, что Общество неоднократно водило его в заблуждение. Его слова пред-
ставлены как эталон отношения к «видимой Организации Иеговы»: «Видимая организация Иеговы –
чрезвычайно надежный источник. Она никогда не вводила меня в заблуждение. Все, что она провоз-
глашает, основано на Слове Бога». Когда они говорят, что «никогда не вводили в заблуждение», то этим
уже ввели в заблуждение. И не важно, какова причина, по которой они «говорят, но не делают». Когда,
те, кто доверяет им, видят разницу между словами и делами – это как удар ниже пояса. Их реакция по-
хожа на чувства бывшего старейшины Мартина Мерримена: «Вот, что потрясло меня до глубины души:
мы были полностью убеждены, что Руководящий совет никогда не скажет лжи. Они всегда говорили
правду, какой бы она не была. Но это – фикция, ложь. Они лгали нам. Они нас обманывали. Мы имеем
этому документальное подтверждение. И так как мы говорили про это, нас заставили замолчать. То же
самое произойдет с любым Свидетелем, прислушивающимся к такой информации». Такое «докумен-
тальное подтверждение» содержится в литературе самого Общества. Поэтому бывший старейшина Ле-
онард Шертейн сказал: «Величайший враг *Общества+ – его собственная литература». К примеру, свиде-
тельства, подтвержденные с помощью книги «Возвещатели», показали, что многие учения до 1919 года
не соответствовали их же стандартам и трактовке Матфея 24:45-47.
Астроном Карл Саган так описал свои наблюдения по поводу объяснений Общества о несбывшемся
пророчестве конца света в 1914 году: «Одна известная в Америке религия уверено предсказывала, что
конец света наступит в 1914 году… В свете столь явного ухода от ответа удивительно, что эта религия
вообще имеет сторонников… То, что *Общество Сторожевой Башни+ может быть настолько бессовестно
нечестным, настолько пренебрежительно относиться к интеллекту своих сторонников – и все еще про-
цветать, этот факт не говорит в пользу «стойкого мышления» *Свидетелей Иеговы+». Слова апостола
Павла об отсутствии любви к истине можно смело применить не только к религиозным лидерам Обще-
ства, но ко всем Свидетелям Иеговы. Да, они – введенные в заблуждение жертвы, но все-таки не беспо-
мощные младенцы, чтобы не замечать что-то неправильное. Зачастую, они проявляют завидную готов-
41
ность верить и проповедовать все, что им говорят, не вдаваясь в подробности. Получается, им тоже не
достает любви к истине, которая защитила бы их от лжи.
Организация, которую ты дал, — это она дала мне «пищу вовремя», и я ел
Некоторые намеренно слепы, потому как желание верить в ложь превыше потребности узнать
правду. Они могут оправдываться тем, что всего лишь следуют за руководством вводящих в заблужде-
ние, поэтому не виновны. Их мышление таково: «Вряд ли Бог посчитает меня виноватым в том, что я
следовал за Его организацией, даже если она сообщала мне что-то неверное». Это очень похоже на ход
рассуждения Адама, когда он объяснял Богу причину своего неповиновения. По сути, Адам сказал: «Ты
не можешь считать меня виновным, ведь я сделал только то, что сказала мне жена, которую Ты мне Сам
и дал» (Бытие 3:12). Мы, конечно же, не можем знать, что происходит в сердцах членов Руководящего
совета или прочих Свидетелей Иеговы. Часто руководители неосознанно объясняли собственное пове-
дение на примере мотивов других людей. Замечательный пример подобного объяснения можно найти
в «Сторожевой Башне» от 1 августа 2001 г. (стр.3) в статье «Убеждения и истина»: «Если у людей возни-
кают неправильные убеждения, это не значит, что они намеренно верят лжи. Порой они просто что-то
недопонимают… К тому же часто мы верим в то, во что просто хочется верить. Один профессор сказал,
что даже ученые «влюбляются в собственные детища». Их идеи затмевают им рассудок. А потом эти
люди посвящают свою жизнь тому, что тщетно ищут доказательства своих ошибочных взглядов (Иере-
мия 17:9)».
Для ложной веры в вымышленную «Организацию верного и благоразумного раба» совсем необяза-
тельна намеренная ложь. Руководящему совету вполне достаточно просто «влюбиться в собственное
детище» – «Организацию Бога». Так же как и ученые, о которых говорится в процитированной выше ста-
тье, члены Руководящего совета «посвящают свою жизнь тому, что тщетно ищут доказательства своих
ошибочных взглядов».