Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—оздание сценариев дл€ других людей




—ценарий жизни большинства людей определ€етс€ социальным зеркалом, мнени€ми, представлени€ми и парадигмами окружающих. ћы с вами, будучи взаимозависимыми людьми, отдаем себе отчет в том, что тоже €вл€емс€ частью этого социального зеркала.

ћы можем, сделав осознанный выбор, возвращать люд€м их четкое неискаженное отражение, способны поддерживать их проактивную натуру и относитьс€ к ним как к люд€м ответственным, в силах помочь им в создании дл€ себ€ сценари€ принцип-центричной, основанной на ценност€х, независимой, достойной жизни. » при этом благодар€ менталитету изобили€ мы знаем, что позитивно отража€ других людей, мы никоим образом не унижаем себ€. Ёто, напротив, возвышает нас, поскольку расшир€ет возможности дл€ эффективного взаимодействи€ с другими проактивными людьми.

¬озможно, в вашей жизни были такие моменты, когда р€дом оказывались люди, которые верили в вас, в то врем€ как вы сами сомневались в этом. ќни помогли вам написать новый сценарий. –азве это не изменило вашу жизнь к лучшему?

ј если бы вы сами стали сценаристом и вдохновителем дл€ других людей? ¬ то врем€ как социальное зеркало т€нет людей вниз, вы побуждаете их подниматьс€ вверх, потому что верите в них. ¬ы слушаете их, про€вл€€ эмпатию; не освобождаете от ответственности, а побуждаете стать проактивными.

¬озможно, вам известен мюзикл "„еловек из Ћаманчи". Ёто красива€ истори€ средневекового рыцар€, который повстречал уличную женщину, проститутку. ¬ глазах окружающих она вполне оправдывала свой образ жизни.

ќднако этот рыцарь-поэт увидел в ней нечто иное Ч прекрасное и достойное любви.  роме того, он рассмотрел в ней добродетель и неустанно это подчеркивал. ќн дал ей новое им€ Ч ƒульсине€, соответствующее новой парадигме.

ƒевушка не сразу поддалась: слишком силен был старый сценарий. ќна отталкивала рыцар€ от себ€ как безумного фантазера. ќднако тот не сдавалс€, посто€нно пополн€€ эмоциональный банковский счет своих с ней отношений вкладами безусловной любви, которые постепенно проникали в ее сценарий. » ответ не заставил себ€ ждать. ѕостепенно девушка начала мен€ть свой образ жизни. ќна поверила в новую парадигму и действовала на ее основе, привод€ этим в см€тение всех окружающих.

ѕозднее, когда прежн€€ парадигма вновь вз€ла верх, рыцарь призвал ее к своему смертному одру, спел прекрасную песню "Ќесбыточна€ мечта" и, загл€нув ей в глаза, прошептал: "Ќикогда не забывай, что теб€ зовут ƒульсине€".

ќдин из классических примеров самореализующегос€ пророчества Ч истори€ о том, как в одной из английских школ случайно был неправильно запрограммирован компьютер. ѕо итогам тестировани€ он назвал слабым класс, в котором учились умные дети, а класс предположительно слабых учеников Ч сильным. » эти компьютерные данные в начале учебного года стали главным критерием, на основе которого учител€ формировали свои парадигмы в отношении учеников.

 огда п€ть с половиной мес€цев спуст€ администраци€ школы наконец обнаружила ошибку, было решено провести повторное тестирование учеников, никому не рассказыва€ о случившемс€. –езультаты были поразительными.  оэффициент интеллекта сильных учеников существенно снизилс€. »х воспринимали и к ним относились как к люд€м интеллектуально ограниченным, не способным к сотрудничеству и трудно поддающимс€ обучению. ѕарадигмы учителей обернулись самореализующимс€ пророчеством.

¬ то же врем€ показатели слабых учеников выросли. ”чител€ относились к ним как к отличникам, а энерги€, надежда и оптимизм этих детей стали следствием высоких ожиданий по отношению к ним.

 огда учителей спросили, как у них шли дела в первые учебные недели, они ответили: "ѕочему-то наша обычна€ методика преподавани€ не сработала, и нам пришлось изменить ее". ¬ыданна€ компьютером информаци€ свидетельствовала о том, что ученики были из категории сильных, и учител€, столкнувшись с неудачей, решили, что неэффективной оказалась методика. ќни изменили ее, поступали проактивно и действовали в своем круге вли€ни€. ј кажуща€с€ неспособность детей к учебе оказалась ничем иным, как недостаточной гибкостью учителей.

 аким образом мы отражаем представлени€ других людей о самих себе? » как это вли€ет на их жизнь? ћы способны значительно пополнить эмоциональные банковские счета других людей! ¬оспринима€ их на основе скрытых возможностей, мы можем пользоватьс€ именно воображением, а не пам€тью, в общении с женой или мужем, коллегами- или подчиненными. Ќам нет необходимости пользоватьс€ усто€вшимис€ €рлыками, так как при каждой новой встрече мы воспринимаем этих людей по-новому. ћы можем помочь им реализовать свой потенциал, стать независимыми, способными поддерживать продуктивные отношени€ с окружающими.

√ете говорил: "≈сли относитьс€ к человеку сообразно тому, каков он есть, он останетс€ таким, какой он есть. ≈сли же относитьс€ к нему в соответствии с тем, каким он может и должен быть, то он и станет таким, каким может и должен быть".

ЅјЋјЌ— ¬ ќЅЌќ¬Ћ≈Ќ»».

ѕроцесс самообновлени€ должен включать в себ€ сбалансированное обновление всех четырех измерений нашей натуры Ц физического, духовного, интеллектуального и социально-эмоционального.

’от€ обновление каждого из этих направлений €вл€етс€ важным, оптимально эффективным этот процесс становитс€ только тогда, когда он разумно сбалансирован и затрагивает все четыре измерени€. ѕренебрежение одним из них окажет негативное вли€ние на все остальные.

я убедилс€ в справедливости этого утверждени€ как дл€ отдельных людей, так и дл€ организаций. ѕрименительно к организаци€м физическое измерение выражаетс€ в экономических терминах. »нтеллектуальное, или психологическое, измерение св€зано с признанием, развитием и использованием талантов сотрудников. —оциально-эмоциональное Ц с человеческими отношени€ми, с тем, как обращаютс€ с людьми. ј духовное измерение св€зано с осознанием смысла де€тельности организации через определение ее предназначени€.

 огда организаци€ пренебрегает одним или несколькими из этих направлений, это негативно отражаетс€ на всем. “ворческа€ энерги€ многих людей, способна€ привести к огромной позитивной синергии, вместо этого направл€етс€ против организации и становитс€ силой сдерживающей ее рост и производительность.

ћне встречались организации, движущей силой, которых были исключительно экономические мотивы Ц стремление делать деньги. ќбычно они не называют эту цель открыто, говор€ о чем-то другом, но в глубине души их единственное желание Ц делать деньги.

 аждый раз сталкива€сь с подобными организаци€ми, € обычно обнаруживаю внутри них огромную массу отрицательной синергии, порождающей такие €влени€, как соперничество между отделами, самооправдавтельный стиль общени€, интриги и диктат. ћы не можем процветать, не зарабатыва€ денег, но финансовым мотив сам по себе не €вл€етс€ достаточной причиной дл€ существовани€ организации. Ќевозможно прожить без еды, но мы живем не дл€ того, чтобы есть.

— другой стороны € встречал и такие организации, которые сосредотачивались исключительно на социально-эмоциональном измерении. ќни проводили что-то вроде социального эксперимента, их система ценностей не содержала экономических критериев. ќни не могли измерить или оценить свою эффективность и в результате тер€ли ее, вынужденно уход€ с рынка.

¬стречались мне и такие организации, которые развивали сразу три из перечисленных факторов. ќни, например, заботились о службе, хороших экономических показател€х, поддержании эффективных отношений между сотрудниками, но пренебрегали вы€влением, развитием и использованием талантов своих сотрудников. ј когда эти психологические силы отсутствуют, возникает стиль руководства, типа Ђпросвещенного самодержави€ї, в ответ на который внутри организации растет дух противоречи€, зреют разнообразные формы коллективного сопротивлени€, повышаетс€ текучесть кадров, возникают другие серьезные проблемы.

Ёффективность организации, как и отдельного человека, требует разумно сбалансированного развити€ и обновлени€ всех четырех измерений. ѕренебрежение одним из этих факторов приводит к возникновению негативного силового пол€, противодействующего эффективности и росту. Ћюди и организации, которые в своих формулах предназначени€ удел€ют внимание всем четырем измерени€м, создают благопри€тные услови€ дл€ сбалансированного обновлени€.

—»Ќ≈–√»я ¬ ќЅЌќ¬Ћ≈Ќ»»

—балансированное обновление создает оптимальные услови€ дл€ синергии. ¬се, что вы предпринимаете дл€ "затачивани€ пилы" в любом из направлений, позитивно отражаетс€ на остальных измерени€х, поскольку все они взаимосв€заны. ¬аше физическое здоровье отражаетс€ на психическом; духовна€ сила вли€ет на социально-эмоциональную. —овершенству€сь в одном измерении, вы одновременно наращиваете свои возможности в других.

—емь ѕривычек высокоэффективных людей создают оптимальную синергию всех четырех измерений. ќбновление любого фактора укрепл€ет хот€ бы одну из —еми ѕривычек. » хот€ они составл€ют последовательный р€д, совершенствование в одной из них синерЄгически усиливает вашу способность жить в соответствии с остальными.

„ем больше вы проактивны (ѕривычка 1), тем большей эффективности можете достичь в руководстве собой (ѕривычка 2) и самоуправлении (ѕривычка 3). „ем больше вы эффективны в управлении своей жизнью (ѕривычка 3), тем больше обновл€ющих действий из квадранта II способны совершить (ѕривычка 7). „ем больше усилий вы прилагаете к тому, чтобы пон€ть другого человека (ѕривычка 5), тем более эффективным будет ваш поиск взаимовыгодных решений на основе синергии (ѕривычки 4 и 6). „ем больше вы укрепл€етесь в любой из привычек, ведущих к независимости (ѕривычки 1, 2 и 3), тем более эффективны вы будете во взаимозависимых ситуаци€х (ѕривычки 4, 5 и 6). ј обновление (ѕривычка 7) Ч это процесс укреплени€ всех —еми ѕривычек.

ќбновл€€ физическое измерение, вы укрепл€ете самовоспри€тие (ѕривычка 1), парадигму самоосознани€, свободной воли, проактивности и понимани€ того, что вы вольны действовать сами, а не быть объектом чужого воздействи€, можете выбирать свою реакцию на любой стимул. ¬ этом, пожалуй, величайша€ польза физических упражнений.  ажда€ ежедневна€ лична€ победа обеспечивает дополнительный приход на ваш личный счет внутренней безопасности.

ќбновл€€ свое духовное измерение, вы развиваете способность руководить собой (ѕривычка 2), развиваете способность жить, опира€сь на воображение и совесть, а не только на пам€ть, учитесь глубоко понимать свои фундаментальные парадигмы и ценности, формировать внутри себ€ €дро из правильных принципов, определ€ть свое уникальное жизненное предназначение, переписывать свой сценарий таким образом, чтобы жить в гармонии с правильными принципами и пополн€ть энергию из внутренних источников. Ќасыщенна€ лична€ жизнь, подкрепленна€ духовным обновлением, становитс€ колоссальным вкладом на ваш личный счет внутренней безопасности.

ќбновл€€ свое интеллектуальное измерение, вы развиваете способность управл€ть собой (ѕривычка 3). «анима€сь планированием, вы заставл€ете себ€ сосредоточитьс€ на де€тельности из квадранта II, на приоритетных цел€х и делах, что способствует наиболее эффективному использованию времени и энергии и позвол€ет организовывать свою жизнь в соответствии с внутренними принципами. ѕосто€нна€ учеба помогает расшир€ть базу знаний и круг возможностей. ¬аша экономическа€ безопасность зависит не от места работы, а от вашей способности производить Ч думать, учитьс€, создавать, адаптироватьс€ к различным ситуаци€м. ¬ этом заключаетс€ истинна€ финансова€ независимость. ≈е суть не в обладании материальными ценност€ми, а в способности производить материальные ценности. Ёто ваше внутреннее качество.

≈жедневна€ лична€ победа (выделение как минимум одного часа в день на самообновление в физическом, духовном и интеллектуальном направлени€х) €вл€етс€ ключом к закреплению в себе —еми ѕривычек и целиком находитс€ в пределах вашего круга вли€ни€. Ёто врем€ сосредоточени€ на квадранте II, необходимое дл€ внедрени€ данных привычек в вашу жизнь. ќно поможет вам стать человеком, центрированным на принципах.

 роме того, это основа дл€ ежедневной общественной победы, источник внутренней безопасности, необходимой дл€ "заточки пилы" в социально-эмоциональном измерении. ќна повышает вашу способность концентрироватьс€ на своем круге вли€ни€ во взаимозависимых ситуаци€х, смотреть на других людей сквозь призму менталитета изобили€, по-насто€щему ценить их отличи€ от вас и радоватьс€ их успеху. Ёто создает фундамент дл€ поиска истинного понимани€, выработки в процессе синергии обоюдовыгодных решений, применени€ ѕривычек 4, 5 и 6 во взаимозависимой реальности.

¬ќ—’ќƒяўјя —ѕ»–јЋ№

ќбновление Ч это принцип (и процесс), позвол€ющий нам двигатьс€ по восход€щей спирали роста и перемен, а также посто€нного самосовершенствовани€.

„тобы движение по этой спирали было последовательным и целенаправленным, мы должны учитывать еще один аспект обновлени€, который относитс€ к уникальным свойствам человека и направл€ет данное движение, Ч нашу совесть.  ак говорила мадам де —таль: "√олос совести настолько слаб, что его легко заглушить, но при этом он настолько отчетлив, что его ни с чем не спутаешь".

—овесть Ч это дар, позвол€ющий ощущать наше соответствие или несоответствие правильным принципам и поднимающий нас (если он достаточно развит) до высоты этих принципов.

 ак дл€ высококлассного спортсмена жизненно необходима тренировка нервов и мышц, а дл€ ученого Ч тренировка ума, так дл€ истинно проактивного человека необходима тренировка совести. ќднако этот процесс требует еще большей концентрации, дисциплины, последовательности и честности. ќн требует, чтобы мы регул€рно занимались чтением вдохновл€ющей литературы, были исполнены благородных помыслов и, самое главное, жили в гармонии с голосом своей совести, который все равно остаетс€ слабым.

 ак спортсмен может потер€ть форму из-за неправильного питани€ и недостатка тренировок, так и все непристойное, грубое, гр€зное может питать темные стороны нашей натуры, заглушать более высокие чувства и подмен€ть естественную, или божественную, совесть, задающуюс€ вопросом: "„то хорошо, а что плохо?", совестью социальной, озабоченной лишь вопросом: "–азоблачат мен€ или нет?"

ƒаг ’аммаршельд говорил:

"Ќевозможно заигрывать с животным началом в себе и не превратитьс€ при этом в животное; заигрывать с ложью и не потер€ть право на истину; заигрывать с жестокостью и не потер€ть душевной чуткости. “от, кто хочет видеть свой сад цветущим и благоухающим, не оставл€ет в нем места дл€ сорн€ков".

”читесь. ƒействуйте

ќб€зуйтесь

”читесь

”читеї

ƒействуйте

ќблада€ самоосознанием, мы должны выбирать цели и принципы дл€ своей жизни, иначе вакуум заполнитс€ помимо нашей воли, и мы потер€ем свое самоосознание и уподобимс€ низшим твар€м, существующим только ради выживани€ и размножени€. Ћюди, живущие на подобном уровне, не сами живут, а "их живут". ќни реагируют на внешние раздражители, не подозрева€ о своих уникальных качествах, дремлющих у них внутри в неразвитом состо€нии.

» развитие этих качеств никак нельз€ ускорить, т. е. каким-то образом сократить путь. «десь правит закон урожа€: что посеешь, то и пожнешь Ч не больше и не меньше. «акон справедливости непреложен, и чем крепче будут наши правильные принципы, тем объективнее мы сможем судить о том, как устроен мир, и тем точнее будут наши парадигмы Ч карты, благодар€ которым мы ориентируемс€ на территории, т.е. в жизни.

я убежден, что, двига€сь по восход€щей спирали роста и развити€, мы должны про€вл€ть прилежность в процессе обновлени€, занима€сь тренировкой и просвещением своей совести и повину€сь ее голосу. Ётот непрерывный процесс выведет нас на путь внутренней свободы, безопасности, мудрости и власти над собой.

ƒвижение по восход€щей спирали требует от нас: учитесь, об€зуйтесь и действуйте. ћы обманываем себ€, если думаем, что можно обойтись лишь одним из этих элементов. „тобы посто€нно двигатьс€ вперед, нам необходимо учитьс€, брать об€зательства и действовать Ч и снова учитьс€, брать об€зательства и действовать Ч и оп€ть учитьс€, брать об€зательства и действовать.

¬ќ—’ќƒяўјя —ѕ»–јЋ№

ѕ–ј “»„≈— »≈ —ќ¬≈“џ:

1. —оставьте список меропри€тий, которые помогут вам поддерживать хорошую физическую форму, будут соответствовать вашему образу жизни и доставл€ть удовольствие.

2. ¬ыберите одно из них и запишите его в качестве личной цели на будущую неделю. ¬ конце недели оцените свои достижени€. ≈сли вы не достигли поставленной цели, проанализируйте, почему это произошло: вы подчинили ее более значительной ценности или не сумели сохранить верность своей?

3. —оставьте аналогичный список обновл€ющих меропри€тий по духовной и эмоциональной сфере, перечислите отношени€, которые вам хотелось бы улучшить, или особые обсто€тельства, в которых общественна€ победа смогла бы обеспечить большую эффективность. ¬ыберите один пункт по интеллектуальному и социальному направлени€м и внесите их в список целей на будущую неделю. ¬ыполните намеченное и оцените его.

4. ќб€зуйтесь каждую неделю составл€ть план конкретных действий по "заточке пилы", выполн€ть их и оценивать результаты.

» —Ќќ¬ј "»«Ќ”“–» Ч Ќј–”∆”"

√осподь действует изнутри Ч наружу. ќбщество действует извне Ч вовнутрь. ќно пытаетс€ вытащить людей из гр€зи. ’ристос вытаскивает гр€зь из людей, и тогда они вытаскивают себ€ из гр€зи. ќбщество пытаетс€ формировать людей, измен€€ их среду обитани€. ’ристос измен€ет человека, который затем измен€ет свою среду обитани€. ќбщество пытаетс€ воздействовать на поведение человека, а ’ристос способен изменить его природу.

Ёзра “афт Ѕенсон

я хочу поделитьс€ с вами эпизодом из своей жизни, который, как мне кажетс€, отражает суть этой книги. ѕри этом € надеюсь, что вы сумеете св€зать событи€ с лежащими в их основе принципами.

Ќесколько лет назад € вз€л отпуск в университете дл€ работы над книгой и вместе с семьей поселилс€ на это врем€ на √авай€х.

”строившись на новом месте, мы вскоре выработали такой распор€док жизни и работы, который оказалс€ не только продуктивным, но и весьма при€тным.

ѕосле утренней пробежки по пл€жу мы отправл€ли двух наших детей (в шортах и босиком) в школу, после чего € уходил в уединенный домик на краю плантации сахарного тростника, где оборудовал себе

кабинет дл€ работы. Ёто было очень тихое, красивое и спокойное место Ч без телефона, встреч и срочных дел.

Ётот домик примыкал к территории колледжа, библиотеку которого € часто посещал. » вот однажды, когда € прохаживалс€ между книжными полками, мен€ заинтересовала одна книга. я открыл ее наугад, и мое внимание привлек абзац, оказавший сильное вли€ние на всю мою дальнейшую жизнь.

я перечитал его несколько раз. ¬ сущности, там выражалась проста€ мысль о том, что между стимулом и нашей реакцией на него существует промежуток, или пространство, и наше развитие и счастье определ€ютс€ тем, как мы используем его.

ћне трудно передать, какое впечатление произвела на мен€ эта иде€. ’от€ € был воспитан на философии самодетерминизма, даже слова, которыми была выражена эта мысль Ч "промежуток между стимулом и реакцией", Ч поразили мен€ с неверо€тной силой. Ёто было как откровение, внутренн€€ революци€. Ёто была иде€, врем€ которой пришло.

я вновь и вновь возвращалс€ к этой мысли, и она начала оказывать серьезное воздействие на мою жизненную парадигму. я стал наблюдать за собой как бы со стороны: мысленно помещал себ€ в этот промежуток и оттуда смотрел на стимулы, наслаждалс€ внутренним ощущением свободы выбирать свою реакцию (свободы даже самому стать стимулом или хот€ бы вли€ть на него) вплоть до отмены его воздействи€.

¬скоре после этого случа€ и отчасти благодар€ этой "революционной" идее мы с —андрой начали практиковать углубленное общение, разговоры по душам. Ќезадолго до полудн€ мы садились на старенький мотоцикл, брали с собой двух наших детей-дошкольников, усадив одного между собой, а другого у мен€ на колене, и ехали по проселочной дороге через плантации тростника, начинавшиес€ у домика с моим рабочим кабинетом. ћы ехали около часа, не тороп€сь, спокойно беседу€.

ƒети с интересом смотрели вперед, не издава€ ни звука. ћотоцикл тарахтел не слишком громко, другого транспорта на дороге почти не попадалось, так что было хорошо слышно друг друга. ќбычно мы доезжали до берега и пешком преодолевали еще примерно двести €рдов до уединенного местечка, где устраивали пикник.

ѕесчаный пл€ж и пресноводна€ речка полностью занимали внимание детей, так что мы с —андрой могли спокойно продолжать разговор. Ќаверное, не нужно много воображени€, чтобы представить, какого уровн€ понимани€ и довери€ мы смогли достичь, провод€ в подобном общении по два часа в день ежедневно на прот€жении года.

Ќа первых порах мы говорили обо всем, что нас интересовало, Ч о люд€х, иде€х, событи€х, дет€х, моей работе и так далее. Ќо постепенно наше общение становилось все глубже, и мы все чаще начинали говорить друг с другом о своем внутреннем мире Ч о воспитании, жизненных сценари€х, чувствах и сомнени€х. — головой погрузившись в общение, мы в то же врем€ как бы со стороны наблюдали за этим процессом. Ќам предоставились новые интересные возможности использовани€ промежутка между стимулом € реакцией, и это заставл€ло нас задуматьс€ о том, как мы были запрограммированы и как эти программы вли€ли на воспри€тие нами окружающего мира.

ћы отправились в интереснейшее путешествие в свой внутренний мир и обнаружили, что это самое восхитительное, увлекательное и захватывающее зан€тие из всех, что были нам известны во внешнем мире.

Ќо не все было гладко в этом процессе. ѕолностью раскрыва€сь друг перед другом, мы порой задевали обнаженные нервы и испытывали боль и смущение Ч этот процесс делал нас очень у€звимыми. » все-таки мы не хотели отказыватьс€ от этих зан€тий. ¬ыход€ на поверхность после погружени€ в эти потаенные деликатные вопросы, мы чувствовали себ€ в каком-то смысле исцелившимис€.

ѕри этом мы про€вл€ли друг к другу заботу и чуткость, поддержку и эмпатию, что позволило нам быть полностью откровенными.

ѕостепенно мы выработали два негласных правила общени€. ѕервое Ч не выпытывать. –аскрыва€ друг перед другом свои у€звимые проблемы, мы должны были не допрашивать друг друга, а лишь про€вл€ть эмпатию. ¬ыпытывание Ч слишком грубое вторжение во внутренний мир другого человека.  роме того, оно ориентировано на логику, и в основе его лежит подспудное желание контролировать собеседника. ћы исследовали новое неизведанное, и это не могло не вызывать страха и сомнений. Ќам хотелось все больше и больше открытий, но мы научились уважать друг в друге потребность и право открыватьс€ только тогда, когда дл€ этого придет врем€.

¬торое правило заключалось в том, что если общение становилось слишком болезненным, то беседа в этот день просто прекращалась. » на следующий день I мы либо продолжали с того же места, где остановились, либо выжидали, пока сами не почувствуем, что готовы возобновить эту беседу. ћы носили в себе неразрешенные вопросы, зна€, что каждый из нас хотел бы их поведать. Ќо времени у нас было вдоволь, и мы понимали, что рано или поздно вернемс€ к прежним темам и так или иначе их закроем.

—амой трудной, но, в итоге, самой плодотворной была та часть нашего общени€, когда в контакт входили наши особо чувствительные и у€звимые стороны. ¬ такие минуты мы обнаруживали, что промежуток между стимулом и реакцией исчезал. Ќа поверхности оказывались негативные чувства. Ќо нашим обоюдным желанием и молчаливой договоренностью было все-таки настроить себ€ и начать с того места, где мы остановились, чтобы в конце концов разобратьс€ со своими чувствами.

ќдин из таких трудных эпизодов был св€зан с характерной особенностью моей личности. ћой отец был очень замкнутым, сдержанным и осторожным человеком. ћать же была и по сей день остаетс€ очень общительной, открытой и непосредственной натурой. я нахожу в себе про€влени€ и той, и другой тенденции, и когда не чувствую себ€ в безопасности, то склонен замыкатьс€, как и мой отец. ƒелал это, € наблюдаю с безопасного рассто€ни€.

—андра больше похожа на мою мать Ч общительна€, естественна€, непосредственна€. «а годы совместной жизни у нас не раз возникали ситуации, когда ее открытость казалась мне неуместной, а она считала, что мо€ замкнутость и невосприимчивость к чувствам других людей вредит не только нашим отношени€м, но и мне самому как человеку. ¬се это и многое другое вы€вилось во врем€ нашего углубленного общени€. я по достоинству оценил проницательность и мудрость —андры и то, как она помогла мне раскрытьс€, стать более отзывчивым, чутким и общительным.

ƒругой трудный эпизод был св€зан с тем, что € считал недостатком —андры, изводившим мен€ многие годы. ќна, казалось, помешалась на электробытовых приборах фирмы "‘риджидэйр", и € никак не мог этого пон€ть. ” нее и мысли не возникало купить изделие другой марки. ƒаже когда мы только начинали совместную жизнь и были весьма стеснены в средствах, —андра настаивала на поездке за п€тьдес€т миль в "большой город", где продавались товары фирмы "‘риджидэйр", которых в нашем маленьком университетском городке в то врем€ не было.

ћен€ это очень раздражало.   счастью, эта проблема возникала только при покупке бытовых приборов. Ќо при этом € заводилс€ с полуоборота. ѕроисход€щее было дл€ мен€ символом иррационального мышлени€ и порождала целый спектр отрицательных эмоций.

¬ таких случа€х € обычно уходил в себ€. ћне казалось, что наилучший способ справитьс€ с этой проблемой Ч не обращать на нее внимани€. ¬ противном случае € просто потер€ю контроль над собой. Ѕывало, € срывалс€ и говорил что-то лишнее, за что потом приходилось извин€тьс€.

Ѕольше всего мен€ беспокоило не то, что —андре нрав€тс€ приборы марки "‘риджидэйр", а то, что она с таким упорством, как мне представл€лось, совершенно нелогичным и неоправданным, возвышала эту фирму над остальными, не име€ никаких на то фактических оснований. ≈сли бы она просто признала, что ее отношение к этой марке не имеет рациональной основы и €вл€емс€ чисто эмоциональным, думаю, € бы; смог это прин€ть. Ќо ее упр€мство было невыносимым.

“ема "‘риджидэйр" возникла в наших задушевных беседах где-то в начале весны. ¬се предыдущее общение подготовило нас к этому. —трожайшие правила уже были установлены и усвоены Ч не выпытывать и: оставить разговор, если он становитс€ слишком болезненным дл€ одной или обеих сторон.

Ќикогда не забуду тот день, когда обсуждалась эта тема. ћы тогда не стали, как обычно, останавливатьс€ на пл€же, а просто продолжали ехать по полю, может быть, потому, что не хотели смотреть друг другу в глаза. ¬едь у нас с этой проблемой ассоциировалось огромное психологическое напр€жение, и мы столько времени позвол€ли ей вызревать.  азалось, в тот день мы были близки даже к разрыву наших отношений, но когда пытаешьс€ создать прекрасные и прочные отношени€, важно учитывать все вопросы, по которым есть разногласи€.

ћы с —андрой были потр€сены тем, сколь многому мы научились благодар€ этому разговору. Ёто была синерги€ чистой воды.  азалось, —андра и сама впервые пон€ла, что же было причиной ее так называемого "заскока". ќна начала с рассказа о своем отце, о том, как он многие годы преподавал историю в школе и как ему пришлось зан€тьс€ торговлей электроприборами, чтобы свести концы с концами. ¬о врем€ экономического кризиса он столкнулс€ с серьезными денежными затруднени€ми и сохранил свой бизнес только благодар€ финансовой поддержке фирмы "‘риджидэйр".

—андра поддерживала с отцом необыкновенно нежные и теплые отношени€.  огда он усталый возвращалс€ домой и ложилс€ на кушетку, она растирала ему ноги и что-нибудь напевала. Ёто были прекрасные мгновени€, которыми они наслаждались почти каждый день в течение многих лет. ќн делилс€ с дочерью тревогами и волнени€ми, деловыми проблемами, и именно он привил —андре глубокое почтение к фирме "‘риджидэйр", поддержавшей его в т€желые времена.

Ёто общение отца с дочерью пришлось как раз на то врем€, когда происходит наиболее интенсивный процесс написани€ сценари€ дл€ ребенка. ¬ такой период дети "снимают защиту", станов€сь очень восприимчивыми, и всевозможные образы, мысли и идеи глубоко укорен€ютс€ в их подсознании. ¬озможно, —андра сама забыла обо всем этом, пока чувство внутренней безопасности, порожденное нашим углубленным общением в течение года, не позволило ему проснутьс€ естественным и непосредственным образом.

—андре этот разговор помог лучше пон€ть себ€, она докопалась до эмоциональных корней своего отношени€ к марке "‘риджидэйр". я тоже многое осознал и проникс€ к ней еще большим уважением. я пон€л, что —андра говорила не об электроприборах, а о своем отце и верности его пам€ти.

ѕомню, в тот день наши глаза были полны слез Ч не столько из-за сделанных открытий, сколько из-за возросшего чувства уважени€ друг к другу. ћы обнаружили, что даже самые простые, на первый взгл€д, вещи часто имеют глубокие эмоциональные корни. ќриентироватьс€ только на внешние про€влени€, не разгл€дев за ними более глубокой и тонкой материи, Ч значит грубо попирать св€щенный покров человеческой души.

Ёти мес€цы общени€ принесли много плодов. Ќаше взаимопонимание настолько углубилось, что мы научились почти мгновенно обмениватьс€ мысл€ми. ѕокинув √авайи, мы решили не прекращать начатую практику. — тех пор вот уже многие годы мы регул€рно катаемс€ по округе на своем мотоцикле или, если плоха€ погода, в машине просто ради того, чтобы поговорить. ћы чувствуем, что дл€ сохранени€ любви нужно говорить друг с другом обо всем, особенно о чувствах, и стараемс€ общатьс€ по несколько раз в день, даже если € нахожусь в отъезде. Ёто все равно что вернутьс€ в стены родного дома, где сосредоточены счастье, чувство безопасности и высшие ценности жизни.;

“омас ¬улф был неправ. ƒомой вернутьс€ можно, если твой дом Ч дорогие тебе отношени€, дружба и любовь.

—¬я«№ ѕќ ќЋ≈Ќ»…

ќбретенна€ нами с —андрой в тот чудный год способность мудро использовать промежуток между стимулом и реакцией и примен€ть четыре уникальных свойства человеческой природы укрепила наши отношени€ "изнутри Ч наружу".

ƒо этого примен€ли подход "извне Ч вовнутрь". ћы любили друг друга и старались преодолевать трудности, управл€€ своими установками и поведением, использу€ технические приемы человеческого взаимодействи€. Ќо вечно полагатьс€ на "лейкопластырь" и "аспирин" невозможно. ѕока мы взаимодействовали и общались на уровне своих застарелых парадигм, глубинные хронические проблемы оставались нерешенными.

Ќачав действовать "изнутри Ч наружу", мы смогли построить отношени€ довери€ и открытости и найти средство решени€ наших противоречий. »з корней, которые мы питали, изуча€ свои программы, переписыва€ сценарии и управл€€ своей жизнью таким образом, чтобы находить достаточно времени дл€ углубленного общени€ друг с другом, этого важнейшего действи€ из квадранта II, выросли прекрасные плоды Ч прекрасные отношени€ в духе взаимной победы, глубокое взаимопонимание и удивительна€ синерги€.

Ѕыли и другие плоды. ћы смогли пон€ть, что порой не отдавали себе отчета в том, что так же сильно вли€ли на жизнь своих детей, как в свое врем€ это делали наши родители.  огда мы осознали силу нав€занного кем-то сценари€, нам захотелось руководствоватьс€ в отношени€х с будущими поколени€ми лишь правильными принципами.

¬ этой книге € уделил особое внимание тем нав€зываемым нам сценари€м, которые необходимо проактивным образом мен€ть. Ќо пристальнее изучив свои сценарии, многие из нас обнаружат среди них прекрасные, вполне позитивные программы, которые в свое врем€ были переданы нам предыдущими поколени€ми и которые мы прин€ли как само собой разумеющеес€. ѕодлинное самоосознание помогает нам по достоинству оценить их и тех людей, которые воспитывали нас на основе правильных принципов, предоставив возможность совершенствоватьс€ и дальше.

 репка€ семь€, учитывающа€ опыт нескольких поколений, обладает определенной внутренней энергией. Ёффективно взаимозависима€ семь€ Ч дети и родители, дедушки и бабушки, тети и д€ди, кузены и кузины Ч может быть мощной силой, помогающей люд€м осознать, кто они такие, откуда пришли и что дл€ них главное.

ќчень важно, чтобы дети сравнивали себ€ со своим родом, чувствовали, что их знают и о них забот€тс€ многие люди, даже если они рассе€ны по всему миру. » это может стать бесценным подспорьем в вашей заботе о собственной семье. ≈сли кто-то из ваших детей испытывает жизненные затруднени€, а вас не оказалось р€дом, он сможет обратитьс€ за поддержкой к вашему брату или сестре, которые временно замен€т ему отца или мать, станут наставниками и образцами дл€ подражани€.

ƒедушки и бабушки, принимающие активное участие в жизни своих внуков, принадлежат к числу самых близких дл€ них людей.  аким чудным позитивным социальным зеркалом они могут быть! “акова и мо€ мать. ƒаже сейчас, когда ей далеко за восемьдес€т, она про€вл€ет глубочайший интерес к жизни каждого из своих потомков. ќна пишет нам письма, полные любви. Ќедавно € читал одно из таких писем, и у мен€ по щекам текли слезы.  огда € ей ни позвоню, она всегда говорит: "—тивен, € хочу, чтобы ты знал, как € люблю теб€ и считаю замечательным человеком". ќна верит в нас и подкрепл€ет нашу веру в себ€.

 репка€ семь€, св€зывающа€ несколько поколений, €вл€етс€ образцом самых плодотворных, обогащающих и доставл€ющих удовлетворение взаимозависимых отношений. » многие люди чувствуют важность этого.  ак мы все были очарованы " орн€ми" несколько лет назад!  орни есть у каждого из нас.  аждый способен найти их, узнать о своих предках.

—амый высокий и мощный мотив, побуждающий заниматьс€ этим, заключаетс€ в том, что это необходимо дл€ наших потомков, последующих поколений всего человечества.  то-то когда-то сказал: "—воим дет€м мы можем завещать в наследство лишь две непреход€щие вещи: корни и крыль€".





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-22; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 303 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬елико ли, мало ли дело, его надо делать. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1514 - | 1187 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.065 с.