Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


 омпенсационные точки опоры




 

¬нутренн€€ мудрость тела всегда стремитс€ к оптимальному равновесию, учитыва€ преобладающие услови€.  аждый раз, когда формируютс€ фиксированные точки опоры, другие области тела, возможно, нуждаютс€ в приспособлении к их присутствию. Ёто вызывает вторичные или компенсационные реакции. Ќапример, если нижн€€ часть спины зафиксирована в положении ротации вправо, ше€, возможно, должна будет ротироватьс€ влево дл€ поддержани€ равновеси€ во всЄм теле. Ёта способность тела приспосабливатьс€ €вл€етс€ важной особенностью дл€ поддержани€ здоровь€. “аким образом, первична€ точка опоры может произвести компенсационные вторичные точки опоры. Ѕлагодар€ единству тела различные фиксированные точки опоры могут поддерживать взаимосв€зи друг с другом.

 

ѕредыдущий опыт

 

–еакци€ тела на новые событи€ или переживани€ в значительной степени определ€етс€ тем, что произошло раньше. ѕоскольку дл€ поддержани€ паттернов фиксации требуютс€ значительные количества энергии, со временем работоспособность биодинамической потенции в теле может снизитьс€.  аждое новое подавл€ющее событие может уменьшить количество жизненной силы, котора€ должна будет боротьс€ с последующими стрессами. ¬ результате человек, получивший травму и удерживающий в себе глубоко скрытые или многочисленные фиксированные точки опоры, может достигнуть точки истощени€ после незначительного нового напр€жени€ или раздражени€.

—ледовательно, наличие неразрешенных стрессовых состо€ний обеспечивает плодородную почву дл€ накоплени€ новых. (Ќамного проще получить удар, когда вы уже лежите на земле.)

 

ќтносительное и абсолютное

 

¬заимодействие между нашими внутренними биодинамическими и добавочными биокинетическими силами определ€ет паттерны и формы, принимаемые телом. ѕо существу, это €вл€етс€ взаимодействием между относительным и абсолютным в нашей жизни. ƒыхание ∆изни €вл€етс€ не функцией нашего личного опыта или индивидуальных особенностей, а универсальным принципом. ¬еликий поэт –уми описал эту истину так:
Ђƒуша со ста тыс€чами тел
¬се это Ч €; я говорю только о себе.
ѕодобно волне, € поднимаюсь в моЄм собственном теле.
ћоре и волна Ч одна и та же дика€ водаї
[16].

¬ состо€нии идеального здоровь€ функционирование наших клеток и тканей находитс€ в гармонии с универсальным принципом ƒыхани€ ∆изни. ќднако, напр€жЄнные событи€, которые станов€тс€ зафиксированными фиксацией, будут в большей или меньшей степени вли€ть на нашу способность функционировать в согласии с этим универсальным принципом.  ак объ€сн€ет ‘ранклин —иллз, Ђќрганизаци€ всегда €вл€етс€ двойной. ¬нутри нас заключена цела€ ¬селенна€ Ч ƒыхание ∆изни и его потенци€. Ќеточный мир и мир ткани естественно организованы в этой ¬селенной, подобно разуму в состо€нии поко€. «атем там по€вл€ютс€ силы нашего опыта.  леточный мир и мир ткани должны также организовыватьс€ относительно их опыта, и потенции будут реагировать. Ќа уровне разума порождаютс€ новые формы, на эмоциональном уровне сохран€ютс€ эмоциональные последстви€, а на уровне ткани создаЄтс€ фиксаци€ї [17].

 


‘иксированные паттерны

 

Ђƒумайте о теле как о резервуаре дл€ души.
 огда душа удал€етс€ из тела, ничто его больше не вдохновл€ет.
ј поскольку душа Ч это катализатор,
поддерживающий движение всех вещей,
без неЄ тело погружаетс€ в состо€ние глубокой фиксации.
Ёмоции, мысли и мышцы больше не могут плавно перемещатьс€.
¬сЄ останавливаетс€ї
[18].

√абриэлла –от

“от способ, при помощи которого наши тела приобретают структурные паттерны, €вл€етс€ уникальным выражением нашего здоровь€, истории и опыта. ѕаттерны фиксации отражают пути, посредством которых мы существуем в этом мире, вы€вл€€, какое вли€ние оказывает на нас жизненный опыт. Ќегибка€ ше€, напр€жЄнность в животе или боль в спине могут быть внешними свидетельствами этого процесса. Ёти паттерны опыта удерживаютс€ в ткан€х, жидкост€х и потенци€х тела и организованы вокруг фиксированных точек опоры. ѕо мере того, как эти паттерны развиваютс€, наши варианты движени€ и выбора утрачиваютс€, отража€ зафиксированные положени€, которые мы, возможно, прин€ли дл€ саморегул€ции, защиты и равновеси€ (рис. 5.2).

ѕаттерн опыта имеет три главных аспекта: форму, движение и качество [19]. »х вид характеризует специфическую форму паттерна, это Ч его структура или архитектура. Ќапример, из-за фиксированных сил мембрана или кость могут прин€ть искривлЄнную или ротированную форму. ¬еро€тно, это вызовет напр€жение в прилегающих ткан€х, которые также станут частью формы паттерна. “очно так же жидкости и потенци€ (не только ткани) могут удерживатьс€ в специфической форме.

ѕаттерн движени€ €вл€етс€ специфическим способом, при помощи которого вовлечЄнные ткани, жидкости и потенции способны выражать своЄ движение. ƒаже если присутствует фиксаци€, паттерн опыта, заключЄнный в теле, редко бывает полностью зафиксированным или неподвижным. ќн по-прежнему может выражать некоторое движение, хот€ и подвергаетс€ риску. ƒвижение паттерна (т.е., его функци€) находитс€ во взаимных отношени€х с его формой (т.е., его структурой).

 ачество фиксированного паттерна св€зано с его индивидуальными особенност€ми, тонами и нюансами. Ќапример, ткани и жидкости могут обладать такими качествами, как твЄрдость или м€гкость, свет или темнота, сила или слабость. ƒругие качества включают в себ€ живучесть, тусклость, течение, хаос, колебание, неподвижность, холод, высокую температуру, влажность или сухость. ѕаттерн даже может иметь цвет или изображение, типа холодного серого февральского утра или липкой жевательной резинки. (я ощущал и то, и другое!). “акже паттерн может вызвать специфические эмоции и ощущени€, с которыми он ассоциируетс€; это Ч те индивидуальные черты, которые делают паттерн уникальным в соответствии с определЄнными событи€ми, содержащимис€ в нЄм.  аждый аспект паттерна (форма, движение и качество) может быть вы€влен сенсорным воспри€тием оператора, работающего своими Ђдумающими, знающими и вид€щими пальцамиї [20].

 

Ќаправление предпочтени€

 

 аждый паттерн опыта организован вокруг определЄнной фиксированной точки опоры, котора€ удерживает его на месте и определ€ет возможные варианты движени€.  ак было сказано выше, вместо того, чтобы быть полностью неподвижным, паттерн может по-прежнему двигатьс€ вокруг своей организующей точки опоры. Ётот специфический способ, при помощи которого он может продолжать перемещатьс€, называетс€ Ђнаправлением предпочтени€ї. Ќапример, движение краниальной кости может быть ограничено на выдохе, но свободно выражать вдох Ч своЄ направление предпочтени€. “ам, где имеютс€ фиксированные точки опоры, движение происходит по определЄнным, заданным пут€м, ограничива€ диапазон возможностей дл€ данной области. Ёто может значительно повли€ть на способность тканей выражать своЄ внутреннее здоровье.

 

 ритические места

 

‘иксированные точки опоры €вл€ютс€ критическими участками, которые поддерживают формы и паттерны, заключЄнные в теле. »менно здесь, в фиксированной точке опоры, должны наступить изменени€, если будет происходить выздоровление. Ёто подводит нас к другому ключевому принципу этой работы Ч любое действительное исцеление происходит в организованной фиксированной точке опоры, а не в паттернах ткани, которые развиваютс€ вокруг неЄ. Ётот факт можно легко упустить из виду. ≈сли мы будем заниматьс€ только паттернами симптомов, то можем не заметить ключевые факторы, порождающие эти симптомы.

 огда пойманна€ потенци€, удерживаема€ в фиксированной точке опоры, освобождаетс€, ƒыхание ∆изни может снова проникнуть в ткани: это восстанавливает св€зь с оригинальной матрицей в области нарушени€, и результатом €вл€етс€ здоровье. ѕосле устранени€ фиксации выражение первичного дыхани€ вокруг его естественных точек опоры будет восстановлено.

 

ќригинальный замысел

 

¬ездесуща€ оригинальна€ матрица €вл€етс€ нашим оригинальным замыслом здоровь€ и эмбриологического императива дл€ пор€дка и равновеси€. — самого начала нашей жизни мы обладаем неотъемлемым правом на здоровье. ≈сли бы не было никаких фиксированных точек опоры, то было бы только выражение этого оригинального замысла, отмеченного гармоничным и уравновешенным выражением ƒыхани€ ∆изни во всех его про€влени€х.  ак размышл€ет доктор ƒжеймс ƒжилоус: Ђ„то случилось бы, если бы вы потребовали вашу оригинальную форму? Ѕыло бы вам интересно узнать, кем вы были? Ѕыло бы вам интересно узнать замысел ƒыхани€ ∆изни, когда оно сотворило васї [21]?

 

√лава 6
»скусство диагностики

 

Ђƒл€ того, чтобы лучше видеть,
не нужно бежать на улицу или выгл€дывать в окно.
¬место этого пребывайте в центре вашего существа...
»щите ваше сердце, и вы увидите...
ƒл€ того, чтобы что-то делать, нужно бытьї
[1]

Ћао “зу


јспекты диагностики

 

Ђядро этой работы св€зано с воспри€тием;
данное пон€тие выросло из повторного наблюдени€ до тех пор,
пока законы природы не стали более €сными.
ћы учимс€ чувствовать ÷елое.
 огда мы встречаемс€ с пациентом, мы встречаемс€ с ÷елым Ч
это очень редкий случай в нашем современном миреї
[2]

ƒоктор остеопатии ƒжеймс ƒжилоус

«апись истории болезни и (в особенности) навыки пальпации и воспри€ти€ €вл€ютс€ главными диагностическими подходами, используемыми краниосакральными операторами. ќни сосредоточиваютс€ на том, как здоровье выражаетс€ в пациенте и на местоположении любых паттернов фиксации. ѕри такой оценке акцент ставитс€ на движение, равновесие и качества, выражаемые первичной дыхательной системой.

 

«апись истории болезни

 

»стори€ болезни записываетс€ в начале любой программы лечени€. ќна информирует оператора о детал€х текущих симптомов пациента и его медицинской истории.

ќчень важно отмечать любую информацию о травме (например, дорожном происшествии), о хирургическом вмешательстве, трудных родах или лечении зубов, поскольку эти сведени€ могут дать жизненно важные ключи к источнику проблемы.

ѕодробности, касающиес€ семьи, социального положени€, диеты и психологических проблем пациента, также очень полезны и могут помочь идентифицировать те ресурсы пациента, которые способны поддержать процесс исцелени€. ћедицинские исследовани€ (типа рентгена, анализов крови или сканировани€) могут быть рекомендованы, если потребуетс€ дальнейшее диагностическое уточнение.

 

ќсмотр пациента

 

»сточник любой проблемы может изначально быть определЄн при помощи внимательного наблюдени€. «амечали ли вы когда-нибудь, что ваше первое впечатление о незнакомом человеке, идущем по улице, часто €вл€етс€ самым полным? Ётот навык можно развить дл€ уточнени€ понимани€ состо€ни€ пациента. Ќапример, то, как человек входит в комнату, садитс€ или держитс€, может вы€вить природу того, что происходит. ѕоведение пациентов и их настроение указывают на то, как произошло повреждение тканей вследствие напр€жени€ или травмы. ƒвигаютс€ ли они свободно или имеют ограниченные и прерывистые паттерны движени€?  ак выгл€д€т пациенты?  ак они говор€т?  аково выражение их лица?  ак все это отражает их состо€ние?

Ќаблюдение за любыми асимметри€ми формы черепа или других частей тела может вы€вить присутствие фиксированных паттернов, которые заставили ткани прин€ть структурные изменени€. ѕостуральна€ оценка тела в положении сто€, сид€ или лЄжа может помочь определить любые проблемные области. ќсобое внимание нужно уделить форме и равновесию позвоночника, который действует как центральна€ поддерживающа€ колонна тела и имеет важные последстви€ дл€ нашего здоровь€ (см. раздел Ђ‘асилитированный сегментї, глава 5).  роме того, кожа часто отражает равновесие внутренних процессов тела и, таким образом, вы€вление любых характерных черт или изменений в текстуре кожи также может помочь определить местонахождение участков фиксации.

 

ѕальпаци€ и воспри€тие

 

¬ добавление ко всем этим процедурам кардинальный диагностический подход в краниосакральной работе состоит в том, чтобы оценить ритмичные движени€ ƒыхани€ ∆изни. Ёто достигаетс€ благодар€ пальпации и воспри€тию. ѕальпацией называетс€ способность оператора ощущать физиологические паттерны пациента при помощи ощущений, полученных через пальцы. Ёта способность зависит от развити€ точно настроенного чувства ос€зани€.  раниосакральна€ диагностика и лечение совершаютс€ при помощи навыка прикосновени€, которое должно быть м€гким и неагрессивным. ¬оспри€тием называетс€ способность оператора отмечать €влени€, полученные через любые из его органов чувств, включа€ так называемое шестое чувство инстинктивных и интуитивных впечатлений.

“еперь мы рассмотрим некоторые из основных элементов, которые позвол€ют оператору пальпировать и более €сно воспринимать тонкие области первичного дыхани€.

 

ѕодготовка почвы

 

Ђ“о, что мы имеем теперь, Ч не воображение.
Ёто Ч не горе или радость, не осуждение,
восторг или печаль Ч всЄ это приходит и уходит.
ј это Ч присутствие, которое остаЄтс€ї.
[3]

ƒжелалудин –уми


Ѕыть присутствующим

 

 ачество присутстви€ оператора €вл€етс€ отправной точкой любого диагностического процесса и также оказывает большое вли€ние на результаты лечени€. Ѕыть присутствующим означает быть открытым дл€ всех аспектов (физического, энергетического и психологического), не име€ других интересов, кроме ощущени€ организующих сил тела и его врождЄнного здоровь€. ѕо своей сути эта практика включает способность Ђбыть вместеї. Ќапример, нам может потребоватьс€ Ђбыть вместеї с чьей-либо болью, радостью, горем, удовольствием, гневом или любовью. ≈сли мы способны сделать это, не стрем€сь скрыть или зафиксировать что-либо, это может быть мощной терапевтической помощью [4].  роме того, если мы не будем Ђприсутствоватьї в другом человеке, будет фактически невозможно почувствовать его и облегчить его боль [5]. ѕри краниосакральной диагностике и лечении оператор должен установить достаточный контакт с пациентом и почувствовать уникальный путь, посредством которого ƒыхание ∆изни организовано в каждом пациенте.

 

”мение настраиватьс€

 

“ип присутстви€, которое может обеспечить терапевтическую пользу, основан на глубоком слушании. Ёто подразумевает, что оператор готов к участию в €сных и простых отношени€х с пациентом, и это требует развити€ Ђтонкого и точного качества внимани€ї [6]. Ёто означает фактически настраиватьс€! ѕодобно точно настроенному инструменту, оператор не должен быть ни слишком расслабленным, ни слишком напр€жЄнным при этом процессе. ќн должен быть способен ощутить тонкие изменени€, которые происход€т в организме пациента, и легко реагировать на них. Ёто Ч танец между пациентом и оператором, в котором ƒыхание ∆изни внутри пациента производит мелодию.

ѕрисутствие Ч это, возможно, один из самых стимулирующих аспектов в практике любого из исцел€ющих искусств, поскольку многие из нас не привыкли удел€ть внимание этой степени простоты. » все же во многих отношени€х присутствие €вл€етс€ самой естественной вещью в мире.  огда мы присутствуем, мы способны устанавливать скорее личностный контакт с людьми, чем деловой. ƒаже несмотр€ на то, что присутствие лежит в основе хорошей клинической практики, слишком часто операторы пр€чутс€ за изобилием методов, протоколов, проектов и мнений или за своим широким столом вместо того, чтобы просто быть открытым и доступным. ‘ранклин —иллз замечает, что Ђприсутствие про€вл€етс€, когда мы позвол€ем нашему разуму успокоитьс€ и оставатьс€ неподвижным в насто€щем. ¬ состо€нии поко€ можно ощутить присутствие глубокого –азума, который работает внутри человеческой системыї [7].

 

ћнени€

 

¬ способе Ђбыть присутствующимї многое может нас удивить. ƒоктор –оллин Ѕеккер указывает на то, что прежде всего существует мнение, которое оператор может иметь о состо€нии пациента. «атем существует мнение пациента о своЄм состо€нии и, наконец, есть то, что действительно происходит в организме пациента [8]. Ёти три вещи не об€зательно совпадают. ƒл€ того, чтобы Ђприсутствоватьї в организме пациента, необходимо освободитьс€ от того, о чЄм мы думаем, что мы знаем и что мы ожидаем найти. “огда и только тогда мы сможем услышать то, что действительно есть. ƒоктор —атерленд отметил, что именно благодар€ этому жизненному опыту мы можем получить знание, а не простую информацию о состо€нии пациента [9].

 

Ѕыть и делать

 

ясное качество присутстви€ может само по себе €вл€тьс€ важным фактором в стимулировании процесса выздоровлени€. ¬еро€тно, большинство из нас испытали, как признаки здоровь€ могут быть вызваны одним видом поддержки. ¬сего лишь доброжелательной руки, положенной на плечо, может быть достаточно, дл€ того чтобы устранить недомогание. ѕо наблюдению психотерапевта √адженбахл- рэйга, Ђкогда два человека встречаютс€, их души сталкиваютс€ друг с другом; сознательное и бессознательное, произнесЄнное и невысказанное Ч всЄ оказывает вли€ние друг на другаї [10]. ¬ краниосакральной практике между пациентом и оператором создаЄтс€ резонансна€ область, котора€ обеспечивает пространство дл€ исцел€ющего процесса. «десь смысл состоит в том, что результаты лечени€ св€заны (по крайней мере, в равной степени) с умением оператора Ђбытьї и Ђделатьї.

 

»сцеление через резонанс

 

ѕриведу пример того, как может произойти исцеление через резонанс. –абота€ с одним пациентом, который страдал от боли в голове и шее, € обнаружил вздрагивание и волнение, которые пальпировались в его теле.  огда € настроилс€ на его первичное дыхание, стало очевидным ощущение нарушени€ продольной флюктуации спинномозговой жидкости. я заметил, что это жидкостное движение сопровождалось различными водоворотами и сотр€сени€ми.  огда € расширил свою область воспри€ти€, чтобы охватить большее количество целого ощущени€ того, что происходило, € получил впечатление, что там были тыс€чи крошечных люминесцентных Ђмолекул энергииї, которые хаотично раскачивались по кругу в его системе. ” мен€ сложилось такое впечатление, как будто эти молекулы не знали, что делать или куда пойти.

Ётот пациент подтвердил, что он переживал очень тревожные времена. ќн чувствовал давление необходимости прин€ти€ важного решени€, которое могло изменить направление его жизни, но не знал, что выбрать. я смог почувствовать его беспокойство и волнение, которые были направлены на мен€, хот€ € держал его голову свободно.

—пуст€ некоторое врем€ € заметил, как наши две системы, кажетс€, стали синхронными. ‘люктуаци€ его спинномозговой жидкости замедлилась и стала более ровной. ќднако, фактически € ничего не сделал; нарушение в его системе просто отреагировало на мой контакт и, следовательно, смогло успокоитьс€. ¬ этот момент по€вилось ощущение глубокой неподвижности.  огда он встал с кушетки в конце лечени€, он сделал это с €сным представлением о правильном решении, которое должен был прин€ть. ¬ этом случае моЄ прикосновение как будто просто направило его первичную дыхательную систему; природа сделала всЄ остальное. Ётот принцип исцелени€ через резонанс часто происходит при краниосакральной работе, особенно когда оператор способен работать от места внутренней неподвижности.


„асы с ма€тником

 

Ётот тот же самый принцип можно наблюдать в физике и биологии. Ѕолее чем 350 лет назад  ристиан ’ьюдженс, изобретатель часов с ма€тником, заметил, что эти часы в одном и том же месте и с одной и той же длиной ма€тника имеют тенденцию двигатьс€ синхронно [11]. ’ьюдженс также заметил, что самый т€жЄлый ма€тник имеет тенденцию определ€ть частоту других. ƒаже если самый т€жЄлый ма€тник не способен полностью вли€ть на другие, он всЄ-таки будет частично прит€гивать паттерн поведени€ других ма€тников к своему собственному [12]. ѕо мнению остеопата Ћеона „эйтоу, в биологии Ђодин организм или функци€, или клетка, или доминирующа€ де€тельность начинают прит€гивать другие к своему способу поведенЂ€ї [13]. „эйтоу сравнивает здорового, хорошо уравновешенного оператора с т€жЄлым ма€тником, который может создать резонанс, который Ђприт€гиваетї пациента к состо€нию большей гармонии.

¬о врем€ моих путешествий мне посчастливилось поучитьс€ у некоторых великих тибетских буддистских учителей нашего времени. я сразу же заметил, насколько легко можно было почувствовать себ€ хорошо в их обществе. Ќекоторые из этих учителей провели многие годы в тихом уединении и излучали чувство спокойстви€, теплоты и присутстви€, которое распростран€лось на окружающих. Ќесколько лет назад один из опытных приверженцев этой традиции √иалванг ƒрукпа объ€снил мне, что часть его практики состоит в том, чтобы смотреть на каждого, кого он встречает Ч на молодого и старого, богатого и бедного Ч как на Ѕудду. ќн объ€сн€л это так: ЂЁто €в€етс€ не привнесением чего-то несуществующего, а признание, того, чем мы действительно €вл€емс€, нашей фундаментальной природыї [14]. »менно в тот момент € пон€л, почему мне так легко было чувствовать себ€ хорошо в его обществе Ч когда он смотрел на мен€, он видел Ѕудду!  ак сказал Ќельсон ћандела в своей речи при вступлении в должность президента: Ђ огда мы освобождаемс€ от собственного страха, наше присутствие автоматически освобождает других. » когда мы позвол€ем зажечьс€ собственному свету, мы подсознательно позвол€ем другим люд€м сделать то же самоеї [15].

 

Ѕыть сосредоточенным

 

≈сли мы хотим помочь кому-то обрести здоровье, мы сами должны быть в контакте с ощущением собственного равновеси€ и перспективы. ≈сть множество путей, которые можно использовать дл€ того, чтобы найти это равновесие, но каждый человек может обладать собственным подходом. Ќекоторые делают несколько медленных вдохов и выдохов, чтобы сосредоточитьс€, или же спокойно сид€т в течение нескольких мгновений, прежде чем установить физический контакт. Ќе очень важно, как это достигаетс€, но важно хорошо Ђзаземлитьс€ї, чтобы пальпировать и слушать.

ќдним из подходов, обычно используемых краниосакральными операторами дл€ того, чтобы сосредоточитьс€, €вл€етс€ установление так называемых Ђточек опоры оператораї.  ак мы уже сказали выше, точка опоры Ч это то место, которое ориентирует движение. “очка опоры оператора Ч это контрольна€ точка, вокруг которой оператор может ориентироватьс€ так, чтобы не нарушить своЄ прослушивание. ѕроста€ визуализаци€ может использоватьс€ дл€ того, чтобы установить эти контрольные точки, которые помогут оператору ощутить себ€ в устойчивом положении и обрести €сные отношени€ со своим пациентом. Ётот навык очень важен дл€ краниосакральной работы и за еЄ пределами. Ёто Ч жизненно важный навык, который может использоватьс€ как способ помнить о том, кто мы есть и где мы находимс€. Ќа собственном опыте € убедилс€ в том, что если эти точки опоры визуализируютс€, это помогает устанавливать состо€ние спокойстви€, даже когда вокруг бушует бур€.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 745 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

761 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.044 с.