Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—в€щенномученик »оанн (Ѕороздин)




ƒни пам€ти: —обор Ќовомучеников и исповедников –оссийских, 15 / 28 —ент€бр€

»кона св€щенномученика »оанна (Ѕороздина)

¬ слободе ћстере ¬€зниковского уезда ¬ладимирской губернии во второй половине XVII века был образован мужской Ѕого€вленский монастырь. ¬ 1722 году, в период владени€ этими земл€ми графом √оловиным, в ћстере среди местных жителей зародилось зан€тие иконописью, которое принес сюда московский иконописец ј. јлексеев. ¬ 1844 году мстерские земли вместе с насел€ющими их кресть€нами и художниками-иконописцами перешли во владение графа ѕанина.   этому времени мстерские иконописцы получили широкую известность, и их стали часто привлекать к работам по реставрации росписей храмов и монастырей, и в особенности древних икон. ¬ начале XVIII столети€ они занимались реставрацией соборов ћосковского  ремл€ и московских монастырей.

1861 год положил конец крепостному праву, но мстерские иконописцы не удовлетворены были получением личной независимости и решили всем обществом выкупить ћстерское владение у графа. ¬ течение двадцати п€ти лет мстерцы выкупали владение и наконец, уплатив всю сумму в 167200 рублей, получили полную независимость.

ѕо традиции мастерские в ћстере были семейными Ч Ѕрагиных,  лыковых,  ут€гиных, Ѕороздиных. ѕоследн€€ была организована в ћстере ѕетром  узмичем Ѕороздиным. ¬ ней работали члены его семьи: семь сыновей и п€ть дочерей. »коны его мастерской пользовались известностью и ценились за искусность письма даже старообр€дцами. ¬ семье мстерского иконописца ѕетра  узмича и родилс€ в 1878 году »ван Ѕороздин.

— раннего детства благодатный, но нелегкий труд стал основой его религиозного воспитани€ в семье.   шести годам, когда мальчик поступил в церковноприходскую школу, он уже освоил начала иконописного дела Ч мог готовить самосто€тельно краски, грунтовать доски, делать прориси. ¬ одиннадцать лет »ван поступил в мстерскую школу иконописани€, которую успешно окончил в 1894 году и получил звание мастера-иконописца.  ак и большинство жителей ћстеры, семь€ Ѕороздиных была единоверческой. ¬ 1899 году мстерское единоверческое братство направило »вана в ћосковское духовное училище, существовавшее при ¬сехсв€тском единоверческом монастыре, которое он окончил с отличием, и был оставлен при монастыре псаломщиком. ¬ 1905 году он женилс€ на »рине, дочери ћихаила »вановича ќтарина, известного св€щенника-миссионера и проповедника из села ¬армалеи јрзамасского уезда Ќижегородской губернии. ¬скоре »ван ѕетрович был рукоположен в сан диакона ко храму ¬сехсв€тского единоверческого монастыр€. «десь он прослужил до его закрыти€ в 1921 году.

¬ 1923 году —в€тейший ѕатриарх “ихон направил диакона »оанна в храм бессребреников и чудотворцев  осмы и ƒамиана, что в √ончарной слободе в ћоскве. ’рам был известен выдающимис€ насто€тел€ми. ƒо 1919 года насто€телем храма был профессор ћосковской ƒуховной академии протоиерей ¬остоков. ѕроповеди его были просты, убедительны, со многими живыми примерами, пон€тные дл€ слушателей всех сословий. ѕо его насто€нию в храме было введено общее пение всех прихожан. ƒл€ этого всем присутствующим раздавались тексты. ќн говорил: Ђ¬ы пришли в храм Ч дом Ѕожий Ч соединитьс€ в молитве с Ѕогом; молитесь! —пасение –оссии в соединении с Ѕогомї.

¬ 1919 году насто€телем в храме стал св€щенник —ергий «акатов. ≈ще будучи семинаристом, он участвовал в археологических раскопках, проводившихс€ кн€зем ўербатовым, создателем исторического музе€ в ћоскве, который предлагал ему после окончани€ семинарии поступить в археологический институт. ќн послушалс€ совета, после семинарии закончил археологический институт, затем был рукоположен в сан св€щенника и совмещал свои пастырские об€занности с преподаванием в археологическом институте. ѕосле захвата власти большевиками отца —ерги€ стали вызывать на Ћуб€нку, требу€, чтобы он оставил служение в храме, но св€щенник не согласилс€, ¬ 1928 году власти за€вили, что храм  осмы и ƒамиана будет разрушен. ќтец —ергий вступил в борьбу за храм, отстаива€ его от закрыти€ и разрушени€. ƒоказыва€ комиссии ћоссовета культурную и историческую значимость древнего храма и показыва€ постройку XVI века, отчетливо видную в верхней части храма, отец —ергий упал с балки. ¬ результате полученных травм он т€жело заболел и в том же году скончалс€.

ќтец »оанн, который к тому времени был рукоположен в сан св€щенника, был назначен насто€телем храма  осмы и ƒамиана. — верой и убежденностью в правоте своего дела он мужественно сопротивл€лс€ закрытию храма. ќн писал многочисленные протесты власт€м, собирал подписи верующих, не согласных с решением властей, но все было напрасно. ¬ 1930 году храм  осмы и ƒамиана был закрыт и вскоре разрушен. “€жело пережива€ это событие, отец »оанн заболел. ¬ это врем€ он был назначен насто€телем в единоверческий храм св€тител€ Ќикола€ на –огожском кладбище и возведен в сан протоиере€.

¬рем€ по отношению к ÷еркви было разбойное, она была лишена каких бы то ни было прав. ћесто расположени€ храма на кладбище было глухим, и отец »оанн, чтобы уберечь храм от грабителей, поселилс€ при нем, выбрав дл€ жиль€ небольшую холодную комнату на колокольне, где хранились старые иконы.  омната была не приспособлена дл€ жиль€; чтобы обогреватьс€ зимой, отец »оанн поставил в ней железную печку. Ќеподалеку от храма жили глубоко верующие и преданные церкви люди Ч псаломщик ‘едор, из отставных мор€ков, и его жена ¬арвара.

Ѕеспоко€сь об отце, сыновь€ св€щенника ¬асилий и ѕетр поочередно оставались с ним на ночь. Ўел декабрь 1931 года. ќтец »оанн отслужил всенощную и по обыкновению вместе с псаломщиком ‘едором обошел храм, затем св€щенник подн€лс€ на колокольню в свою комнату, где в это врем€ сын ¬асилий топил печь и готовил на ней скудный ужин. ѕоужинав и подбросив дров в печь, они легли спать.

ќколо часа ночи псаломщик ‘едор встал и еще раз обошел храм; не заметив ничего подозрительного, он вернулс€ домой и уснул. » видит во сне, как к нему подходит отец »оанн  ронштадтский, портрет которого у него висел на стене, и говорит: Ђ„адо ‘едор, пойди, помоги своему св€щеннику, ему плохо!ї ј немного погод€ к нему подошла жена ¬арвара и, растолкав его, говорит: Ђ‘ед€, вставай, мне сейчас видение было, пришел Ѕатюшка  ронштадтский и наказывал: "–азбуди ‘едора, идите, помогите вашему св€щеннику"ї.

ќни быстро оделись и побежали к колокольне. ƒвери были на запоре, они стали стучать, и этот их стук придал сил ¬асилию, он добралс€ до двери, открыл ее и упал, только и успев сказать: Ђ»дите скорее к отцу, € его вытащил на площадку Ч мы угорелиї.

√осподь хранил —воего пастыр€, протоиерей »оанн прослужил в Ќикольском храме семь лет; за каждой службой он проповедовал, объ€сн€л смысл церковных молитв, убеждал молитьс€ прилежней, чему сам был примером. “ак продолжалось до осени 1937 года. ¬ ночь с 5 на 6 сент€бр€ отец »оанн был арестован в комнате на колокольне. ѕришедшие утром сыновь€ обнаружили, что все вещи в комнате перевернуты, а постель и подушка Ч в крови.

ѕротоиерей »оанн был заключен в Ѕутырскую тюрьму. ¬се обвинени€ и вопросы были стандартными.

Ч —ледствие располагает материалами, что вы... будучи антисоветски настроены, воспитывали верующих в антисоветском духе...

Ч Ќе могу вспомнить, когда бы это € занималс€ воспитанием верующих во враждебном духе... Ч ответил отец »оанн.

Ч ¬ы говорили окружающим о €кобы существующем гонении на религию в ———–...

Ч я допускаю, что мог бы сказать... но... без специальной цели...

ƒень за днем шли допросы. —ледователи упр€мо склон€ли св€щенника к признанию своей вины и, веро€тно, прибегали дл€ этого к пыткам. 14 сент€бр€ состо€лс€ последний допрос.

Ч —ледствие располагает данными, что вы среди окружающих... выражали недовольство советской властью.

Ч я действительно выражал недовольство... € отрицательно отношусь к действи€м советской власти относительно церковных вопросов, считаю, что храмы закрываютс€ без согласи€ верующих, ссылаютс€ св€щеннослужители, которые обрекаютс€ на вымирание.

Ч ¬ результате чего сложились ваши антисоветские убеждени€?

Ч ћои убеждени€ относительно советской власти сложились в первые годы революции, так как советска€ власть ухудшила услови€ жизни духовенства, € и сам начина€ с 1928 года вынужден жить в отрыве от семьи, и в этом, € считаю, виновата советска€ власть.

¬ тот же день было составлено обвинительное заключение, где св€щеннику было поставлено в вину, что он Ђраспростран€л ложные слухи о €кобы существующем в ———– гонении на религиюї. 26 сент€бр€ “ройка Ќ ¬ƒ приговорила отца »оанна к расстрелу. ѕротоиерей »оанн Ѕороздин был расстрел€н на следующий день Ч27 сент€бр€ 1937 года и погребен в общей безвестной могиле на полигоне Ѕутово под ћосквой.

ѕричислен к лику св€тых Ќовомучеников и »споведников –оссийских на ёбилейном јрхиерейском —оборе –усской ѕравославной ÷еркви в августе 2000 года дл€ общецерковного почитани€.

»гумен ƒамаскин. "ћученики, исповедники и подвижники благочести€ –усской ѕравославной ÷еркви XX столети€".
“верь, »здательство "Ѕулат", т.1 1992,т.2 1996, т.3 1999, т.4 2000, т.5 2001.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-23; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 244 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ќасто€ща€ ответственность бывает только личной. © ‘азиль »скандер
==> читать все изречени€...

546 - | 473 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.01 с.