** Такое понимание (не разделяемое большинством современных стиховедов) – один из результатов того, что Б. Томашевский, с одной стороны, критически относится к понятию стопы, но, с другой стороны, не отказывается от него, а «подправляет» его теорией «скандовки» (см. комм. 6).
В стихе следует учитывать следующие явления:
ЦЕЗУРА
Цезурой именуется однообразно проведенный через все стихотворение словораздел; т.е. если после определенного слога в каждом стихе имеется словораздел, то мы его именуем цезурой, а части, на которые этой цезурой стих разделяется, полустишиями. Пример: цезура после шестого слога в шестистопном ямбе.
Не множеством картин / старинных мастеров
Украсить я желал / всегда свою обитель,
Чтоб суеверно им / дивился посетитель,
Внимая важному / сужденью знатоков.
Если последнее ритмическое ударение первого полустишия может падать на неударяемый слог, то цезура именуется силлабической. Иначе говоря, при силлабической цезуре на последней стопе первого полустишия возможен пиррихий. Приведенный пример дает нам силлабическую цезуру, так как в нем имеется стих (четвертый), гдена третьей стопе – пиррихий.
Внимая важн ому сужденью знатоков.
Если последнее ритмическое ударение падает всегда на ударный слог, мы имеем тоническую цезуру, например:
Не сверчка нахáла, / что скрипит у печек,
Я пою: герóй мой / – полевой кузнечик.
Росту небольшóго, / но продолговатый,
На спине носил он / фрак зеленоватый...
(Полонский.)
В этом примере на 3-й стопе пиррихий ни в одном стихе не встречается.
Насколько глубоко влияние тонической цезуры на стихотворение, можно увидеть, сличив приведенный пример из Полонского с таким же шестистопным хореем, но без цезуры:
Вылетала бедна пташка на долину,
Выроняла сизы перья на долине.
Быстрый ветер их разносит по дубраве,
Слабый голос раздается по пустыне!..
Не скликай, уныла птичка, бедных пташек,
Не скликай ты рóдных деток понапрасну:
Злой стрелок убил малюток для забавы,
И гнездо твое развеяно под дубом.
(Мерзляков.)
Стихи эти звучат совершенно иначе. Дело в том, что благодаря тонической цезуре в первом примере ударения обязательно падают на 3-ю и 6-ю стопы. Стопы 2-я и 5-я ослаблены как предпоследние в полустишиях, 1-я и 4-я – как первые стопы хореических полустиший. Появляется стремление читать эти стихи на 2 счета:
Во втором примере ударение постоянно падает на 6-ю стопу. Ослабленность первой хореической стопы заставляет нас делать второе обязательное ударение на 2-й стопе, а отсюда, в стремлении к симметрии, мы невольно упираем на 4-ю стопу и стремимся читать стих на 3 счета:
РИФМА
Рифмой называется созвучие (совпадение звуков) концов стихов, начиная с первого ударного гласного*. Рифмы делятся на:
а) Мужские, если ударение стоит на последнем слоге. Примеры: «час–раз», «светла–мгла», «избирал–идеал».
* Ср., что писал Б. Томашевский в более поздней работе «К истории русской рифмы»: «Под рифмой обычно понимают концевые созвучия стихов. В этом определении – два признака: 1) концевое положение созвучных слов и 2) звуковые условия «созвучия» (Стих и язык, с. 70). См. более развернутое определение рифмы у В. Жирмунского: «Рифмой мы называем звуковой повтор в конце соответствующих ритмических групп (стиха, полустишия, периода), играющий организующую роль в строфической композиции стихотворения <...> Как звуковой повтор рифма есть факт инструментовки стиха, но она становится также фактом метрическим в узком смысле слова благодаря своей композиционной функции» (Рифма, ее история и теория//Жирмунский В.М. Теория стиха. С. 246).
Мужская рифма, оканчивающаяся на гласную, требует совпадения согласного звука, предшествующего гласному (опорный согласный), например: «свет ла –мг ла», «дня– ме ня», «ж ди –впере ди». Слова «рука–моя», «светла–изба» не рифмуют, так как в них не совпадают опорные согласные.
б) Женские, если ударение падает на предпоследний слог: «время–племя», «стихия–голубые», «нежный–мятежный» и т.п.
в) Дактилические, если ударение падает на третий от конца слог: «накопится–торопится», «битвою–молитвою» и т.п.
г) Гипердактилические, если ударение стоит на 4-м, 5-м и т.д. слогах: «падающий–радующий», «притягиваются–притрагиваются» и т.п.
Рифма создает соответствие между стихами. Несколько стихов, связанных рифмами, образуют строфу. Характер строфы обыкновенно выражается формулой, составляющейся следующим образом: стихи, рифмующие между собой, обозначаются одной буквой, особой для каждой новой рифмы. Буквы выписываются в порядке следования стихов. Например:
В тот же день царица злая,.......................... А
Доброй вести ожидая,..................................А
Втайне зеркальце взяла................................ b
И вопрос свой задала:.................................. b
Я ль, скажи мне, всех милее,......................С
Всех румяней и белее?.................................С
Формула будет ААbbСС. Такая рифмовка, когда стихи рифмуют смежными парами, именуется смежной.
Взгляни, мой друг: по небу голубому,........А
Как легкий дым, несутся облака:................ b
Так грусть пройдет по сердцу молодому,...А
Его как сон касаяся слегка.......................... b
Формула АbАb. Такая рифмовка (четные стихи рифмуют между собою, нечетные – между собою) называется перекрестной.
Чрез много лет, в час тихого молчанья,.....А
Я книги той переверну листы:.................... b
Засохшиймне тогда предстанешь ты;........ b
Но оживешь в моем воспоминанье............А
Формула АbbА. Такая рифма называется охватной.
Как в предыдущих формулах, так и в дальнейших, большие буквы употребляются для женской рифмы, малые – для мужской.
Строфы образуются путем закономерного соединения стихов, рифмующих между собою, а в некоторых случаях путем упорядоченного чередования неравных между собою стихов.
При соединении рифмующих стихов в русском языке руководствуются правилами чередования (сочетания), проникшими к нам из Франции при посредстве Германии (введены Ломоносовым на смену обязательности одних женских рифм, господствовавшей до него).
В согласии с этим правилом в русских стихотворениях употреблялись преимущественно рифмы двух родов окончания – мужские и женские:
У лукоморья дуб зеленый,........................... (ж.)
Златая цепь на дубе том,.............................. (м.)
И днем и ночью кот ученый........................ (ж.)
Всё ходит по цепи кругом.......................... (м.)
На сочетании женских и мужских стихов построено подавляющее большинство русских стихотворений. Впрочем, столь же традиционно смешение дактилических и мужских рифм, например:
По вечерам над ресторанами........................ (д.)
Горячий воздух дик и глух,.......................... (м.)
И правит окриками пьяными...................... (д.)
Весенний и тлетворный дух....................... (м.)
(А. Б л о к.)
Чрезвычайно редки случаи смешения трех родов рифм, например:
Слезы людские, о, слезы людские,............. (ж.)
Льетесь вы ранней и поздней порой, –..... (м.)
Льетесь безвестные, льетесь незримые,...... (д.)
Неистощимые, неисчислимые,................... (д.)
Льетесь, как льются струи дождевые.......... (ж.)
В осень глухую, порою ночной................... (м.)
(Тютчев.)
Иногда писались стихи на один род окончания. Например:
1) только мужские:
В низенькой светелке с створчатымокном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет...
(Л. М е й.)
2) только женские:
Тихой ночью, поздним летом
Как на небе звезды рдеют!
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
(Тютчев.)
3) только дактилические:
Тучки небесные, вечные странники,
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
(М. Лермонтов.)
Наиболее короткие строфические объединения стихов – это двустишия AAbbCCdd... (смежная или парная рифмовка). Подобная рифмовка характерна для шестистопного ямба, для четырехстопного хорея в сказках и др. Примеры приведем дальше.
Наиболее распространены разные виды четверостишия. Кроме вышеперечисленных, следует упомянуть четверостишие, в котором рифмуются только четные стихи, а первый и третий не рифмуют между собой (холостые стихи, т.е. не имеющие рифмовой пары), например:
Над озером тихим и сонным,
Прозрачен, игрив и певуч,
Сливается с камней на камни
Холодный железистый ключ.
(К. С л у ч е в с к и и.)
Употребительны также шестистишия формы ААbССb, например:
Прости! Покорен воле рока,
Без глупых жалоб и упрека
Я говорю тебе: прости!
К чему упрек? – Я верю твердо,
Что в нас равно страданье гордо,
Что нам одним путем итти.
(А. Г р и г о р ь е в.)
Из иных форм относительно часто встречаются пятистишия рифмовки АbААb, например:
Еще весны душистой нега
К нам не успела низойти:
Еще овраги полны снега;
Еще зарей гремит телега
На запорошенном пути...
(Ф е т.)
Обычно строфа оканчивается мужским стихом (как во всех приведенных примерах).
АНАКРУЗА
Слоги, предшествующие первому ритмическому ударению, называются анакрузой. Так, в ямбе анакруза односложна, равно как и в амфибрахии, в анапесте – двусложна. Хорей и дактиль анакрузы не имеют.*
* Впрочем, есть основание считать в хорее и дактиле всю первую стопу анакрузой, т.е. считать в хорее анакрузу двусложную, в дактиле – трехсложную. Об этом подробнее см. в моей книге «Русское стихосложение».
Отмеченное выше смешение в акцентных стихах анапестов и амфибрахиев представляет собою смешение анакруз. В двусложных размерах смешение анакруз не допускается (встречается в частушках, в английской поэзии).
Классический равносложный стих, введенный Ломоносовым и укрепленный традицией пушкинской эпохи, являлся господствующим до эпохи символизма (девяностые, девятисотые годы), когда обнаружилась тенденция к обновлению стихосложения.Тем не менее до сих пор в общей массе стихотворства, пожалуй, все же равносложные размеры представляют собой подавляющее большинство стихов.
Перейдем к обозрению частных форм равносложных стихов, определившихся в русской практике XVIII и XIX вв.