2.1. Сообщение темы урока.
У. Прочтите тему сегодняшнего урока. (Дети читают.)
2.2. Беседа об архитектуре. Отгадывание загадок.
У. Обращали ли вы внимание на то, что дома на улицах города разные? В одних домах люди живут и отдыхают, в других — учатся, работают. Кто же строит дома? Ответить на этот вопрос помогут загадки, рондо «Зачем нам выстроили дом?», литературные произведения: «Я будую дом з пяску» Г. Ивановой, «Хто наш дом пабудавау» Е. Крупенько.
Загадки:
Вырос дом, красивый самый. От зари — там в окнах жар. Кто для окон сделал рамы, Двери кто построил в дом? (Столяр.) К нам во двор забрался крот, Роет землю у ворот. Тонна в рот земли войдет, Если крот раскроет рот." (Экскаватор.) |
На работе день-деньской Управляет он рукой. Поднимает та рука Сто пудов под облака.
(Крановщик.)
Вот на краешке с опаской Он железо красит краской. У нег»-в руках ведро,.: Сам расписан он пестро.
ь (Маляр.)
У. Строят дома люди разных профессий. Назовите эти профессии. (Ответы детей.) Но главная из них — архитектор.
На примере репродукций, иллюстраций учитель знакомит детей с известными мастерами живописи, а также архитекторами России и Беларуси (по выбору).
У. Кто такой архитектор? ■#"•-
Д. Человек, который придумывает здания и заботится о том, чтобы они были прочными, устойчивыми й красивыми.
У. Из чего наши предки строили дома?
Д. Чаще всего из дерева.
У. Рассмотрим, какими были старые дома. (Работа по учебнику [2, с. 30].)
— Из чего строили дома? Чем их накрывали?
' —* Йрежде чем построить дом, мастер искал место, и относился он к этому очень серьезно. Он находил удобные места на берегу рек и озер, ближе к урожайным полям. Выбирал наиболее высокое место, чтобы во время паводка дом не заливало водой.
—Как уже было сказано, основным строительным материа
лом было дерево. Из длинных круглых бревен с.помощью топо-
ра и долота плотники строили избы и дворцы, храмы и крепости
с башнями. Строительство крестьянской избы начиналось с воз
ведения сруба. На концы двух параллельно положенных на зем
лю бревен клали два других бревна с вырубленными в местах
соединения полукруглыми чашками — выемками. Эти четыре
соединенных друг с другом бревна образовывали венец. В брев
нах второго и последующих венцов вырубались продольные по
лукруглые выемки, необходимые для плотного соединения всех
бревен, сруба. (Показывает макет.)
—В древние времена изба становилась на подклет — невысо
кое помещение для хозяйственных нужд. В жилую часть вела
лестница крыльца, украшенного фигурными столбиками и под
зорами. Особое внимание мастера обращали на украшение окон.
И это не случайно. Окна дома являются как бы его * глазами». Их украшали разнообразными наличниками — накладными гладкими или фигурными планками вокруг оконного проема.
—Рассмотрим, какими наличниками украшали окна. (Работа
по учебнику [2, с. 31].)
—В современном строительстве используются крупноблочные
и крупнопанельные конструкции. Блоки и панели делаются на
заводах, а на месте стройки из них собирают стены и перекрытия.
Специальные домостроительные комбинаты ныне производят объем
ные блоки, представляющие собой целые комнаты. С помощью
подъемных кранов из них собирают многоэтажные дома. Промыш
ленное производство почти всех элементов здания делает архитек
туру простой и конструктивной.
—Архитектурные формы создаются по принципу удовлетво
рения общественных потребностей человека.
—Назовите известные вам виды архитектуры.
Д. Архитектуру делят на жилищную, общественную, промышленную, декоративную и др. ЗКилой дом должен иметь небольшие комнаты и подсобные помещения, благоприятные для здоровья и настроения человека условия.
У. Какие сооружения мы относим к общественным, промышленным, декоративным?
Д. Общественные здания — театры, музеи, стадионы, вокзалы, школы, больницы, магазины — предназначены для одновременного обслуживания большого числа людей, поэтому они должны иметь соответствующие площади, мощные источники света и воздуха, планировку, обеспечивающую свободное перемещение людей.
— Промышленные сооружения — заводы, фабрики, электро
станции — необходимы для установки технического оборудова
ния и создания условий для производительного труда рабочих.
Стены, фундамент и перекрытия промышленных помещений ис
пытывают из-за работающих механизмов огромные нагрузки,
поэтому они должны быть прочными и устойчивыми.
— Декоративная архитектура — беседки, фонтаны, павильоны — украшает сады и парки, площади и улицы; используются различные формы, конструкции и материалы.
2.3. Объяснение последовательности изображения дома и закрепление этапов работы.
У. Сегодня на уроке мы будем строить дом. Будем учиться передавать в рисунке предметы в вертикальной, горизонтальной, наклонной плоскостях.
!— Представьте себе, что вы архитекторы и хотите построить
дом. С чего же начинать? Из каких частей состоит дом?, -
Д. Стены, крыша, дверь и окна.
У. Какой формы и какого размера могут быть окна?
Д. Чаще всего окна бывают прямоугольными, круглыми, в виде арок, большими и маленькими.
Учитель показывает иллюстративный материал.
У. Какой формы двери?
Д. Обычно они по форме похожи на окна, но большее по размеру.
У. Какими бывают крыши?
Д. Крыши бывают плоскими, покатыми, острыми, в виде шатров и куполов.
У. Чтобы построить дом в угловом положении, нужно провести и соединить много линий. Сегодня мы познакомимся с этими линиями.
—Горизонтальные и вертикальные линии имеют большое зна
чение при определении степени наклона какой-либо части или
всей фигуры, размеров предмета. Горизонтальную линию рисуют
слева направо, а вертикальную — сверху вниз. Линии, не имею
щие горизонтального или вертикального направления, называют
наклонными.
—Дом в угловом положении рисуют с фасадной и боковой
стены {рис. 15).
Рис. 15
— В этом случае отмечают основные размеры, обозначают вертикальной линией ребро ближнего угла дома. Отмечают его высоту. Так как верхние и нижние горизонтальные линии стен направлены в глубину, они будут восприниматься наклонными, как ребра куба, поставленного в угловое положение. Поэтому определяют степень наклона этих линий, рисуют их и проверяет двумя точками схода на линии горизонта. Затем отмечают щирину углового простенка вертикальной линией, а через полученную точку пересечения с вертикальной линией простенка проводят вспомогательную наклонную линию, через точку пересе-Чения которой с верхней линией стены проводят границу второго
простенка и т. д. После изображения перспективы вертикальных простенков на ближнем вертикальном ребре угла здания отмечают высоту оконных проемов и межэтажных панелей и рисуют верхние и нижние линии окон через две точки схода, чтобы нарисовать все окна здания. Более мелкие архитектурные и декоративные элементы рисуют, пользуясь этими же точками схода.
— Представить композицию вам поможет песня «Зачем нам
выстроили дом?».
3. Самостоятельная работа учащихся.
3.1. Инструктаж по технике работы с карандашом, краска
ми и охране труда.
3.2. Творческая деятельность.
Учитель закрывает наглядные пособия, кроме таблицы с изображением фрагментов дома. Во время работы оказывает фронтальную и индивидуальную помощь, исправляет характерные ошибки, поощряет ярко выраженный творческий подход к работе.
4. Итоги урока.
4.1. Закрепление нового материала.
У. Что такое архитектура? Какой она бывает?
—Кто такой архитектор? Назовите известных архитекторов j
Беларуси, России.
—С какими новыми словами вы познакомились?
—Какие дома строили наши предки? Из чего?
—Как строятся дома сейчас?
—Как надо беречь архитектурные сооружения?
4.2. Выставка и анализ творческих работ учащихся.
Учитель анализирует работы учащихся, хвалит за усердие.
При наличии ошибок указывает на них. Из лучших работ делается выставка.
5. Домашнее задание: предварительная работа.
У. На следующий урок возьмите краски, альбом для рисования, кисточки, карандаши. Вспомните, какие праздники вас ждут впереди, прочтите о них в учебниках и журналах, спросите у своих родителей.
Урок 15. ПРАЗДНИЧНЫЙ ГОРОД ВЕЧЕРОМ
Цели:
—расширить представления учеников о содержании цвета;
—учить детей передавать цветовой образ изображения по
наблюдениям;
—формировать умение работать с красками, интерес к изобра
зительной деятельности;
—воспитывать любовь к родному городу.
Виды, деятельности', беседа о цвете, его оттенках, ярких и контрастных цветах на основе рассмотрения произведений, наблюдений детей за украшением города во время празднования; самостоятельная деятельность; анализ работ.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование.
Для учителя. Произведения искусств для анализа:
1. Литературные — С. Михалков, «Моя улица»; А. Воль
ский, «Май».
2. Произведения изобразительного искусства — репродукция
картины В. Шанина «Праздник Победы 9 мая 1945 года».
3. Музыкальные — «Песня о Мозыре» (автор С. А. Стаценко).
Наглядные пособия', иллюстрации с изображением праздничного города; рисунок «Этапы последовательности выполнения изображения».
Для учащихся: альбомы, карандаши, резинки, краски, лист бумаги, стаканчики для воды.
Оформление классной доски:
С левой стороны — кроссворд на ватмане, рисунок.
С правой стороны — иллюстрации с изображением праздничного города, репродукция картины.
По центру в верхней части — тема урока.
В нижней части — место для педагогического рисунка.
Литература.
1. Изобразительное искусство в начальных классах: пособие
для учителя / Б. П. Юсов, Н. Д. Минц, Г. С. Лепский [и др.];
под ред. Б. П. Юсова, Н. Д. Минц. 2-е изд., перераб. и доп.
Мн., 1992.
2. Сокольникова, Н. М. Изобразительное искусство и мето
дика его преподавания в нач. школе: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. 2-е изд.,
стер. М., 2003.
3. Шешко, И. Б. Построение и перспектива рисунка /И. Б. Шеш
ко. 2-е изд., доп. Мн., 1973.
План урока
1«Организационный момент. 1-1. Проверка готовности класса к уроку. 1-2. Связь с предыдущим материалом. 2. Объяснение нового учебного материала. 2.1. Вступительная беседа.
2.2.Разгадывание кроссворда.
2.3.Анализ репродукции.
2.4.Прослушивание музыкальной композиции.
2.5.Объяснение последовательности изображения рисунка.