Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕоследстви€ грехопадени€ в отношени€х между людьми




 

√рех не только извратил человеческую природу, нарушив иерархическую соподчиненность ее составл€ющих, но также и атомизировал еЄ. ѕо замыслу “ворца человек изначально представл€л собой множество лиц, существующих в единстве природы (Ѕыт. 1, 27). ƒо грехопадени€ јдам и ≈ва как бы проникали друг друга, составл€€ единое целое, жизнь одного €вл€лась в то же врем€ и жизнью другого, между ними невозможно было провести четкой внешней границы. √рех рассекает это внутреннее единство человеческого естества. ѕосле падени€ кажда€ личность замыкаетс€ в самой себе, как бы в некоей скорлупе, удержива€ за собой осколок, фрагмент некогда общей природы, а других начинает воспринимать как нечто внешнее по отношению к себе.

 

Ђ¬ результате природа дробитс€ на множество индивидов, каждый из которых живет лишь дл€ себ€ Ч индивидов, вероломных по отношению друг к другу и оспаривающих друг у друга право на жизньї []

 

ƒо момента грехопадени€

Ђбыли оба наги, јдам и жена его, и не стыдилисьї

(Ѕыт. 2, 25), первым следствием греха €вилось чувство стыда (Ѕыт. 3, 7). ¬ чувстве стыда, сопровождающем грех,

 

Ђвыражаетс€ осознание того факта, что устремленный на мен€ взгл€д принадлежит не люб€щему и любимому существу, к которому € питаю полное доверие, но чужому. ¬ этом взгл€де нет любви; чужой человек смотрит на мен€ лишь как на объект собственных желаний и вожделений <Е> ќщущение наготы означает разрыв личного отношени€, отрицание любви, потребность в самозащите от опасности, которую с этого момента воплощает в моих глазах другой человекї [].

 

“аким образом, после грехопадени€ между людьми устанавливаютс€ отношени€ отчужденности, подозрительности и вражды.

 

ѕоследстви€ грехопадени€ во внешнем мире и в отношени€х между миром и человеком

 

¬ силу особого, центрального, положени€ человека в мире грехопадение оказалось не только его Ђчастным деломї, но €вилось поистине космической катастрофой. —вв. отцы учат, что человек €вл€етс€ личностным возглавителем твари, проводником Ѕожественных действий на всю тварь, его духовно-нравственным состо€нием определ€етс€ состо€ние всего мира. “олько через человека материальный космос способен воспринимать и усваивать Ѕожественную благодать. ѕо словам свт. √ригори€ Ќисского, человек поставлен в центре мировоздани€ дл€ того,

 

Ђчтобы земное сопревознеслось с Ѕожественным и, чрез растворение дольнего естества с естеством премирным, едина€ нека€ благодать равночестно проходила по всей твариЕї [].

 

¬ лице человека пал и лишилс€ благодати весь тварный космос. ѕотер€в доступ к Ѕожественной благодати,

Ђвс€ тварь совокупно стенает и мучаетс€ донынеї

(–им. 8, 22).

„еловек был введен Ѕогом в мир как владыка твари (Ѕыт. 1, 28). ¬ результате грехопадени€ человек утрачивает свою власть над миром, который выходит из повиновени€ своему господину и начинает мстить ему за причиненные страдани€. “ак, земл€ отказываетс€ кормить своего хоз€ина, произраща€

Ђтерни€ и волчцыї

(Ѕыт. 3, 18).

 

 

ѕервородный грех

 

ѕравославное богословие не допускает мысли, что потомки первых людей несут персональную ответственность за грех јдама и ≈вы. √рех прародителей есть их личный грех, который был предметом их пока€ни€. ќднако очевидно, что все люди наследуют последстви€ греха прародителей, те изменени€, которые произошли после падени€ в природе человека, Ч прежде всего смертность.

 

ЂЕодним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешилиї

(–им. 5, 12).

Ђѕространный  атехизисї объ€сн€ет это тем,

 

Ђчто все родились от јдама, зараженного грехом, и сами грешат.  ак от зараженного источника естественно течет зараженный поток: так от родоначальника, зараженного грехом и потому смертного, естественно происходит зараженное грехом и потому смертное потомствої [].

 

ѕо словам сщмч. »рине€ Ћионского,

 

Ђјдам сделалс€ началом умирающихї [].

 

ќднако изменени€, вызванные грехом в естестве человека, означают не просто понижение ценностного уровн€ человеческой жизни.  аждый человек, сколько-нибудь внимательно относ€щийс€ к своей внутренней жизни, не может не замечать, что греховность Ч это не просто ущербность природы, а активное враждебное человеку начало, живущее в его членах и влекущее его ко греху даже помимо его собственной воли.

 

Ђƒоброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. ≈сли же делаю то, чего не хочу, уже не € делаю, но живущий во мне грех. »так, € нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злоеЕ в членах моих вижуЕ закон, противоборствующий закону ума моего и делающий мен€ пленником закона греховного, наход€щегос€ в членах моихї

(–им. 7, 20, 21, 23).

ѕравославна€ ÷ерковь всегда учила, что все люди посредством физического рождени€ приобщаютс€ грехопадению прародителей. ќриген (Ж 251) учил, что младенцы Ђчерез таинство крещени€ очищаютс€ от скверны рождени€ї [], а свщмч.  иприан  арфагенский (Ж 258) считал, что младенцы, как Ђпроисшедшие от плоти јдамаї, восприн€ли Ђзаразу древней смерти чрез самое рождениеЕї [].

ѕравило 110 (124)  арфагенского —обора говорит:

 

ЂЕи младенцы, никаких грехов сами собою содевать еще не могущие, крещаютс€ истинно в отпущение грехов, да через пакирождение очиститс€ в них то, что они зан€ли от ветхого рождени€ї [].

 

Ёто наследственное повреждение духовно-телесной природы человека получило в православном богословии наименование Ђпервородного грехаї (peccatum originale, amartia).

¬ учении о первородном грехе ѕравославна€ ÷ерковь различает, во-первых, самый грех и, во-вторых, его последстви€ в нас. ѕервородный грех и последстви€ его соотнос€тс€ между собой, как болезнь человеческого естества и ее конкретные про€влени€ в организме человека []. –азличают два р€да последствий первородного греха:

а) физические, которые выражаютс€ в тленности человеческого естества и его смертности;

б) нравственные, про€вл€ющиес€ в удобопреклонности воли человеческой ко злу.

ѕервородный грех необходимо строго отличать от грехов личных, то есть свободного противлени€ личности Ѕожественному закону. ¬ласти первородного греха подвержены все люди вне зависимости от меры личного совершенства, в том числе и младенцы, личных грехов не имеющие.

ќднако определить, что собственно есть первородный грех в природе человека, достаточно сложно. ¬ естестве падшего человека невозможно отыскать такой части, такого природного свойства или качества, которое можно было бы определить как первородный грех. ƒело в том, что первородный грех вообще не есть Ђнечтої, ибо представл€ет собой реальность, отвечающую не на вопрос Ђчто?ї, а на вопрос Ђкак?ї. »ными словами, первородный грех €вл€етс€ характеристикой не природы, а образа, способа ее существовани€. ѕервородный грех Ч это состо€ние и образ существовани€ природы человека, родившегос€ вне царства благодати и наход€щегос€ вне Ѕога, и потому состо€ние, €вл€ющеес€ предметом гнева Ѕожи€.

’от€ мы и не €вл€емс€ лично ответственными за грех јдама, тем не менее фактически все мы несем наказание за грех прародителей. Ёто наказание выражаетс€ в том, что все люди, как происход€щие от јдама:

а) подлежат закону тлени€ и смерти;

б) не могут войти в ÷арствие Ќебесное (»н. 3, 5) как носители греховного, то есть противного Ѕожественным установлени€м, состо€ни€ природы.

“ем самым по своим результатам первородный грех приравниваетс€ к преступлению закона Ѕожи€. ѕодверженность каждого человека, в силу его происхождени€ от јдама, этому наказанию называетс€ вменением первородного греха [].

 

 

2. ѕ–ј¬ќ—Ћј¬Ќќ≈ ”„≈Ќ»≈ ќ Ћ»÷≈ √ќ—ѕќƒј ЌјЎ≈√ќ »»—”—ј ’–»—“ј

 

√осподь »исус ’ристос Ч

Ђпосредник между Ѕогом и человекамиї

(1 “им. 2, 5)

 

ѕосле изгнани€ первых людей из –а€ Ѕог, по милосердию —воему, дал им надежду на спасение. Ѕог обещал, что

Ђсем€ жены сотрет главу зми€ї

(Ѕыт. 3, 15). —вт. ‘иларет ћосковский пишет:

 

ЂЌа что указываетс€ необычайным наименованием —емени ∆ены? Ч »ли ни на что, в пор€дке природы; или на таинство, которое выше природы Ч на рождение, о котором природа спрашивает:

како будет сие, идеже мужа не знаю!

(Ћк. 1, 34), и о котором благодать ответствует:

ƒух —в€тый найдет на т€, и сила ¬ышн€го осенит “€

(35); Ч на чудесное рождение —ына от жены без мужа, на рождение ’риста, Ѕогочеловека от ƒевыї [].

 

Ѕлагодар€ этому обещанию человеки Ђмогли спасительно веровать в гр€дущего —пасител€, подобно как мы веруем в пришедшегої [].

ѕоскольку больша€ часть людей забывала обещание Ѕожие о —пасителе, Ѕог неоднократно повтор€л свое обещание, например јврааму (Ѕыт. 22, 18) и ƒавиду (2 ÷ар. 7, 12, 15).

ѕришествие в мир √оспода »исуса ’риста €вл€етс€ завершением и исполнением ветхозаветного ќткровени€ (≈вр. 1, 1-2). Ќо кого ожидал встретить »зраиль в лице обетованного ћессии, причем не в политическом, а собственно в религиозном плане?

ќбратимс€ к истории многострадального »ова, который, по попущению Ѕожию, подвергс€ поражающим наше воображение испытани€м. ќднако самым мучительным, самым невыносимым дл€ »ова в его положении €вл€ютс€ не страдани€ сами по себе, а то, что он никак не может осмыслить действи€ Ѕога. »ов Ч монотеист, имеющий правильные представлени€ о Ѕоге, в частности знающий, что Ѕог благ и справедлив, и поэтому ему непон€тны действи€ Ѕога. »ов твердо убежден в своей праведности и не знает за собой греха, который мог бы стать причиной гнева Ѕожи€. Ѕог предстает перед »овом как иноприродное —ущество, страшное в своей неприступности и обособленности, действи€  оторого дл€ человека совершенно непостижимы. ћежду Ѕогом и человеком нет никакого св€зующего звена, поэтому »ов никак не может Ђобъ€снитьс€ с Ѕогомї, и это делает его положение особенно отча€нным:

 

Ђ то сведет мен€ с Ќим?Е нет между нами посредника, который положил бы руку на обоих насї

(»ов. 9, 19), Ч восклицает »ов.

Ётот вопль »ова

Ђнет между нами посредникаї

есть тот мессианский фон, на котором разворачиваютс€ событи€ ветхозаветной истории. ¬ собственно религиозном плане древние иудеи в лице ћессии ожидали увидеть именно посредника между Ѕогом и человеком, того, кто сведет человека с Ѕогом лицом к лицу, кто, по слову евангельской самар€нки,

Ђвозвестит нам всеї

(»н. 4, 25), то есть откроет человеку все тайны Ѕожественного домостроительства.

ќ служении √оспода »исуса ’риста как о служении посредническом говорит ап. ѕавел:

 

Ђедин Ѕог, един и посредник между Ѕогом и человеками человек »исус ’ристосї

(1 “им. 2, 5).

¬ чем сущность посреднического служени€, каким требовани€м должен отвечать тот, кто желает выступить в роли посредника? ѕример посреднического служени€ Ч работа переводчика, человека, одновременно €вл€ющегос€ носителем двух €зыковых культур. ћисси€ посредника может быть успешной только в том случае, если он в равной степени €вл€етс€ Ђсвоимї дл€ обеих сторон, посредником между которыми он собираетс€ выступить. ≈сли цель ћессии состоит в том, чтобы восстановить отношени€ между Ѕогом и человеком, соединить их союзом более тесным, чем тот, который имел место до грехопадени€, то —паситель, будучи единым существом, единым лицом, в то же врем€ должен быть не только истинным Ѕогом, что утверждаетс€ во II члене —имвола веры, но и истинным человеком.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 696 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

788 - | 641 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.019 с.