Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


”чение великих  аппадокийцев о единосущии Ћиц ѕресв€той “роицы




 

¬ 325 году император  онстантин ¬еликий созвал I ¬селенский —обор, на котором јрий и его единомышленники были осуждены. ќтцы —обора составили —имвол веры в семи членах. ¬ текст —имвола был внесен небиблейский термин Ђединосущный (??????????)ї, посредством которого отцы —обора выразили учение об отношени€х Ѕожественных Ћиц. ќднако они не дали точного разъ€снени€ этого термина. ѕо этой причине вскоре после —обора разгорелс€ напр€женный богословский спор, сотр€савший ÷ерковь более 50 лет. ѕо существу конечной целью всех тринитарных споров IV века и было православное разъ€снение смысла термина Ђединосущныйї. Ёта задача была блест€ще разрешена великими  аппадокийцами [].

 аппадокийцам удалось, прежде всего, упор€дочить троичную терминологию [].

¬о-первых, они четко разграничили пон€ти€ Ђсущностиї и Ђипостасиї, которые в доникейском богословии сколь-либо четко не различались.  аппадокийцы определили различие между сущностью и ипостасью как между общим и частным. —огласно их учению, сущность Ѕожества и ее отличительные свойства, неначинаемость быти€ и Ѕожественное достоинство, в равной степени принадлежат всем трем »постас€м. ќтец, —ын и —в€той ƒух суть про€влени€ ее в Ћицах, каждое из которых обладает всей полнотой Ѕожественной сущности и находитс€ в неразрывном единстве с ней.

¬о-вторых,  аппадокийцы отождествили пон€ти€ Ђипостасиї и Ђлицаї. —лово Ђипостасьї (?????????, от?????????? Ч существовать) означало конкретное, индивидуальное, самобытное существование, то, что существует через самого себ€. Ќапример, имеетс€ отвлеченна€ сущность Ђчеловекї, а ѕетр, ѕавел, “имофей суть конкретные про€влени€ ее в лицах, каждый из них представл€ет собой отдельное, самобытное существо, или ипостась. ¬ то же врем€, например, человеческий разум не может быть назван ипостасью, поскольку не существует самобытно, через самого себ€, (esse per se,?????????????????) но только в составе человеческого существа, €вл€€сь его свойством. ѕри этом термин Ђипостасьї мог использоватьс€; как по отношению к личностным, свободно-разумным существам, так и в отношении безличных вещей. —лово Ђлицої (????????, persona) в €зыке того времени €вл€лось термином, относ€щимс€ не к онтологическому, а скорее к описательному плану и могло означать физиономию, маску актера или юридическую роль. ѕоэтому Ђлицої использовалось дл€ обозначени€ модуса, функции природы, а не самосто€тельного быти€ и не было достаточным дл€ обосновани€ реального различи€ Ѕожественных Ћиц. »менно этот термин использовали в своем учении о “роице медалисты. ¬следствие отождествлени€ пон€тие Ђлицої получило онтологическую нагруженность, переместилось из описательного плана в план онтологический, а пон€тие Ђипостасьї наполнилось персоналистическим содержанием. “аким образом,  аппадокийцы сумели обосновать ипостасный характер Ѕожественных Ћиц: ќтец, —ын и —в€той ƒух не просто модусы, функции, производные от Ѕожественной природы, а реально различные самобытные существа. Ѕожественные Ћица не безличные силы, а три Ђразумных, совершенных, самосто€тельныхї существа, Ђразделенных по числу, а не по Ѕожествуї [].

Ѕлагодар€ этим терминологическим нововведени€м удалось раскрыть смысл пон€ти€ Ђединосущныйї.

≈диносущие означает, что ќтец, —ын и —в€той ƒух суть три самосто€тельных Ѕожественных Ћица, обладающих всеми Ѕожественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Ѕога, а ≈диный Ѕог. ќни имеют единое и нераздельное Ѕожеское естество, нераздельно обладают всеми Ѕожескими совершенствами, имеют единую волю, силу, власть и славу, каждое из Ћиц “роицы обладает Ѕожественным естеством в совершенстве и всецело. ќ тварных существах одного рода (например, о люд€х) также говор€т как о единосущных. ќднако единосущие в человеческом роде и единосущие в “роице Ч принципиально различные реальности. ¬ тварном мире ипостаси дел€т природу: ѕетр, ѕавел, “имофеи суть не только различные, но и отдельные, обособленные один от другого, существа или индивидуумы.  аждое человеческое Ђ€ї живет своей собственной жизнью, отличной от жизни других людей. “аким образом, в человеческом роде под единосущием мы понимаем тождество качественных характеристик, поскольку все люди обладают одинаковыми существенными свойствами. ¬ “роице Ћица не €вл€ютс€ индивидуумами. Ѕожественные Ћица не дел€т природу на части, но каждое Ћицо заключает в себе общую природу во всей полноте. ѕоэтому в Ѕоге единосущие Ч это не просто совпадение качественных характеристик природы, но совершенное тождество самой жизни. “ри Ѕожественных Ђяї без разделени€ содержат одну и ту же природу, живут одной и той же Ѕожественной жизнью.

ѕриблизитьс€ к пониманию тайны Ѕожественного триединства нам помогает учение ќткровени€ о том, что

ЂЅог есть любовьї

(1 »н. 4, 8). ≈диносущие Ћиц ѕресв€той “роицы есть единство в любви, где каждое из Ћиц без остатка отдает свою жизнь другим Ћицам, €вл€€сь при этом совершенно открытым дл€ их ответного действи€.

 

Ђƒаже человеческа€ несовершенна€ любовь соедин€ет людей между собой как бы в одно существо (например, супругов, семью, друзей). ќтносительно людей Ч это больше слова, чем действительность. Ќо любовь Ѕожественна€ безмерна и потому Ћица ѕресв€той “роицы, по всемогуществу »х взаимной любви, суть, действительно, один Ѕог, имеющий одну сущность и живущий одной жизньюї [].

 

’от€ в —в€щенном ѕисании слово Ђединосущныйї не встречаетс€, сама мысль о единосущии Ѕожественных Ћиц выражена там достаточно €сно:

 

Ђя и ќтец Ч одної

(»н. 10, 30).

 

Ђя в ќтце и ќтец во ћнеї

(»н. 14, 10).

 

Ђ¬идевший ћен€ видел ќтцаї

(»н. 14, 9).

јпостол ѕавел представл€ет —в€того ƒуха в том же положении к Ѕогу, в каком дух человеческий находитс€ по отношению к человеку (1  ор. 2, 11).

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 442 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„еловек, которым вам суждено стать Ц это только тот человек, которым вы сами решите стать. © –альф ”олдо Ёмерсон
==> читать все изречени€...

527 - | 533 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.