Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬ступительное слово к русскому изданию. ¬ начале было воспитание




јлис ћиллер

¬ начале было воспитание

 

 

јннотаци€

 

јвтор показывает механизмы скрытой жестокости в воспитании детей и корни насили€. јнализиру€ р€д жизненных историй - пациентки-наркоманки, убийцы малолетних и јдольфа √итлера, - ћиллер раскрывает истоки крайней личностной деструктивности этих людей в их раннем детстве: будучи детьми, они подвергались жестокому обращению и унижению, что и сказалось на их личностных особенност€х. —формулированы основные принципы "губительной педагогики" - подавл€ющего и калечащего ребенка воспитани€.

ƒл€ психологов, психотерапевтов, социальных работников, а также всех, кто интересуетс€ проблемами детства.

 

¬ начале было воспитание

 

ѕер. с нем. ».¬.—илаевой

ѕредисловие научного редактора

 

¬ этом кратком предисловии мне хотелось обозначить те смысловые акценты второй публикуемой на русском €зыке книги јлис ћиллер, которые, на мой взгл€д, представл€ютс€ наиболее существенными и значимыми.

ѕрежде всего следует отметить принципиальную антипедагогическую позицию автора, в соответствии с которой любое воспитание - это насилие, негативно сказывающеес€ на психическом развитии ребенка, а люба€ педагогика - это теори€ и практика такого насили€. Ёто очень сильный тезис, и его крайне трудно прин€ть. ќднако вс€ аргументаци€ автора направлена на то, чтобы не оставить у читател€ ни малейшей иллюзии относительно "гуманистических" устремлений педагогики и педагогов. »менно педагогическа€ практика, существующа€ тыс€чи лет, замыкает человечество в порочном круге насили€, логическим финалом которого €вл€етс€ уже достаточно хорошо просматривающа€с€ глобальна€ катастрофа.

≈сли педагогика выступает дл€ автора как исходна€ форма практики взаимодействи€ между людьми, как своего рода тезис, то антитезисом оказываетс€ психотерапи€ - сравнительно молода€ форма такой практики. ќппозици€ педагогики и психотерапии - это принципиальное противоречие, конфронтаци€ двух диаметрально противоположных идей, двух различных логик. ѕедагогической практике интериоризации и усвоени€, контрол€ и произвольности, подавлени€ и вытеснени€, молчани€, зависимости и неравенства противостоит психотерапевтическа€ практика экстериоризации и творчества, свободы и спонтанности, экспрессии и осознани€, говорени€, автономии и равенства. »менно психотерапи€ есть ответ человечества на совокупность всех тех угроз, которые уже нашли свое выражение в двух мировых войнах и продолжают искать своей реализации в возможной третьей (и последней) мировой войне. ¬нешним эквивалентом вытесненных в сферу бессознательного негативных переживаний боли и гнева оказываютс€ чудовищные арсеналы оружи€ массового уничтожени€. –асщепление интеллектуальной и аффективной жизни людей обеспечивает беспрестанное совершенствование как самого этого оружи€, так и средств его доставки. ѕедагогика ответственна за все эти внешние и внутренние "гроздь€ гнева", за тот потенциал ненависти и насили€, который ждет лишь подход€щего повода, чтобы вновь воплотитьс€ в массовом безумии. —ледует подчеркнуть, что осознание и понимание реальной св€зи между индивидуальной и социальной психической жизнью - характерна€ особенность воззрений не только ј.ћиллер, но и всех крупнейших психотерапевтов XX в. (от 3.‘рейда и  .ёнга до ¬.‘ранкла и  .–оджерса).

Ѕорение "теленка" психотерапии с тыс€челетним "дубом" педагогики (да простит нам ј. —олженицын такое использование его ироничной метафоры) €вл€етс€ следствием и про€влением более общей социальной оппозиции гражданского общества и политического государства. ≈сли гражданское общество базируетс€ на отношени€х любви (определ€емых ј. ћиллер как открытость, прин€тие, адресованность, сензитивность к подлинным потребност€м человека, к его сущностным про€влени€м), то политическое государство €вл€ет собой нечто пр€мо противоположное - отношени€ власти, господства и подчинени€ - тоталитаризм. ќсновна€ свобода гражданского общества - это свобода слова (самовыражени€), а основное право - право быть услышанным; основна€ свобода политического государства - это свобода реализации власти, свобода господствовать, а его основное право - право подчин€тьс€.

ѕосредником в отношени€х, существующих между гражданским обществом и индивидом, между политическим государством и индивидом €вл€етс€ семь€. ѕри этом властные отношени€ в системе "политическое государство -> семь€ -> индивид" €вл€ютс€ одновременно педагогическими отношени€ми - воспитанием. ‘игуры "вожд€" и "отца народа", "начальника" и "отца родного" посто€нно совмещаютс€, а подчас (при торжестве тоталитаризма) и полностью совпадают. Ќапротив, в системе "гражданское общество -> семь€ -> индивид" все социальные институты создаютс€ и поддерживаютс€ индивидами в цел€х обеспечени€ их потребностей, прав и свобод. » социальные, и межличностные (в том числе и семейные) отношени€ €вл€ютс€ в этом случае лишь средствами самовыражени€ и развити€ индивидов и, следовательно, по своей сути отношени€ми любви к каждому конкретному человеку - психотерапевтическими отношени€ми, психотерапией.

¬ сфере современного духовного производства педагогическа€ практика, практика обучени€ и воспитани€ повсеместно остаетс€ глобальным монополистом, продолжа€ наполн€ть личное и коллективное бессознательное людей непережитыми и неосознанными чувствами боли и гнева. »ллюстриру€ свои теоретические представлени€ подлинными материалами трех психобиографий (наркоманки, политического лидера и серийного детоубийцы), ј.ћиллер детально анализирует все нюансы взаимосв€зей между внутренней и внешней жизнью этих людей, между их переживани€ми и их поступками, каждый раз вы€вл€€ при этом одну и ту же закономерную последовательность событий:

- любое насилие взрослых по отношению к ребенку есть одновременно про€вление нелюбви (т.е. неоткрытости, неприн€ти€, неадресованности, несензитивности к его сущностным про€влени€м и подлинным, базовым потребност€м в безопасности, понимании, самовыражении);

- естественный отклик ребенка на нелюбовь - боль и гнев;

- "нормальна€" реакци€ взрослого на боль и гнев ребенка - запрет на их выражение ребенком;

- "нормальна€" реакци€ ребенка на этот запрет - подавление и вытеснение в бессознательное собственных чувств боли и гнева;

- расщепление изначально целостного опыта ребенка на осознаваемый и неосознаваемый (репрессированный) опыт;

- трансформаци€ неосознаваемых чувств боли и гнева в осознаваемую ненависть;

- проекци€ ненависти на замещающие фигуры и идеализаци€ "родительских фигур" и "счастливого детства";

- изживание ненависти в интра- и экстрадеструктивном поведении;

- трансл€ци€ "кольца насили€" (насилие -> отклик -> запрет -> 5 подавление -> вытеснение -> расщепление -> проекци€ -> изживание -> насилие) в отношени€х с другими людьми, выступающими в качестве экрана дл€ проекции человеком его собственных подавленных и вытесненных в бессознательное переживаний и чувств;

- использование разного рода педагогических идеологий, обеспечивающих социальное санкционирование такого рода трансл€ции насили€ под видом "воспитани€" детей, отдельных социальных и этнических групп, национальных меньшинств, народов и даже рас "дл€ их же собственного блага".

Ћюба€, кажда€ встреча взрослого и ребенка содержит в себе две диаметрально противоположные перспективы. ќдна из них - педагогическа€ перспектива - воспроизводит порочный "круг насили€". ƒруга€ - психотерапевтическа€ перспектива - размыкает этот порочный круг, освобождает репрессированный эмоциональный опыт детства из "темниц" бессознательного благодар€ особому качеству терапевтических (принимающих, эмпатичных и конгруэнтных - по  .–оджерсу) отношений.

ƒепедагогизаци€ массового и индивидуального сознани€, повышение психологической и психотерапевтической культуры людей неизбежно усиливают их чувствительность ко всем формам, про€влени€м и последстви€м жестокости и насили€ в обществе, что, в свою очередь, приводит к увеличению числа людей с позитивным (нерепрессированным) эмоциональным опытом. ƒальнейшее размыкание "круга насили€ " постепенно, эволюционно трансформирует современную ("политическую") семью в "гражданскую" семью, современное (политическое) государство в гражданское общество.

ќт чего же зависит реальное осуществление психотерапевтических отношений в социуме?

я отвечу на вопрос метафорой, адресованной каждому читателю этой книги. ќт чего зависит реальность ¬ашего выздоровлени€, когда болезнь известна, диагноз поставлен, а лекарство под рукой? ќтвет предельно прост, - исключительно и только от ¬ашей доброй воли, от ¬ашего желани€ выздороветь.

ƒоктор психологических наук

ј.Ѕ.ќрлов

 

 

¬ступительное слово к русскому изданию

 

Ёта книга выходит на русском и польском €зыках ровно через 20 лет после ее по€влени€ в оригинале. “ем не менее, она, к сожалению, ничуть не утратила своей актуальности, ибо в ней освещаютс€ проблемы, которые сегодн€ по-прежнему в более или менее €вной форме существуют повсеместно, хот€ чаще всего они остаютс€ нераспознанными.

ѕриведенные мною в этой книге советы воспитателей XIX в., оправдывающие лицемерие взрослого человека по отношению к ребенку и насилие, разрушающее его личность, сегодн€ уже не формулируютс€ в столь €вной форме, однако основные принципы воспитани€, как и прежде, большинство людей едва ли ставит под сомнение. ƒругого и нельз€ ожидать. ¬едь они, воспитанные в соответствии с принципами "черной педагогики", очень рано научились закрывать глаза на реальность и пренебрегать правами маленького ребенка и обращались с собственными детьми так же, как когда-то обращались с ними. ∆естокость по отношению к ребенку считалась нормой и всегда превозносилась как нечто ценное. ѕоэтому сегодн€ по-прежнему существует так много людей, желающих дет€м добра, но не замечающих, что действи€, сути которых они сами не понимают, разрушают личность ребенка. ќни считают такое "воспитание" само собой разумеющимс€, утвержда€: "‘изическое наказание пошло мне во благо, без него ребенок не станет пор€дочным человеком".

¬ 1998 г. € написала манифест, который затем по тому или иному поводу был опубликован в разных странах. ¬ нем говоритс€ о необходимости распростран€ть хот€ бы в самой сжатой форме информацию, котора€ должна заставить родителей и воспитателей задуматьс€, подчеркиваетс€ необходимость широкой дискуссии. “екст этого манифеста гласит:

"ћногочисленные исследовани€ доказали, что хот€ с помощью телесных наказаний и можно вначале добитьс€ послушани€, но затем, если только специалисты не помогут своим вмешательством, наступают т€желые последстви€: расстройства характера и нарушение поведени€.

–€дом с √итлером, —талиным, ћао и другими тиранами не было людей, которые могли бы им помочь. ѕоэтому они с детства рассматривали жестокость как норму, что и сделало возможным уничтожение миллионов людей. ƒругие миллионы людей, воспитанные также в духе насили€, им помогали при совершении злоде€ний".

ƒетей нельз€ использовать дл€ того, чтобы срывать на них накопившуюс€ злобу. ” нас по-прежнему часто отстаивают мнение, что м€гкие наказани€, например подзатыльники, безвредны, ибо мы, как и наши родители, очень рано усвоили это. “ака€ установка помогает ребенку не так серьезно относитьс€ к своему страданию. ¬ред, однако, заключаетс€ как раз в широком распространении этого мнени€. ¬ результате - все новые и новые поколени€ родителей унижают детей, избива€ их, и это никого не возмущает.

 огда в 1977 г. в Ўвеции вступал в действие закон о запрете телесных наказаний, 70 % опрошенных граждан были против. ¬1997 г. таких оставалось только 10 %. Ёта статистика показывает, что за какие-то 20 лет менталитет населени€ сильно изменилс€. ѕрактике, разрушающей личность ребенка, удалось положить конец с помощью законодательства. “ем временем и другие европейские страны (јвстри€, ƒани€, Ќорвеги€, ‘инл€нди€,  ипр, Ћатви€, »тали€) ввели запрет на телесные наказани€.

«апланированный на европейском уровне запрет физических наказаний не должен вести к уголовному преследованию родителей, но призван защищать детей.  роме того, родители, которые нарушают закон, должны ознакомитьс€ с информацией о последстви€х телесного наказани€. ¬едь государство об€зывает водителей знать правила дорожного движени€ и даже сдавать соответствующие экзамены. ќ вреде "безобидных подзатыльников " должен узнать каждый воспитатель, поскольку незнание этого приводит к насилию, которое затем нередко ломает всю жизнь воспитанника.

 

...¬полне естественно, что душа жаждет свободного волеизъ€влени€, но если в первые два года не найти к ней правильного подхода, впоследствии будет крайне затруднительно достичь намеченной цели. ѕреимущество первых двух лет, помимо всего прочего, в том, что в этом возрасте возможны насилие и принуждение. — годами дети забывают обо всем, что с ними произошло в раннем детстве. ≈сли их тогда лишили воли, они уже не вспомн€т, что когда-то имели ее, поэтому строгость, без которой не обойтись, не повлечет за собой дурных последствий.

(1748)

 

...Ќепослушание суть то же самое, что объ€вление вам войны. ¬аш сын хочет лишить вас власти и вы вправе употребить власть, применить силу, дабы укрепить ваш авторитет, без коего немыслимо любое воспитание. –оль физического наказани€ не стоит недооценивать: оно должно убедить вашего сына в том, что отныне вы его повелитель.

(1752)

 

¬ Ѕиблии (—ирах 30,1) сказано: " то любит сына своего, тот пусть чаще наказывает его, чтобы впоследствии утешатьс€ им".

(1902)

 

— юных лет мен€ настойчиво убеждали в необходимости немедленно и беспрекословно выполн€ть любые желани€ или распор€жени€ родителей, учителей, св€щенников и т.д., одним словом, всех взрослых, включа€ прислугу.  акие-либо сомнени€ не допускались. Ётот основополагающий педагогический принцип вошел мне в плоть и кровь.

–удольф √есс, комендант ќсвенцима

 

 акое счастье, что люди не умеют думать. ћожно 3 сказать, что правител€м очень повезло.

јдольф √итлер

 

 

ѕредисловие

 

ѕсихоаналитиков часто упрекают в том, что они в лучшем случае могут помочь только немногочисленному привилегированному слою населени€. Ёти упреки представл€ютс€ нам вполне справедливыми, пока результатами психоанализа действительно пользуютс€ избранные. Ќо так не должно быть.

–еакци€ на книгу "ƒрама одаренного ребенка" (Das Drama des begabten Kindes und die Suche nach dem wahren Selbst) показала, что мо€ точка зрени€ вызывает непри€тие не столько простых читателей - в молодежной среде у нее вообще оказалось наименьшее количество противников - сколько у самих психотерапевтов. ѕоэтому представл€етс€ разумным и необходимым не хранить в библиотеках данные, полученные в результате лечени€ ограниченного круга лиц с помощью психоанализа, а сделать их досто€нием общественности. »менно этот вывод и повлек за собой решение начать писать книги.

я стремлюсь уделить основное внимание процессам, происход€щим вне конкретной психоаналитической ситуации, а как бы в самой гуще жизни. ѕон€ть их суть, однако, можно лишь на основе психоаналитического опыта. Ёто отнюдь не означает, что сугубо теоретические выкладки "можно примен€ть во всех сферах общественной жизни ". я лично полагаю, что сумею по-насто€щему пон€ть человека только тогда, когда смогу услышать и эмоционально восприн€ть его слова, не подгон€€ их под какую-либо концепцию. Ќо анализ, как подсознани€ посторонних людей, так и своего собственного подсознани€ позвол€ет проникнуть в глубины души, пон€ть сущность многих жизненных €влений и обостр€ет чувственное воспри€тие, сохран€€ его в таком состо€нии также и за пределами кабинета психотерапевта.

ќбщественность пока еще далека от осознани€ и осмыслени€ следующего непреложного закона: происшедшее с ребенком в первые годы его жизни неизбежно отражаетс€ на ситуации в обществе; психические расстройства, наркомани€, рост преступности - это про€вление скрытого в глубинах подсознани€ опыта первых детских лет. ћногие оспаривают данный вывод или воспринимают его исключительно на уровне интеллекта. ѕоскольку эмоциональна€ сфера недоступна разуму, политические де€тели, юристы и психиатры по-прежнему исход€т из преимущественно средневековых представлений о том, что зло укоренено в человеческой душе. Ќа самом же деле они лишь приписывают зло внешним объектам, пользу€сь механизмом проекции. ћожет ли прочтение книги дать человеку возможность проникнуть в глубины эмоциональной сферы? “очного ответа € не знаю, но, на мой взгл€д, надежда подвигнуть читател€ на внутреннюю работу над собой вполне обоснованна. ѕоэтому в любом случае стоит попробовать.

ѕосле выхода в свет книги "ƒрама одаренного ребенка" € получила множество писем. ќтветить на каждое из них просто невозможно и из-за недостатка времени, и по другим причинам. ќднако € прин€ла близко к сердцу изложенные в них проблемы и поэтому предлагаю вашему вниманию следующую книгу.  о всему прочему, € пон€ла, что должна более подробно объ€снить читател€м мои мысли и рассказать о накопленном мной опыте, ибо имеющейс€ специальной литературы до сих пор €вно недостаточно. ѕоставленные вопросы позволили мне вы€вить два комплекса проблем: во-первых, мое собственное понимание такого пон€ти€ как психическа€ реальность раннего детства, отличающеес€ от традиционной психоаналитической трактовки, став€щей во главу угла удовлетворение естественных потребностей, во-вторых - необходимость более четко обозначить разницу между чувством вины и ощущением печали. — этим напр€мую св€зан острый и наиболее часто повтор€емый вопрос обеспокоенных родителей: что мы можем сделать дл€ нашего ребенка, если мы пон€ли, насколько мы зависим от синдрома нав€зчивого повторени€, в результате чего посто€нно "возвращаемс€ в детство"?

ѕоскольку € не верю в эффективность рецептов и предложений, по крайней мере, если они касаютс€ бессознательного поведени€, то вижу свою задачу отнюдь не в призыве к родител€м изменить свое отношение к дет€м, а в вы€влении причинно-следственной св€зи и апелл€ции к маленькому беззащитному существу, по-прежнему живущему в подсознании многих взрослых, с целью передать ему в образной и эмоциональной форме необходимые сведени€. ƒо тех пор, пока этот "взрослый ребенок" не в состо€нии пон€ть, что с ним произошло, часть его внутреннего мира остаетс€ как бы покрытой льдом. ќн по-прежнему не воспринимает чувственно те унижени€, которым его когда-то подвергли в детстве.

ќн не может про€вл€ть чуткость и понимать окружающих. Ѕесполезно говорить с ним о любви, солидарности и милосердии, бессмысленно взывать к его добрым чувствам. ќн словно отгорожен от такого рода призывов прочной непробиваемой стеной.

ѕоэтому особенно т€гостное впечатление производ€т профессиональные психологи, пытающиес€ без эмпатии, а значит, без вс€кой пользы применить свои профессиональные знани€. ¬не зависимости от того, сколько времени они удел€т пациентам, они не смогут рассчитывать на успех. Ќельз€ не сказать и о беспомощности родителей, которые, несмотр€ на образование и обилие свободного времени, так же эмоционально невосприимчивы к детским проблемам, ибо они сами эмоционально дистанцировались от тех страданий, которые им пришлось испытать в детстве. Ќапротив, даже чрезмерно зан€та€ на работе мать может при определенных услови€х в течение нескольких секунд пон€ть и правильно оценить ситуацию, в которой оказалс€ ее ребенок, если она готова к эмпатии и в душе чувствует себ€ свободной.

“аким образом, мо€ задача заключаетс€ в том, чтобы привлечь внимание читателей к страдани€м, переносимым ребенком в раннем детстве. я стремлюсь помочь взрослым извлечь из подсознани€ смутные воспоминани€ о своем детстве. ƒл€ этого в первой части € описываю систему "черной педагогики", т.е. методы воспитани€, отработанные на наших родител€х, дедушках и бабушках. ” некоторых читателей перва€ глава, возможно, даже вызовет €рость и, значит, окажет на них целительное воздействие. ƒалее, во второй части, речь пойдет о детстве троих, казалось бы, очень разных людей - наркоманки, главы государства и детоубийцы. Ќо все они претерпели в детстве т€жкие унижени€ и стали жертвами насили€. ƒвое из них сами описывают свою судьбу. я стремилась помочь читател€м с пониманием отнестись к этим потр€сающим по силе воздействи€ свидетельствам. ¬се три судьбы есть убедительное подтверждение моего тезиса о губительной роли воспитани€, уничтожении им живого начала в душе человека и его опасности дл€ общества. ¬ теории психоанализа, особенно в тех психоаналитических школах, которые во главу угла став€т удовлетворение человеком естественных потребностей, можно обнаружить взгл€ды, близкие к позиции педагогов. —перва € намеревалась посв€тить этой проблеме одну из глав, но затем пон€ла, что важность и объем темы требуют отдельной публикации. ¬ ней € гораздо более четко отграничу свои выводы от отдельных психоаналитических концепций.

Ёта книга написана на основе внутреннего диалога с читател€ми "ƒрамы одаренного ребенка " и потому €вл€етс€ ее продолжением. Ќо в то же врем€ это совершенно самосто€тельное произведение. ≈сли же описанные в ней ситуации вызовут не скорбь, а чувство вины, то имело бы смысл загл€нуть в мою предыдущую книгу. ¬ любом случае следует помнить, что, говор€ о родител€х и дет€х, € не имела в виду конкретных людей. ƒл€ мен€ главное - статус ребенка и родителей вообще, и обыденные ситуации, касающиес€ нас всех, поскольку все родители были когда-то детьми, а большинство нынешних детей когда-нибудь станут родител€ми.

 огда √алилео √алилей в 1613 г. представил математические доказательства правильности гелиоцентрической системы  оперника, церковь сочла их "неверными и абсурдными". √алиле€ заставили отречьс€ от своей теории. ¬ конце концов, от переживаний он даже ослеп. Ћишь через 340 лет церковь решилась признать свои заблуждени€ и разрешила опубликовать сочинени€ √алиле€, соответственно исключив их из "»ндекса запрещенных книг".

—ейчас наша ситуаци€ схожа с положением √алиле€, но рискуем мы гораздо большим. ќт выбора в пользу истины или обмана зависит будущее всего человечества. ¬ XVII в. так вопрос еще не сто€л. Ќесколько лет назад окончательно стало €сно, что страшные последстви€ детских душевных травм неизбежно отражаютс€ на общественном сознании. ќднако общественность не хочет прин€ть столь глобальный вывод.

«нание об этом, однако, касаетс€ каждого индивидуума и - в случае достаточно широкого распространени€ этого знани€ - повлечет коренные перемены в нашем обществе, которые выраз€тс€, прежде всего, в трезвом взгл€де на истинные причины насили€. ƒл€ лучшего понимани€ моей точки зрени€ € излагаю ее по пунктам:

1.  аждый ребенок рождаетс€, чтобы развиватьс€, жить, пытатьс€ реализовать себ€, чтобы любить и выражать свои чувства и потребности, стрем€сь защитить себ€ и свой внутренний мир.

2. ¬зрослые об€заны относитьс€ к ребенку с уважением, воспринимать его всерьез, оберегать его внутренний мир и, отбросив любые лицемерные отговорки, помогать ему ориентироватьс€ в этой жизни. »наче он не сможет развиватьс€.

3. ѕодавление жизненно важных потребностей ребенка в интересах взрослых, манипулирование или откровенное пренебрежение ими вкупе с побо€ми, наказани€ми и обманом привод€т к серьезным повреждени€м душевной сферы ребенка. »ногда, правда, положение исправл€ет своевременное вмешательство посторонних лиц.

4. √нев и боль - нормальна€ реакци€ на душевную травму. Ќо поскольку причинившие эту травму наложили запрет на любое открытое выражение недовольства, а переносить душевную боль в одиночестве просто невыносимо, ребенок вынужден подавл€ть эти чувства, вытесн€ть их в подсознание и идеализировать своих мучителей. —о временем он забывает о происшедшем.

5. √нев, тоска, ощущение бессили€, отча€ние, страх и боль, причины, которых человеком не пон€ты, наход€т выражение в разрушительных действи€х по отношению к другим люд€м (преступность, геноцид) или самому себе (потребление наркотиков, алкоголизм, проституци€, различные про€влени€ психических заболеваний, суицид).

6. ∆ертвами очень часто станов€тс€ собственные дети, которым отводитс€ роль козлов отпущени€. —овершать над ними насилие в скрытой форме в нашем обществе пока еще можно на вполне законных основани€х, особенно когда его высокопарно именуют воспитательным процессом. ≈ще раз повтор€ю: нынешних родителей побуждает бить своих детей подспудное нежелание дать волю чувствам и открыто излить гнев на собственных родителей, которые когда-то так же измывались над ними. ¬ этом и заключаетс€ трагеди€.

7. „тобы подвергшийс€ психическому насилию ребенок не стал преступником или душевнобольным, нужно, чтобы ему хоть раз в жизни встретилс€ человек, твердо знающий: безумен не избиваемый ребенок, безумны его близкие родственники. ќбщество, в котором отсутствует понимание этого, вольно или невольно способствует медленной гибели многих своих членов. Ќаоборот, публично сказанна€ горька€ правда может спасти им жизнь. » здесь очень многое зависит от родственников, адвокатов, судей, врачей и тех, кто в силу своего профессионального долга должен заботитьс€ о ребенке. ќт них требуетс€ открыто встать на сторону детей и поверить им.

8. ƒо сих пор общество защищает взрослых и обвин€ет их жертвы. ќно как бы поражено слепотой. ќдна из причин этой слепоты - теории, согласно которым в полном соответствии с архаичными педагогическими принципами и методами воспитани€ наших предков, ребенок рассматриваетс€ как лукавое, одержимое злом существо, склонное ко лжи, агрессивное по отношению к ни в чем не повинным родител€м или даже испытывающее по отношению к ним сексуальные чувства. ¬ действительности дети склонны винить во всем себ€, снима€ с родителей ответственность за жестокое обращение с ними.

9. Ћишь несколько лет тому назад благодар€ применению новейших методов психотерапии удалось доказать, что перемещенные в подсознание воспоминани€ о полученных в детстве душевных травмах накапливаютс€ и негативно вли€ют на дальнейшую жизнь человека. — помощью специальных приборов было установлено, что младенец уже в утробе матери реагирует и на ласку, и на жестокость. ¬зрослые, в большинстве своем, пока еще не знают об этом неоспоримом факте.

10. ƒанный вывод позвол€ет обнаружить скрытую логику в, казалось бы, совершенно абсурдном поведении многих людей.

11. ќсознание таких ранее скрываемых ощущений, как гнев и боль, порожденных жестоким обращением в детстве, естественным путем положит конец насилию, от которого страдают все новые и новые поколени€.

12. Ћюди с ненарушенной в детстве целостностью душевной сферы, которые в детстве чувствовали, что родители относ€тс€ к ним с уважением, не лицемер€т и готовы защитить их, в юности и в последующие годы станов€тс€ эмоционально восприимчивыми и способными к состраданию. ќни будут радоватьс€ жизни и не будут испытывать потребность калечить, а уж тем более убивать себ€ и других людей. —ила понадобитс€ им дл€ самообороны, а не дл€ агрессии. ќни с уважением станут относ€тс€ к слабым, а значит, и к своим дет€м. ќни просто не смогут по-другому, ибо в их душах не останетс€ места жестокости. ќни никогда не поймут своих предков, создавших мощную военную промышленность исключительно дл€ того, чтобы уверенно чувствовать себ€ в этом мире. ќтсутствие необходимости подсознательно отгородить себ€ от знакомой с детства опасности позволит им гораздо более рационально и творчески воспринимать реальность.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 598 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћогика может привести ¬ас от пункта ј к пункту Ѕ, а воображение Ч куда угодно © јльберт Ёйнштейн
==> читать все изречени€...

523 - | 534 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.049 с.