Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


’ристианство и гомосексуальность




 

Ќи одна из ведущих церквей не признает гомосексуальность в

качестве естественной и здоровой формы человеческой сексу


альности, за


исключением


Ђќбщества


ƒрузейї


(Ђ вакерыї).


÷ерковные ритуалы и службы не учитывают потребности лес


би€нок и геев.


Ѕосвелл (Boswell, 1980; 1989; 1994)


приводит


3 3 0 I „асть II.


„ј—“Ќџ≈


¬ќѕ–ќ—џ ^


 

примеры редких исключений из этого правила. ‘актически

существование и потребности лесби€нок и геев игнорируютс€

ведущими церкв€ми, кака€-либо ценность их существовани€

отрицаетс€, а стиль жизни подвергаетс€ суровому осуждению.

¬ лучшем случае служители церкви относ€тс€ к ним в соответ

ствии с формулой: Ђ√осподь любит грешников, но ненавидит

грехї.

¬ 1986 году в своем позорном Ђѕослании ƒн€ ¬сех —в€

тыхї, подготовленном офисом кардинала –атцингера (ранее Ч

ѕрестол —в€той инквизиции), ¬атикан провозгласил, что Ђго

мосексуалисты порочны по своей природе и греховны в своей

любвиї. Ёто ненамного отличаетс€ от взгл€дов пророка ћо-

хаммеда, считавшего, что Ђјллах прокл€л того, кто вступает в

этот греховный акт...ї (Haddith, An-Nasa'i; цит. по: Thompson,

1993). ѕодобна€ оценка гомосексуальности делает чрезвычай

но проблематичным получение лесби€нками и ге€ми какой-

либо духовной помощи со стороны ведущих мировых конфес

сий.

’ристианство, представленное учени€ми и практиками

главных церквей, как правило, обнаруживает неспособность

анства €вл€етс€ вера в живого Ѕога, то есть Ѕога, прин€вшего

человеческое обличье. ¬ то же врем€ церковь вс€чески поддер

живает тезис о дихотомии духа и тела. јутентичность религии

определ€етс€ аутентичностью тех, кто ее исповедует. ¬ конеч

ном счете имеет значение не то, что мы говорим о Ѕоге, а то, кем

мы становимс€ в результате веры в него. ƒелает ли вера нас

более свободными и гуманными?  ак за€вил в третьем веке св.

»раниус: ЂGloria Dei Vivans Homoї Ч слава √осподн€ есть

жизнь людей во всей ее полноте.

»удаизм и ислам, имеющие с христианством общие корни,

ни в своих догматах, ни в религиозных практиках не оставл€

ют места дл€ духовности лесби€нок и геев. Ѕольшинство вос

точных религий также характеризуютс€ нетерпимым отноше

нием к гомосексуальности и, как правило, обход€т стороной

проблемы сексуальности, исключа€ вопросы семьи и брака.

—ексуальность св€зана прежде всего с человеческими отно

шени€ми. ќсновные вопросы сексуальности заключаютс€ не в


√лава 13. –елигиозные и духовные конфликты I 3 3 1

 

том, с кем человек предпочитает спать или чем он занимаетс€ в


постели с другим


человеком, но с тем, как мы


воспринимаем


музыку, занимаемс€ спортом или участвуем в мессе, посколь


ку все это имеет


отношение к


сексуальной


практике. ¬о всех


этих зан€ти€х, так же как и в сексе, про€вл€етс€ многообразие


свойств нашей личности. Ќельз€


игнорировать тот факт, что


религи€ зачастую оказывает негативное воздействие на лесби


€нок и геев, воспитанных в определенных традици€х.


ѕростое


использование гуманистического


подхода вр€д ли будет доста


точным,


поскольку не учитывает духовных потребностей чело


века. ¬есь


процесс


духовного


развити€


необходимо


рассмот


реть с точки зрени€ конкретного человека и в случае необходи


мости


критически


пересмотреть его,


применив


систему


взгл€дов и ценностей

 

 линический пример 1


клиента и


психотерапевта.


¬ самом начале психотерапевтического процесса ƒжон напом


нил психотерапевту историю —одома и


√оморры (Ѕытие 19:4-


11), а также ѕослание св. ѕавла к –имл€нам (ѕослание к –им


л€нам 1:26),


пыта€сь тем самым объ€снить, почему он не гей.


ѕосле того как ƒжон по моей


рекомендации


познакомилс€ с


некоторыми работами (Fortunato, 1982; McNeill, 1988; Glaser,


1990. —м.


Ђѕриложение 3ї), представл€ющими другой подход


к прочтению данных глав ¬етхого и Ќового


«аветов, он пере


осмыслил свои


отношени€ с Ѕогом,


»исусом


’ристом и ис


пользовал новую систему представлений в оценке своей сексу

альности и отношений с окружающими.


” многих людей,


подобных ƒжону,


проблемы заключаютс€


прежде всего в системе воспитани€ и в усвоении ими опреде


ленных

тивное


догматов,

использование


предполагающих

определенных


избирательное и

фрагментов


деструк

Ѕиблии


(“алмуда,


 орана) дл€


обосновани€


патриархальной, гетеро-


сексистской,


гомофобической системы взгл€дов. ¬ то же вре


м€ исторический и культурный материал, содержащийс€ в дру

гих част€х св€щенных книг, полностью игнорируетс€ (см. так

же материал в третьей главе, посв€щенный библиотерапии).

ћне приходилось часто встречать клиентов, психическое и


сексуальное


развитие


которых


серьезно


пострадало из-за их


3 3 2 | „асть ». „ј—“Ќџ≈ ¬ќѕ–ќ—џ

 

контактов с церковью. ѕодчас они полностью утрачивают спо


собность к установлению с


окружающими аутентичных кон


тактов. Ќет ничего удивительного в том, что уровень суицидов

среди молодых геев столь высок (см. главу 8).  онечно, мы стал

киваемс€, главным образом, с людьми, которых страдани€ зас

тавл€ют обращатьс€ к психотерапевту. ”щерб, нанесенный их

психическому здоровью и самооценке, часто бывает колоссален.

Ѕольшинство ведущих религий, насколько мне известно,

осуждает гомосексуальность и поощр€ет гетеросексуальные

модели поведени€, заставл€€ молодых людей заниматьс€ бес

плодными сексуальными экспериментами с лицами противо

положного пола. ќтрица€, что гомосексуальность €вл€етс€ ес

тественной и здоровой формой сексуальности, церкви пытают

с€ доказать, что лесби€нки, геи и бисексуалы сотворены не Ђпо

образу и подобию Ѕожьемуї. ќтчуждение же от самого себ€

есть отчуждение от Ѕога. ЂЅлагодар€ этому опыту, Ч пишет

ћейстер Ёркхарт, Ч € открыл дл€ себ€, что Ѕог и € Ч единыї

(Fox, 1983, р. 120). ѕрин€тие себ€ означает прин€тие Ѕога в

себе самом. Ќаша человеческа€ суть во всей полноте ее про€в

лений €вл€етс€ выражением божественной сути.

 огда клиент формулирует свои проблемы в религиозной

плоскости, психотерапевт должен подвергнуть его взгл€ды и

суждени€ демифологизации с тем, чтобы пон€ть, что в них от

ражает его религиозный, культурный и исторический опыт, а

гим, можно нанести клиенту серьезный ущерб. ќчень важным

€вл€етс€ получение психотерапевтом супервизорской помощи.

ѕо мере того как клиент постигает вопросы своего психическо

го и духовного развити€ и становитс€ ближе к самому себе, он

испытывает нарастающее отчуждение от окружающих Ч чле

нов семьи, прихожан своей церкви, а также представителей сво

ей культурной группы. Ёто может вызывать сильные реакции

переноса, св€занные с отреагированием чувств гнева и досады

в общении с психотерапевтом. √нев, как правило, €вл€етс€ не

избежным и необходимым чувством, если речь идет о движении

клиента в сторону большей свободы и аутентичности. Ѕлагода

р€ этому укрепл€етс€ его психическа€ целостность, в нем про

исходит Ђвосстановление образа божьегої.  ак было показано


√лава 13.


–елигиозные и духовные конфликты I 3 3 3


 

во второй главе, работа с чувствами гор€ и гнева, отражающи

ми интернализацию дискриминационного отношени€ обще

ства, €вл€етс€ необходимым элементом процесса исцелени€

 

 

ƒуховность лесби€но к и геев: ритуалы


и


церемонии


 ак уже отмечалось, ортодоксальные церкви отрицают цен

ность опыта лесби€нок и геев и не допускают их к церковным

ритуалам. “акие церкви, например, не венчают партнеров по

гомосексуальному браку, даже если те считают себ€ их прихо

жанами и выражают желание пройти этот обр€д. ÷ерковь хо

ронит лесби€нок и геев, но при этом обр€д отпевани€ не совер

шаетс€. √омосексуальные отношени€ заключают в себе угрозу

дл€ осуществлени€ церкв€ми контрол€ над отношени€ми их

прихожан.

¬ прошлом лесби€нки и гомосексуалисты отвечали на это

тем, что попросту отказывались следовать религиозным взгл€

дам, в частности христианским. ќднако распространение

—ѕ»ƒа заставило их отстаивать ценность своего духовного

опыта, а также право на участие в церковных ритуалах и цере

мони€х. Ѕольшинство лесби€нок и геев при этом хот€т не про

сто прин€ть ортодоксальные религиозные представлени€ и

практики, но создавать собственные формы религиозной прак

тики, отражающие их неповторимый опыт и стиль жизни. “а

кие церкви, как американские Ђ÷ерковь ƒостоинстваї, Ђќб

щинна€ ÷ерковь ћетрополииї, ƒвижение лесби€нок и геев-

христиан в —Ўј, а также Ђ÷ерковь поисковї, действующа€ в

¬еликобритании, €вл€ютс€ лишь отдельными образцами про


исход€щих изменений (см.


Ђѕриложение 2ї). ѕубликации


ƒжона ћакЌила и Ёлизабет —тюарт (McNeil and Stewart)

представл€ют собой великолепные примеры новой системы

религиозных представлений (см. Ђѕриложение 3ї).

 

 линический пример 2

»стори€ „арли и ƒэвида показывает, какие изменени€ проис

ход€т в отношении геев к религии. я познакомилс€ с ними на


3 3 4 I „асть II.


„ј—“Ќџ≈


¬ќѕ–ќ—џ


отдыхе в »спании, в 1984 году. ¬ течение нескольких лет € не

однократно приезжал туда из Ќью-…орка, мы продолжали под

держивать отношени€ и стали друзь€ми. —о временем € узнал,

что оба они больны —ѕ»ƒом.

ќсенью 1991 года, наход€сь на конференции в Ћондоне,

€ позвонил им, чтобы узнать, как идут дела. ќказалось, ƒэвид

находитс€ при смерти. „арли пригласил мен€ навестить их и

Ђсделать что-нибудьї, за что они были бы мне очень призна

тельны. Ќасколько € знал, ни „арли, ни ƒэвид не €вл€лись

членами какой-либо церкви.  огда € осторожно спросил, что

могу дл€ них сделать, ƒэвид попросил „арли мне передать, что

хотел бы, чтобы € организовал дл€ него Ђэвкалиптусї (причас

тие!). —овместно мы совершили светский обр€д на тему люб

ви, жизни и смерти. ¬ моей профессиональной практике € час

то сталкивалс€ со случа€ми, когда больные —ѕ»ƒом просили

мен€ совершить некий не религиозный, но духовный обр€д.

¬ тот же вечер ƒэвид спокойно умер на руках у „арли.

¬ дальнейшем „арли попросил мен€ совершить погребаль

ный обр€д, который бы говорил о том, что „арли, ƒэвид, их

семьи и друзь€ не €вл€ютс€ представител€ми какой-то опреде

ленной конфессии. —пуст€ несколько дней „арли спросил у

мен€:

Ч Ѕернард, ты действительно веришь в то, что там, за раду

гой, что-то существует?

Ч ¬ерю, Ч ответил €.

Ч “ы можешь этой доказать?

Ч Ќет. ≈сли тебе нужен знак, ты его получишь, но это будет

отнюдь не доказательство.

Ч ’орошо, Ч сказал „арли. Ч  огда ты приедешь на –ож

дество, мне бы хотелось, чтобы мы исполнили волю ƒэвида Ч

разве€ли его прах на пл€же в Ѕенидорме Ч там, где мы встре

тились.

¬ декабре приглашенные друзь€ Ч нас было восемь чело

век Ч собрались перед закатом на пл€же и разве€ли прах ƒэви

да согласно его просьбе. “е, кто не был специально приглашен,

сто€ли позади, в 50 €рдах от нас, и наблюдали. ѕозднее они

сообщили, что когда мы все собрались, в небе над другим кон

цом пл€жа по€вилс€ сиреневый воздушный шарик, оставший-


√лава13.


–елигиозные и духовные конфликты 1335


 

с€ нами незамеченным. Ќа прот€жении 10 минут, которые

длилс€ ритуал, он плыл в нашем направлении и замер над на

шими головами. ¬ конце ритуала каждый из нас вз€л пригор

шню праха и бросил ее в море. ƒела€ это, „арли произнес: Ђƒэ

вид, € буду любить теб€ всегдаї.  огда он это сказал, сирене

вый шарик приземлилс€ у его ног.

„еловек становитс€ тем, дл€ чего он себ€ открывает. ¬ера в

высшие силы подобна вере в —анта- лауса. ќн приходит лишь

к тем, кто в него верит! —трах или ужас пустоты заставл€ет нас

называть это Ѕогом. Ќу и что? Ќадежда, € думаю, всегда лучше

отча€ни€.  линические наблюдени€ показывают, что люди с

положительной системой верований отличаютс€ более высо

ким уровнем психического и физического здоровь€, чем те, кто

ее не имеет.  ак отмечает ¬иктор ‘ранкл в своих замечатель

ных воспоминани€х о времени, проведенном в нацистском кон

центрационном лагере: ЂЋюбовь распростран€етс€ далеко за

пределы физического существовани€ человека. ќна €вл€етс€

содержанием его духовного быти€, его внутреннего "я"ї

(Frankl, 1969, р.60).

—мешивание религии с духовностью и неспособность церк

вей прин€ть гомосексуальность всел€ют в человека страх перед

духовными про€влени€ми и тем самым преп€тствуют его ду

рицанию духовности, расщеплению или диссоциации лично

сти. „еловек, отрица€ духовную составл€ющую своего Ђяї

(душу), становитс€ бездуховным, еще больше закабал€ет себ€,

и без того существу€ в услови€х стигматизации.

ѕсихотерапевт должен помочь клиенту разобратьс€ в усво

енных им представлени€х о религии и духовности и в актуаль

ном дл€ него духовном опыте.  лиент и психотерапевт вместе

осмысливают позитивные и пересматривают отрицательные

аспекты жизни, а затем формируют конструктивную модель

духовности. Ёто процесс в высшей степени болезненный и

предполагает крушение ранее усвоенных клиентом представ

лений о Ђбогеї. ќчень часто этот Ђбогї €вл€етс€ не чем иным,

как критикующим, обвин€ющим началом. ¬ молодом возрасте

многие были поставлены перед необходимостью выбора меж

ду прин€тием своей сексуальности в качестве органичного


3 3 6 I „асть II.


„ј—“Ќџ≈


¬ќѕ–ќ—џ


 

элемента своего Ђяї и Ђбогомї, предлагаемым церковью, семь

ей, культурой. »ными словами, необходимо было открыть путь

либо Ђбогуї, либо человеку. ¬нутренний конфликт, вызванный

подобным выбором, создает духовный вакуум. ѕсихотерапевт,

зан€тый решением проблемы духовности, помогает клиенту

обрести себ€ самого.

 

 линический пример 3

“ом обратилс€ ко мне в 1992 году после того, как узнал о том,


двух дочерей, он €вл€лс€ хорошо


зарекомендовавшим себ€


прихожанином одной из церквей в Ўотландии и поначалу, как

многие другие, совершенно игнорировал свой диагноз. ќбра

тившись ко мне, “ом немедленно сформулировал свой основ

ной вопрос: что такое духовность? ¬ таких случа€х € обычно

те все происход€щее?ї “ом, не задумыва€сь, ответил, что ощу

щает сильный страх.

Ќа третьей сессии он начал рассказывать о своей сексуаль

ной жизни, в св€зи с которой часто переживает чувство вины Ч

не только по отношению к своей жене, с которой продолжает

жить, но и по отношению к своему партнеру. » жена, и партнер

“ома знали о его диагнозе. “ом считал, что ¬»„-инфицирован-

ность €вл€етс€ своеобразным Ђнаказаниемї за его сексуальное

поведение. ”читыва€ гомофобические высказывани€, звуча


щие из уст христианских


фундаменталистов и в некоторых


средствах массовой информации, подобное мнение “ома было

вполне закономерно.

“ом рос на северо-западе Ўотландии в конце 1940-х Ч на

чале 1950-х годов.  ак и многие представители его поколени€,

он не видел иного выхода, как женитьба. ¬ начале знакомства

со своей будущей женой он сообщил ей о том, что €вл€етс€ го

мосексуалистом. ѕереехав в 1970-е годы в Ёдинбург, “ом об

завелс€ многочисленными любовниками; как он мне за€вил, в

тот период у него бывало от 10 до 20 разных партнеров в тече-

ние^мес€ца. ≈го сексуальное поведение €вно носило маниакаль

ный характер с признаками одержимости.

„ерез три мес€ца после начала психотерапии “ом начал

обсуждать со мной чувство отвращени€ к самому себе, которое


√лава 13,


–елигиозные и духовные конфликты |337


 

обостр€лось в силу его религиозных взгл€дов. ¬ детстве и юно

сти ему казалось, что он Ђне €вл€етс€ тем мальчиком, которым

его хотели бы видетьї. ¬ конце концов, он зан€лс€ вещами,

которые были €вным вызовом ожидани€м родителей, и с помо

щью которых он убеждал себ€ в том, какой он Ђгадкийї. —реди

Ђгадкихї вещей, которыми он занималс€ в раннем подростко

вом возрасте, была мастурбаци€. я спросил его, испытывал ли

что когда впервые он ввел половой член в тело мужчины, во

врем€ оргазма он представл€л себ€ насилующим своего отца,

говор€ при этом: Ђƒержи, папа! ƒержи! ƒержи! ћать твою! я Ч

мужчина!ї –ассказав это мне, “ом разрыдалс€. ѕозже он вспо

минал этот катарсический момент как Ђсамое глубокое пережи

ваниеї в своей жизни. јналогичные фантазии и вербализации,

однако, не столь €ркие, возникали у него примерно до тридца

тилетнего возраста.

ѕостепенно “ом пришел к осознанию того, что его сексуаль

ные поиски €вл€лись не чем иным, как попыткой получить при

знание, которое он не получил от своих родителей, в особенно

сти, от отца. ѕосле рассказа психотерапевту о своих фантази

€х, св€занных с отцом, “ом стал гораздо более откровенен в

описании своих гомосексуальных переживаний. ќн прин€л и

оценил свое детское Ђяї, которое так часто и так долго утверж

дал в общении с другими, а также стал более трезво оценивать

прогноз своего заболевани€. Ќаконец, с помощью жены Ќэн и

партнера ƒжеймса “ом составил завещание, разработал план

похорон и погребальной церемонии. ќн рассказал своим дру

зь€м о том, что смог наконец пон€ть причины собственной Ч

почти маниакальной Ч сексуальности, преследовавшей его на

прот€жении многих лет своей жизни, а также о том, что сумел

Ђпроститьї и прин€ть себ€ и свои гомосексуальные про€вле

ни€. Ёто фактически €вилось своеобразным духовным апофе

озом, св€занным с признанием “омом своей ценности. “ом

прин€л Ѕога в себе самом. “еперь он был свободен дл€ того,

чтобы продолжить свое духовное путешествие в поисках мира

в себе самом, то есть, говор€ иными словами, мира с Ѕогом.

“ом продолжал психотерапевтическую работу со мной до

тех пор, пока не ослаб настолько, что уже не мог приходить на


3 3 8 I „асть II.


„ј—“Ќџ≈


¬ќѕ–ќ—џ


 

сессии.   тому времени мы перешли, в основном, к обсуждению


волновавших его духовных


вопросов Ч о Ѕоге, о жизни после


смерти, смысле жизни и т. д. я не раз навещал “ома в больни

це Ч вплоть до самого его ухода.

 

ќбсуждение

Ќадеюсь, читатели уже пон€ли, что мо€ модель психотерапии


основана на использовании

–оджерса. ¬ разное врем€, в


клиент-центрированного подхода

зависимости от обсуждаемых во


просов, € также


использую формы


работы,


которые св€заны


с


именами ёнга (Jung, 1933), ћэ€ (May, 1953),


Ёриксона


(Erikson, 1965),

1969).


‘ромма (Fromm, 1965) и


‘ранкла (Frankl,


ќсознание “омом причин своего


обсессивно-компульсив-


ного


сексуального


поведени€


позволило ему


пон€ть, что он


длительное врем€ не


признавал очень значимую часть своего


Ђяї и


пренебрегал


интересами других. Ћюбые


подлинные от


ношени€ предполагают, что вступающие в общение люди осоз


нают и


принимают свои человеческие про€влени€. ¬


против


ном случае


общение приобретает иллюзорный характер. ¬ от


личие от подобного варианта, люди с высоким самосознанием

и развитой способностью к прин€тию другого в процессе обще

ни€ укрепл€ют свою идентичность. ¬ работе —тефани ƒоурик

ЂЅлизость и одиночествої (Dowrik, 1991) очень хорошо пока

зана взаимосв€зь между самосознанием и способностью чело

века развивать отношени€ с другими людьми.


— точки зрени€


роджерианского


подхода, инсайт св€зан с


осознанием опыта. »нтерпретаци€ или объ€снение рассматри

ваютс€ как преп€тстви€ подлинного роста. ƒуховное развитие

“ома, не будучи св€зано с интеллектуализацией, одновремен

но €вилось основой и результатом осознани€ им своего жизнен


ного опыта.


–оджерс (Rogers, 1951)


называет свой подход пер


вичной


техникой.


ќсновополагающей дл€ прин€ти€


человеком


самого себ€, своих установок, чувств и опыта €вл€етс€ любовь

человека к самому себе; она же €вл€етс€ отражением совершив


шегос€

р€


понимани€.  огда понимание происходит не благода

теоретизированию, а в силу осознани€ человеком эмоцио


нально-значимого опыта и чувств, св€занных с другим челове-


√лава 13. –елигиозные и духовные конфликты I 3 3 9

 

ком, оно знаменует собой важный момент психотерапевтичес

кого процесса. Ќа определенном этапе психотерапии, когда

“ом начал осознавать свои чувства вины и ненависти к самому

себе и их зависимость от переживаемой им потребности в от

цовской любви, в психотерапевтическом процессе произошел

своеобразный Ђпрорывї, позволивший ему начать искренний

диалог с женой, партнером и дочерьми. ¬ ходе этого процесса

были различные моменты, когда “ом не мог ничего сказать, что

отражало переживаемую им внутреннюю борьбу. ƒумаю, что

молчание €вл€етс€ весьма продуктивным, поскольку продол

жительные периоды молчани€ нередко предшествуют осозна

знание человеком самого себ€ и знание им своего социального

окружени€. ÷ентральным и дл€ того и дл€ другого €вл€етс€

вопрос Ѕыти€ и причин, лежащих в его основе. –ешение дан

ного онотологического вопроса вр€д ли возможно с использо

ванием повседневного €зыка. ѕсихотерапевт и клиент совмест

но постигают смысл духовного опыта. ћне думаетс€, €зык му

зыки может стать универсальным €зыком, пон€тным обоим,

поскольку музыка доступна люд€м разного классового проис

хождени€, разной культуры и сексуальной ориентации и €вл€

етс€ €зыком духа, а не €зыком разума. ѕсихотерапевт должен

помочь клиенту выразить свои чувства и осознать их.  лиент

сам выбирает €зык, который позвол€ет ему наиболее полно

отразить и осознать свой опыт, постичь самого себ€. “резвое

прин€тие “омом перспективы близкого конца и его решение

оговорить с близкими моменты, св€занные с гр€дущей кончи

ной, €вились свидетельством его духовного роста. ѕрин€тие

“омом самого себ€ стало, если воспользоватьс€ теологическим

€зыком, прин€тием Ѕога и божественной воли, свершившимс€

силой вечной любви.

 

 

«аключение

 

 ¬ли€ние конфекциональных религий следует признать не

только бесполезным, но зачастую глубоко деструктивным

дл€ лесби€нок, геев и бисексуалов и их духовного развити€.


3 4 0 | „асть II.


„ј—“Ќџ≈


¬ќѕ–ќ—џ


 


 

ћногие люди стрем€тс€ отделить конфекциональную рели

гиозность от поисков смысла своей жизни, духовного роста

и Ѕога в самих себе.



—мешивание


религии с


духовностью ведет к


отчуждению


многих клиентов от своего духовного Ђяї.

помогают преодолеть это отчуждение,


ѕсихотерапевты

предлага€ аффирма-


тивную модель


духовного


развити€.



формирование новой системы взгл€дов и преодоление дог


матизма очень


важны.


»спользование


библиотерапии мо


жет сыграть здесь положительную роль, особенно в преодо


лении


привычки


пользоватьс€


отрывочными


цитатами из


 


—в€щенного ѕисани€ дл€ обосновани€ гомофобии.

ќнтологический дискурс, столь необычный дл€


 

многих


 


людей, €вл€етс€, однако, тем самым полем, на котором рас

тут и развиваютс€ самосознание, понимание и способность

человека к открытому, аутентичному общению с другими.

»спользование гуманистического подхода в работе с теми,


кто


переживает


внутренний


конфликт между Ђверойї (ре


лигиозным


опытом) и


потребностью в достижении психи


ческой целостности (включа€ сексуальность), следует при


знать


неадекватным.


 Ќи одна из ведущих христианских церквей не признает цен


ности


гомосексуальной любви, тем самым


отрица€ набож


 


ность и совершенство лесби€нок, геев и бисексуалов.

ѕоскольку лесби€нки, геи и бисексуалы не допускаютс€ к

церковным ритуалам и церемони€м, очень важно, чтобы они


создавали и

практиках.


участвовали в своих


собственных


ритуальных



ѕоиск духовного понимани€ тесно св€зан с поиском иден

тичности; такое понимание имеет большое значение в пси

хотерапевтическом процессе.


 

 

ѕриложение 1

 

–≈—”–—џ


 

 

ќпросник дл€


 

 

гетеросексуалов (Rochlin,


1 9 9 2, p p. 203-204)

 

1.  ак вы думаете, что €вл€етс€ причиной вашей гетеросексу-

альности?


2.  огда и почему вы

сексуалом?


впервые решили, что €вл€етесь гетеро-


3. ¬озможно ли, что гетеросексуальность €вл€етс€ всего лишь

этапом вашего развити€, который вам предстоит преодолеть?


4. ¬озможно ли, что ваша


гетеросексуальность Ч


результат


невротического страха перед лицами того же пола, что и вы?

5. ¬озможно ли, что вам нужна лишь хороша€ партнерша (хо

роший партнер) одного с вами пола?


6. ≈сли


гетеросексуальность Ч нормальное


€вление, чем


объ€снить столь большое число лиц-гетеросексуалов, стра

дающих нервными и психическими расстройствами?


7.  ому вы


рассказывали о своей


гетеросексуальности?  ак


эти люди реагировали на то, что вы им сказали?


8. ѕодавл€ющее число


развратителей


малолетних Ч гетеро


сексуалы (95%).  ак вы думаете, насколько безопасно дл€

вашего ребенка, если он будет общатьс€ с учителем-гетеро-

сексуалом?

9. √етеросексуалы характеризуютс€ тем, что отвод€т себе и друг


другу жесткие


стереотипные


сексуальные роли.


ѕочему вы


привержены столь нездоровой форме ролевого поведени€?

10. ѕочему гетеросексуалы удел€ют так много внимани€ сексу?

11. —реди гетеросексуалов очень мало действительно счастли


вых людей.


—уществуют


методы,


позвол€ющие


измен€ть


3 4 2 I


ѕ–»Ћќ∆≈Ќ»≈ 1


сексуальную ориентацию. ¬ам никогда не приходило в го

лову воспользоватьс€ ими дл€ того, чтобы изменить свою

сексуальную ориентацию?

12. ѕочему гетеросексуалы столь склонны к внебрачным поло

вым св€з€м?

13. „ем объ€снить ваше стремление приписывать гетеросексу-

альность знаменитым люд€м? ћожет быть, желанием оп

равдать свою гетеросексуальность?

14. ≈сли вам никогда не приходилось заниматьс€ сексом с ли

цом того же пола, откуда вы знаете, что вы не предпочли бы

гомосексуальную любовь?

15. ѕочему вы стремитесь продемонстрировать другим свою ге

теросексуальность? –азве вам недостаточно просто быть

самим собой?

 

 

Ѕританска€ јссоциаци€ психологов -

лесби€нок, геев и бисексуало в (ALGBPЧUK)

 

Ѕританска€ јссоциаци€ психологов-лесби€нок, геев и бисексу

алов €вл€етс€ секцией соответствующей ≈вропейской ассоци

ации (ALGBPЧEurope), объедин€ющей профессионалов, стре

м€щихс€ к преодолению гомофобии и гетеросексизма в облас

ти психологии, в частности, в академических исследовани€х,

системе подготовки и переподготовки психологов, медицин

ской и психиатрической практике, а также психотерапии и пси

хологическом консультировании.

ALGBPЧUK ставит своей основной целью создание рав

ных возможностей (в том числе в сфере психотерапии и пси

хологического консультировани€) дл€ лесби€нок, геев и би

сексуалов. —одержаща€с€ здесь информаци€ предназначена

дл€ лиц, нуждающихс€ в квалифицированных консультатив


ных и


психотерапевтических услугах,


идентифицированных


либо чувствующих, что они могут идентифицировать себ€ в

качестве лесби€нок, геев или бисексуалов, а также тех, кто еще

не уверен в своей сексуальной идентичности и нуждаетс€ в под

держке.


–есурсы I 34 3

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 422 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

1945 - | 1727 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.322 с.