Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


—писок основной литературы 45 страница




ћ. был противником психоанализа ‘рейда (Freud S.), счита€ его искусственным миром снов и слов, возникающим в кабинете. ќн делал упор на действи€ и поведение в естественных услови€х, относ€ сюда и методы ролевого тренинга. ѕсиходрама основана на встрече (энкаунтер), главным принципом которой €вл€етс€ антимимесис (антиподражание). ƒинамические процессы в психодраме возникают из-за двух противоположных тенденций: встреча (энкаунтер) €вл€етс€ аспектом антимимесиса, театрализаци€ подразумевает подражание (мимесис). ѕредметом встречи, психодрамы €вл€етс€ сам человек, которого ћ. называет Ђ“ыї. ÷ель состоит в том, чтобы обнаружить истину, при помощи Ђдрамыї проигрыва€ разные чувства.

ћ. считал, что психодрама Ђпомогает протагонисту построить мост между ролью, которую он играет, и его повседневным существованием, выйти за пределы реальной, обычной жизни, почувствовать всю глубину существовани€, подойти насколько возможно близко к высочайшей форме встречи (энкаунтера), на какую он только способен... достичь высочайшей точки существовани€... глубочайшей сущности жизни...ї ƒл€ психодрамы необходимы 5 элементов: сцена, субъект/пациент, режиссер, группа дл€ психотерапевтической помощи, или добавочные Ёго, и аудитори€.

—убъект/пациент изображает самого себ€ на сцене, проигрыва€ роли, которые можно применить к прошлым событи€м и к насто€щим проблемам. ѕроисходит это спонтанно; основна€ задача Ч дать субъекту возможность Ђбыть на сцене тем, кем он действительно €вл€етс€, более глубоко и определенно, чем это получаетс€ у него в повседневной жизниї. –ежиссер выполн€ет роль постановщика, психотерапевта и аналитика, интерпретиру€ драму иногда дл€ актеров, иногда дл€ зрителей. ¬спомогательные Ёго, или терапевтические актеры, выполн€ют 3 функции: играют различных персонажей в жизни субъекта, направл€ют его, играют роль Ђсоциальных исследователейї. јудитори€ состоит из родственников и соседей субъекта и преследует двойную цель: помочь субъекту или стать субъектом в смысле обмена рол€ми.

ћожно использовать различные варианты психодрамы. ¬ психотерапевтическом монологе пациент проигрывает чувства, возникающие у него в реальной ситуации. “ак как в действительности люди не могут наблюдать эти чувства, они не реагируют на поведение пациента. ¬ множественном дублировании несколько других актеров проигрывают роль пациента, но в разные периоды его жизни. ќдин из них может представл€ть пациента в данный момент, другой Ч 5 лет назад, третий Ч в период жизненного кризиса. ¬ упражнении Ђзеркалої пациент включаетс€ в группу и наблюдает кого-то, кто прин€л на себ€ его роль.

ћ. утверждал, что он добилс€ большего катарсиса и эмоционального облегчени€, которые, по крайней мере, частично разрешают психологические проблемы, при помощи психодрамы, чем это делал ‘рейд, лишь разговарива€ с пациентом. ƒл€ ћ. игра Ч ключ к реальности.

ћќ–»“ј-“≈–јѕ»я. ќсновные теоретические положени€, которые легли в основу этого метода психотерапии, были изложены в книге ћорита (Morita S.), изданной в японии в 1921 г.

¬ концепции автора, испытавшего на себе огромное вли€ние €понской культуры, центральным €вл€етс€ пон€тие личности шинкейшицу. ¬ личности шинкейшицу находит отражение специфика межличностных отношений в японии: взаимна€ зависимость людей, пронизывающа€ всю жизнь народа, Ч семью, школу, общину, политические партии и т. д. Ёта взаимозависимость формировалась под воздействием географического многоостровного положени€ страны, народ которой периодически страдал от тайфунов, землетр€сений, а в прошлом и от голода. “олько в коллективных усили€х и взаимопомощи жители страны находили защиту от стихийных бедствий и отстаивали свое право на жизнь. ¬ то же врем€ необходимость в посто€нной поддержке усиливала зависимость людей друг от друга. „увство безопасности строилось на высокой чувствительности индивида и непременном учете им чувств окружающих его людей. ќскорбл€€ чувства других, индивид рисковал остатьс€ в трудную минуту без помощи. ”словием целесообразного поведени€ становилась поэтому необходимость производить хорошее впечатление на окружающих. „тобы избежать напр€жени€, которое в этих специфических социокультурных услови€х может стать дл€ большинства людей источником посто€нного стресса при общении, были выработаны многочисленные, близкие к ритуалам формы общественного поведени€.

¬ таких услови€х у человека с определенной предрасположенностью может возникнуть бо€знь отношений с людьми, бо€знь людей, про€вл€юща€с€, в частности, в напр€женном выражении лица и его легком покраснении, избегании чужого взгл€да, запинках в речи и заикании. Ђ¬ этих симптомах, Ч считает ћорита, Ч нет ничего странного или патологического. Ёто реакции, свойственные всем, но, поскольку вы воспринимаете их как болезненные, они станов€тс€ таковымиї. ќсобенно страдают от этих симптомов индивиды с чертами личности шинкейшицу. —ам автор ограничивал применение своей системы психотерапии лицами только этого типа. ¬ современной €понской психиатрии термин Ђшинкейшицуї обозначает лишь особый тип личности, а в случае, когда хот€т подчеркнуть характерные дл€ этой личности болезненные расстройства, используют термин Ђшинкейшицу-шої. “ип личности шинкейшицу противоположен истерическому типу (которому ћ.-т. не показана). ќсновные характерные особенности личности шинкейшицу: больша€ жизненна€ сила и вол€ (часто неосознаваемые человеком, поскольку они направлены главным образом на самосохранение); своеобразное мышление по типу ЂилиЧилиї, Ђвсе или ничегої и т. д., поэтому шинкейшицу концентрирует все внимание на своих психических и физических качествах и становитс€ крайне сенситивным ко всему, что их касаетс€, отсюда склонность к ипохондрическим образовани€м как главна€ характеристика шинкейшицу. ѕри заострении указанных черт формируетс€ личность со следующими особенност€ми: стремлением к Ђабсолютной безопасностиї, Ђбезупречному состо€нию здоровь€ї Ч основным стандартам жизненных ценностей; стремлением к абсолютам Ч через поиски совершенного, наилучшего; эгоцентрическими тенденци€ми Ч в виде зан€тости самим собой. Ћичность шинкейшицу Ч это индивид, наделенный жизненными силами, направленными на самосохранение (не всегда на саморазвитие), со стремлением к психическому и физическому совершенству, поскольку в противном случае его безопасность оказываетс€ под угрозой. ќчевидно, что така€ личность не может быть устойчивой перед лицом опасности.

¬ механизмах развити€ патологических расстройств большое значение приобретает механизм Ђпорочного кругаї или Ђпорочной спиралиї: ипохондрическа€ предрасположенность -> благодатна€ почва -> неправильна€ переработка психофизиологических функций -> ипохондрический страх -> фиксаци€ на симптомах -> отсутствие попыток ликвидировать симптомы -> гиперсенситивное состо€ние -> хронический страх -> ипохондрический страх -> фиксаци€ на симптомах и т. д.  омплекс болезненных расстройств, характерный дл€ личности шинкейшицу, включает ипохондрические расстройства, пароксизмальные сердечные нарушени€ и фобии (главным образом, страх перед взаимоотношени€ми с людьми и производный страх Ч Ђбо€знь чужого взгл€даї, а также нозофоби€, агорафоби€, клаустрофоби€ и др.).

¬ соответствии с указанным пониманием личности шинкейшицу и механизма патологических расстройств ћорита св€зывал психотерапевтический эффект с изменением личности. Ёто изменение достигаетс€ не с помощью вербального общени€, а путем использовани€ личного, непосредственного опыта в процессе действий.

ћ.-т. включает в стационарных услови€х 4 этапа, или стадии.

ѕерва€ стади€ Ч 4-8 дней. ѕериод абсолютного поко€, отдыха, изол€ции при постельном режиме. Ѕольной лежит один в комнате и встает только дл€ еды и в туалет. Ќе разрешаетс€ разговаривать (даже с врачом), читать, писать, курить, петь и т. д. ¬начале больной испытывает некоторое улучшение, потому что находитс€ под наблюдением врача и вне ситуации, вызывающей беспокойство. Ќо вскоре (через 2-3 дн€) его симптомы обостр€ютс€ с новой силой. ¬ специфической Ђситуации пациентаї у него не остаетс€ другого выбора, как только принимать свои психологические и физиологические болезненные расстройства как неизбежную реальность и жить с ними. Ёто ощущение €вл€етс€ дл€ него новым, поскольку раньше ему не представл€лось возможности непосредственно сталкиватьс€ со своими симптомами и выносить их. Ќовым €вл€етс€ также и то, что вслед за борьбой с максимальным про€влением расстройств наступает улучшение, и пациент приходит к мысли, что сумел пережить самое худшее. Ќа основании своего нового опыта он начинает понимать, что даже самые непри€тные болезненные про€влени€, казавшиес€ ему непереносимыми, проход€т, если дать им возможность идти своим естественным путем, не отрица€ их как нечто чуждое, а принима€ как часть собственной жизни. ¬осстанавливаютс€ силы, которые больной тратил на попытки отрицани€ или избегани€ своих симптомов. ќн становитс€ более целостной личностью. ¬ этой стадии пациент испытывает и вспышки духовных жизненных сил (просветление, сходное с сатори Ч состо€нием наивысшего духовного блаженства в дзэн-буддизме). ќн осознает, как долго находилс€ в состо€нии пассивности, возникает желание действовать, и врач должен быть готов к по€влению этой потребности.

¬тора€ стади€ Ч 5-10 дней легкой работы (в саду, на уборке и т. п.). ѕосле затворничества покинуть свою комнату Ч при€тна€ перемена дл€ больного. –аботать он должен без передышки, чтобы осознать рабочее Ђяї. ѕо-прежнему ни с кем не разговаривает. ¬ыполн€ема€ работа занимает все его внимание, он поглощен ею. ¬рач говорит ему: удовольствие есть удовольствие, боль есть боль, действительность нужно воспринимать как она есть, как реальность. »нтроспективные тенденции и застенчивость уменьшаютс€. ¬ дневнике, который начинает вести больной, врач несколькими фразами отмечает изменение состо€ни€ своего пациента.

“реть€ стади€ Ч 5-14 дней умеренной или даже т€желой работы, котора€ требует от пациента больше сил и терпени€. ѕотер€ интереса к работе закономерна; тем не менее, воспринима€ ее как вызов, он испытывает также чувство удовлетворени€ после ее выполнени€. ”крепл€ютс€ физические и психические силы пациента, повышаетс€ уверенность в себе, по€вл€етс€ установка делать все настолько хорошо, насколько это возможно, насколько позвол€ют обсто€тельства; он не должен стремитьс€ к безупречной работе, достижению недос€гаемых идеалов; он меньше занимаетс€ собой.

„етверта€ стади€ Ч 14-21 день. ѕациент начинает сталкиватьс€ с реальной повседневной жизнью. ≈му разрешаетс€ говорить с другими больными, но не о своей болезни. ≈сли раньше, на предыдущих этапах, терапи€ была направлена на создание у больного нового отношени€ к своим симптомам и на развитие спонтанного интереса и стремлени€ к де€тельности, изжива€ таким образом тенденции шинкейшицу, то цель последнего этапа Ч подготовка его к жизни, к возвращению в общество. ƒневник заполн€етс€ положительными эмоци€ми, пациенту поручаютс€ задани€, за которые он несет ответственность и которые должен выполн€ть независимо от своего отношени€ к ним. “еперь можно читать, но немного и только о предметах практических.

ѕосле завершени€ ћ.-т., представленной в указанных четырех стади€х, у пациента вырабатываетс€ реалистическое спонтанное отношение к жизни. Ќовый опыт, полученный во врем€ работы, позвол€ет ему преодолеть стремление к максимализму. Ўинкейшицу трансформируетс€ в более динамичную, продуктивную личность.

ћ.-т. показана при ипохондрическом неврозе, неврозе страха, неврозе нав€зчивых состо€ний, а также психогенных реакци€х, возникающих у гиперсенситивной акцентуированной личности. ѕротивопоказана при истерическом неврозе и состо€нии с гипобулическим компонентом.

—истема ћорита представл€ет собой попытку соединени€ психотерапии (в ее медицинской модели) с учением дзэн-буддизма, хот€ сам автор утверждал, что его теори€ и терапи€ не имеют ничего общего с иде€ми дзэн. ќпределенное сходство тем не менее существует, на что указывает большинство авторов. “ак, ћорита подчеркивает преход€щий характер психических €влений у человека, так же как и ƒоген (Dogen) Ч основатель секты содо (Ђ»зучающие дзэн, Ч говорит ƒоген, Ч должны начинать с осознани€ преход€щего характера мировых €вленийї). ћорита большое значение придает опыту. ЂЌет необходимости искать правду, просто отбросьте концепции, и правда придетї (по дзэн). ”же указывалось, что на первом этапе ћ.-т. пациент по собственной воле изолируетс€ от внешнего мира и находитс€ наедине с самим собой.  огда ученик сидит со скрещенными ногами в позе лотоса и сосредоточиваетс€ на своих проблемах, ему также не позвол€ют разговаривать, даже с учителем. ќтношение к труду близко в ћ.-т. и в дзэн-буддизме.

”казываетс€ на св€зь между ћ.-т. и экзистенциальным анализом. ќднако, как отмечают  аваи и  ондо (Kawai H., Kondo A., 1960), ћ.-т. более реалистична, чем терапи€, основанна€ на экзистенциальном анализе.

Ќа «ападе нар€ду с интересом к психотерапевтическим методам экзистенциально-гуманистического направлени€ возрастает интерес также к ћ.-т. ќднако тесна€ св€зь теории и практики этого метода с €понской культурой, сугубо национальный ее характер €вл€ютс€ известным преп€тствием на пути интеграции ћ.-т. в западную психотерапию. Ќасколько она применима в этих социокультурных услови€х Ч покажет будущее.

ћќ“»¬ј÷»я ¬ ѕ—»’ќ“≈–јѕ»». ќсновные концепции, в которых нашли отражение значение и структура мотивационного фактора в психотерапии, можно свести к 3 основным группам:

1.  онцепции психоаналитические, в основании которых представлени€ ‘рейда (Freud S.) о Ђдавлении страданийї как о предпосылке, заставл€ющей пациентов прибегнуть к психотерапии. ƒвигателем психотерапии в этом случае €вл€ютс€ страдани€ пациентов и возникающее из-за них стремление к выздоровлению. ћотиваци€ к психотерапии вызывает у пациента активные действи€ в терапевтическом направлении, хот€ конструктивным переменам может противодействовать Ђвторичный выигрыш от болезниї. —огласно этой модели, перемены возможны только тогда, когда мотиваци€ к психотерапии оказываетс€ сильнее, чем условна€ желательность заболевани€.

 онцепци€ ‘рейда в качестве основной предпосылки и детерминанты в структуре мотивации к психотерапии не утратила своего значени€ до насто€щего времени. Ѕолее дифференцированно, чем ‘рейдом, эта проблема рассматривалась ƒоллардом и ћиллером (Dollard J. A., Miller N. ≈., 1950). —огласно их модели, тенденци€ уклонени€ от психотерапии обусловливаетс€ гордыней, стыдом перед признанием того факта, что человек не может самосто€тельно решить свои проблемы, непри€тным чувством беспомощности, страхом перед отношением окружающих. —тремление к лечению обусловлено страдани€ми, ограничени€ми вследствие нарушений, желанием перемен, собственной постановкой целей и, не в последнюю очередь, давлением со стороны партнеров по социуму, общению.

2. ¬ клиент-центрированной психотерапии –оджерса (Rogers —. R.) ћ. в п. определ€етс€ желанием человека реализовать себ€, свои способности, вы€вить все возможности организма и оказать на него стимулирующее действие. ƒаже если из-за различных обсто€тельств стремление к самопознанию, личностному росту не приносит успеха, каждый человек, согласно –оджерсу, обладает этим стремлением к самореализации. ѕоэтому в процессе психотерапии следует создавать такие услови€, которые максимально облегчают самореализацию. “акое понимание ћ. в п. также соответствует модели ‘рейда. » у –оджерса стремление к идеалу собственного Ђяї €вл€етс€ двигателем изменени€ и лечени€. Ќо, в противоположность ‘рейду, этот двигатель предстает в виде силы, котора€ развиваетс€ и исцел€ет, тогда как у ‘рейда ћ. в п. понимаетс€ как фактор, помогающий пациенту подвергнутьс€ лечению за счет уменьшени€ Ђвторичного выигрыша от болезниї.

3. ¬ концепци€х, основанных на представлени€х из области поведенческой психотерапии, ћ. в п. рассматриваетс€ в известном смысле как €вление само собой разумеющеес€ и необходимое и сводитс€ лишь к предпосылке успеха психотерапевтического процесса. Ќикакой завершенной концепции ћ. в п. бихевиорально-ориентированные психотерапевты не предлагали, однако в последнее врем€ они все чаще подчеркивают значение ћ. в п. » прежде всего внимание акцентируетс€ на мотивирующей функции беседы с пациентом, основные ориентиры которой Ч про€снение терапевтических ожиданий больного и побуждение его к активному участию в терапевтическом процессе. ќсобое значение ћ. в п. приобрела в св€зи с усилением внимани€ к познавательным процессам и посредничеству познавательных механизмов в психотерапии. ѕри использовании методов и приемов поведенческой психотерапии залог успеха Ч самосто€тельна€ и направленна€ активность больного. ¬ основе лежит иде€, что пациенты, которые активно участвуют в составлении терапевтического плана и понимают основное содержание процесса лечени€, способны к особенно благопри€тной мотивации перемен.

“аким образом, психотерапевты различных школ рассматривают мотивацию к психотерапии своих пациентов как необходимую предпосылку дл€ лечени€, а при ее моделировании между разными школами отсутствуют существенные различи€ (Kunzel R., 1982).

ќбща€ стратеги€ поведени€ психотерапевта в случае недостаточной мотивации выгл€дит по ¬олбергу (Wolberg L. R.) следующим образом: осознание и отражение негативных чувств пациента по поводу терапии психотерапевта; указание на то, что эти чувства понимаютс€ и принимаютс€; выражение нейтрального отношени€ к тому, насколько необходима пациенту психотерапи€, до тех пор, пока не станет известно больше информации о проблемах пациента; когда необходимые психотерапевту факты будут известны, он может выразить мнение, что пациенту может понадобитьс€ курс терапии и что он может получить пользу от этого. ѕопытка установить побудительный мотив дл€ психотерапии: сочувствие переживани€м пациента, если пациент продолжает отрицательно относитьс€ к терапии или отказываетс€ рассказывать о себе, а также попытка справитьс€ с тем, что находитс€ за пределами его чувств; работа над неправильным представлением пациента о психотерапии, причем на вопросы следует давать максимально пр€мые ответы; удерживатьс€ от Ђпродажиї пациенту терапии, уважа€ мнение, которое примет пациент по отношению к терапии; прин€тие пациента, даже если он согласилс€ на терапию из-за внешнего давлени€ или по другим причинам.

ƒл€ пациентов мотиваци€ к психотерапии выполн€ет прежде всего функцию поддержки: перед началом лечени€ ее усиливает стремление получить информацию о том, где можно лечитьс€; в начале лечени€ она помогает пациенту освоитьс€ со своим положением и избавитьс€ от несбыточных ожиданий; в процессе лечени€ она помогает пациенту переносить напр€жение, трудности и перемены, обусловленные психотерапией, и не отступать при неудачах. ƒл€ психотерапевтов мотиваци€ пациентов к терапии выполн€ет прежде всего прогнозирующую функцию: прогноз успеха излечени€ тем благопри€тнее, чем сильнее оказываетс€ мотиваци€ к психотерапии по отношению к стремлению избежать лечени€ (вызванному в первую очередь Ђвторичным выигрышем от болезниї); это имеет значение, однако, только в случае, когда у пациента отсутствует очень сильна€ мотиваци€ к психотерапии. ѕровод€ психотерапию, врач по мере сил укрепл€ет мотивацию пациента, создава€ предпосылки дл€ конструктивных перемен.

ћќ“»¬»–ќ¬јЌЌќ≈ ¬Ќ”Ў≈Ќ»≈ ѕќ »¬јЌќ¬”. ќтноситс€ к гипносуггестивным методам психотерапии. ѕредложено Ќ. ¬. »вановым (1959) в качестве вспомогательного метода в случа€х, когда психотерапевтические беседы не дают быстрых ощутимых результатов или если больные нуждаютс€ в том, чтобы встречи с психотерапевтом носили характер определенного лечебного меропри€ти€, лечебной Ђпроцедурыї. ¬ методике используетс€ логически обоснованное Ђмотивированное внушение во внушенном снеї (Ѕехтерев ¬. ћ.; ЋЄвенфельд (Lowenfeld I.)), примен€вшеес€  . ». ѕлатоновым.

ѕреимуществом метода, по сравнению с императивным, Ђотмен€ющимї психологическую симптоматику гипносуггестивным приемом, по словам Ќ. ¬. »ванова, €вл€етс€ его применимость не только в сомнамбулической, но и в любой стадии гипнотического сна, что значительно расшир€ет его показани€ и возможности использовани€. ќсновные особенности метода заключаютс€ в его поэтапном характере. Ќа первом этапе психотерапевт должен добитьс€ хорошего контакта с больным и определенной психотерапевтической податливости с помощью седативной гипнотерапии. ”же после 3-4 сеансов наступает некоторое улучшение состо€ни€ больного, а психотерапевт получает представление о степени внушаемости больного, о его наиболее трудно поддающихс€ устранению симптомах, о конкретных обсто€тельствах его жизни, поддерживающих невротическое состо€ние. Ќа следующем этапе лечени€, с учетом полученного на первых сеансах материала, примен€етс€ система мотивированных внушений,т. е. внушений, логически обоснованных, убеждающих, разъ€сн€ющих закономерную необходимость наступлени€ улучшени€ ввиду принципиальной обратимости заболевани€. ќбщий план построени€ системы мотивированных внушений совпадает с проведением активной психотерапии по »ванову. —начала внушение направлено на устранение страхов и опасений больного, св€занных с т€жестью его заболевани€, и на переключение внимани€ на различные признаки улучшени€ состо€ни€. «атем следует внушение более спокойного реагировани€ на патогенные обсто€тельства жизни больного, мешающие выздоровлению. » далее, во все более возрастающей степени, подчеркиваетс€ необходимость активного противодействи€ болезненным страхам и активного выполнени€ больным всех меропри€тий, способствующих улучшению. ¬ отличие от методики активной психотерапии, психотерапевт высказывает свои мысли не в форме обсуждени€, дискуссии с больным, а в виде логически обоснованных итоговых формулировок, обобщающих материал, полученный при очередном посещении больного.

ћ”«џ јЋ№Ќјя –≈Ћј —ј÷»ќЌЌјя ѕ—»’ќ“≈–јѕ»я ѕќ «ј¬№яЋќ¬”. ћ. р. т. п. «. Ч вариант музыкальной психотерапии, при котором главной целью €вл€етс€ достижение состо€ни€ мышечной релаксации и психического успокоени€ с помощью прослушивани€ специально подобранной музыки и особой техники работы с пациентом («авь€лов ¬. ё., 1995).

¬ основе ћ. р. т. п. «. лежит эффект незавершенных действий, описанный Ѕ. ¬. «ейгарник. ѕо автору метода релаксационной музыкальной психотерапии, в случае незавершени€ какого-либо действи€ (остановка в движении к цели, фиксаци€ на преп€тствии и поиск лучших путей реагировани€ и приспособлени€, поиск решени€ и т. п.) возникает психическое (психоэмоциональное) напр€жение. ћ. р. т. п. «. Ђпозвол€ет человеку символически (метафорически), на уровне чувств или образности создать модели выхода из состо€ний напр€женности и пережить Ђразр€дкуї непосредственно как реальный, ощутимый физически, протекающий в реальном времени процесс. ћузыкальна€ программа €вл€етс€ Ђметафорическим сообщениемї о новых возможност€х справитьс€ с трудными психологическими состо€ни€ми, Ђприглашениемї войти в новое психологическое пространство (музыкальное переживание) и Ђнавигаторомї Ч средством ориентации и выбора оптимального Ђкурсаї прохождени€ через ограничени€ и стереотипы мышлени€, мешающие человеку пережить новый опытї («авь€лов ¬. ё., 1995).

¬ажнейшее условие эффективности ћ. р. т. п. «. Ч построение Ђтерапевтического контекстаї взаимоотношений между врачом и его пациентом. ћузыкальна€ программа €вл€етс€ только средством психотерапии. ƒл€ того чтобы это средство Ђработалої, врачу необходимо точно диагностировать проблему пациента, проводить предварительное начальное обучение и создавать терапевтические ожидани€ и перспективы, вместе с пациентом выбирать достижимые цели, обеспечивать Ђдоступ к ресурсамї пациента, грамотно анализировать сопротивление разр€дке и расслаблению.

ћетодика ћ. р. т. п. «. предполагает следующие этапы: предварительное обучение, основной процесс, Ђпсихотерапевтическа€ разработкаї, посттерапевтическое обучение.

Ќа предварительном этапе проводитс€ первичное интервью, обучение пациента принципам релаксации и музыкальной разр€дки, создаетс€ установка и готовность пациента испытать Ђмузыкальное переживаниеї. Ќа этом этапе также осуществл€етс€ выбор музыки. јвтором рекомендуютс€ примен€ть созданные им музыкальные программы, либо создавать иные музыкальные программы, включающие музыкальные композиции дл€ релаксации и медитации. ѕациент готовитс€ не только к прослушиванию музыки, но и всего происход€щего внутри себ€. ƒл€ этого создаютс€ услови€ безопасности и комфортные Ђпсихоакустические параметры звуковой атмосферыї. ¬ этой предварительной части ћ. р. т. п. «. психотерапевт €вл€етс€ наиболее активным участником психотерапевтического процесса, а пациент €вл€етс€ ведомым.

Ќа этапе основного процесса прослушиваетс€ музыкальна€ программа совместно с врачом, самосто€тельно и в группе.

 аждый вариант имеет свои достоинства и недостатки. ѕрисутствие психотерапевта повышает значимость происход€щего. —амосто€тельное прослушивание чаще всего принимает характер домашнего задани€, в этом случае ћ. р. т. п. «. €вл€етс€ вспомогательным инструментом основного варианта психотерапии, например краткосрочной ее формы. ѕрослушивание музыкальных программ в группе может значительно усилить воздействие музыки, способствовать созданию особой атмосферы коллективного погружени€ и фантазировани€, когда создаютс€ и переживаютс€ сходные образы, метафоры и эмоциональные состо€ни€. јвтором отмечаетс€ Ђпогружениеї в процесс музыкального воспри€ти€, напоминающее состо€ние транса, дл€ которого характерно отключение от внешних условий, состо€ние мечтательности и двигательного поко€, обращение внутрь себ€. Ќа этапе психотерапевтической разработки проводитс€ процедура вербализации музыкальных переживаний. ќна предполагает описание образов, возникших при прослушивании музыкальной программы, оттенков эмоционального состо€ни€, а также более сложных процессов Ч Ђсмыслообразовї, переживани€ психической трансформации, самовоспри€тие собственной личности в целом, сложных личностных мотивов, ценностей и пр. ¬ажным элементом этого этапа €вл€етс€ фиксаци€ позитивных изменений и суггести€ желательных результатов. јвтором также выдел€етс€ процедура так называемого Ђрелакс-анализаї Ч совместный с пациентом анализ психических процессов в ответ на релаксацию при прослушивании музыкальных программ. ѕроцедура Ђрелакс-анализаї рассматриваетс€ автором как переработанна€ известна€ в психосоматической литературе методика ЂRelax-analitiqueї (Stephanos S., De M'Uzan G., 1976). ѕри рассмотрении Ђрелакс-анализаї как самосто€тельного процесса в рамках музыкальной релаксационной психотерапии предполагаетс€, что отношени€ между психотерапевтом и пациентом приобретают определенные закономерности. ¬ частности, предусматриваетс€ рассмотрение следующих планов Ђрелакс-анализаї:

1) Ђдозированиеї (релаксаци€ проводитс€ поэтапно и последовательно);

2) Ђпсихомоторна€ активностьї (поощрение активности пациента);

3) Ђсобственно релаксаци€ї (релаксаци€ как способ достижени€ удовольстви€;

4) Ђосознавание дилеммыї (пациент приобретает опыт разделени€ ответственности за собственные эмоциональные переживани€ в момент релаксации;

5) Ђпереживани€ табу инцестаї Ч решающий этап терапии Ч психотерапевт уходит как реальный объект, а пациент принимает всю ответственность на себ€.

«адачей этапа посттерапевтического обучени€ €вл€етс€ перенос терапевтических достижений в жизнь. Ќа этом этапе ћ. р. т. п. «. пациенту даютс€ задани€, он продумывает собственные модели выхода из трудных ситуаций, преодолени€ остаточных €влений болезни.

—реди механизмов лечебного действи€ ћ. р. т. п. «. выдел€ютс€ следующие: коммуникативные, психофизиологические, психодинамические эффекты, сдвиг локуса контрол€, плацебо-эффекты.

јвтор отмечает, что не предполагаетс€ определенной последовательности в применении тех или иных музыкальных программ. Ѕолее важным €вл€етс€ индивидуальный план терапии. »ногда достаточно применени€ 2-3 программ, выбранных удачным образом, или прослушивани€ одной программы несколько раз.  ак правило, в курсе лечени€ предусматриваетс€ 6-7 программ.

ћ”«џ ќ“≈–јѕ»я. ѕсихотерапевтический метод, использующий музыку в качестве лечебного средства.

Ћечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен. ѕервые попытки научного объ€снени€ этого феномена относ€тс€ к XVII в., а широкие экспериментальные исследовани€ Ч к XIX в. Ѕольшое значение музыке в системе лечени€ психически больных придавали —. —.  орсаков, ¬. ћ. Ѕехтерев и другие известные русские ученые. ѕодробный обзор литературы, посв€щенной различным аспектам ћ., представлен в работах Ћ. —. Ѕрусиловского (1971), ¬. ё. «авь€лова (1995), Ўвабе (Schwabe Ch., 1974), √алинской (Galinska E., 1977) и др.

¬ыдел€ют 4 основных направлени€ лечебного действи€ ћ.: эмоциональное активирование в ходе вербальной психотерапии; развитие навыков межличностного общени€ (коммуникативных функций и способностей); регулирующее вли€ние на психовегетативные процессы; повышение эстетических потребностей. ¬ качестве механизмов лечебного действи€ ћ. указывают: катарсис,эмоциональную разр€дку, регулирование эмоционального состо€ни€, облегчение осознани€ собственных переживаний, конфронтацию сжизненными проблемами, повышение социальной активности, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формировани€ новых отношений и установок.

ћ. существует в двух основных формах: активной и рецептивной. јктивна€ ћ. представл€ет собой терапевтически направленную, активную музыкальную де€тельность: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов. –ецептивна€ ћ. предполагает процесс воспри€ти€ музыки с терапевтической целью. ¬ свою очередь рецептивна€ ћ. существует в трех формах: коммуникативной (совместное прослушивание музыки, направленное на поддержание взаимных контактов, взаимопонимани€ и довери€), реактивной (направленной на достижение катарсиса) и регул€тивной (способствующей снижению нервно-психического напр€жени€).





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 213 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

„тобы получилс€ студенческий борщ, его нужно варить также как и домашний, только без м€са и развести водой 1:10 © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

2120 - | 2004 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.03 с.