Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕолосы ћаха. —лева от средней переходной зоны мы видим более светлую полосу, а справа Ц более темную. Ќа самом деле полос нет.




 

Ќаша способность воспринимать нарисованные контуры как очертани€ Ц лишь один из многих примеров существенных отличий воспри€ти€ изображений от воспри€ти€ реального мира.  онтурные рисунки часто небогаты информацией Ц даже об очертани€х объектов, но это и не об€зательно (рис. 16Ц14). Ћиний такого рисунка часто достаточно, чтобы мозг увидел на их месте границы. Ќа самых простых контурных рисунках, без цвета и штриховки, мы вполне можем распознать объекты.

 

–ис. 16Ц14. ћы легко распознаем объекты по контурным рисункам: границы служат ключевыми признаками, по которым воспри€тие реконструирует объекты в поле нашего зрени€.

 

Ќейробиолог „арльз —тивенс показывает это на примере автопортрета –ембрандта, написанного в 1699 году (рис. IIЦ21). —тивенс сравнивает портрет с его контурной обрисовкой (рис. IIЦ22) и показывает, что хот€ у такого рисунка мало общего с исходной картиной, зритель легко узнает образ. —тивенс отмечает, что наша способность моментально узнавать картину по контурам демонстрирует одну из принципиальных особенностей представлени€ образов в мозге. ƒл€ распознавани€ лица нам достаточно контурных линий, обозначающих глаза, рот и нос. Ёта способность дает художникам простор дл€ внесени€ в изображаемые лица искажений, не мешающих распознаванию.  рис и √омбрих подчеркивали, что именно поэтому работы карикатуристов и экспрессионистов производ€т на нас сильное впечатление.

¬озникает еще несколько вопросов. Ќаша способность воспринимать произведени€ искусства Ц приобретенна€ или врожденна€? ѕриобретаем ли мы навыки воспри€ти€ контурных линий Ц или зрительна€ система обладает врожденной способностью воспринимать изображени€ лиц и пейзажей как лица и пейзажи?

ћаргарет Ћивингстон отмечает, что художники уже на заре истории умели УобманыватьФ зрител€. ≈ще авторы росписей в пещерах ёжной ‘ранции (например в Ћаско) и —еверной »спании (например в јльтамире) в конце эпохи палеолита, около 30 тыс. лет назад, догадывались, что мы готовы увидеть на рисунке то, что рисунок призван изображать. ƒл€ изображени€ трехмерных объектов доисторические мастера обозначали границы контурными лини€ми, которые они обводили (рис. IIЦ23). Ёти рисунки создают иллюзию трехмерности, потому что мозг зрител€ способен извлекать информацию о высоте, ширине и форме изображенных объектов.

 

¬ообще говор€, умение зрительной системы интерпретировать контуры линейного рисунка как очертани€ Ц это только одно из про€влений нашей способности видеть на плоскости трехмерные фигуры. »зобразительное искусство демонстрирует лишь особенно нагл€дные про€влени€ требуемой дл€ этого творческой реконструкции. —етчатка извлекает ограниченный набор информации, и мозгу приходитс€ посто€нно прибегать к догадкам и допущени€м.  аким бы реалистичным ни было изображение, оно всегда остаетс€ плоским и требует мысленной УдоработкиФ.

ѕатрик  авана называет приемы, используемые художниками дл€ создани€ таких иллюзий, Уупрощенной физикойФ. Ёти приемы позвол€ют мозгу интерпретировать двумерные изображени€ как трехмерные:

 

ѕодобные нарушени€ законов физики (невозможные тени, цвета, отражени€ и контуры) часто остаютс€ незамеченными и не мешают зрителю понимать, что изобразил художник. »менно этим они интересны нейробиологу. ѕоскольку мы их не замечаем, они свидетельствуют о том, что зрительна€ система нашего мозга трактует окружающий мир с помощью упрощенного, неполного набора законов физики. ’удожники прибегают к альтернативной физике потому, что ее отступлени€ дл€ зрител€ не имеют значени€. Ёто позвол€ет художнику Усрезать углыФ, изобража€ зрительные ориентиры экономнее и организу€ поверхности и освещение в соответствии с замыслом произведени€, а не требовани€ми материального мира[147].

 

 авана утверждает, что мозг не склонен примен€ть к художественным изображени€м законы физики. »скусство позвол€ет выходить за рамки возможного: мы редко замечаем на картинах неправдоподобные или невозможные цвета, освещение, тени и отражени€. Ёто одинаково справедливо и дл€ случаев очевидного нарушени€ перспективы кубистами, и дл€ кардинального усилени€ €ркости цвета в фовизме и импрессионизме. ќднако во всех этих случа€х нарушени€ проход€т незамеченными и не мешают правильному пониманию картины.

“ерпимость мозга к иллюзи€м и упрощению законов физики доказывает его замечательную гибкость. ќна с давних пор позвол€ла художникам допускать вольности (от легких манипул€ций со светом и тенью у мастеров ¬озрождени€ до откровенных пространственных и цветовых искажений у австрийских экспрессионистов), не принос€ в жертву убедительность. ’арактер искажений, к которым мы склонны про€вл€ть терпимость, и выраженные в них физические допущени€ многое говор€т о механизмах осмыслени€ мозгом зрительных образов.

 

–ис. 16Ц15. У руги на водеФ.

 

»сследователь зрительного воспри€ти€ ƒональд ’оффман предложил собственную иллюстрацию способности нашего мозга использовать упрощенные физические законы дл€ воссоздани€ того, что мы видим в произведени€х искусства. ≈го Укруги на водеФ (рис. 16Ц15) при всем желании не получаетс€ воспринимать как плоскостное изображение. У ругиФ состо€т из трех частей: подн€ти€ в центре и двух круговых волн. ’оффман обвел эти три части прерывистыми лини€ми. ≈сли перевернуть рисунок (или самому встать на голову), то мы увидим иное: прерывистые линии проход€т по гребн€м волн. ≈сли снова перевернуть рисунок, он станет таким же, как был. ≈сли поворачивать его медленно, можно поймать момент превращени€. Ёти Укруги на водеФ Ц от начала до конца порождение нашего мозга. ’оффман пишет: У¬ы сами раздел€ете изображение на три концентрических круга, похожих на волны. ѕрерывистые линии, проход€щие по углублени€м между ними, приблизительно соответствуют границам между этими трем€ част€ми. ¬ы не пассивно воспринимаете, а активно создаете эти частиФ[148].

 

“еперь мы можем оценить важность бессознательного дл€ воспри€ти€ искусства.  роме того, мы можем отдать должное иде€м √омбриха о роли базовых фигур в живописи. ”же древнейшие художники, создававшие наскальные рисунки в пещерах ёжной ‘ранции и —еверной »спании, нашли то, что √омбрих называл Уключами к нейронным замкам бессознательных чувствФ. »сследовани€ механизмов обработки мозгом зрительной информации (как мы поймем из следующих двух глав) позволило многое узнать о порождении бессознательным того, что УвидитФ наше сознание.

 

√лава 17





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 420 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

¬ моем словаре нет слова Ђневозможної. © Ќаполеон Ѕонапарт
==> читать все изречени€...

519 - | 475 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.007 с.