1.1.2
Цивилизованное противостояние нападению и манипуляции
Ответственное поведение предполагает умение цивилизованно противостоять нападению и манипуляции.
Авторская концепция “цивилизованного” поведения представлена в книге Е.В. Сидоренко “Тренинг влияние и противостояния влиянию”, СПБ, 2001
Приведём два способа “цивилизованного» противостояния из этой книги.
1.1.2.1
Психологическая самооборона (психологическое самбо)
Задача техник психологического самбо — предохранить себя от разрушительных последствий варварского нападения и манипуляции, помочь самому себе справиться с ошеломленностью, смятением, эмоциональной бурей в душе. Техники самбо позволяют выиграть время, нужное для того, чтобы вновь обрести самоконтроль и восстановить свои способности к функционированию в интеллектуальном пласте взаимодействия с партнером.
Мы говорим о самообороне, а не о самозащите, поскольку между этими понятиями могут быть выделены, по крайней мере, три важнейших различия:
1. Защищают обычно слабого, а обороняться может и сильный, если на него напали.
2. Защищаться можно на любой территории, в то время как обороняются на собственной земле.
3. Лучший способ защиты — встречное нападение, обороны — преобразование материала и формы нападения в новый материал и новую форму для эмоциональной нейтрализации ситуации.
Психологическое самбо требует:
а) использования четких речевых формул;
б) правильно подобранной интонации — например, спокойной, холодной, задумчивой, веселой или грустной;
в) основательности в ответе, которая достигается:
· выдерживанием паузы перед ответом;
· неторопливостью ответа;
· обращенностью ответа в пространство более глубокое и обширное, нежели то, которое представляет собой непосредственная зона столкновения.
Пауза большинством нападающих воспринимается как признак силы. Если, конечно, адресат молчит не потому, что «потерял дар речи». Пауза должна сопровождаться задумчивым выражением лица и внимательным (даже до некоторой пристальности) взглядом в лицо собеседнику. Слишком поспешный ответ означает, что адресат не в состоянии справиться с интервенцией и торопится «отбросить» выброшенное в него ядро, как пытаются отбросить горячую картофелину. Однако перебрасываться горячей картофелиной — значит вступить в манипуляцию или ответить нападением на нападение. Вопреки ожиданиям нападающего, адресат удерживает картофелину некоторое время у себя, изучает, рассматривает, взвешивает ее—и лишь затем возвращает интервенту в неузнаваемом виде.
Самооборона требует спокойствия и задумчивости, возможно, даже грусти. Однажды в тренинге была использована метафора шестикрылого Серафима, величественно омывающего своими крылами нападающего на него варвара или навязывающегося манипулятора.
Спокойная, задумчивая и грустная интонации ответа оставляют пространство для раздумий, а значит, способствуют переводу межличностной интервенции в информационное обсуждение.
Использование других интонаций, например, напористой или язвительной, будет означать ответное нападение, опять-таки перебрасывание картофелиной.
Холодная интонация может быть использована лишь в тех случаях, когда адресат применяет технику внешнего согласия и при этом хочет дать понять, что он вынужден согласиться с манипулятором, хотя ему это может быть и не очень приятно.
Каждая из техник психологического самбо — это не только метод социально-психологического взаимодействия, но и метод размышления. Используя соответствующие этими техникам речевые формулы, возвращаем себя к размышлению Ответ интервенту в технике психологической самообороны означает, что мы напоминаем и себе, и ему: летают не только горячие картофелины, но и ласточки, снег, кометы, самолеты...