Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 4. ћодель иерархического строени€ пространственных представлений




 

ћое тело, способное к передвижению, ведет учет видимого мира, причастно ему ... ¬идимый мир и мир моторных проектов представл€ют собой целостные части одного и того же Ѕыти€.

ћ. ћерло-ѕонти Ђ ќко и дух ї

 

¬се сказанное в предыдущих главах базировалось на парадигме учени€ ј. –. Ћурии о мозговой организации психических процессов. ¬ насто€щей главе дл€ рассмотрени€ предлагаетс€ модель иерархического строени€ пространственных представлений, разработанна€ в соответствии с теорией Ќ. ј. Ѕернштейна, экологическими подходами ‘. ѕревика и ƒж. √ибсона и нашедша€ подтверждение в неврологических исследовани€х проф. Ѕ. ј. јрхипова.

Ќе претенду€ в данной работе на развернутый психологический анализ такой модели, мы сочли необходимым отразить ее ввиду целого р€да производных от нее следствий чисто прикладного характера. јнализиру€ уровневое, вертикальное строение пространственных представлений как функциональной системы, мы предлагаем акцентировать следующее:

1-й уровень. ѕротопатическа€ и эпикритическа€ чувствительность. ѕроприоцептивна€ система человека. Ђ “емное мышечное чувство ї, по ». ћ. —еченову. Ќейробиологические предпосылки систем воспри€ти€.

2-й уровень. —оматогнозис. ѕространство, существующее в пределах собственного тела субъекта и оформленное им. ¬заимодействие с внешним пространством Ђ от тела ї.

3-й уровень. ћетрические и топологические представлени€. ѕространство, ограниченное взаимодействием с каким-либо объектом, наход€щимс€ в определенных отношени€х с телом. ѕо€вление ближнего и дальнего оптико-мануального, полимодального пространства. ƒебют взаимодействи€ с внешним пространством Ђ от головы ї.

4-й уровень.  оординатные представлени€.

5-й уровень. —труктурно-топологические представлени€.

6-й уровень. ѕроекционные представлени€. ¬ербальное, концептуальное обозначение пространства, позвол€ющее манипулировать с ним в абстрактном плане.

7-й уровень. —тратеги€, когнитивный стиль личности, актуализирующийс€ в процессе контакта с внутренним (телесным) и внешним пространством.

ќднако приведенна€ модель практически не может существовать в таком виде, поскольку она статична. ¬ ней отсутствует движение. ѕо этой причине^ предлагаетс€ дополнить каждый из уровней и всю модель в целом временным вектором. “огда на рассматриваемых иерархических ступен€х по€в€тс€:

1-й уровень. Ђ “емное мышечное чувство ї. Ѕиоритмы, биологические часы человека. ¬ключенность в ритмику окружающей среды.

2-й уровень. —оматогнозис. √омеостатическа€ ритмика организма. –итм дыхани€, сердца, гормональных колебаний, ходьбы и т. д.

3-й уровень. ћетрика и топологи€. Ћокализаци€ событий жизни во времени, наслоение их на врем€. ƒлительность событий или/и интервалов между ними. »х скорость, ритм, темп, канон.

4-й уровень.  оординатные представлени€. ѕрошлое Ч насто€щее Ч будущее.

5-й уровень. —труктурно-топологические представлени€. ¬оспри€тие отдельных субъективных (переживаемых и пережитых) и объективных (в том числе исторических) событий собственной жизни относительно себ€ сегодн€ и сейчас.

6-й уровень. ѕроекционные представлени€. ’ронологи€. ¬ербальное, концептуальное обозначение времени. ¬рем€ линейное и циклическое, дискретное, континуальное и голографическое.

7-й уровень. —тратеги€, когнитивный стиль личности, актуализирующийс€ в процессе взаимодействи€ с индивидуальным и внешним временем. Ђ ∆изнь Ч это река времени. я во времени ї и Ђ –ека времени уносит жизнь. ¬рем€ во мне ї, по ≈. ¬. ќсьминой.

ясно, что все перечисленные уровни пространственно-временных представлений формируютс€ в филои онтогенезе постепенно, надстраива€сь один над другим.  аждый последующий уровень с неизбежностью включает в себ€ предыдущие, создава€ в ходе развити€ целостный ансамбль зрелой психики.

≈го становление подчин€етс€ всем базисным закономерност€м процесса развити€, отраженным в нейробиологических, психологических, философских парадигмах.

јнализ взаимоотношений между различными уровн€ми описанной модели приводит к заключению о том, что пространственно-временные функции достигают своего абсолюта за счет соединени€ факторов, противоположных друг другу как по психологическим характеристикам, так и с точки зрени€ их мозговой организации. »ными словами, присвоенное, интериоризированное ребенком пространство-врем€ Ч это ситуаци€ ї, когда он сможет в вербальной, словесной форме пон€ть и отразить свое Ђ темное мышечное чувство ї.

Ётот вывод пр€мо перекликаетс€ с положением, выдвинутым Ћ. ». ћосковичюте и ¬. ». √олодом (на материале дихотического прослушивани€), о том, что эффективность научени€ в вербальной сфере зависит от субдоминантного, т. е. правого полушари€. ¬ нашем случае картина обратна€: пространственные представлени€ достигают максимально высокого уровн€ своего развити€, когда начинают опосредоватьс€ не только правым, но и левым (субдоминантным дл€ них) полушарием. Ѕолее того, та же тенденци€ очевидна не только в межполушарном, но и в подкорково-корковом аспекте.

Ёвристичность данной комплексной модели, как представл€етс€, достаточно высока как с дифференциально-диагностической, так и с коррекционной точки зрени€. ќчевидно, что коррекционный процесс в каждом случае должен начинатьс€ (как минимум) с уровн€, предшествующего несформированному или пораженному. ѕричем чем глубже дефицит, тем более нижний уровень следует избирать в качестве коррекционной мишени. ј в идеале даже в относительно простых случа€х в коррекционной программе должны присутствовать методы психологического воздействи€ на все иерархические ступени. “олько удельный вес их будет мен€тьс€ в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта.

 аждый этап онтогенеза должен быть не просто пройден, но и упрочен и воврем€ отторможен ребенком, его телом в движении, так как именно степени свободы сенсомоторной актуализации заложат основу дл€ дальнейшего наращивани€ всего психического потенциала. »наче в его 12 лет вам придетс€ заставл€ть ребенка ползать, затем ходить на четвереньках, играть в м€ч и т. п., чтобы элементарно сформировать у него реципрокные взаимодействи€ рук и ног, оптико-мануальные координации и пр., как это предлагаетс€ в методах, описанных в разделе второй части насто€щего издани€.

»так, пространственные представлени€, прежде чем простроитьс€ Ђ от головы ї, должны быть сформированы Ђ от тела ї (начина€ с внутриутробного развити€). ¬едь, например, первые метрические и топологические (уровень 3) образы возникают вследствие прикасани€ матери к ребенку, ее близости или удаленности, расписани€ кормлени€ и купани€ ..

–ебенок начинает понимать, что означает быстрее, вверху (уровень 4) и быстро, р€дом (уровень 3), только после того, как это поймет его тело, т. е. вследствие превращени€ телесно-гностического пространства в зрительно-гностическое.

ѕока он не упрочит свои ощущени€, положение своего тела в кроватке утром и вечером, дома и на улице (уровни 1, 2), он не отрефлексирует себ€ сегодн€шнего по отношению к внешнему пространству (дома, города, страны, ¬селенной) и времени (вчера, следующей весной, в V в. до н. э., в XXI в.) Ч соответственно уровни 4, 5, 6.

¬ообще такой базовый дл€ пространственно-временных представлений фактор, как система координат, складываетс€ поэтапно в ходе лежани€ Ч сидени€ Ч ползань€ Ч сто€ни€ и т. д. ≈е становление полностью отражает присутствующее во всех культурах знание о разворачивании любого процесса из точки в линию, в плоскость, в трех-, а затем Ч n-мерное пространство. “ак, развитие ребенка идет от точки (внутриутробное положение Ч 0∞) к 45-градусному развороту в момент рождени€; 90-градусному развороту в процессе сидени€ и ползань€; 180-градусному Ч с момента перехода к пр€мохождению; наконец, к 360-градусному Ч с момента овладени€ пространством, наход€щимс€ сзади.

¬недрение данной модели позвол€ет проанализировать причины столь высокой эффективности (в самых т€желых случа€х) массажа, водных, дыхательных и гомеопатических процедур; Ђ холдинг-терапии ї, раскачивани€ и верчени€ тела ребенка в разных плоскост€х, тр€ски на лошад€х; тай-цзи-тюань и у-шу; различных телесно-ориентированных (с учетом этологических факторов и механизмов) воздействий, восход€щих к шаманам. ќчевидным становитс€ потр€сающее действие цвето-, фито- и рефлексотерапии, биоритмологических приемов, эвритмии и музыкотерапии. ¬едь все перечисленное Ч примеры работы именно с самыми нижними иерархическими ступен€ми пространственно-временных представлений, насыщение которых не может не стимулировать развитие последующих.

Ќаконец, мозгова€ организаци€ названных уровней такова, что, воздейству€ на каждый из них, мы активируем не только последующие, но и те психологические и физиологические системы, которые не имеют, казалось бы, пр€мой св€зи с пространственными представлени€ми: иммунитет, эндокринную систему, эмоции, речь и т. д., вплоть до пробуждени€ воображени€ и высот актерского мастерства (как в школе ћ. „ехова). «а этим стоит системоорганизующа€ функци€ мозга и, в частности, то обсто€тельство, что мера взаимовли€ни€ двух €влений тем больше, чем меньше функциональна€ дистанци€ между мозговыми структурами, эти €влени€ опосредующими.

¬ начале данного описани€ было приведено высказывание ј. ‘. Ћосева. “ематически абсолютно точно совпадает со всем только что сказанным друга€ его реплика: Ђ  лассическое античное искусство было чисто телесным искусством, признававшим в качестве художественной действительности не только зримую, но и ощутимую, ос€заемую, материально-трехмерную, а тем самым всегда некоторым образом антропологизированную предметность. Ёлементы изображени€ сводились не живописно в пространственное единство, но тектонически или пластически Ч в групповую цельность, обладающую не пространственным единством, но единством изображаемого тела или группы тел. ÷елое мира в античности всегда оставалось прерывистым, ориентированным на телесную оформленность ... ’удожественно-историческа€ мисси€ —редневековь€ заключалась в том, чтобы возвести античную множественность к действительному единству; достижение этой цели произошло парадоксальным образом, путем расчленени€ данности, т. е. путем приведени€ в окостенелость и изолированность отдельных предметов изображени€, которые ранее были объединены телесно-мимической и пространственно-перспективной св€зью. ѕо€вл€етс€ новое и более внутреннее единство, все сплетаетс€ в некую нематериальную, однако сплошную ткань, единство которой сообщает ритмическое чередование цвета и золота или, в рельефной пластике, ритмическа€ смена света и тени. ¬озникает единый, но мерцающе-колеблющийс€ мир, единственным средством закрепить и систематизировать который оказываетс€ лини€ ї.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 302 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—амообман может довести до саморазрушени€. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1721 - | 1578 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.011 с.