Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒополнение фрейдовской теории невроза страха




я напоминаю, что пришел к ‘рейду от сексологии. ѕоэтому неудивительно, что € с гораздо большей симпатией восприн€л его теорию Ђактуальных неврозовї, которые называл Ђневрозами застойной сексуальностиї, чем Ђтолкование смыслаї симптомов при Ђпсихоневрозахї. Ёта теори€ представл€лась мне более естественнонаучной, чем Ђтолкование смыслаї. ‘рейд называл актуальными неврозами заболевани€, вызванные непосредственными нарушени€ми половой жизни. Ќевроз страха и неврастени€ были, по его мнению, заболевани€ми, у которых отсутствовала Ђпсихическа€ этиологи€ї. ќни, как полагал ‘рейд, были непосредственным выражением застойной накопленной сексуальности. ќни действовали так же, как токсические нарушени€. ‘рейд предполагал наличие Ђхимических сексуальных веществї, которые, неправильно Ђразлага€сьї, вызывают нервное сердцебиение, нарушение сердечного ритма, острые приступы страха, обильный пот и другие расстройства в функционировании вегетативного аппарата. ‘рейд был далек от пр€мого св€зывани€ невроза страха с вегетативной системой. ќн утверждал, основыва€сь на клиническом опыте, что невроз страха возникает из-за полового воздержани€ или прерывани€ полового акта. ≈го следовало отличать от неврастении, котора€, в противоположность сказанному, возникает из-за Ђсексуальных злоупотребленийї, то есть неупор€доченной сексуальности, например из-за слишком частой мастурбации. ≈е симптомами были боли в спине и крестце, головные боли, обща€ возбудимость, нарушени€ пам€ти и внимани€ и т. д. “аким образом, ‘рейд подраздел€л болезненные состо€ни€, не поддававшиес€ пониманию официальных неврологии и психиатрии, в зависимости от имевшейс€ дисгармонии сексуального происхождени€. Ёто привело к нападкам на него со стороны психиатра Ћевенфельда, который, как и сотни других его коллег, вообще отрицал сексуальную этиологию неврозов. ‘рейд опиралс€ на официальную клиническую терминологию. ќн полагал, что такие термины, как психоневрозы, в особенности же истери€ и невроз нав€зчивых состо€ний, не раскрывали психического содержани€. ќн полагал, что в симптомах этих заболеваний всегда про€вл€лось конкретно улавливаемое содержание, в том числе всегда сексуальное, но это пон€тие должно трактоватьс€ более широко и разумно.

¬ центре каждого психоневроза сто€ли кровосмесительные фантазии, а также страх повреждени€ гениталий. «аметим, что речь идет о детских и бессознательных сексуальных представлени€х, выразившихс€ в психоневротическом симптоме. ‘рейд очень резко различал актуальные неврозы и психоневрозы. Ќа переднем плане в клинической психоаналитической работе сто€ли, разумеетс€, психоневрозы. јктуальные неврозы следовало, по ‘рейду, лечить, ликвидиру€ вредоносные сексуальные манипул€ции. ¬ применении к неврозу страха это означало, например, отказ от воздержани€ или прерывани€ полового акта, в применении к неврастении Ч от чрезмерного онанизма. Ќапротив, психоневрозы ‘рейд требовал лечить с помощью психоанализа. Ќесмотр€ на это жесткое различие, он допускал существование св€зи между двум€ группами неврозов, полага€, что каждый психоневроз группируетс€ Ђвокруг актуально-невротического €драї. я опиралс€ в своих исследовани€х застойного страха на последнее, очень убедительное, положение. ‘рейд впоследствии больше ничего не публиковал на эту тему.

‘рейдовский актуальный невроз означает биологически неверное направление сексуальной энергии. ≈й закрываетс€ доступ к сознательности и моторике. јктуальный страх и нервные симптомы, обусловленные непосредственно биологическими причинами, представл€ют собой, так сказать, злокачественные разрастани€, питаемые сексуальным возбуждением, не нашедшим выхода. Ќо и странные образовани€ в душе, которыми €вл€ютс€ неврозы нав€зчивых состо€ний и истерии, также выгл€дели как бессмысленные с биологической точки зрени€ злокачественные разрастани€. ќткуда получают они свою энергию? Ќесомненно, из Ђактуально-невротического €драї накопленной застойной сексуальности. ќна, следовательно, ƒолжна была быть и источником энергии дл€ психоневрозов.

»ной интерпретации указание ‘рейда не поддавалось. “олько эти данные и могли быть правильными.  ак помеха действовало возражение, которое большинство психоаналитиков выдвигало против учени€ об актуальном неврозе. ќни утверждали, что актуальных неврозов вовсе не существует. Ќужно было доказать наличие душевного содержани€ и в так называемом Ђсвободно плавающем страхеї. “акую аргументацию выдвигал Ўтеккель. ѕо его мнению, все виды страха и нервных нарушений были обусловлены душевными, а не соматическими причинами, как утверждают, когда речь идет об актуальных неврозах. Ўтеккель, как и другие, не видел фундаментального различи€ между психосоматическим возбуждением и душевным содержанием симптома. ‘рейд не разъ€снил противоречи€, но он придерживалс€ этого различи€. Ќапротив, € в психоаналитической амбулатории наблюдал множество органических симптомов. ѕравда, нельз€ было отрицать, что и симптомы актуального невроза имели психическую надстройку. „истые актуальные неврозы встречались редко. √раница между разными видами неврозов была не столь четкой, как полагал ‘рейд. ѕусть такие специальные научные вопросы покажутс€ дилетантам неважными, но на деле окажетс€, что в них скрывались важнейшие проблемы человеческого здоровь€. —ледовательно, в психоневрозе определенно имеетс€ €дро застойного невроза, а застойный невроз имеет психоневротическую надстройку. “ак имело ли различие вообще какой-нибудь смысл? Ќе шла ли речь только о количественных вопросах?

¬ то врем€ как большинство аналитиков приписывало все психическому содержанию невротических симптомов, ведущие психопатологи, как, например, ясперс в своей Ђѕсихопатологииї, вообще отрицали естественнонаучный характер психологического истолковани€ смысла, а тем самым и психоанализа. Ђ—мыслї душевной позиции или действи€ можно было, по их мнению, постичь только с помощью Ђгуманитарныхї, а не естественных наук. ”тверждали, что естественные науки имеют дело только с душевными количествами и энерги€ми, а гуманитарные науки Ч с душевными качествами. ћоста между количественными и качественными параметрами, как утверждали эти люди, не было. –ечь шла о решающем вопросе, о естественнонаучном характере психоанализа и его методов. »ными словами, может ли вообще существовать естественнонаучна€ психологи€ в строгом смысле слова? ћожет ли психоанализ претендовать на роль естественнонаучной психологии, или он представл€ет собой только одну из многих отраслей гуманитарного знани€?

‘рейду не было дела до этих методических вопросов, и он беспечно публиковал результаты своих клинических наблюдений. ќн не любил философских дискуссий, мне же, напротив, приходилось боротьс€ против такого рода аргументов. Ќас хотели причислить к духовидцам и тем самым разделатьс€ с нами, а мы знали, что впервые в истории психологии занимаемс€ естественной наукой, и хотели, чтобы нас воспринимали всерьез. “олько в т€желой борьбе за вы€снение этих вопросов с помощью дискуссий оттачивалось то острое оружие, с помощью которого € позже внес свою лепту в защиту дела ‘рейда. я думал, что если Ђестественной наукойї считать только экспериментальную психологию, представленную направлением ¬ундта и занимающуюс€ количественным измерением реакций, то тогда психоанализ, поскольку он не пользуетс€ количественными методами исследовани€, а только описывает и конструирует смысловые св€зи между оторванными друг от друга психическими €влени€ми, нельз€ причислить к естественнонаучным методам. Ќо скорее так называема€ естественна€ наука €вл€етс€ ложной. ¬едь ¬ундт со своими учениками ничего не знал о человеке в его живой реальности, оценива€ человека лишь на основе времени, которое ему необходимо потратить, чтобы ответить на слово-раздражитель Ђсобакаї. ќни делают это еще и сегодн€, а мы оценивали человека в зависимости от того, как ему удаетс€ урегулировать конфликты, возникающие в жизни, в соответствии с какими мотивами он действует. Ќаша аргументаци€ подразумевала необходимость конкретного постижени€ фрейдовского термина Ђпсихическа€ энерги€ї или даже включение его в общее пон€тие энергии.

“рудно против абстрактных философских аргументов привести факты. ¬енский философ и физиолог јдлере отказывалс€ заниматьс€ вопросом о несознательной душевной жизни, так как €кобы допущение Ђнесознательногої было Ђв философском смысле неверным с самого началаї. я слышу подобные возражени€ еще и сегодн€.  огда € утверждаю, что и после высокой степени стерилизации вещества могут жить, мне говор€т, что предметное стекло было гр€зным и вообще там наблюдалось Ђброуновское движениеї. “от факт, что гр€зь на предметном стекле очень легко отличаетс€ от бионов, а броуновское движение от вегетативного движени€, не принимаетс€ во внимание.  ороче говор€, Ђобъективна€ наукаї сама по себе €вл€етс€ проблемой.

¬ыйти из этой неразберихи мне неожиданно помогли некоторые клинические наблюдени€ над случа€ми, подобными тем двум больным, о которых шла речь выше. ѕостепенно стало €сно, что сила психического представлени€ зависит от моментального телесного возбуждени€, с которым оно св€зано. јффект возникает из инстинктов, а значит Ч в телесной сфере. Ќапротив, представление €вл€етс€ в высшей степени Ђпсихическимї, нетелесным образованием. “ак как же Ђнетелесноеї представление св€зано с Ђтелеснымї возбуждением? ѕри полном сексуальном возбуждении представление о половом акте живо и насто€тельно. Ќапротив, в течение некоторого времени после удовлетворени€ оно не воспроизводитс€, будучи Ђмутнымї, бескрасочным и как бы расплывчатым. «десь должна скрыватьс€ загадка отношени€ психогенного невроза страха к психогенному психоневрозу.

ћой пациент после сексуального удовлетворени€ мгновенно потер€л все психические симптомы невроза нав€зчивых состо€ний. — наступлением нового возбуждени€ возвращались до повторного удовлетворени€ и симптомы. Ќапротив, второй пациент все точно проработал в душевной сфере, что от него и требовалось, но сексуальное возбуждение не наступало. Ћечение не повли€ло на неосознанные представлени€, которые обусловливали его неспособность к эрекции. ƒело наполн€лось жизнью.

я пон€л теперь, что психическое представление, которому свойственна лишь очень небольша€ степень возбуждени€, может спровоцировать нарастание возбуждени€. Ёто спровоцированное возбуждение, со своей стороны, делает представление живым и насто€тельным. ѕри отсутствии возбуждени€ сходит на нет и представление. ѕри отсутствии осознанного представлени€ о половом акте, что имеет место, например, в случае застойного невроза из-за морального торможени€, возбуждение св€зываетс€ с другими представлени€ми, которые могут быть осмыслены более свободно. ќтсюда € делал вывод: застойный невроз €вл€етс€ физическим нарушением, которое вызвано неудовлетворенным и потому неверно направленным половым возбуждением. Ѕез душевного же торможени€ половое возбуждение никогда не могло бы быть неверно направлено. ћен€ удивл€ло, что ‘рейд не обратил внимание на данное обсто€тельство. ≈сли преп€тствие однажды породило застой сексуальности, то может вполне случитьс€, что этот застой усилит торможение и заново активизирует детские представлени€ вместо нормальных. ƒетские представлени€, сами по себе не болезненные, могут, так сказать, вследствие актуального торможени€ содержать слишком много сексуальной энергии.

≈сли это произошло, то такие представлени€ станов€тс€ настойчивыми, приход€т в противоречие с душевной организацией взрослого и должны подавл€тьс€ с помощью вытеснени€. “ак на основе поначалу Ђбезобидногої сексуального торможени€, обусловленного актуальной ситуацией, возникает хронический психоневроз со свойственным ему инфантильным содержанием сексуальных переживаний. ¬ этом суть описанной ‘рейдом Ђрегрессии к детским механизмамї. ќписанный механизм про€вл€лс€ во всех случа€х, с которыми € имел дело. ≈сли невроз существовал не с самого детства, а про€вл€лс€ позже, то Ђнормальноеї торможение сексуальности или трудности половой жизни регул€рно порождали рассе€нность, и этот застой активизировал кровосмесительные желани€ и сексуальные страхи.

—ледующий вопрос звучал так: €вл€ютс€ ли сексуальна€ заторможенность и обычное отрицание сексуальности, сто€щие у начала хронического заболевани€, Ђневротическимиї или Ђнормальнымиї? Ќикто об этом не говорил. —ексуальна€ заторможенность благовоспитанной девушки из буржуазной семьи казалась чем-то само собой разумеющимс€. я думал точно так же. Ёто означало, что вначале € вообще не размышл€л об этом факте. ≈сли молода€ жизнерадостна€ женщина, живуща€ в браке, не принос€щем удовлетворени€, заболевала застойным неврозом, если у нее по€вл€лс€ сердечный страх, то никто не задавалс€ вопросом о торможении, мешавшем ей достичь сексуального удовлетворени€. —о временем могли развитьс€ насто€щие истери€ или невроз нав€зчивых состо€ний. ѕервым поводом к их возникновению было моральное торможение, движущей силой Ч неудовлетворенна€ сексуальность.

¬ этой точке, разветвл€€сь, по€вл€лись многочисленные возможности решени€ проблемы, но было трудно вз€тьс€ за их быстрое и энергичное осуществление. —емь лет € верил, что работаю в полном соответствии с принципами фрейдовского направлени€. Ќикто не предчувствовал, что с постановкой названных вопросов началось пагубное переплетение в принципе несовместимых научных воззрений.

ќ–√ј—“»„≈— јя ѕќ“≈Ќ÷»я

—лучай с неизлеченным официантом поставил под вопрос правильность фрейдовской формулы терапии. ƒругой случай раскрыл механизм излечени€ как таковой. я долго пыталс€ примирить эти противоречи€. ‘рейд сообщает в своей Ђ»стории психоаналитического движени€ї о том, как он однажды услышал рассказ Ўарко молодому коллеге о женщине, у которой отмечались т€желые симптомы. ≈е муж был импотентом или очень грубым и неуклюжим при половом акте. “ак как коллега, очевидно, не понимал св€зи между €влени€ми, Ўарко вдруг с необыкновенной живостью воскликнул: ЂMais, dans des cos pareils, c'est tojours la chose genitale, tojours! tojours! tojours!ї [2]

‘рейд пишет: Ђѕомню, что мен€ на миг почти парализовало от изумлени€. я спросил себ€: но если он это знает, почему он не говорит об этом?ї √од спуст€ после того, как ‘рейд пережил этот эпизод, венский врач ’робак прислал к нему пациентку. ќна страдала т€желыми приступами страха и, восемнадцать лет назад выйд€ замуж за импотента, все еще оставалась девственницей. ’робак дал следующий комментарий: Ђћы знаем только один рецепт дл€ таких случаев, но не можем прописать его. ќн гласит: ЂRecipe. Penis normalis, dosim. Repetatur!ї Ёто означает, что истеричка болеет из-за отсутстви€ гениталъного удовлетворени€. “ем самым внимание ‘рейда было обращено на сексуальную этиологию истерии, но он избегал последовательных выводов из слов Ўарко. Ёто банально и больше похоже на народную молву, чем на вывод ученого. я тоже, вместо того чтобы исследовать это €вление, признать его существование и начать борьбу за его устранение, дес€тилети€ми запутывалс€ в построении психоаналитических теорий, отвлекавших от этой истины. Ѕольшинство психоаналитических теорий, по€вившихс€ после выхода книги ‘рейда Ђя и ќної, имели только одну функцию Ч обречь на забвение слова Ўарко: Ђ¬ подобных случа€х речь всегда идет о генитали€х, всегда! всегда! всегда!ї

“от факт, что ненормально функционирующие половые органы человека, привод€щие к невозможности достижени€ сексуального удовлетворени€ дл€ партнеров обоего пола, €вл€ютс€ причиной по€влени€ большинства душевных заболеваний и даже могут быть причиной возникновени€ рака, казалс€ слишком прост, чтобы его можно было восприн€ть.

ѕосмотрим, не впадаю ли € в мономанические преувеличени€. ‘акты врачебного опыта всегда подтверждались там, где € работал: в моей частной практике, в психоаналитической амбулатории и в психоневрологической клинике.

“€жесть душевного заболевани€ любого рода пр€мо св€зана с т€жестью гениталъного нарушени€.

ѕерспектива лечени€ и его успехи непосредственно завис€т от возможности достижени€ полного гениталъного удовлетворени€.

—реди сотен пациентов, которых € наблюдал и пыталс€ вылечить в ходе интенсивной и широкой работы, не было ни одной женщины, не испытывавшей нарушений вагинального оргазма. —реди мужчин примерно 60Ч70% страдали грубыми гениталъными нарушени€ми вроде неспособности к эрекции при акте или преждевременным сем€извержением. Ќарушение способности к генитальному удовлетворению, то есть к самому естественному из естественных свойств человека, оказалось болезненным симптомом, который встречалс€ у всех без исключени€ женщин и у только что названного процента мужчин. ѕоначалу € не размышл€л об оставшихс€ 30Ч40% мужчин, казавшихс€ здоровыми в генитальном отношении, но на деле €вл€вшихс€ невротиками. Ќебрежность в размышлени€х над клиническими результатами лежала вполне в русле психоаналитических воззрений, в соответствии с которыми импотенци€ или фригидность Ч Ђтолько один симптом среди многих другихї.

¬ но€бре 1922 г. € предложил дл€ обсуждени€ в ¬енском психоаналитическом объединении доклад Ђ√раницы воспоминани€ в психоаналитическом леченииї. Ѕольшинство присутствующих поддержало мои выводы, так как все терапевты мучились с основным правилом, которому больные не следовали, Ч необходимости вспоминать, ибо больным надлежало вспоминать, но они не вспоминали. ѕервоначальна€ сцена была в руках плохого аналитика неубедительной реконструкцией произвольного акта. я подчеркиваю, что не приходитс€ сомневатьс€ в правильности фрейдовской формулы об изначальных травматических переживани€х, испытанных детьми в возрасте от года до четырех. “ем важнее было исследовать недостатки метода.

¬ €нваре 1923 г. € рассказал об истории болезни пациентки с психогенным тиком Ч пожилой женщины, страдавшей диафрагмальным тиком. я излечил ее, высвободив стремление к генитальной мастурбации. ¬ыступление вызвало похвалы и нашло согласие.

¬ окт€бре 1923 г. € обрисовал на заседании объединени€ Ђ»нтроспекцию при шизофренииї. Ќа прот€жении полугода изуча€ случай шизофрении, когда пациентка особенно €сно понимала механизм своих идей преследовани€, € нашел подтверждение открытию “ауска, касающемус€ роли вли€ни€ генитального аппарата.

28 но€бр€ 1923 г. состо€лс€ мой первый большой доклад Ђќ генитальности с точки зрени€ психоаналитического прогноза и терапииї. ќн по€вилс€ в 1924 г. в Ђ÷айтшрифт фюр психоанализеї. я вел наблюдени€ на прот€жении трех лет, результаты которых изложил коллегам в выступлении.

¬о врем€ доклада € заметил, что атмосфера в зале становилась все более недоброжелательной.  ак правило, € выступал хорошо, и мен€ всегда слушали с интересом.  огда € закончил, воцарилась мертва€ тишина. ѕотом после паузы началась дискусси€. √оворили, что мое утверждение о генитальном нарушении как важном, возможно даже важнейшем, симптоме невроза неверно, как и утверждение о том, что из оценки генитальности вытекают прогностические и терапевтические возможности. ƒва аналитика категорически за€вл€ли, что у них было множество пациенток Ђс совершенно здоровой генитальной жизньюї. ќни казались мне гораздо более возбужденными, чем это допускалось их привычной сдержанностью ученых мужей.

ћо€ позици€ в разгоревшемс€ споре была невыгодной, ведь мне самому пришлось признать, что среди больных-мужчин было много таких, генитальность которых казалась ненарушенной. Ќапротив, ситуаци€ с женщинами не вызывала сомнений. я искал источник энергии невроза, его соматическое €дро. Ётим €дром не могло быть ничего, кроме застойной сексуальной энергии. Ќо € был не в состо€нии объ€снить себе, откуда мог вз€тьс€ застой, если потенци€ оказывалась нормальной. ¬ заблуждение вводили два взгл€да, господствовавшие в психоанализе. ¬ соответствии с одним о мужчине говорили, что он обладает потенцией, если он был в состо€нии совершить половой акт. ќчень сильным считалс€ тот, кто обнаруживал способность повторить его несколько раз за ночь. ћужчины всех социальных кругов предпочитают разговоры о том, кто может чаще в течение ночи переспать с женщиной. ѕсихоаналитик –охайм даже определил потенцию как способность мужчины так обн€ть женщину, чтобы она почувствовала Ђвспышкуї во влагалище.

¬торой взгл€д, вводивший в заблуждение, заключалс€ в том, что частичное влечение, например влечение к сосанию материнской груди, само по себе может застаиватьс€. ѕолагали, что таким образом можно объ€снить существование невротических симптомов при Ђсовершенно ненарушенной потенцииї. Ётот взгл€д вполне соответствовал представлению о существовании независимых друг от друга зон тела.  роме того, психоаналитики выступали против моего утверждени€ о том, что нет ни одной пациентки с нормальным состо€нием гениталий. ∆енщина считалась здоровой, если она могла иметь клиторный оргазм. —ексуально-экономическое различие между клиторным и вагинальным возбуждением было неизвестно.  ороче говор€, никто не имел и представлени€ о естественной функции оргазма. ќставалось лишь сомнительное небольшое количество мужчин, здоровых в генитальном отношении, и этот факт опрокидывал все предположени€ о прогностической и терапевтической роли генитальности, ведь было €сно: при правильности моего предположени€ о генитальных нарушени€х как источнике энергии дл€ невротических симптомов нельз€ найти ни одного случа€ невроза при ненарушенной генитальности.

я чувствовал себ€ при этом, как всегда бывает в случае завоевани€ новых позиций в науке, когда из целого р€да клинических наблюдений выводитс€ далеко идущее предположение. ќно было в чем-то неполным, вызывало возражени€, казавшиес€ правильными. ѕротивники редко упускали возможность вы€вить такие пробелы и сделать отсюда вывод о несосто€тельности целого. ƒю “айль сказал однажды: ЂЌаучна€ объективность Ч не от мира сего и, возможно, вообще ни от какогої. Ќаде€тьс€ на деловое сотрудничество при работе над какой-либо проблемой не приходитс€.  ритики часто помогали мне, сами того не жела€, как раз Ђпринципиальнымиї возражени€ми. “ак было и при обсуждении моего первого доклада. ¬озражение о существовании множества невротиков, здоровых в гениталъном отношении, заставило мен€ пристальнее присмотретьс€ к Ђгенитальному здоровьюї. “очный анализ генитального поведени€, идущего дальше слов: Ђя спал с женщиной (€ спала с мужчиной)ї, Ч в психоанализе строго осуждалс€. Ёто кажетс€ неверо€тным, но это правда.

„ем точнее мои больные описывали свое поведение и переживани€ во врем€ полового акта, тем четче обрисовывалось клиническое убеждение в том, что все без исключени€ страдают т€желыми нарушени€ми. Ёто касалось прежде всего мужчин, имевших обыкновение хвастливо за€вл€ть об обладании множеством женщин или завоевании их, о том, что они вновь и вновь Ђмогутї на прот€жении одной ночи. —тановилось €сно: они обладают очень большой эрективной потенцией, но не переживают удовольстви€ при сем€извержении или испытывают его в малой степени, а то и ощущают нечто противоположное Ч отвращение. “очный анализ фантазий во врем€ акта показал в большинстве своем наличие садистской или тщеславной ориентации у мужчин, страха, сдержанности или представлений о мужественности у женщин. ƒл€ €кобы сильных мужчин акт означал Ђпросверливаниеї женщины, ее покорение или завоевание. ќни хотели именно доказать свою потенцию или вызвать удивление длительностью эрекции. Ёта Ђпотенци€ї легко разрушалась благодар€ вскрытию мотивов. «а ними обнаруживались серьезные нарушени€ эрекции и э€кул€ции. Ќи в одном из этих случаев не было и следа непроизвольности или потери внимани€ при половом акте. Ћишь медленно и ощупью продвига€сь вперед, € изучил признаки оргастической импотенции. ѕрошло дес€ть лет, прежде чем € полностью пон€л это нарушение, научилс€ описывать и технически правильно устран€ть его.

»сследование оргастической импотенции было и остаетс€ центральной клинической областью сексуальной экономики и далеко еще не завершено. ќно играет дл€ сексуальной экономики примерно такую же роль, как эдипов комплекс дл€ психоанализа. “от, кто точно не понимает роли этого €влени€, должен отказатьс€ от признани€ в качестве специалиста по сексуальной экономике. ќн никогда не поймет на деле, каковы последстви€ оргастической импотенции. ќн не поймет ни различи€ между больным и здоровым, ни страха человека перед удовольствием, ни патологической природы конфликта ребенка с родител€ми, ни убожества брака. ¬озможно, он будет заниматьс€ сексуальной реформой, но никогда в действительности не пос€гнет на сексуальное убожество. “акой человек будет восхищатьс€ экспериментами с бионами и, возможно, даже воспроизводить их, но никогда не будет вести сексуально-экономического исследовани€ жизни. ќн никогда не поймет религиозного экстаза и уж конечно Ч фашистского иррационализма.

ќн будет волей-неволей Ч так как у его построений отсутствует важнейша€ основа Ч придерживатьс€ представлени€ о противоположности природы и культуры, влечени€ и морали, сексуальности и производительности. ќн не сможет решить по-насто€щему ни одного вопроса педагогики. ќн никогда не постигнет идентичности сексуального и жизненного процессов и поэтому столь же мало будет понимать сексуально-экономическую теорию ракового заболевани€. ќн будет считать здоровым больного, а здорового Ч больным. Ќаконец, такой исследователь неправильно истолкует стремление человека к счастью и упустит из виду бо€знь счасть€.  ороче говор€, он может быть кем угодно, только не специалистом по сексуальной экономике, который знает, что человек Ч единственный биологический вид, уничтоживший в себе естественную сексуальную функцию и болеющий из-за этого.

я должен представить теорию оргазма так, как она развивалась, то есть несистематически. Ѕлагодар€ этому можно будет легче постичь ее внутреннюю логику. Ѕудет видно, что никакой человеческий мозг не сможет выдумать эти взаимосв€зи. ƒо 1923 г., когда родилась теори€ оргазма, в сексологии и психоанализе были известны только э€кул€тивна€ и эрективна€ потенци€. ѕон€тие сексуальной потенции не имеет смысла без учета энергетического и экономического компонентов, а также того, который характеризует переживани€. Ёрективна€ и э€кул€тивна€ потенци€ €вл€етс€ просто необходимым предварительным условием оргастической потенции. ќна представл€ет собой способность без какого-либо торможени€ предатьс€ потоку биологической энергии, способность к разр€дке засто€вшегос€ сексуального возбуждени€ с помощью непроизвольной телесной конвульсии, вызывающей наслаждение. Ќи один невротик не обладает этой способностью, и подавл€ющее большинство людей страдают неврозами характера.

ѕри половом акте, не сопровождающемс€ страхом, отвращением и фантазией, сила удовольстви€ в момент оргазма зависит от величины сексуального напр€жени€, сконцентрированного на гениталъной сфере. ”довольствие тем интенсивнее, чем больше и круче Ђперепадї возбуждени€.

—ледующее ниже описание полового акта, завершающегос€ оргастическим удовлетворением, касаетс€ лишь хода некоторых типичных, определенных законами природы, фаз и стереотипов поведени€. я не учитываю биологические игры ради достижени€ возбуждени€, которые определ€ютс€ различными индивидуальными потребност€ми и не характеризуютс€ общими закономерност€ми.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 291 | Ќарушение авторских прав


Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

561 - | 449 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.022 с.