Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ќ соотношении центра и периферии




—амым главным и ценным элементом методики €вл€ютс€ теоретические постулаты, а сами упражнени€ лишь вытекают из них. –езультаты по€в€тс€ только тогда, когда центр (мозг, психика) и перифери€ (орган, в данном случае голос) работают как едина€ система. ¬садник - это центр, лошадь - перифери€. ¬о всех технологи€х, св€занных с голосом, как правило, всЄ наоборот. ћногочисленные гаммы, арпеджио, произнесение отдельных звуков не несущих смысловой нагрузки превращаетс€ в механическую работу, и еще более усиливают механическую модель фонации, котора€ и €вл€етс€ источником всех бед. я еще раз повтор€ю и не устану повтор€ть, что заниматьс€ надо не голосом как таковым (он исчезнуть в принципе не может), а переустановкой, заменой механической голосовой модели, на психоакустическую.

 ак мы выше говорили, главна€ причина потери природной постановки голоса в формировании в раннем детстве механической модели громкости голоса. —ледовательно, чтобы ее переустановить, начинать надо со сн€ти€ напр€жение со всех мышечных систем, св€занных с голосообразованием. Ќадо убрать св€зь между голосом и напр€жением произвольной мускулатуры.  огда начнет работать начнет гладка€ мускулатура, тогда произойдет возврат к природной модели голосообразовани€, с которой мы родились. Ёта природна€ модель, это глубоко надо пон€ть, никуда не пропала. „тобы эта мысль крепче установилась, приведу аналогию, подсказанную мне ј.—. ѕушкиным. Ёто стихотворение желательно выучить наизусть. “огда все самое главное, о чем говорилось примет гениально простую и точную форму.

¬ќ«–ќ∆ƒ≈Ќ»≈

’удожник-варвар кистью сонной

 артину гени€ чернит

» свой рисунок беззаконный

Ќад ней бессмысленно чертит.

 

Ќо краски чуждые, с летами,

—падают ветхой чешуей;

—озданье гени€ пред нами

¬ыходит с прежней красотой.

 

“ак исчезают заблуждень€

— измученной души моей,

» возникают в ней видень€

ѕервоначальных, чистых дней.

 

У¬ стихотворении говоритс€ о картине –афаэл€ Ђћадонна с безбородым »осифомї, выставленной в Ёрмитаже после ее реставрацииФ.

Ётим художником-варваром €вл€етс€ произвольна€ мускулатура.

—озданье гени€ Ц это наш природный голос, над которым природа работала 500 миллионов лет и дала каждому при рождении.

Ќаша задача простыми средствами убрать наслоени€, которые наложились на голос с течением времени.

Ёто и будет восстановлением нашей природной постановки голоса.

ѕростые приемы, которые предлагаютс€ в самоучителе, и есть азбука владени€ голосом.

јз - ∆ивот поджат.

Ѕуки - √ортань расслаблена (состо€ние полузевка).

¬еди -  ороткий вдох Ђширокимї носом и частично ртом (во врем€ речи и пени€ придыхание в

јвтоматическом режиме).

√лаголь - –ечь или пение на задержке выдоха.

ƒобро - —брос воздуха после окончани€ фразы с одновременным коротким вдохом Ђширокимї носом (в автоматическом режиме).

Ёти п€ть простых приемов легко усваиваютс€ и выполн€ютс€. ¬ них содержитс€ весь технологический секрет бельканто. √лавна€ задача певца Ц это предварительна€ работа с текстом и образами. ¬ идеальном варианте это про€вилось в творчестве ‘.». Ўал€пина.

Ќапоминаю: все эти п€ть действий происход€т в автоматическом режиме. —ознание их не контролирует. ћы зан€ты только смыслом того, о чем говорим или поем, т.е. интонацией. ¬ этом и заключаетс€ обучение: навыки должны автоматизироватьс€. Ќа научном €зыке: необходимо с коркового уровн€ (кора головного мозга) перейти на подкорковый уровень (нижележащий уровень, который управл€ет автоматизированными процессами). ѕри сознательном отслеживании этих процессов пени€ нет, есть звучкодуйство, чем грешит большинство современных певцов.

 

 

–езюме

¬ неживой природе всюду действует проста€ механическа€ зависимость: больше силы Ц больше звука; меньше силыЦ меньше звука.

¬ живой природе закономерность иного рода. ѕовторимс€ и дл€ примера оп€ть возьмем голос новорожденного ребенка. —илы абсолютно никакой, так как произвольна€ мускулатура еще в зародышевом состо€нии, а голос такой, что зачастую сильнее, чем у родителей. Ёто поэтому, что гладка€ мускулатура, управл€юща€ внутренними органами и дыханием, работает на 100%.

ѕотом этот природный голос, как будто пропадает. Ќо на самом деле он не пропадает, а мен€етс€ его модель. ” птиц и других животных голос не пропадает, так как природна€ модель не мен€етс€ в результате познани€ окружающего механического мира €влений, как это происходит у человека.

»так, главна€ ошибка прошлых и современных теоретиков в области голоса в том, что причину голоса они вид€т в периферических механизмах голоса. Ёто заставл€ет их искать бесконечные механизмы голосообразовани€. ќтсюда и наука о голосе и практика шли и продолжают идти в ложном механистическом направлении.

Ёто результат механистического стил€ мышлени€, на котором воспитано не одно поколение физиологов.

 

»так, поиск ответа на вопрос —  ј ќ… ÷≈Ћ№ё? при изучении природы голоса мен€ет направление причинно-следственных св€зей в практике голоса! ≈сли ранее считали, что причины голосообразовани€ надо искать в физиологических механизмах, то теперь мы знаем, что все дело в центральных, мозговых процессах. ћы знаем, что мозговые процессы (психика) не только управл€ют периферическими процессами голоса, но и многократно усиливают их.

“еперь мы знаем, что дл€ того чтобы иметь благозвучный голос, механизмы голосообразовани€ знать не надо: главное пон€ть их основные закономерности (три секрета).

ћеханизмы голосообразовани€ за миллионы лет отработаны природой.

Ќам дан даровой совершенный звуковой инструмент, которым надо пользоватьс€ с помощью простейших приемов. √арсиа Ц отцу, Ўал€пину, —обинову и другим выдающимс€ певцам просто повезло, что в молодости у них не успели выработатьс€ механистические навыки пени€.

ѕочему так живучи механистические представлени€ в науке о голосе?

ƒело в том, что эти представлени€ имеют глубокие корни на бытовом уровне. Ђјрифметическа€ логикаї по выражению ‘.ћ. ƒостоевского главна€ причина всех бед общества.

ѕока вокальные педагоги и теоретики голоса к живому голосу будут подходить с позиций механического подхода, пока они не поймут, что причину плохого звучани€ голоса надо искать не в периферических механизмах, пока они не поймут, что голос €вл€етс€ исполнительным механизмом, который порождаетс€ высшими уровн€ми регулировани€ (мозгом, психикой) результатов быть в принципе не может.

¬се эти Ђпокаї основаны так том, что поиск причины подмен€етс€ следствием.

¬ результате сказанного науке и практике голоса нанесен огромный ущерб. ј главным идеологом этого механистического подхода к голосу €вилась теори€ условных рефлексов ».ѕ. ѕавлова.

Ѕернштейну, опровергнувшему теорию ѕавлова после смерти —талина, запретили работать. Ёто, несмотр€ на то, что за свою книгу Ђќ построении движенийї (1947), где описывалась теори€ и ее практическое значение, ему была присуждена —талинска€ преми€. — помощью этой теории во врем€ и после войны без вс€ких операций было вылечено огромное число воинов с черепно-мозговыми травмами. ƒл€ врачей это было чудом. „еловек ходить не может. Ѕернштейн на полу мелом чертит линии Ц человек пошел. “оже самое с рукой. –ука не движетс€. ѕодвешиваетс€ предмет. –ука т€нетс€ к нему, движение восстанавливаетс€. “о есть работа по восстановлению функции должна идти по восстановлению центральных механизмов. “о же должно иметь место и при работе с голосом.

¬ наивысшей мере это про€вилось в творчестве Ўал€пина и нашло отражение в материалах докторской диссертации ¬.Ћ.ƒранкова и его книге Ђѕрирода таланта Ўал€пинаї Ћ.1973.

 нига тиражом в 6000 тыс. экземпл€ров разошлась в один день и более не переиздавалась. ћне посчастливилось получить от автора экземпл€р, с которым € уже многие годы не расстаюсь. »нтересно отметить, что книга имела огромное вли€ние на изменение творческого подхода у студента 1 курса фортепианного факультета —варцевича –ишарда, который по мере возможности аккомпанировал мне до момента окончани€ консерватории. –аспределившись в Ќовгородское педагогическое училище, он там стал и лучшим педагогом, и лучшим исполнителем и, веро€тно, одним из лучших художников города. ≈го картины таможн€ не пропускала, полага€, что это произведени€ большого художника, чему € был свидетелем летом в 1983 году.  нига У ѕрирода таланта Ўал€пинаФ сыграла немалую роль и в творческой биографии известного ѕетербургского виолончелиста —ерге€ –олдугина. ѕровод€ психологическое исследование с симфоническим оркестром Ћенинградской филармонии весной 1978 года, € рассказал ему о методе Ўал€пина. ≈го это очень заинтересовало, и он попросил дать ему на две недели эту книгу. ѕрошло совсем немного времени, и € узнаю, что он оказалс€ лауреатом международного конкурса

Уѕражска€ веснаФ. “еперь —ергей –олдугин - профессор петербургской консерватории, ведущий российский виолончелист. ѕоследний раз эту книгу € выпускал из рук осенью1982 года, когда познакомилс€ с ¬ладимиром „ерновым, лауреатом VIII международного конкурса имени

ѕ.».„айковского в то врем€ стажером  ировского (ћариинского) театра оперы и балета. ¬скоре он стал солистом ћетрополитен-опера и одним из ведущих баритонов мира. ¬ середине 80-х годов нам довелось встретитьс€ после его концерта в Ѕольшом зале ѕетербургской филармонии.  огда € рассказал о своей методике, он сказал буквально следующее: ЂЁто колоссально!ї. «атем добавил, что сейчас уезжает, но об€зательно в следующий приезд постараетс€ попасть ко мне на зан€ти€.

¬ самых общих чертах книга Ђѕрирода таланта Ўал€пинаї посв€щена главному секрету настройки голоса Ц интонации. Ќо не все так просто.  ак доказывает ¬.Ћ. ƒранков, шал€пинска€ интонаци€ Ц это последн€€, четверта€ фаза его творческого процесса. ¬се четыре фазы взаимосв€заны, перетекают одна в другую и только потом воплощаютс€ в то действо и тот голос, который покор€л слушателей всего мира.

¬ первую очередь система Ўал€пина предполагает развитие общих, а не специальных способностей. ѕрименительно к пению это надо понимать как необходимость глубокого постижени€ характера персонажа, что предполагает наличи€ высокой общей культуры. Ёто знание истории - чувство исторического времени, умение переноситс€ в другие исторические эпохи, умение рисовать, иметь богатый опыт чтени€ художественной литературы, богатый опыт слушател€ классической музыки, богатый зрительский опыт от просмотра шедевров мирового искусства.

“еперь более конкретно, об информационной сущности (природе) голоса.

»нформационна€ сущность голоса в формулировке Ўал€пина звучит так: Ђ¬с€ сила пени€ в интонацииї. Ёто означает, что все дело в психике, а не в самом голосе. ћы этому принципу дали название психоакустический (сам термин Ђпсихоакустикаї давно известен в физиологии речи), име€ в виду, что психика без посредников, напр€мую св€зываетс€ с голосом и посто€нно его развивает. Ётим и занималс€ всю жизнь Ўал€пин. ѕоскольку этот принцип голосообразовани€ в традиционном подходе не принимаетс€, то отсюда все беды. ¬езде и всюду занимаютс€ голосом чисто механистически, предполага€, что с помощью приемов, сноровок, как называл это –аботнов Ћ.ƒ. (1932) можно развить голос. ”же в 30-е годы насчитывалось более 30 методов. —ейчас, наверное, перевалило за сотню.

»значально неверна€ посылка, привела к тому, что вокальные теоретики и практики упорно и безрезультатно идут к развитию голоса от периферии (разнообразные механические приемы и вокальные упражнени€), а надо идти от центра (психики).

ѕовторим, практически важным моментом, вытекающим из предлагаемого нами подхода, €вл€етс€ положение, согласно которому знать механизм голосообразовани€ (что? где? как?) не надо. —ознательно контролировать голос и управл€ть им вредно, так как во-первых усиливаетс€ механическа€ модель управлени€ голосом а во Цвторых, это отвлекает внимание от главного Ц передачи информации (слово, фраза) и интонации. Ќо это пол беды. √лавна€ беда в том, что, в процессе традиционного обучени€, нотного по сути, идет вторжение в тончайшие системы голосообразовани€. Ёто порождает звучкодуйство, вследствие чего происходит разрушение голоса, вследствие чего он становитс€ грубым и монотонным.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-20; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 479 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

“ак просто быть добрым - нужно только представить себ€ на месте другого человека прежде, чем начать его судить. © ћарлен ƒитрих
==> читать все изречени€...

813 - | 643 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.021 с.