Рис. 4.1
C C = Ca + MPC × Yd
MPC
Ca
0 Yd
Функцию потребления можно записать и по-другому:
C = a + bY(1 - t) (1),где
1. C – потребительские расходы (потребление);
2. a = Ca - автономное потребление, при Y = 0 потребление осуществляеся за счет «проедания сбережений» (сокращения имущества), т.е. кривая потребления выходит не из «0»;
3. b = MPC (предельная склонность к потреблению);
MPC = ;
4. Y(1 - t) = Yd = РЛД ( Y = НД = ЧНП, t – чистая ставка налогообложения);
t = (T = налоги, выплачиваемые домохозяйствами, минус трансферты).
Кейнс полагал, что на предельную склонность к потреблению MPC могут воздействать (кроме структуры распределения дохода) субъективные и объективные факторы). Однако их изменения не обусловлены непосредственно изменениями в величине располагаемого личного дохода, и поскольку речь идет о краткосрочном анализе, мы будем исходить, как и Кейнс, из того, что MPC – const. для любого уровня располагаемого личного дохода Yd, а значит при данной ставке t и для любого уровня национального дохода Y. Следовательно, функция потребления стабильна.
Средняя склонность к потреблению – АРС – представляет собой долю потребления в текущем (располагаемом личном) доходе:
APC = =
Из уравнения (1) следует, что средняя склонность к потреблению APC падает по мере роста РЛД (Yd) и национального дохода (Y):
Рисунок 4.2 представляет соотношение между APC и MPC.
Рис. 4.2
MPC
Yd Þ APC¯ при MPC – const. APC > MPC всегда |
APC
MPC
0 Yd
Таким образом, уже кейнсианская функция потребления потенциально содержит в себе возможность экономического спада (кризиса перепроизводства), потому что по мере роста ВВП (Y) доля потребительских расходов С сокращается (так как APC¯), следовательно, все меньшая доля ВВП потребляется домашними хозяйствами.
{Этот факт объясняет внимание, которое Кейнс уделяет инвестиционному спросу: ведь если домашние хозяйства способны выкупить все уменьшающуюся долю ВВП, значит, все возрастающая доля ВВП должна быть представлена инвестиционными товарами (капитальным оборудованием), спрос на которые предъявляет предпринимательский сектор. И по мере роста дохода общества, проблема увеличения инвестиционного спроса обостряется с точки зрения достижения эффективного спроса, достаточного для обеспечения полной занятости. }
Расчеты в целом подтверждают справедливость кейнсианской функции потребления в краткосрочном плане, хотя и с различными значениями переменных a и b для различных стран.
(Например, для России начала 90-х гг. ХХв. эта функция имела вид С = 80,35 + 0,62Y.
Для США 40-х гг.: С = 47,6 + 0,73 Y.)
В то же время попытки использовать кейнсианскую потребительскую функцию для долгосрочных прогнозов не увенчались успехом. Видимо долгосрочный потребительский спрос подчиняется несколько иным закономерностям, которые не исчерпываются «основным психологическим законом» Кейнса.
3. Модификации функции потребления. Гипотеза «жизненного цикла» Ф.Модильяни. Гипотеза перманентного дохода М.Фридмана. Гипотеза абсолютного дохода.
Модификации кейнсианской функции потребления как раз и представляют собой попытки построить долгосрочную функцию потребления.
Впервые с несоответствием фактов и кейнсианской функции потребления столкнулся американский экономист С. Кузнец, когда в 1940г. анализировал динамику ВВП США и его составных частей с 1869 по 1938 гг. (Впоследствии получил Нобелевскую премию). Кузнец открыл, что отношение потребления к доходу (APC) было стабильным от десятилетия к десятилетию, несмотря на значительный рост доходов за анализируемый период: С = 0,86 Y. (Коэффициент 0,86 назвали долгосрочной склонностью к потреблению).
Это эмпирическое открытие, получившее название «загадка потребления»(«загадка Кузнеца»), активизировало изыскания ученых.
Разрешение «загадки» состоит, по мнению ряда ученых, в том, что существует две функции потребления: краткосрочния и долгосрочная.
Объяснения существования долгосрочной функции потребления дали многие экономисты. Мы остановимся лишь на двух, которые были представлены в 50-е годы ХХв. Милтоном Фридманом и Франко Модильяни (оба – лауреаты Нобелевской премии, в том числе и за эти исследования). Оба опирались на теорию межвременного выбора И. Фишера. Эта теория демонстрирует зависимость потребления от того, сколько доходов потребитель ожидает получить в течение всей своей жизни. (Типично микроэкономический подход, используется логика и инструментарий теории потребительского выбора)
Гипотеза перманентного дохода Милтона Фридмана.
Эта гипотеза была впервые изложена М. Фридманом в книге «Теория потребительской функции», опубликованной в 1957 г.
Перманентный (постоянный) доход это усредненный доход от всех видов имущества, получаемый на протяжении всей жизни человека (включая доход от «человеческого капитала» - заработную плату). Он формируется на основе ожидаемых доходов.
1) Во многих случаях доходы домашних хозяйств подвержены существенным изменениям от периода к периоду, потребительские расходы показывают относительно большую стабильность.
2) Это обусловлено тем, что текущий доход представляет собой сумму двух компонентов: перманентного (или постоянного) дохода и временного дохода.
3) Потребительские расходы связаны скорее не с текущим доходом домашних хозяйств, а с достигнутым средним доходом, который предполагается для ряда периодов нормальным и постоянным (перманентным).
4) Потребление домашних хозяйств изменяется при изменении временного дохода не пропорционально изменению дохода, а меньше.
5) Домашние хозяйства стремятся поддерживать объем потребления на неизменном уровне, независимо от колебаний текущего (прежде всего временного) дохода.
Исходя из этого, долгосрочная функция потребления имеет следующий вид:
С = a×Yр,где
a - const, долгосрочная постоянная величина,
Yp – перманентный доход.
Гипотеза «жизненного цикла» Франко Модильяни
Эту гипотезу можно рассматривать в качестве конкретного варианта гипотезы перманентного дохода (хотя гипотеза Модильяни появилась раньше в 1952 – 54 гг.). Ее суть заключается в том, что:
1) Текущий объем потребления индивидов определяется в результате равномерного потребления всего потока ожидаемых за годы жизни доходов (и от накопленного богатства). При этом доход имеет предсказуемую динамику.
2) Признается существование и краткосрочной, и долгосрочной функции потребления (в отличие от Фридмана).
Долгосрочная функция потребления у Модильяни, как и у Фридмана, совпадает с функцией С. Кузнеца.
Гипотеза абсолютного дохода.
Однако многие экономисты разделяют взгляды Кейнса, выдвигая гипотезу абсолютного дохода (например, Артур Смит, 1945г.):
1. Потребление зависит только от абсолютного размера текущего дохода (РЛД).
2. Функция с постоянной средней склонностью к потреблению – статистический мираж: «истинная» (кейнсианская) функция потребления с течением времени сдвигается вверх (рис.4.3).
3. Точки L, М, N принадлежат разным функциям потребления.
4. Таким образом луч ОN не является графиком долгосрочной функции потребления
(Пунктирная линия представляет биссектрису угла 0) Со временем краткосрочная кривая потребления сдвигается. ПРИЧИНЫ СДВИГОВ: · Миграция сельскохозяйственного населения в города, · Старение населения, · Увеличение в структуре потребления предметов длительного пользования и роскоши. |
С
Сt+2 N C2
C1
Сt+1
M C
С tL
0 Ydt Ydt+1 Ydt+2 Yd
По другой версии (рис. 4.4) следует признать наличие двух функций потребления - краткосрочной (C) и долгосрочной (CL), так как из-за инерционности потребителей потребление с некоторым опозданием реагирует на изменение дохода в текущем периоде:
Рис. 4.4
С CL (C/Y – const)
Пунктирная линия представляет биссектрису угла 0. |
C2
C1
C0
CL0
0 Yd0 Yd1 Yd2 Yd
· Если доход потребителей падает с Yd1 до Yd0, то на первых порах потребление сократится с C1 до C0. Если окажется, что доход надолго стабилизируется на уровне Yd0, то потребление снизится до СL0 – потребители перейдут с краткосрочной на долгосрочную кривую.
· Если же доход потребителей вырастет до уровня Yd2, то на первых порах потребление вырастет до уровня C2. Если доход надолго стабилизируется на уровне Yd2, то потребление увеличится до уровня СL2 – потребители перейдут на долгосрочную кривую.