Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Его судьба в истории страны




Муниципальная конференция по краеведению

«Первые шаги в науку»

бюджетное образовательное учреждение Тарногского муниципального района Вологодской области «Тарногская средняя школа»

 

Свет души и сила таланта

(судьба и творчество тарногского художника Силинского В.И.)

номинация - «Родные отголоски»

 

Работу выполнила:

Попова Елена, 6-а класс

БОУ «Тарногская средняя

школа»

Дата рождения: 1.06. 2004.

Домашний адрес: 161560, Вологодская область, село Тарногский Городок,

улица Красная, дом 52, кв.2.

Руководитель:

Кормашова Ольга Ильинична,

учитель русского языка и литературы

БОУ «Тарногская средняя общеобразовательная школа»

телефон: (81748) 2-23-69

Адрес школы: 161560, Вологодская область, Тарногский район, с. Тарногский Городок, ул. Одинцова д.45

 

 

Тарногский Городок 2016

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………. 1

I.Основная часть:

1.Учеба в земской школе.. …………………………

2. Его судьба в истории страны…………………………………....

3.Военная и послевоенная жизнь ……………………….

4. Жанровое разнообразие творчества ………………………………..

III. Заключение…………………………………………………………8

IV. Источники и используемая литература…………………………..9

V.Приложения………………………………………………………….

 

Введение

 

 

Словно волшебнику радужной сказки,

Бог дал Художнику кисти и краски

Чудо-палитру, мольберт и холстины,

Чтобы писал для людей он картины

 

Художники – самородки… Рождаются они на земле, чтоб увидеть красоту окружающего мира, мира природы, людей и навечно отразить эту красоту на холсте, чтобы мы смогли по-новому увидеть мир вокруг нас, увидеть и восхититься. Вот такая непростая миссия у художника. А иначе зачем он приходит в это мир!? Известный российский живописец Михаил Абрам так ответил на этот вопрос: «В один момент я понял, что я художник, что я пришел в этот мир, чтоб показать его во всем многообразии, научить людей ценить красоту. Это понимание пришло ко мне как озарение. Я начал рисовать. Я перестал чем-либо заниматься, чтобы вся моя энергия вылилась в мое творчество. Я художник, и это - главное». Это высокое предназначение отражать мир выпало и на долю истинного художника, нашего земляка Силинского Василия Ивановича. И эту миссию он выполнил с честью, достойно. Его творчество соединило в себе два основополагающих начала, нравственное и духовное, свет души и силу таланта. Бесценны его картины, потому что на них отражены удивительные по красоте тарногские места, узнаваемые и всеми любимые. А местность в нашем Тарногском крае необычайно живописная. Наверное, вот в таких краях непременно рождаются таланты. Именно здесь, в небольшой деревушке Веригино, что стоит на высоком берегу Кокшеньги, и родился Василий Иванович Силинский – художник-самородок, художник-самоучка, от природы наделённый бескорыстным сердцем и даром живописца. Родился он в крестьянской семье в 1899 году, 115 лет назад, Он автор 15 – 17 картин с тарногскими пейзажами, портретов (точное количество его картин назвать мы не можем), автор примерно 20 деревянных скульптур, а также копий картин известных русских художников. Свои произведения художник не продавал, а просто дарил родственникам, друзьям. Антонина Николаевна Едемская 11 октября в беседе с нами поделилась воспоминаниями: «С Василием Ивановичем мы общались по работе. Человек он был простой, скромный, интеллигентный, общительный. Однажды принес Василий Иванович на работу картину - наш тарногский пейзаж – и подарил нам. Долго эта картина висела в нашем кабинете, напоминая о таланте нашего земляка». Подаренные им картины есть в доме Жуковых, Угрюмовых, Одинцовых и многих других его коллег и друзей. Настоящие художники – это люди бескорыстные, для них радость - не продать, а раздать свои пейзажи, скульптуры хорошим людям. Таким художником был и Василий Иванович Силинский. Хотя жизненная и творческая судьба его складывалась нелегко. Но именно такие люди и создают настоящее русское искусство, находясь в самом центре народной жизни, и не ломаются под тяжестью любых невзгод, на которые так щедра была реальность XX столетия.

Цель работы: на основе документальных источников раскрыть историю жизни тарногского художника, обозначить значение его художественного творчества.

Задачи исследования:

- изучить документы ГАВО, найти автобиографию Силинского В.И.;

- сделать выборку из материалов семейного архива: фотографии в альбомах, публикации в газетах;

- собрать воспоминания коллег, учеников, родных, односельчан Василия Ивановича;

- составить список картин и скульптур, показать жанровое разнообразие произведений живописи, по возможности найти историю их создания; узнать о судьбах прототипов героев:

-раскрыть мужество, патриотизм, героизм Силинского В.И. в разные исторические периоды.

Объект исследования – тарногский художник Силинский Василий Иванович.

Предмет исследования -история жизни и творческой деятельности художника.

Время исследования – декабрь 1899 года – июль 1969 года..

Новизна работы заключается во введении в научный оборот не публиковавшихся ранее сведений о жизни и творчестве Силинского В.И.

Основные методы исследования: 1. Теоретический: теоретический анализ архивных материалов, краеведческих источников, газетных публикаций;
2. Эмпирический: интервью, опрос, сопоставление, обобщение.

Актуальность работы: мы попытались на основе неисследованных источников составить полную историю жизни и творчества художника.

Практическое значение работы: по материалам исследования провести занятия в музее истории Тарногской средней школы.

Источники исследования: архивные документы, публикации в газетах фотографии в семейных альбомах, воспоминания коллег, учеников, родных, односельчан Василия Ивановича;

Данная исследовательская работа содержит следующие этапы исследования: выбор темы, постановка цели и задач, сбор материала, обобщение полученных данных, выявление закономерности, подведение итогов работы.

Основная часть

Учеба в земской школе

Перелистаем страницы биографии Силинского Василия Ивановича, человека, с самого детства наделенного талантом художника. Судьба не баловала начинающего живописца. Не было у него возможностей учиться рисовальному мастерству у профессионалов в специальных учебных заведениях. Время было такое – самое начало XX века. Семья многодетная, у мальчика было четыре брата и три сестры. Родители работали на земле, приучали к крестьянскому труду и детей. Хотя хозяйство было середняцкое, но семья испытывала материальные трудности, поэтому возможности учиться в городе не было. Основное и единственное образование Василия Ивановича – это 5 классов Шевденицкого начального земского училища, которое находилось в деревне Игумновской, расположенной в двух километрах от Веригино. Но именно это обучение открыло подростку дорогу к будущей профессии. Начиная с 1902 года в земской школе, кроме религиозных предметов, были введены светские: история и литература Отечества, география и другие. При училище была библиотека, где имелись учебники, развивающая литература, книги по искусству. Здесь ставили спектакли, устраивали концерты. До сих пор сохранено двухэтажное здание школы, где учился Василий Иванович. И учителя были люди достойные, образованные, окончившие семинарии, прогимназии. Учебные занятия были 24 часа в неделю. С 1888 года в Игумновской учительствовал Феодосий Арсеньевич Ряжкин, мещанский сын. Родом из Тотьмы. За преподавание он получал 330 рублей в год. Учитель выписывал журнал «Север». В 1905 году в помощь Ряжкову Ф.А. назначена учительница Ольга Николаевна Фокина, окончившая курсы в земском училище. Третья учительница- Александра Прокопьевна Аввакумова, окончившая курсы Тотемской женской прогимназии. С 1909 года Феодосий Арсеньевич уже не работал в Игумновской, а вернулся в родную Тотьму. А с 1 сентября этого года преподавать здесь начала Александра Васильевна Евфимьева, дочь учителя Шевденицкого земского училища. Она окончила курсы в вологодской женской гимназии.

Вот именно эти учителя открывали мальчику мир науки. В автобиографии, найденной в Государственном архиве Вологодской области, Василий Иванович пишет о годах своего учения в школе: «В сельскую школу начал ходить в 1907 году. Рисованием стал заниматься, как только стал разбирать в букваре под рисунками подписи. За исключением чтения, учился плохо, так как зарисовывал все тетрадки, даже рисовал и товарищам, которые решали мне задачи и подсказывали на уроках Закона Божьего, за что поп меня не любил. Жаловался родителям, которые почти ежедневно драли за волосы, а в классе поп почти на каждом уроке ставил меня «на горох». Только хорошее отношение учительницы, которая давала немного рисовать в перерывах между уроками, тогда я стал учиться лучше и окончил школу в 1912 году». Какая из этих учительниц – Александра Прокопьевна или Александра Васильевна – поддержала его талант, мы не можем сказать. Но, к счастью, это произошло, способности к рисованию получили дальнейшее развитие. Этот экскурс к истокам развития художественного дарования Василия Ивановича помогает нам понять, что образование в земской школе повлияло на становление таланта деревенского паренька в то далекое время. После окончания училища юноша продолжал трудиться в единоличном хозяйстве своего отца, затем в сельскохозяйственной артели. Стремление рисовать, проявляющееся в нем с детства, когда он рисовал всюду: на стенах домов, на заборах, на обрывках бумаги – рисовал чаще всего углем, так как карандашей и красок было недостаточно, это стремление всё настойчивее требовало нового уровня. Василий стал внимательнее всматриваться в красоту нашей северной природы. Корабельные сосны, тихие, спокойные речки, песчаные отмели – все самые яркие признаки наших тарногских мест привлекали взгляд начинающего художника. Именно тогда стали появляться первые наброски в области пейзажной живописи. Мы не знаем, кто впоследствии поддержал его любовь к рисованию, кто помог развитию его таланта. Возможности заниматься любимым делом почти не было. Как пишет Василий Иванович, «летом работал в своем хозяйстве, а зимами больше ходил с каменщиками и столярами и приобрел эти навыки. Рисовал украдкой, потихоньку, очень любил читать». Родители юноши считали, что увлечение сына рисованием – это баловство. Поэтому Василию приходилось рисовать тайком. Иметь такой талант – и скрывать его? Это же невероятно трудно! Непросто было реализовать свои способности: все зависело от силы воли, от силы любви к живописи.

Его судьба в истории страны

 

 

«В мирную жизнь начала ХХ века вторглись революция и гражданская война. Василий Иванович не прятался от жизненных испытаний, история страны нашла отражение в его судьбе. 19 лет он ушел на гражданскую войну». Из автобиографии: «В 1918 году начал проходить курсы военного всеобуча при волостном центре. В 1919 году был взят в Красную Армию, после формирования маршевой роты в городе Ярославле был отправлен на Петроградский фронт, где против белогвардейцев сражался в стрелковом полку Петроградской дивизии за город Острый Псковской губернии. На реке Великой был ранен в ноги, после ранения отпущен домой, жил до 1921 года. Потом снова призвали, из Вологды в Тулу в военную школу. Был там 6 месяцев, по болезни отпущен, в 1922 году был взят в Тотьму в караульную роту, в которую был направлен начальником отряда по сбору продналога от зажиточных крестьян. Отрядом командовал до 1929 года». Свидетелями событий войны стали две картины красноармейца Силинского. Одна без названия, вторая – «Чапаев в бою». Судьбоносным стало время, когда «Василий Иванович стал слушателем курсов красных командиров в Москве. Именно тогда он познакомился с художником Алемасовым, несколько раз бывал в его студии. Третьяковская галерея, которую художник посетил по совету Алемасова, стала его любимым местом в Москве, и он не однажды приезжал уже после войны в Москву, чтобы еще и еще раз посмотреть великие полотна русских живописцев». Вот в эти годы он по-настоящему увлекся живописью.

Василий Иванович много рисовал, но рисование не было его единственным занятием. Он добросовестно трудился в колхозе имени Ленина, перепробовал много профессий.

Вскоре женился на односельчанке Александре Федоровне. Образовалась молодая семья. Один за другим рождались дети: Мария, Валентина, Тамара. Несомненно, было много семейных хлопот и забот, но увлечение живописью не покидало Василия Ивановича. И он решил попробовать еще один шанс состояться в желанной профессии. Как Василий Иванович пишет в своей автобиографии: «В 1925 году уехал в Москву с желанием учиться, по рисованию устроиться не удалось. Поступил добровольно в школу «Выстрел» работать на литографическом станке, печатал приказы и посещал художественный кружок. В 1926 году был сокращен по штату и, пробыв на бирже безработных шесть месяцев, кое-что малевал, поступил в шестнадцатую типографию на должность полиграфа.

В 1927 году уехал в отпуск, заболел и просрочил время, место было занято в типографии, и по переписке с типографией больше в город ехать не решился и жил дома до 1928 года». В семье подрастали дети, нужны были средства, чтобы одевать, обувать, кормить троих дочерей. Как он сам выражался: «Теперь не до журавля в небе, удержать бы синицу в руках». Из колхоза взяли в плотники строить школу(школа в Тарногском Городке, там, где сейчас музей), работал десятником, а потом назначили при РОНО техником, работал до 1931 года».

В это время, в 1931 году, в Тарногском Городке открылась Школа крестьянской молодёжи, и Василия Ивановича пригласили преподавать в ней рисование и столярное дело. Затем, по его биографическим сведениям, назначили завучем по труду, и как он пишет: «делал разные приборы по физике и немного занимался резьбой. В связи с этим назначением появилась возможность рисовать». А в 1934 году художника пригласили в Москву работать в Третьяковскую галерею. Об этом Василий Иванович мог только мечтать. Вся семья переезжает в столицу. Это событие могло бы перевернуть всю жизнь художника. В Москве, в Третьяковской галерее, где столько возможностей для развития художественных способностей, талант мог бы реализоваться, но, к сожалению, этого не произошло. В столице семья Силинских прожила всего один год. Трудно было привыкнуть к большому городу, особенно Александре Федоровне,, и они вернулись в родные места. Но все же это время, пусть и короткое, стало особой страницей в творческой биографии Силинского Василия Ивановича. Вскоре, в декабре 1936 года, родился долгожданный сын Олег. И это тоже было счастье. Василий Иванович снова стал работать в Тарногской средней школе, вести уроки рисования и труда, также он был назначен в школе завхозом. Постепенно жизнь налаживалась и материально, и открылись новые возможности заниматься живописью. Вначале копировал картины известных художников: «Корабельную рощу», «Рожь», «Утро в сосновом лесу» Шишкина, «Бурлаки», «Иван Грозный и его сын» Репина, «Девятый вал» Айвазовского, «Петр Первый и царевич Алексей» Ге, «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Михаила Ивановича Авилова и много других знаменитых картин удачно скопировал талантливый художник. Особенно производит впечатление картина «За приворотным зельем», эту картину подарил Василий Иванович своей внучке Ольге.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-20; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 742 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Велико ли, мало ли дело, его надо делать. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2455 - | 2137 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.