Лекции.Орг


Поиск:




Категории:

Астрономия
Биология
География
Другие языки
Интернет
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Механика
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Транспорт
Физика
Философия
Финансы
Химия
Экология
Экономика
Электроника

 

 

 

 


Строгий, стройный вид» Петербурга




Шедевры классицизма в архитектуре России

Русский классицизм - одна из самых ярких страниц в исто­рии мирового зодчества. Он прошёл несколько этапов в своём развитии и достиг небывалого расцвета в период правления Екатерины II (1762-1796). Россия, ещё совсем недавно воспри­нявшая европейский художественный язык, оказалась страной, особенно богатой на талантливых архитекторов. Совместную творческую деятельность русских и иностранных мастеров от­личали высокий профессионализм и следование принципам классицизма, дававшее им богатые возможности для воплоще­ния новых общественных и художественных идеалов.

Русская архитектура классицизма включала об­щественные здания, дворцы, городские и загород­ные усадьбы, жилые дома. Основными художественными цент­рами по-прежнему были Петербург и Москва. В каждом из этих городов развивалась своя архитектурная концепция, предопре­делённая особенностью планировки и творческой манерой от­дельных мастеров.

Строгий, стройный вид» Петербурга

Крупнейшим центром классицистической архитектуры стал Петербург — новая столица Российского государства.

Весь город в плавных разворотах,

И лишь подчёркивает даль

В проспектах, арках и воротах

Классическая вертикаль.

И все дворцы, ограды, зданья,

И эти львы, и этот конь

Видны, как бы для любованья

Поставленные на ладонь... Д. Самойлов. «Над Невой»

Архитектурный облик Петербурга, отличающийся офици­альностью, торжественностью и близостью к западноевропей­ской школе, складывался благодаря творениям замечательных мастеров: Ж. Б. Леблона (1679—1719; застройка Васильевского острова), Д. Трезини (1670—1734; ансамбль Петропавловской крепости и здание Двенадцати коллегий), А. Ринальди (1710— 1794; Мраморный дворец), И. Е. Старова (1745—1808; Тавриче­ский дворец), Д. Кваренги (1744—1817; Эрмитажный театр, зда­ние Академии наук, Смольный институт благородных девиц).

Одним из наиболее известных произведений эпохи зрелого, или строгого, классицизма является Таврический дворец, со­зданный Иваном Егоровичем Старовым. Большая городская усадьба Г. А. Потёмкина, построенная в честь победы в русско- турецкой войне, предназначалась для торжественных празднич­ных приёмов. Своим каре парадного двора она была раскрыта к Неве, по другую сторону дворца находился парк. Ансамбль дворца состоит из главного, увенчанного куполом двухэтажного здания и двух выступающих боковых флигелей с внутренними двориками. Центральная часть подчёркнуто строгого фасада дворца выделена глубоким портиком с высоким фронтоном. Гладкие стены, почти полностью лишённые украшений, расчле­нены прямоугольными окнами без наличников. Несмотря на ла­конизм и простоту ордерной композиции, здание выглядит на­рядно и торжественно, о чём писал поэт Г. Р. Державин:

«Пространное и великолепное здание не из числа обыкновен­ных... Наружность его не блистает ни резьбою, ни позоло­тою, ни другими какими пышными украшениями: древний изящный вкус — его достоинство; оно просто, но величест­венно».

Планировка дворца отличалась достаточной сложностью. Центральная часть, павильоны, жилые и хозяйственные корпу­са были соединены многочисленными переходами; в боковых объёмах также располагались гостиные, танцзалы, концертный зал. По сравнению со сдержанными фасадами интерьеры дворца были необычайно богаты и парадны. Главное украшение дворца — огромный зал с белыми колоннами, способный вместить пять тысяч человек, предназначался для торжественных празднеств. О его красоте восторженно писал Г. Р. Державин:

Великолепные чертоги

На столько расстоят локтях,

Что глас трубы в ловецки роги

Едва в их слышится концах.

Над возвышенными стенами,

Как небо, наклонился свод;

Между огромными столпами

Отворен в них к утехам вход.

Композицию центральных залов завершал великолепный зимний сад с ротондой. Следуя за обширной галереей, торжест­венно украшенной по периметру колоннадой, он являл собой подлинное произведение искусства. «С первого взгляда усом­нишься и помыслишь, что сиё есть действие очарования... там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоёмы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удо­вольствии» (Г. Р. Державин).

Прекрасным дополнением архитектурного облика столицы служили ансамбли классицизма в пригородах Петербурга: Александровский дворец в Царском Селе Д. Кваренги, Камеро­нова галерея в Царском Селе и дворец в Павловске Ч. Камерона (40-е гг. XVIII в. — 1812 г.).

К выдающимся творениям классицизма относятся сооруже­ния начала XIX в.: здания Адмиралтейств а А. Д. Захарова (1761— 1811), российской биржи Тома де Томона (1760—1813), Ка­занский собор и здание Горного института А. Н. Воронихина (1759—1814), Михайловский дворец, Александринский театр, здания министерств и арки Главного штаба на Дворцовой пло­щади К. И. Росси (1775—1849), Исаакиевский собор О. Монферрана (1786—1858). Невозможно рассказать о каждом из этих гениальных творений, а поэтому обратимся лишь к некоторым из них.

В Петербурге начала XIX в. на первое место выдвигаются градостроительные задачи — создание архитектурных ансамб­лей и площадей. Большая протяжённость фасадов зданий, укра­шенных скульптурными композициями, простота ордерных форм существенно изменили облик города. Официальным цент­ром Петербурга становится Дворцовая площадь, образованная зданиями Зимнего дворца, Главного штаба с триумфальной ар­кой (К. Росси) и Адмиралтейства (А. Д. Захаров). Торговый центр города перемещается на Стрелку Васильевского острова (Тома де Томон). Мемориальным центром становится ансамбль площади Казанского собора (А. Н. Воронихин), выходящий на Невский проспект — главную магистраль города.

Одной из главных достопримечательностей, визитной карточкой Петербурга стало здание Адмиралтейства, к которому вели три главные магистрали города. Мечта Петра I о том, что «все флаги в гости будут к нам», вскоре стала реально­стью: корабли «...со всех концов земли к богатым пристаням» стремились.

К началу XIX в. здание Адмиралтейства об­ветшало, требовалась его капитальная реконст­рукция. В 1805 г. Андреян Дмитриевич Захаров был назначен главным архитектором Адмирал­тейства. Свои задачи он видел в бережном сохра­нении первоначальной структуры здания, в раз­работке и уточнении плана архитектурного комп­лекса, приведении его в стройную систему, в едином внешнем оформлении. Захаров сохранил два П-образных корпуса, между которыми неког­да проходил канал от Невы.

Главный фасад протяжённостью в 406 м (!) имел небольшую высоту - 16 м. Чтобы избежать монотонности и однообразия, Захаров разбивает фасад на пять частей. Его центром остаётся башня с золочёным шпилем «адмиралтейской иглы», вознёсшейся на высоту 72 м. Кораблик, венчающий шпиль, стал своеобразным символом горо­да - столицы морской державы. Первый ярус башни представляет собой монолитный куб, слу­жащий основанием для лёгкой и изящной колон­нады. Главный въезд осуществлялся через цент­ральную башню, он был оформлен в виде триум­фальной арки в честь русского флота.

По обе стороны от центральной башни распо­ложены два двенадцатиколонных портика, вы­держанных в спокойном дорическом стиле. Им вторят дополнительные выступы — ризалиты, украшенные шестью колоннами. Таким образом, строгая гладь стен, сочетающаяся с колоннадами, образует единый ритм фасада. Часть здания, вы­ходящую к Неве, Захаров украшает двумя па­вильонами. Перед одним из них дремлют львы — олицетворение силы и власти, перед другим лежат античные амфоры — символ вечной красоты и гар­монии.

А.Д.Захаров тщательно продумал скульптур­ные украшения архитектурного комплекса. Они также были призваны оживить общий вид мону­ментального здания. Для этих целей были привле­чены лучшие скульпторы того времени. Феодосий Фёдорович Щедрин (1751-1825) изваял две груп­пы морских нимф, поддерживающих небесную сферу, - символ русского мореплавания, охватившего все оке­аны Земли. Им же были созданы 450 аллегорических масок над окнами. Иван Иванович Теребенев (1780-1815) украсил зда­ние двумя летящими фигурами Славы со окрещёнными знамё­нами, осеняющими корабли русского флота. Ему принадлежит аллегорическое панно с изображением Нептуна, передающего Петру I трезубец - символ владычества над морями. В целом все скульптурные украшения были призваны прославлять мор­скую державу России.

Казанский собор — одно из самых грандиозных по замыс­лу и великолепных по исполнению сооружений Андрея Ни­кифоровича Воронихина. Это замечательное здание, ставшее делом всей жизни архитектора, до сих пор является украше­нием Петербурга. А. Н. Воронихину было сорок лет, когда Па­вел I принял решение выстроить собор в честь прославленной иконы Казанской Богоматери. Император пожелал, чтобы но­вый храм как можно больше походил на собор Святого Петра в Риме. Обязательным условием было возведение колоннады перед фасадом здания. Став победителем в конкурсе проектов, Воронихин не собирался механически переносить итальян­ское творение на невские берега. Его оригинальный замысел от­личался смелостью решения и выверенностью научных расчё­тов.

Гармоничны и легки пропорции центрального портика глав­ного здания, украшенного шестью коринфскими колоннами и огромным треугольным фронтоном. Высокий купол (диаметр — 17 м) идеально соизмерен с размерами и пропорциями всего зда­ния. Он не подавляет, а торжественно венчает барабан, проре­занный удлинёнными и узкими окнами. При сооружении купо­ла были впервые в строительстве применены металлические конструкции из железа и чугуна.

Главным украшением собора является колоннада из 144 ко­лонн, расположенных в четыре ряда. Она естественно перехо­дит в широкую площадь, сливающуюся с главной магист­ралью Санкт-Петербурга — Невским проспектом. Мерный и сдержанный ритм колоннады с обеих сторон завершается ши­рокими проездами (около 7 м), напоминающими античные триумфальные арки. Современники сомневались, смогут ли ко­лонны выдержать тяжесть массивного свода, но их опасения оказались напрасными. Блестящий проект Воронихина был без­упречен не только с художественной, но и с технической точки зрения.

Ощущение торжественности и гармонии не только сохраня­ется, но и усиливается внутри здания. Стройные ряды парных колонн, высеченных из монолитных блоков розового гранита, разделяют пространства трёх нефов. Несмотря на скупость деко­ративного внутреннего убранства, стены, колонны и высокие своды собора блещут и переливаются полированным гранитом, мрамором и золочёной бронзой. К сожалению, А. Н. Воронихи­ну не удалось завершить строительство собора, но и то, что он ус­пел сделать, свидетельствует о выдающихся способностях мас­тера.

Желание царя Александра I (1777—1825) превратить Петер­бург в величественный имперский город, «мировую столицу», прославляющую русского императора, было осуществлено заме­чательным зодчим Карлом Ивановичем Росси (1775—1849), со­здавшим ряд монументальных творений в стиле ампир. Среди них — дворцово-парковый комплекс на Елагином острове (1818—1822), ансамбль площади со зданием Михайловского дворца (ныне Русский музей, 1819—1825), ансамбль Дворцовой площади со знаменитой аркой Главного штаба (1819—1822), ан­самбль Театральной площади с Александринским театром (1828—1839), здания Сената и Синода (1829—1834), определив­шие ансамбль Сенатской площади. Основной идеей архитектора стало прославление величия России, отражение её побед в Оте­чественной войне 1812 г. Планируя отдельное сооружение, Рос­си оформляет не только площадь перед ним, но и близлежащие строения в единый комплекс, который включает в цепь ансамб­лей города. Творения К. И. Росси по праву считаются вершиной русского градостроительства XIX в.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 6143 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

Лаской почти всегда добьешься больше, чем грубой силой. © Неизвестно
==> читать все изречения...

2354 - | 2220 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.008 с.