§ 253. Основным выражением волеизъявлений говорящего, его желаний, чтобы действие совершилось, его побуждений, обращенных к другим лицам, к осуществлению действий, является повелительное наклонение. Оно и служит для выражения просьб и приказов разной категоричности.
В связи с тем что непосредственно побуждать речевыми средствами возможно только собеседников, среди форм повелительного наклонения главное место занимает 2-е лицо единственного и множественного числа. 2-е лицо повелительного наклонения и выражает побуждение говорящим собеседника к выполнению того или иного действия. Эта форма служит для выражения как приказов, так и просьб говорящего; при этом в устной речи различия между приказом и просьбой и различных оттенков приказов и просьб, нередко имеющих разную эмоциональную окраску, сказываются в интонациях, которые отличаются большой выразительностью и разнообразием.
Письменная речь не располагает средствами для передачи этой гаммы интонаций, начиная от строжайшего приказа до нерешительной просьбы; поэтому в художественных произведениях обычно даются авторские замечания о характере произношения. Вот несколько примеров из повести Горького "В людях": "Не мешайте мне работать, черт вас возьми!" — орет хозяин, бледный с натуги; "Читай!" — сердито приказывает повар; Хозяин прятал в карман свою сладкую улыбку, командовал: "Каширин, прибери товар!"; "Не криви рожу", — тихонько, но строго говорит он [хозяин], [Смурый] угрюмо приказал: "Читай Тараса..."; [Смурый] гулким голосом уговаривал всех: "Да постыдитесь!"; Мокрый господин... с досадой говорил: "Оставь его, болвана..."; "А ты не тряси стол", — миролюбиво советовал хозяин; Получив письмо от сестры, он [солдат] беспокойно просил: "Читай, пожалуйста, скорее..."; Ласково подмигнув мне, она [бабушка] отзывалась внушительно: "А ты помалкивай, ты здесь не хозяин!" Как показывают авторские ремарки, произношение этих фраз должно быть исключительно разнообразным, отражая различия в строгости приказов, сопровождаемых то нескрываемым гневом, досадой, то сдерживаемым раздражением, или советы, просьбы, в которых звучат доброжелательство, ласка, тревога.
§ 254. Ряд оттенков, ограничивающих такое широкое использование 2-го лица повелительного наклонения, вносит употребление местоимения и частиц.
Обычно повелительное наклонение употребляется без местоимения. Присоединение местоимения 2-го лица смягчает требование и обычно выражает просьбу. Например: Напишите и Вы напишите; Приезжайте и Вы приезжайте; Ты не бойся его, он добрый; ты гляди прямо в глаза ему (Горький). В то же время местоимение создает оттенок интимности, близости отношений. Поэтому в резких приказах употребление вы невозможно: Отойдите прочь!; Замолчите!
§ 255. Частица да, употребляемая в разговорной речи, создает оттенок нетерпения, настойчивости просьбы: Да рассказывайте; Да отоприте же; Да уходите же, наконец; Да останьтесь; Викторушка... время от времени кричит: "Да не трясите стол!" (Горький, В людях).
§ 256. Частица ну выражает уступку со стороны говорящего, его согласие после тех или иных возражений, например, в таких обычных ситуациях: на заявление собеседника о его желании закрыть окно говорящий возражает, что будет душно, но собеседник настаивает: "А я все же закрою!" И говорящий соглашается: Ну закрой! Еще примеры: Ну купи! (после уговоров не покупать); Ну поступай в театральную студию. Эта частица отлична от выражающего побуждение междометия ну; сравните выражение согласия после отказов: Ну поезжай! и побуждение: Ну, поезжай! (Эти обороты резко различаются в интонационном отношении.)
§ 257. Форма повелительного наклонения смотри, потерявшая лексическое значение, присоединяемая к повелительному наклонению другого глагола, выражает подчеркивание необходимости выполнения даваемых советов, поручений: Смотри, помни мои слова; Смотри, приходи; Смотрите, будьте осторожны!; Смотри, учись хорошо! Особенно часто этот оборот употребляется с отрицанием: Смотри, не проговорись!; Смотри, не забудь!; Смотрите, не оступитесь!; Смотрите, не растеряйте! Глаголы совершенного вида с отрицанием употребляются в повелительном наклонении только в значении предостережения: Не забудь!; Не оступись!; Не растеряйте! Присоединение смотри усиливает предостережение. Эти обороты со смотри употребляются в разговорной речи.
§ 258. Частица -ка, аналогичная суффиксам субъективной оценки, выражает ласковость, близость отношений, и с этой частицей повелительное наклонение передает не приказы, а различные просьбы: Посидите-ка!; Отдохните-ка; Передайте-ка мне газету; Не спится мне, Лексейка, боязно чего-то, поговори-ка ты со мной (Горький, В людях).
Как и суффиксы субъективной оценки, эта частица употребляется и для выражения иронии, насмешки: Нет, зачем я буду молчатъ!; Нем, голубчик, иди-ка, иди! Я говорю — иди (Горький, В людях). Обычно частица -ка указывает на близкое к моменту высказывания действие (таковы все приведенные случаи), но она может относиться и к длительным, обычным действиям: Занимайтесь-ка поприлежней; Пишите-ка чаще.
§ 259. В связи с широтой значения и эмоциональной окраской форм 2-го лица отдельные их разновидности оказываются синонимичными с разными конструкциями.
Для выражения категорического приказа используется форма инфинитива с особой повелительной интонацией: Сидеть смирно!; Не шуметь!; Немедленно вызвать врача!; Сейчас же выступать! По сравнению со 2-м лицом повелительного наклонения, эта форма выражает особую категоричность, а кроме того, она выдвигает на первый план требование о выполнении действия и оставляет в тени того, к кому направлено это требование. Поэтому эта форма, как правило, употребляется без обозначения лица.
Эта конструкция, не обозначая определенных лиц, к которым направлено требование, служит для обращения ко всем вообще и поэтому нередко используется в заглавиях статей, носящих характер призыва, например: Убрать урожай без потерь; Растить молодые силы науки; Чутко прислушиваться к голосу избирателей; Совершенствовать педагогическое мастерство.
Наоборот, призывы, обращенные к определенной категории лиц, не допускают употребления этой конструкции, а требуют использования 2-го лица повелительного наклонения: Рабочие и работницы текстильной промышленности, боритесь за высокое качество продукции!; Преподаватели начальной и средней школы, совершенствуйте педагогическое мастерство!
Поэтому в обращении акад. И. П. Павлова к молодежи встречаются только формы повелительного наклонения: Приучайте себя к сдержанности и терпению. Научитесь делать черную работу в науке. Изучайте, сопоставляйте, накопляйте факты!
§ 260. Для выражения просьбы, советов, мягкого увещевания, нерешительных уговоров употребляется условное наклонение, например: Посидели бы еще (сравните: "Посидите еще"); Зашли бы к нам; Отдохнули бы; Соня. Ты бы ложилась, нянечка (Чехов, Дядя Ваня); Астров. А то остались бы! А? (Чехов, Дядя Ваня); Ведь у вас деньги-то есть, вы бы купили книгу! (Горький, В людях); Яков предложил ему: "Бросил бы ты это!" (Горький, Дело Артамоновых); "Ты бы не читал, а спал", — заботливо советовал он... (Горький, Мои университеты).
§ 261. Близким по значению к такому использованию условного наклонения для выражения советов может служить конструкция, состоящая из инфинитива с частицей бы, сопровождаемая указанием лица посредством местоимения тебе, вам: Вам бы сходить самим (сравните: "Вы бы сами сходили" и "Сходите сами"). Особенностью таких оборотов служит то, что в них скрыто, что совет дается говорящим от своего лица, говорящий как бы только констатирует необходимость действий.
Молчалин. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам (Грибоедов, Горе от ума).
Любовь Андреевна. Вам не пьесы смотреть, а смотреть бы почаще на самих себя. Как вы все серо живете, как много говорите ненужного (Чехов, Вишневый сад).
Вам бы, ребята, на медведей сходить, забава хорошая (Горький, Дело Артамоновых).
Как будет видно дальше, эта конструкция также выражает необходимость действия без обращения к собеседнику с предложением о его выполнении.
§ 262. Форма 1-го лица множественного числа будущего простого с особой интонацией приглашения служит для выражения побуждения к действию, в котором вместе с собеседниками примет участие сам говорящий: Тригорин (Аркадиной). Останемся еще на один день! (Чехов, Чайка); Медведенко. Поедем, Маша, домой! (Чехов, Чайка); Запишем задание; Прочитаем стихотворение Пушкина "Памятник". Такие фразы, как последние, обычны в школьной работе, когда учащиеся приглашаются к выполнению заданий под руководством учителя. В таких случаях говорящий объединяет слушателей с собой. Особенно ярко это сказывается в таких лекторских формулах, обращенных к аудитории: Рассмотрим следующее положение; Перейдем к выяснению нового вопроса; Подведем итоги сказанному; Теперь сопоставим разные нервные расстройства у наших животных и у людей ("Лекции" акад. И. П. Павлова).
Широко распространены такие обороты, выражающие призывы, в заглавиях: Отстоим правое дело мира!
Эта форма приглашения сочетается с рядом частиц, вносящих дополнительные оттенки.
Так, эта форма употребляется с частицей множественного числа повелительного наклонения -те, которая придает оттенок вежливости в обращении к собеседникам: Пойдемте в музей!; Продолжимте наш разговор; "Будемте друзьями", — говорил он, пожимая мою руку... (Горький, Мои университеты). Но эта частица употребляется только в кругу бытовых диалогов и неуместна в призывах к широкой аудитории; ее невозможно употребить в таком призыве, как: Выполним взятые обязательства!
Затем с этой формой употребляется частица -ка с ее обычным значением: Попробуем-ка!; Побежимте-ка!; "Пойдем-ка со мной, Ульяна Ивановна", — приказал Артамонов (Горький, Дело Артамоновых). Разговорный и просторечный характер придает частица давай, подчеркивающая побуждение: Давай почитаем (обращение к одному лицу на ты); Давайте сходим в театр.
§ 263. Приглашение выполнить действие вместе с говорящим в разговорной речи выражается формой множественного числа прошедшего времени с той же интонацией приглашения, что и при формах будущего времени: Пошли!; Поехали! По сравнению с Поедем эта конструкция обозначает более решительное предложение к немедленному началу действия: "Пошли с лесом прощаться", — беспечным тоном предложил Алексей (Полевой, Повесть о настоящем человеке). Такой оборот фактически образуется едва ли не от двух указанных глаголов движения, а также от начинательного глагола начали. Менее обычен он от других синонимических с ними глаголов движения, все же он встречается, особенно при поддержке побудительной частицы ну: Ну, побежали!; Ну, тронулись! Совсем необычен он от других глаголов, Ну, запели; Ну, позавтракали (в значении приглашения: "Давайте позавтракаем").
§ 264. Предложение выполнить действие может быть выражено формой будущего времени совершенного вида: К вечеру вы мне напечатаете эту статью (сравните: "К вечеру напечатайте эту статью"). Употребление будущего времени создает оттенок полной уверенности в выполнении действия: Лопахин (отдает Дуняше букет). И квасу мне принесешь. Дуняша. Слушаю (Чехов, Вишневый сад); Елена Андреевна (быстро подходит к Войницкому). Вы постараетесь, вы употребите все ваше влияние, чтобы я и муж уехали отсюда сегодня же! Слышите? Сегодня же! (Чехов, Дядя Ваня). Таким образом, здесь самый категорический приказ, в выполнении которого у говорящего нет сомнений; о нем и сообщается как о действии, которое непременно совершится в будущем, но от простого констатирования осуществления в будущем действия, которое обычно выражается той же формой будущего времени, эти случаи отличаются наличием волеизъявления говорящего, что в устной речи получает выражение в особой повелительной интонации.
§ 265. Разговорной речи и просторечию свойственно употребление 2-го лица повелительного наклонения в единственном числе при обращении к нескольким лицам: Ну, товарищи, налегай на весла!; Тенора, подтягивай!; Трофимов. Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья! (Чехов, Вишневый сад); Староста... завизжал: "Фонарей! Ну, молодчики, покажи работу!" (Горький, Мои университеты). В этом обращении запросто форма единственного числа приобретает оттенок собирательности.
§ 266. Форма 3-го лица повелительного наклонения стоит особняком от формы 2-го лица и выражает не непосредственное обращение к исполнителям действия, так как эти лица не участвуют в диалоге и обычно отсутствуют, а передачу поручений через посредство собеседника. Поэтому они могут дополняться обращением к собеседнику: Пусть Сергеев зайдет ко мне, передайте ему об этом.
В случаях, когда употребляется глагол несовершенного вида в настоящем времени, такая форма может обозначать согласие говорящего, его позволение продолжать уже совершающееся действие: Пусть читает!; Пусть живет у нас; Пусть поют, а мы будем заниматься. В таком случае фразовое ударение падает на пусть. Но эта конструкция может выражать и предложение начать действие (в таком случае на пусть не падает фразового ударения): Пусть читает Николаев; Пусть Иванова читает доклад; Пусть же читатели знают эту мою ошибку (Горький). Но такие случаи редки. Обычно для выражения предложения совершить действие употребляется будущее время совершенного вида: Пусть споет Белова!; Стихотворение "Узник" пусть прочтет Петров!; Об этом надо написать Фомину, пусть обогатится еще одной темой (Горький, Рассказ об одном романе).
Разговорным вариантом к пусть является пускай: Пускай еще поучит; Пускай сам все посмотрит; Пускай бригадир съездит в поле и узнает, можно ли сеять.
§ 267. Наконец, говорящий может выражать свои волеизъявления изъявительным наклонением глаголов, лексическое значение которых выражает приказы и просьбы: Приказываю вам явиться к 8 часам утра; Прошу вас сходить в аптеку; Советую вам взять эту работу; Умоляю вас прийти! Особенностью этих оборотов по сравнению с синонимичными конструкциями, в которых волеизъявление выражается грамматически, является выдвижение на первый план и четкость выражения того, идет ли речь о "приказе", "совете", "просьбе", "мольбе", при этом "приказ" или "просьба" больше констатируются, чем непосредственно выражаются (волевые и экспрессивные оттенки передаются лишь интонационно, например, "приказываю" может быть произнесено с разной степенью строгости и совершенно спокойно).