Лекции.Орг


Поиск:




Дуалистическая концепция этноса




Данная концепция была разработана сотрудниками Института этнографии АН СССР (ныне Институт этнологии и антропологии РАН) во главе с Ю. В. Бромлеем. Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:

В узком смысле этнос получил название "этникос" и понимался как "исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)" [2]

В широком смысле был назван "этносоциальным организмом (ЭСО)" и понимался как этнос, существующий в пределах государства: "ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким

образом, определённую социально-экономическую целостность".

Конструктивизм

Согласно теории конструктивизма этнос - это искусственное образование, результат целенаправленной деятельности самих людей. То есть предполагается, что этничность и этнос являются не некой данностью, а результатом созидания. Те признаки, которые отличают представителей одного этноса от другого, называются этническими маркерами и формируются на разной основе, в зависимости от того как наиболее эффективно отделить данный этнос от другого. Этническими маркерами могут являться: физический облик, религия, язык и т.д.

Так, В. А. Тишков даёт следующее определение: “Народ” в смысле этнической общности - группа людей, члены которой имеют одно или несколько общих названий и общие элементы культуры, обладают мифом (версией) об общем происхождении и тем самым обладают как бы общей исторической памятью, могут ассоциировать себя с особой географической территорией, а также демонстрировать чувство групповой солидарности.

Инструментализм

Эта концепция рассматривает этничность, как инструмент, при помощи которого люди добиваются тех или иных целей, и, в отличие от примордиализма и конструктивизма, не ориентирован на поиск определения этноса и этничности. Так, любая деятельность и активность этнических групп рассматривается как целенаправленная деятельность этнических элит в борьбе за власть и привилегии. В обыденной жизни этничность прибывает в латентном состоянии, но в случае необходимости мобилизуется.

Пассионарная теория этноса (теория Гумилёва)

Оригинальная пассионарная теория этногенеза создана Львом Гумилёвым.

В ней этнос — естественно сложившийся на основе оригинального стереотипа поведения коллектив людей, существующий как системная целостность (структура), противопоставляющая себя всем другим коллективам, исходя из ощущения комплиментарности и формирующая общую для всех своих представителей этническую традицию.

Этнос является важнейшим из видов этнических систем, может входить в состав суперэтносов, и состоять из субэтносов, конвиксий и консорций.

Уникальное сочетание ландшафтов, в котором образовался этнос, называется его месторазвитием. Еще один вариант "теории этноса", долгое время рассматривавшийся в советской этнографии как альтернативный и даже оппозиционный, был создан Л.Н. Гумилевым. Л.Н. Гумилев – представитель социобиологического направления. Рассматривал этнос, как биологическое сообщество существа вида Homo Sapiens, подобно ареалу обитания животных. Началом этногенеза Л.Н. Гумилев считал так называемый «пассионарный толчок» (некие космические излучения). Дальнейшее развитие этноса определяется территорией расселения и психобиологическими характеристиками пассионарности. Этнос, как "замкнутая система дискретного типа", извне "получает заряд энергии и, растратив его, переходит либо к равновесному состоянию со средой, либо распадается на части". Пассионарный толчок чаще всего проходит по границам ландшафтных регионов и в зонах этнических контактов. Пассионарность в результате толчка обретают не все жители региона, а только часть — пассионарии, создатели этноса. Пассионарность заразительна, и пассионарии распространяют ее среди тех, кто им симпатичен; это возможно, считает Л.Н. Гумилев, благодаря тому, что каждый живой организм обладает особым энергетическим полем, для людей это — этническое поле. Одно из главных отличий этносов друг от друга состоит в частоте колебаний их этнических полей. Вместе с этносами возникают и развиваются другие общности, имеющие этническую окраску, — суперэтносы и субэтносы. Суперэтнос — это "группа этносов, возникшая одновременно в одном регионе и проявляющая себя как мозаичная целостность". Субэтносы — более мелкие подразделения, "существующие лишь благодаря тому, что они входят в единство этноса.

Предложил концепцию развития этноса как своеобразного биосоциального организма, который последовательно проходит все фазы от рождения (этногенеза) до смерти или "вечного сна" (гомеостаза). Средняя продолжительность активной "жизни" этносов, в рамках его гипотезы, около тысячи лет.

Концепции этничности, созданные в рамках советской научной традиции, несмотря на отличия в частностях, сходились в главном. Для них было характерно постулирование этноса как реальной, закономерно возникшей, длительно и объективно существующей, достаточно устойчивой, но при этом эволюционирующей общности людей. И все же главным недостатком всех концепций этничности, созданных в бывшем СССР, следует признать то, что этнос в них слишком часто рассматривался вне связи с другими этносами

 

 


26. Типы этногенетических процессов.

Этнос (этническая общность) – исторически сложившаяся на опр-ной территории устойчивая сов-ть людей, обладающая общими относительно стабильными особ-ми языка, К-ры и психики, сознанием своего единства и отличием от др. народов (т.е. наличие этнич-го самосознания, этнич-й самоидентичности).

Этнос как соц. и псих-кая общность людей устойчива во времени, яв-ся для каждого ч-ка надёжной поддержкой, выполняет ф-цию защиты своих членов, ф-ции форм-я единых общих жизненных цен-тей и норм поведения для своих членов.

Этногенетические пр→сы – пр→сы, при к-х происх-т изм-я различных компонентов этноса (отд-х эл-в дух. мат-й К-ры, языка, соц-й стр-ры, самосознания).

1 ) Этноэволюционные – пр→сы, при к-х при изменении отд-х компонентов этнос остаётся самим собой.

2) Этнотрансформационные - пр→сы, при к-х при изменении отд-х компонентов изм-ся самосознание, этническая принадлежность ч-ка стан-ся другой.

Пр→сы этнического объединения:

1) фузия – пр→сс слияния неск-х ранее самост-х народов родственных по языку и К-ре, объединение в новый более крупный этнос. Зависит от уровня соц-эконом развития, интенсивности хоз. связей, географ. условий, степени религиоз, К, и расовой близости групп, сложность этнич. структуры.

2) консолидация – внутр. сплочение более или менее близкородственных этносов в один более крупный в ходе сглаживания различий.

3) ассимиляция – растворение прежде самост-го этноса или его части среди другого, обычно более крупного. Этот процесс широко распространен у развитых стран, где они растворяются

4) миксация - слияние нескольких не связанных родством этносов в новый.

Пр→сы этнического разделения:

1) парципация – деление единого прежде этноса на несколько равных новых, все из которых не отождествляют себя со старым этносом.

2) сепарация – отделениеот этнич-й общности сравнительно небольшой части, кот. со временем превращается в самостоят-й этнос.

 

 

27. Основные формы хозяйственной деятельности человека на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.

Эпоха Верхнего/ Позднего палеолита – конец формирования вида Homo Sapiens. Складываются все признаки соот-щие чел-ку (морфологические): прямохождение, сформировавшийся мозг с абстрактным мышлением, развитые верхние конечности; исп-ние огня→ изменение питания→ изменение строения челюсти и т.д.

Это повлекло большие изменения в организации общества. Чел-к был умелым, его техническая вооружённость в борьбе с природой сделала возможным сущ-ние относительно постоянных хоз-х коллективов. В тоже время требовалось эффективное исп-ние, совершенствование и передача по наследству орудий и навыков труда.

В праобщине б/ невозможна преемственность в изготовлении орудий труда. Осущ-ние такой преемственности – это уже К-ный опыт. Праобщина уступила место родовой общине.

Родовая община – первая форма общественной орг-ции людей, сформировавшая чел-кий коллектив – общество, члены кот-го б/ связаны м/у собой узами кровного родства и верой в общего предка. Сородичи (члены родовой общины) вели общее хозяйство. Во главе общины стоял старейшина, выбираемый из числа самых опытных и уважаемых сородичей. Каждый член общины был включен в общий трудовой процесс и получал от общины часть общественной продукции. Были развиты взаимоотношения п/б коллективизма, сотрудничества. Отношения родства осознавались как экономические отношения, и наоборот. Признание родовых связей получило общ-ное значение. Это основной конституирующий признак производственного коллектива.

Начало формирования материального хоз-ва.

Экзогамия - запрет брачных отношений м/у членами родственного коллектива в эпоху п/б-го строя – первые нормы регулирования брачных отношений.

Единицей отсчёта был признан материнский род. Род от первого женского предка – единый род. Внутри него невозможны брачные отношения. Род – первая форма организации.

Родовая община делится на:

1 – раннеродовая община;

2 – позднеродовая община.

 

РАННЕРОДОВАЯ ОБЩИНА (РРО)

Верхний палеолит. РРО хар-ся в экономическом смысле простым присваивающим хоз-вом, хар-ным для низших охотников, рыболовов и собирателей. => Примитивные родовые отношения. Ни во времени, ни в простр-ве эта стадия не была однообразной и продолжалась 25 000 лет. За это время в 3-4 аза расширился ассортимент орудий труда, особенно эффект-х составных микролитических орудий (использовали острые пластины, к палке, копью прикрепляли наконечник - вот и составное орудие).

Большое значение имело изобретение лука и стрел в эпоху мезолита. Лук появляется прежде всего в Юго-Восточной Азии, Южной Америке, Океании. => 2 грани м/у двумя этапами охотничьей деят-ти: раньше охотились при помощи загона или при помощи построения ямы, куда загоняли животное; а с изобретением лука стало возможным преследование зверя, выслеживание. У некоторых народов лук заменяла духовая стрелометательная трубка.

В мезолите также происходит одомашнивание собаки, кот-я сопровождает чел-ка на охоте и защищает его.

Важнейшей инновацией стало изобретение орудий для морского зверобойного промысла – сети, крючки, гарпун и ср-во передвижения – лодка.

За этот срок произошли большие изменения произв-х сил, несмотря на присваивающее хоз-во. Прогрессировали и произв-ные навыки чел-ка, расширился опыт отношений с природной средой, улучшились кач-ва коллективного труда. Труд был кооперацией – соединение сил для трудовых работ. Разделения труда не было. Медленно появ-ся специализации: охотники, собиратели. В 18-22 годы – это уже опытный чел-к. Учитывались половозрастные хар-ки – возможности ч-ка: мужчины – охота, женщины и дети – собирательство. => Рост производительности труда. Начинается трудовая специализация. Были опытные охотники, собиратели и т.д.

Продолжительность жизни б/ незначительной – всего 18-22 года.

На этом этапе начинает прояв-ся пространственная вариативность производственной деят-ти. Для общин в Северных и Умеренных широтах собирательство играло меньшую роль, чем в Субтропиках и Тропиках. В северных широтах – более обширный ассортимент каменных орудий; в Тропиках – больше деревянных и бамбуковых орудий. В сев. широтах – рано начинают строить жилища; в Тропиках – долгое время обходятся без постоянных жилищ.

В Мезолите – хозяйство и материальная К-ра испытывают значительные изменения.

Плестоцен сменяется голоценом в конце мезолита (8-7 тыс.), заканчивается ледниковый период => изменяется климат в Евразии и северной Америке → исчезли мамонты, шерстистые носороги, крупные млекопитающие. => Чел-к д/б адаптироваться к новым условиям, учиться охотиться на мелких животных, малюсков, птиц искать новые способы собирательства. Требовались новые способы охоты, а => усовершенствование охотничьего оружия: если раньше неардентальцы охотились коротким тяжёлым копьём, полагаясь на силу удара, то потом доминировала охота с преследованием, с лёгким копьём для метания. Духовая стрелометательная трубка утяжеляется грузом и появляется копьеметалка. Так стали практиковаться зверобойный и рыболовный промысел, то совершенствовались приемы рыболовства: помимо запруд стали применяться острога, лук со стрелами, ловушки для охоты на морского зверя. Совершенствовались орудия труда и в собирательстве: появляется утяжелённая специальным грузом землекопалка, специальные скрябки для вскрытия раковин с малюсками. Всё это привело к увеличению ассортимента орудий труда, к большей эффективности этих орудий труда, и в частности появ-ся микролитические орудия труда – маленькие, лёгкие, микролиты 2-3 см размером, их м/б изготовить заранее, носить с собой, хранились в опр-ной сумке, например, наконечник для стрел.

Как следствие всех этих изменений мезолитические общины приноровились использовать все возможности орудий и собирательства, а это привело к их большей подвижности. → Вынуждало вести сезонно-осёдлый, осёдлый образ жизни. Сложились значительные различия в хоз-ной деятельности, которые в свою очередь приводили к различиям в материальной К-ре населения в отд-х районах. Это обусловило первоначальное с/к различия. Так выглядел РРО с точки зрения экономической, хоз-ной деятельности.

Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографии. Никакие остатки материальной К-ры даже косвенно не могут объяснить, как развивались отношения внутри коллектива. Причём в разных обществах картина не одинаковая. В чём соглашаются все учёные, что производственные отношения в раннепервобытной общине хар-ся как коллективистические. Этому есть свои обоснования: уровень производительных сил на стадии РРО был настолько низким, что выжить по одиночке было нельзя, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей, для жизнеспособности. Конечно, были сезонны и удачные охоты, когда мог быть и избыток пищи. Но в целом простое присваивающее хоз-во низших рыболовов, охотников и собирателей позволяло получить лишь жизнеобеспечивающий продукт. Тем самым для РРО становилась необходимой коллективная собственность и, или равнообеспечивающее (уравнительное) распределение.

Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община: земля, угодья, промысловая территория, орудия труда. Такой порядок сохранился у аборигенов Австралии. А вот у некоторых общин в Восточной Африке, у эскимосов вообще отсутствовало такое понятие как собственность. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий труда, предметов быта, утвари, одежды. Судя, по этнографическим данным эти предметы чаще хар-ся как предметы личной собственности, это ещё и подтверждается погребальным обрядом, то что принадлежало человеку хранилось вместе с ним; реже наследовались его родственниками.

Засвидетельствована и другая практика у аборигенов Автсралии, бушменов, у которых были обычаи брать без спроса принадлежавшие членам этой же группы предметы, или обычаи обязывающие делиться с другими членами общины орудиями труда и предметами быта.

Из этого учёные делают вывод, что собственность была коллективной, но можно было брать в личное пользование вещи, находящиеся в коллективной собственности. Коллективной была собственность на пищу и на другую добычу, причём вне зависимости коллективно была добыта эта пища или индивидуально, никто не имел преимущества в распределении, даже самый удачливый охотник. Всё делилось на всех поровну. Такой коллективизм распределения был не автоматическим следствием коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности хоз-ва, с частой нехваткой пищи.

Это обращает внимание на замечания нек-х учёных, что всё это не могло отложить отпечаток в распределении относительно половозростных критериев. В опр-х условиях при равнообеспечивающем распределении учитывались высшие интересы коллектива в целом. Так при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иногда в экстремальных ситуациях у аборигенов Австралии, у эскимосов практиковались инфантицид (умерщвление детей), в особенности по отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление стариков).

Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с равнообеспечивающим распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом, поощрение более успешных. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен мог быть за вещь или за опр-ную услугу.

ПОЗДНЕРОДОВАЯ ОБЩИНА (ПРО)

Переход к ПРО связан с дальнейшим развитием производственных и соц-х отношений, с переходом к производящему хоз-ву.

Человек освоил множество новых приемов действия, почувствовал себя в ситуации обмена, осознал выгоду от всего этого, + накапливался опыт наблюдения за окружающим миром. Это привело к складыванию целого комплекса предпосылок, которые привели в итоге в рез-те длительного сложного процесса, прошедшего в своём развитиии неск-ко этапов, к процессу становления производящего хоз-ва, в отличии от присваивающего (тип хозяйства, когда человек присваивает при помощи созданных им орудий труда пищу, которую он находит в готовом виде в природе; характерен для п/б общества РРО).

Производящее хозяйство -тип хозяйства, при котором люди научились сами производить пищу и прочие необходимые для жизни предметы обихода; хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Переход к производящему хозяйству позволял прокормить большее количество людей в племени и создавал условия для дальнейшего развития человеческого общества.

 

28. Организация труда, половозрастное разделение труда на стадии раннеродовой и позднеродовой общины.

На протяжении всей стадии раннепервобытной общины уровень производительных сил был таков, что, во-первых, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей. Тем самым для раннепервобытной общины становилась необходимой коллективная собственность и уравнительное, или равнообеспечивающее, распределение.

Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий.

Равнообеспечивающее распределение отличалось от коммуналистических Тем, что учитывало различия в потребностях по полу возрасту. В определенных условиях учитывались и высшие интересы коллектива в целом. В случае необходимости, при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иногда в экстремальных ситуациях практиковались инфантицид (умерщвление детей), в особенности по отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление стариков).

Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с уравнительным, или равнообеспечивающим, распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен.

Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п.

Естественное разделение труда по полу и возрасту и связанная с ним хозяйственная специализация наложили глубокий отпечаток на всю общественную жизнь раннепервобытной общины. На их основе складывались особые половозрастные группы (классы, категории, ступени и т. п.). Повсеместно выделялись группы детей, взрослых мужчин и взрослых женщин, различавшиеся предписанными им обязанностями и правами, общественным положением. В обществах с формализованными половозрастными группами большое значение придавалось рубежу перехода из категории подростков в категорию взрослых людей. Этот переход сопровождался определенными испытаниями и торжественными тайными обрядами, известными под названием инициаций. Они всегда заключались в приобщении подростков — обычно каждого пола в отдельности — к хозяйственной, общественной и идеологической жизни полноправных членов общины.

Сложен вопрос о наличии среди взрослых членов раннепервобытной общины главенствующей возрастной категории. Очень вероятно, что уже на этой стадии существовала так называемая герантократия (власть старейших).

Стадия п озднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателей- в других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытного и складыванию классовых обществ.

И раннее производящее, и высокоспециализированное присваивающее хозяйство по-прежнему требовали тесной кооперации трудовых усилий. Но возросшие и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным. А это не могло не повлечь за собой начавшееся перераспределение собственности и расширение сферы трудового распределения.

Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться. Сходные явления происходили в области распределения пищи. Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.

Сохранявшееся в позднепервобытной общине естественное разделение труда поддерживало существование специфических поло-возрастных групп с их бытовой обособленностью, своими правами и обязанностями, тайными обрядами и т. д. Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности.

 

 


29. Формы и основания обмена в архаических обществах. Дарение, потлач, рыночный обмен.

Реконструкция соц-ных отношений представляет наибольшую сложность. Сколько-нибудь уверенно судить об общественных отношениях можно только по данным этнографии. Никакие остатки материальной К-ры даже косвенно не могут объяснить, как развивались отношения внутри коллектива. Причём в разных обществах картина не одинаковая. В чём соглашаются все учёные, что производственные отношения в раннепервобытной общине хар-ся как коллективистические. Этому есть свои обоснования: уровень производительных сил на стадии РРО был настолько низким, что выжить по одиночке было нельзя, выжить можно было только при условии тесной кооперации трудовых усилий и, во-вторых, даже при этих условиях общественного продукта добывалось не больше или немногим больше, чем было необходимо для физического существования людей, для жизнеспособности. Конечно, были сезонны и удачные охоты, когда мог быть и избыток пищи. Но в целом простое присваивающее хоз-во низших рыболовов, охотников и собирателей позволяло получить лишь жизнеобеспечивающий продукт. Тем самым для РРО становилась необходимой коллективная собственность и, или равнообеспечивающее (уравнительное) распределение.

Коллективная собственность распространялась на все, чем владела община: земля, угодья, промысловая территория, орудия труда. Такой порядок сохранился у аборигенов Австралии. А вот у некоторых общин в Восточной Африке, у эскимосов вообще отсутствовало такое понятие как собственность. Однако появились зачатки частной собственности, касавшейся некоторых орудий труда, предметов быта, утвари, одежды. Судя, по этнографическим данным эти предметы чаще хар-ся как предметы личной собственности, это ещё и подтверждается погребальным обрядом, то что принадлежало человеку хранилось вместе с ним; реже наследовались его родственниками.

Засвидетельствована и другая практика у аборигенов Автсралии, бушменов, у которых были обычаи брать без спроса принадлежавшие членам этой же группы предметы, или обычаи обязывающие делиться с другими членами общины орудиями труда и предметами быта.

Из этого учёные делают вывод, что собственность была коллективной, но можно было брать в личное пользование вещи, находящиеся в коллективной собственности. Коллективной была собственность на пищу и на другую добычу, причём вне зависимости коллективно была добыта эта пища или индивидуально, никто не имел преимущества в распределении, даже самый удачливый охотник. Всё делилось на всех поровну. Такой коллективизм распределения был не автоматическим следствием коллективного производства, а необходимым условием выживания при низкой производительности хоз-ва, с частой нехваткой пищи.

Это обращает внимание на замечания нек-х учёных, что всё это не могло отложить отпечаток в распределении относительно половозростных критериев. В опр-х условиях при равнообеспечивающем распределении учитывались высшие интересы коллектива в целом. Так при чрезвычайных обстоятельствах трудоспособные охотники и рыболовы могли получать последний кусок пищи, а их иждивенцы оставаться голодными. Иногда в экстремальных ситуациях у аборигенов Австралии, у эскимосов практиковались инфантицид (умерщвление детей), в особенности по отношению к девочкам, и геронтицид (умерщвление стариков).

Иное положение складывалось там, где уже на стадии раннепервобытной общины коллектив начинал получать не только жизнеобеспечивающий, но и избыточный продукт. В этих случаях наряду с равнообеспечивающим распределением возникало также и трудовое распределение, т. е. получение продукта в соответствии с затраченным трудом, поощрение более успешных. Вместе с избыточным продуктом и трудовым распределением зародился обмен. Обмен мог быть за вещь или за опр-ную услугу.

Обмен возник в межобщинной форме, при которой различные коллективы снабжали друг друга специфическими богатствами их природной среды, например, ценными сортами камня и дерева, раковинами и охрой, янтарем и т. п. То, что обмен сущ-л ещё с позднего палеолита подтверждают археологические раскопки, когда обнаруживают кавказские природные камни в Сибири и т.д. С мезолита возникает обмен изделиями, предметами – это тоже подтверждают археологические находки.

Обменных эквивалентов пока не сложилось, в основном осуществлялся обмен дарами – дарообмен. Общины обменивались сырьём, продуктами труда. Это приводило к расширению и упрочению соц-х связей, складыванию соц-х отношений. Постепенно такие обмены закрепляются традицией, обрастают и оформляются каким-то ритуалом, в опр-х условиях, в опр-ное время, с опр-м смыслом, сопровождаются празднеством, пирами (например, кула). Это самое начало зарождения соц=х отношений, а операции, сопровождающие обмен, начинают выполнять роль соц-х институтов. Это самое начало институализации общества.

Марсель Мосс (1872-1950) «Очерк о даре». Мосс исследовал жизнь аборигенов Океании, Австралии, северной Америки, а также некоторые древние религиозно-правовые системы и на огромном историко-культурном материале показывает значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений и рынка в собств. смысле.

Обмен мог быть активным и пассивным. Если дар не забрали значит что-то не так.

Дары - система взаимных «тотальных, совокупных поставок», непрерывно циркулирующих от клана к клану, от фратрии к фратрии, от племени к племени. Они выходят за рамки эк. отношений и охватывают все сферы общества; они универсальны, как универсален сам обмен в отношениях между людьми: «Пища, женщины, дети, имущество, земля, труд, помощь, жреческие услуги, ранги – всё является предметом передачи и возмещения!

Делать подарки, принимать подарки, возмещать/ делать ответные дары – это в равной степени важные обязанности, которые должны неукоснительно выполняться. Уклонение от одной из этих обязанностей влечёт за собой серьёзные последствия для субъектов обмена, вплоть до объявления войны.

Дар непременно предполагает компенсирующий взаимный дар в той или иной форме, но, в отличии от обычной сделки, оба эти акта отделены друг от друга во времени. => Обмен д/б эквивалентным.

Будучи формально добровольными, внешне свободными и безвозмездными, в действительности дары являются строго обязательными, и с небескорыстным хар-ром.

В обмене дарами на равной основе участвуют как предметы движимого и недвижимого имущества, так и знаки внимания, услуги, приглашения на участие в пирах, обрядах, ритуалах, играх, танцах, празднествах.

В качестве субъектов обмена в архаических обществах выступают главным образом не индивиды, а группы, либо индивиды, символизирующие группы(например, вожди).

Объём и торжественность дарения - основная форма соперничества между вождями, родами, кланами. Величие вождя, степень его власти над другими определяется количеством сделанных им подарков.

Потлач – обычай, широко распространённый среди индейцев тихоокеанского побережья Сев. Америки; расточительство, доходившая до истребления имуществ с целью затмить вождя-соперника вместе с его близкими; «тотальные поставки агонистического типа». Отдавая или уничтожая свои богатства, реально обменивали их на более высокий престиж. Потлач является одновременно религиозным, мифологическим, экономическим, эстетическим феноменом. 2 существенных эл-та потлача: 1) честь, престиж, манна, которую несет с собой богатство; 2) безусловная обязанность возмещать дары под угрозой потерять ману – власть, талисман и источник богатства, воплощённый в самой власти.

Полученная вещь не инертна. Всякая личная собственность обладает хау – духом вещей. Вещь является частью того, кто дарит, отсюда следует, что основанием циркуляции даров в арх. обществах по Моссу является магическая сила, содержащаяся в объекте. Даваемая вещь, будучи одушевлённой, часто индивидуализированной, стремиться к возвращению или же к созданию для клана и местности, откуда она вышла, некоего эквивалента самой себя.

Обмен сам по себе – один из первых соц-х институтов.

 

 


30. Возникновение и основные этапы перехода к производящему хозяйству.

На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

На самом раннем этапе люди занимались не земледелием и скотоводством, а доминистикацией и культивацией. Сначала выращивали дикие растения, просто создавая для них лучшие условия – не меняли морфологии растения, окучивали, прореживали, ставили навес/ затеняли, поливали и только – т.е. «выделили их» из других сородичей в лесу.

Только после серии доминистикационных мероприятий можно вырастить новое растение, морфологически отличное от его исходной формы. Когда морфологические изменения происходят в размерах популяции, тогда учёные говорят о появлении нового сорта растения. А когда это переходит на промышленные размеры, то уже говорят о системе земледелия.

Наблюдения у человека накапливаются множество и постепенно в процессе ухода за растениями. Начинают подмечать, что на выжженной земле лучше растут растения, на месте, где сгорела солома на следующий год хорошо растут шампиньоны. Также подметили, что растительность хорошо растёт на илистой плодородной почве после разлива реки. Человек ничего особенного не изобрёл, а только исп-ет знания от наблюдения, это ещё не система земледелия. А в последствии в рез-те целенаправленной деятельности получают новые сорта растений.

Для того, чтобы обозначить то влияние, к-ое оказывает человек на природу и те изменения, к-ые происходят с природой под влиянием человеческой деят-ти был введён специальный термин – синантропизация. Скорее всего синантропизация возникла достаточно рано, могло свидетельствовать о специфическом отношении человека и природы до возникновения скотоводства и земледелия.

Земледелие – хоз-ная система, включающая специальную обработку земли и посевы. Из этой целенаправленной системы выпадает комплекс примитивных способов выращивания К-ных растений.

=> Сначала сложилась как система культивация (воздействие на растения, к-ые ещё не изменили свой дикий облик и земля ещё не подвергалась специальной обработке), а потом возникла система земледелия.

Т.о., предположение Вавилова, что процесс перехода к производящему хоз-ву – это процесс длительный, проходит неск-ко этапов получило обоснование и подтверждение.

3 этапа перехода к производящему хоз-ву:

а) вызревание предпосылок для перехода к производящему хоз-ву у охотников, рыболовов и собирателей. Один из самых распространенных методов хоз-ния на первом этапе били поджоги растительности, они производились по самым разным причинам, но в итоге вели к обновлению растительного покрова и как следствие к росту плодности травоядных животных. Пожёги могли вызывать спонтанные мутации, появлялись новые кач-ва у растений и животных, т.е. появ-сь растения с видоизменённой наследственностью. Это рез-т синантропизации, т.е. воздействия человека. Тоже самое - искусственное обводнение пространства, + когда человек начал строить дамбы, запруды, каналы – сначала для рыболовства, потом для растений.

Путь «переноса» растений с одной территории на другую: обмен ритуальными украшениями, сделанными из плодов, ягод, которые попадали в новые условия и там появлялись новые растения; или обычай брать с собой на новое место жительства землю, частичку из старого, а с землёй переносятся семена, споры растений и т.д.

б) возникновение земледелия и скотоводства в кач-ве одного из укладов в рамках присваивающего хоз-ва.

Собирательство, охота, рыболовство продолжают сохранять основную роль в получении продукта. Земледелие и скотоводство – только как добавка, проявляются как способ хоз-ния, как способ действия, как один из укладов в рамках присваивающего хоз-ва.

Ещё одним моментом критики понятия неолитическая рев-ция – послужил тот факт, что человек, переходя на новый вид питания не сразу привыкает к нему и полностью одобряет, нужно время для адаптации и привыкания.

Археологические данные – 25% присваивающее хоз-во – процент продукта от этого вида хоз-ва. → Обнаружение археологами осёдлых и полуосёдлых стоянок – оценка роли производящего и присваивающего хоз-ва в жизни общества. Сразу чел-к не мог оценить преимущества производящего хоз-ва. Переход к нему был достаточно длительным.

ð Гипотеза о происхождении групп крови: сначала первой, потом второй, … четвёртой – зависит от вида пищи опр-го общества – пища связывается с переходом от присваивающего к производящему хоз-ву, меняется набор продуктов.

Раннее земледелие только начинало стан-ся в обществах.

в) складывание окончательно земледельно-скотоводческого образа жизни. Завершение процесса становления производящего хоз-ва. Этот этап тоже был длительным. О складывании земледелия в обществах можно судить тогда, когда в хоз-ве уже не м/б поворота к предыдущему этапу. (На втором этапе «б» многие племена возвращались к п/б собирательству и охоте). Сложность перехода к производящему хоз-ву заключалась в перестройке прежнего жизненного уклада. С переходом к новой технологии начались и изменения в обществе. Половое разделение труда стало более четким – кругозор женщины стал резко ограничиваться областью домашнего хоз-ва. Мужчины продолжали заниматься охотой (особенно на этапе «б»); земледелие стало уделом женщин и подростков. Предпосылки перехода к земледелию начали создаваться, когда на земельных участках начали оставлять группы из общины для обработки земли и ухода за ней, а основная часть общины уходила на пастбища.

Переход к производящему хоз-ву складывался неравномерно в регионах. Вавилов высказал мысль о первичных и вторичных центрах – очагах происхождения земледелия. Под первичным очагом Вавилов понимал район формирования комплекса разнообразных растений. Если этот район лежал в пределах доместикации, он считался первичным, а если был удален от него – то вторичным.

По мере накопления данных археологии и палеоботаники под первичным земледельческим очагом начал пониматься крупный ареал, где постепенно сложился комплекс культурных растений, послуживший формированию земледельческого образа жизни. Обычно эти очаги влияли на другие районы, способствовали распространению земледелия вширь. Их формирование явилось результатом сложения нескольких первичных очагов, где шла доместикация растений. Þ С микроочагами было связано складывание отдельных видов, а с очагами земледелия – объединение этих видов в единые крупные комплексы и формирование на их основе новых разновидностей путем мутации и гибридизации. Микроочаги возникли на этапе «б», а очаги – на этапе «в». первичный очаг: сначала люди освоили практику доместикации, а потом сложилось земледелие. Перенесение этих навыков в другое место вызывало образование вторичных очагов.

31. Характеристика производящего хозяйства. Первичные и вторичные очаги возникновения земледелия.

Переход к ПРО связан с дальнейшим развитием производственных и соц-х отношений, с переходом к производящему хоз-ву.

Человек освоил множество новых приемов действия, почувствовал себя в ситуации обмена, осознал выгоду от всего этого, + накапливался опыт наблюдения за окружающим миром. Это привело к складыванию целого комплекса предпосылок, которые привели в итоге в рез-те длительного сложного процесса, прошедшего в своём развитиии неск-ко этапов, к процессу становления производящего хоз-ва, в отличии от присваивающего (тип хозяйства, когда человек присваивает при помощи созданных им орудий труда пищу, которую он находит в готовом виде в природе; характерен для п/б общества РРО).

Производящее хозяйство -тип хозяйства, при котором люди научились сами производить пищу и прочие необходимые для жизни предметы обихода; хозяйство, где основным источником существования является выращиваемые культурные растения и домашние животные. При переходе от присваивающего хозяйства к производящему общество перешло от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию. Переход к производящему хозяйству позволял прокормить большее количество людей в племени и создавал условия для дальнейшего развития человеческого общества.

Переход к производящему хоз-ву складывался неравномерно в регионах. Вавилов Николай Иванович первый научно поставил вопрос о первичных и вторичных очагах возникновения земледелия – русский учёный, основоположник теории о революции и основах селекции, он же автор теории о «Центрах происхождения культурных растений». Он оч много сделал для науки, для селекции, для ботаники; организовал неск-ко ботанико-охранологических экспедиций, цель кот-х установление территорий древнейших очагов формообразования К-ных растений.

Скорее всего, земледелие как система сложилось первоначально в нек-х центрах, в очагах, а потом комплексы знаний, приёмов заимствовались и распространялись на другие территории, применялись к другим условиям. Не везде повсеместно, одновременно и с равномерной интенсивностью складывалось производящее хоз-во. В основном Вавилов делал свои выводы на данных биогеографии. После достижения археологических находок и экспедиций, эти данные соединились и предоставили объективное знание. Вавилов доказал, что сначала возникли очаги земледелия, потом скотоводства, какие сложились раньше, какие были ближайшие и отдалённые с/к последствия перехода к производящему хоз-ву – эти вопросы получили полное освещение у Вавилова.

На пути складывания земледелия как системы человек прошёл сначала этапы доминистикации (одомашнивание животных и растений) и культивации (создание лучших условий для произрастания растений).

На самом раннем этапе люди занимались не земледелием и скотоводством, а доминистикацией и культивацией. Сначала выращивали дикие растения, просто создавая для них лучшие условия – не меняли морфологии растения, окучивали, прореживали, ставили навес/ затеняли, поливали и только – т.е. «выделили их» из других сородичей в лесу.

Только после серии доминистикационных мероприятий можно вырастить новое растение, морфологически отличное от его исходной формы. Когда морфологические изменения происходят в размерах популяции, тогда учёные говорят о появлении нового сорта растения. А когда это переходит на промышленные размеры, то уже говорят о системе земледелия.

Наблюдения у человека накапливаются множество и постепенно в процессе ухода за растениями. Начинают подмечать, что на выжженной земле лучше растут растения, на месте, где сгорела солома на следующий год хорошо растут шампиньоны. Также подметили, что растительность хорошо растёт на илистой плодородной почве после разлива реки. Человек ничего особенного не изобрёл, а только исп-ет знания от наблюдения, это ещё не система земледелия. А в последствии в рез-те целенаправленной деятельности получают новые сорта растений.

Для того, чтобы обозначить то влияние, к-ое оказывает человек на природу и те изменения, к-ые происходят с природой под влиянием человеческой деят-ти был введён специальный термин – синантропизация. Скорее всего синантропизация возникла достаточно рано, могло свидетельствовать о специфическом отношении человека и природы до возникновения скотоводства и земледелия.

Земледелие – хоз-ная система, включающая специальную обработку земли и посевы. Из этой целенаправленной системы выпадает комплекс примитивных способов выращивания К-ных растений.

=> Сначала сложилась как система культивация (воздействие на растения, к-ые ещё не изменили свой дикий облик и земля ещё не подвергалась специальной обработке), а потом возникла система земледелия.

Т.о., предположение Вавилова, что процесс перехода к производящему хоз-ву – это процесс длительный, проходит неск-ко этапов получило обоснование и подтверждение.

По мере накопления данных археологии и палеоботаники под первичным земледельческим очагом начал пониматься крупный ареал, где постепенно сложился комплекс культурных растений, послуживший формированию земледельческого образа жизни. Обычно эти очаги влияли на другие районы, способствовали распространению земледелия вширь. Их формирование явилось результатом сложения нескольких первичных очагов, где шла доместикация растений. Þ С микроочагами было связано складывание отдельных видов, а с очагами земледелия – объединение этих видов в единые крупные комплексы и формирование на их основе новых разновидностей путем мутации и гибридизации. Микроочаги возникли на этапе «б», а очаги – на этапе «в». первичный очаг: сначала люди освоили практику доместикации, а потом сложилось земледелие. Перенесение этих навыков в другое место вызывало образование вторичных очагов.

С развитием производящего хозяйства начинают появляться излишки продуктов Þ наступает стадия позднепервобытной общины (ППО). На этой стадии требовалась тесная кооперация общинников, поскольку все операции в хоз-ве были непосильны отдельным индивидам. Экономическую основу общества составляла коллективная, родовая собственность на землю. Вся земля, пастбища, рыболовецкие, охотничьи и собирательские угодья либо прямо принадлежали роду, либо рассматривались кА принадлежащие племени, фратрии (группе нескольких родов одного племени). (Род выстраивался по материнской линии, и внутри фратрии брачные не были возможны). Внутри племени земля передавалась во владение группам ближайших сородичей и такая земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы производства были предметами личной собственности и могли отчуждаться, иногда практиковалось свободное заимствование вещей сородичей. Об этом свидетельствуют этнографические исследования – человека погребали вместе с вещами.

Сходные явления происходили и в области потребления пищи. Еще существовало уравнительное распределение пищи, но действовало оно в экстремальных ситуациях. В обычных условиях распределение происходило в более узких группах родственников по крови/браку. Уравнительное распределение все чаще начинает заменяться трудовым. Преуспевающий в хозяйстве, охоте, рыболовстве мог распоряжаться избытком продуктов по своему желанию. В разных обществах сложились разные отношения собственности на пищу. Папуасы Новой Гвинеи могли брать у соседей пищу взаймы, а в Северной Америке такое поведение считалось кражей.

Рост избыточного продукта, появление на его основе личной собственности и замещение уравнительного распределения трудовым привело к развитию особого вида социальных отношений – «престижной экономики» (ПЭ-ки). На стадии ППО ПЭ-ка проявилась в дарообмене. Он существовал только в системе получения избыточного продукта. Дарообмен существовал как внутри общины, так и за ее пределами. Межобщинный дарообмен был более развит. Таким образом, дарообмен выполнял роль соц.института (например, «кула» у тробрианцев). При межобщинном дарообмене могли обмениваться как полезными в хозяйстве, так и бесполезными вещами – украшениями и прочим. Где-то обменивались морскими раковинами. Некоторые группы папуасов для дарообмена выращивали специальные виды продуктов – это и есть ПЭ-ка. При дарообмене приобретали престиж, а не материальную выгоду: чем больше дар, тем выше престиж дарителя. Дары могли приноситься и анонимно, и передаваться прямо в руки. Добавочный продукт, появившийся в ходе развития производящего хоз-ва, часто отдается в дар или меняется на что-то – вещь, услуга, предмет. Из ПЭ-ки возникает дарообмен, позже торговля. Начинают возникать предпосылки к возникновению соц.дифференциации – сначала это соц.ранжирование, складывание авторитета. С развитием дарообмена начинает складываться торговля с денежным эквивалентом.

Стадия ППО – начало соц.неравенства, но пока еще это коллективный тип родовой общины. Единственной ценностью был общинный труд. Существовали уравнительные отношения распределения. Отношения характеризовались как коллективистские.

Первые очаги земледелия обнаружены в Палестине, Египте, Иране, Ираке. В Средней Азии искусственное орошение полей при помощи каналов появилось уже в IV тыс. до н.э. Для земледельческих племен характерны большие поселения из глинобитных домов, насчитывающие иногда по нескольку тысяч жителей. Джейтунская археологическая культура в Средней Азии и Буго-Днестровская на Украине представляют ранние земледельческие культуры в V-IV тыс. до н.э.

 

 


32. Возникновение института брака. Экзогамия. Брачные правила.

С возникновением родовой организации появ-ся и инструменты, регулирующие отношения между полома. Первый такой институт, регулирующий отношения м/у поламиБРАК. Отношения м/у родственниками регулирует институт семьи. Первым возник институт брака, а потом институт семьи. Брак м/б без семьи. Брак первоначален и регулиркет и регламентирует отношения м/у супругами/ полами. Институт брака в истории – это своеобразный показатель развития общества, он сделал общество жизнеспособным и устойчивым. Это первый инструмент регуляции. Обеспечивает сохранение и воспроизводство общества.

Сущ-ют разные мнения о том, когда возникли брак и семья, были ли они существующими одновременно, + какая форма брака была первой. Считать ли искусственной формой брака групповой брак или индивидуальный брак – семью???

Брак – это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности.

Групповой брак – брачный союз неск-х мужчин и женщин.

Моногамия - брак с не более, чем один легальный брачный партнёр одновременно, один мужчина и одна женщина.

Полигиния – многожёнство - когда мужчине позволительно иметь несколько жён, каждая из которых имеет детей и собственное жилое пространство в пределах общего двора (домохозяйства), который разделяется с другими жёнами.

Сорорат – брак с двумя или более сёстрами одновременно; или с сёстрами умершей жены.

Левират - сожительство с женой старшего или младшего брата или с его вдовой.

Полиандрия – многомужество - когда женщина может жить со своими мужьями в одном доме.

Все попытки систематизации имели под собой реальную историческую основу.

Скорее всего по началу существовал промискуитет (от лат. promiscuus — смешанный, общий; — беспорядочные, ничем не ограниченные половые связи со многими партнёрами), позднее, возможно было замечено, что потомство от таких браков было не жизнеспособно → начало регулирования отношений. Удобнее было регулировать родство ч/з принадлежность к роду, первоначально материнскому.

Внутри одного материнского рода отношения были запрещены. М/ у родами м/б осущ-ть браки. Это самая простая форма дуальной организации. Матриархат – это значило, что счёт родства шёл по женской линии и только. Женщина не была «главенствующей» в роде.

Эндогамия – предполагает выбор брачного партнёра из той группы, к к-рой относится сам вступающий в брак, т.е. брак внутри одного рода. → Связь с возникновением частной собственности, патриархальной организации.

Экзогамия – предполагает выбор брачного партнёра в чужой группе, т.е. заключение брака вне одного рода.

Брачный союз внутри рода был возможен только с представителями «брачного класса» - готовые по возрасту люди, для вступления в брак, прошедшие обряд инициации. Представители одного класса также продолжают принадлежать одному роду. Они нигде не создают отдельный дом – дети, рождённые в браке остаются в роде женщины. Ребёнка воспитывают члены рода, в первую очередь дядя – брат жены.

Реконструкция дуальной организации стала возможна на основе этнографических наблюдений. Большинство учёных – для поряд-в, хар-х в обществе, характерна классификационная система родства. По этой системе родства одними и теми же терминами обозначаются все мужчины и женщины определённых возрастных и брачных классов этой категории. Один брачный класс – все матери и жёны, другой брачный класс – все отцы и мужья.

Для классовых обществ хар-на описательная система родства, в кот-й имеются термины для всех членов общества (мама, папа, брат, сестра, дядя и т.д.).

Сущ-ние классификационной системы подтверждает мнение учёных о первоначальной форме брака – групповой брак. Также док-во просматривается в нек-х чертах брачной общности у аборигенов Австралии – Зап. Виктория, где сущ-ла система брачных классов: племя делилось на половины жён и мужей, кот-ые знают, что предназначены друг другу с рождения. Это означает, что они берут из предназначенного класса мужа или жену.

Это не просто внебрачные связи, а браки - только временные. → Парные браки без совместного сожительства (например, «охотничьи» девушки).

Схожие обычаи описаны многими учёными-исследователями.

Сущ-ет мнение, что брак изначально был парным, а не групповым. Археологически эту концепцию м/ подтвердить. Например, обнаружены одночажные жилища. Учёные считают, что если даже был обнаружен один дом, то он был поделён м/у семьями – неск-ко очагов внутри жилища.

С т.зр. рода установление союза м/у парой предназначенных друг другу людей не противоречит ни первой, ни второй гипотезе.

Скорее всего первоначальный брак был парно-групповой!

Варианты брака: матрилокальный и патрилокальный. Матрилинейные общества отдают предпочтение материнской линии, а патрилинейные - определяют происхождение по мужской, отцовской линии. Там где было более распространено охотничье бродячее хоз-во скорее складывается очаг патрилокального поселения; где процветал производящий вид хоз-ва - осёдлое земледелие – там складывается матрилокальное поселение.

ПРАВИЛА, регулирующие отношения в браке.

Первое правило – это экзогамия (заключение брака вне одного рода). По мере усложнения организации - дуально-фратриальная (неск-ко родов) форма брачных отношений.

Обязательно вводится двусторонний перекрёстно-двоюродный (кросскузенный) брак – женились на двоюродных братьях и сёстрах.

В нек-х обществах сущ-ли особые мех-мы для предотвращения половых и брачных связей людей, не принадлежавших к кругу потенциальных мужей и жён. Важнейшим из них был обычай «избегания» - не разговаривать, не принимать вместе пищу, не находиться в одном помещении. Избегание качалось как родственников, так и своиств-в(?).

Сама парность брака была относительна.

Практиковалась полигения - многожёнство в виде сорората – брак с двумя или более сёстрами одновременно; или с сёстрами умершей жены. Или в форме левират а - сожительство с женой старшего или младшего брата или с его вдовой. Также сущ-ла и полиандрия – многомужество.

В некоторых обществах допускались и даже поощрялись добрачные и внебрачные половые связи, несущие ритуальный (например, искупительный гетеризм) и бытовой хар-р (гостеприимный гетеризм).

Основанная на таком браке семья была не лишена общности интересов. Например, аборигены Австралии вместе распоряжались продуктами собирательства своих жён, могло даже сущ-ть общее имущество, некоторые общие функции семья выполняла по социализации детей (в примитивном смысле). Хотя уже наблюдаются тенденции к кооперированию со своими брачными партнёрами, однако большей прочностью отличаются родовые отношения.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2016-11-19; Мы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 961 | Нарушение авторских прав


Поиск на сайте:

Лучшие изречения:

80% успеха - это появиться в нужном месте в нужное время. © Вуди Аллен
==> читать все изречения...

1307 - | 1196 -


© 2015-2024 lektsii.org - Контакты - Последнее добавление

Ген: 0.013 с.