Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава IV. √раницы изменчивости мнений и верований толпы.




1. ѕосто€нные веровани€, Ч Ќеизменность некоторых общих верований. ќни служат путеводител€ми цивилизаций. Ч —ложность их искоренени€. Ч ¬ каком отношении нетерпимость составл€ет добродетель. Ч Ќелепость какого-нибудь веровани€ в философском отношении не может вредить его распространению.

2. Ќепосто€нные мнени€ толпы, Ч „резвычайна€ изменчивость мнений, не проистекающих из общих верований. Ч  ажущиес€ изменени€ идей и верований. ƒействительные границы этих изменений. Ч »счезновение общих верований и чрезвычайное распространение печати обусловливают необыкновенную подвижность мнений в наше врем€. Ч ¬ толпе обнаруживаетс€ склонность к индифферентизму. Ч Ѕессилие правительств руководить мнени€ми толпы. Ч Ќынешн€€ раздробленность мнений преп€тствует их тирании.

ѕосто€нные веровани€.

ћежду анатомическими и психологическими признаками живых существ наблюдаетс€ тесный параллелизм. ¬ анатомических признаках мы наталкиваемс€ на некоторые элементы, остающиес€ неизменными или измен€ющиес€ так медленно, что нужны целые геологические эпохи, чтобы вызвать эти изменени€. Ќо р€дом с посто€нными, неизмен€ющимис€ признаками существуют другие, очень подвижные, подвергающиес€ изменению под вли€нием среды или при помощи искусства; скотоводы и садоводы, например, могут по произволу измен€ть эти признаки, притом иногда до такой степени, что они совершенно скрывают основные черты от взоров не очень внимательного наблюдател€. ¬ нравственных чертах наблюдаетс€ такое же €вление. –€дом с неизменными психологическими элементами какой-нибудь расы встречаютс€ элементы подвижные и измен€ющиес€.

¬от почему, изуча€ веровани€ и мнени€ какого-нибудь народа, мы наталкиваемс€ в глубине на очень стойкое основание, на которое наслаиваютс€ мнени€, столь же подвижные, как и песок, покрывающий какую-нибудь скалу.

ћнени€ и веровани€ толпы образуют, следовательно, два разр€да, резко отличающиес€ друг от друга.   первому мы отнесем все великие посто€нные веровани€, удерживающиес€ в течение многих столетий, и на которых покоитс€ вс€ цивилизаци€; таковы, например, идеи христианства, феодализма, реформации, а в наше врем€ Ч принцип национализма, демократические и социальные идеи; ко второму относ€тс€ временные и переменчивые мнени€, проистекающие большей частью из общих пон€тий, которые нарождаютс€ и исчезают с каждой эпохой Ч это, например, теории, руковод€щие искусствами и литературой в известные времена, те, которые вызвали по€вление романтизма, натурализма, мистицизма и т. д. Ёти теории большей частью столь же поверхностны, как и мода, и подвергаютс€ таким же изменени€м, как она, напомина€ маленькие волны, которые беспрестанно то по€вл€ютс€, то исчезают на поверхности какого-нибудь глубокого озера.

„исло великих общих верований очень невелико. Ќарождение этих верований и их исчезновение составл€ют дл€ каждой исторической расы кульминационные пункты ее истории и образуют истинный остов вс€кой цивилизации.

Ќе трудно внушить толпе какое-нибудь преход€щее мнение, но очень трудно утвердить в се душе прочное верование, и также трудно уничтожить это последнее, когда оно уже установилось. »зменение таких установившихс€ верований достигаетс€ чаще всего лишь при помощи очень бурных революций, да и те в состо€нии произвести это только тогда, когда верование почти совсем уже потер€ло свою власть над душами. –еволюци€ же окончательно сметает то, что и так уже совсем расшатано, но держитс€ лишь благодар€ привычке; поэтому-то начинающа€с€ революци€ всегда знаменует конец какого-нибудь веровани€.

Ќе трудно распознать тот день, когда какое-нибудь великое верование отмечаетс€ печатью смерти. Ёто бывает тогда, когда оно подвергаетс€ обсуждению, так как вс€кое общее верование представл€ет собой только фикцию, котора€ может существовать лишь при том условии, чтобы ее не подвергали исследованию.

Ќо если даже какое-нибудь верование и поколебалось, все-таки учреждени€, основанные на нем, могут долго сохран€ть свою силу и лишь постепенно тер€ют ее.  огда же оно падет окончательно, то все, что оно поддерживало, рушитс€ вслед за ним. Ќарод может изменить свои веровани€ не иначе, как при условии полного изменени€ всех элементов своей цивилизации, и эти изменени€ будут происходить до тех пор, пока не установитс€ какое-нибудь новое общее верование; пока же этого не произойдет, народ поневоле будет находитьс€ в состо€нии анархии. ќбщие веровани€ необходимы дл€ поддержки цивилизаций, так как они дают известное направление иде€м и только они одни могут внушить веру и создать долг.

Ќароды всегда сознавали пользу приобретени€ общих верований, инстинктивно понима€, что исчезновение этих верований знаменует дл€ них час упадка. ‘анатический культ –има был дл€ римл€н именно таким верованием, которое сделало их властелинами мира, и когда верование это исчезло, –им пришел в упадок. ¬арвары же, уничтожившие римскую цивилизацию, только тогда достигли некоторой сплоченности и могли выйти из анархии, в которой находились до тех пор, когда усвоили себе некоторые общие веровани€.

»так, народы не без основани€ защищали свои веровани€ с такой €рой нетерпимостью. ѕодобна€ нетерпимость, заслуживающа€ осуждени€ с философской точки зрени€, в жизни народов составл€ет одну из необходимейших добродетелей. ƒл€ основани€ или же поддержани€ общих верований воздвигалось в средние века такое множество костров и так много погибло изобретателей или новаторов. ƒл€ защиты этих верований мир столько раз подвергалс€ потр€сени€м, столько миллионов людей легли костьми на пол€х битв и, веро€тно, столько же их погибнет в будущем!

ќчень трудно установить общее верование, но когда оно установлено наконец-то, сила его долгое врем€ бывает непреодолима, и как бы ни были ложны его философские основы, все-таки даже самые просвещенные умы подчин€ютс€ ему. –азве европейские народы не считали в течение чуть ли не п€тнадцати веков неопровержимой истиной такие религиозные легенды, которые при ближайшем исследовании оказываютс€ столь же варварскими, как и легенды ћолоха. ”жасающа€ нелепость такой легенды не была замечена в течение многих веков, и даже такие могущественные гении как √алилей, Ќьютон и Ћейбниц ни на одну минуту не допускали возможности ее оспаривани€.

Ќичто не может лучше этого факта доказать гипнотизирующее вли€ние общих верований, но в то же врем€ и ни что так €сно не указывает на унизительные границы, постав' ленные человеческому уму!

Ћишь только какой-нибудь новый догмат утвердилс€ в душе толпы, он немедленно становитс€ вдохновителем всех ее учреждений, ее искусства и ее поведени€. ¬ласть его над душами абсолютна. Ћюди долго только и мечтают об его реализации, законодатели хлопочут об его применении в жизни, философы же, артисты и литераторы занимаютс€ его разъ€снением, воспроизвод€ его в различных формах. »з основного веровани€ могут, конечно, возникнуть временные побочные идеи, но они всегда будут носить на себе отпечаток того веровани€ из которого произошли; египетска€ цивилизаци€, средневекова€ европейска€ цивилизаци€, мусульманска€ цивилизаци€ арабов Ч все они происход€т из того небольшого числа религиозных верований, которые наложили свой отпечаток на самомалейшие элементы этих цивилизаций, вследствие чего можно с первого же взгл€да распознать эти основные веровани€. »так, благодар€ общим веровани€м, люди каждой эпохи бывают окружены сетью традиций, мнений и привычек, от ига которых они не в состо€нии избавитьс€ и которые обусловливают их взаимное сходство. Ёти веровани€ управл€ют людьми так же, как и вытекающие из них обычаи, руковод€щие всеми малейшими актами нашего существовани€ настолько, что даже самый независимый ум не может совершенно освободитьс€ от их власти. »стинной тиранией может быть только така€, котора€ бессознательно действует на души, так как с нею нельз€ боротьс€. “иберий, „ингисхан, Ќаполеон, без сомнени€, были опасными тиранами, но ћоисей, Ѕудда, ћагомет и Ћютер из глубины своих могил еще сильнее властвовали над душами. «аговор может свергнуть тирана, но что он может сделать против какого-нибудь прочно установившегос€ веровани€? ¬ €ростной борьбе с католицизмом, несмотр€ даже на кажущеес€ сочувствие народных масс и на все способы истреблени€, столь же немилосердные, как и во времена инквизиций, побежденной оказалась все-таки велика€ революци€. ≈динственные насто€щие тираны, которых знало человечество, всегда были тени умерших или же иллюзии, созданные самим же человечеством.

Ќелепость многих общих верований с философской точки зрени€ никогда не преп€тствовала их торжеству. ƒаже более: торжество это только и возможно при условии, если в веровани€х заключаетс€ какой-нибудь таинственный вздор; так что очевидна€ нелепость некоторых современных верований никак не может преп€тствовать им овладеть душою толпы.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 282 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ћучша€ месть Ц огромный успех. © ‘рэнк —инатра
==> читать все изречени€...

508 - | 486 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.