Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ƒругие психологические конструкты




100. Ќа насто€щий момент проведено большое количество исследований, в ходе которых были зафиксированы культурные и гендерные различи€, св€занные с широким спектром психологических конструктов. “олько за последние п€ть лет исследовани€ в области гендерных и культурных различий охватили значительный круг тем, включающих вопросы планировани€ карьеры, самопрезентации, выбора одежды, суицидного поведени€, содержани€ сновидений, близких отношений, когнитивных стилей и психологической подготовки в спорте, самооценки, разрешени€ конфликтов, стилей реагировани€, форм невербального поведени€, а также личных имен и обращений. ¬ работах, проведенных в течение последних дес€тилетий, вы€влены также культурные и гендерные различи€ по р€ду других конструктов.

101. √ендерна€ идентичность: андрогинность у афроамериканцев

102. Ўирокую известность получили исследовани€ ’арриса, изучавшего вопрос гендерной идентичности у жителей —Ўј. ѕри этом ’аррис интересовалс€ андрогинностыо - типом гендерной идентичности, обеспечивающим развитие как мужских, так и женских характеристик. ѕользу€сь ѕолоролевым опросником Ѕем, он установил, что афроамериканцы - как мужчины, так и женщины - отличаютс€ более высоким уровнем андрогинности по сравнению с евроамериканцами.  роме того, исследовани€ ’арриса показали, что и мужчины и женщины афроамерикан-ского происхождени€ в равной степени отмечают у себ€ типично мужские психологические черты, в то врем€ как евроамериканские мужчины рассматривают мужские характеристики как более точно описывающие их психологический облик, чем евроамериканские женщины.

103. “аким образом, мы можем с уверенностью сказать, что гендерные различи€ касаютс€ самых разнообразных психологических про€влений, а культуры различаютс€ между собой как по степени выраженности, так и самой природе гендерных различий. ‘ормам гендерных и культурных различий также посв€щен р€д исследований. ¬ частности, ƒасгупта исследовал характер взаимосв€зей между этнической идентичностью и двум€ различными измерени€ми, св€занными с отношением к женщинам и близкими отношени€ми среди иммигрантов из »ндии в —Ўј, и обнаружил значительное сходство в характере изучаемых установок между детьми и родител€ми. ѕолученные результаты свидетельствуют о значимой роли родителей в передаче своим дет€м традиционных культурных ценностей, касающихс€, в частности, гендерных различий.

104.  ј   ”Ћ№“”–ј ¬Ћ»я≈“ Ќј √≈Ќƒ≈–?

105.  ак же мы можем объ€снить вли€ние культуры на гендер? ¬оспользовавшись определени€ми, данными в начале главы, можно сказать, что новорожденный имеет биологический пол, но не имеет психологического. √ендер - это конструкт, который формируетс€ у детей в процессе их социализации в соответствующей среде. ѕо мере взрослени€ ребенок узнает, какие специфические формы поведени€ и виды де€тельности приемлемы, а какие - неприемлемы дл€ лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли.

106. ѕоловые роли мужчины и женщины реализуютс€ в формах поведени€, непосредственно св€занных с продолжением рода. Ќо все, что происходит до и после этого, зависит от множества переменных. ќдной из таких переменных €вл€етс€ культура. Ѕиологический пол и потребность в продолжении рода, а также другие биологические и физиологические различи€ между мужчинами и женщинами станов€тс€ источником поведенческих различий. Ќа заре цивилизации эти поведенческие различи€, несомненно, были вызваны необходимостью в разделении труда.  то-то из родителей должен был присматривать за детьми, в то врем€ как другой - отправл€тьс€ на поиски пищи; один человек физически не мог выполн€ть обе эти роли. “аким образом, различие ролей, св€занных с воспитанием потомства, породило форму разделени€ труда, эволюционно приспособленную к выживанию семьи как целого. –азделение труда, в свою очередь, привело к различи€м, касающимс€ многочисленных черт и характеристик, включа€ агрессивность, про€вление заботы и потребность в достижени€х.

107. Ѕерри и его коллеги предложили модель, описывающую культурные практики, оказывающие вли€ние на гендерные различи€ в сфере психологии. Ќа мой взгл€д, эта модель, котора€ была представлена на рис. 2.3 в главе 2, может послужить нам надежной отправной точкой на пути к пониманию механизмов вли€ни€ культуры на гендерные различи€. ¬ажно, однако, помнить, что культурные и гендерные факторы, вход€щие в состав этой схемы, не одномерны и не статичны. ‘актически, рассмотренна€ система в целом €вл€етс€ динамической и содержит множество обратных св€зей, благодар€ чему обладает свойством самоподкреплени€. “аким образом, данную систему нельз€ рассматривать как линейную, в которой вли€ни€ распростран€ютс€ лишь в одном направлении.

108. √ендер €вл€етс€ конструктом, который формируетс€ у детей в процессе их социализации. ѕо мере взрослени€ ребенок узнает, какие специфические формы поведени€ и виды де€тельности приемлемы, а какие - неприемлемы дл€ лиц его пола, и либо принимает, либо отвергает соответствующие гендерные роли.

109. ѕоскольку социумы существуют в различных услови€х окружающей среды, дл€ выживани€ эти общества должны поддерживать баланс между целым р€дом факторов, включающих природные ресурсы, создаваемые обществом материальные ценности и демографические показатели. Ёти внешние факторы участвуют в формировании и реализации специфических форм поведени€, которые оказывают вли€ние на формы разделени€ труда между мужчинами и женщинами, изначально обусловленные биологическими различи€ми. »менно поведенческие различи€, определ€ющиес€ различием условий окружающей среды, порождают устойчивые во времени паттерны поведени€, ассоциирующиес€ с мужским либо женским полом. Ёта устойчива€ во времени совокупность и представл€ет собой культуру, котора€, в свою очередь, оказывает обратное вли€ние на сложившиес€ паттерны поведени€, обеспечива€ подкрепление тех или иных форм поведени€, верований, установок и ценностей. “аким образом, поскольку различные культуры существуют в различных услови€х внешней среды, совершенно естественно, что и гендерные различи€ варьируют вместе с особенност€ми культуры. ¬ одной культуре может преобладать тенденци€ к равноправию мужчин и женщин и стиранию различий между ними, касающихс€ стил€ жизни и психологических характеристик. ¬ то же врем€ в другой культуре могут поддерживатьс€ значительные различи€ между полами и формами их поведени€, а также психологическими особенност€ми, св€занными с их ролью в продолжении рода и заботе о подрастающем поколении. “енденции, св€занные с гендерными различи€ми, господствующие в тех или иных культурах, могут также иметь различную направленность; так, в одной культуре типичной может быть ситуаци€, когда все важнейшие решени€ принимают мужчины, а женщины должны подчин€тьс€ этим решени€м, а в другой культуре основна€ тенденци€ может носить противоположный характер. “ака€ модель культуры объ€сн€ет богатое разнообразие про€влений гендерных различий, обнаруженное в проведенных ранее кросс-культурных исследовани€х по широкому спектру психологических конструктов.

110. ¬ то же врем€ существуют данные, свидетельствующие о том, что установки и стереотипы, св€занные с гендерными различи€ми, обнаруживают относительную кросс-культурную стабильность, несмотр€ на существование фактических различий в поведении, обусловленных потребност€ми общества и различными услови€ми проживани€, характерными дл€ тех или иных культур. Ќекоторые исследователи даже утверждают, что стойкость гендерных стереотипов не может рассматриватьс€ как результат вли€ни€ исключительно социокультурных факторов и объ€сн€етс€ лишь на основе социобиологических моделей.

111. ќтветы на эти важные вопросы, поставленные в результате теоретического осмыслени€ полученных учеными данных, должны дать дальнейшие исследовани€, задачей которых станет про€снение механизмов и факторов, вызывающих и поддерживающих гендерные различи€, обнаруженные как в рамках отдельных культур, так и между различными культурами. “акже нуждаетс€ в дальнейшем изучении вопрос о причинах расхождени€ между фактической ситуацией, касающейс€ гендерных психологических характеристик и форм поведени€, и существующими в культуре гендерными стереотипами. ”ченым предстоит вы€снить, св€зано ли данное расхождение с существованием двух различных психологических систем, либо между обоими феноменами существует пока не очевидна€ дл€ нас св€зь. »сследовани€, проведенные до сих пор, пока мало что могут сказать нам о механизмах, результатом которых €вл€ютс€ гендерные и культурные различи€, а также о характере взаимосв€зи между различными психологическими процессами, св€занными с феноменами гендерных различий и культуры. ѕри этом важно иметь в виду, что одни и те же процессы могут приводить в различных культурах к различным результатам. ћужчинам и женщинам всегда будут свойственны специфические гендерные роли в любом обществе и в любой культуре. Ћюбой тип культуры способствует про€влению тех или иных различий в поведении между мужчинами и женщинами, а также различий, св€занных с их ролью, об€занност€ми и ответственностью в обществе.

112.

«ј Ћё„≈Ќ»≈

114. ѕод термином пол мы понимает биологические и физиологические различи€ между мужчинами и женщинами. ѕоловые роли св€заны с ожидани€ми относительно форм поведени€ мужчин и женщин, обусловленных их биологическими различи€ми, а также различием функций, св€занных с продолжением рода. √ендерные различи€ касаютс€ психологических черт и поведенческих характеристик, формируемых культурой на основе половых различий. »спользу€ термин гендерные роли, мы говорим о степени, в которой индивид принимает типичные дл€ своего пола формы поведени€, предписываемые культурой. »менно гендерные (в отличие от половых) характеристики, включа€ роли, стереотипы и гендерную идентичность, св€заны с культурными факторами.

115. √ендерные роли, типичные дл€ мужчин и женщин, различаютс€ во всех культурах. Ќекоторые стереотипные представлени€, касающиес€ гендерных различий, универсальны дл€ всех культур; к ним относ€тс€ представлени€ об агрессивности, силе и эмоциональной невосприимчивости как об отличительных особенност€х мужчин, а также о слабости, покорности и эмоциональности как о чертах, присущих женщинам. ќднако гендерные исследовани€ показывают, что степень, а в р€де случаев и направленность подобных различий варьирует от культуры к культуре. »ными словами, далеко не всем культурам свойственны одни и те же про€влени€ гендерных различий. Ѕолее точное определение того, какие типы гендерных различий культурно-универсальны, а какие - культурно-специфичны, требует дальнейших исследований.

116. ’от€ дл€ каждой этнической группы характерны собственные культурные предпочтени€, касающиес€ гендерных различий, переплетение старого и нового, традиционного и современного, все больше измен€ет существующую картину. ¬озможно, лучше всего описывать это смешение как результат сложени€ особенностей различных культур, касающихс€ гендерных различий, а не как результат вычитани€ исчезающих культурных представлений из ситуации, характерной дл€ традиционных обществ, если, конечно, мы не располагаем данными об обратном.

117. ¬стреча€ людей, воспитывавшихс€ в услови€х других культурных традиций, мы можем столкнутьс€ с отличи€ми характерных дл€ них гендерных ролей от прин€тых в нашей культуре. «ачастую мы склонны слишком эмоционально и негативно реагировать на такие отличи€. » все же независимо от нашего субъективного отношени€ мы должны быть крайне осторожными, пыта€сь нав€зывать другим свои культурные предпочтени€. ¬едь представители других культурных традиций, скорее всего, так же сильно прив€заны к предписани€м их собственной культуры. ћногим из них, особенно женщинам, свойственно придерживатьс€ традиционных ценностей, почитаемых их предками. я нередко становилс€ свидетелем конфликтов, вызванных тем, что американцам - как мужчинам, так и женщинам - свойственно относитьс€ к про€влени€м традиционной культуры свысока, как к каким-то пережиткам, критиковать соответствующий образ жизни и активно пытатьс€ изменить его. ¬о многих культурах женщинам свойственно хотеть как можно раньше выйти замуж и вести домашний образ жизни, бер€ на себ€ заботу о других членах семьи; аналогично, мужчины также во многих случа€х хот€т вести себ€ в соответствии с традиционными мужскими рол€ми. “акие тенденции продолжают жить даже в наиболее эгалитарных культурах и обществах.

118. ћы должны уважать различи€ между людьми, а не пытатьс€ изменить других только потому, что их поведение не согласуетс€ с нашими индивидуальными и культурными предпочтени€ми. ќтношение к представител€м других культур всегда требует от нас особого такта, ибо очень тонка грань между культурной относительностью (отношением взаимопонимани€, к которому мы должны стремитьс€) и ничем не обоснованным ощущением своей правоты, толкающей нас на попытки насильственного изменени€ других людей.

 

√Ћќ——ј–»…

120. √ендер (психологический пол) -формы поведени€ и паттерны де€тельности, считающиес€ общеприн€тыми дл€ мужчин и женщин в контексте данного общества или культуры. Ёти паттерны поведени€ могут быть как св€заны, так и не св€заны с биологическим полом и половыми рол€ми, хот€, как правило, така€ св€зь существует.

121. √ендерна€ идентичность -степень осознани€ или признани€ индивидом того факта, что он или она принимает те или иные гендерные роли.

122. √ендерна€ ролева€ идеологи€ - суждени€ о том, какими должны быть гендерные роли в данной культуре.

123. √ендерные роли - степень прин€ти€ индивидом гендерно-специфичных форм поведени€, предписываемых культурой.

124. √ендерные стереотипы - психологические и поведенческие характеристики, традиционно приписываемые мужчинам либо 1 женщинам.

125. ћачо - концепци€, св€занна€ с дифференциацией гендерных ролей среди американцев мексиканского происхождени€, и характеризующа€с€ целым р€дом традиционных ожиданий, св€занных с мужской гендерной ролью, в соответствии с которыми мужчина должен про€вл€ть такие характеристики, как силу, авторитарность, эмоциональную невосприимчивость и маскулинность.

126. ѕод (биологический пол) - биологические и физиологические различи€ между мужчинами и женщинами, с наибольшей очевидностью про€вл€ющиес€ в анатомическом строении органов воспроизведени€.

127. ѕолова€ идентичность - степень осознани€ и прин€ти€ индивидом своей половой принадлежности и соответствующих половых ролей.

128. ѕоловые роли - формы поведени€ и паттерны де€тельности, свойственные мужчинам либо женщинам и непосредственно св€занные с биологическими функци€ми, выполн€емыми ими в процессе продолжени€ рода.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 477 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1812 - | 1419 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.018 с.