5.
Семья как система
• Типы семьи.
• Общение в семье.
• Самооценка и отношения в паре.
• Причины семейных конфликтов.
Типы семьи
Семья — это и результат, и, пожалуй, в еще большей мере — творец цивилизации. Семья — важнейший источник социального и экономического развития общества. Она производит главное общественное богатство — человека. Чтобы вырастить и воспитать молодого человека до 18 — 20 лет, когда он смог бы стать полноценным тружеником, семья затрачивает как духовные, так и материальные средства. Это безвозмездный вклад отцов и матерей в общественное производство. Если сложить эти многолетние родительские вклады, то легко заметить, что они составляют весомую часть национального богатства нашего общества. Семья — неотъемлемая ячейка общества и невозможно уменьшить ее значение. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее любого общества также не мыслится без семьи. Для каждого человека семья — начало начал. Понятие счастья почти каждый человек связывает, прежде всего, с семьей: счастлив тот, кто счастлив в своем доме.
Ухудшение социально-демографической ситуации, непрекращающиеся региональные конфликты, усиливающие миграционные процессы приводят к экономическим и психологическим изменениям в обществе в целом и в семьях в частности. Снижение числа браков и рождаемости, увеличение детской смертности и разводов, требует пристального изучения проблем семьи: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных методов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д.
Говоря о семье как о малой группе, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, необходимо прежде всего задаться вопросом о ее структуре (количественном составе), лежащей в основе подавляющего большинства типологий семьи.
Важность рассмотрения проблемы семьи объясняется тем, что снижается число браков, рождаемости, увеличивается детская смертность, патология новорожденных и число разводов. Ухудшение социально-демографической ситуации переводит проблему семьи из общественной в экономическую и психологическую плоскость.
Так, Харчев А.Г. в своей монографии по проблемам семьи уже в самом ее определении отмечает двойственность:
семья одновременно является и социально-психологической общностью — «малой группой, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью»,
и социальным институтом — «исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость, в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Наконец, немаловажным обстоятельством является междисциплинарный характер многих исследований семьи.
Среди ее основных проблем называются: изучение факторов, влияющих на качество брака, цикл развития семьи, ее ролевую структуру, распределение власти между членами семьи, межсупружеское общение, установки на брак и семью, детерминанты выбора брачного партнера, эффективность различных паттернов воспитания, психологические особенности родителей и их детей и т.д. Говоря о семье как малой группе, необходимо, прежде всего, задаться вопросом о ее количественном составе (структуре), лежащей в основе подавляющего большинства типологии семьи.
Типы семьи следующие:
1. Прежде всего, по количеству брачных партнеров необходимо выделить семью моногамную (один муж и одна жена) и полигамную. Последняя имеет два варианта: полиандрия (многомужество) и полигиния (многоженство). Большинство исследователей сходится во мнении о том, что полигамные формы семьи исторически предшествовали ее современному типу, причем существовала значительная историко-культурная, этническая, религиозная их специфика. Моногамная семья — образование, возникшее в сравнительно недавнем историческом прошлом. Ее развитие, тесно связывают со становлением институтов частной собственности и государства.(Ф.Энгельсом)
В последние годы в связи со значительным количеством разводов и повторных браков в индустриально развитых странах все чаще говорят о «последовательной моногамии», означающей, «что в каждый данный момент времени мужчина/женщина состоит в браке с одним партнером, однако в течение жизни таких брачных союзов у нее/него насчитывается более одного.
2. По количеству поколений, представленных в семье, выделяют:
2.1 Сложную (расширенную) семью, в которой проживают под одной крышей и ведут совместное хозяйство представители нескольких (по меньшей мере трех) поколений — прародители, родители, дети. В индустриально развитых странах и большинстве регионов России этот тип семьи принадлежит прошлому, когда его существование не в последнюю очередь определялось преимущественно сельским образом жизни и экономической необходимостью;
2.2 Простую (нуклеарную) семью, члены которой являются представителями только двух поколений (родители и дети). Этот тип семьи в настоящее время является преобладающим, хотя некоторые авторы говорят о «ренессансе» расширенной семьи в ее специфической социально-психологической модификации, когда поддерживаются интенсивные межличностные контакты (например, по телефону или при совместном проведении досуга, праздновании определенных семейных дат...), но проживание различных поколений остается раздельным.
Обычно, говоря о нуклеарной семье, имеют в виду полную нуклеарную семью, в которой есть оба родителя и дети. Но в большинстве случаев нуклеарной же является и неполная семья, т.е. такая, в которой отсутствует один из родителей, чаще отец (остается, правда, неясным, следует ли считать полной бездетную семью). В свою очередь неполную семью С.И.Голод вполне оправданно (особенно с учетом социально-психологической специфики) разделяет на собственно неполную (возникшую вследствие развода или вдовства) и материнскую, предполагающую внебрачное рождение и воспитание детей. Видимо, здесь же следует упомянуть и о специфическом типе семьи, получившей название бинуклеарная, когда после развода оба супруга создают новые семьи, в результате чего у ребенка оказывается как бы 4 родителя (2 родных и 2 неродных), между которыми поддерживаются отношения, и он периодически живет с теми и другими. Иногда обе семьи совместно проводят досуг. Расширяется круг ближайших родственников ребенка, в том числе сиблингов (братьев/сестер), что, по мнению некоторых авторов, может даже благоприятно сказаться на социализации личности.
3. Во многих исследованиях семьи по степени удовлетворенности супругов своим браком выстраивался континуум, на полюсе которого находились семьи, в которых оба супруга в значительной мере удовлетворены своим браком, на другом — оба не удовлетворены, но сохраняют брак или собираются разводиться с различными промежуточными вариантами.
4. Педагогическая типология семьи связана с построением континуума по признаку благополучия семьи, в основе которого обычно лежит выполнение воспитательной функции, а распространенными индикаторами соответствующего неблагополучия обычно выступали: постановка подростка на учет в детской комнате милиции, неуспеваемость ребенка в школе и т.д.
5. Наконец, с точки зрения соответствия брачно-семейных отношений общественным нормам выделялись семьи:
5.1Патриархальные (традиционные) - отношения в которых ориентируются на образцы, доминировавшие в прошлом: муж- отец — «кормилец», материально обеспечивает семью, представляет ее в обществе, принимает основные решения, касающиеся членов семьи; жена — не работает (или престиж ее работы, заработок заметно ниже, чем у мужа), занимается воспитанием детей, ведет домашнее хозяйство. Мнение детей учитывается мало или имеет подчиненное значение;
5.2 Современные (эгалитарные) семьи. С.И.Голод не очень удачно называет такой тип семьи «супружеским», подчеркивая, что отношения в ней «определяются не родством, не родительством, а брачностью с непременной акцентацией личностных аспектов» (Голод С.И., 1989), т.е. нормы любви, эмоциональной близости, взаимоуважения распространяются на всех членов семьи;
5.2.1 Семью коллективистскую (или в терминологии западных авторов «двухкарьерную»), в которой профессиональная и общественная деятельность обоих супругов равноважна; супруги гибко (или при активном участии мужа) распределяют домашние обязанности, совместно проводят досуг, коллективно принимают решения;
5.2.2 Семью индивидуалистическую, в которой внесемейная деятельность для супругов важнее, чем семейная, домашняя работа сведена до минимума, а при обсуждении важнейших решений возможны серьезные конфликты, если задеты чьи-либо индивидуальные интересы.
6. С точки зрения права, семьи могут быть разбиты на две большие группы: если в первой отношения между супругами признаны обществом (между ними заключен брак), то во второй этого нет (наиболее представлены здесь добрачные союзы молодых людей).
И, наконец, завершая рассмотрение типологии семей, нельзя не упомянуть о так называемых «альтернативных стилях жизни», к которым относятся:
гомосексуальные семьи (как мужские, так и женские), в том числе официально регистрируемые в некоторых странах. При этом не исключается возможность воспитания (посредством усыновления) или даже рождения (в женских диадах —с привлечением мужчин-«до- норов») детей;
открытый брак, описанный супругами О'Нейлл, отношения в котором строятся на основе гуманистических принципов, предполагающих в частности, что человек в течение жизни меняется, испытывая «внутренний рост». Стремление к самоактулизации каждого из супругов подразумевает, помимо прочего, и частную жизнь каждого из них, в том числе глубокие, значимые отношения (не исключая сексуальных) с другими людьми;
свининг — англ.: дословно — качающийся, колеблющийся), по сути являющийся возобновлением практики, известной с древности, когда достаточно традиционные в остальных отношениях супружеские пары временно обмениваются сексуальными партнерами. Одно время на Западе существовали клубы и журналы, публиковавшие объявления таких пар, создавая необходимые условия для такого стиля жизни;
групповой брак — название конвенциально и не совсем точно, так как, насколько нам известно, юридически он не признавался. Об этой форме отношений между полами известно этнографам. В США она распространилась в период и после студенческих волнений 1960- х годов. В групповом браке состоят трое и более лиц, между которыми могут быть парные (в том числе гомосексуальные) или неупорядоченные сексуальные отношения. Вопреки распространенному мнению, в таких отношениях в США состоят обычно люди старше 30 лет. В литературе по этому поводу ничего не говорится о рождении и воспитании детей в таких условиях. Вполне возможно, что в этом случае пара становилась моногамной и «выходила из игры»;
двухшаговый брак предполагает заключение между супругами специфического брачного контракта, оговаривающего их права и обязанности на различных этапах семейной жизни. Важнейшими характеристиками ее первой фазы («первого шага») является отсутствие детей и возможность через заранее заданное время прекращения отношений без процедуры развода.
Существуют и некоторые другие описания (имеющие различную религиозную окраску) моногамной семьи, остающейся в пределах различного рода культурных вариаций внутрисемейных отношений и их правового регулирования.
Кратко рассмотрев типы семьи (и шире — отношения между полами), следует задаться вопросом о том, почему моногамная семья, по-видимому, остается в настоящее время доминирующей. Или, иначе говоря, каковы ее функции?
М.С. Мацковский разработал классификацию функций семьи с точки зрения общества и индивида.
Сферы семейной деятельности | Общественные функции | Индивидуальные функции |
Репродуктивная | Биологическое воспроизводство общества. | Удовлетворение потребностей в детях. |
Воспитательная | Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества | Удовлетворение потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. |
Хозяйственно - бытовая | Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми. | Получение хозяйственнобытовых услуг одними членами семьи от других. |
Экономическая | Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества. | Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги). |
Сфера первичного социального контроля | Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения. | Формирование и поддержание правовых и моральных санкций за недолжное поведение и нарушение моральных норм взаимоотношений между членами семьи. |
Сфера духовного общения | Развитие личности членов семьи. | Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза. |
Социально статусная | Представление определенного социального статуса членам семьи. Воспроизводство социальной структуры. | Удовлетворение потребностей в социальном продвижении. |
Досуговая | Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга. | Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимообогаще- ниет досуговых интересов. |
Эмоциональная | Эмоциональная стабилизация индивидов и их психотерапия. | Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребностей в личном счастье и любви. |
Сексуальная | Сексуальный контроль. | Удовлетворение сексуальных потребностей. |
Одним из традиционных направлений изучения семьи на этапе добрачного ухаживания (сформировавшимся в русле социологии) является исследование факторов, влияющих на стабильность будущего брака (так называемых «факторов риска»).
Добрачные факторы, влияющие на стабильность брака
Факторы | |
Прямо коррелирующие со стабильностью брака | Обратно коррелирующие со стабильностью брака |
1. Высшее образование мужа. | 1. Ранний возраст вступления в брак и у мужчин, и у женщин. |
2. Социальное положение семьи в целом. | 2. Поздний возраст вступления в брак. |
3. Положительная оценка респондентами успешности семейной жизни родителей. | 3. Превышение возраста жены над возрастом мужа. |
4. Продолжительность добрачного знакомства, ухаживания. | 4.Высшее образование жены. |
5.Взаимное положительное первое впечатление друг о друге. | 5. Более высокое образование жены, чем мужа. |
6. Знакомство в ситуации работы/учебы. | 6. Гетерогенность социального положения супругов. |
7. Период ухаживания 1 — 1,5 г. | 7.Городское происхождение супругов или городское происхождение жены и сельское — у мужа. |
8. Инициатива о заключении брака со стороны мужчины. | 8. Воспитание в неполной семье. |
9. Принятие брачного предложения после непродолжительного (до 2-х недель) обдумывания. | 9. Отсутствие братьев/сестер у будущих супругов. |
10.Сопровождение регистрации брака свадебными торжествами. | 10. Неустойчивость отношений в период знакомства. |
11.Хорошие взаимоотношения с родителями и родственниками супруги. | 11. Наличие добрачной беременности. |
12. Отрицательные отношения родителей к браку. | |
13. Национальная гетерогенность супругов. |
Собственно социально-психологических факторов. Однако важно учитывать, что вероятность развода в значительной мере зависит не столько от самих по себе социально-демографических характеристик будущих супругов (их возраст вступления в брак, уровень образования, структура родительской семьи...), сколько от «преломления» этих параметров в сознании человека, их воплощение в их установках, ценностных ориентациях.
Другое направление в изучении добрачного этапа жизни семьи заключается в ряде попыток создать модель брачного выбора.
Другой попыткой научного объяснения брачного выбора (хронологически самой ранней) является модель дополнительных потребностей Р. Унича. Основное ее допущение состоит в том, что в брак вступают люди, дополняющие по своим базовым потребностям друг друга (так, если один стремиться доминировать, то второй — подчиняться и т.п.).
Наиболее же популярным подходом к этой проблеме является модель фильтров Стимул — Ценность — Роль, разработанная Б. Мерстейном. Первый фильтр (Стимул) вступает в действие на самом раннем этапе развития отношений. Каждый член пары при этом выступает со стороны своих «стимульных» (прежде всего внешних) характеристик, оцениваемых в соответствии с их социальной значимостью и социокультурными нормами.
Если диада не распалась и миновала первый фильтр, наступает время второго (Ценность), когда требуется определенное сходство ценностей участников взаимодействия.
Если и этот фильтр пройден удачно, начинается согласование межличностных ролей, поиск ролевого соответствия.
Одно из наиболее серьезных критических замечаний в адрес модели фильтров состоит в том, что она не учитывает в ходе взаимодействия как самих его участников, так и отношений, складывающихся между ними, т.е. по сути «выносит за скобки» содержательный анализ общения будущих супругов.
Следующий крупный этап (который дробится на ряд более частных) жизненного цикла семьи — это собственно семейная жизнь, большей частью связанная с рождением и воспитанием детей, которые в свою очередь неотделимы от особенностей межсупружеских отношений.
Проведенный ранее тщательный вторичный анализ отечественных исследований о связи брачных факторов со стабильностью семьи позволяет свести их в табл.
Брачные факторы, влияющие на стабильность брака
Факторы | |
Прямо коррелирующие со стабильностью брака | Обратно коррелирующие со стабильностью брака |
1. Высокие репродуктивные установки женщин. | 1. Употребление алкоголя или наркотиков супругом. |
2. Наличие главы в семье. | 2. Расхождение репродуктивных установок мужа/жены. |
3. Совместное принятие основных семейных решений. | 3. Расхождение установок супругов на профессиональную работу жены. |
4.Равноправное распределение хозяйственно-бытовых обязанностей по уходу за детьми. | 4. Расхождение установок супругов на характер главенства в семье. |
5.Совместное проведение супругами свободного времени. | 5. Расхождение установок на распределение хозяйственно-бытовых обязанностей. |
6.Сходство семейных ценностей. | 6. Расхождение установок супругов на совместимость/раздельность, домашнее/внедомашнее проведение досуга. |
7.Высокая ролевая адекватность. | 7. Негативная оценка друзей/ подруг другого супруга. |
8. Низкая конфликтность в разных сферах жизни. | 8.Ограниченность общения, увлечений, интересов. |
9. Высокое уважение и эмоциональное принятие супругами друг друга. | 9. Отсутствие адаптивного поведения и установок супругов. |
10. Высокая адекватность восприятия супругами друг друга. | 10. Расхождение установок мужа и жены на характер духовного общения. |
11. Уважение и эмоциональное принятие супругом родителей и родственников. | 11. Неудовлетворенность сексуальными отношениями. |
12. Рождение ребенка. | 12. Отсутствия доверия и поддержки со стороны другого супруга. |
13. Здоровье супруга | 13. Расхождение установок мужа и жены на характер помощи со стороны родителей. |
14. Неприятие родителей или родственников супругом. | |
15. Отсутствие детей. | |
16. Серьёзная болезнь или травма одного из супругов. |
При исследовании супружеской совместимости можно выделить такие ее уровни, как индивидуально-психологический, социально-психологический и социально-культурный. Каждый из предложенных уровней совместимости обладает своей спецификой на разных этапах жизненного цикла семьи. Частным случаем данного подхода является концепция С.И. Голода, согласно которой стабильность брака обеспечивается посредством супружеской адаптированности, которая в свою очередь зависит от таких факторов, как интимность («симпатия, расположенность и эротическая привязанность» супругов) и автономия — относительная независимость супругов друг от друга, предполагающая у них такие потребности и виды общения, которые выходят за рамки супружества. Все три выделенные автором ценности брака (адаптированность, интимность и автономия) варьируют в зависимости от пола супруга и от продолжительности их семейной жизни.
Индивидуально-психологическая совместимость — это благоприятное взаимодействие или взаимодополняемость различных темпераментов, личностно-волевых качеств супругов. В последнее время о такой совместимости или неприятии ее много говорят и пишут психологи и астрологи, советы дают родители и родственники, соседи и сослуживцы. Реальная жизнь подтверждает, что брак обречен, если обоим супругам свойственны эгоизм и лень, безответственность и ложь и тому подобные качества.
Гармония супружеских отношений — основной смысл сексуальной совместимости. По мнению многих исследователей, сексуальная совместимость, как правило, достижима. Неумение достичь ее часто является результатом равнодушия мужа к получению женой сексуального удовлетворения и, как правило, стеснительностью женщины, отсутствием знаний физиологии, культуры и техники полового акта. Обсудить эту проблему необходимо вдвоем.
Социально-психологическая совместимость супругов включает в себя общность идеалов, устремлений, жизненных целей, интересов, мировоззрений, взаимоотношений с людьми. На нее влияют нравственная зрелость, образовательный и профессиональный уровень, структура потребностей супругов. Очень нелегко выдержать длительное сосуществование супругов, имеющих различные нравственные и ценностные ориентации. Расхождение взглядов на семейно-бытовые аспекты жизни может быть источником мелких ссор и крупных конфликтов, но они вполне разрешимы при взаимном уважении и наличии основного — любви и взаимопонимания. Пожалуй, невозможно найти семью, где бы никогда не было конфликта. К сожалению, замечается тенденция к чрезмерной «феминизации» семьи, когда слишком принижается роль мужчины. Новые отношения в такой семье рождаются в противоречиях и конфликтах. Семья становится полем битвы за главенство. О ценностях супружества и предупреждении конфликтов в семье мы поговорим ниже.
Далеко не всякая семья заканчивает свое существование естественным путем, т.е. вследствие смерти одного из супругов. Нередко происходит распад семьи вследствие двух дополнительных причин: вдовство и развод. Ответы молодых разводящихся супругов на косвенные вопросы позволяют говорить о том, что немаловажное значение в процессе принятия решения о разводе (помимо стереотипа о психологической несовместимости) имеет мнение «значимых других», материальные соображения, возможность лучшего проведения досуга, профессионального роста, злоупотребление алкоголем одного из супругов. Была предпринята попытка выделить позиции разводящихся супругов (С.С. Сидельников):
«договорившиеся» — ориентированные на развод по согласованию с партнером;
«автономисты» — принимающие решение о разводе без учета мнения супруга;
«аутсайдеры» — те, кто против развода;
«пассивные» — воспринимающие развод, как нечто совершившееся помимо их воли.
Наиболее часто встречающимися у молодых супругов оказались комплексно-смешанные стили взаимодействия. При этом и мужья, и жены рассматривали другого супруга, как «провокатора», подталкивающего семью к разводу. И те, и другие чаще отмечали у себя вербальную активность, а у супруга — поведенческую. Или же считали, что слова и действия супруга противоречили друг другу («просил прощения, а потом все начиналось снова», «согласилась переехать, но не захотела наладить отношения»).
Немаловажным аспектом развода являются его последствия, которые можно разделить на 3 относительно независимые группы: для супругов, для их детей и для общества.
Есть основания полагать, что нередко период, непосредственно предшествующий разводу, переживается супругами даже более тяжело, чем жизнь после развода.
Впоследствии среди разведенных выше, чем среди людей другого брачного статуса, оказываются такие неблагоприятные показатели, как смертность, заболеваемость (физическая и психологическая), уровень самоубийств, количество автокатастроф и т.д.
Что касается последствий распада родительской семьи для ребенка, то в обыденном сознании присутствует убеждение в их однозначно негативном характере.
Тщательный вторичный анализ зарубежных исследований по этой теме позволил сделать вывод о том, что более мощное негативное влияние на детей оказывает не отсутствие одного родителя и не сам развод, а период, предшествующий ему и сопровождаемый межсупружеской конфликтностью. В некоторых исследованиях разводящихся супругов уход мужа (и, следовательно, прекращение конфликтов), по мнению некоторых женщин, положительно сказался на состоянии ребенка (вплоть до исчезновения психосоматической симптоматики, нормализации сна). По мнению некоторых авторов, существуют значительные различия между мальчиками и девочками в реагировании на развод родителей. Если мальчикам в большей мере присуща агрессивность, драчливость, возбудимость и т.п., то девочкам — замкнутость, плаксивость, неуверенность.
Для общества главными функциями семьи являются репродуктивная и воспитательная. Согласно вполне обоснованному мнению, в условиях значительно распространившейся малодетности многих семей развод практически не оказывает влияние на уровень рождаемости. В отношении качества воспитания влияние развода неоднозначно. По крайней мере, сравнение психологического благополучия детей из полных семей, в которых супруги удовлетворены браком, и полных конфликтных семей показала, что «дети развода» занимают промежуточное положение между этими двумя группами. В то же время имеются надежные статистические данные о так называемой транспоколенной передаче разводимости (вероятность развода у детей, чьи родители развелись, выше, чем у детей из полных семей), а общество не может оставаться безучастным к высоким уровням смертности и заболеваемости среди разведенных и психологическим травмам для детей. Эти негативные показатели остро ставят проблему не только эффективной социально-психологической помощи семье, супругам и детям, но и дальнейших своевременных теоретических исследований.
Общение в семье
«Истинная любовь не в том, чтобы смотреть в глаза друг другу, а в том, чтобы вместе смотреть в одном направлении».
А. Сент-Экзюпери
Ценности, к которым стремится человек, в значительной мере определяются средой, в которой он учился общению, где сформировалась его личность, где он вырабатывал свои воззрения, по нормам которой в дальнейшем он оценивает свою деятельность во всех сферах человеческой жизни. Первой и наиболее значимой группой для человека является семья. В семье ребенок впервые овладевает различными формами общения, и это способствует успешности его в дальнейшем. Господствующий в семье стиль общения, воззрения, нормы нравственности, идеалы остаются для ребенка ориентирами в формировании всей его последующей жизни. Чувство любви, проявляющееся как любовь мужа и жены, не рождается из ничего. Ведь первая любовь переживается в лоне семьи. Тем самым предполагается, что семья осуществляет те же функции, что и материнское лоно: оно защищает, питает, удовлетворяет растущие потребности.
Если семья уже образована, а влюбленность супругов не переросла в любовь, то взаимоотношения развиваются не успешно. Оба партнера теряют свою целостность и свободу, супружеская жизнь приводит постепенно к утомлению и разочарованию. Они живут за счет друг друга, удовлетворяя свое стремление к близости и, тем не менее, страдая от утраты внутренней силы и уверенности в себе, которые требовали бы свободы и независимости. Тогда обнаруживается либо страсть к подчинению (вплоть до мазохизма), либо к доминированию (достигающее, иногда, уровня садизма). Однако окончательный итог такого развития отношений — поражение, поскольку при этом теряется чувство единства.
При благоприятном отношении любовь укрепляется. «И вершина любви — это чудо великое - дети». Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. И это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции. В семье, где один ребенок, все это сильно осложняется. Диапазон воздействия семьи на воспитание детей столь же широк, как и диапазон общественного воздействия.
Материнская любовь бескорыстна и не требует активности ребенка, поскольку мать любит свое дитя независимо от его достоинств и поведения. «Я любим, потому что это я». Это переживание любимо- сти матерью — пассивное переживание. Нет ничего, что я сделал для того, чтобы быть любимым — материнская любовь безусловна. Все, что от меня требуется, — это быть ее ребенком. Материнская любовь — это блаженство, это покой, ее не нужно добиваться, ее не нужно заслуживать. Но есть и негативная сторона в безусловной материнской любви. Ее не только не нужно заслуживать — ее еще и нельзя добиться, вызвать, контролировать. Если она есть, то она равна блаженству, если же ее нет, я ничего не смогу сделать, чтобы эту любовь создать. Для большинства детей в возрасте от 8 до 10,5 лет проблема почти исключительно в том, чтобы быть любимым — быть любимым зато, что они есть. Ребенок младше этого возраста еще не способен любить; он благодарно и радостно принимает то, что он любим. С указанной поры в развитии ребенка появляется новый фактор. Это новое чувство способности возбуждать своей собственной активностью любовь. Первый раз ребенок начинает думать о том, как бы дать что-нибудь матери (или отцу) — создать что-нибудь — подписать открытку, сделать рисунок и т.п. В первый раз в жизни ребенка идеи любви из желания быть любимым переходят в желание любить, в сотворение любви. В конце концов, ребенку, может быть уже в юношеском возрасте, предстоит преодолеть свой эгоцентризм. Потребности другого человека становятся так же важны, как собственные — на деле же они становятся даже более важными. Давать становится куда более приятно, более радостно, чем получать; любить даже более важно, чем быть любимым.
Детская любовь следует принципу: «Я люблю, потому что я любим». Зрелая любовь следует принципу: «Я любим, потому что я люблю». Незрелая любовь говорит: «Я люблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».
Связь с отцом совершенно другая. Отец имеет слабую связь с ребенком в первые годы его жизни, и его важность для ребенка в этот период не идет ни в какое сравнение с важностью матери. Отец представляет другой полюс человеческого существования: мир мысли, вещей, созданных человеческими руками, закона и порядка, дисциплины, путешествий и приключений. Отец — это тот, кто учит ребенка, как узнавать дорогу в мир. Отцовская любовь — это обусловленная любовь. Ее принцип таков: «Я люблю тебя, потому что ты удовлетворяешь моим ожиданиям, потому что ты исполняешь свои обязанности, потому что ты похож на меня».
Функция матери — обеспечить ребенку безопасность жизни; функция отца — учить его, руководить ребенком, чтобы он смог справляться с проблемами, которые ставит перед ребенком то общество, в котором он родился.
Любящий человек способен увидеть в объекте своей любви скрытые для остальных потенциальные возможности и помочь ему создать оптимальные условия для их развития. В этом преобразующая сила любви. Кроме того, отношение ко всему миру преломляется сквозь призму своей любви, что помогает простить не только любимого, но и других людей.
Воспитательная функция семьи состоит, прежде всего, в укреплении здоровья, выработке навыков гигиены и культуры, формировании личности ребенка, развитии его способностей и интересов, привитии ему чувства коллективизма и интернационализма, потребности соблюдения нравственных норм и правил поведения в семье и обществе. Успех выполнения этой функции зависит от систематического воздействия всего семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни и от воспитательного потенциала семьи. Большое значение имеет эмоционально-психологическая и трудовая атмосфера в семье, личный пример родителей и старшего поколения.
Самая большая ценность супружества — это воспитание детей. Подлинная духовная близость детей с родителями и старшими — это такие отношения, при которых взрослый отдает ребенку самые сокровенные богатства своей души, отдает бескорыстно, не требуя ничего взамен, а ребенок, впитывая все лучшее, в свою очередь обогащает взрослого целебной чистотой своих эмоций, открывает ему бесхитростные тайники своей души. Именно добрые внутрисемейные отношения оказывают положительное влияние на всестороннее формирование личности. И никакие материальные преподношения не заменят душевной близости между родителями и детьми. Родители, «забрасывающие» своих детей подарками, но не имеющие желания (а когда нет желания — не находится и времени) рассмотреть внутренний мир ребенка, помочь ему разобраться в решении задачи по математике или в конфликте с друзьями, отмахивающиеся от его «пустяковых» проблем, не смогут вернуть уважение и любовь к себе, не смогут нейтрализовать отрицательного влияния асоциальных явлений. Горькая статистика: ежегодно из дома убегает 5 тысяч детей, 2 тысячи детей не посещают школу. 10 миллионов человек содержатся в тюрьмах (данные 2001 г).
Через систему традиций новые поколения социально наследуют выработанные обществом отношения и опыт вплоть до конкретных поступков и действий. Традиции поддерживаются не юридическими актами, а силой общественного мнения.
В жизни любой семьи есть события, которые отмечают по традиции как семейные праздники: дни рождения, совершеннолетие, бракосочетание, вступление в трудовую жизнь и так далее. Взаимообогащение при общении, разрешение возникающих проблем в кругу семьи, совместная трудовая деятельность и отдых — все эти добрые традиции сплачивают семью, позволяют сберечь те зерна разумного и доброго, которые старшими членами семьи были найдены раньше, сделать их достоянием подрастающих поколений. Заключенный в них опыт воспринимается подрастающим поколением наиболее естественным путем. Характер и воздействие социально-психологического климата семьи зависит от ее коллективистского духа. Семью, как коллектив, объединяют общие интересы, цели, единство взглядов и нравственных ценностей.
Самооценка и отношения в паре
Несходство установок друг друга на наиболее важные для семьи события и поступки проявляется в постепенном снижении интереса к личности партнера, его устремлениям и потребностям. Прекращается совместная трудовая деятельность (по выполнению ли домашних дел или вне дома), приносившая общую радость результатов. Все чаще супруг (а) слышит ничего не поясняющий ответ: «иду по делам», «расслабился с друзьями» и тому подобное. Раздражение партнера нарастает, все чаще появляется подозрительность и недоверие и все выше возрастает планка неуверенности в себе и понижение самооценки.
Психотерапевты выделяют так называемые «неврозы выходного дня». Название связано с тем, что в выходные дни (и свободные вечера) быстрее обнаруживаются несложившиеся взаимоотношения в семье, разобщенность интересов, что выливается в часто повторяющиеся конфликты, которые ведут к неврозу и психосоматическим заболеваниям супругов, а часто и детей. Телевизор как «дополнительный член семьи» может какое-то время служить буфером (если не возникают ссоры из-за того, какую передачу смотреть — боевик или «Моя семья»). На первых порах он спасает много семей от разводов.
Межнациональные браки при слабой любви часто непрочны. Если неприятие родственниками с обеих сторон устойчиво, не происходит интеграции поведенческих и нравственных норм, то семью не спасает порой и рождение ребенка. Нужно отметить, что среди многих национальностей, проживающих на Северном Кавказе, и до настоящего времени сохраняется обособленность в рамках своей нации и религиозной принадлежности.
Для улучшения взаимопонимания в семье весьма полезно придерживаться позитивных норм поведения и обычаев в родительских семьях, проявлять к ним уважение и интерес. В родительском доме супруг чувствует себя свободнее, раскованнее и обнаруживает свои положительные качества быстрее, чем в своей семье; их-то партнеру необходимо подметить и развивать. Семейные традиции имеют защитную роль, даже в неблагополучных семьях, так как позволяют понять собственную значимость и самоутвердиться, испытав чувства принадлежности к ней, осознать ритм перемен в жизни. Человек с детства стремится к безопасности и обретению чувства уверенности, которые в наиболее полном виде ему обеспечивает семейная жизнь. Если же человек начинает чувствовать, что его «тыл», каким, безусловно, является семья, обнаруживает трещину, и в эту трещину начинает просачиваться неуверенность, очень скоро трещина разрастается до размеров пропасти, в которую проваливается с таким трудом налаженная семья.
У счастливых в браке можно обнаружить такие качества, как высокий уровень уверенности в партнере и удовлетворение их сложившимися эмоциональными отношениями. А эти качества тесно связаны со стремлением супругов к самораскрытию — это первый шаг к интимности в отношениях, доверительности и взаимооценке. Потребность скрывать свои особенности и не увидеть их в партнере, часто связана с отсутствием правильной самооценки. Заниженная самооценка порождает боязнь того, что узнавание разрушит любовь (за что меня любить?). При завышенной самооценке влюбленный загодя окутывает партнера воображаемым обаянием, источник которого находится в нем самом. Но однажды, устав черпать все радости в себе самом и обнаружив, что партнер не соответствует его фантазиям, он испытывает порой потрясение, что побуждает несправедливые отношения к так долго переоцениваемому партнеру. В одном художественном произведении герой, считая себя непревзойденным знатоком живописи, восхищаясь подлинниками, «громил» художников, писавших копии известных картин. Женившись на молодой, красивой девушке, он восторгался ею; прожили они «душа в душу» несколько лет. И однажды он получил по почте от своих врагов 2 портрета: на одном была изображена его красавица-жена, а на втором — она же, но до пластической операции носа. Он не смог пережить этого удара (завышенная самооценка) и развелся с ней. В психологии этот феномен называется «эффект ореола». Взаимное узнавание тем легче, чем чаще супруги совместно обсуждают взаимные трудности и говорят о своей любви, привязанности и нежности. Нельзя считать, что «и так понятно все без слов». Осознать трудность — значит уже сделать первый шаг на пути к ее преодолению.
При единстве жизненных ценностей' и позиций должна сохраняться индивидуальность каждого. Общение в дружной семье помогает снять стрессы, полученные вне дома, на производстве, и получить, расслабившись дома, бескорыстную поддержку и максимум душевного тепла от других. Скандалы, ссоры, упреки и обвинения разрушают спокойствие в семье, порождая такие отрицательные эмоции, как тревожность, чувство ненадежности, непонятости и разочарования.
Причины семейных конфликтов
"Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми после». М. Скюдери
Для брака исключительно опасны мелкие, часто повторяющиеся ссоры, которые неуклонно ведут к психологическому отчуждению между супругами. Многочисленные критические замечания, обрушиваемые друг на друга, приводят к снижению самооценки. Для предотвращения конфликта требуется умение быстро и решительно признать свою вину и простить (простить - значит забыть случившееся навсегда, никогда об этом не вспоминать и тем более не говорить). Во время ссоры особенно важно не сказать лишних, оскорбительных слов, которые, в общем-то, и не определяют ваших действительных намерений. Когда приходит время проанализировать причину очередной ссоры, каждый должен стараться говорить главным образом о своих, а не о чужих ошибках. Взаимные придирки, взаимная критика должны быть исключены, иначе новые претензии приведут к новой ссоре. Крайне нежелательно рассказывать близким людям о причинах внутрисемейных трудностей (конфликт не улаживается потому, что о нем не могут забыть другие люди). Ссоры в семье могут привести к изменению или психологической ломке отношений. Непозволительна грубость супругов. У одних людей даже правильные и продуктивные, но сделанные в таких экстремальных ситуациях оценки или принятые решения полностью забываются, как только минует острота ситуации, у других, напротив, решения, принятые в напряженный момент, или услышанные комментарии личных качеств обладают повышенной стойкостью и долго влияют на отношения независимо от того, были они правильными или ошибочными. Готовность к браку должна включать в себя не столько сексуальное воспитание и умение вести домашнее хозяйство (хотя и то, и другое необходимо), сколько умение общаться, проявлять деликатность, чувство такта, желание прислушаться к интересам и потребностям других. В противном случае семейная жизнь имеет неблагоприятный прогноз. Как известно, счастливая семейная жизнь опирается на взаимную любовь супругов. Это условие действительно необходимое, недостаточное. Согласно многим исследованиям, мотивом для выбора супруга и вступления в брак приблизительно для 85% опрошенных была любовь, однако 65%, т.е. значительная часть этих браков позднее оценивалась как неудачная!
Установлено с большой достоверностью, что для женщин семейная жизнь представляет большую ценность, чем для мужчин. Однако и для мужчин нормальные семейные отношения определяют весьма многое, в частности насколько сохранится их здоровье в зрелые годы Оформление брака и тесные родственные отношения не связаны жестко. Здесь нельзя не упомянуть о росте добрачных связей, который вообще типичен для периодов, когда отношения детей к родителя двусмысленно и неопределенно, моральные устои ослабевают или они не соответствуют новым условиям жизни. В брак вступают 2 человека и каждый имеет свои привычки, представления, вкусы, свой уклад жизни. Супругов отличает и темперамент, и отношение к семье и окружающим, и понятие о жизненных ценностях. Редкая семья формируется без трудностей и противоречий, вероятность которых повышается в связи с тем, что число ранних браков растет, средний возраст молодоженов снижается, т.е. в брак вступают люди с малым жизненным опытом. Допускают, что одним из факторов, влияющих на омоложение семьи, является акселерация, а другим - понижение влияния родителей на выбор супруга, что способствует росту малообдуманных браков. Допускаемые молодыми ошибки в какой-то степени зависят от пола. У женщин ошибки чаще объясняются тем, что возрастающее физиологическое возбуждение маскируется (при объяснении ситуации самой себе) под романтическую любовь, а у мужчин подсознательным мотивом выступает страх оказаться не на высоте положения.
Некоторые авторы говорят, что браки, заключенные в зрелые годы, приносят супругам больше удовлетворения, чем ранние браки. В повторных браках разводы происходят во много раз реже, чем в первых. Возможно, что став старше и накопив жизненный опыт, люди относятся к своему выбору более ответственно. И в молодой семье, и в уже имеющей опыт, конфликты, к сожалению, возникают. Возможно, человек просто устал. Если возникла неприязнь, и хочется сказать или сделать супругу что-нибудь неприятное, весьма вероятно, что наступил момент, когда вообще требуется отдых, а может быть, на короткое время - увеличение дистанции, отдых друг от друга.
Каковы психологические пружины конфликтов? Ответы разведенных: «Оказалось, что он (она) совсем не соответствуют моему идеалу». В данном контексте имеет значение стабильность идеалов. Проходят столетия и даже тысячелетия, а идеалы меняются мало. Еще в I веке нашей эры римляне говорили: «Что может быть лучше жены целомудренной, любящей совместную жизнь, хорошей хозяйки воспитательницы детей, той, что радует нас в здоровье и ухаживает в болезни, соратницы в удаче и утешительницы в горе, той, что обуздает страсть нашей молодости и смягчит чрезмерную жесткость старости». Несоответствие идеалу - реальный источник конфликтов молодоженов.
Столкнувшись со значительным рассогласованием между реальным человеком и созданным и взлелеянным в мечтах идеалом, молодые супруги зачастую оказываются не в силах ни справиться с разочарованием, ни скорректировать поведение партнера, ни изменить свой идеал и... расстаются.
Сегодня ведущую роль в браке играют личностные отношения и отношения, связанные с интимным общением. Когда остро ощущается недостаток взаимной доброты и внимания, появляются взаимныe претензии супругов, ссоры и конфликты. В своих мечтах молодые рисуют семью с полной нравственно-психологической гармонией. Обиды, которые в семье с традиционным распределением ролей просто не замечались, конфликты, которые там легко улаживались, в современной семье создают реальную угрозу ее единству.
Часто неудовлетворение в браке связывают с недостаточной мужественностью или женственностью партнера.
Совместное обучение и трудовая деятельность мужчин и женщин, в известной мере, нивелирует традиционные различия в нормах поведения.
Формирование мужественности у мальчиков затрудняется тем, что все воспитатели до школы - женщины, большинство преподавателей в школе - тоже женщины, наконец, в семье мальчики тоже больше времени общаются с женщинами. Естественно, женщины с большим успехом воспитывают у мальчиков женские добродетели: аккуратность, минимум риска и шума и т.п. Таким образом, мальчики не получают правильного мужского воспитания, и недостатки эти особенно ярко обнаруживаются у подростков в период становления половой роли, что приводит к формированию вульгарного представления о мужском поведении замещающем истинную мужественность. Тогда мальчики и подростки либо постоянно демонстрируют свою мужественность и подтверждают ее в актах агрессии, либо усваивают некий тип женского поведения, связанный с ослаблением воли и инфантильностью.
Женщина может столкнуться с таким мужчиной, который не проявляет желательной мужественности в поступках, а ведь именно оно определяет чувство надежной защищенности и придает женщине смелость доверить ему себя, свое благополучие и благополучие своих детей. Чувство защищенности основывается, в свою очередь, на умении мужа постоять за честь и достоинство домочадцев. Что бы ни менялось в современной жизни, важнейшие свойства, которые женщина традиционно ценит в своем избраннике и сегодня - это надежность, уверенность в себе, собственных силах и целеустремленность.
А современные мужчины нередко тоскуют о женственности. В их представлении вожделенная женственность зачастую связанна со слабостью, беззащитностью, любовью к детям, домоводству, преданностью семье, способностью подчиняться, скромностью, грациозностью.
Отвечают ли современные женщины этим идеалам? Опросы показывают, что большинство женщин, даже при материальной обеспеченности, не желают бросить работу и заниматься только домашним хозяйствам и воспитанием детей. У многих девочек с детства воспитано чувство равноправия, и они ни в чем не хотят уступать мальчикам, тем более, что, развиваясь несколько быстрее, нередко обгоняют их в успехах. С детства привыкнув к мысли о своём равноправии, мало кто из девушек вовремя осознает, что для создания счастливой и прочной семьи одной уверенности в своем равноправии с мужем явно недостаточно, и, осознав это, своевременно предпринимают необходимые шаги к достижению гармонии поведения с представлением мужа об идеале жены. Перспективы семьи тесно связаны с тем, какова совместимость привычных ролей супругов.
«Мужчина — с привычной жизненной стратегией — сын, обычно недостаточно самостоятелен, психически и физически инфантилен, часто зависим, нередко склонен к капризам, может быть конформным и манерным, не чужд подражанию. Не удивительно, что мужчина-сын имеет тенденцию искать жену старше себя. Когда она опытнее и практичнее, он чувствует себя надежно и уютно, что и делает такой брак устойчивым. Нетрудно видеть, что в этом случае женщина, опекая мужа, заменяет ему мать. Если же такой мужчина избрал себе в жену партнершу моложе себя, да еще с позицией —дочь, мечтавшую о сильном и мужественном человеке, то этот союз грозит быть непрочным.
Мужчина - с преимущественной жизненной стратегией - отец опекающий, покровительствующий, наставляющий, обучающий и нередко, сам получающий от этого главное удовольствие, в женщинах ценит, прежде всего, женственность, понимаемую им как слабость и отзывчивость на его желания, способность восхищаться им, угадывать его вкусы. Обычно, он предпочитает женщин, ориентированных на подчинение своих интересов в семье и полностью растворяющих свое "Я" в личности мужа.
Женщина - дочь отличается инфантильностью, капризностью, она легко прощает себе промахи и предполагает, что все окружающие должны поступать так же. До глубокой старости она во все жизненных трудностях выступает как человек крайне неприспособленный и беззащитный. Для нее идеальный муж - человек старше ее по возрасту и опытности. В его присутствии она имеет приятную возможность чувствовать себя маленькой, не только вызывающей восхищение, на и поддержке ("Ах, он всю жизнь носит меня на руках!") Очевидно, что такая женщина в муже ищет замену отца или старшего брата и ей будет очень трудно со слабым, требующим поддержки мужем.
Женщина - мать - это, как правило, сильная, рассудительная, оберегающая всех окружающих женщина, она особенно любит слабых, больных, неудачливых, у нее развита способность и умение ободрить, воодушевить и поддержать нуждающихся в этом, в любой трудной обстановке. Понятно, что зрелый и самостоятельный мужчина в качестве мужа не предоставит ей желаемой возможности главенствовать и исполнять при нем материнскую роль.
Помимо несоответствия идеалу женственности или мужественности одной их типичных причин семейных конфликтов может стать жертвенность (не следует смешивать ее с душевной щедростью, с умением отдавать и получать от этого радость). В данном случае — это состояние, при котором человек не просто отдает, а демонстрирует свои страдания. Такая особенность поведения чаще встречается у жены или матери. Типична ситуация, при которой в начале семейной жизни жена с радостью выполняет вместо любимого человека его обязанности. Муж постепенно привыкает к этому и считает, что так и должно быть. Со временем жена устает от такого положения и провозглашает себя жертвой, что в свою очередь постоянно раздражает и утомляет мужа».
Как одну из причин семейного конфликта следует упомянуть ревность. Хотя ее считают пережитком и порицают, она, тем не менее, может сильно отравлять жизнь. У ребенка ревность проявляется уже к 2-м годам. Она может усугубляться появлением сиблинга. Особенно ярко она выражена у первого ребенка в семье, ведь пока он был единственным, родители принадлежали только ему. Ревность ребенка может проявиться и в отношении к родителям в ситуации, когда те проявляют выраженное внимание друг к другу, например, обнимаются. Тогда, бросив свою игру, ребенок пытается их растащить и сесть между ними. Дело в том, что любовь избирательна, это свободный выбор единственного человека и возникновение к нему особого отношения, с потребностью такого же отношения к себе — единственности. Подозрения в собственной заменимости порождают жестокую обиду и пробуждают ревность. Ревность обнаруживает тесную связь с чувством неполноценности — физической, интеллектуальной или социальной. Никто не ревнует к человеку, которого он считает по всем статьям ниже себя. Поэтому люди с высокой самооценкой реже страдают от ревности; ведь ревность — это, прежде всего, страх сравнения. Отсюда и генеральная стратегия — повысить уверенность в себе у страдающего от ревности: «Ты самый, самый…». Интересно, что ревность у мужчин и женщин имеет разную направленность. Мужчина ревнует свою жену ко всему, что отвлекает ее внимание от него самого: к ее работе, к собственным детям, внукам и другим мужчинам в том числе. В отличие от этого ревность жены направлена, как правило, к другой женщине и не затрагивает других интересов мужа. Более того, жены часто гордятся погруженностью мужа в любимую работу. Непонимание различия в ориентации ревности у мужчин и женщин может создать предпосылку для конфликтов в семье, даже если реальных соперников нет. Стремление контролировать мужа или жену чаще всего свидетельствует о глубокой неуверенности в прочности взаимных отношений.
Прекрасен семейный союз, который основывается на психологическом и эмоциональном комфорте, именуемом совместимостью. Понятие это чрезвычайно многопланово. Совсем не обязательно супругам иметь абсолютно одинаковые характеры. Они могут хорошо дополнять друг друга, а тем более, что базисные черты характера переделке почти не поддаются или этот процесс довольно длительный и болезненный.
Неожиданные перепады в настроении людей имеют как объективные (внешние) причины, так и «внутренние" (как результат сложных изменений в областях мозга, ведающих нашими эмоциями) - это нужно знать, чтобы «приспосабливаться друг к другу".
Естественная мечта каждого нормального человека - мужчины или женщины - быть желанным, любимым, единственным в течение все жизни, а не только в начале союза. В этой сфере взаимоотношений это целиком зависит от обоих супругов. Вовремя сделанный комплимент, нежный взгляд, улыбка, прикосновение - все это, как и на первых порах семейной жизни, необходимо и на закате ее. Но и чувственная пресыщенность, чрезмерная эмоциональная напряженность может привести к «усталости любви", поэтому периодически необходим отдых - временное обособление супругов. Важны и меры разлуки", а так же безусловно значимы верность семейному долгу, идеалам и традициям.
Во всех сферах жизни оба супруга должны вновь и вновь завоевывать любовь, убеждать себя и своего спутника в том, что по-прежнему они преданы друг другу и взаимно притягательны. Женщина «любит ушами", этого не надо забывать супругу и после ссоры, даже на его взгляд незначительной, не стоит в грубой форме требовать от нее удовлетворения своих супружеских прав - это может усилить только ее раздражение и вызовет горечь обиды. Эгоизм мужа, нежелание считаться с эмоциональным настроем супруги может вызвать у женщины отрицательное отношение к интимной близости, а это прямой путь к семейным конфликтам.
Знание норм сексуальных отношений должно облегчать естественное течение близости, создавая гармонию психологического, физического и личностного комфорта супругов.
Развод по праву называют микросоциальной аварией, поскольку он действительно приводит к краху семьи, к трагедиям, жертвами которых чаще всего становятся дети. Развод - бездна человеческих отношений. Одна треть распада брачных уз происходит вследствие психологической несовместимости супругов - существенного различия интересов, взглядов, оценки социальных и других явлений. Кризисные ситуации, выявляющие эту несовместимость, наблюдаются обычно на определенных этапах супружества.
Первый из них совпадает с первым годом совместной жизни, когда каждый из супругов приходит в свою новую семью - теперь уже свою -со своими понятиями о нравственности, убеждениями, опытом и традициями.
А. И. Герцен писал: «Сожительство под одной крышей само по себе вещь страшная, от которой рушилась половина браков, живя тесно вместе, люди слишком близко подходят друг к другу, видят друг друга слишком подробно, слишком нараспашку и незаметно срывают по лепестку все цветы венка, окружающего поэзией и грацией личность".
Следующая кризисная ситуация возникает после рождения ребенка. Появляются первые трудности бытового характера, повышенное внимание матери к первенцу мужем расценивается как безразличие к нему. Муж считает, что ему недостаточно уделяется внимания, появляется чувство ревности, раздражения и вспыльчивость. Прямой путь к устранению такого конфликта - активное участие в уходе за (собственным!) ребенком, в развитии и становлении его как личности. Не все отцы выдерживают это самое беспокойное время - время забот, недосыпания, физического и эмоционального напряжения. Часто они не понимают, что это самое радостное и волнующее прочтение новой страницы - семейной жизни, которую открывает рождение новой жизни - твоего потомства.
Молодые родители, не поддерживаемые родственниками, остаются перед массой новых проблем (тем более, что некоторые проблемы интимного общения с мужем возникают у женщины за полгода до рождения ребенка и продолжаются, иногда усугубляясь, первый год жизни малыша). Все это порождает чувство отстраненности, служит основанием для негативной оценки брака и почвой для конфликтов. Таким образом, это период дополнительного риска для брака, что требует взаимной терпимости и тепла.
Третий период - порождает монотонная семейная жизнь. Супругов угнетает установившийся, однообразный привычный ритм. Неумение освежить отношения в семье нередко приводит к поискам чего-то нового на стороне, что ведет за собой скандалы и вмешательство родственников в отношения супругов. Как правило, подобное вмешательство губительно действует на перспективы примирения, делая процесс необратимым. Недаром народная мудрость гласит: «Не позволяйте вмешивать в конфликт с супругом родителям, детям и посторонним. Не сообщайте никому факты, порочащие их, и не жалуйтесь на недостатки».
Четвертый - связан с уходом из дома взрослых детей и наступлением у супругов психологических проблем климактерического периода. Когда ставшие самостоятельными дети покидаю родительский дом, супруги снова должны стать главной заботой друг друга, если они еще расположены к этому. Нередко здесь вскрывается потеря духовной общности и предъявляется счет обид и претензий за всю совместно прожитую жизнь. При этом произносится столько обидного и оскорбительного, что отрезается путь назад. Вместе с тем, к конфликту, возникающему на любом этапе жизни дойти конструктивно. Для этого надо знать, что ядро каждого из них - это реально существующее противоречие, которое принимает форму разногласий. Является ли конфликт скрытым или явным, он все равно требует разрешения этого противоречия. В противном случае мир в семье остается неустойчивым.
Идеальный дом — это гибкое образование, как организм, в котором сохраняется разумный баланс замкнутости от мира и открытости миру и людям. Как каждый организм, семья имеет свои вехи изменений, включая такие трагические, как смерть одного из супругов или просто смерть брака, когда исчезают объединявшие ранее чувства, Возрастные кризисы и жизненные катастрофы неизбежно нарушают равновесие в семье, т.к. включают в работу переоценку ценностей как морального, так и материального плана.
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение семьи.
2. Какие типы семьи вы знаете?
3. Функции семьи.
4. Перечислите причины семейных конфликтов.
Список литературы:
1. Грановская Р. М. Элементы практической психологии. С-Пт.: Свет, 1997.
2. Дорофеева Р.М. Семейная медицинская сестра. Москва: Триада, 2002.
2. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы теории, методологии и методики. — М.: Наука, 1989.
3.Шпорт Н.В., О.С. Кравцова, И.К. Дыгало «Семейная медицинская сестра». Москва - Ростов: МарТ, 2005.