Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


¬озможно, вам уже знакома эта притча.




Ўлахтер ¬.¬., ’ольнов —. ё. »скусство доминировать. -—ѕб.: »зд. "–еспекс", 2000. - 192 с.

Ёто - втора€ из серии книг об управлении человеческим со≠знанием, написанна€ совместно кандидатом психологических наук, ведущим специалистом јкадемии экспериментальной психологии, психологом-пррктиком ¬.¬.Ўлахтером и писате≠лем, журналистом, в течение р€да лет специализирующимс€ в данной и в смежных област€х знани€ —.ё.’ольновым. Ќа про≠т€жении веков и тыс€челетий человеком изобретено и накопле≠но множество приемов и методов, которые позвол€ют тому, кто ими владеет, манипулировать сознанием себе подобных. “акие технологии всегда были тайным и чрезвычайно могуществен≠ным оружием власть предержащих, в какие бы одежды после≠дние ни р€дились. » сегодн€ в св€зи с развитием массовых средств коммуникации и информации роль этих методов в жиз≠ни отдельного человека и общества в целом лишь возросла. ¬от о них-то преимущественно и рассказывает книга "»скусство доминировать". ѕричем не просто рассказывает, ибо в ней де≠лаетс€ попытка не только описать важнейшие приемы психичес≠кого манипулировани€, но и передать навыки владени€ ими каж≠дому, кто со вниманием прочитает эту книгу и всерьез решит последовать изложенным в ней рекомендаци€м.  нига написа≠на попул€рным €зыком » рассчитана, прежде всего, на сложив≠шийс€ в последние годы обширный контингент читателей, стре≠м€щихс€ познать неведомое и повысить эффективность собствен≠ной жизни, а также на специалистов в области психологии и целительства.

 

¬¬≈ƒ≈Ќ»≈

— тех незапам€тных времен, когда на юной еще «емле возникло первое человеческое общество - плем€ ли, родова€ община или даже просто семь€, - и по сей день ее мысл€щие обитатели неизменно разделены на лидеров и подчиненных, на хоз€ев и слуг, на господ и рабов, на элиту- и толпу, на угнетателей и угнетен≠ных и т.д. и т.п. », по нашим сведени€м, примерно столько же времени власть предержащие, кем бы они себ€ ни объ€вл€ли, стрем€тс€ манипулировать сознанием своих подданных (и не только подданных), использу€ дл€ этого всевозможные психические прие≠мы и технологии, которые, в буквальном смысле, стары, как этот мир. ≈гипетские жрецы —ета, арийские брахманы, тибетские нал&жорпа и таинст≠венные колдуны Ѕон, толтеки центральной јмерики, древнеиранские поклонники мрачного јхримана - их молено долго перечисл€ть, тех людей силы, что ве≠ками и целыми эпохами накапливали сокровенные зна≠ни€ о человеческой природе и не бо€лись ими восполь≠зоватьс€, когда видели в том необходимость.

≈сли вы полагаете, что в наши дни эта тема бо≠лее не актуальна или же не столь актуальна, как лет, этак, четыреста назад, то, поверьте, вы опас≠но заблуждаетесь. Ќе так давно нам показали не≠взрачную с виду брошюру, изданную в 1936 году. ќна называлась Ђ ак задавать вопросы. ѕособие дл€ следователей Ќ ¬ƒї. Ѕегло ее пролистай, мы были удивлены. ¬о-первых, книжица составл€лась очень щк€голковым и грамотным - даже и по современным меркам - психологом (или группой таковых). ¬о-вторых, само ее по€вление в пролетарской –оссии того периода, когда отнюдь ле каждый следователь Ќ ¬ƒ умел грамотно писать, свидетельствует о серьезном внимании сановных большевиков (поверь≠те, весьма искушенных в психологии людей) к искус-ству манипулировать сознанием человека (любой классовой принадлежности). Ќаконец, некоторые приемы, описанные в брошюре, мало чем отличают≠с€ (разве что ритуалом) от тех, что были прин€ты на вооружение, допустим, —в€тейшей »нквизицией или древнеегипетским советом жрецов.

ѕожалуй, в современном мире всевозможных ма≠нипул€торов сознанием развелось несоизмеримо больше, нежели их было четыре столети€ назад. ¬ –оссии, например, помимо государственного аппа≠рата, православной ÷еркви и нескольких сектант≠ских сообществ этим высоким искусством промыш≠л€л тогда в основном вс€кий сброд - горстка астро≠логов с алхимиками в придачу и, конечно, цыгане да малограмотные колдуны. “еперь лее к традицион≠ным у нас манипул€торам сознанием присоединилось множество новых и весьма искусных: политические лидеры си своими парти€ми, всевозможные тота≠литарные секты и Ђдуховныеї школы, отечествен≠ные и иноземные, специальные государственные службы с аббревиатурами вместо названий ( √Ѕ, ‘—Ѕ, √–”, ÷–” и т.д.)... Ёто не говор€ уже о рек≠ламных организаци€х и многочисленных средствах массовой информации - безобидных лишь на самый неискушенный взгл€д. Ќаконец, каждый из нас всю свою жизнь в той или иной форме пытаетс€ мани≠пулировать теми, кто его окружает. “олько у одних - к этому врожденные способности, а другие выну≠ждены обходитьс€ без таковых.

¬ общем, приступа€ к работе над небольшой се≠рией книг об управлении человеческим сознанием, мы

ставили перед собою одновременно три задачи (без≠условно, демократичные по сути). ¬о-первых, Ђсде≠лать тайное €внымї (со всеми вытекающими из этого последстви€ми), во-вторых, слегка уравн€ть шансы человеков мысл€щих во взаимном манипули≠ровании и, в-третьих, предоставить кому-то воз≠можность совершить начальные шаги в овладении древним высоким искусством управлени€ сознанием (сначала собственным, а потом и чужим).

ѕосле выхода в свет первой книги этой серии, озаглавленной Ђѕсиходинамика колдовства, или вве≠дение в паралогиюї, у ее читателей возникли вопро≠сы, самые разные по смыслу и эмоциональной окра≠ске, что, впрочем, и не удивительно. „тобы отве≠тить на них более или менее вразумительно, нам пришлось бы написать, по меньшей мере, еще одну книгу на ту же тему (чего мы до некоторых пор де≠лать не собираемс€). ¬ то же врем€, сам характер некоторой части этих вопросов мог бы нас смутить и заставить признать, что с Ђѕаралогиейї мы не≠много поспешили. ¬озможно, было бы логичнее предпослать ей более доступную книгу - допустим, ту, что вы раскрыли сейчас. “олько, работа€ над Ђѕаралогиейї, о логике мы заботились менее всего и адресовали свою книгу отнюдь не большинству, но именно меньшинству человеков мысл€щих (о кото≠ром, увы, авторы зачастую не забот€тс€ вовсе).

„то же касаетс€ большинства, то на него неук≠лонно, хот€ и в тайне, Ђработаетї фундаменталь≠нейший закон мироздани€ - закон компенсации. —о≠гласно этому закону, любое негативное €вление во вселенной автоматически становитс€ позитивным. ѕроще говор€, все, что свершаетс€ в мире, в конеч' ном счете, служит во благо. Ќе будь закона компен≠сации, тогда бы и нас с вами, и планеты «емл€, и вселенной вообще давно бы уже не существовало.ј потому, сохран€€ при€тную надежду на то, что предыдуща€ наша работа все-таки дл€ кого-то €ви≠лась своевременной и даже полезной, мы приступили к новой книге, адресованной, по нашему замыслу, бо≠лее широкому кругу читателей. ¬ ней мы постара≠лись по возможности следовать логичному принци≠пу: от простого - к сложному.

»так, Ђ»скусство доминироватьї. —тремление к превосходству, к самоутверждению, к психологиче≠ской экспансии, чуть ли не к обожествлению собст≠венной воли, или же, если угодно, гордын€, котора€ почему-то всеми вероучени€ми Ђсписываетс€ї на происки ƒиавола, - это, тем не менее, исконное че≠ловеческое качество, правившее людьми и миром еще до потопа. Ќравитс€ нам это или нет, но т€га к преобладанию над собрать€ми €вл€етс€ одним из основных человеческих инстинктов. ќн в равной ме≠ре присущ и младенцам, неумело дерущимс€ из-за м€чика на игровой площадке, и зрелым мужам, ве≠дущим корректную полемику, касающуюс€ числа ка≠пель в мировом океане, и их женам, обоюдно не со≠гласным с методами соседки вести хоз€йство.

» даже старость не исцел€ет человека от его потаенной страсти к превосходству. “олько в пре≠клонном возрасте страсть эта, как правило, трансформируетс€ и прокладывает себе новое рус≠ло.   примеру, вот вам превосходный критерий са≠мооценки, пригодный дл€ любых возрастов и ситуа≠ций, - степень нашей личной духовной близости к Ѕогу; этот критерий остаетс€ в нашем распор€же≠нии даже тогда, когда большинство прочих уже не актуально, - допустим, в случае нашей физической и интеллектуальной немощи. » подобных систем от≠счета, подход€щих дл€ любого нашего Ђ€ї, можно изобрести - и, конечно, уже изобретено - превели≠кое множество.

≈сли вы сумеете посмотреть непредвз€тым и не≠замутненным взором на всю людскую кутерьму, пи≠таемую страстью к превосходству, то вам непре≠менно станет очень смешно, смешно до отча€ни€. —амозабвенно волтуз€т друг друга политики и биз≠несмены, остервенело кусаютс€ - в переносном, а то и в пр€мом смысле - спортсмены и люди искусства. ј на мусорных кучах с не меньшим энтузиазмом сражаютс€ между собой менее удачливые персоны. ѕоследние, вроде бы, уже лишились всего - и дела, и крова, и совести, - но не стремлени€ доминировать над ближними.

—егодн€ в обществе бытует миф о €кобы врож≠денном бескорыстии и буквально ангельской чисто≠те детей. ≈го питает, веро€тно, наше естествен≠ное к ним отношение. “ем не менее, буквально с пер≠вых оке мгновений своего существовани€ на свете будущий человек начинает €ростно требовать от еще не знакомого мира все, что ему необходимо: пищу, чистые пеленки, внимание окружающих... ѕри этом он не способен принимать в расчет никакие внешние обсто€тельства, мешающие ему мгновенно получать желаемое. ѕримерно так же ведет себ€ гусеница, жадно пожирающа€ листь€. ≈й просто невдомек, что, когда вс€ крона будет обглодана, по≠гибнет не только дерево, но и она сама.

» спуст€ несколько лет - допустим, в п€ти-семилетнем возрасте - ребенок все еще ощущает себ€ центром мироздани€. ѕравда, ему уже теоре≠тически известно, что прочие люди тоже что-то чувствуют и чего-то хот€т, но это формальное знание никак не вписываетс€ в его систему миро≠ощущени€. Ќас умил€ет, когда малыш с наивной жадностью т€нетс€ к соске или, допустим, к €бло≠ку. » чудесно! Ќо тигрица, веро€тно, тоже по-своему умил€етс€, когда ее полосатик рветс€ к

свежей туше олен€ или - что еще лучше Ч само≠сто€тельно задавит какого-нибудь крольчонка.

  слову, от нашей идеализации детства зачастую страдают именно дети. ¬зрослые ждут, а потом и требуют от них чего-то особенного, а они ничуть не лучше - но и не хуже! - своих пап и мам.

Ќекоторым двуногим удаетс€ психически закон≠сервироватьс€ в мироощущении семилетнего ребен≠ка и провести всю свою жизнь, вплоть до могилы, взаперти, в малюсеньком собственном Ђ€ї, тесно≠ватом, зато привычном, соверша€ там разве что незначительные телодвижени€ и не высовыва€ носа в грандиозный и пугающий реальный мир. ѕравда, они тщательно маскируют данное обсто€тельство - и от окружающих, и, прежде всего, от самих себ€. »м даже кажетс€, что из этого всего у них получа≠етс€ нечто вполне пристойное.

ƒругие люди на каком-то этапе своей жизни вдруг пронзительно осознают, что они подобны ту≠пой и жадной гусенице, котора€ бездумно губит ис≠точник собственного существовани€. “аких людей мы можем условно поместить на следующую сту≠пень развити€ - ступень волка. ƒело в том, что се≠рый разбойник в период выведени€ потомства ведет себ€ исключительно ло€льно в отношении любой живности, по€вл€ющейс€ вблизи его логова. ∆ители окрестных деревень зачастую даже не подозрева≠ют, что где-то по соседству подрастает грозна€ волчь€ ста€. —ами же волки, веро€тно, чувствуют, что, покуда они прикованы к логову, кака€-нибудь драна€ кошка может стоить им жизни, и действу≠ют соответствующим образом.

Ќаконец, очень немногие люди пробуждаютс€ к осознанию всеобщей тотальной взаимосв€занности. Ќо не о них и не дл€ них эта книга, адресованна€ как мы уже сообщили, относительно широкому кру≠гу читателей.

ќднако вернемс€ к человеческому стремлению доминировать, из которого соткана вс€ наша жизнь. ќно может принимать разнообразные фор≠мы: величественные и смешные, прит€гательные и отталкивающие, совершенные и нелепые... »ногда просто отвратительные. ¬спомним классического Ђраба, что стал царемї, или же нашего российского официанта из анекдота - того самого, что на досу≠ге отправл€етс€ в соседний ресторан, чтобы там самоутвердитьс€ в меру своего разумени€.

—овершенно очевидно, что человеческий ин≠стинкт превосходства опираетс€ на эгоизм, или же, как сказали бы буддисты, на неведение. ¬прочем, на≠звание не мен€ет сути €влени€ - в нашем случае, весьма негативного. Ќо где-то, на участке пр€мой св€зи между чистым эгоизмом и порожденным им стремлением доминировать, включаетс€ уже упо≠м€нутый нами вселенский закон трансформации, преображающий все дурное во благо. » изначально порочна€ потребность в самоутверждении стано≠витс€ наиболее мощным движителем нашего разви≠ти€, нашего совершенствовани€.  ак ни парадок≠сально это звучит, но только благодар€ эгоизму, ин≠стинкту самоутверждени€, стремлению доминиро≠вать, потребности в экспансии и может в итоге сформироватьс€ пробужденный к воспри€тию все≠общего единства человек.

” ѕрироды есть одно неоспоримое достоинство Ч последовательность. —казав Ђјї, она всегда произ≠носит ЂЅї. ј потому, обременив человека врожден≠ным стремлением к превосходству. ѕрирода пре≠доставила в его распор€жение достаточно средств, чтобы такового достигать, во вс€ком случае, что≠бы за него боротьс€.

 

¬озможно, вам уже знакома эта притча.

ƒавным-давно, когда ћир был еще очень юн, в ще≠дром девственном лесу, а может, в саванне или же в горах, обитало ѕлем€. » был в этом ѕлемени ¬ели≠кий ќхотник. ќн лучше всех выслеживал огромного, но очень осторожного дикого буйвола и первым бро≠сал в него дротик; больше всех прочих охотников вместе вз€тых налавливал он силками жирных вкус≠ных куропаток, которые так нравились дет€м и женщинам. ¬еликий ќхотник правильнее всех умел заранее угадать, когда хлынет дождь, и когда при≠дет засуха. ј если случалась беда - объ€вл€лс€ ли поблизости саблезубый тигр-людоед, или же воин≠ственные соседи устраивали на ѕлем€ набег, ¬ели≠кий ќхотник первым поднимал острое боевое копье и т€желую палицу. Ќечего и говорить, что все в ѕлемени беспрекословно слушались ¬еликого ќхот≠ника. » конечно же, самые красивые, самые молодые и жизнеспособные женщины доставались ему.

“ак вот, в каждом из нас, ныне живущих, дрем≠лет ген этого ¬еликого ќхотника. Ќаверное, данный тезис не требует доказательств. ѕравда, нам мо≠гут возразить сторонники прочих мифов, допустим, космического: не верим, дескать, мы в вашего ќхотника; в те счастливые времена на «емле прави≠ли €сноокие мудрые гуманоиды, посланцы великой галактики. „то ж - тем более. ¬ таком случае вам досталс€ ген самого €сноокого и самого мудрого из ваших гуманоидов.  то бы он ни был, этот самый-самый, мы все - его потомки.

“олько нам все же более по душе истори€ с ќхотником, потому что сама по себе охота есть величайшее из человеческих действий, или, если хо≠тите, из состо€ний души. — ним и сегодн€ св€зано так или иначе любое продуктивное €вление в жизни. ”ченый охотитс€ за открытием, бизнесмен - за деньгами, артист - за успехом, а мудрец - за силой. ћы и намерены разобрать в этой книге некоторые приемы и методы охоты за силой из арсенала муд≠реца.

ѕодобно любой иной охоте, выслеживание силы с целью ее добычи требует специальных угодий, или особого пространства, в котором оно может про≠водитьс€. Ќеобходимые же угодь€ дл€ данной охоты - это психическое пространство, или человеческое сознание; причем, во-первых, сознание самого охот≠ника, и лишь во-вторых, сознание прочих живых су≠ществ, па которых последний стремитс€ воздейст≠вовать.

«десь будет уместен еще один пример отлажен≠ной Ђработыї вселенского закона трансформации. „тобы обрести силу дл€ проникновени€ в чужое сознание, охотнику необходимо прежде досконально исследовать собственное психическое пространст≠во, что автоматически приведет его в состо€ние эмоционального равновеси€, то есть, по меньшей мере, избавит от необоснованной агрессивности. »ными словами, выслеживание самого себ€ дает нам силы доминировать и одновременно действует наподобие предохранительного клапана в паровом котле.

¬ообще, внутреннее состо€ние охоты, посто€н≠ной готовности к воспри€тию и действию, или же психическа€ позици€ Ђохотникї, есть столь же не≠обходима€ компонента нашей жизни, как, скажем, воздух или вода. ѕосмотрите, что происходит, ко≠гда обычный человек утрачивает в жизни цель, а вместе с нею и эту готовность. ¬округ нас полно тому примеров.

ƒопустим, провожают на пенсию директора крупного предпри€ти€. ћужику уже к семидес€ти, но он еще очень силен, динамичен и да≠же - поговаривают у него за спиной подчиненные -не по возрасту сластолюбив. ј уже через год это -немощный старик, тоскливо Ђдот€гивающийї жизнь. ¬ недавние беспокойные деньки он любил Ђпопыхтетьї: мол, не цените, мол, загоните в гроб, мол, уйду на отдых, тогда... ј настало это Ђто≠гдаї, оставили его, наконец, в покое люди с их дела≠ми и пустыми Ђзаморочкамиї, так вдруг откуда-то вылезла эта старуха с косой... ¬се очень просто: человек лишилс€ цели, котора€ его удерживала в этой пусть беспокойной, но животворной дл€ него психической позиции, суть которой - вечный поиск и обновление.

¬ написанном »горем —евер€ниным на склоне лет стихотворении Ђ¬еснаї есть такие строки:

Ђ¬есна - единственна€ цель

—уществовань€ здесь!ї

„увствуете, это уже не —евер€нин начала века, не тот горластый и опь€ненный собственным те≠норком петушок, которому ужасно нравилось эпа≠тировать свой культурный кур€тник Ђјнанасами в шампанскомї, но помудревшии в страдани€х и очень усталый человек. “еперь его стихи по-насто€щему хороши. “ак вот, Ђвеснаї у —евер€нина - это поиск, это - обновление, это - трансформаци€ и одновре≠менно суть и цель жизни.

  слову, о словах, то есть о символах, аллегори€х и прочих особенност€х человеческой речи, благодар€ которым она обычно больше маскирует, нежели пе≠редает. (ћы уже разъ€сн€ли свою точку зрени€ на сей счет в предыдущей книге, только, суд€ по вопро≠сам читателей, неважно в этом преуспели.) “ак вот, на сей раз категорически за€вл€ем: при объ€с≠нении тех или иных психофизических €влений ника≠кими аллегори€ми мы не пользуемс€ вообще! Ќаши слова всегда следует понимать буквально.

ѕочему-то люд€м труднее всего это прин€ть. ¬ —амых простых вещах они привыкли искать скры≠тый смысл и потому посто€нно не понимают друг друга. ¬озьмем к примеру уже изложенную нами в предыдущей книге формулу; человек есть то, что он о себе думает. (Ќаверное, еще правильнее было бы сказать: кем он подсознательно себ€ ощущает.) ƒанна€ формула справедлива только в самом пр€≠мом, в самом буквальном смысле, но в переносном -ни в коем случае. Ќа уровне мышлени€ человек мо≠жет сколь угодно долго почитать себ€ героем и ге≠нием, но преспокойно оставатьс€ трусом и безда-рью. ¬ то же врем€, если он сумеет подсознательно ощутить себ€ трехметровым гигантом, то непре≠менно начнет расти - именно в пр€мом значении слова Ђрастиї. »ли же, ощутив себ€ волком, он и станет постепенно в такового превращатьс€ - не в том смысле, что усвоит какие-то звериные принци≠пы, а в самом пр€мом - с густой шерстью и воем на луну. ¬спомните леден€щие кровь истории об обо≠ротн€х. ¬озможно, не все они - порождени€ суевер≠ной фантазии. ¬ традиции толтеков сила, позвол€ю≠ща€ осуществл€ть подобные трансформации, назы≠ваетс€ намерением; сами же толтеки за€вл€ют о своей способности ею управл€ть.

≈сть один Ђбородатыйї анекдот. ѕсихиатру с превеликим трудом удаетс€ убедить пациента, что тот - не рыбка, а человек. Ќо и тогда, вроде бы уже излечившись от помешательства, пациент этот продолжает бегать от кошек. ƒоктор серди≠то спрашивает его:

- «ачем ты это делаешь? “еперь-то ты знаешь, что ты - вовсе не рыбка, а нормальный человек...

» слышит в ответ:

- я-то знаю, но знают ли о том кошки?

Ѕыть может, как анекдот эта истори€ и годит≠с€. Ќо прин€ть ее в качестве возможности челове≠ческого сознани€ мы никак не можем. — позиций психиатрии, это - чистейшей воды бред, вымысел, фантастика! »ли же просто злостна€ симул€ци€. ƒа, потому что, если у человека в подсознании ка≠ким-то образом столь жестко закрепитс€ и станет доминировать над прочими нека€ установка, то не-избежна трансформаци€ самого человека в соот≠ветствии с этой установкой. ƒанный закон доход≠чиво сформулирован в пословице ЂЌазвалс€ груздем, полезай в кузовї. ¬ общем, если бы у пациента из анекдота вдруг отрос хвост в чешуе, то это не по≠казалось бы нам более фантастичным.

 стати, о чудесах (разумеетс€, в контексте этой книги). ѕо нашему убеждению, незачем за ними охотитьс€ в исторически чуждых нам угодь€х йоги, буддийских школ или суфийских сект. Ќаверное, проще (и, наверн€ка, надежнее) всерьез обратитьс€ к психологии и поискать с ее помощью эти самые чудеса в собственной психике. ѕоверьте, их там сыщетс€ немало. —реднестатистический житель планеты «емл€ использует возможности своей пси≠хики (заметьте, вполне нормальные возможности} не более, чем на 7 процентов. ј основной психиче≠ский потенциал, данный ему ѕриродой, что называ≠етс€, по праву рождени€, так и остаетс€ не рас≠крытым. » это не говор€ уже о наших сверхвозможност€х, которые действительно безграничны. ј потому человеку, этому воистину чудесному суще≠ству, нет ни малейшей нужды отправл€тьс€ за чу≠дом в мистицизм. ¬о вс€ком случае, ему не повредит сперва разобратьс€ в себе самом.

«аканчива€ эту вводную часть книги, мы сочли полезным малость посетовать на специфические не≠при€тности, св€занные с публикацией подобного материала, да и вообще с работой в этой области знани€, все еще числ€щейс€ где-то на стыке мисти≠цизма всевозможного толка, околонаучных или же наукообразных описаний и реально подтвержденно≠го, но не всеми признаваемого практического искус≠ства. »менно за последним мы и вынуждены Ђны≠р€тьї порою в мистику и добывать его там, словно жемчужину на дне мор€. ¬ итоге мистики различ≠ной окраски, а заодно и просто религиозные люди обвин€ют нас в рационализме и безбожии, а побор≠ники западной науки, котора€ зиждетс€ на логике, и прочие атеисты - в мистицизме. Ётот досадный казус побуждает нас сознатьс€: в действительно≠сти мы приверженцы логики и рационализма, причем настолько, что готовы полностью отвергать и то и другое вс€кий раз, когда это, с нашей точки зре≠ни€, логично и рационально.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 258 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент может не знать в двух случа€х: не знал, или забыл. © Ќеизвестно
==> читать все изречени€...

1038 - | 669 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.024 с.