Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


‘ормирование аккадской (вавилоно-ассирийской) клинописи из древнейшего рисуночного письма 6 страница




Ќо на этих видных представителей солидной и самоуверенной науки сообщение о вере в луну и девственную богиню-мать из ”рука не произвело большого впечатлени€. »х многочисленные ассистенты копали по всему миру, и ”рук был дл€ них лишь точкой на огромном полотне развернувшейс€ перед ними истории человеческих верований.

Ќемцы еще и до сих пор копают в ”руке.  ак только приближаетс€ зима, они уже ведут подготовку дл€ возобновлени€ своих поисков на холмах ”рука. ѕотому что ”рук не только один из самых древних городов мира, но и город почитани€ небесной царицы-девственницы, вера в которую живет еще и в наше врем€. ќднако тогда ученый мир этого €сно еще не осознал. ƒоклад »ордана был оставлен без внимани€.

ѕо времени ”рук очень далек от нашего мира. Ќастолько далек, что нам трудно воскресить в своей пам€ти и правильно пон€ть истоки его глубоко религиозного мировоззрени€, но все же далек не настолько, чтобы человеческа€ душа предала их полному забвению.

ќднако в ”руке так и не нашли никаких следов јвраама. —ледовало, наконец, вз€тьс€ за раскопки его родного города Ч ”ра.

 

 

—ћќЋяЌќ… ’ќЋћ

 

Ѕур€, вызванна€ разгневанным Ёнлилем, бур€, уничтоживша€ страну, накрыла ”р словно платком, окутала его словно саваном... ќ отец Ќанна, этот город превратилс€ в развалины!

»з скорбной песни ”ра

 

 огда город уже лежал в развалинах, прекратилась, наконец пронесша€с€ над ”ром ужасна€ бур€, ниспосланна€ гневным богом Ёнлилем. ћертвые тела людей покрывали улицы, остава€сь, как это подчеркиваетс€ в скорбной песне, непогребенными, не покрытыми черепками. Ћюди с громким рыданием теснились у стен города, пыта€сь найти дорогу через проломы и высокие ворота, пробира€сь через горы трупов.

ћертвые тела лежали на просторных улицах, которые обычно заполн€ла празднично настроенна€ толпа. Ќа всех улицах и переулках, даже на открытых площадках, где когда-то весело танцевали люди,Ч везде были только одни мертвецы.

Ёто была гибель ”ра, одно из крушений, не раз уже пережитых за его длительную историю. ¬се это, очевидно, произошло во врем€ правлени€ вавилонского цар€ ’аммурапи Ч в XVII веке до н. э.

’аммурапи уже покорил ”р, но жители города восстали. “огда вавилонские войска ворвались в город, ограбили храм богини Ќингаль, подожгли его, как и почти все дома города.

—овременным археологам удалось еще увидеть отчетливые следы восстани€ и ужасного наказани€, которое за этим последовало. –азвалины многих, если не всех, домов запечатлели следы этой расправы. ќни были либо подожжены, либо разрушены. » тогда жители покинули город.

ћожет быть, это было второе или третье восстание против ¬авилона. ѕотому что и сын ’аммурапи, царь —амсуилуна, разрушал стены ”ра. ќчевидно, он довершил дело своего отца и сровн€л городские стены с землей.

¬ эти-то годы XVII столети€ до н. э. јвраам и его семь€, согласно библейской легенде, покинули ”р.

Ђ» умер јрран при ‘арре, отце своем, в земле рождени€ своего, в ”ре ’алдейском,Ч сообщает ¬етхий завет,Ч (тогда) вз€л ‘арра јврама, сына своего, и Ћота, сына јрранова внука своего, и —ару, невестку свою, жену јврама, сына своего, и вышел с ними из ”ра ’алдейского, чтобы идти в землю ’анаанскую; но, дойд€ до ’аррана, они остановились тамї (I кн. ћоисе€, 11, 31).

“ретий раз Ѕибли€ упоминает ”р, рассказыва€ о встрече господа с јвраамом: Ђя √осподь, который вывел теб€ из ”ра ’алдейского, чтобы дать тебе землю сию (’анаан) во владениеї (I кн. ћоисе€, 15, 7).

ѕосле этого Ѕибли€ не упоминает уже об ”ре халдейском. Ћишь в книге »исуса Ќавина читаем: Ђза рекой (≈вфратом) жили отцы ваши издревле, ‘арра, отец јвраама и отец Ќахора, и служили иным богамї (»исус Ќавин, 24, 2).

„то это были за боги, Ѕибли€ об этом не говорит. —ейчас из раскопок стало известно, что властител€ ”ра называли ЂЌаннаї и что был он богом Ћуны. ∆ена Ќанна, Ќингаль, считалась Ђматерьюї (предком) »нанны из ”рука и »штар из ¬авилона и јшшура.

¬о времена јвраама бог Ћуны из ”ра почиталс€ как властитель и царь всех богов ¬селенной, в том числе и —олнца.

 

 

—емьдес€т лет колебаний

 то в наше врем€ вновь открыл погребенный в земле ”р, точно неизвестно.

ѕочтенные энциклопедии утверждают, что это был сэр √енри –оулинсон, герой Ѕехистуна и дешифровщик клинописи. ќн определил, что древний ”р находитс€ на месте развалин аль-ћуккайира (ћукейр) на правой стороне ≈вфрата, близ усть€ Ўатт-эль-’аи и ≈вфрата.

«нающий Ѕиблию читатель настораживаетс€. Ќа правой стороне ≈вфрата? «начит, западнее реки, Ђпо эту сторонуї от —ирии и ’анаана?

Ќо Ѕибли€ €сно говорит Ч Ђза рекойї. јвторы библейского текста должны были знать, лежал ли ”р на этой или на той стороне реки!

Ќаверное, они знали это из древнейшего предани€. Ќо даже у рек есть сво€ истори€, и они мен€ют свое русло. –аскопки подтвердили, что ”р в древние времена лежал близ левого берега ≈вфрата, значит, Ђза рекойї. —егодн€ ≈вфрат течет на 16 километров восточнее развалин ”ра. ћежду ними и этим мертвым городом лежит селение јрка у железнодорожной линии Ѕагдад Ч ѕерсидский залив. «начит, тот, кто в наше врем€ искал бы библейский город ”р на той стороне ≈вфрата, впал бы в ошибку. ћожет быть, с этим и св€зана путаница в вопросе, кто же в наше врем€ открыл ”р.

»бо, по другим верси€м, этим ученым был не –оулинсон, а английский консул из Ѕасры ƒж. ≈. “ейлор, который в 1854 году во врем€ одной из своих инспекторских поездок определил холм аль-ћуккайир как место развалин библейского ”ра. “ейлор обнаружил на углах развалин храмовой башни так называемые строительные цилиндры с именем цар€ Ќабонида VI века до н. э.

Ќо в 1854 году “ейлор еще не мог прочитать строительных надписей вавилонского цар€. ќн и в јнглии не нашел никого, кто заинтересовалс€ бы его исследовани€ми. ѕоразительно, но это так!

Ѕританский музей в Ћондоне ожидал тогда от исследователей руин на месопотамских холмах отнюдь не библейских сведений.

ћузей интересовалс€ Ч так, по крайней мере, объ€сн€л его директор √. –. ’олл Ч лишь Ђколоссальными стату€ми быков с человеческими головами и бесчисленными табличками чарующей клинописиї. Ётим, видимо, и объ€сн€етс€ то обсто€тельство, что сообщение “ейлора о его попытках проникнуть в тайны холма аль-ћуккайир было равнодушно прин€то в Ћондоне и сдано затем в архив. јрабы называют “елль-аль-ћуккайир Ђсмол€ным холмомї. » вот английска€ археологи€, котора€ обогатила музеи быками-колоссами с человеческими головами, чуть было не проспала славу первооткрывателей библейского ”ра халдеев. „есть этого открыти€ она разделила с американцами. ƒело в том, что в конце XIX века экспедици€ ѕенсильванского университета —Ўј посетила этот заброшенный холм и предприн€ла там небольшие пробные раскопы.

Ќо американцы тоже молчали. ¬о вс€ком случае, они не опубликовали ни единого сообщени€ о результатах своих раскопок.

 ак удивительно!

¬се это очень напоминает притчу о человеке, который ищет золотую жилу, находит ее и начинает там работать, а потом неожиданно бросает лопату и уходит. ќн уходит, а спуст€ много лет приходит другой человек, который тоже ищет золотую жилу, начинает здесь работать, но потом тоже бросает это место, не найд€ ни одного грамма золота. ¬едь в злополучном холме ”ра одна золота€ жила находилась р€дом с другой!

“аким образом, вопрос о том, кто же все-таки впервые открыл ”р в холме ћуккайир, остаетс€ не€сным. ќдин немецкий ученый как-то пошутил, за€вив, что по сути дела первооткрывателем был торговец ѕьетро делла Ѕалле, который в XVII веке вз€л из холма, под которым покоилс€ ”р, несколько клинописных табличек, вывез их в ≈вропу и подарил одному из музеев в –име.

 

 

Ёль-ќбейд

“о, что в конце первой мировой войны, в 1918 году, в ћесопотамию попал английский солдат  эмпбелл “омпсон, который по своей гражданской профессии был ассистентом Ѕританского музе€ в Ћондоне, было чистой случайностью.

“омпсон использовал однообразную солдатскую жизнь в изнур€ющей жаре ћесопотамии дл€ того, чтобы осмотреть некоторые холмы с погребенными в них руинами. Ќесколько дней поковыр€вшись в холме, он пон€л, что его ограниченные средства были совершенно недостаточны дл€ серьезных раскопок этого огромного холма. ¬ернувшись в Ћондон, он сумел заинтересовать Ѕританский музей.

» Ћондон послал молодого ассириолога √. –. ’олла на холм из щебн€, где тот в феврале 1919 года впервые начал планомерные раскопки. “ри мес€ца подр€д ’олл пыталс€ найти там свое счастье, но его посто€нно отвлекали другие, более интересные, с его точки зрени€, археологические объекты.

ѕриблизительно в это же самое врем€ ’олл обследовал Ёль-ќбейд, холм, расположенный на 7 километров западнее ”ра.

» ’олл нашел там много интересного. ќн раскопал часть древнейшего храма середины III тыс€челети€ до н. э. ’от€ все ћеждуречье богато храмами, этот храм из Ёль-ќбейда не был перекрыт позднейшими постройками и сохранил свой древний облик.

Ёто древнее св€тилище стоит на искусственно сооруженной террасе, котора€, в свою очередь, покоитс€ на стенах из обожженного кирпича. ¬верх поднимаетс€ монументальна€ лестница из известн€ка.

— обеих сторон лестницы, у входа в храм, сто€ли изва€ни€ львиных голов из битума, покрытые медью. Ўироко открытые (в натуральную величину) львиные глаза из красной €шмы, белого ракушечника, зеленого стеатита и красный, далеко высунутый €зык производ€т жуткое впечатление. Ђѕопадались также маленькие быки из меди, битума и дереваї,Ч сообщал ’олл. Ђќбкопав лестницу и двига€сь дальше вдоль стены, мы нашли между лестницей и дальним углом площадки,Ч рассказывает ¬улли[17],Ч две трехметровые дерев€нные колонны, инкрустированные перламутром, сланцем и красным камнем, а также другие пальмообразные колонны и брусь€, обшитые листами меди. «десь же были свалены четыре медные статуи сто€щих быков с повернутыми назад и прижатыми к плечу головами. ¬доль стены лежали медные рельефы, изображающие отдыхающих животных, а между ними фрагменты мозаичного фриза, на котором фигуры из белого известн€ка или ракушечника выдел€лись резкими силуэтами на фоне черного шифера, окантованного полосками меди. » тут же мы повсюду находили разбитые или целые инкрустированные глин€ные цветы на конусообразных стебл€хї.

¬улли попыталс€ реконструировать всю картину: ЂЌа карнизе верхнего кра€ площадки, вдоль цокол€ храмовой стены, сто€ли статуи (четырех) быков, и, очевидно, на их уровне в стену были вставлены глин€ные цветы, так что животные как бы паслись на цветущем лугу. Ќад ними на фасаде сверкал медный фриз с рельефным изображением отдыхающих животных, еще выше был укреплен мозаичный фриз со сценой доени€, и, наконец, на самом верху Ч фриз с изображением птиц...ї.

ѕод фундаментом храма лежали две фигуры тельцов из известкового камн€. ќчевидно, когда-то это была опора трона, на котором сидела стату€ божества. —в€щенным символом этого бога, по-видимому, был баран. Ѕлиз баранов нашли маленький барельеф из алебастра с графическим изображением, которое, к сожалению, сильно выветрилось и сохранилось лишь наполовину. Ќа нем можно рассмотреть лодку серповидной формы с каютой или навесом посередине. ЂЌа одной стороне изображен сто€щий на корме мужчина, а в каюте Ч свинь€ (кабан?). Ќа другой стороне на месте мужчины изображены две рыбы, а на месте свиньи Ч гусьї,Ч так описывает это ¬улли.

Ќад входом в храм был некогда укреплен большой плоский рельеф, изображающий птицу, держащую в когт€х двух оленей. ѕтица носит название Ђ»мдугутуї. Ёто уже известный по Ћагашу орел с львиной головой. ѕеред храмом, невдалеке от нижних ступеней лестницы, ведущей на террасу, был устроен алтарь. ќн сооружен из обожженного кирпича. Ќа внешней поверхности алтар€ можно еще различить знак, напоминающий звезду. Ёто знак ¬енеры Ч »нанны шумеров, или »штар аккадцев.

Ќесомненно, она носила много имен. ¬ Ёль-ќбейде ее назвали Ќинкхурсаг (Ќинхурсанга), Ђвладычица горї, или, что, может быть, более правильно, Ђвладычица небесных высотї.

—в€тилище в Ёль-ќбейде датируетс€ довольно точно. Ќа одном из камней фундамента вырезано им€ второго цар€ первой династии ”ра с титулом и полным именем: ј-анни-пад-да.

ќднако все то, что ’олл и ¬улли обнаружили в Ёль-ќбейде, было лишь скромным вступлением к тем открыти€м, которые предсто€ло сделать в ”ре.

 

 

Ѕог Ћуны и его супруга

¬ 1922 году ’олла отзывают обратно в Ћондон. ћузей ѕенсильванского университета в —Ўј предлагает Ѕританскому музею совместные раскопки ”ра под руководством сэра Ћеонарда ¬улли.

 огда ¬улли прин€л это почетное поручение, ему было 42 года. јрхеологическое образование ¬улли получил в ќксфорде; он сделал себе им€ на английских раскопках в ≈гипте и Ќубии, а потом —ирии.

—ейчас ему предсто€ло решить задачу всей своей жизни Ч раскопать огромный холм ћуккайир, под которым погребен город ”р. ¬ течение 12 лет этот зольник не даст ему поко€. ¬ 1934 году раскопки в ”ре были приостановлены, но не потому, что все его тайны были раскрыты и работа закончена. Ѕыло необходимо научно обработать и опубликовать огромный материал, накопившийс€ за первый период раскопок.

¬ ”ре раскрыли огромную храмовую площадь. «десь, очевидно, строили почти все правители и цари: от царей древнейшего шумерского времени до великих персидских царей, то есть, по меньшей мере, на прот€жении двух тыс€ч лет.

¬улли вскрыл помещени€ храма, которые были ограблены уже в древности. Ќо по сохранившимс€ остаткам можно еще было установить, что дерев€нные двери когда-то были облицованы золотыми пластинками, следы этих пластинок обнаруживаютс€ на инкрустированных агатом и лазуритом [18] поверхност€х. «олотые звезды, гвозди и лучи, по-видимому, служили украшени€ми дерев€нных стен.

—амые внушительные постройки относ€тс€ главным образом ко времени третьей династии (”р III; приблизительно на рубеже III и II тыс€челетий до н. э.).

«десь также были обнаружены террасы с расположенными на них большими дворами, св€тилищами и жилыми помещени€ми дл€ жрецов. ƒело в том, что район храмов был одновременно царской резиденцией и местом пребывани€ администрации теократического государства. »з храма осуществл€лось руководство всей жизнью страны, награждались правые, наказывались виноватые, принимались решени€ о войне или мире. ¬о им€ великого Ќанна и его супруги.

Ќанна, могущественный бог Ћуны в ”ре и врем€ от времени царь всех богов, идентичен аккадскому богу Ћуны —ину, или —у. ѕо всей веро€тности, истори€ культа этого великого бога, который воплощаетс€ и в си€ющий корабль и в си€ющего быка, св€щенного барана, льва, орла, рыбу или змею, обусловлена изменчивостью представлений и смешением образов, которые наблюдаютс€, начина€ с вавилонского —у и конча€ образом древнегерманского ÷ио и иерусалимского —иона.

∆ену могущественного лунного бога в ”ре называли ЂЌингальї. ѕо представлени€м шумеров, в ”ре она была не дочерью, а законной супругой бога. “ак как семиты считали дочерью Ћуны богиню звезд »нанну-»штар, Ќингаль должна была стать ее матерью. Ќо Ќингаль, если мы не заблуждаемс€, это та сама€ владычица неба и та же звезда ¬енера.

ѕоэтому неудивительно, что из супруги бога Ћуны в ”ре и из матери девственной богини звезд »нанна, котора€ сама была матерью, в сложном переплетении истории верований человека, в конце концов, превращаетс€ в девственную роженицу. ќна, как и ¬енера, не только ежемес€чно хоронит бога Ћуны, но и порождает его.

 

 

Ѕашн€ ”ра

¬ городе ”ре, как и в других древних городах ћесопотамии, в центре площади с храмами возвышалась многоступенчата€ массивна€ башн€: зиккурат.

 репкие стены толщиной 2,4 метра образуют два суживающихс€ кверху этажа. ќснование башни представл€ло собой пр€моугольник длиной 60 и шириной 45 метров. ќт него к нижней террасе вели лестницы. “ам был просторный двор с бассейном и помещением дл€ посв€щенных, с алтарем, сокровищницей и другими сооружени€ми.

Ќо все-таки и здесь не удалось проникнуть во все тайны, если вообще можно себе представить то, о чем тут, собственно, следует вести речь. Ќа полу террасы было обнаружено тщательно сделанное пр€моугольное отверстие размером 4,5 на 3,25 метра при глубине около 1 метра. ѕол был вымощен трем€ сло€ми больших неотесанных известковых блоков. ”глубление было заполнено очень чистой пережженной землей красноватого цвета. Ђѕод землей не было найдено ничего такого, что могло бы объ€снить назначение этого сооружени€ї,Ч писал ¬улли. ¬озможно, это был фундамент алтар€. ѕри этом ¬улли вспоминает алтари детей »зраил€ времени ћоисе€, которые при их закладке также пользовались необработанным камнем.

»бо эти камни служат символом скалы, котора€ играет такую большую роль в Ѕиблии. —имвол скалы с высеченным в ней гробом господним в »ерусалиме восходит к культам и веровани€м ѕереднего ¬остока, имеющим тыс€челетнюю историю. ¬ глубокой древности этот символ был, по меньшей мере, образом небесной скалы или древа, колонны или небесного столпа Ч ћлечного ѕути.

«десь, в ”ре, образ этой скалы и берет свое начало: от неотесанных блоков, скрытых в углублении, над которым некогда, наверное, еще до времени ћоисе€, сто€л алтарь могущественного бога Ћуны. Ќет, это не случайное совпадение! ћного лет спуст€ ¬улли на рассто€нии больше чем 1000 километров от ”ра обнаружил сходное углубление, заполненное массивными камн€ми.

¬ стенах башни ”ра исследователи нашли множество глин€ных конусов, какие закапывали в землю при закладке здани€; на них была надпись: Ђ¬о славу царственного сына (!) Ќанна, си€ющего с €сных небес, внемлющих мольбам и молитвам... €, ¬арадсин, благочестивый правитель... когда бог новолуни€ послал мне добрые предзнаменовани€, подарил мне взор жизни и повелел воздвигнуть сей храм и восстановить его обиталище, во им€ жизни моей и жизни породившего мен€ отца моего  удурмабуга построил дл€ бога дом его, радость сердца Ётеменнигур. „удо и украшение земли, да стоит он вечно...ї

 

 

Ќевесты бога

»з многочисленных надписей и клинописных таблиц ”ра следует, что бог Ћуны Ќанна получал как дес€тую часть всего урожа€, так и арендную плату. “ак как деньги тогда еще не были известны, расплачивались продуктами. Ќа все привезенные в уплату продукты выдавалась квитанци€ Ч маленька€ глин€на€ табличка с датой и указанием, что Ђтакой-то доставил шесть фунтов наилучшего масла, столько-то масла растительного, столько-то овец или другого рогатого скотаї и т. д. ≈жемес€чно на табличке дл€ окончательного подсчета поступлений составл€лс€ общий баланс храма. ¬ нем учитывались в особых столбцах все приношени€ каждого земледельца, пастуха и т. д. –емесленники платили медью, золотом и серебром, другие горожане Ч шкурами животных.

–асходы отмечались так же тщательно, как и доходы. ƒл€ больных выдавалс€ добавочный рацион. “ак, один человек, страдавший головными бол€ми, получил дополнительно 125 граммов лучшего растительного масла дл€ растирани€.

»стори€! —обыти€ государственные, событи€ жизни отдельных людей Ч жизнь во им€ Ќанна, бога-покровител€ города ”ра. ЂЌа 13-й день мес€ца элул,Ч гласит надпись на глин€ном цилиндре цар€ Ќабонида VI века до н. э.,Ч луна потемнела и затмилась. («намение) сие означало: ЂЌанна нужна жрицаї.

ѕосле многочисленных жертвоприношений и вопрошений оракула было установлено, что Ќанна не захотел избрать никого другого в качестве своей жрицы, кроме дочери самого цар€. “аким образом, восстанавливалс€ древний обычай, существовавший еще в III тыс€челетии до н. э.

“аким путем Ќабонид посв€тил свою дочь в верховные жрицы бога Ќанна в ”ре и дал ей новое им€ ЂЅелшалтиннаї. ќна была сестрой цар€ вавилонского ¬алтасара.

Ёти невесты богов вытеснили в земном культе небесную богиню ¬енеру. ¬месте с тем шумерские и семитские цари присвоили себе функции страдающего, умирающего и воскресающего бога, ибо все, что происходило на небе, должно было происходить и на земле, наход€ свое воплощение в св€щенном культе. ѕочти все земные культы Ѕлижнего ¬остока базируютс€ на древних, а иногда и на самых древнейших представлени€х о небесных €влени€х, луне и ¬енере.

јврааму и его семье должно было быть известно не только об огромном комплексе храмов города ”ра, но и о повсеместном господстве бога Ћуны Ќанна и его супруги Ч ведь они были старше, намного старше, чем јвраам!

Ѕибли€, правда, об этом умалчивает. –ассказыва€ о сотворении мира, она избегает называть луну ее собственным именем. “акже не дает она €сного объ€снени€, как превратилось им€ јврам в јвраам и почему изменилось им€ его жены.

 

 

Ѕогин€ змей из ”ра

¬ ”ре лопата археологов в самых глубоких сло€х наталкиваетс€ на находки, подобные тем, с которыми мы уже встречались в Ёль-ќбейде дошумерского периода. Ёто каменные оруди€.

Ќо здесь все-таки есть глубокое различие: в ”ре покойники уже не сид€т на корточках в своих могилах, а лежат, выт€нувшись, и руки их скрещены на животе. —охранилс€ только древний обычай класть вместе с покойным разные вещи: вазы и кувшины, нити жемчуга и браслеты, кольца и обручи дл€ ног, топоры и стрелы с долотообразными наконечниками из камн€ и других материалов. –аскрытые погребени€ подтверждают уже известный нам обычай покрывать трупы мелкими черепками или подкладывать их под тело.

¬улли находил в глубоких сло€х и иные формы погребального обр€да. ”мершие положены на бок и держат перед лицом чаши. Ќад ними лежат глин€ные сосуды. ѕосуда чаще всего служила погребальным инвентарем. ¬ одном из погребений были найдены 32 глин€ные чаши.  онечно, это было св€щенное число. –€дом с трупами иногда попадались своеобразные человеческие фигурки из глины. ѕричем фигурки эти женские. Ќатуралистически оформленные стройные тела обнажены до по€са, ниже краской намечено длинное платье; однако голова женщины выполнена далеко не реалистически. “олько парик из темного битума говорит о женской прическе. Ёто голова змеи. Ќекоторые женские фигурки со змеиными головами держат на левой руке младенца или же корм€т его левой грудью.

јрхеологи имеют достаточно оснований ломать голову по поводу этих вещей.  онечно, речь идет не о том, почему еще и сейчас некоторых женщин называют зме€ми. ¬едь ≈ва из ра€ сама не была змеей, зме€ лишь соблазнила ее. јрхеологов удивл€ло другое: почему женщины из ”ра со змеиными головами держат ребенка всегда слева. Ёто удивительно потому, что подобные изображени€ (даже и без змеиных голов) посто€нно повтор€ютс€ вплоть до значительно более позднего времени, времени греков.

— другой стороны, конечно, волнует вопрос, почему зме€ существо женского рода, если ее символом €вл€етс€ лунный серп?

Ќеужели только потому, что у немцев луна мужского рода, а у романских народов Ч женского? “о же самое и у древних народов Ѕлижнего ¬остока, у одной части которых луна женского рода, а у другой Ч мужского.

—о временем, правда, истори€ религии доисторического и раннеисторического времени обогатилась не только различными тотемистическими образами животных Ч быками, баранами, львами, орлами, рыбами и зме€ми, а также св€занными с ними синкретическими существами, но и различными воспри€ти€ми пола.

ќтсюда можно пон€ть, что уже за несколько тыс€челетий до нашей эры св€щенное предание о боге Ћуны и его жене использовалось теологами Ўумера и јккада так же, как используетс€ глина в руках гончара. ¬о все увеличивающемс€ государственном объединении они должны были соединить весьма разные образы бога Ћуны, происход€щие из многочисленных семейных и племенных союзов. “ак же как дл€ достижени€ длительного мира нужно было установить единые меры объема, веса, рассто€ни€ и монету.

ќб ”рнамму, одном из древнейших царей ”ра, теперь известно, что он урегулировал Ђсемь мерї, установил Ђборзину, минуї, серебр€ный и каменный Ђшекельї.

»з города ”ра привез јвраам эти меры в ’анаан.

Ќо привез ли он только эти меры?

»ли он знал, суд€ по св€щенному писанию, намного больше того, что археологи узнали только сейчас, после раскопок древней земли ”ра.

 

 

÷арские погребени€ ”ра

Ќа шестую зиму ¬улли начал раскопки на большом погребальном поле в районе храмов ”ра. —коро он обнаружил два расположенных друг, над другом некропол€. ¬ верхних могилах нашли цилиндрические печати Ч предшественники наших современных печатей Ч с надпис€ми времени аккадского цар€ —аргона. Ёто говорит о том, что верхнему некрополю приблизительно 4200 лет.

—колько же тогда лет некрополю, расположенному слоем ниже погребений времени —аргона?

Ќа седьмую зиму (1927Ч1928) ¬улли решил исследовать тайну этого глубоко скрытого в земле некропол€.

¬ юго-восточной части района храмов лопаты натолкнулись в зольнике на известковые блоки, каменные плиты и потом на ход, наклонной траншеей уход€щий вглубь. «десь стали попадатьс€ остатки циновок.

¬улли почувствовал, что тут кроетс€ нечто особенное. ћечта каждого археолога-раскопщика найти купольную гробницу, царский склеп! ќ таких царских погребени€х когда-то мечтал –оберт  ольдевей в ¬авилоне и ‘ара, но так и не нашел их. ”лыбнетс€ ли ¬улли счастье в этом зольнике?

Ћопата за лопатой, со всевозможной осторожностью расчищали наклонную траншею. » вот показались дальнейшие следы: на дне траншеи на циновках лежали один подле другого остатки п€ти мужских скелетов. –€дом с ними находились медные кинжалы и несколько глин€ных чаш.

ќсторожно, ориентиру€сь по циновкам, начали копать дальше. ѕостепенно транше€ расшир€лась и приблизительно на глубине 9 метров перешла в большую €му, вырытую в форме пр€моугольника. Ќеподалеку от входа в эту €му были обнаружены остатки повозки, похожей на сани, и человеческие кости.

—ани... «ачем же в ёжной ћесопотамии, где почти вечно царит лето, понадобились сани? ѕричем это неверо€тно роскошна€ повозка. ѕо кра€м она была отделана мозаикой. «олотые львиные головы с голубыми гривами из лазурита и раковин, маленькие золотые и серебр€ные головы львов и львиц перемежались с золотыми бычьими головами.

ѕеред сан€ми лежали распавшиес€ скелеты двух ослов и двух их кучеров. Ќа дышле сохранилось двойное серебр€ное кольцо, сквозь которое когда-то проходили вожжи. “аким образом, были два осла, которые т€нули сани, и два пажа, которые их вели. ƒл€ кого все это предназначалось?

¬ сан€х лежали драгоценна€ игральна€ доска, посуда и оруди€ труда. —реди инструментов бросались в глаза золота€ пила и несколько долот. Ќевольно приходит в голову мысль о могилах из —амарра, расположенных севернее ”ра. “ам тоже р€дом с мертвыми нашли долота и пилы.

Ќо у ¬улли не хватало времени поражатьс€ всему этому. Ќа свет извлекли остатки нескольких женских скелетов. ƒес€ть женщин лежали двум€ р€дами, как будто они приготовились к дворцовой церемонии. Ќа всех были замечательные украшени€ Ч золотые диадемы и жемчужные ожерель€.

 ак и у п€ти мужских скелетов, у этих женщин тоже отсутствовала привычна€, погребальна€ утварь. ¬место нее в шахте лежали остатки дорогой арфы с инкрустаци€ми из золота и слоновой кости.

јрфа была украшена инкрустированными изображени€ми животных. ќрел с львиной головой парит над двум€ рогатыми животными (баранами?). ” св€щенного дерева сто€т два быка. «десь изображена также сцена борьбы между львом и быком; оба они подн€лись на задние ноги, обхватив передними друг друга.  роме того, на инкрустаци€х арфы обнаружили Ђчеловеко-быкаї с рогами и копытами. ќн хватает двух маленьких львов за задние лапы. »так, на арфе Ч религиозные сюжеты. Ќо почему же она лежала в €ме р€дом с женскими скелетами?

 

 

Ћарь

—реди необозримого множества сосудов, чаш и кувшинов лежали остатки большого дерев€нного лар€, украшенного мозаичным узором из перламутра и лазурита.

Ћарь был пуст. ћожет быть, когда-то, четыре с половиной тыс€чи лет назад, в нем лежали такие нестойкие во времени вещи, как матери€, одежда или белье.

ќчевидно, ларь принадлежал женщине.

ѕравительнице? ÷арице?

Ќо где же она? √де ее труп?

¬улли видел только большие каменные сосуды, посуду, оруди€ труда, горшки, вазы из самых различных материалов: меди, камн€, серебра, эмали, лазурита, алебастра, мрамора и золота. Ќеверо€тно!

“ам же лежала длинна€ золота€ трубка, украшенна€ лазуритом, видимо, предназначенна€ дл€ того, чтобы через нее сосать молоко или лимонад из сосуда. «десь сто€л серебр€ный сосуд (по-видимому, служивший дл€ обр€довой трапезы) с длинной шейкой и широким венчиком; он был, так сказать, готов к подаче на стол.

¬улли была знакома форма кувшина по изображени€м на древних каменных рельефах, суд€ по которым такие кувшины имели религиозное назначение. –€дом с серебр€ным сосудом находилс€ целый набор высоких серебр€ных кубков, вставленных один в другой. ќколо них Ч еще кубок такого же типа, но уже золотой, гравированный, с желобками.

“еперь ¬улли пон€л: гравированный золотой кубок и серебр€ный сосуд, а также высокие серебр€ные кубки составл€ли одно целое с золотым бокалом, гладким золотым сосудом и рифленой чашей.

Ќеужели этому можно поверить? Ќеужели это действительно предметы, относ€щиес€ к III тыс€челетию до н. э.?

Ќо где же хоз€ин или хоз€йка этих сокровищ? Ќигде не видно останков человека, который должен был быть богато украшен драгоценност€ми.

 

ѕлан могилы ј-бар-ги с повозками, скелетами животных и людей.

 

¬улли задумчиво приблизилс€ к ларю. Ёто был €щик около 2 метров длиной и приблизительно 1 метр шириной. ¬улли не понимал, почему его т€нет к этому ларю с такой магической силой. ќн долго рассматривал его, потом сдвинул в сторону и остолбенел. ¬улли увидел отверстие в полу, вход в кирпичный подвал. ≈му стало €сно, что он стоит перед камерой. ” ног ¬улли находилась погребальна€ камера, которую он искал,Ч подлинный склеп.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 391 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

≈сли вы думаете, что на что-то способны, вы правы; если думаете, что у вас ничего не получитс€ - вы тоже правы. © √енри ‘орд
==> читать все изречени€...

505 - | 523 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.062 с.