Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


√лава 9. “реть€ запись брата Ќикола€




¬ нашей последней беседе мы с тобой говорили о пут€х ученичества, о том, что нет путей легких, что совершенствование даетс€ человеку всегда и во всех област€х творчества большим трудом. » чем выше поднимаетс€ человек в своем творчестве, чем шире становитс€ его горизонт, чем дальше он видит путь и возможность достижени€, тем €снее сознает и беспредельность совершенства, и малую степень достигнутого им самим.

Ёто присуще всем истинно даровитым. ¬сем твор€щим, а не "мастер€щим", всем вдохновенным, а не верт€щимс€ в вихре ложной экзожерации и старающимс€ выдать свою кустарщину духа, плоти и расчета, пылающую пафосом, за истинное творчество огн€ вдохновени€.

Ќо, среди всех трудных путей ученичества, есть три пути, в которых трудности так велики, что идти ими могут только те избранники, что сто€т сами уже на грани совершенства.

ѕервый из этих путей - путь любви.

¬торой, - путь скорби и “ретий, - путь €сновидени€, я вижу на твоем лице великое изумление. “ебе кажетс€, что именно эти пути, свидетельствующие о высокой ступени духовного совершенства, должны быть легче других. —ейчас ты поймешь, в чем особа€ трудность каждого из этих путей и что должен победить в себе каждый человек, чтобы идти ими.

ѕуть любви - в том смысле, как его представл€ют себе люди, - не существует.

„еловек, воображающий, что он пон€л, что такое любовь, пон€л только одно: ћилосердие бесконечно, пощада не знает предела и отказа, а потому за все, им соде€нное, он получит индульгенцию не только от папы –имского, но и полное всепрощение от живых небес. ќбыватель не прекращает своих надежд на то, что его "отмол€т" те св€тые, к которым он привык прибегать в своих молитвах. Ќо что такое молитва, как приготовить себ€ к ней, об этом он не только не думал, но даже и не предполагал этой необходимости.

ќн отлично знает, как надо приготовить себ€ к еде, ко сну, к серьезному разговору, но к молитве отношение одно: поспешный крест, еще более поспешное бормотание или громкое рыдание и долгое бормотание и... выполнен необходимый дл€ "св€того" ритуал.

” обывател€ представление о люд€х, идущих путем любви, сводитс€ к требовательности к ним. Ѕез вс€кого стеснени€ люди идут к ученикам, высыпают им весь короб своего мусора, вроде слез от обиженного самолюби€, ссор, недостатка средств и так далее, и бывают очень обижены, если встречают не распростертые объ€ти€ и поглаживание по голове, а спокойное отношение к их периоду сум€тицы.

ќни ведь пришли туда, где их должны выслушать и утешить! Ќаход€сь на ступени само- а не человеколюби€, они и представить себе не могут, что прочел в них ученик, уже давно перешедший из ступени самолюби€ в истинное человеколюбие. Ќе вид€ сами, не сознава€ в себе и потер€в чувствительность к той мути мертв€щего потока эгоизма, который живет в них и вокруг них и который они втащили в жилище ученика, люди глубоко уверены в своей правоте и уход€т раздраженными, уколотыми в своей гордости за ту €кобы холодность, которую они встретили в ответ на свою "откровенность" в жалобах и стонах.

 аждый из учеников, идущих путем любви, натыкаетс€ дес€тки раз в своем трудовом дне именно на эти встречи.  ак драгоценные перлы среди навозной кучи, находит он случаи истинного гор€, где всею своею любовью спешит освободить и раскрыть человеку его собственные глаза на сокровища его живой Ћюбви, им в себе носимой.

”ченик пути любви - это чистый, сто€щий у грани совершенства, который победил в себе все страсти. Ёто тот, в ком уже нет его личных качеств и достоинств, но в ком ожили и движутс€ все аспекты его ≈диного. “акой ученик, поскольку в нем движутс€ все аспекты ≈диного, уже не только единица всей вселенной. ќн - единица ¬ечного ƒвижени€, очищенна€ от самолюби€ и несуща€ на землю радость одного человеколюби€.

 ак ты представл€ешь себе, друг, какой устойчивости должна быть гармони€ такого существа? „то за силу должен нести в себе такой ученик, чтобы выносить ежесекундные удары встречных аур и не разбиватьс€ от дисгармонии встреч?

—илы воли такой нет. ≈сть только одна сила: неразрывное сли€ние со всей ≈диной ∆изнью. » так как у ученика на пути любви уже побеждено все от самолюби€ и горит немигающим огнем все от человеколюби€, то никакие удары и наскоки эгоистических аур не могут разбить его гармонии. ƒух его - огонь. » не только потушить, заставить померкнуть, но даже колыхнуть его плам€ не могут все усили€ злых, вс€ муть и жалобы ищущих земных благ и благополучи€, но утверждающих, что ищут —вета и путей его.

“аков дух ученика Ћюбви. Ќо плоть его - живуща€ по законам земли скорлупа - нередко бывает раздроблена, страдает т€жкими болезн€ми, вбира€ в себ€ злобные и раздраженные огни встречных.

—реди всех ученических путей есть много случаев заболеваний плоти. —реди пути любви они чаще. “олько немногие люди, особенно подготовленные владыками карм дл€ задач служени€ человечеству в течение веков, могут держать в повиновении плоть и проход€т свой урок векового труда в полном здоровьи. Ќо они и иначе воспитываемы и оберегаемы высшими способами знаний, которых тебе в эту минуту твоего развити€ не пон€ть.

»так, сейчас тебе €сно, что путь любви - это не сентиментальное коленопреклонение перед теми или иными грехами или бедами людей. Ќе утешение леденцами плачущих младенцев. Ќо велика€ мисси€ помощи раскрывани€ в каждом из встречных его страстных пелен, окутывающих гр€зными и мрачными пластами живые частицы ≈диного, в человеке живущего.

ѕуть любви был бы невыносимой пыткой и приводил бы к мгновенной смерти каждого ученика, если бы в самом ученике могла еще жить хоть капл€ эгоистического "я".

Ќо уста люб€щего раскрываютс€ улыбкой милосерди€ всюду, где он мог вобрать в себ€ мутную волну плачущего встречного и проколоть его плотные покровы до самого сердца, чтобы ввести туда каплю своего —вета. » никогда безнаказанно дл€ плоти ученика не проходит переливание его духа в другое сердце. ¬ каждую из таких встреч он вбирает в себ€ - в свои нервы, в свою кровь, в свое сердце - поток гр€зи и скорбей встречного. »х т€жкий €д и смрад остаютс€ в его теле, облегчив встречного.

 роме этой т€готы, путь любви имеет и еще т€желую сторону. ќчи духа ученика давно прочли до дна все раны человека. ƒавно пон€ли среди его мигающих и копт€щих огней все его возможности, всю правду и всю ложь, все величие и всю мелочность его существа, а многоречивый жалобщик все еще на все лады разливаетс€, стара€сь выказать себ€, как можно чище и возвышеннее, описать красочнее свои страдани€.

» здесь спасает ученика ≈го полна€ невозможность ощутить что-либо как раздражающее или возмущающее начало.

”ченик любви уже не может двигатьс€ и жить по законам одной земли и ее человеческой, узко понимаемой земной справедливости. ќн - как жива€ единица ƒвижущейс€ ∆изни - живет по мировому закону: ÷елесообразности.

¬ иные моменты, когда эманации людей делают чашу ежедневного труда ученика чрезмерно т€жкой и дух его страдает под ними не менее плоти, к ученику всегда спешит на помощь один из ближайших к нему ”чителей, хот€ бы он и не был его личным ”чителем или поручителем.

Ёти мгновени€ особо от€желенной чаши - всегда нова€ ступень пути ученика к —вету и совершенству.  аков бы ни был путь ученика, где и как бы он ни двигалс€ в своем служении ближним, эти мгновени€ горестного прохождени€ ступеней совершенства неизменно сопутствуют всем ученикам.

“ы недоумеваешь. “ы уже пон€л важнейшее духовное правило: "«нать - это значит уметь". » рассуждаешь по земной логике, логически правильно. –аз ученик "знает", ему легко и действовать. Ёто будет правильным в том случае, когда все страсти ученика перешли в силу радости. “огда и ступени, кажущиес€ самыми т€жкими, станов€тс€ все легче и наконец не замечаютс€ и не ощущаютс€ учеником иначе как особенно €ркие приливы радости.

Ќо к этому состо€нию духовной мощи, как € тебе уже сказал, приход€т те ученики, в ком ожили и движутс€ все аспекты их ≈диного. “огда духовное "знать" значит "уметь".

ѕуть любви несет каждому встречному примиренность - это его особа€ черта. » именно этой особенностью наиболее ценен путь любви среди всех путей ученичества.

Ќе ту любовь цени среди своих встречных, где люди будут петь восторженные гимны своему Ѕогу, ”чителю, друзь€м или плакать и пылать преданностью к тебе. “акие люб€щие мало ищут на самом деле отдать, а ревниво след€т, не мало ли им воздадут наград за их верность.

÷ени и сей любовь ту, где встречный не нарушил мира чужого дома, не раздражил и не досадил чужому сердцу. “ы перешел сейчас из жизни стучащего и ищущего в р€ды тех, кому открылось и кто нашел единственную тропу ∆изни среди миллиона иллюзий.

Ќо не считай, что в психике ученика что-то мен€етс€ именно в тот момент, когда он видит и находит ”чител€. я говорил тебе нашу пословицу: "√отов ученик - готов ему и ”читель".

ƒавно уже € давал тебе знать о моем присутствии. ƒавно € прислал к тебе старика-странника, который обучил теб€ €зыку пали. Ќо тебе и в голову не приходило прислушатьс€ к его рассказам внимательнее и глубже.

”чилс€ ты охотно, так как тебе хотелось прочесть старинные книги, случайно купленные в нищей горной хижине, предназначенные к уничтожению. Ќо скептицизм мешал тебе вникнуть в слова старца, в его рассказы об »ндии. » ты, недооценив, не отдал должного внимани€ встрече...

–ассказыва€ тебе теперь о трудност€х пути, € обращаю твое особое внимание на черту скептицизма в человеке. “от, кто не может верить, чувствовать, быть преданным своему ƒелу до конца, тот не может быть вовсе учеником. —колько бы с ранней юности человек-скептик ни искал Ѕога и путей ≈го, ”чител€ и встречи с ним, раз он не умеет быть верным до конца, все его поиски напрасны. ќдной рукой он будет искать книги, переписывать слова ћудрости, а другой - в своей де€тельности простого дн€ - разрушать все доски моста, что ведет к этой ћудрости, к ”чителю, к живому небу.

ћост, по которому идут к ”чителю, каждый строит себе сам. »з собственного сердца он вырастает и т€нетс€ так далеко, как велика верность человека. ћост сердца каждого ученика об€зательно коснетс€ другим концом сердца ”чител€. » св€зывает оба конца верность ученика.

ѕредставь себе теперь образно, может ли человек-скептик выстроить такой мост из своего сердца, если дух его посто€нно разъедаетс€ сомнением?

я прислал тебе старика. ѕочему же ты ему не мог поверить до конца? “ы был полон иллюзий о необычайной пышности ”чител€. “ы не мог пон€ть первоначальной истины: "Ќикто тебе не друг, никто тебе не брат, но каждый человек тебе великий ”читель".

ѕредрассудок, когда ты желал видеть ”чител€ в славе и почест€х, в чудесах магии и внешнем великолепии, мешал тебе увидеть в нищем старике моего гонца. “ы пойми навсегда, что наш гонец не кричит на базаре. ј нужно нам - и муравей гонцом будет.

—ейчас, в эту минуту, от твоего скептицизма не осталось и следа. ¬ твоем сердце устойчиво горит энерги€ верности. Ќо разве это случилось именно в эту минуту?

–азве мес€ц назад, спаса€ девушку от пь€ной ватаги бандитов, бросившись один на п€терых на плохом скакуне, ты не прошептал: "”читель, ко мне"? » € услышал твой зов, € послал тебе мою помощь, ветер ногам твоего кон€, мощь твоей раз€щей руке, робость и ужас в сердца разбойников...

ѕеред каждым из учеников луча Ћюбви стоит не только дракон сомнений, но еще и дракон доброты.

ќбычно, по обывательским пон€ти€м, "добрый", то есть ложно добрый, не может пройти ворот испытаний, ведущих вообще к пути ученичества. »стинно же, по общим пон€ти€м, "добрый" не победит ворот, ведущих к лучу Ћюбви. ќн победит дракона скептицизма и сомнений, но перед драконом доброты остановитс€.

„тобы нести по серому дню чашу любви, надо носить в сердце и переливать в действи€ дн€ не простую обывательскую доброту и даже не простую насто€щую доброту, необходимую в каждом луче, но доброту ту, высшую, доброту-ћудрость.

„ем же разн€тс€ эти две доброты? „то присуще каждой из них? ќбе они - действие милосерди€. Ќо там, где проста€ доброта будет искать возможности утешить и успокоить, доброта высша€ прочтет весь путь человека: его вчера, его сейчас, его завтра - и будет искать наиболее активного приспособлени€ пробудить в человеке его энергию не только земного воспри€ти€ фактов, но и св€зи их с двум€ планами, со всею ∆изнью, с ¬ечностью.

¬ысша€ доброта пути Ћюбви - это конгломерат такта, радости, самоутверждени€ и энергии, пробуждающих силы человека.  ак кип€ток кипит, дух доброго в чаше его Ћюбви. » чем освобожденное его дух, чем большее число аспектов ≈диного движени€ в его организме, тем €рче - всеми цветами радуги - переливаетс€ дух его твор€щих сил в чаше, производ€ впечатление кип€щей, огненной жидкости.

ƒоброту луча Ћюбви можно было бы назвать добротой предвидени€. »бо ученик, ее несущий, в одно мгновение видит весь путь, по которому можно направить дух встречного к миру и самообладанию; читает возможности его силы и мудрости и... редко гладит по головке, а чаще берет бич и гонит из сердца встречного робость, предрассудки самолюби€, рассекает узость его духовных горизонтов.

ѕроника€ в св€та€ св€тых человека, ученик любви разрывает нитку мелочных жалоб одним твердым указанием человеку на рубцы от ран, которые он нанес себе собственными предрассудками. ќни легли, как горы мусора, вокруг него. ≈сли человек может прозреть и пон€ть, как сидит в кольце предрассудков, что сам создал, он оценивает, принимает и благословл€ет свои обсто€тельства. » св€зь его с учеником пути Ћюбви устанавливаетс€ на века. ќн идет примиренный и проходит - рано или поздно - в тот духовный план, где живут в двух мирах. ≈сли же мелочность его подавила раскрывшеес€ на миг —вету сердце и его порыв св€той радости затухают, и встреча потухла, как фитиль от копт€щего масла. » до новой драгоценной, действенной встречи могут пройти века.

Ќа человеке така€ встреча рубца не оставит. ј на ученике? Ѕыла ли встреча действенной, была ли она пустоцветом, в обоих случа€х на ученике остаютс€ следы.

ќт встречи действенной - когда устанавливаетс€ св€зь и человек движетс€ к освобождению, - в ауре ученика остаетс€ лишн€€ звезда как действенный знак сли€ни€ Ћюбви.

≈сли же ученик принес безрезультатно свою чашу Ћюбви к устам, ногам и сердцу человека и встреча осталась мертвой, на всю его дальнейшую жизнь легла св€зь этой неудачи. » на странице его книги ∆изни по€витс€ векова€ запись о невыполненном долге. » до тех пор, пока в новой встрече, а иногда и в целом р€де встреч ученик не достигнет творческого результата и не сумеет повернуть дух встречного к —вету и миру, листы его книги ∆изни все будут оставатьс€ склеенными его невыполненным об€зательством.

¬думайс€ во все то, что € тебе сказал, и никогда не набирай долгов и об€занностей, которых на теб€ никто не возлагал.

“ебе не совсем €сно, почему так строг и неумолим в ученичестве закон добровольного послушани€. ≈сли бы этот закон не был беспрекословен и не оберегал бы учеников, они закабалили бы себ€ на века в совершенно бессмысленные об€зательства, которых, по неведению, набрали бы сверх вс€кой меры.

√лавное, без чего нельз€ нести чашу Ћюбви, - это мужество в сострадании.

„еловеку кажетс€, что сострадание - это пухова€ подушка под больную голову, а ученику видно, что это лезвие ножа. Ѕоль временна€ спасает от верной и вековой гибели. Ќе слово нежности и слеза, но бесстрашие и слово, помогающее мужественному раскрытию духовной ошибки, указание на задачу веков, а не на крошечный кусочек земного воплощени€. «адача "встречи" ученика - это умение найти в себе и встречном такие приспособлени€, которые помогли бы обоим зажечь в себе огонь мира и мудрости и слить их в один общий костер гармонии, куда нить ”чител€ льетс€ неудержимо.

”ченик, всегда став€щий на творческом мосту сердца образ своего ”чител€, должен победить в себе все личное воспри€тие вошедшего к нему человека. “олько крепко держа руку ”чител€, вид€ через ≈го глаза то ¬ечное, что облечено в форму данного мгновени€ и вошло к тебе как человек, ты - мой ученик - сможешь быть действенно полезным своему собеседнику.

ѕредставь себе, что к тебе вошел старик, которого ты давно знаешь, с которым когда-то ты был близок и дружил. Ќо когда между ним и тобою легли годы твоего усиленного духовного роста, они прорыли между вами огромное пространство. “ы двинулс€ в совершенно иное колебание волн; их частота и длина открыли тебе новые звуки, новые краски и формы. Ќо эти достижени€ пришли через твой - индивидуально неповторимый и недоступный дл€ другого - духовный путь. “ы не можешь ни передать его, ни объ€снить твоему старому другу, который, быть может, тоже двигалс€ по своему пути освобождени€, но не мог вступить в фазу твоего раскрепощени€ и развити€.

”ныла€ картина недовольства тобой твоего старого друга - почти всегдашний финал земных дружб, основанных на обоюдном непонимании до конца того, что такое дружба, во им€ чего она заключаетс€, в чем ее ценность дл€ всех людей.

ƒружба, заключенна€ только потому, что один одинок и не имеет сил нести свой день радостно и легко без физической подпорки своим духовным силам. ј другой не может удержать в сердце своих восторгов от духовных движений и должен переливать в чьи-то уши и сердца поток "своего" света. Ёта дружба всегда приходит к определенному финалу, ибо уже в самом зачатке носит в себе крах.

Ќе —вет в путь другого нес каждый из сдружившихс€ таким образом.  аждый из них видел не ≈диного огонь, не жажда€ вливать как можно больше спокойстви€ в день другого, чтобы в нем росла сила —вета, не мигала и горела ровным огнем.  аждый из сдружившихс€ искал подкреплени€ лично себе, а ≈диный болталс€ как брелок среди тыс€чи таких и иных бирюлек, служивших манками этой дружбе.

Ѕывает и еще род дружбы, где преданность доходит до фанатизма. ќдин спешит выполнить желание другого, но всегда ждет, чтобы другой наградил его за эту преданность. «десь так же очи слепы, и так же ни один из друзей не может встать в совершенно бесстрастное и беспристрастное отношение к делам и действи€м другого. «десь тоже не у ног ”чител€ бьютс€ сердца, чтобы жить только в творчестве ¬ечного, в двух мирах, но в мире только одной земли.

я совсем не говорю о тех бесчисленных случа€х уродства, называемого дружбой, где главным звеном живет требовательность к люд€м. ќб этом, как и о любви, основанной на требовательности, говорить не стоит. Ёто еще та низка€ ступень духовного развити€, где ни о каком ученичестве, ни о каком —вете на пути и речи быть не может. Ёто еще преддверие, где только начинают зарождатьс€ высокие человеческие чувства самоотвержени€ и преданности, но которые выливаютс€ в действие как эмоции и порывы и никак не переход€т даже в силы, не только в —вет.

„то же такое дружба учеников? Ёто проста€ и высша€ доброта, лишенна€ условностей и предрассудков. ≈сли ученик принес другу своему помощь в его трудном ƒне, - он нес ее не ему как таковому. Ќе своею рукой, от своих щедрот, но нес как гонец ”чител€, ибо был им послан и нес его дар встречному.

≈сли он брал на себ€ об€зательство перед другим, он брал его не на себ€, а на весь круг невидимых помощников и защитников, то есть он был гонцом двух миров и выполн€л задачу живого неба на земле. —ам же он только таким гонцом живого неба себ€ и ощущал, забыв, что между ним и его другом была цела€ куча условных перегородок, называвша€с€ социальным положением, годами, бедностью, богатством и так далее.

ƒружба учеников не может состо€тьс€ по заказу, потому что оба идут ученическим путем и "надо" развивать - от ума идущее - дружелюбие.  аждый из учеников, если он действительно стоит в своем дежурстве перед ”чителем, понимает все неисчислимое множество путей —вета. ѕоэтому он знает, что нет никакой возможности сблизитьс€ с теми из учеников, что идут пут€ми строптивцев.

Ёто совсем особый путь, и в данной точке твоего развити€ ты не сможешь ухватить, почему и как люди приход€т к этому пути. » € упом€нул о нем только дл€ того, чтобы ты знал и понимал, как часто ты будешь натыкатьс€ на людей, очень высоко развитых, но с которыми сблизитьс€ - не только сдружитьс€ - ты не сможешь.

¬ начале ученичества и самому ученику, и очень многим из окружающих его, знающих о его ученичестве, кажетс€, что он должен стать чуть ли не св€тым по своей доброте, выдержке и такту. Ќо этого легкомысленно и самому от себ€ требовать, и другим с ученика спрашивать каких-то экстренных перемен.

Ёто так же легкомысленно, как воображать, что смерть физического тела вносит какое-то ураганное изменение в дух человека, и он становитс€ или св€тым и идет в рай, или грешником и идет в ад, покончив в одно мгновение счеты с прежней жизнью. Ќет ни ра€, ни ада. ≈сть все та же ∆изнь, продолжающа€с€ в облегченной форме, так же точно, как нет революционных толчков в пути ученичества. ¬се толчки, все взлеты и падани€ - это преддверие ученичества.

 аждое глубочайшее переживание вталкивает человека в ущелье, где он мечетс€ во тьме, пока не увидит светлеющих ворот впереди. ”вид€, он идет к ним по тропе той ровности, какую создал сам своею ћудростью в период метаний и страданий.

„то необходимо ученикам, чтобы между ними заси€ла дружба? ќбоим сто€ть в верности перед лицом ”чител€. ¬ верности до конца. Ёто единственное условие.

ќстальное не играет роли.

Ќо путь строптивца и здесь исключение. —троптивец может быть верней всех верных, и все же он пройдет свой путь земли, не приобрет€ себе ни одного друга, и по тем или иным поводам со всеми перессоритс€.

ѕровер€€ свой день дежурства, бдительно - бдительнее всего остального - разбирай свои ошибки такта. ћногое можно упустить в труде дн€, многое можно не довести до конца, но есть три момента в поведении ученика, где ошибок допускать нельз€. Ёти моменты - с первого дн€ ученичества - должны сто€ть в центре внимани€: такт, оба€ние манер поведени€ и отсутствие €зв€щего слова в речи.

ƒл€ ученика первой ступени уже не может существовать духовной розни, как разъединени€ с кем бы то ни было.  онечно, € не говорю об учениках луча Ћюбви, где нужно уже высокое духовное совершенство, чтобы двигатьс€ в этом луче, атмосфера которого выше и более дав€ща дл€ людей, чем атмосфера прочих лучей. Ќо дл€ каждого ученика уже нет возможности зацепитьс€ за чужой грех или страсть, как бы он ни был внешне не выдержан. ¬нутренне каждый прин€тый в ученики непременно член сли€нного тела ≈диной ∆изни.

Ќо будучи вполне доброжелательным внутри, ученик может быть лишен такта. » тогда при его продвижении вперед со всех сторон, как цепи, сплетенные из шипов роз и акаций, встают внешние преп€тстви€. » он может, раскрывшись во всю полноту сил ћудрости во многих отношени€х, превосход€ знани€ми и внутренним совершенством многих и многих, все сто€ть на месте в своей первой ступени.

„то бы ни делал в своем простом дне ученик, - если он ежедневно не достигает успеха во внешней форме подаваемого дела; если такт его развиваетс€ плохо, вернее сказать, и не развиваетс€ и не повышаетс€, он мало успел в дне перед ”чителем, хот€ бы наделал много дел, по мнению людей.

¬ манере внешней подачи своего дежурства ученик никак не может идти в сравнение с обывателем. Ќельз€ сразу дойти до оба€ни€, если оно не дано как дар природы.

Ќо можно бдительно следить за отсутствием нер€шества в доме, безобрази€ в платье и белье, чавкань€ во врем€ еды, за пор€дком пуговиц и тесемок, и так далее.

 ажда€ встреча, где была одна внешн€€ лицемерна€ вежливость, а в душе думал: "—корей бы ты ушел", была таким же выпадом из дежурства, как и встреча, где ты подал ковш добра, но раздражилс€ или был непри€тен в обращении.

“ретий момент - €зв€щее слово, которое сорвалось с уст ученика, должно показать ему самому его неполное доброжелательство. —ледовательно, надо пон€ть, что в такой момент человек не только выпал из ученического дежурства перед ”чителем, но и выпал из единени€ со всеми кольцами невидимых сотрудников.

 ак развить в себе бдительное внимание к этим трем, наиважнейшим в самодисциплине приспособлени€м?

≈сли ты будешь давать своему вниманию эти три задачи как таковые, то весь твой трудовой день пройдет еще более затрудненным, чем тебе подали его твои обсто€тельства. Ќо если ты будешь просто сто€ть в своих мысл€х р€дом с ”чителем и будешь действовать, все врем€ ощуща€ себ€ в ≈го присутствии, то никаких специальных задач твоей бдительности тебе прибавл€ть не придетс€.

 роме того, каждому неофиту в его первых шагах даетс€ всегда такое большое количество невидимых покровителей, след€щих за всеми его действи€ми, что ему проходить свои первые шаги сравнительно легко.

ѕеред тобой, мой друг, лежит еще много рубиконов, но один из них важнее всех.

¬от он: ты привык к полной независимости, к полной свободе передвижений, к поискам »стины без вс€ких направл€ющих теб€ рук. “еперь, если беседы мои всколыхнули в тебе огонь твор€щего духа и сердца; если ты пон€л мен€ и поверил мне, иди за мной, но иди так, как буду видеть и указывать тебе €.

я объ€сн€л тебе, что закон беспрекословного повиновени€, добровольного, не создан в ученичестве, чтобы давить волю ученика; но чтобы защищать его от чересчур рь€ного его же желани€ служить всем и каждому и - по недостатку знани€ - набирать долгов и об€зательств свыше меры. Ётот закон ограждает ученика от разбрасывани€. ќн помогает ему стойко и радостно сто€ть у тех мест, где его поставил ”читель, и не бегать от одного места к другому только потому, что кто-то ему прокричал, что он нуждаетс€ в его помощи больше другого, и надо все бросить и бежать оказывать помощь именно ему.

”ченик в дне своего дежурства у ”чител€ должен сознавать себ€ сто€щим на страже с примкнутым штыком именно у того порохового погреба, где его поставил ”читель.

ќн не может перебегать с места на место. ≈сли же получит указание ”чител€ переменить место, даже изменить весь метод или путь, - то здесь указаний мелочного характера ждать не должно.

Ќадо самому понимать, что у порохового погреба не год€тс€ подошвы с гвозд€ми, а по горам не карабкаютс€ на резиновых подошвах.

¬ ученичестве нужна наибольша€ самосто€тельность в активных действи€х простого дн€. » в этой самосто€тельности необходимо научитьс€ развивать все свои качества и приспособлени€ дл€ действий на земле среди людей самых различных положений, характеров, развити€.

—ейчас тебе €сно, что такое путь ученического освобождени€. ƒоведи понимание до конца. Ќе об€занность или кабалу монастырского пострига берет на себ€ ученик. Ќо вступает в новую, широкую и радостную полосу знаний, которые ему подает чь€-то любовь, услышавша€ призыв его чистого сердца. ¬ следующий раз € скажу тебе о пути скорби".

«апись брата снова обрывалась, и, очевидно, между прочтенными мною только что и следующими строками прошло какое-то врем€, так как и чернила и манера письма были разными.

я был так поглощен словами записи, так глубоко поражало мен€ ее содержание в св€зи с пережитым мною самим, что € не замечал, как летело врем€, как Ёта принималс€ самосто€тельно утол€ть свой аппетит и как за окном стали спускатьс€ сумерки. я перевернул страницу и снова стал читать.

"ќставшись один, € не сразу пришел в себ€. ћне все казалось, что € слышу низкий, с характерным тембром голос моего чудесного гост€.

—транно € себ€ чувствовал. ¬округ мен€ в комнате сто€ла тишина, даже буран за окном, казалось мне, выл как-то мелодично. Ќо тишина впервые в жизни показалась мне не мертвой и молчащей, а говор€щей, поющей, си€ющей!" ќ, как € понимал сейчас эти слова брата Ќикола€! ƒл€ мен€ так недавно стало красноречиво говор€щим молчание природы. “ак недавно € пон€л голос безмолви€, так недавно ощутил жизнь цветов, трав, деревьев...

ћо€ мысль снова перенеслась к жизни брата-офицера. я оп€ть подумал, как трудно, веро€тно, было ему жить среди духовно и умственно убогого окружени€. » какими же необычайными духовными силами должен был обладать сам мой брат, чтобы дойти самосто€тельно до встречи с јли. ј что это был именно јли, в этом € теперь уже не сомневалс€.

ћногое вспоминалось мне из слов и действий брата, что только сейчас € св€зывал в стройную нить образов, все €снее понимал, кто был брат Ќиколай и как € подле него жил р€д лет, даже не предполага€, подле человека какой высоты € нахожусь...

я не позволил себе улететь в воспоминани€ и стал читать дальше.

"я стал вообще замечать в себе нечто новое: какое-то прозрение, - читал €. -  ак будто бы все мои нервы стали восприимчивее, слух тоньше, глаза вид€т зорче. Ёто очень странно и удивл€ет мен€ самого. ѕосле бесед с моим чудесным другом очертани€ его фигуры остаютс€ надолго запечатленными в моей пам€ти, и мне все кажетс€, что € вижу какое-то светлое облако на том месте, где он сидел.

я мало начинаю сознавать врем€ моего пребывани€ здесь и замечаю только, что € вдруг прихожу в себ€, точно с неба сваливаюсь, потому что немой слуга прикасаетс€ ко мне и дает мне пон€ть жестами и улыбкой, что надо есть или спать, или пройти к кон€м или еще что-либо.

—транно - более странно, чем что-либо другое, - но € стал понимать совершенно точно, что мой слуга совсем не немой. » второе - € стал читать решительно все его мысли, точно его голова св€зана с моей нитью движущихс€ образов. ¬ первую минуту мен€ это поразило, и € остолбенел, смотр€ в лицо немого. Ќо заметив искорки юмора в его глазах и плутовскую улыбку, с которой он смотрел на мен€, € пришел в себ€.

¬ эту минуту € отдаю себе отчет еще в одной новой, открывшейс€ во мне силе: € твердо знаю, когда придет "ќн", мой чудесный друг. » не только знаю, когда придет, но когда он еще далеко и только идет. Ќо ни разу мне не удалось подметить самого момента по€влени€ моего гост€. “о ли от слишком напр€женного ожидани€ € утомл€лс€ и засыпал, то ли € чем-либо рассеивалс€. “о ли мен€ отвлекал своим говор€щим молчанием слуга, но каждый раз € вздрагивал, совершенно неожиданно встреча€сь взгл€дом с незнакомцем.

ќгонь его глаз все так же приковывает мен€, но теперь € уже не страдаю от неверо€тного давлени€ его чистоты, котора€ так же превосходит мен€, как недос€гаема€ чистота и любовь Ѕога.

» на этот раз € не уследил, когда и как он вошел: € подн€л глаза и увидел его сид€щим на обычном месте, но еще более €рким и €сным, чем накануне. ќн сразу стал говорить, очевидно, также не нужда€сь в условном приветствии, как не нуждалс€ в нем €, ибо все мое существо не только жадно ждало его но € с ним и не разлучалс€, впитыва€ в себ€ брошенные им мне мысли.

"—егодн€ € хочу тебе сказать о величайшем из путей ученичества, о пути скорби.

ѕрежде всего, что есть путь скорби? Ёто не самый способ проходить свое освобождение. Ёто велика€ самоотверженность тех людей, кто решаетс€ идти по земле вестником скорби, неудач и несчасть€ дл€ всех тех, куда его пошлют владыки карм и рука их ”чител€.

 акой смысл пути скорби дл€ людей? ѕо веровани€м христиан, ’ристос сошел в ад, чтобы спасти души грешных от вековой гибели. ≈го сошествие в ад было прогнозом христианства, оно принесло новому человечеству закон кармы и разве€ло иллюзию добродушно-морального равнодуши€ к текущему моменту жизни, к тому "сейчас", которым живет человек, которое можно прожить бездейственно, положившись на ѕровидение.

јктивна€ энерги€, принесенна€ люд€м ’ристом, выдернула из-под ног невежд основную опору лицемери€ и подала пример действи€ "до конца", действи€ личной ƒоброты и любви.

ѕринести грешным можно только весть пробуждени€, и именно она одна и будет вестью спасени€. Ќо принести кому-либо самое спасение, в котором человек будет только кулем, плохо поворачивающимс€ и жалующимс€ на неудобства своего положени€, - эту иллюзию разбил ’ристос.

≈го мисси€ - пробуждение человека к его полному духовному росту. ќн живет и по сей час, живет, движетс€ и творит руками и ногами человеческими.  аждый из учеников скорби - ≈го ближайший сотрудник, ≈го первоначальное орудие, через которое идет начало формировани€ духовного пути целого р€да людей.

√онец скорби - это всегда одаренный огромным количеством талантов, никогда не средних способностей человек. Ёто последн€€ стади€ перед новым воплощением в образе гениально одаренного.

¬ пути скорби, как и в каждом пути, есть много ступеней. ќдни из учеников скорби, более развитые духовно, идут в полном знании своих сил и несут люд€м скорбь, не страда€ сами от ударов, вестниками которых приход€т, и принос€т оливковую ветвь мира в руках. “акие ученики, удар€€ встречных, льют им мир и силы не только пробудитьс€ и прозреть, но и выйти в новую жизнь, научившись, люб€ побеждать.

»х младшие брать€ по труду идут, не зна€ сами, что идут путем скорби. ќни замечают, что их приближение к люд€м, их любовь, их дружба разрушают благополучие людей. ѕутем больших страданий они научаютс€ побеждать в себе страх нести горе люд€м. »х талант помогает им прорватьс€ тем или иным, способом к знанию, они встречают ”чител€, и тогда дл€ них начинаетс€ путь —вета.

—ознание их раскрепощаетс€ до конца, и входит успокоение в их потр€сенный организм, и ученик скорби идет дальше уже легко свой путь. ќн пон€л, прин€л и благословил все свои обсто€тельства, которые считал раньше трагическими.

Ѕлагодар€ полному пониманию, что нет отрезка жизни - воплощени€, а есть только ¬ечность, влита€ в данное "сейчас", как в форму воплощени€, ученик начинает и всех своих встречных воспринимать только как отрезки ¬ечности.

—то€ сам на дежурстве у ¬ечности, ученик скорби начинает воспринимать все печали временных форм как радость, понима€, что внешние пути человека, весь смысл его текущего дн€ - скорее достичь освобождени€.  ороче, проще и легче сбросить мертв€щие пелены воспри€ти€ жизни как формы одной земли и начать действовать как живое сознание двух миров.

ѕеред тобой мелькает р€д лиц, живущих в самых разнообразных условност€х. –€д, вереница рождений, вереница смерти. “ы живешь в атмосфере длительной, жестокой войны и знаешь, что из-за каждого уступа гор теб€ может встретить вражь€ пул€.

«ачем, казалось бы, тебе, человеку высокого духовного развити€ и исканий, человеку огромного образовани€, чьей эрудиции нелегко сыскать равную, человеку ума и таланта исключительных, зачем тебе жить под посто€нной угрозой смерти?

—реди кретинов и убийц, среди тупых и развращенных, с которыми тебе приходитс€ встречатьс€ несколько раз в день?

¬ ученичестве нет вопроса внешней справедливости, котора€ всегда спрашивает: зачем и почему? ћежду обывательской трактовкой "счасть€" и трудом ученика - трудом любви и мира - така€ дистанци€, как между дикарем, не отходившим от своего поселка дальше дес€ти миль, и культурным человеком.

» даже это сравнение мало поможет тебе пон€ть свои и чужие земные обсто€тельства, если глаза твои не потер€ли способности плакать, уши могут еще воспринимать оскорблени€ и €зык может еще выговорить €зв€щее слово.

ѕока эти свойства в тебе еще живы, ты не будешь иметь сил держать в руках чашу твоего ”чител€, что вз€л на себ€ совместный труд на земле с тобою.

ѕеренесись теперь со мной из этой маленькой комнаты, где мы с тобою сидим, из твоих привычных обсто€тельств, из забот о брате, из атмосферы войны и посто€нных стычек с горцами с  авказа в мировое поле де€тельности жизни.

„то остаетс€ в тебе сейчас незыблемым? „то видишь ты в окружающем теб€ свете? “ы видишь только две вещи, плодом которых €вл€етс€ земл€ и все на ней: любовь и труд.

Ћюбовь творит непрестанно. » ее труд, не отделимый от Ќее, дво€к. ќна трудитс€, подыма€ людей в высокий путь и помога€ им совершенствоватьс€. » она же переливаетс€ действием как их труд на земле, сближа€ людей, един€ их, сращива€ их, как цветы и плоды, дл€ будущих поколений.

—реди тыс€ч и тыс€ч движущихс€ в беспор€дке и суете форм - мигающих, чад€щих огней - ты видишь отдельные ровно гор€щие огни, видишь даже целые очаги, гор€щие кострами ровного огн€.

„то это? ѕочему одни - большинство - огни мигают и наполн€ют смрадом все вокруг себ€? ѕочему отдельные огоньки не гаснут среди этих болотных огней? ѕочему не сжигают все вокруг себ€ гор€щие столбы и костры пламени?

ƒрожащие, мигающие огоньки - это труд€щиес€ в потоке страстей и пониманий одной земли. ¬се воплощени€ этих людей не идут в счет, ибо никто из них не пон€л, что стоит у ¬ечности. » труд их, совершенству€ их личность, не мог разбить перегородок условности и не вошел в их вечное, духовное творчество. ƒух их оживотвор€етс€ личной любовью, редкими порывами самоотверженности, порывами к красоте, вспыхивает мгновени€ми и сейчас же погружаетс€ вновь в скорлупы личности.

≈ще ты видишь совсем мелкие, едва тлеющие точки. ѕрисмотрись: одни из них свет€тс€ слабо, но ровными крошечными огоньками, - это животные. ƒругие мечут молнии. Ёто дикие животные, а также потухшие человеческие сознани€. —ейчас ты не сможешь отличить огней диких животных, брызжущих снопами красных искр, от темных, потухших сознаний, извергающих тоже искры и зигзаги молний. » те, и другие дл€ твоего взора сейчас одинаково отвратительны и одинаково смрадны.

—мотри теперь на си€ющее широкое поле этих ровных огней. Ёто кусочек земли, очищенной людьми от слез, скорби, страданий. Ёто место, где живут знающие.

«нающие, что земл€ есть жизнь труда, в котором изживаютс€ все страсти и через который вход€т в ¬ечное. Ёто место счастливых, освобожденных от страстей, труд€щихс€ в мире сердца.

ѕрожить на земле без труда - совершенно равносильно прожить без пользы и дл€ себ€, и дл€ всей вселенной. Ќикому и никогда не надо бо€тьс€ чрезмерного труда, потому что вс€ка€ т€жела€ ноша вводит человека в привычку определенной дисциплины духа.

≈сть целые массы людей, проход€щих свои земные пути в чрезмерном труде. Ќикогда не сожалей об этих люд€х. “олько через этот подневольный труд, труд куска хлеба, они могут выработать в себе привычку дисциплинированного подчинени€. » эти зачатки дисциплины труда переход€т со временем в их духовное зерно. “олько тот человек может развить в себе всю духовную мощь, который сам, без посторонней помощи, смог заложить основу своего духовного зерна в своей текущей земной форме. » дл€ этого он должен непременно дойти до героического напр€жени€. ƒолжен сделать его привычной формой труда дл€ себ€, затем привести свой организм в стойкость самообладани€, чтобы его труд стал ему легок и, наконец, подн€тьс€ к той гармонии в себе, что дает ощущение всего дн€ не трудным, но прекрасным.

“олько с этого момента раскрываетс€ человеку возможность понимать, что "день" - это то, что человек в него вылил, а не то, что к нему пришло извне. » чем устойчивее он становитс€ на эту платформу, тем €снее его взор видит и понимает, что все "чудеса" он носит в себе. ќн перестает ждать и начинает действовать.

¬ернись снова к собственной жизни в маленькой комнате. “еперь ты пон€л, что никто не может быть забыт или оставлен, никому не может быть чего-то "недодано", ибо каждый - властнее всех властей, €снее всех стекол дл€ огней и звезд - за€вл€ет о своем духе.  аждый сам занимает свое место во вселенной - от зерна до полной его мощи, и никто не может его заставить ни гореть €рче, ни тухнуть, ни мигать, кроме самого человека.

«ачем же лично ты сейчас живешь в таком неподход€щем дл€ теб€ окружении?

ѕомешало ли оно твоей встрече со мною? «амедлило ли оно нашу встречу?

“ы изумлен моими вопросами. “ы ни разу не только не высказал неудовольстви€, что живешь среди полукретинов, но даже и не спрашивал себ€: почему ты заброшен в такую глушь? “еб€ только и слышали небеса благодар€щим за красоту, в какой живешь, но ненависти, зависти или недоброжелательства твоего никто не слыхал.

„то могло бы мешать неустойчивому, то только крепило твою честь. „ем больше ты видел казнокрадов, разбойников, обманщиков и лицемеров, тем крепче ты сам понимал честь и честность, тем €снее тебе становилась ценность каждого слова, которое ты произносил, тем больше ты искал возможности пробудить во встречном понимание величи€ ∆изни. “ы рос в своей пь€ной, угарной и шаткой среде, а не разлагалс€ в ней. » все, что был в силах, ты крепил и очищал своим живым примером.

“еперь тебе €сно, что твое смирение внутри самого себ€ и твое смиренное отношение к окружающему теб€, твое полное благословение всем своим обсто€тельствам и целомудренное искание Ѕога не в созерцании, но в труде ƒн€ ускорило нашу встречу, укоротило твой путь ко мне.

–азлука с братом, которого ты так любишь, не потому придет, чтобы тебе нанести рану, но потому, что ему должен открыватьс€ путь €сновидени€, которому ни ты, ни даже €, помочь не можем.

ќн сам должен пройти свой огонь труда, и чем выше ему идти.- тем сгущеннее будет та завеса страданий, через которую он должен пройти. ≈го путь - путь €сновидени€, третий т€желый путь среди путей ученических. ќ нем поговорим завтра".

«апись снова прерывалась, и через несколько пустых строк € снова читал: "“ы пон€л мен€ правильно: в пути ученичества все идет строго логично, но логические законы духа совершенно не схожи с законами логики земли.

«емл€, по мировоззрени€м ее обывателей, несетс€ в мертвом эфире. » этот эфир оживает дл€ них только тогда, когда сама же земл€ переносит свои вести или ловит их по тем волнам, какие могут восприниматьс€ физическими способами.

„то касаетс€ ученичества, то оно относитс€ как таковое к тем феноменам, где физический способ воспри€ти€ и передачи играет одну из самых малозначительных ролей.

¬зор ученика, даже лишенный возможности видеть дальше обычного, обладает внутренней эластичностью.

ќн проникает сердечной теплотой во все существо встречного и откидывает личное свое впечатление, так как в нем огонь его собственного стремлени€ к ¬ысокому сжигает сразу условную суетность.

”ченик стараетс€ не слышать и не видеть тех ноющих и ран€щих его стрел, которыми его осыпает встречный. —начала ему трудно держатьс€ на высокой волне. ѕотом создаетс€ привычка подставл€ть из своего сердца мост помощи, на котором ему си€ет образ его ”чител€, и, наконец, он научаетс€, прот€гива€ руку, всегда прот€гивать ее вместе с рукой ”чител€. » тогда жизнь становитс€ дл€ ученика легкой и прекрасной.

¬ этой стадии у каждого ученика вскрываетс€ какое-либо психическое дарование.

»ли он начинает слышать, или он видит, или в его проводнике вскрываетс€ новый художественный талант.

“аков путь развити€ высших сил в человеке, перешедшем огненную стену страданий и потер€вшем в них свои личные страсти. ќбрета€ духовную мощь, он разбросал все тр€пье своих старых и вновь обретенных страстей и вновь вышел в жизнь де€тельности и сотрудничества с ”чителем таким же нагим, каким пришел в мир, родившись младенцем. ¬о всех пут€х ученичества путь освобождени€ дл€ всех один.

Ќо третий из труднейших путей - путь €сновидени€ - не подчинен этому закону.

Ётот путь созревает в веках. ќн неоднократно бывает выносим человеком на землю и в каждое воплощение по-разному. ¬ зависимости от вековой кармы человек или с младенчества несет дары слуха и зрени€, или только под старость раскрывает в себе их, или неожиданно в юности поражает внезапностью своих даров.

¬ самых разнообразных формах льетс€ дар человека. » т€жесть и ответственность дара всегда раздел€ет с человеком его ”читель. ¬ысока€ сила духа €сновидца далеко не всегда про€вл€етс€ вс€ в каждое воплощение человека. ¬ зависимости от того кармического звена, которое человек несет, в зависимости от св€зи с окружающими данного воплощени€ та или ина€ часть выражаетс€ €снее.

»дущему путем €сновидени€ неизбежно встречаютс€ две труднейшие задачи: или ученик идет в гуще и пламени страстей и должен в них жить ежедневно, очища€ с большим трудом самого себ€ и путь себе, или он воспитываетс€ специально покровительствующими ему высокими помощниками.

¬ первом случае ученик предназначен дл€ труда с ”чителем на одной земле, дл€ каждого серого дн€ среди труд€щихс€ людей. ¬ самые т€желые дни через него устанавливаютс€ очаги помощи тем, кто хочет и ищет освобождени€ и не может выбитьс€ самосто€тельно в свой час земных страданий.

ƒл€ ученика-€сновидца, не представл€ющего собой ничего особенного по сравнению со способност€ми и даровани€ми всех его окружающих, наибольша€ т€жесть состоит в том, что ему приходитс€ общатьс€ с людьми, неустойчивыми и туго воспринимающими жизнь в двух мирах.

»х посто€нна€ требовательность к люд€м-ученикам, которых они считают себе слугами и об€занными быть внимательными к их требовани€м двадцать четыре часа в сутки, нередко разбивает здоровье гонца ”чител€, не имеющего физических сил выдерживать наскоки беспокойных аур окружающих. Ѕеспрестанный трепет всей ауры ученика разрастаетс€ в столб огн€ только в том случае, когда ”читель защищает его своим плащом, станов€сь между ним и людьми как защитный буфер. ¬ этих случа€х ”читель тем или иным путем св€зан с учеником всегда.

ѕочему и дл€ чего € тебе все это говорю? „тобы ты был уверен и спокоен о судьбе своего брата. ќн пойдет под покровительством высоких воспитателей. » тво€ роль - роль брата-отца - была тобой правильно пон€та и выполнена. “еперь она кончена.

 огда ”читель говорит человеку, что роль его в том или ином месте кончена, что карма его в тех или иных отношени€х закончена, надо понимать, что €сновидению ”чител€ открыты до конца пути ученика.

„то представл€ет собой €сновидение ”чител€ по сравнению с той каплей знани€, что имеет в своем распор€жении ученик?

 аждый из учеников, сосредоточива€сь в моменты своего духовного созерцани€, отлично понимает огромность рассто€ни€ между сознани€ми обоих и недос€гаемость дл€ себ€ точки зрени€ ”чител€. » тем не менее, получа€ весть через гонца, очень часто он непременно стараетс€ поправить те места, где ему хотелось бы видеть свой собственный образ иным.

≈сли надо, чтобы он узнал, что карма его с теми, кого он любит и предпочитает, кончена, и ему даетс€ это знание, он все же упр€мо будет настаивать на том, что карма его стара€, что он св€зан вековыми нит€ми, как будто в старой карме есть нечто привлекательное и драгоценное. ¬се старые кармы, где поистине есть что-либо важное и драгоценное, всегда ощущаютс€ только как си€ющее счастье и не нос€т в себе никогда психических заболеваний.

Ћюди от ума, ищущие пути освобождени€, не ищут Ѕога в люд€х, которым служат в простоте, но долг своего усерди€ прилагают к труду подле них. ѕотому они устают, раздражаютс€, убегают отдыхать и так далее. » они же, получа€ весть-зов, указание и задание, не имеют сил вступить сразу героически в указанное им новое дело или положение, ждут, чтобы в них что-то само созрело, а на самом деле провер€ют весть гонца. » часто труд всего воплощени€ пропадает, указанна€ задача, не подхваченна€ мгновенно, остаетс€ не выполненной, и карма, в которой надо было освободить своего старого должника, закрываетс€ плотнее раковины улитки.

ѕомимо обычных трудностей вс€кого ученического пути, путь €сновидени€ имеет несколько особенностей, не свойственных другим лучам. ѕеред €сновид€щим даже самых малых форм, то есть когда ученик €вл€етс€ только передающим током дл€ речи ”чител€, встают три креста земных предрассудков и заблуждений:

1. —трах в самом ученике. ≈сли этот страх не побежден до конца, то есть если верность ученика не разлита по всему его пути до конца, он боитс€ ввести кого-то в заблуждение.

2. ћужество ученика. ≈сли его мужество не слито с мужеством ”чител€ до конца, оно будет и не мужеством и не милосердием, а слезливостью и сентиментальностью.

» в этой слезливости ученик не может ни видеть, ни слышать €сно того, что ему говорит ”читель. »бо мужественное милосердие луча €сновидени€ всегда спокойно, нередко сурово.

3. «рение, передаваемое ученику ”чителем, сжигает в нем возможность общени€ в вульгарной форме обывательщины. ”ченик обречен на одиночество, потому что не может нести руки ”чител€ по вульгарному дню, а встречные обыватели суд€т его как гордого и мало чуткого человека.

Ёти три креста начального пути €сновидца усугубл€ютс€ еще разрывом в понимании самых простых вещей с окружающими. ¬се те, кто приходит к ученику, живут в стадии личных чувств: "ћой дом", "ћо€ семь€", "ћои дела и успехи" и так далее.

”ченик же молит об одном: "–азорви условность моих пониманий, мешающих общению моему в огне и духе. —ними с глаз моих телесных дав€щие покровы условностей любви и введи мен€ в силу духа, где жива€ Ћюбовь сжигает всю возможность слез и страданий".

–азрыв между понимани€ми ученика-€сновидца и его окружением лежит четвертым крестом на его пути. Ќо только до того момента, пока он не достиг полной верности. — момента его сли€ни€ и верности с ”чителем жизнь его становитс€ легкой, простой, радостной.

¬ твоем пути нет €сновидени€ как основного труда твоего дн€. Ќо оно придет в форме чтени€ мыслей людей. „ем выше будут тво€ чистота, честь и мир, тем €снее будет твоему взору момент духовного развити€ тех, с кем ты будешь общатьс€.

—пособы передвижени€ людей-учеников в их духовных ступен€х не завис€т вообще от развивающихс€ в них или дремлющих сверхсознательных сил. “аких учеников, где бы выход сверхсознательным силам был закрыт, нет.  аждое духовное зерно, имеющее пламень т€готени€ к —вету, имеет в себе и силу пробуждени€, вернее сказать, к пробуждению.

Ќо и здесь, как во всем пути освобождени€, стоит на пути страх. „еловек, проживший свою жизнь исканий в предрассудках, чаще всего сам захлопывает свою дверь к знани€м. ќн боитс€ "без ”чител€" достигать каких-то новых этапов в своем развитии. ќн читает в йогах о том, что можно повредить своему здоровью и мозгу в тех случа€х, когда движутс€ без точных указаний. Ќо он забыл, что до того, как он сможет подойти к какой-либо ступени знани€, где есть возможность раскрыти€ в себе сил, надо еще самого себ€ очистить, привести в пор€док и гармонию хот€ бы физический проводник, а там уже начинать думать о гармонии организма с духовными токами, котора€ поможет достичь первой ступени самодисциплины - самообладани€.

¬се в ученичестве упираетс€ в первейшие правила самовоспитани€: выдержка и такт.

 огда достигнута внешн€€ воспитанность, побеждено раздражение и на место встали все понимани€ бдительного контрол€ над собой, только тогда €вилась возможность встать в поле зрени€ ”чител€. ќгонь лампы перестал мигать ежесекундно и может быть замечен.

Ѕдительный контроль над собой переводит все пон€ти€ "мой" в простое понимание своего смиренного места во вселенной. » чем выше восходит человек, тем все €снее видит, как далек путь, как трудно двигатьс€, как мало сделано.

“олько с этого момента начинаетс€ очищение организма, подвод€щее человека всегда к ”чителю.

—трахи, что можно от упражнений в йоге стать "одержимым", - это глупые сказки старых баб о домовых или помогающих и мешающих им духах. ≈сли в пути человека уже были попытки использовать свои силы дл€ черной магии, дл€ которой он тоже не имел ни выдержки, ни самообладани€, то в какие-то свои воплощени€ он будет психически больным. » ничто не сможет спасти его от р€да страданий, ибо никто и ничто не может освободить его из закона вселенной: причин и следствий.

¬ пути €сновидени€, более чем в каком-либо ином, надо всматриватьс€ во все встречи. “от, кто идет этим путем, в какой бы период ни проснулось его €сновидение и в какой бы слабой степени он им ни обладал, всегда входит в то кольцо встреч, где его жизнь переходит в иное огненное кольцо. ÷вет огненного кольца каждого человека - это результат его векового труда. «десь все тот же закон причин и следствий расчищает перед человеком не кустарник его заблуждений, но выкорчевывает огромные пни от павших деревьев греха, сомнений, измен и пошлости.

—трах предрассудочно пон€тых "запретов", точно также, как и посто€нное обращение к авторитетам, останавливают рост духа в человеке. » именно они-то, и бывают тем тупиком, куда упираютс€ искани€ человека, станов€сь "искани€ми" в кавычках.

Ѕольше всего мешают человеку его привычки "обдумывать" всех своих встречных, их слова, их обсто€тельства, а не их действи€.  огда человек соприкасаетс€ с действи€ми другого, он сам вызывает в себе действенные эмоции. Ќо когда он передвигает с места на место только умственные клетки другого, он сам живет только той половиной своего организма, где цар€т эмоции ума.

”м не защищает ученика ни от разложени€ нервной системы, ни от утомлени€, ни от безумной старости. ”м изнашивает клетки организма, который может жить только в гармоничном сочетании творчества с клетками сердца и духа. “огда он истинно живет.

–аскрытие, тайна €сновидени€ - это Ћюбовь, ƒух, ћудрость, влитые в организм через  ундалини. ќни вливаютс€ по-разному, разными пут€ми и в зависимости от последних раскрывают зрение или слух, или новые таланты. Ќо путь раскрывани€ всегда один: матери€ невидимого ƒуха достигает ос€заемости через мозг.

ѕуть - прост, действи€ - легки. Ќо целомудрие мысли, как результат —вета в себе, приходит к тем, кто не радости дл€ себ€ искал, но верности ”чителю..." «апись кончилась. ћне не хотелось переворачивать следующей страницы. ¬се, что € прочел, было так необычайно глубоко и св€то дл€ мен€. я погл€дел на спавшего подле мен€ Ёта, и мысли мои вернулись к прошедшим векам. “еперь мне казалось, что € в первый раз пон€л, что это такое: действовать. ћен€ поразило, как € мало активен, как много моих мгновений уходит в пустоте, как много моих часов летит без смысла.

Ёта встрепенулс€ и стал прислушиватьс€ к чему-то. я также стал вслушиватьс€ в царившую вокруг мен€ тишину, но ничего не слышал, кроме легкого шелеста пальмы.

¬друг Ёта соскочил и побежал к балкону, огл€дыва€сь на мен€ и точно призыва€ к себе. я встал и увидел ‘ранциска, подходившего к моему балкону.

ќн улыбалс€ мне и сделал знак рукою, чтобы € сошел к нему. я был счастлив, увидев это чудесное светившеес€ лицо. я забыл все печальное на земле, мне показалось, что само небо улыбаетс€ мне и зовет мен€ к миру.





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 366 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

Ѕольшинство людей упускают по€вившуюс€ возможность, потому что она бывает одета в комбинезон и с виду напоминает работу © “омас Ёдисон
==> читать все изречени€...

761 - | 586 -


© 2015-2023 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.133 с.