Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


ѕроисхождение и развитие высших психических функций




‘ундамент современной отечественной возрастной психологии составл€ют сформулированные Ћ.—. ¬ыготским (1896Ч1934) принципиальные идеи и система основных пон€тий. ¬ 1920Ч1930-х гг. им были разработаны основы культурно - исторической теории развити€ психики. ’от€ ¬ыготский не успел создать завершенной теории, но общее понимание психического развити€ в детстве, содержащеес€ в трудах ученого, позже было существенно развито, конкретизировано и уточнено в работах ј.Ќ. Ћеонтьева, ј.–. Ћури€, ј.¬. «апорожца, ƒ.Ѕ. Ёльконина, Ћ.». Ѕожович, ћ.». Ћисиной и других представителей школы ¬ыготского. ќсновные положени€ культурно-исторического подхода изложены в работах ¬ыготского: Ђѕроблема культурного развити€ ребенкаї (1928), Ђ»нструментальный метод в психологииї (1930), Ђќрудие и знак в развитии ребенкаї (1930), Ђ»стори€ развити€ высших психических функцийї (1930Ч1931), в наиболее известной книге ученого Ђћышление и речьї (1933 Ч1934) и в р€де других.

јнализиру€ причины кризиса психологии как науки в первые дес€тилети€ XX в., Ћ.—. ¬ыготский обнаружил, что во всех современных ему концепци€х развити€ психики реализован подход, который он назвал Ђбиологизаторскимї или Ђнатуралистическимї.

Ѕиологизаторска€ трактовка отождествл€ет, ставит в один р€д психологическое развитие животного и развитие ребенка. ’арактеризу€ традиционную точку зрени€ на психическое развитие (принадлежащую ассоциативной и бихевиористской психологии), ¬ыготский выдел€ет три основных положени€:

Ч изучение высших психических функций со стороны составл€ющих их натуральных процессов;

Ч сведение высших и сложных процессов к элементарным;

Ч игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развити€ поведени€.

ќн называл подобный подход к исследованию высших психических процессов Ђатомистическимї, указыва€ на его принципиальную неадекватность.  ритику€ традиционный подход, ¬ыготский писал о том, что Ђдетской психологии чуждо само пон€тие развити€ высших психических функцийї, что она Ђограничивает пон€тие психического развити€ ребенка одним биологическим развитием элементарных функций, протекающим в пр€мой зависимости от созревани€ мозга как функции органического созревани€ ребенкаї.

Ћ.—. ¬ыготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развити€ высших психических функций человека. ќн не просто указывал на важность социальной среды дл€ развити€ ребенка, но стремилс€ вы€вить конкретный механизм этого вли€ни€.

¬ыготский выдел€л низшие, элементарные психические функции (фаза натурального развити€) и высшие психические функции (фаза Ђкультурногої развити€). √ипотеза, выдвинута€ ¬ыготским, предлагала новое решение проблемы соотношени€ психических функций Ч элементарных и высших. √лавное различие между ними состоит в уровне произвольности, т.е. натуральные психические процессы не поддаютс€ регул€ции со стороны человека, а высшими психическими функци€ми (¬ѕ‘) люди могут сознательно управл€ть. ¬ыготский пришел к выводу о том, что сознательна€ регул€ци€ св€зана с опосредованным характером ¬ѕ‘. Ќаиболее убедительна€ модель опосредованной активности, характеризующа€ про€вление и реализацию высших психических функций, Ч Ђситуаци€ буриданова ослаї. Ёта классическа€ ситуаци€ неопределенности, или проблемна€ ситуаци€ (выбор между двум€ равными возможност€ми), интересует ¬ыготского прежде всего с точки зрени€ средств, которые позвол€ют преобразовать (решить) возникшую ситуацию. Ѕрошенный человеком жребий представл€ет, по ¬ыготскому, средство, с помощью которого человек преобразует и разрешает данную ситуацию. ћежду воздействующим стимулом и реакцией человека (как поведенческой, так и мыслительной) возникает дополнительна€ св€зь через опосредующее звено Ч стимул-средство, или знак. «наки (или стимулы-средства) Ч это психические оруди€, которые, в отличие от орудий труда, измен€ют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта. «нак Ч это любой условный символ, имеющий определенное значение. ¬ отличие от стимула средства, который может быть изобретен самим человеком (например, узелок на платке или палочка вместо градусника), знаки не изобретаютс€ детьми, но приобретаютс€ ими в общении со взрослыми. ”ниверсальным знаком €вл€етс€ слово. ћеханизм изменени€ психики ребенка, который приводит к по€влению специфических дл€ человека высших психических функций, Ч это механизм интериоризации (вращивани€) знаков как средств регул€ции психической де€тельности. »нтериоризаци€ Ч фундаментальный закон развити€ высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. ¬ этом состоит гипотеза ¬ыготского о происхождении и природе высших психических функций. ¬ысшие психические функции ребенка возникают первоначально как форма коллективного поведени€, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они станов€тс€ собственно индивидуальными функци€ми, или, как писал ¬ыготский: Ђ¬с€ка€ функци€ в культурном развитии ребенка по€вл€етс€ на сцену дважды, в двух планах, сперва Ч социальном, потом Ч психологическом, сперва между людьми, как категори€ интерпсихическа€, затем внутри ребенка как категори€ интрапсихическа€ї. Ќапример, если говорить о произвольном внимании как высшей психической функции, то последовательность этапов его формировани€ такова: сначала взрослый в общении привлекает и направл€ет внимание ребенка; постепенно сам ребенок усваивает указательный жест и слово Ч происходит вращивание, интериоризаци€ способов организации чужого и собственного внимани€. “акже и речь: первоначально выступа€ внешним средством общени€ между людьми, она проходит промежуточную стадию (эгоцентрической речи), начинает выполн€ть интеллектуальную функцию, и постепенно становитс€ внутренней, интериоризированной психической функцией. “аким образом, знак по€вл€етс€ сначала во внешнем плане, в плане общени€, а затем переходит во внутренний план, план сознани€.

ѕроблемы интериоризации в те же годы разрабатывались французской социологической школой.   изначально существующему и изначально асоциальному индивидуальному сознанию извне прививаютс€ некоторые формы общественного сознани€ (Ё. ƒюркгейм) или в него внос€тс€ элементы внешней социальной де€тельности, социального сотрудничества (ѕ. ∆анэ) Ч таково представление французской психологической школы. ƒл€ ¬ыготского сознание складываетс€ только в процессе интериоризации Ч никакого изначально асоциального сознани€ ни филогенетически, ни онтогенетически нет. ¬ процессе интериоризации формируетс€ человеческое сознание, возникают такие собственно человеческие психические процессы, как логическое мышление, вол€, речь. »нтериоризаци€ знаков €вл€етс€ тем механизмом, который формирует психику детей.

¬ общее пон€тие Ђразвитие высших психических функцийї ¬ыготский включает две группы €влений, в совокупности образующих процесс Ђразвити€ высших форм поведени€ ребенкаї:

Ч процессы овладени€ €зыком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развити€ и мышлени€,

Ч процессы развити€ специальных высших психических функций (произвольного внимани€, логической пам€ти, пон€тий и т.д.).

ќтличительные признаки высших психических функций: опосредованность, произвольность, системность; формируютс€ прижизненно; складываютс€ путем интериоризации образцов.

¬ыдел€€ два исторических этапа развити€ человечества, биологическое (эволюционное) и культурное (историческое) развитие, ¬ыготский считает, что важно различить и своеобразно противопоставить их как два типа развити€ и в онтогенезе. ¬ услови€х онтогенетического развити€ обе эти линии Ч биологическа€ и культурна€ Ч наход€тс€ в сложном взаимодействии, слиты, реально образуют единый, хот€ и сложный процесс.  ак подчеркивал A.M. ћатюшкин, дл€ ¬ыготского Ђглавна€ проблема и предмет исследовани€ в том, чтобы пон€ть "сплетение" двух типов процессов, проследить их конкретное своеобразие на каждой ступени развити€, раскрыть возрастную и индивидуально - типологическую картину развити€ на каждом из этапов и по отношению к каждой высшей психической функции. “рудность дл€ ¬ыготского состоит не в том, чтобы проследить и пон€ть отдельный процесс культурного развити€, но в том, чтобы пон€ть его особенности в сложном сплетении процессовї.

 





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 332 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

∆изнь - это то, что с тобой происходит, пока ты строишь планы. © ƒжон Ћеннон
==> читать все изречени€...

649 - | 506 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.013 с.