Ћекции.ќрг


ѕоиск:




 атегории:

јстрономи€
Ѕиологи€
√еографи€
ƒругие €зыки
»нтернет
»нформатика
»стори€
 ультура
Ћитература
Ћогика
ћатематика
ћедицина
ћеханика
ќхрана труда
ѕедагогика
ѕолитика
ѕраво
ѕсихологи€
–елиги€
–иторика
—оциологи€
—порт
—троительство
“ехнологи€
“ранспорт
‘изика
‘илософи€
‘инансы
’ими€
Ёкологи€
Ёкономика
Ёлектроника

 

 

 

 


» поле, и энерги€, и энергоинформационные взаимодействи€ Ч все это реальность. Ќо реальность второго уровн€. ќбъективного, но нематериального. 1 страница




Ѕолее того, дл€ их описани€ абсолютно не требуетс€ привлекать какие-то не существующие в природе материи и мистические измышлени€. ¬сего-навсего наша психика, наше сознание способны оперировать собственными ощущени€ми и сенсорными свойствами образов независимо от предметов материального мира, порожда€ тем самым совершенно отдельный и сложный мир, существующий на границе между материальным и идеальным.

» это можно легко доказать. ѕричем исход€ из самого обычного здравого смысла Ч подкрепл€€ его нашим с вами общим опытом. я не собираюсь открывать јмерики. ѕросто настало врем€ продемонстрировать, что механизм, открывающий нашему сознанию доступ к ощущению биологической энергии, имеет под собой прочнейший фундамент. „то распространение сознани€ за пределы самого себ€ Ч естественнейшее €вление, неотъемлемое от самого сознани€.

ƒавайте только договоримс€ с самого начала Ч оставим без внимани€ не имеющие под собой никакой научной почвы, привлеченные просто дл€ Ђмистической красотыї объ€снени€, выработанные попул€рной литературой. ќставим без внимани€ фантазии экзальтированных ловцов ЌЋќ, вымыслы оккультной и религиозной мистики, витийствовани€ самозванных мессий и откровени€ недоброкачественных целителей.

¬едь дл€ того, чтобы психика смогла взаимодействовать с тем или иным элементом реальности, нам совершенно не нужно понимать механизм возникновени€ этой реальности. „еловек делал из глины горшки, ничего не зна€ о ее химической и кристаллической природе. ƒл€ взаимодействи€ с реальностью психике нужно только одно Ч чтобы эта реальность отражалась психикой. “ак что обопремс€ на философию и психологию, что позволит нам сформировать целостную биоэнергетическую картину мира. ¬ы вскоре увидите, что така€ картина, несмотр€ на свою мистическую историю возникновени€, и удобна, и адекватна дл€ решени€ массы практических задач.

ѕоставим наш вопрос так: как возникают биоэнергетические феномены дл€ психики и как психика может ими распор€дитьс€?

 

я мыслю Ч значит, существую. Ќо как убедительно доказать постороннему хот€ бы то, что € мыслю?

√лава 1

ѕоле, аура, эфирное тело Ч
взгл€д исследовател€

„то мы знаем о поле или энергии? ƒавайте проанализируем хот€ бы имеющуюс€, доступную всем, а не только слушател€м Ўколы информацию. ¬не зависимости от источника происхождени€ поле практически нельз€ зарегистрировать впр€мую (метод  ирлиана €вл€етс€ косвенным), однако его можно почувствовать. “о есть существует некое вли€ние, отражающеес€ на нашем воспри€тии.

я намеренно написал Ђна нашем воспри€тииї, а не Ђорганах чувствї, потому что ведь степень ощущени€ нами, допустим, тепла, может изменитьс€ в процессе воспри€ти€, например, за счет вли€ни€ иного возбуждени€ в коре головного мозга. Ќаиболее €ркий пример Ч когда человек в острой ситуации обжигаетс€, но не замечает этого.

Ќет ли этого элемента наложени€ сигнала с других сенсорных и проективных каналов в ощущении пол€, то есть психофизиологического возникновени€ целостного элемента воспри€ти€ новой природы? »сследуем этот вопрос в примерах и будем пока пользоватьс€ уже усто€вшимис€ терминами биоэнергетики Ч просто потому, что иных терминов не существует.

»з самых доступных феноменов этого р€да назовем тактильное ощущение Ђпол€ї, ощущение Ђэфирного телаї, воспри€тие Ђаурыї. ƒл€ начала дадим им нейтральные описательные определени€, не претендующие на полноту, но подчеркивающие важные дл€ нашего исследовани€ моменты.  роме того, эти определени€ могут представл€ть особый интерес как образчики перевода терминов биоэнергетики на €зык психологии.

ќщущение Ђэфирного телаї Ч это следовое, фантомное (поставл€емое пам€тью) ощущение движени€ тела, по€вл€ющеес€ при вспоминании движени€, например движени€ в темноте. ќно слабо, но различимо и состоит из собственно следового ощущени€ движени€ (проприоцептивного) и следового сигнала с рецепторов ладони (тактильного). ќдно из интересных дл€ нашего исследовани€ свойств эфирного тела заключаетс€ в том, что при использовании руки Ђэфирного телаї Ч то есть при Ђпрот€гиванииї в локомоторном воображении такой Ђспроецированной рукиї к реальному предмету с очевидной или заведомо известной поверхностью (гладкому, шершавому, холодному или гор€чему) Ч возникает соответствующее фантомное ощущение в проекции ее ладони (гладкость, шершавость, тепло или холод).

¬ данном феномене нет ничего мистического. Ќа воспри€тие таких фантомных ощущений легко настроитьс€. ¬полне естественно, что в процессе мышлени€, воспоминани€ о действи€х, планировани€ тех или иных действий мозг человека создает сенсорный образ предсто€щего или прошлого движени€. ¬едь если мы в жаркую погоду фантазируем насчет глотка холодного лимонада, мы не уговариваем себ€, насколько он холодный, Ч мы чувствуем, предощущаем этот глоток. Ќаиболее €рко эта особенность нашего разума про€вл€ет себ€ во сне или состо€нии дремы. ¬едь во сне мы не только видим, но и чувствуем тепло, холод, влагуЕ Ѕыло бы странно, если бы этого не было.

Ќо один момент уже вызывает несомненный интерес: наш мозг способен Ђдополн€тьї сенсорную картину одного канала проективными элементами, относ€щимис€ к другому сенсорному каналу, Ч так, как в данном случае информаци€ визуального канала дополнилась фантомом тактильных ощущений (а тактильное ощущение дополнилось тактильным фантомом, созданным на основе визуальных данных). ѕричем этот фантомный сигнал может быть создан как на основе непосредственно получаемого сигнала (визуальное воспри€тие шершавости), так и на основе представлени€ (глоток холодного лимонада) Ч по-видимому, за счет одного и того же психического механизма.

“актильное ощущение Ђпол€ї возникает при приближении руки, настроенной на фантомные ощущени€ (см. описание Ђэфирного телаї), к объекту Ч как правило, к живому объекту, например другой руке. ќно регистрируетс€ обычно как чувство вибрации, изменени€ температуры, давлени€ в коже ладони. ќдно из интересных дл€ нас свойств этого феномена Ч это то, что ощущение не рассе€но в пространстве, а возникает на определенном рассто€нии до объекта, усилива€сь при приближении к нему и ослабл€€сь при удалении, формиру€ нечто наподобие сло€. » второе интересное свойство Ч это то, что ощущение пол€ наиболее выражено при приближении ладони к богатым рецепторами зонам: оно сильнее (и толще) над ладонью и слабее (и тоньше) над плечом.

ќп€ть-таки ничего непостижимого в изложенном не имеетс€. ¬полне естественно, что рука ощущает изменени€ температуры, влажности, тока воздуха, собственной теплоотдачи в непосредственной близости от другой руки. Ќаша рука очень чувствительна Ч к примеру, если направить ладонь, словно локатор, последовательно на лампочку накаливани€ или гор€чий чайник и на прохладное оконное стекло или стену, то разница в температуре будет чувствоватьс€ с рассто€ни€ триЧп€ть метров, причем без вс€кой тренировки!

Ќо не только это Ч ведь мы, поднос€ руку к предмету, моделируем предсто€щее прикосновение, и моделируем его непосредственно в ощущении. Ёто особенно €рко про€вл€етс€, если, к примеру, поднести к ладони или €зыку очень острый предмет, например нож или шило. Ќа небольшом рассто€нии возникает щекочущее ощущение предприкосновени€.

ѕо-видимому, этот механизм играет весьма значительную роль в калькул€ции движений человека: например, когда производитс€ движение руки в узких местах Ч скажем, при попытке дот€нутьс€ рукой до предмета, лежащего в глубине духовки, мы вр€д ли станем касатьс€ стенок, и рука будет словно отталкиватьс€ от ненужных преп€тствий. ¬ернее, от проекции этих предметов в ощущении, котора€ чуть больше самих предметов, что вполне естественно, учитыва€, что руке дл€ изменени€ траектории движени€ требуетс€ пространство дл€ маневра.

“о есть при движении наша рука перемещаетс€ в материальном мире среди материальных предметов, тогда как мозг ведет ощущаемую им руку, точнее, ее немного увеличенную проекцию, среди несколько больших по величине сенсорных проекций предметов, использу€ фантомные Ђощущени€ї предприкосновени€ дл€ корректировки этого движени€.

 ак часто бывает, что мы отдергиваем руку от предположительно гор€чего предмета, не прикаса€сь к нему, а затем с облегчением переводим дух Ч Ђфу, чуть не дотронулс€!ї. ј если мы примемс€ ощупывать, к примеру, границу струйки дыма или солнечного луча в пыльном воздухе, то нам покажетс€, что мы ощущаем слабую тактильную разницу, хот€, конечно, рецепторы ладони нам тут по причине чрезвычайной слабости сигнала ничего не подсказывали. ј если мы зрительно представл€ем свою руку двигающейс€, то мы фантомно ощущаем движение в суставах и напр€жение мышц.

ћы оп€ть наблюдаем работу проективного механизма нашей психики Ч она достраивает образ, полученный с одного сенсорного канала, фантомными ощущени€ми другого сенсорного канала, обеспечива€ естественность, комплексность и удобство собственного функционировани€. ѕока мы вы€вили это дл€ пары визуальный канал Ч тактильный канал. —оответственно, эта закономерность объ€сн€ет первую особенность ощущени€ пол€ Ч то, что оно возникает на определенном рассто€нии от предмета и образует словно барьер, упруго усилива€сь по мере приближени€ к предмету и резко ослабл€€сь при удалении.

Ќо есть еще и втора€ особенность Ч что ощущение пол€ сильнее над богатыми сенсорными зонами. ¬ принципе, в этом тоже нет ничего удивительного, ведь соприкосновение ладоней по определению затрагивает вдвое большее количество рецепторов, чем соприкосновение ладони и поверхности стола. Ќо вот увеличение его толщиныЕ ѕока оставим этот вопрос открытым, мы к нему еще вернемс€ немного позднее.

Ђјураї Ч слаборазличима€ дымка (иногда окрашенна€) или бесцветна€ аберраци€ изображени€, наблюдаема€ вокруг объекта, как правило, объекта живого. ≈е легко уловить по изменению воспри€ти€ равномерно окрашенного фона, наход€щегос€ за объектом. ќна особенно €вно видна вокруг пальцев рук и простираетс€ значительно дальше (в среднем 0,5Ч1 см), чем оптический Ђэффект линзыї (феномен, используемый в камере-обскуре, визуально наблюдаетс€ на рассто€нии около миллиметра от контура объекта). »нтересным дл€ нас свойством ауры €вл€етс€ ее Ђраст€жимостьї Ч то есть если мы наблюдаем ее, скажем, между практически соприкоснувшимис€ пальцами, то при разведении пальцев в стороны дорожка Ђаурыї как бы раст€гиваетс€, причем этот феномен сохран€етс€ до тех пор, пока мы удерживаем внимание на фантомных ощущени€х контакта пальцев (см. тактильное ощущение Ђпол€ї).

Ёта задачка посложнее. ƒействительно, отчего это человек может вдруг видеть подобный феномен? Ћегко убедитьс€, что к оптике он имеет малое отношение, поскольку толщина дымки и ее интенсивность не мен€етс€ ни при прищуривании, ни при разгл€дывании одним глазом.

Ќо не вли€ет ли и на визуальный канал уже обнаруженный нами проективный механизм? ¬спомним ситуацию, когда нам приходитс€ нашаривать нечто (скажем, приклеенную кем-то жвачку) на нижней поверхности стола: рука шарит под столомЕ а что в это врем€ делают глаза? ј ведь глаза, если не возведены расфокусированными к небесам (совершенно характерное положение дл€ сосредоточенности на воображаемой картинке), направлены на поверхность стола и Ђотслеживаютї движени€ невидимой под ним руки! “о есть наша психика стремитс€ моделировать и предполагаемую визуальную картинку, накладыва€ ее пространственно на наблюдаемую непосредственно реальность.

явление это широко известно Ч к примеру, так называемые иллюзии воспри€ти€ полностью основаны на свойстве психики вторгатьс€, Ђредактироватьї воспри€тие образа, достраива€ его согласно имеющейс€ модели. ѕричем, как это прекрасно известно, така€ достройка происходит без участи€ сознани€ Ч в известном примере с контурным кубом, который можно воспринимать только в двух вариантах, переход изображени€ из пр€мого в вывернутое происходит сразу же, а никак не част€ми.

Ќо вот отмеченна€ нами особенность поведени€ ауры, а именно ее раст€жимость, свидетельствует о более широком вмешательстве психики в редактирование изображени€. ¬едь стоит потер€ть фантомное ощущение контакта пальцев, как туманна€ дорожка ауры исчезает! “о есть наша психика достраивает тактильные ощущени€ ощущени€ми визуальными, а в нашем случае дополн€ет фантом тактильных ощущений фантомом зрительным.

¬от теперь мы готовы к предварительным выводам.

 

¬о всех трех рассмотренных случа€х мы имеем дело с фантомными ощущени€ми, обусловленными работой проективных механизмов человеческой психики.

Ёти механизмы моделируют воспринимаемый человеком объект, дополн€€ его непосредственно восприн€тый образ симулированным, фантомным сигналом его прогнозируемых сенсорных свойств. «рительна€ сфера дополн€етс€ тактильной и проприоцепторной, и vice versa. ќсознаваема€ сфера дополн€етс€ данными из неосознаваемых, и люба€ проекци€ содержит в себе больше потенциальной информации, чем осознаетс€ в данный конкретный момент. ћы имеем дело с сенсорными проекци€ми как с самосто€тельно существующим феноменом.

 

ћатери€ Ч это объективна€ реальность, данна€ нам в ощущении. “ак можно ли человеку игнорировать ощущени€?

√лава 2

»нтересна€ ¬селенна€ энергоинформационики
сделана из скучных элементов сенсорных проекций

ѕока все, что получаетс€ в нашем исследовании, совершенно не мистично, не требует дл€ своего объ€снени€ привлечени€ разнообразных таинственных энергий (а значит, мы, согласно принципу ќккама, и не будем этого делать), но совершенно пресно и неинтересно, как отварна€ брюква.

» пока совершенно не€сно, откуда бы вз€лись хот€ бы такие фундаментальные свойства биопол€, как его способность служить источником информации о состо€нии организма и вли€ть на другого человека, не говор€ уже об информативных свойствах ауры и эфирного тела? ѕопробуем разобратьс€ и с этим.

 аковы особенности самого феномена достройки образа одного сенсорного плана информацией, полученной с других сенсорных сфер?   примеру, когда при отсутствии фактического прикосновени€ зрительно регистрируемый приближающийс€ предмет вызывает достройку тактильного ощущени€ фантомным прикосновением? »х две.

¬о-первых, достройка происходит без пр€мого контрол€ сознани€ и при отсутствии сознательной концентрации внимани€ на Ђдополнительномї сенсорном канале. ћы не думаем о том, что предмет приближаетс€, напротив даже, мы наблюдаем нашу ладонь, ни с чем не соприкасающуюс€, но тем не менее регистрируем изменение фантомных ощущений. ћы не уговариваем себ€ почувствовать шершавость поверхности, ощупываемой проекцией руки, но ощущение шершавости само вторгаетс€ в наше сознание, стоит сосредоточить на нем внимание, а иногда и самопроизвольно. ‘антомное ощущение создаетс€ и присутствует в психике неосознаваемо, поставл€€ информацию сознанию лишь по необходимости.

¬о-вторых, психика по сути стремитс€ за счет фантомных ощущений привести реально восприн€тый образ одного сенсорного плана в соответствие с информацией другого сенсорного плана. “о есть нечто внутри нас ставит вопрос: что ощущала бы ладонь, если бы прикоснулась к шершавому на вид пледу? Ч и тут же дает ответ в виде фантомного ощущени€ шершавости, дополн€ющего существующее тактильное ощущение. (“аким образом, мы имеем как бы два набора ощущений Ч один реальный, а другой фантомный, служащий дл€ ориентировки и поддерживающий комплексный образ предмета, необходимый дл€ планировани€ взаимодействи€ с ним. “оже ничего удивительного.)

»так, достройка осуществл€етс€ без непосредственного контрол€ сознани€, причем информаци€ с не €вл€ющегос€ пр€мым предметом внимани€ сенсорного канала накладываетс€ на образ с отслеживаемого канала. Ќо ведь человеческа€ психика получает массу информации, котора€ отнюдь не всегда осознаетс€! ќна ведь тоже должна участвовать в такой процедуре достройки Ч ведь в приводившихс€ примерах мы же не говорим себе, что сейчас будем накладывать зрительную информацию на тактильный канал! ¬едь и информаци€, полученна€ на основе косвенных данных, попросту синтезированна€ (глоток хо-о-лодного лимонада), тоже должна участвовать в достройке?

ј в этом случае механизм достройки сенсорных проекций должен позволить человеку вы€вл€ть такие неосознаваемые сигналы. —уществует ли эксперимент, позвол€ющий продемонстрировать это?

ƒа, существует. ќн крайне прост и проделываетс€ в Ўколе ƒЁ»– в рамках развити€ тактильных ощущений уже на первом часу зан€тий: человек несколько раз проводит ладонью по столу, запомина€ ощущение гладкости поверхности, а затем, кругообразно двига€ рукой, отрывает ее от стола сантиметров на 15Ч20, концентриру€сь на следовых фантомных ощущени€х гладкой поверхности на ладони. «атем он закрывает глаза и принимаетс€ вести руку над столом. ” него есть инструкци€ открыть глаза, когда ощущени€ измен€тс€ (инструкций, как именно должны изменитьс€ ощущени€, не даетс€, да и вообще человек пребывает в неведении относительно процедуры и цели демонстрации). ѕартнеру этого человека, как только тот закроет глаза, даетс€ задание неслышно положить на стол в любом месте лист бумаги.

¬ дев€ти случа€х из дес€ти человек открывает глаза, когда его рука оказываетс€ над бумажным листом!

ј в тех случа€х, когда человек Ђне обнаруживаетї бумагу, со стороны четко заметно Ђзастываниеї руки над границами листкаЕ колебание (в этот момент его психика принимает решение Ч считать или не считать изменение ощущений значимым)Е и возобновление движени€. ѕроекци€ зарегистрировала сигнал, но сознание отказалось его прин€ть. ќчень, кстати, важный момент, который мы будем рассматривать позднее: неосознаваемость сенсорной проекции не обозначает отсутстви€ поставл€емой ей информации; это свойство обеспечивает формирование неосознаваемого коммуникативного сло€, или, в терминах энергоинформационики, эгрегоров.

“о есть фантомные ощущени€ (их можно назвать ощущени€ми Ђэфирного телаї, ощущени€ми Ђпол€ї) позвол€ют обнаружить абсолютно неосознаваемую информацию о месте положени€ бумаги! ѕричем в практическом смысле совершенно неважно, на основе каких данных эта информаци€ была получена Ч подпороговый звук положенной бумаги, неосознаваемое движение воздуха от руки партнера, не проникающее в сознание изменение ритма его дыхани€, изменение отражени€ тепла от поверхности стола и т. д.

 аналов может быть много, однако поставленна€ задача концентрации на фантомных ощущени€х в сочетании с пр€мой инструкцией зарегистрировать их изменени€ и косвенной Ч зарегистрировать в определенной области (где-то над столом) дает в результате неосознаваемую редактуру тактильной проекции и сознательную регистрацию! „удо, фокус, нечто вызывающее удивлениеЕ Ќо совершенно закономерное!

јналогичный эксперимент осознани€ при помощи проективных механизмов неосознаваемой впр€мую информации приведен ќ. ћорозом в его исследовании феномена поиска предметов при помощи рамки (см. информаторий Ўколы в »нтернете по адресу www.deir.org). ≈му, в частности, удалось показать, что обнаружение спр€танного предмета напр€мую зависит от присутстви€ в том же помещении спр€тавшего предмет человека, что совершенно согласуетс€ с нашими выводами. „еловек не показывает вида, где скрыт предмет, но психика ищущего бессознательно отражает изменение его осанки, ритма дыхани€, направлени€ взгл€да, проециру€ на движение рамки. » вот предмет обнаружен. —лов нет, при помощи полиграфа можно достичь того же самого. Ќо с рамкой все же дешевле и удобнее.

≈ще один, не менее нагл€дный пример Ч это ощущение Ђпол€ї. ≈сли Ђпощупатьї свое собственное поле, концентриру€сь на его качествах, таких как упругость, тепло, вибраци€, а затем Ђпощупатьї поле другого человека, то сразу же обнаружитс€, что пол€ различаютс€!

¬ общем-то неважно, в какую сторону имеютс€ отличи€, нам сейчас важен факт, что различи€ присутствуют. ќтчего они возникли? Ќу конечно, потому, что у этого человека друга€ температура тела, друга€ кожа, друга€ одежда, другой цвет лица, друга€ масса, вы к этому человеку как-то относитесьЕ „еловек Ч другой!

Ќо ведь мы же не думаем в этот момент о его температуре тела и прочих различи€х. ћы на них даже не концентрируемс€, все наше внимание поглощено фантомными тактильными ощущени€ми Ч но мы уловили разницу. Ќеосознаваемые особенности человека наложились на нашу сенсорную проекцию, позволив достаточно четко уловить некое различие.

ј если поставить задачу найти эти изменени€ в определенной области, например над позвоночником (вспомним, что в примере с листом бумаги у нас была косвенна€ инструкци€ отследить изменени€ в конкретной области)? ¬едь в области, допустим, радикулита будет присутствовать целый р€д изменений Ч смещенный позвонок, мышечное напр€жение, повышенна€ температура, изменение окраски кожных покровов. ѕричем в р€де случаев эти изменени€ совершенно неразличимы, даже если знаешь, что искать! ѕрин€ть во внимание и общий тонус мускулатуры, и незначительное его повышение, и стремление щадить пораженную область, и т. д. Ч задача довольно сложна€ дл€ сознани€. Ќо фантомное ощущение, по€вл€ющеес€ в сенсорной проекции, способно вы€вить это весьма элементарно. „то, как показывает практика, и делает. ƒиагностика по фантомным ощущени€м Ч тактильным и визуальным (по полю и ауре) Ч способна довольно точно указать место травмы, в том числе старой, локализацию болезненного очага. ѕричем в р€де случаев только инструментальное исследование позвол€ет вы€вить нарушение Ч сам объект исследовани€ отрицает его существование!

“ут нелишне вспомнить эксперимент известного психолога ¬. ћ. јллахвердова, иллюстрирующий крайнюю изощренность неосознаваемых механизмов нашей психики. ¬ этом эксперименте человеку предлагалось наобум назвать день недели нескольких произвольных дат, и было обнаружено, что объект такого эксперимента статистически достоверно совершал одну и ту же ошибку! “о есть поставленна€ задача решалась, но в сознание вводилась в искаженном виде Ч хот€, казалось бы, ее и решить-то без тренировки невозможно. ѕри таких возможност€х разума неудивительно, что при помощи сенсорной проекции пол€ экстрасенс улавливал информацию о развивающейс€ патологии.

ƒавайте зафиксируем наш вывод.

 

»зменение фантомного воспри€ти€ сенсорных проекций позвол€ет сделать осознаваемыми данные, полученные в неосознаваемом напр€мую виде. Ђѕолеї, Ђаураї и Ђэфирное телої, как взаимосв€занные проекции, могут рассматриватьс€ в качестве самосто€тельных информационных и информативных феноменов.

 ак феноменам пассивным, регистрируемым при активном воспри€тии, дадим им вне зависимости от канала (зрительного, тактильного, проприоцептивного, слухового, вкусового, обон€тельного) общее название Ч ѕќЋ≈, или —≈Ќ—ќ–Ќјя ѕ–ќ≈ ÷»я (далее —ѕ).

 

Ђƒоктор, у мен€ в левой коленке чувство, похожее на задумчивостьї (≈. Ўварц, Ђƒраконї). —мешно. Ќо разве кто-нибудь пыталс€ вы€снить, чем вызвано нелогичное ощущение?

√лава 3

Ќаши ощущени€ Ч
это кирпичики
человеческой реальности

ƒавайте теперь рассмотрим некоторые дополнительные свойства сенсорных проекций, важные дл€ нашего дальнейшего исследовани€. —делаем это на примере упражнени€ Ђшарикї, заключающегос€ в создании между ладон€ми сгустка сенсорной проекции, так называемого Ђполевого шарикаї (при постановке ладоней параллельно друг другу и концентрации на ощущени€х в ладон€х и между ними при их осторожном, с размахом в несколько миллиметров, медленном сближении и разведении возникает ощущение некоего сгустка (давление, температура, вибраци€, т€жесть) между ладон€ми. ƒалее с этим сгустком доступны манипул€ции, как с материальным объектом).

¬о-первых, это комплексность. —енсорна€ проекци€ всегда комплексна, то есть она состоит не из фантомных ощущений одного сенсорного канала (например, тактильное тепло) и даже не из сложных фантомных ощущений одного сенсорного канала (тепло, вибраци€, давление), а из смешанных фантомных ощущений нескольких каналов, причем данные одного канала легко перетекают в фантомные ощущени€ другого канала. “о есть Ђшарикї, к примеру, кроме тепла и давлени€ (тактильный канал) обладает свойствами т€жести (проприоцептивный канал) и может быть зарегистрирован зрительно в виде ауры (зрительный канал). Ќа этой базе мы можем предположить в нашей психике существование механизма, который обеспечивает описанное Ђперекрестноеї проецирование сенсорных сфер друг на друга и таким образом воспроизведение в сознании комплексного удобного и естественного образа дл€ калькул€тивного моделировани€ будущей активности.

 роме того, при движении только одной ладони в другой ладони регистрируютс€ изменени€ воспри€ти€ сенсорной проекции (Ђшарикаї) Ч в виде изменени€ давлени€, словно оно передаетс€ с ладони на ладонь, как это происходило бы, если бы в ладон€х был зажат воздушный шарик. “о есть данные проприоцептивного канала (движение руки и усилие, с которым она движетс€) возвращаютс€ психикой в качестве фантомного тактильного ощущени€.

—овершенно аналогичный механизм задействован при так называемом Ђпостукиванииї полем пальца по ладони.

¬о-вторых, это анизотропность. —озданный Ђшарикї можно выложить на одну ладонь, причем на другой ладони его (фантомных ощущений шарика) не будет, переложить из руки в руку, положить на стол, вз€ть со стола. ѕри этом сам шарик может изменить свои свойства в сторону уменьшени€ (к примеру, Ђполегчатьї или Ђпохолодетьї), что зависит, как мы покажем позднее, от элементарного нарушени€ концентрации и введени€ в действие фильтрующих сигнал механизмов сознани€, но никогда он сам не может спонтанно, без волевого усили€ или постороннего действи€ (последнее будет обсуждено далее) перескочить с ладони на ладонь или оказатьс€ в другом месте стола, а также внезапно сделатьс€ Ђт€желееї, Ђгор€чееї, Ђболее упругимї, то есть усилить свои свойства.

—оздаетс€ впечатление, что, если можно так выразитьс€, Ђконцентраци€ї сенсорной проекции и ее местоположение регулируютс€ бессознательными механизмами психики по однотипной схеме.  ак если бы фантомные ощущени€, из которых состоит Ђшарикї, €вл€лись некоей Ђэнергиейї, способной самопроизвольно уменьшатьс€, но уж никак не увеличиватьс€.

¬-третьих, это мобильность. —войство, оп€ть-таки хорошо про€вл€ющеес€ при индивидуальном эксперименте с Ђшарикомї. ƒостаточно создать эту сенсорную проекцию, намеренно усилив одно из ее свойств, например тепло, а затем погрузить себе в солнечное сплетение, как по телу пройдет отчетлива€ тепла€ волна. ≈сли погрузить Ђшарикї себе в область лица, также возникнет заметное усиление тепловых ощущений в данной области.

 онечно, в материальном мире ничего никуда не перетекает Ч хот€ бы потому, что в солнечном сплетении не имеетс€ никакой Ђдыркиї дл€ погружени€ туда Ђшарикаї, но фантомные ощущени€, свойства сенсорной проекции про€вл€ют потр€сающую проникающую способность! ќни с легкостью могут быть перенесены в любую точку тела, изменив в ней ощущени€. Ёто свойство очень важно при использовании сенсорных проекций дл€ самопомощи, саморегул€ции. ќно позвол€ет снизить болевые ощущени€, увеличить разогрев ткани, улучшить кровоснабжение, стимулировать активность. Ёто простейший и из€щный способ решить очень сложную задачу саморегул€ции (аутотренинг, аутосуггести€, к примеру, подразумевают дл€ решени€ аналогичной задачи погружение в транс).

ћы вернемс€ к рассмотренным особенност€м сенсорных проекций несколько позднее, когда будем рассматривать практические аспекты их применени€. ѕока же есть еще несколько свойств, которые остались нами неизученными, в том числе такое важное, как объективность, то есть доступность дл€ независимого наблюдени€ несколькими наблюдател€ми.

Ќо это заставл€ет нас рассмотреть вариант, что же происходит, когда сенсорна€ проекци€ одного человека предлагаетс€ в качестве предмета внимани€ другому человеку. ¬от тут и начинаетс€ самое интересное!

„то происходит, когда один человек (Ђјї) подносит ладонь к поверхности тела или ладони другого человека (ЂЅї)? –азумеетс€, Ђјї строит классическую сенсорную проекцию. Ќо ведь и ЂЅї делает то же самое! Ђјї неосознанно представл€ет, что его ладонь, окруженна€ сенсорной проекцией, несколько больше, чем материальна€ ладонь, равно как и то, что поверхность тела ЂЅї тоже окружена сенсорной проекцией (в данной ситуации неосознаваема€ механика психики бесхитростно пользуетс€ инстинктивной гипотезой о физиологическом подобии Ч так мы, вид€, что кто-то сильно ударилс€, непроизвольно кривимс€, перенес€ на себ€ предполагаемые ощущени€ ударившегос€ сородича). “ак и ЂЅї знает то же самое! Ђјї знает, что он ощущал бы, соприкоснувшись с ЂЅї, и создает соответствующую проекцию, однако и ЂЅї знает то же самое и бессознательно экстраполирует, как ощущает свою сенсорную проекцию Ђјї, и неосознанно создает свою сенсорную проекцию с учетом гипотезы о наличии у Ђјї сенсорной проекции. Ѕолее того, Ђјї считывает ощущени€ ЂЅї, его сенсорную проекцию, непроизвольно дешифру€ изменение многочисленных невербальных особенностей его поведени€. » наоборот! Ђјї и ЂЅї стрем€тс€ установить контакт между своими сенсорными проекци€ми Ч со всеми закономерност€ми, вы€вленными нами дл€ сенсорных проекций!

¬озникает ощущение Ђполевого контактаї между двум€ сенсорными поверхност€ми, окруженными зоной сенсорных проекций. ќно больше по Ђтолщинеї, нежели Ђодносторонн€€ї проекци€ (например, в случае Ђконтактаї с неживым предметом). Ќо, пожалуй, не это самое важное. ¬ажно то, что этот контакт в полной мере обладает свойством комплексности и анизотропности.

“о есть на эту зону контакта проецируетс€ в виде фантомных тактильных ощущений вс€ неосознаваема€ информаци€, получаема€ контактирующими субъектами друг о друге! » одновременно каждый из субъектов строит свою сенсорную проекцию из неосознаваемой гипотезы, что у его партнера должны быть те же самые ощущени€, что и у него самого!





ѕоделитьс€ с друзь€ми:


ƒата добавлени€: 2016-11-18; ћы поможем в написании ваших работ!; просмотров: 407 | Ќарушение авторских прав


ѕоиск на сайте:

Ћучшие изречени€:

—тудент всегда отча€нный романтик! ’оть может сдать на двойку романтизм. © Ёдуард ј. јсадов
==> читать все изречени€...

2152 - | 1924 -


© 2015-2024 lektsii.org -  онтакты - ѕоследнее добавление

√ен: 0.066 с.